И.Р. Сташкевич; Челяб. гос. ун-т. — Челябинск, 2004. - 111 с.
9. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2000. — 112 с.
10. Ятунина, А.И. Медицина катастроф [Текст] = Emergency medicine / А. И. Ятунина,
Н.В. Попова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. по-литехн. ун-та, 2009. — 165 с.
11. Dudeney, G. How to... teach with technology [Text] / G. Dudeney, N. Hockly. — Pearson Education Limited, Longman, 2007. — 192 c.
12. Williams, E.J. Presentations in English [Text] / E.J. Williams. — Macmillan, 2008. — 128 c.
УДК 378
Е.Г. Поршнева
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В РАЗРАБОТКЕ ВУЗОВСКОГО УЧЕБНОГО КУРСА
Изменения в сфере российского образования направлены на повышение готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности, а также на создание условий для формирования творческого потенциала учащихся, развития активной учебной деятельности, способности к самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельности. Развить эти умения и способности у учащихся возможно внедрением компетентностного подхода в русле перехода от парадигмы «образование на всю жизнь» к новой парадигме «образование через всю жизнь». В рамках современной модернизации системы образования компетентностный подход рассматривают как одно из важнейших положений обновления содержания образования.
Реализация компетентностного подхода обусловливает необходимость реализовать его деятельностную направленность и привести к использованию современных образовательных технологий. Вместе с тем комплексное использование современных методов и средств обучения на основе компетентностного подхода рассматривается как одно из эффективных направлений совершенствования процесса подготовки студентов.
В настоящее время в науке достаточно эффективно разрабатывается и разносторонне рассматривается компетентностный подход в образовании. Однако остаются недостаточно методически разработанными вопросы внедрения и учета особенностей компетентностного подхода применительно к проектированию и реализации учебных дисциплин в вузах на основе комплексного использования современных методов и средств обучения. Поэтому поиск эффективных путей, связанных с разработкой и внедрением компетент-ностного подхода в учебные курсы, рассматривается как актуальная и своевременная задача.
Под компетентностным подходом понимается частнонаучная дидактическая методология целеполагания образовательного процесса, направленная на деятельностный компонент (обучение деятельности) и основанная на представлении цели и задач обучения в виде перечня компетенций, обобщенно представляющих знания, умения, навыки, опыт деятельности, личностные качества, которыми должен обладать обучающийся по завершении образовательной программы [1, 2].
Организационно-методическими условиями реализации компетентностного подхода при проектировании вузовского учебного курса являются:
^ Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 2' 2011
1) учет особенностей компетентностного подхода применительно к реализации конкретного учебного курса;
2) комплексное использование современных методов обучения в вузе, необходимых для реализации компетентностного подхода;
3) применение дистанционных образовательных технологий в качестве средства поддержки современных методов обучения.
В ходе исследования выявлены особенности компетентностного подхода применительно к вузовскому учебному курсу:
• системный подход к формированию понятных и диагностируемых целей и результатов обучения;
• разработка системы, критериев и методики оценивания учебной успешности студентов и планируемых результатов обучения;
реализация деятельностной направленности с помощью использования современных методов обучения;
• оценка результатов обучения и корректировка методов обучения, систем контроля и учебного курса.
Для реализации компетентностного подхода целесообразно комплексное использование современных образовательных технологий:
• активных и интерактивных методов обучения, активизирующих учебную деятельность учащихся;
• модульного принципа построения учебного курса, обеспечивающего индивидуальную ритмичную и активную работу студентов по ходу освоения курса;
• балльно-рейтинговой системы оценивания как одной из современных систем контроля учебных достижений учащихся;
• методов развития активной (аудиторной и внеаудиторной) самостоятельной работы студентов;
• формирующего оценивания, развивающего навыки осмысления своей деятельности по достижению целей и способствующего формированию рефлексивного мышления.
Одним из перспективных направлений развития высшего образования считается переход от информативных к активным методам обучения, стимулирующим активность обучающихся в учебно-познавательной деятельности. Активные методы обучения побуждают
учащихся к самостоятельному поиску знаний, активизируют их учебную и познавательную деятельность, развивают мышление, формируют практические умения и навыки.
Методы активного обучения можно использовать на различных этапах учебного процесса: на начальной стадии овладения знаниями наряду с традиционными методами — проблемные лекции, эвристические беседы, учебные дискуссии и т. д.; для закрепления знаний коллективную мыслительную деятельность, упражнения и т. д.; на этапе формирования профессиональных умений, навыков на основе знаний и развития творческих способностей — игровые и неигровые методы. Взаимодействие преподавателей и учащихся с помощью активных и интерактивных методов обучения служит эффективным средством формирования компетенций будущих специалистов.
Дистанционные образовательные технологии целесообразно рассматривать как организационно-методическое условие реализации компетентностного подхода в вузовском учебном курсе. Под дистанционными образовательными технологиями понимается способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и коммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) и частично опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя с целью достижения запланированных результатов обучения. Сочетание занятий и дистанционной поддержки учебного курса позволяет формировать знания, умения, навыки и личностные качества студентов.
С помощью дистанционных образовательных технологий может быть реализован модульный принцип организации обучения. Модульная технология обучения формируется на основе разделения учебного материала на систему отдельных, относительно самостоятельных учебных модулей. Модуль — это структурный элемент программы обучения, состоящий из логически завершенных по тематике и по времени учебных элементов. Модульный принцип организации обучения способствует формированию необходимых результатов обучения посредством структурирования содержания учебного материала, выбора необходимых методов, средств и форм обучения, реализующих балльно-рейтинговую
систему контроля и оценки учебных достижений, а также самостоятельную работу студентов [3]. Использование модульного подхода к изучению дисциплин позволяет более равномерно распределить учебную нагрузку в течение семестра с проведением текущего, рубежного и итогового контроля для определения уровня усвоения материала студентами.
Модульное обучение может быть эффективно реализовано с помощью современных информационно-коммуникационных технологий в образовании, в арсенале которых в настоящее время имеются такие мощные средства, как системы управления обучением (Learning Management System), в частности специально разработанные под модульный принцип организации обучения и балльно-рейтинговую систему оценивания.
Одной из перспективных и отвечающих современным требованиям систем контроля учебных достижений, особенно при модульном построении учебного курса, является балльно-рейтинговая система. Для этой системы характерны: разбиение дисциплины на учебные модули; установление необходимого количества баллов, как за весь учебный курс, так и за конкретные учебные модули; оценивание всех видов учебной деятельности обучающегося по освоению каждого модуля; учет в итоговой оценке по учебной дисциплине оценок за освоение всех учебных модулей.
Балльно-рейтинговая система нацелена на постоянный контроль успешности учебной деятельности обучающихся и имеет ряд преимуществ [4, 5]:
• способствует более ритмичной, активной и дисциплинированной работе студентов в течение всего периода обучения с развитием умения рационально распоряжаться ресурсом времени с учетом своих сил;
• дает более объективную и точную оценку успешности учебной деятельности студентов;
• позволяет вычислять индивидуальный рейтинг каждого студента за определенный период обучения (месяц, семестр, учебный год);
• дает возможность использования более широкой шкалы оценок;
• повышает мотивацию к обучению, заинтересованность обучающихся на получение более высокого конечного результата (рейтинга);
• стимулирует регулярность подготовки к занятиям и выполнения заданий;
• дает возможность применения рейтинговой системы как в очном, так и в дистанционном обучении и др.
Балльно-рейтинговая система рассматривается как одно из организационно-методических условий реализации компетентностного подхода в разработке вузовского учебного курса. Эффективность балльно-рейтинговой системы во многом зависит от ее понятности, доступности и неизменности для обучающихся. Очень хорошо, если в вузе (на факультете) действует единая система оценивания.
Балльно-рейтинговая система является более объективной и точной оценкой уровня успешности освоения учебного материала учащимися за счет использования балльной шкалы оценок, прозрачности и понятности критериев оценки, оценивания каждого учебного модуля, а также стимулирует обучающихся к активной и результативной деятельности.
Важное условие эффективности обучения — возможность индивидуальной помощи студентам, столкнувшимся с трудностями во время обучения. Именно формирующее оценивание ориентировано на индивидуальные достижения каждого учащегося, призвано выявить пробелы в освоении теоретического и практического материала с целью эффективного их восполнения, а также нацелено на формирование адекватной самооценки у студентов и осознания путей и способов улучшения собственных результатов.
В ходе исследования установлено, что формирующее оценивание является целесообразным элементом компетентностного подхода, ориентированного на разработку планируемых результатов обучения в комплексе с критериями их достижения и методиками контроля, а также на систематический мониторинг и корректировку результатов обучения, и реализуется в учебном курсе за счет:
• оценивания каждого модуля на основе известных и понятных студентам критериев;
• контроля индивидуальных достижений каждого учащегося как преподавателем, так и самим студентом;
• ориентации студентов на самостоятельное выявление пробелов в освоении учебного
4
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 2' 2011
материала на основе анализа выполненных и проверенных заданий;
обеспечения регулярной обратной связи между преподавателем и обучающимися;
организации самостоятельной работы студентов, включающей опережающую и текущую самостоятельную работу, выполнение заданий, а также восполнение пробелов, выявленных в результате анализа учебной работы.
Формирующее оценивание способствует развитию у учащегося рефлексивных навыков, направленных на осмысление им собственной деятельности, собственного опыта с целью нового понимания, переоценки и обоснования своих убеждений и ценностей [2]. Рефлексия должна быть обязательным завершающим этапом любой учебной работы, помогая учащемуся оценить проведенную работу.
Построение эффективного вузовского учебного курса на основе компетентностного подхода возможно при использовании средств дистанционной поддержки современных методов обучения в вузе (систем управления обучением, например пакета МооШе, позволяющего результативно реализовать современные методы обучения).
Анализ современных методов и средств обучения позволил обосновать целесообразность комплексного применения в учебном процессе: активных и интерактивных методов обучения; балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов; технологий дистанционной поддержки обучения; модульного принципа построения учебного курса; формирующего оценивания; перехода к ориентированному на студента построению
учебного курса, способствующего активной, ритмичной, самостоятельной работе и развитию рефлексных навыков учащихся.
Таким образом, предложены методические рекомендации по проектированию вузовского учебного курса на основе компетентностного подхода:
• системное формирование целей и планируемых результатов освоения учебного курса в увязке с целями основной образовательной программы;
• наличие программы учебного курса для студентов (понятной студентам);
• использование в учебном курсе среды дистанционной поддержки обучения;
• использование балльно-рейтинговой системы оценивания;
• модульный принцип построения учебного курса;
• широкое применение активных и интерактивных методов обучения, формирующего оценивания;
• реализация формирующего оценивания, развивающего навыки осмысления своей деятельности по достижению целей и способствующего формированию рефлексивного мышления;
• оценивание результатов учебной деятельности и корректирование методов обучения, систем контроля с целью улучшения учебного курса.
Предложенные методические рекомендации по разработке вузовского учебного курса с позиций компетентностного подхода на основе комплексного использования современных образовательных технологий целесообразно использовать для проектирования всех учебных курсов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсеньев, Д.Г. Современные подходы к проектированию и реализации образовательных программ в вузе [Текст] / Д.Г. Арсеньев, А.И. Сурыгин, Е.В. Шевченко. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. политехи. ун-та, 2009. — 82 с.
2. Никифоров, В.И. Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия, определения [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.И. Никифоров, А.И. Сурыгин. — Там же. — 141 с.
3. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст]: учеб. пособие для вузов /
Д.В. Чернилевский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -437 с.
4. Образцов, П.И. Дидактика высшей военной школы [Текст]: учеб. пособие / П.И. Образцов, В.М. Косухин. — Орел: Изд-во Акад. спецсвязи России, 2004. — 317 с.
5. Преснецова, В.Ю. Разработка инновационных технологий в области контроля, оценки и коррекции знаний студентов [Текст] / В.Ю. Пре-снецова [и др.] // Открытое образование. — 2008. — № 2. — С. 48—52.