УДК 378.1
Т. С. Суходаева
Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новосибирск, Россия)
ОЦЕНИВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
Рассматривается сущность контроля и оценивания в управлении деятельностью студентов по формированию компетенций, определяемых Федеральными государственными образовательными стандартами. На основе анализа практики выявляются достоинства и недостатки балльно-рейтинговой системы оценивания при реализации образовательных программ.
Ключевые слова: качество образования, управление образовательным процессом, компетенции, инновационные технологии оценивания, балльно-рейтинговая система.
Современный этап развития высшего профессионального образования характеризуется переходом от квалификационной модели выпускника к компетентностной. Он означает прежде всего изменение целей образования. Это, в свою очередь, требует контроля и оценки не только знаний как таковых, а в первую очередь уровня сформи-рованности компетенций, определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования (ФГОС ПО) по соответствующему направлению подготовки. Речь идет о научно обоснованной структуре знаний и умений, их системности, актуальности и значимости для практической деятельности. Знания и умения становятся, таким образом, критерием выбора способа конкретной деятельности. В своей совокупности они обеспечивают достижение определенных компетенций, которые современная парадигма обучения поставила во главу угла, понимая компетенции как готовность личности к успешной, востребованной рынком труда деятельности в выбранной профессиональной области. Компетенции связывают воедино возможности выпускника и условия их реализации в профессиональной деятельности.
Такой подход предполагает целенаправленные действия всех участников образовательного процесса, понимающих, каким должны быть результаты обучения. По сути, планирование результатов обучения, сформулированных как учебные цели в терминах деятельности, ориентированных на конечные результаты (установить, вычислить, применить, выявить, разработать и т. п.), — это и есть компетентностный подход. Такие результаты обучения станут конкурентоспособными, т. е. будут признаваться всеми участниками образовательного процесса, в том числе работодателями.
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2015. № 1. © Т. С. Суходаева, 2015
Новый подход принципиально меняет роль студента, превращая его из объекта обучения в субъект. Существенно повышается роль самостоятельной работы студентов, что обусловливает необходимую реструктуризацию учебного процесса. Важнейшей педагогической задачей становится организация и управление познавательно-созидательной деятельностью студентов, в ходе которой будет формироваться и развиваться система профессиональных компетенций. Отсюда следует, что эффективность управления образовательным процессом в значительной степени зависит от правильного планирования результатов обучения, способов их оценивания и организации контроля. Компетентностный подход к подготовке специалистов кардинально меняет весь образовательный процесс, включая контроль, который в этих условиях со всей определенностью предполагает регулярное оценивание персональных достижений обучающихся и формирования кумулятивной оценки качества.
Действующие образовательные и профессиональные стандарты определяют ориентиры для объективной оценки качества подготовки выпускника: способность решать задачи на профессиональном уровне и действовать в соответствии с заданными трудовыми функциями. При этом основной акцент делается не на получение знаний, умений, навыков, а на формирование системного набора компетенций. Компетентност-ный подход, заложенный как новая образовательная парадигма, — это оппозиция дисциплинарной и тематической формы организации образования. Во главу угла ставится междисциплинарность и наддисциплинарность, соотнесенная с широкой общественной проблематикой.
Стратегическая карта компетенций объединяет три блока компетенций: аналитические, системные и коммуникационные. В принципе компетенцией может считаться любая признанная значимая характеристика индивида, которую
можно измерить и оценить. Очень важны и поведенческие аспекты. Это компетенции, которые выражаются в терминах наблюдаемого поведения внутри социальных систем и коллективов. Таким образом, компетенция включает в себя также совокупность взаимосвязанных качеств личности, заданных по отношению к определенному кругу процессов.
Само понятие «компетенция» связано с попыткой преодолеть раздробленность предметов, дисциплин, фрагментарность знаний и сформировать интегральные характеристики выпускника. Важнейший критерий качества подготовки — структурированность знаний: уровень, полнота, прочность и др. Многие исследователи обращают внимание на то, что именно она позволяет формировать компетенции за счет «переносимости» универсальных знаний, умений и навыков в различные сферы профессиональной деятельности. Неслучайно в современных образовательных стандартах наблюдается превалирование так называемых трансверсальных компетенций, носящих общий, системный, социально-личностный характер, над узкопрофессиональными1.
Инвариантная структура любой компетенции включает в себя:
— ответственность за результат;
— потребность, мотивы, направленность как мотивационную основу;
— способность к деятельности как индивидуально-психологическую основу;
— знания, умения, навыки и опыт деятельности как инструментальную основу;
— саморегуляцию.
Интеграция всех компетенций в инвариантную структуру профессиональной компетенции специалиста осуществляется в тот момент, когда студент или выпускник начинает действовать. Специфика оценивания компетенций, как справедливо, на наш взгляд, полагают Т. Ф. Кряклина и А. П. Детков, заключается в том, что оцениванию полежит компетенция в форме демонстра-
2
ции, т. е. ее применение студентом .
В полной мере оценить уровень профессионализма выпускника вуза можно через надежное измерение результатов обучения, т. е. компетенций. Контроль учебных достижений в процессе формирования компетенций осуществляется через их оценивание и необходимую корректировку, и тем самым происходит управление процессом обучения.
Повышение качества образования сопряжено с поиском новых, инновационных технологий контроля и оценивания уровня подготовки обу-
1 См., например: Снигирева Т. А., Гришанова И. А. Применение комплексного подхода при оценке качества структуры знаний обучающихся // Фундаментальные исследования. 2014. № 11. С. 1385 ; Хисматуллина З. Н. Эволюция стандартов высшего образования. От ориентации на знания, умения и навыки к оценке компетенций // Вестн. Казанского технологического ун-та. 2013. Т. 16. № 22. С. 400.
2 Кряклина Т. Ф., Детков А. П. Оценка знаний и оценка компетенций: общее и особенное // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 4 (16). С. 119.
чающихся. Главный недостаток традиционной системы образования состоит в отсутствии стимулов для регулярной и ритмичной работы, «штурмовщине», авралах в период сессии и перед сессией, уравнивании достижений обучения. Традиционная система оценки знаний обучающихся предполагает определение соответствия воспроизведенных знаний обучающихся некоему заранее заданному контенту. В этом смысле традиционное оценивание идет по запрограммированным критериям этого соответствия. Инновационные инструменты оценивания отличаются от традиционных отсутствием запрограммированных критериев оценок.
За последнее десятилетие происходит ускоренное внедрение в учебный процесс инновационных технологий оценивания учебной деятельности студентов. Вообще инновационные образовательные технологии, в том числе относящиеся к системе оценивания, направлены на активизацию самостоятельной работы студентов и усиление мотивации к обучению. Внутренняя мотивация к достижению высоких результатов в учебной деятельности возникает во время самостоятельной познавательной деятельности, когда учебные действия становятся осмысленными, ориентированными на непрерывную познавательную активность и преодоление возникающих в процессе обучения трудностей. Регулярность и системность самостоятельной работы способствуют формированию высоких социально-личностных качеств обучающегося.
Эффективным нововведением, повышающим качество управления учебным процессом, явилась балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов как информационная система, решающая задачи оценки образовательной деятельности. По мнению большинства исследователей, при правильной ее организации преодолеваются многие недостатки традиционной системы оценивания, как то отсутствие возможности планомерного накопления знаний и оперативного управления учебным процессом. Поэтому это нововведение может быть с успехом использовано как альтернативная система мониторинга накапливаемых в течение семестра результатов обучения.
Балльно-рейтинговая система имеет целый ряд преимуществ по сравнению с традиционным оцениванием, а именно:
— позволяет более точно определить уровень индивидуальных образовательных достижений, так как снижается степень погрешности, присущая экзамену;
— стимулирует регулярность учебной работы, что формирует более прогнозируемую систему знаний и навыков;
— выстраивает более структурированные отношения преподавателей и студентов, поскольку «правила игры» более четкие и известны всем участникам заранее.
Главная цель применения балльно-рейтин-говой системы контроля и оценивания — повы-
шение качества образовательного процесса. Она достигается за счет того, что в балльно-рей-тинговой системе мотивация высоких достижений опирается на планирование и контроль самостоятельной работы. При этом планируемые результаты обучения по дисциплине или модулю, т. е. уровни освоения дисциплины, должны соотноситься с планируемыми результатами освоения образовательной программы в целом — формируемыми компетенциями. Тем самым данная система становится инструментом управления образовательным процессом.
Рейтинг как квалиметрическое понятие отражает процесс накопления теоретических знаний, а также практических навыков, умения и опыта, т. е. демонстрирует наращивание результатов образования по выбранным параметрам компетенций. В зависимости от специфики учебной дисциплины рейтинг может формироваться по таким оцениваемым параметрам, как логика и аргументация в устном ответе, построение и использование теоретических моделей, владение понятийно-терминологическим аппаратом, проведение информационно-аналитической работы, сбор информации в глобальных сетях, применение нормативно-правовой базы, разработка конкретных документов или их схем, анализ и интерпретация статистических данных, навыки проведения расчетов и т. п. Важным параметром оценки является умение работать в команде.
Таким образом, рейтинг студента становится основным показателем освоения образовательной программы и представляет собой последовательное оценивание уровня достижений студента по каждой дисциплине в виде индивидуального кумулятивного индекса, позволяющего ранжировать студентов в группе, на курсе, факультете, в вузе по достигнутому уровню учебных результатов.
Как правило, балльно-рейтинговая система конкретизирует условия успешного освоения уровней учебных достижений в заданных контрольных точках. Однако, отметим, что некоторые исследователи систем оценивания, например О. В. Жадин, считают совершенно неоправданным стремление одновременного проведения среза текущих результатов обучения студентов на единых «контрольных сроках» по всем учебным дисциплинам1. В этом случае происходит формализация контроля вопреки внутренней логике изучения дисциплины.
Балльно-рейтинговая система также дает возможность оценить в целом правильность протекания учебного процесса2. Действительно, если в течение семестра условно установлены четыре контрольные точки, то накопление к первой контрольной точке 10—15 баллов из 100 баллов, максимально возможных за семестр, после месяца
1 Жадин О. В. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов // Новые технологии и формы обучения. 2009. Вып. № 11 (9). С. 16.
2 См. подробнее: Шехонин А. А., Тарлыков В. А. Балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения // Высшее образование в России. 2011. N° 6. С. 29.
изучения дисциплины у подавляющего большинства студентов учебной группы сигнализирует о значимых методических просчетах самого преподавателя. И это должно вызвать озабоченность у всех участников балльно-рейтинговой системы, в первую очередь кафедры и деканата.
Как уже отмечалось, рейтинг позволяет провести сравнение учебных достижений студентов относительно друг друга. Вместе с тем он способствует индивидуализации обучения, если преподаватель ранжирует задания по уровню сложности. Это дает возможность студенту опираться на собственные способности и продвигаться вперед по своей образовательной траектории, поскольку мотивация студента зависит помимо всего прочего от индивидуальных типологических особенностей. Переход от тематического оценивания к оцениванию степени сформированности компетенции требует подготовки таких учебных заданий, которые требовали бы от студентов умения перестраиваться и действовать не только по известному алгоритму, а «выборочно» и подвижно воспроизводить знания и адаптировать их к конкретной учебной ситуации. Следует полностью согласиться с Т. Ф. Кряклиной и А. П. Детковым, что при этом заранее запрограммированной оценки результатов деятельности студента у препода-
3
вателя возникнуть не может .
Использование рейтингов как инструмента управления образовательной деятельностью требует «ломки привычного стиля и характера работы не только преподавателей, но и студентов. Внедрение балльно-рейтинговой системы сопровождается переконструированием процесса обучения, изменения форм контроля, переосмысления принципов, методов и способов оценива-ния»4. Действительно, эффективность балльно-рейтинговой системы зависит во многом от отношения к ней участвующих субъектов.
Балльно-рейтинговая система, обусловливая со своей стороны реструктуризацию учебного процесса и повышение роли самостоятельной работы студентов, способствует превращению студента из объекта обучения в субъект этого процесса. В частности, поэтому важно обращать внимание на мнение студентов при совершенствовании работы по балльно-рейтинговой системе. Кроме того, рейтингование по уровню учебных достижений приучает студентов к деятельности в условиях конкуренции, что уже само по себе является компетенцией.
Балльно-рейтинговая система расширяет возможности применения различных видов и форм контроля, формализации или технологизации процесса оценивания. Нельзя не согласиться, что «технологический фундамент современного образовательного процесса составляют информацион-
3 См. подробнее: Кряклина Т. Ф., Детков А. П. Указ. соч. С. 119.
4 Марчан К. М. Балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов // Совет ректоров. 2012. № 10. С. 31.
ные технологии»1 . При внедрении и реализации балльно-рейтинговой системы желательно наличие такой информационной системы учета успеваемости, которая обеспечит распределенный доступ к базе оценок, выдаче различных отчетов и информации по успеваемости студентов как в разрезе дисциплин, так и в разрезе курсов для оперативного управления образовательным процессом. Еще более важно наличие методического обеспечения, соответствующего компетентност-ной парадигме, и нахождение оптимальных форм контроля. На формирование этого фундамента может уйти несколько лет.
Признавая роль балльно-рейтинговой системы оценивания в формировании мотивации самостоятельной работы студентов, нельзя не указать на возможность возникновения парадоксальной ситуации. Студенты с низкой академической активностью в процессе изучения дисциплины, набравшие низкий накопительный рейтинг, даже при блестяще сданном экзамене могут получить низкую оценку. В этом случае теряется смысл сдавать экзамен без ликвидации задолженности по параметрам текущего и рубежного контроля. Таким образом, система вынуждает студента заниматься систематически и заботиться об успешном прохождении текущих и рубежных контрольных мероприятий.
Организации высшего образования начали работу по внедрению балльно-рейтинговой системы с 2002 г. после подписания приказа Минобразования России от 11 июля 2002 г. № 26542. В течение почти десяти лет в Сибирском институте управления — филиале РАНХиГС (до 1 января 2012 г. — Сибирская академия государственной службы) проводился эксперимент по внедрению балльно-рейтинговой системы организации учебного процесса и осуществлялся поэтапный переход к образовательной деятельности института по данной системе как обязательной для применения. Существенной особенностью системы оценивания, принятой в Сибирском институте управления, является ее высокая технологичность. Реализация балльно-рейтинговой системы осуществляется с использованием специальной базы данных. Разработанный в этой образовательной организации программный продукт обеспечивает сбор балльных оценок и выдачу отчетных форм, при этом уменьшается время на сбор и обработку информации и обеспечивается персональный доступ к результатам всем участникам образовательного процесса. Опыт апробации и внедрения балльно-рейтинговой системы в Сибирском институте управления — филиале РАНХиГС подвергся анализу, что позволило выявить методические лакуны, спрогнозировать результаты дальнейшего применения, скорректировать формы и способы ее использования для достижения наиболее эф-
1 Шехонин А. А., Тарлыков В. А. Указ. соч. С. 24.
2 О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов : приказ Минобразования от 11 июля 2002 г. № 2654 // Официальные доку-
менты в образовании. 2002. № 23.
фективного управления учебным процессом3. Достигнутая прозрачность образовательного процесса позволяет оперативно принимать педагогические и управленческие решения. Преподаватель имеет возможность корректировать задания и сроки проведения мероприятий по текущему контролю. Деканаты и кафедры могут адресно вести работу с отстающими студентами и пр. Появляется возможность нормирования и планирования трудоемкости самостоятельной работы студентов, что позволяет оптимизировать общую нагрузку студентов и, следовательно, повышать эффективность их учебной деятельности.
Длительный опыт применения балльно-рейтинговой системы оценивания в Сибирском институте управления дает основания утверждать, что ее реализация действительно повышает мотивацию студентов к получению качественного образования, поскольку усиливает индивидуализацию обучения, вовлекая студентов в самостоятельную учебную и научно-исследовательскую деятельность, а также повышая личную ответственность за результаты обучения. Предусмотрена возможность получения премиальных баллов за выполнение дополнительных объемов работы, например за участие в научно-исследовательской работе. Студенты проходят промежуточную аттестацию по дисциплине в форме зачета по накопленному рейтингу. Экзаменационная оценка также напрямую зависит от суммы накопленных за период изучения дисциплины баллов. Более того, при пороговом значении рейтинга промежуточная аттестация в форме экзамена проводится автоматически.
Существенным является то, что студенты в начале каждого семестра получают актуальную информацию о видах и типах заданий для самостоятельной работы по каждой дисциплине, формах и сроках прохождения контрольных мероприятий, параметрах и критериях оценивания результатов обучения. Такая информация готовится для каждой учебной группы, размещается в базе данных института «Балльно-рейтинговая система». Студент имеет к ней персональный доступ. Это дает ему возможность учиться самостоятельно планировать свою учебную деятельность по всей совокупности учебных дисциплин с целью рациональной ее организации, осуществлять самоконтроль формирования компетенций и выявлять индивидуальные резервы повышения рейтингов.
Таким образом, балльно-рейтинговая система оценивания оказывается органично включенной в процесс управления учебной деятельностью студентов. Она позволяет проводить контроль и мониторинг успешности формирования компетенций, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования; более рационально ор-
3 См. подробнее: Опыт экспериментального внедрения модульно-рейтинговой системы организации учебного процесса в СибАГС в 2005—2010 гг. : сб. науч.-метод. материалов / под общ. ред. И. В. Брызгаловой, Т. С. Суходаевой ; СибАГС. Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2012. 105 с.
ганизовать как контактную, во взаимодействии с преподавателем, так и самостоятельную работу студентов; существенно повышать мотивацию студентов к освоению образовательных программ за счет более глубокой дифференциации и повышения объективности оценок.
Вместе с тем остается широкий круг проблем, которые осложняют применение балльно-рейтинговой системы и ждут своего решения. Необходимо более четко фиксировать параметры рейтингов относительно сформулированных ФГОС компетенций, а также требований к уровню освоения учебной дисциплины. Недостаточно эффек-
тивно используются возможности тонкой дифференциации оценок по 100-балльной шкале. Критерии оценок носят достаточно общий характер и не учитывают специфику той или иной учебной дисциплины. Поэтому модели оценивания результатов обучения на основе составления рейтингов, используемые различными организациями высшего образования, требуют дальнейшего анализа и критического осмысления, что позволит в перспективе создать рациональную систему оценивания, позволяющую эффективно управлять образовательным процессом.
T. S. Suhodaeva
COMPETENCIES ASSESSMENTS IN EDUCATIONAL PROCESS MANAGEMENT
The essence of control and assessment of the management of students' activities to form the competences determined by the Federal State Educational Standards is considered. Advantages and disadvantages of grade-rating system in the implementation of educational programs based on practice analyses are disclosed.
Keywords: quality of education, management of educational process, competencesu, innovation assessment technologies, grade-rating system.