Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ ВИЗУАЛЬНО-ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В АРХИТЕКТУРНОМ НАСЛЕДИИ ТОБОЛЬСКА'

ОТРАЖЕНИЕ ВИЗУАЛЬНО-ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В АРХИТЕКТУРНОМ НАСЛЕДИИ ТОБОЛЬСКА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНО-ОБРАЗНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ОТРАЖЕНИЕ / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ДОМИНАНТЫ ВОСПРИЯТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / СОСТОЯНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБЛИК ГОРОДА / КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ / ПОТЕНЦИАЛ РОСТА АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Горелова Юлия Робертовна, Хилько Николай Федорович

В статье обоснована методология изучения процесса отражения визуально-образных характеристик культурной среды в архитектурном наследии. Определена сущность образа, его содержательные характеристики и функции как методологического конструкта. Обозначается характер восприятия городского пространства жителями. Выявлены направления развития и потенциал роста архитектурной среды города Тобольска. Даны методологические особенности анализа образных характеристик состояния архитектурного наследия соответственно векторам и ресурсным точкам развития. Раскрыта и использована методика применения критериев различения образов архитектурного наследия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFLECTION OF VISUAL CHARACTERISTICS OF THE CULTURAL ENVIRONMENT IN THE ARCHITECTURAL HERITAGE OF THE CITY OF TOBOLSK

The article substantiates the methodology of studying the process of reflecting the visual and figurative characteristics of the cultural environment in the architectural heritage. The essence of the image, its content characteristics and functions as a methodological construct are determined. The character of the perception of urban space by residents is indicated. The directions of development and growth potential of the architectural environment of the city of Tobolsk are identified. The methodological features of the analysis of the figurative characteristics of the state of architectural heritage are given, according to the vectors and resource points of development. The method of applying criteria for distinguishing images of architectural heritage is disclosed and used.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ ВИЗУАЛЬНО-ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В АРХИТЕКТУРНОМ НАСЛЕДИИ ТОБОЛЬСКА»

УДК 008(571.13) DOI 10.36945/2658-3852-2021-3-15-28

Ю. Р. Горелова, Н. Ф. Хилько

ОТРАЖЕНИЕ ВИЗУАЛЬНО-ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В АРХИТЕКТУРНОМ НАСЛЕДИИ

ТОБОЛЬСКА

Рассмотрение культурной среды города связано с рядом его визуально-образных характеристик, то есть совокупности зрительно воспринимаемых черт, показывающих гармонию его эстетического облика. Кроме того, следует понимать, что в образно-архитектурной среде города отражается «человек, создавший цивилизацию... создал сложную социальную и культурную реальность города, в условиях которой он отныне вынужден существовать и которая неявным образом изменяет его собственную природу» [Горнова, 2014, с. 22].

В то же время город во многом ассоциируется с возможностью самореализации человека в городской среде в силу того, что чаще всего, как отмечает Г. В. Горнова, «является объектом и результатом творческой деятельности человека» [Горнова, 2013].

При этом учение городских культурных ландшафтов, как считают И. Робинсон и П. Ричардз, предполагает символическое прочтение самых разнообразных пейзажей города, что способствует репрезентации исторических, культурных, политических, визуальных и поэтических перспектив [Robertson and Richards, 2003]. Данные позиции наталкивают на мысль о том, что в символах образов города заключаются порой важные аспекты идентификации человека с образом мира в целом, что подтверждается концепцией Т. Фадеевой. Исходя из ее идей, следует понимать, что символ происходит из соответствующих законов аналогии, что выражает определенную связь Божественного, природного и человеческого планов и позволяет понимать его как универсальный язык материального мира, в том числе и архитектуры, способствовать формированию символического центра и образа мира [Фадеева, 2004].

Таким образом, благодаря образу мира в целом формируется некий образ места, умещающийся в совокупность различных символических образов культурного пространства, которое позиционируется как наследие. В результате появляется уникальный образ наследия. Этот методологический принцип является

© Горелова Ю. Р., Хилько Н. Ф., 2021.

основанием образно-символического подхода к рассмотрению культурного наследия в силу того, как пишет В. Д. Замятин, что «с помощью образно-символического взаимодействия, условно направленного в представляемое здесь-и-сейчас прошлое, наращивается образ места, территории, увеличиваются масштабы ассоциативных культурных ландшафтов - происходит символическое и сакральное присвоение пространства путем его образного расширения в рамках парадигмы самодвижущегося, саморазвивающегося наследия, как бы перемещающего прошлое в будущее посредством образно-символических и сакральных трансформаций современного пространства». При этом следует иметь в виду, что «наследие - образ, выполняющий не только специфические защитные культурные функции или же функции идеологического подкрепления в ходе формирования новой традиции; он явно связывает разные культуры - чаще всего разновременные, разделенные в историческом времени веками и тысячелетиями, а иногда разделенные и в географическом пространстве. Здесь в действие вступает культурная память» [Замятин, 2015]. В силу вышесказанного становится понятным, почему образы города тесно связаны с его культурной памятью, которая творчески преобразуется в сознании горожан. Такая позиция отмечается в трудах К. Линча, который пишет: «Чтобы эффективно сохранять, мы должны знать, зачем и для кого сберегается прошлое. Творческое оперирование переменами и активное использование остатков прошлого в целях настоящего и будущего предпочтительнее затянутому в корсет почтению перед святая святых - прошлым. Прошлое следует выбирать и менять, его следует творить в настоящем, чтобы облегчить сооружение будущего» [Линч, 1982, с. 163].

Однако культурная память преобразуется и формируется во многом благодаря создаваемой в воображении модели реальности. Эта модель часто является репрезентацией образов территорий, которые, по мнению Д. Н. Замятина, Н. Ю. Замятиной и И.И. Митина, дифференцируются «в зависимости от историко-культурных особенностей территории, специализации образа, а также его уровня в территориальной иерархии» [Замятин, Замятина, Митин, 2008].

Исходя из приведенного выше положения Д. Н. Замятина, можно выделить четыре критерия определения образов архитектурного наследия в культурной среде: социально-культурная, культурно-историческая и художественно-эстетическая значимость, отражение исторической памяти.

Таким образом, опираясь на положения Ю. Р. Гореловой о сущности образа, его содержательных характеристиках и функций как методологического конструкта, появляется возможность скоррелировать внешние визуально-образные характеристики облика среды с ее семиотическим наполнением и отражением в сознании реципиентов (рис. 1) [Горелова, 2020, с. 10].

Рис. 1. Сущность образа, его содержательные характеристики и функции как методологического конструкта

Итак, сущность образа города проявляется, с одной стороны, в его внешних визуальных характеристиках, которые выражаются категориями: красота, комфорт, гармония, с другой стороны, в его содержательных характеристиках, таких как: природный ландшафт, характер занятий жителей, особенности архитектуры, отпечаток исторической памяти - выдающиеся личности и события, символы города, историко-культурные особенности, территориальная иерархия. Эти стороны восприятия отражаются в сознании жителей города и находят соответствующее выражение в знаках и символах.

Рассмотрим, что влияет на характер восприятия городского пространства жителями (рис. 2). Во-первых, это ключевые проблемные зоны, т. е. пространства, которые вызывают проблемы эстетического дискомфорта и требуют нового подхода к их функциональному назначению и использованию. Во-вторых, это потенциал роста архитектурной среды, под которым понимаются возможности обновления, реконструкции, реновации и реставрации. В него входят градообразующие системы и факторы: ансамбли, озеленение, благоустройство, модернизация, реконструкция, реставрация зданий. В-третьих, это визуальный облик города - зрительно воспринимаемое своеобразие культурного ландшафта, которое проявляется в форме планировки, а также совокупности памятников истории,

архитектуры и природного ландшафта. И, наконец, в-четвертых, это доминанты восприятия городской среды, которые чаще всего совпадают с высотно-архитектурными доминантами, изображаемыми на открытках, фотографиях, картинах. Обозначенные выше факторы обусловливают гармоничное восприятие городской среды жителями, а также концептуально-ассоциативное обоснование образа города, его ментальную основу.

Рис. 2. Характер восприятия городского пространства жителями

Метод визуально-семантического дифференциала позволил уточнить специфику эмоциональных реакций при восприятии различных качеств городской среды. Учитывалось наличие таких содержательных блоков, как визуальные характеристики пространства, эмоциональное восприятие, дополнительные характеристики. Блок визуальных характеристик был нацелен на исследование шестнадцати таких параметров субъективного восприятия пространства, как размер, эстетичность (красота), экологические характеристики, структурно-композиционные особенности [Горелова, 2020, с. 15-16]. Отсюда: красота, комфорт, удобство, гармония городской среды.

Второй блок базировался на основных эмоциональных состояниях человека, а также состояниях эмоциональной сопричастности пространству и степени эмоциональной комфортности нахождения в данном пространстве. «Блок дополнительных характеристик был нацелен на исследование параметров, присущих

городскому образу жизни, в отличие от сельского. В рамках этого блока анализировался параметр степени рукотворности, искусственности создаваемой человеком среды, уровень напряжения и активности, ощущения динамики развития пространства» [Степанов, 2004, с. 6].

Следует отметить, что развитие архитектурной среды города и ее потенциал роста подчиняется трем критериям:

1) эффективное развитие и сохранение;

2) благоприятное развитие в обновлении и воссоздании;

3) преодоление разрушения и утраты.

Нужно иметь в виду, что дифференциация архитектурного наследия по степени сохранности имеет следующую градацию:

1) сохранившиеся в первозданном виде и требующие реставрации.

2) восставленные (воссозданные) здания (новоделы).

3) перестроенные (реконструированные) здания.

4) исчезающие и утраченные памятники архитектуры.

В то же самое время можно заметить, что каждый вид образных характеристик разного состояния архитектурного наследия соответствует степени сохранности памятников архитектуры. Позитивные образы - первому и второму типам, ностальгические - четвертому типу, прогрессивные - третьему типу. Они обозначены на рис. 3.

Рис. 3. Образные характеристики состояния архитектурного наследия

Проведем анализ содержания и состояния архитектурной среды Тобольска в образных характеристиках. Очевидно, что содержание архитектурной среды любого города включает в себя планировку, общее количество архитектурных сооружений и памятников, их виды, городской ансамбль зданий и очевидные образные характеристики современного состояния архитектурной среды города.

Планировка Тобольска была обусловлена природой (холмистой местностью) и менялась неоднократно от вытянутой вдоль берега цепочки «монастырь - нижний посад - верхний посад - второй монастырь» [Заварихин, 1987, с. 149] к радиально-кольцевой сети улиц [Кочедамов, 1978] и к свободной живописной планировке и прямоугольной сетке улиц [Заварихин, 1987, с. 125]. Общее количество

архитектурных сооружений и памятников Тобольска равно 45 и распределяется по трем частям города. Памятники архитектуры находятся и в Кремле, и вне его.

В Верхнем посаде (или Нагорной части) находится девять памятников: Преображенский собор, Казанская и Знаменская церкви, Софийский двор, Воскресенская церковь, Успенский собор, Успенский девичий монастырь, Никольская и Петропавловская церкви.

В Кремле сосредоточено большинство архитектурных памятников (31) и три скульптурных монумента [Афанасьева, 2008].

В Нижнем посаде (в Подгорной части) находятся четыре культовых сооружения: Знаменский мужской монастырь, церковь Андрея Первозванного (1646 г.), Андреевская церковь, церковь Михаила Архангелов (1652 г.).

Архитектурную среду города Тобольска украшают пять памятников: монумент Д. И. Менделееву, памятник героям сказок Ершова, памятник женам декабристов, памятник героям романа Даниэля Дефо, памятник Ф. М. Достоевскому, и стела «Тобольск - жемчужина Сибири».

Итак, количество объектов архитектурного наследия Тобольска в его инфраструктуре выглядит следующим образом: Кремль - один, инфраструктура пешеходного доступа - одна, стелы - одна, соборы - четыре, монастыри - три, церкви -восемь, стены Кремля и ворота - три, хозяйственные постройки - две, жилые постройки - три, скверы, сады внутри архитектурного ансамбля - один, башни - девять, колокольни - две, монументы - три, места заключения - одно, казенные сооружения - четыре, взвозы - два, всего 48. Как видим, в архитектуре города преобладают памятники Кремля и монастырские ансамбли.

Рассмотрим типологию содержательных образных характеристик архитектурной среды Тобольска в контексте всего городского пространства.

1. Образы картины города, его образный каркас в ансамблях и панорамах: «северный идеал красоты»: «цветущий город», «город на юру» [Оглы, 1999].

«Мажорный аккорд величавой красоты двухуровневого ландшафта» - панорама Тобольского Кремля.

2. Образы комфортной атмосферы жизнедеятельности: «обитель духа, живописно вписанная в природу» [Достопримечательности Тобольска, 2020]; «пышные апартаменты на духу»: Гостиный двор; «место соборной трапезы» (Покровская церковь при Успенско-Софийском соборе).

3. Сакральные образы: «духовное возвышение» [Древо..., 2020].

4. Образы духовного величия: «триумф пышности и широты духа»: Христо-рождественская церковь (церковь Андрея Первозваного; Богоявленская каменная церковь (1691 г.): «соборное движение духа» (церковь Михаила Архангела), образ доминантного величия: Церковь Сергия Радонежского (Софийско-Успенский собор): «благолепие пышно-величавых форм храма».

5. Образы покаяния: «думы о милосердии в пространстве средоточия духа» (Тюремный замок).

6. Образы восхищения красотой архитектуры: «неземная красота земного величия» - видовая площадка юго-восточной наугольной башни.

7. Брендовый образ города: «город на Иртыше в четырех лицах» - памятники Ермаку, А. И. Ремезову, Д. И. Менделееву, П. П. Ершову.

8. Образы исторической памяти: «отголосок неслыханного святотатства» (колокол из Углича).

9. Образы духовного уединения: образы соборного духа, «постижение истины и самораскрытие в одиночестве души» (монастырские покои).

10. Образы живописной природы: «ступени дороги к храму».

11. Инфраструктура пешеходного доступа в Кремль (Прямской взвоз - ступенчатый вход на гору); «триумфальное шествие в храм» (Спасские и Дмитриевские ворота).

Приведем в соответствие содержательные образные характеристики с критериями различения образов архитектурного наследия (табл.1).

Таблица 1

Содержательные образные характеристики на основе критериев различия образов архитектурного наследия

№ п/п Критерии определения образов архитектурного наследия Содержательные образные характеристики

1 Социально-культурная значимость Образы комфортной атмосферы

2 Культурно-историческая значимость Брендовый образ города

3 Художественно-эстетическая значимость Образы картины города. Образы живописной природы. Образы восхищения красотой архитектуры. Сакральные образы. Образы духовного величия. Образы покаяния. Образы духовного уединения

4 Отражение культурно-исторической памяти Образы исторической памяти

Так, критерий социально-культурной значимости предполагает исключительно только образы комфортной атмосферы. В свою очередь критерий культурно-историческая значимость определяет личностный фактор - брендовый образ города. В то же время художественно-эстетическая значимость определяет характер трех типов образов: образы картины города, живописной природы, восхищения красотой архитектуры. Критерий образного содержания еще более многопланов: он обеспечивает четыре типа ассоциативных образов - сакральные образы, образы духовного величия, покаяния и духовного уединения. Наконец, критерий отражения культурно-исторической памяти аккумулируется в ее непосредственных образах.

Надо полагать, что в определенной мере данные образы целиком и полностью зависят от состояния современной архитектурной среды Тобольска и от степени сохранности архитектурных памятников. Их характеристика представляется как позитивные, ностальгические или прогрессивные образы.

Итак, в современной архитектурной среде Тобольска можно определить следующие ассоциативные образные характеристики, отражающие градацию состояния архитектурных памятников.

К позитивным образам относятся изображения памятников, сохранившихся в подлинном виде, восстановленных и требующих незначительной реставрации. К ним относится одна группа образов. Это образы сохранившихся в первозданном виде тридцати объектов архитектуры, которым свойственны четыре образных характеристики: «следы памяти», «места уединенного духа», «пространство смирения души» и «полет в будущее».

Ностальгические образы вызывают исчезающие и утраченные в реальности и неравноценно замещенные сооружения и ансамбли. Эти образы разделены на две группы.

Первая группа: образы сильно разрушающихся архитектурных памятников, требующих реставрации или находящихся на консервации архитектурных объектов. В частности, это Крестовоздвиженская церковь, которая может быть охарактеризована следующим образом - «моление Бога о возвращении святого величия храма». Магазин И. Г. Баскина (1910 г.) ассоциируется с другим образом -«стоят торжественно руины, ждут возвращенья красоты». Еще один пример -Тюменский Знаменский монастырь - «стоит в руинах Казанская церковь - мать церквей тобольских».

Вторая группа: образы исчезающих и утраченных памятников архитектуры. Примеров здесь немало. Так, замена узорчатой красоты здания сгоревшего в начале XXI в. Тобольского драматического театра на строгие линии модерна: «ушли узорочья черты, явились вместо них фигуры». Дворянская усадьба «в доме с мезонином» - разрушенный дом Д. И. Фонвизина смотрелся как «отголоск серебряного века. Утраченный дом декабристов словно являл собой "былой провинциальный рай": приют спокойствия трудов и вдохновенья» [Тобольск. Дом, в котором...].

Дом П. А. Грабовского выступает в образе «утраченной памяти народного борца». Дом знаменитого сказочника П. П. Ершова предстает в облике некоторой сказочной стихии. Утраченная Спасская церковь показывала «потерю былого величия и доминантной силы». Эти образы как бы символизируют потерянный облик патриархальной и купеческой провинциальной среды.

Прогрессивные образы - это вновь построенные здания, или новоделы, которые обладают значительной перспективой развития. Здесь только одна группа - образы восставленных (воссозданных) и перестроенных зданий.

В частности, здание Губернаторского дома (дом купца Куклина с оградой) предстает как «белокаменное величие торжества приемов». Расположенный здесь же музей семьи императора Николая II показывает «дух императорского торжества». Известно, что этот музей, как и другие памятные места Тобольска, включён в Национальный туристический проект «Императорский маршрут», который реализует фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Восстановленная рентерея Тобольского Кремля вызывает своеобразные ассоциации с возвышенным содержанием. Тюремный замок представляется как «обитель белокаменного заточения». Базарная площадь в нижнем посаде в новом обличии вызывает удивление от многообразия форм барочного стиля. Дом И. Н. Корнилова на площади плац-парадов может показаться в ином свете - «сияньем солнца озарен слиянье дома и дворца». Церковь Захария и Елизаветы на базарной площади -это некий «пышный храм престольный чудный - символ великолепия души».

Особые прогрессивные ассоциации вызывают каменные храмы и ансамбли тобольской культовой архитектуры. Абалакский Знаменский монастырь - еще один пример удачной реконструкции, как бы отразивший величье царственной души, покоя, свет и мирозданье. Восстановленная каменная церковь Андрея Первозданного 1744 г. выглядит как «жемчужина нетленной красоты». Восстановленная каменная церковь Михаила Архангела напоминает о святости познания: «тот Храм - пришествие Христа - обитель света и ученья». Отреставрированная Петропавловская церковь выглядит как «престол любви и стремления к истине». Наконец, новый Каменный Софийско-Успенский собор всегда открыт для обзора. В нем словно сосредотачивается «лик Тобольского Кремля - небес священных высота».

Выделим проблемные зоны архитектурной среды в типах содержательных образов Тобольска в период 2016-2020 гг. (табл. 2)

В образах-картинах города, живописной природы, брендовых изображениях отражаются отголоски его исторической памяти, показывается уничтожение частей облика старинного города. Отображается гибель исторической застройки. Налицо нарушение целостности планировки.

Образы атмосферы истории и комфорта показывают расслоение и разрушение атмосферы исторической части города. Духовно-сакральные образы определяют стратегии борьбы с современной бездуховностью, способствуют преодолению преклонения перед нетрадиционными образцами западной культуры. В образах восприятия красоты города присутствует нарушение гармонии восприятия исторических и современных районов. При этом происходит потеря единства с окружающим ландшафтом города.

Определим ключевые проблемные зоны архитектурной среды в трех группах образных характеристик, отражающих состояние архитектурных памятников (табл. 3).

Таблица 2

Ключевые проблемные зоны архитектурной среды в типах содержательных образов Тобольска

№ п/п Типы непосредственно содержательных образов Тобольска Ключевые проблемные зоны архитектурной среды

1 Образы-картины города, живописной природы, брендовые и его исторической памяти Уничтожение частей облика старинного города. Гибель исторической застройки. Нарушение целостности планировки

2 Образы атмосферы истории и комфорта Расслоение и разрушение атмосферы исторической части города

3 Духовно-сакральные образы Борьба с современной бездуховностью. Преклонение перед нетрадиционными образцами западной культуры

4 Образы восприятия красоты города Нарушение гармонизации восприятия исторических и современных районов. Потеря единства с окружающим ландшафтом города

Таблица 3

Ключевые проблемные зоны архитектурной среды Тобольска в трех группах образных характеристик, отражающих состояние архитектурных памятников

№ п/п Три группы образных характеристик, отражающих состояние архитектурных памятников Ключевые проблемные зоны архитектурной среды

1. Позитивные образы Возвращение к памяти святынь. Восстановление целостности ансамбля как обители духа

2. Ностальгические образы Возвращение старинного облика храмам. Возрождение из руин. Потеря памяти старинного облика зданий и атмосферы провинциализма

3. Прогрессивные образы Стремление следовать «прогрессу», реконструкции города. Переосмысление прошлого в новом пространстве. Обновление характера видения истории и восприятия архитектуры. Преображение духа

В позитивных образах присутствует: возвращение к памяти святынь, а также восстановление целостности восприятия ансамбля культовых зданий Тобольска как обителей духа.

В ностальгических образах имеет место направленность на возвращение старинного облика храмам, своеобразное возрождение из руин. В ряде случаев обнаруживается потеря памяти старинного облика зданий и атмосферы провинциализма.

Наконец, в прогрессивных образах есть стремление следовать «прогрессу», реконструкции города. Возникает установка на переосмысление прошлого в новом пространстве, обновление характера видения истории и восприятия архитектуры и, как результат, преображение духа.

Можно отметить пять направлений потенциала роста архитектурной среды города, которые определяют:

1) градоразвивающие системы;

2) обновление среды и ансамблевость города,

3) озеленение и благоустройство,

4) реставрация архитектурных памятников;

5) воссоздание утраченного наследия, модернизация и реконструкция.

В Тобольске этот процесс выглядит следующим образом:

Градоразвивающие системы: нужно отметить, что из всех градоразвиваю-

щих систем в городской среде Тобольска особенно актуальны расширение роли туризма, нефтехимии и речного флота. На кризисной ресурсной точке развития большое значение приобретают сферы деревопереработки и мебельного производства. И, наконец, на стадии обновления и воссоздания важно развитие пищевой промышленности, народных ремесел и ковроткачества. Для этого необходимы такие ресурсы развития, как финансовые, сырьевые, ремесленные, производственные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обновление среды и ансамблевость города. Большое значение также имеет сохранение ансамбля города за счет слияния духовных и культурных факторов. Исходной точкой ресурсного развития в этом направлении является развитие паломничества. Преодоление кризисной ресурсной точки развития возможно благодаря исключительно духовному образованию, а обновлению архитектурной среды может способствовать критическая ресурсная точка развития за счет внешнего туризма. Здесь нужны другие ресурсы: архитектурное наследие, культурно-историческая память, творческие ресурсы, культурный потенциал города.

В плане озеленения и благоустройства Тобольска идет интенсивный процесс приближения зеленого наряда города к его первоначальному историческому облику начала ХХ в. Исходным состоянием ресурсной точки развития здесь является проектирование благоустройства и озеленения территорий городской среды. «Озеленение, высадка цветов, устройство клумб проводились по ул. Реме-зова (в том числе и в скверах), на проспектах Менделеева и Комсомольском (разделительная полоса), на улицах Полонского и Юбилейной. Кризис ресурсного развития преодолевается благодаря восстановлению инфраструктуры парков, скверов, общественных территорий; газонов, санитарная обрезка деревьев и стрижка живых изгородей» [Любимый город, 2020]. Критическая ресурсная точка выводит на обновление городской среды за счет новых арт-объектов, разбивку новых природных территорий Тобольска. В данном направлении работают ресурсы: проектные, преобразующие и природные ресурсы.

Реставрация архитектурных памятников Тобольска осуществляется полным ходом во многих направлениях. На уровне исходного состояния идет подача заявок, например, для получения финансирования на восстановление памятни-

ков деревянного зодчества на ул. Ленина, особняков по ул. Мира, Крестовоздви-женской церкви. В процессе кризиса точкой ресурсного развития является подготовительная работа с владельцами архитектурных памятников, в частности, «ведется большая претензионная работа с частными собственниками объектов культурного наследия. Их принуждают к сохранению и восстановлению исторического облика имущества». Критическая точка развития ресурсов требует немедленной консервации: например, законсервировали Пятницкую церковь на ул. Мира. В результате различных мер происходят прогрессивные изменения. Так, в 2020 г. отреставрировали богадельню Богородицкой церкви, расположенную в переулке Розы Люксембург, восстанавливается Спасская церковь на ул. Революционной [Тобольск информ, 2020]. Здесь работают ресурсы: информационные, кадровые, историческая память, архитектурные традиции.

Воссоздание утраченного наследия, модернизация и реконструкция Тобольска направлены на расширение культурного пространства города, включающего архитектурное наследие, которому придается первозданный облик. Исходную точку ресурсного развития представляют собой архитектурные шедевры, которые подлежат первоочередному восстановлению. В частности, это здания «не только в ансамбле Кремля, но и в нижнем посаде города. Точкой отчета кризиса ресурсной точки развития можно считать противоаварийные работы на остро нуждающихся в этом объектах, а критической точкой развития ресурсов являются проекты реконструкции. Примером такого подхода к развитию архитектурной среды Тобольска является запланированная реконструкция двух объектов культурного наследия, которые превратятся в креативные кластеры - пространства, которые объединят представителей творческих профессий и предпринимателей. В здании на ул. Мира, 2 будет создана цифровая студия, которая позволит развить в городе производство фильмов и мультфильмов. В помещении Гостиного двора на Базарной площади, 11 будет развиваться прикладное, ремесленное направление креативных индустрий.

Нужно отметить, что результатом преодоления критического состояния памятников стало обновление архитектурной среды города в последнее время. В Тобольске были отреставрированы особняки по адресу ул. Мира, 9 и 10, соборная мечеть на ул. Пушкина и Дом народного творчества на ул. Семакова, возрожден Андреевский храм на ул. Володарского. Восставлены учебные корпуса мужской губернской гимназии и пединститута на улице Р. Люксембург, распахнула двери прихожанам и туристам церковь Захарии и Елизаветы. Возрождена богадельня Богородицкой церкви в переулке Р. Люксембург. Проведены противоаварийные работы на остро нуждающихся в этом объектах» [Любимый город, 2020].

Таким образом, изменение архитектурной среды Тобольска проводится в разных частях города, что направлено, во-первых, на воссоздание первоначального облика зданий и ансамблей, во-вторых, на развитие событийного туризма в

городе, в-третьих, на формирование творческого медиапространства в виде народных киностудий, в-четвертых, на развитие ремесел и, наконец, в-пятых, на развитие православного паломничества и фестивального движения в форме этнокультурных реконструкций. В данном случае актуальными ресурсами служат: духовные, этнокультурные, архитектурные, преобразующие. Кроме этого, сегодня перспективы города связаны с расширением присутствия Русской Православной церкви, развитием туризма и промышленности. Решается вопрос учреждения в Тобольске Духовной православной академии, а также рассматривается возможность расширения Тобольской митрополии.

Библиография

Афанасьева, Е. М. Архитектурные памятники Тюменской области. - Тюмень : Изд-во «Искусство», 2008. - 488 с.

Горелова, Ю. Р. Образные характеристики городской среды: к методологии исследования // Образные характеристики городской среды как ресурс развития территории : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 1 октября 2020 г.) [электронное издание] / отв. ред. Ю. Р. Горелова, О. В. Петренко. - Омск : Сибирский филиал института наследия, 2020. - 392 с. - Режим доступа: http://heritage-institute.ru/wp-content/uploads/2020/12/obraznye-harakteristiki-gorodskoj-sredy.pdf (дата обращения: 21.06.2021).

Горнова, Г. В. Понятие «город» в аспекте философии культуры // Гуманитарные исследования. - 2013. - № 1. - С. 21-24.

Горнова, Г. В. Философия города. - Москва : Форум, 2014. - 344 с.

Достопримечательности Тобольска. 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hobbysalon.ru/russia/tyumenskaya-oblast/tobolsk/rentereya-tobolsk (дата обращения: 21.06.2021).

Древо: открытая православная энциклопедия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://drevo-info.ru/articles/21911.html (дата обращения: 21.06.2021).

Заварихин, С. П. В древнем центре Сибири. - Москва, 1987. - 192 с.

Замятин, В. Д. Образ наследия в культуре: методологические подходы к изучению понятия наследия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/zamyatin_obraz_nasl_kult.pdf (дата обращения: 21.06.2021).

Замятин, Д. Н. Моделирование образов историко-культурной территории: методологические и теоретические подходы / Д. Н. Замятин, Н. Ю. Замятина, И. И. Митин; отв. ред. Д. Н. Замятин. - Москва : Институт Наследия, 2008. - 760 с.

Кочедамов, В. И. Первые русские города Сибири. - Москва : Стройиздат, 1978. - 190 с.

Линч, К. Образ города / пер. с англ. В. Л. Глазычева. - Москва : Стройиздат, 1982. - 328 с.

Любимый город [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lyubimiigorod.ru (дата обращения: 21.06.2021).

Оглы, Б. И. Формирование центров крупных городов Сибири // Градостроительные и социально-культурные аспекты. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. унта, 1999. - 168 с.

Степанов, Ю. С. Константы : Словарь русской культуры. - 3-е изд-е, испр. и доп. - Мостква : Академический проект, 2004. - 991 с.

Тобольск информ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tobolsk.info (дата обращения: 21.06.2021).

Тобольск. Дом, в котором в 1841-1856 годах жили декабристы П. Н. Свистунов и П. С. Бобрищев-Пушкин [Изоматериал : электронный ресурс] : [открытка] / худ. Г. Т. Бодрова, М. Т. Сапожников. - Электронные данные (2 файла : 2,8 МБ). - Санкт-Петербург: Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, 2013. - Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/373023 (дата обращения: 21.06.2021).

Фадеева, Т. Образ и символ // Универсальный язык символики в истории культуры. - Москва : Новалис, 2004. - 253 с.

Studing Cultural Landscapes / Ed. By I. Robertson and P. Richards. - New York : Oxford University Press, 2003. - 216 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.goodreads.com/book/show/2506525.Studying_Cultural_Landscapes (дата обращения: 21.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.