Научная статья на тему 'Отражение закона единства и борьбы противоположностей в акмеологическом развитии педагога в системе повышения квалификации'

Отражение закона единства и борьбы противоположностей в акмеологическом развитии педагога в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
575
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛЕКТИКА / АКМЕОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА / DIALECTIC / ACMEOLOGY / PHILOSOPHY / PSYCHOLOGY / PEDAGOGY / ACMEOLOGICAL TEACHER DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малютина Оксана Петровна

Изучено акмеологическое развитие педагога с точки зрения диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей представлен движущей силой акмеологического развития педагога. Отражением этого закона, по мнению автора, являются противоречия процесса педагогического развития. Противоречиями, обусловливающими переход педагога на более высокий уровень акмеологического развития, служат: противоречие между притязаниями педагога и его возможностями, и противоречия между выдвигаемыми к педагогу обществом требованиями и реальными возможностями педагога по их выполнению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFLECTION OF THE UNITY AND STRUGGLE OF OPPOSITES LAW IN THE TEACHER'S ACMEOLOGICAL DEVELOPMENT IN QUALIFICATION RAISING SYSTEM

The study of teacher's acmeological development from the dialectic point of view is considered. The unity and struggle of opposites law is represented as driving force of teacher's acmeological development. In my opinion the contradictions of the pedagogical development process mean the reflection of this law. The contradictions contributing to the teacher's reaching a higher level of acmeological development are the contradictions between the teacher's claims and his possibilities and the contradictions between the demands that are required by the society to the teacher and the real teacher's possibilities on their implementing.

Текст научной работы на тему «Отражение закона единства и борьбы противоположностей в акмеологическом развитии педагога в системе повышения квалификации»

УДК 159.922

ОТРАЖЕНИЕ ЗАКОНА ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ В АКМЕОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

© Оксана Петровна МАЛЮТИНА

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Российская Федерация, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры психологии и естественно-научных дисциплин, e-mail: [email protected]

Изучено акмеологическое развитие педагога с точки зрения диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей представлен движущей силой акмеологического развития педагога. Отражением этого закона, по мнению автора, являются противоречия процесса педагогического развития. Противоречиями, обусловливающими переход педагога на более высокий уровень акмеологического развития, служат: противоречие между притязаниями педагога и его возможностями, и противоречия между выдвигаемыми к педагогу обществом требованиями и реальными возможностями педагога по их выполнению.

Ключевые слова: диалектика; акмеология; философия; психология; педагогика; акмеологическое развития педагога.

Движущая сила процесса развития педагога в системе повышения квалификации -разница между целями, поставленными педагогом, и теми, что были фактически реализованы (результаты педагогической деятельности). Постановка целей означает, что в процессе педагогической деятельности желаемые достижения педагогов, их духовный мир, позиция личности как бы «проектируются» как им самим, так и преподавателем системы повышения квалификации. При этом просчитываются варианты развития: какими будут достижения через год-два, какими идеями будут руководствоваться педагоги благодаря как своей деятельности, так и взаимодействию с представителем института повышения квалификации, какие качества личности должны проявиться на следующей педагогической ступени развития и т. д.

Акмеология как наука, в свою очередь, рассматривает психологические и акмеоло-гические факторы развития и саморазвития взрослого человека, в т. ч. педагога, средствами самообразования, самоорганизации, самокоррекции (Л.В. Абдалина). Процесс акмеологического развития педагога диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями, различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих

данное явление сторон, тенденций, к существенным различиям моментов целого, и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, представляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя [1].

Закон перехода количественных изменений в качественные объясняет, как, каким образом происходит движение и акмеологи-ческое развитие педагога. Этот всеобщий закон развития констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определенный для каждого отдельного педагогического процесса момента с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому.

Переход количества в качество происходит по механизму отрицания, еще одного диалектического закона. «Отрицание отрицания» предполагает органический переход от одного этапа к другому. Аналогом «отрицания отрицания» в обществе служат, например, спиралевидные процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность (рождение и смерть, обновление и старение и т. д.). Спиралевидным можно назвать и процесс акмео-логического развития педагога. На каждом последующем этапе формирования и развития личности педагога происходит сохранение существенных, ранее примененных его качеств и свойств, а возникшие новообразования, в свою очередь, становятся исходным материалом для образования еще более сложных, интегративных качеств. Таким образом, сложные морально-психологические новообразования отрицают ранее сложившиеся, устаревшие. Закон отрицания отрицания - один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого [2]. Важную роль в таком отрицании играет самовоспитание самой личности, активная работа педагога -преподавателя курсов повышения квалификации по коррекции личности, разумеется, профессионального аспекта слушателя.

Остановимся более детально на действии закона единства и борьбы противоположностей в акмеологическом развитии педагога. Отражением диалектического закона единства и борьбы противоположностей являются противоречия процесса педагогического развития. Представление о противоречивости развития всего сущего возникло еще в древности (в VI в. до н. э.). Фалес Милетский считал, например, что окружающий мир состоит из разных начал: подвижного и недвижимого, холодного и теплого, мокрого и сухого, светлого и темного, видимого и невидимого, земного и небесного, конечного и бесконечного. Гераклит, в отличие от Фалеса, утверждал, что противоречивые начала присущи самим вещам. По мнению Гераклита, все в мире состоит из противоположностей. Их борьба и определяет смысл любой вещи, процесса. Действуя одновременно, эти противоположности образуют напряженный залог, которым и определяется внутренняя гармония вещи. Гераклит объясняет этот тезис известным примером лука. Оба дугообразных конца лука стараются разогнуться, но тетива стягивает их, и эта их взаимная напряженность образовывает высшее единство. Борьба противоположностей есть общая. Она представляет, по Гераклиту, настоящую справедливость и является условием существования упорядоченного космоса. Гегель высоко ценил идеи Гераклита о борьбе и единстве противоположных начал. Он подчеркивал, что использовал все эти идеи греческого философа в ходе разработки своей концепции разногласий. Противоречие, как показано выше, - главная движущая сила, источник развития; преодолевая противоречие или явление, личность поднимается в своем развитии, приобретает новое качество.

Педагогическая деятельность - это объективно-закономерное общественное явление, и общественный прогресс может стать причиной отставания педагогической деятельности от требований жизни. Так возникает противоречие между усложняющимися социальными процессами и требованиями жизни к формирующейся личности и функционирующими традиционными стилями педагогической деятельности.

Противоречиво развитие любого процесса и явления. И понять с достаточной глубиной то или иное явление, его развитие невоз-

можно без конкретного анализа системы противоречий, предопределяющих это развитие. Противоречиями, обусловливающими переход педагога на более высокий уровень акмеологического развития в системе повышения квалификации, являются:

- противоречие между притязаниями педагога и его возможностями;

- противоречие между выдвигаемыми к педагогу обществом требованиями и реальными возможностями педагога по их выполнению.

Важным является максимальное совпадение требований, предъявляемых к педагогу с его притязаниями, желаниями, интересами, т. к. это придает процессу приобретения педагогом новых качеств, знаний, способов поведения и деятельности.

К первой группе противоречий, предопределяющих акмеологическое развитие педагога в условиях повышения квалификации, обычно относят противоречия между внешними факторами. Уважение личности - реальное требование к работе любого профессионала. Поэтому, встречаясь с элементами грубости, невнимательности, казенщины со стороны отдельных руководителей, педагоги нередко глубоко переживают данные факты, существенно влияющие на развитие их акме. В большинстве же случаев противоречия между внешними факторами, предопределяющими акмеологическое развитие педагога, становятся движущей силой формирования его конструктивного акме.

Вспоминая о трех базовых векторах, участвующих в построении акме-пространст-ва: биологическом (Б), социальном (С), личностном (психический Л) [3] и, учитывая,

что всякий вектор акме-пространства (ОА ) может быть выражен через указанную тройку векторов, а сам вектор ОА раскрывает направление достижения педагога в профессиональной сфере, отметим высшую критическую точку (рис. 1).

Такое «макроакме» представляет собой идеальный вариант акме-развития в профессиональном плане, но, как отмечает А.А. Бодалев, практически недостижимый. Возвращаясь к первой группе противоречий, описанных выше, наглядно продемонстрируем

положение акме-вектора ОА в рамках представленной модели (табл. 1).

Ко второй группе противоречий, как правило, относят противоречия между внешними и внутренними факторами. Важнейшие из них следующие: противоречия между требованиями к педагогу и его подготовленностью к выполнению этих требований; между новыми требованиями и привычными взглядами, поведением; между внешними требованиями и требованиями педагога к себе; между уровнем подготовленности педагога и возможностями применять свои знания, умения и навыки на практике.

Рис. 1. Трехмерная модель акмепространства

Таблица 1

Положение акме-вектора OA на оси OC

1. При расположении акме-вектора OA только на оси OC и совпадением их направлений педагог реализуется в социальной среде. Речь идет о совпадении его функциональноролевых ожиданий с тем, что, как, с кем и в какой последовательности должен делать педагог после прохождения курсов повышения квалификации как участник профессиональной деятельности. Возможна и смена профиля деятельности. Но в любом случае педагогическая деятельность и в условиях повышения квалификации, и позже должна принципиально соответствовать тому социальному статусу, к которому педагог себя относит

О А С

2. . к. При наличии у вектора противоположного направления процесс подобного движения может привести к асоциальному поведению, когда проявляется антисоциальное акме (А.А. Бодалев)

А О С

С.Л. Рубинштейн утверждал, что поскольку внутренние условия, через которые в каждый данный момент преломляются внешние воздействия на личность, в свою очередь, формировались в зависимости от предшествующих внешних взаимодействий, то положение о преломлении внешних воздействий через внутренние условия означает, что психологический эффект каждого внешнего (в т. ч. и педагогического) воздействия на личность обусловлен историей ее развития.

По мере общественного развития человека все более сложной становится его внутренняя природа и возрастает удельный вес внутренних условий развития по отношению к внешним. Соотношение внутреннего и внешнего в развитии личности изменяется как исторически, так и на различных этапах жизненного пути человека: чем больше он развит, тем в большей степени прогресс его личности связан с актуализацией внутренних факторов (табл. 2).

Третью группу противоречий составляют противоречия между внутренними факторами. В основе этих противоречий лежит неравномерность развития отдельных сторон, свойств, структурных компонентов педагога. К этой группе противоречий относят противоречия между психофизиологическими осо-

бенностями личности педагога и теми требованиями, которые выставляет профессия педагога (например, повышенная ответственность). Многими исследователями педагогическая деятельность рассматривается как деятельность в особых условиях, предполагающих постоянное напряжение, мобилизацию психических функций и личностных ресурсов, конфликты с коллегами и родителями, однообразие деятельности, постоянное повышение уровня профессионального мастерства. Разумеется, требования профессии необходимо согласовывать с реальными возможностями человека, учитывая его профессиональные нагрузки, мотивы профессиональной деятельности и многие другие факторы (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспи-ров). Однако основной и главной системой внутренних противоречий являются противоречия между требованиями, предъявляемыми к деятельности, которые составляют реальную основу конкретного педагогического труда и особенностями высшей нервной деятельности конкретного педагога. По результатам диагностического исследования А.И. Кагальняк и Л.П. Мельник, проведенного еще в 1985 г., было выявлено, что лишь 15 % учителей с доминирующими чертами меланхолика остаются в профессии.

Таблица 2

Положение акме-вектора ОА на оси ОЛ

Л

Вариант расположения вектора ОА на оси ОЛ в положительном направлении дает возможность реализоваться педагогу как личности (высший уровень профессиональной совместимости, включающий ценностно-ориентационное единство). Подобная композиция представляет собой совпадение мнений, оценок, установок и позиций педагога по отношению к целям профессиональной деятельности, лицам, идеям, событиям, оценкам и т. п. - наиболее значимым для профессионального труда в целом, а также согласованное принятие и возложение ответственности на себя за успехи и неудачи в достижении акме

Соответственно расположение указанного вектора на оси в отрицательном направлении исключает возможность полноценной личностной реализации педагога как личности на пути к акме

Таблица 3

Положение акме-вектора ОА на оси ОБ

11.

Совпадение оси психофизиологических характеристик педагога и соответствующих требований, предъявляемых профессиограммой педагога к специалисту выбранной

профессии (направление акме-вектора ОА совпадает с направлением оси ОБ ). Нередко этого бывает достаточно, чтобы долго и успешно оставаться в педагогической профессии. Однако в силу того, что не реализуется личностный и социальный аспекты, педагог не получает от работы должного удовлетворения, что исключает возможность достижения им акме в профессии

При несовпадении направления вектора с направлением рассматриваемой оси возникает биологический дисбаланс, педагог не «выдерживает ритма» профессии, чаще всего уходит из нее по состоянию здоровья, так и не сумев достичь в ней акме

Возвращаясь к предложенной акме-мо-дели, данная группа противоречий может быть представлена в табл. 3.

Изучение данной системы противоречий - важная задача любого психолого-педа-гогического и акмеологического исследования. Разумеется, нами рассмотрена лишь ма-

лая их часть. В дальнейшем, надеемся, продолжить исследовательскую работу в указанном направлении. Вместе с тем заметим, что рассмотренные объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения и развития, дают понимание общей кар-

тины объективного акмеологического развития педагогического процесса. Охарактеризованные законы и закономерности необходимо учитывать системно. Нельзя рассчитывать на успех, если лишь опираться на некоторые закономерные связи, а другие игнорировать.

2. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. А.М. Прохорова. М., 1969-1978.

3. Абдалина Л.В., Малютина О.П. Векторность акмеологического развития специалиста в профессиональной сфере: трехмерное базисное пространство // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 6 (86). С. 155-161.

1. фил°с°фский словарь / под ред. И.Т. фроло- Поступила в редакцию 18.06.2012 г.

ва. М., 1981.

UDC 159.922

THE REFLECTION OF THE UNITY AND STRUGGLE OF OPPOSITES LAW IN THE TEACHER’S ACMEO-LOGICAL DEVELOPMENT IN QUALIFICATION RAISING SYSTEM

Oksana Petrovna MALYUTINA, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russian Federation, Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor of Psychology and Natural Scientific Disciplines Department, e-mail: [email protected]

The study of teacher’s acmeological development from the dialectic point of view is considered. The unity and struggle of opposites law is represented as driving force of teacher’s acmeological development. In my opinion the contradictions of the pedagogical development process mean the reflection of this law. The contradictions contributing to the teacher’s reaching a higher level of acmeological development are the contradictions between the teacher's claims and his possibilities and the contradictions between the demands that are required by the society to the teacher and the real teacher’s possibilities on their implementing.

Key words: dialectic; acmeology; philosophy; psychology; pedagogy; acmeological teacher development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.