Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ ВЕЛИКОГО НАСЛЕДИЯ, БОГАТЫРСКОЙ СУДЬБЫ И ТРАГЕДИИ ВРЕМЕНИ В РОМАНЕ КАЗАТА АКМАТОВА "ГОДЫ ВОКРУГ СОЛНЦА"'

ОТРАЖЕНИЕ ВЕЛИКОГО НАСЛЕДИЯ, БОГАТЫРСКОЙ СУДЬБЫ И ТРАГЕДИИ ВРЕМЕНИ В РОМАНЕ КАЗАТА АКМАТОВА "ГОДЫ ВОКРУГ СОЛНЦА" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / НИГИЛИЗМ / НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТРАГИЗМ / СКУЛЬПТОР / СИМВОЛИКА / ПАМЯТНИК / ПОЛИТИКА / ЭПОС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Темирова Б. Т.

В статье исследовано влияние политической идеологии советской эпохи на эпос «Манас» и судьбы его сказителей (манасчи), показанное в романе К. Акматова «Годы вокруг солнца». В романе “Годы вокруг солнца” через противоречивую судьбу героев показаны в тесной связи с ними трудные пути кыргызского народа в различные эпохи. Сюжетно-композиционное строение произведения достаточно сложное: если основные события связаны с культурной революцией, коллективизацией, установлением тоталитарного режима, массовыми репрессиями, застоем исторической памяти, национальным нигилизмом, укоренением манкуртизма в стране, то связанные с главными событиями ретроспективность, символические выражения, литературные мотивы, художественные функции подтекстов переплетаются друг с другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF THE GREAT HERITAGE, HEROIC DESTINY AND TRAGEDY OF TIME IN THE NOVEL WRITTEN BY KAZAT AKMATOV "THE YEARS AROUND THE SUN"

In the article there is the influence of political ideology on the Soviet-era epic "Manas" and the fate of its narrators (manaschy) demonstrated in K. Akmatov’s novel "The years around the sun".In the novel "The years around the sun" through the contradictory destiny of heroes demonstrated in close connection with the difficult ways of the Kyrgyz people at different times. Plot-compositional structure of the product is rather complicated: if the main events related to the Cultural Revolution, collectivization, the establishment of a totalitarian regime, massive repression, stagnation of historical memory, national nihilism, rooting mankurtism in the country, related to the main events in retrospect, a symbolic expression, literary motives, artistic connotations functions are intertwined with each other.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ ВЕЛИКОГО НАСЛЕДИЯ, БОГАТЫРСКОЙ СУДЬБЫ И ТРАГЕДИИ ВРЕМЕНИ В РОМАНЕ КАЗАТА АКМАТОВА "ГОДЫ ВОКРУГ СОЛНЦА"»

Темирова Б.Т., кфилол.н.

доцент ОшГУ

Temirova Bcandidate of philology, associate professor of Osh State

University

ОТРАЖЕНИЕ ВЕЛИКОГО НАСЛЕДИЯ, БОГАТЫРСКОЙ СУДЬБЫ И ТРАГЕДИИ ВРЕМЕНИ В РОМАНЕ КАЗАТА АКМАТОВА «ГОДЫ

ВОКРУГ СОЛНЦА» REFLECTION OF THE GREAT HERITAGE, HEROIC DESTINY AND TRAGEDY OF TIME IN THE NOVEL WRITTEN BY KAZAT AKMATOV "THE YEARS AROUND THE SUN"

В статье исследовано влияние политической идеологии советской эпохи на эпос «Манас» и судьбы его сказителей (манасчи), показанное в романе К. Акматова «Годы вокруг солнца». В романе "Годы вокруг солнца " через противоречивую судьбу героев показаны в тесной связи с ними трудные пути кыргызского народа в различные эпохи. Сюжетно-композиционное строение произведения достаточно сложное: если основные события связаны с культурной революцией, коллективизацией, установлением тоталитарного режима, массовыми репрессиями, застоем исторической памяти, национальным нигилизмом, укоренением манкуртизма в стране, то связанные с главными событиями ретроспективность, символические выражения, литературные мотивы, художественные функции подтекстов переплетаются друг с другом.

Ключевые слова: идеология, нигилизм, новое мышление, манасчи, манкуртизм, трагизм, скульптор, символика, памятник, политика, эпос.

In the article there is the influence of political ideology on the Soviet-era epic "Manas" and the fate of its narrators (manaschy) demonstrated in K. Akmatov's novel "The years around the sun " .In the novel "The years around the sun " through the contradictory destiny of heroes demonstrated in close connection with the difficult ways of the Kyrgyz people at different times. Plot-compositional structure of the product is rather complicated: if the main events related to the Cultural Revolution, collectivization, the establishment of a totalitarian regime, massive repression, stagnation of historical memory, national nihilism, rooting mankurtism in the country, related to the main events in retrospect, a symbolic expression, literary motives, artistic connotations functions are intertwined with each other.

Keywords: ideology, nihilism, new thinking, manaschy, mankurtism, tragedy, sculptor, symbolism, monument, politics, epic.

Можно утверждать, что со времени появления романа Народного писателя Кыргызстана, лауреата государственной премии Токтогула Казата Акматова "Годы вокруг солнца" (Фрунзе, 1989), он стал новаторским произведением, которое с большим интересом было встречено читателями, в том числе других народов. Если обобщить критические замечания вокруг романа, то можно отметить новизну темы, реалистическую точность

писателя при преображении жизненной реальности в художественную правду, социальную зарезервированность, психологическую широту образов героев, острую художественно-эстетическую сущность. Ученый А. Эркебаев пишет: "В этом романе Казата Акматова на первый план выходятполитико-идеологические проблемы: массовые репрессии во время коллективизации, годы перед и после войны, излишние искажения, историческое и духовное беспамятство, застойность, манкуртизм, национальный нигилизм и вульгаризаторские родо-племенные мировоззрения" [4,237].

Конечно, пространство и время романа "Годы вокруг солнца" включает в себя очень длительную эпоху, где обобщены этапные события в исторической судьбе кыргызского народа вплоть до начала ХХ века, воплощены вместе с ярко разработанными образами героевв единый целостный художественный мир. В системе острых событий, не вмещающихся в рамки времени, центральное место занимают создатели и сам слившийся с народным духом эпос "Манас", описания судеб манасчи, продливающих его жизнь от поколения к поколению. В истории кыргызской литературы то, что талантливый писатель К. Акматов показал эпос "Манас" и манасчи в едином целостном романном масштабе, на самом деле можно расценивать как гражданское и творческое мужество.

Сюжетная линия произведения развивается через жизненные перипетии манасчи, скульптора Жайсана Кайназарова и представленного как его антипод, академика Элебая Сатарова (Жайсанбека Жээнчороева). Автор романа "Годы вокруг солнца" интерпретирует реальные события советской эпохи и пока не забытых общеизвестных последних лет. В произведении писатель использует ретроспективный метод в художественном исследовании этапов возникновения эпоса "Манас", судебпервых манасчи. В нем обрисованы трагические мотивы беспощадного истребления кыргызов китайскими захватчиками в древнюю эпоху,их беспорядочное бегство в рабство по разным направлениям, побег подростка Жайсана вместе с притороченным к седлу лошади телом убитого врагами отца Ырамана после искоренения их племени "жезтандай" (медногорластых). Из этих медногорластых выходили только манасчи, способные к песням и мелодизму, талантливые люди. От спасшегося бегством от мстительных врагов жезтандая Жайсана сына Ырамана продолжится их род, из них выйдет много манасчи, традиции их творчества не умрут, а будут продолжать жить. Сын Ырамана Жайсаноставит в качестве последнего заветного слова пожелание каждого рожденного в течение последующих трех лет мальчика повторно нарекать этим именем.

Здесь необходимо отметить один момент, известно из эпоса, что самым первым манасчи был признан певец, сын близкого к богатырю Манасу рыцаря Ырамана, который воспевал подвиги батыра иисторию кыргызов. В эпосе встречаются три персонажа по имени Жайсан. Первый Жайсан - это сын рыцаря батыраУмета, второй Жайсан - этобай из мангулов, третий Жайсан - калмыкский певец. Плененный в единоборстве с

невидимым Манасом, в новом соревновании отдает свою дочь Караборк в жены батыру. Эпизодический образ певца калмыкского хана Кайыпа Жайсана, полдня воспевавшего убранство юрты из приданого Караборк, больше не появляется. Таким образом, понятие "жайсан" может просто обозначать также рыцаря. В варианте сказания по С. Орозбакову достаточно часто со словами «рыцари Манаса» употреблялось и слово «жайсаны».

Оказывается, персонаж романа носил и традиционное сдревней эпохи имя Жайсана, сына Ырамана. Изображены судьбы тех, кто продолжил это великое творческое дело в советскую эпоху. Как видно из произведения, упрямство Жайсана способствует ремеслу манасчи. Во время обучения в Караколском интернате он исполняет "Манас", взявшись за "овладение", будет задыхаться в своем теле, будет убегать в поля, автор постарался со всей тщательностью показать, насколько тяжел груз великого творчества. Но прибывший с проверкой в интернат представитель исключит его из учебы, мотивируя тем, что Жайсан должен исполнять на арабском языке произведения дружественных турок, что он занят поминанием старины, какого-то эпоса как бакши или ведьмы. Не смирившегося с такой несправедливостью учителя Семенова, который неистово защищал мальчика-манасчы, что это редкий дар, имеющего дух, не убедили "уполномоченного УОКМ", мало того, он за то, что учитель переживал за мальчика, превратил в без вины виноватого, и выгнал с работы в школе. Исключенный с учебы Жайсан возвращается в свое село и начинает работать секретарем, но председатель колхоза его выгоняет с работы за то, что он исполняет "Манас".

В ходе событий произведения поворотным моментом судьбы станет получение Жайсаном обучения у известного манасчы Чоюке. Автор очень подробно обрисовывает устойчивые традиции идущего из глубины веков творчество манасчи. Поэтому при составлении образа известного манасчи художник очень осторожно, чувствительно и мастерски показал проблему взаимоотношений наставника и последователя, традиционно идущего с древнейших времен до наших дней.

Очевидно, Жайсан в течение более чем годичного срока получал образование у Чоюке устата, когда он возвращается в свое родное село Долоноту, его старший брат Кабыл забросил творчество манасчи, полностью погрузившись служить в "красных отрядов". Он и Жайсана насильно заставит отречься от эпоса, потом станет работать в комсомольской ячейке секретарем. Когда он служил в красном отряде, Жайсан столкнется с последствиями искаженной политики коллективизации, направленной на искоренение частной собственности в советскую эпоху. Молодой Жайсан, полностью включившийся в народную жизнь, будет замечать излишний натиск политической идеологии, изменчивый лик времени, станет переживать за горестные судьбы современников, воочию убедится в проявлении насилия к национальным ценностям.

В эти сложные дни он двинулся из села Долоноту в столицу Пишпек,

затем после сдачи документов в педтехникум Жайсан встретился с русским художником Павленко. Он примет его на работу в свою мастерскую простым сотрудником, Жайсан с этого времени с большим рвением освоил профессию скульптора. Во время просмотра девяти макетов бюста Манаса, приуроченного к тысячелетию эпоса, председатель комиссии Атабеков (походит на К. Тыныстанова, выступает в качестве его прототипа - Б.Т.) среди тройки отобранных отметит работу Жайсана. Именно с этих пор им станет руководить идейная цель - воздвигнуть вместе со своим чехом Владиславом к юбилею памятник Манаса батыра, они станут беспрерывно работать, устремясь вперед. К сожалению, в 1937-м году их посвященный символу "Песни освобождения" памятник будет воспринят как наследие прошлого, "идеологически неверного" и будет разрушен. Попытавшийся отстоять памятник, подобных Атабекову, целый ряд из групп людей будет репрессирован.

Автор не ограничился простой информацией о глубинном содержании политики по уничтожению прошлого, отлучением нации от своей исторической памяти тоталитарного режима в стране, художественно исследовал жизненную правду с разных сторон, сквозь психологические образы героев он прямо передает в романном стержне общественно-политические, социально-нравственные, идейно-художественные проблемы. Таким образом, Жайсан едет в Ленинград, откуда он выходит под руководством известного по всей Европе скульптора Андрея Васильевича Михайлова поистине знающим профессионалом. Как видно, после сообщения его друга Бекзата о том, что "станем устанавливать посвященный тысячелетию Манаса памятник", он возвращается на родину. К сожалению, установленный на собранные народом средства памятник три раза будет разрушен. Автор подробно отобразил трагедию сталинских репрессий. Памятник богатырю Манасу символизирует широкий смысл и содержание. Это смысловоеядро произведения, приводящая события в движение идейная сила, полное содержательное нутро. Автор поставил перед собой цель полностью раскрыть истинное лицо тоталитарного режима всей советской эпохи через символ - памятник богатырю Манасу. Здесь посредством изображения судеб героев показаны национальный нигилизм, манкуртизм, реальные трагеческие уроки временидля социальных резервов с реалистической точностью.

Здесь типичным проявлением такого национального "нигилизма" служит образ антипода Жайсана академика Элебая Сатарова. Создавая жалобу великому отцу Аскару, он его опозорит, оставит его без почвы под ногами, сказав, что "жизнь его была напрасной", все антинародные его делишки он обнародует в газете, пытаясь раскрыть его истинное лицо. Он напомнит и докажет, что отец его всей своей аурой был отравлен политикой, не мог самостоятельно мыслить, жил чужим умом, с омертвевшей душой, очень честолюбивый, не умеющий делать людям добро законченный эгоист. Однако известно, что такого типа манкурты далеко пустили корни, что будет

очень трудно полностью это все искоренить. Автор художественно обобщил политику партии, ставшей кровавой плеткой, разбившей тысячи народных судеб, приведших семьи к несчастьям, создавшей опасность будущему нации, живущих в историческую эпоху настоящей жизнью образы людей-"нигилистов".

Как видно из событий в произведении, у академика Элебая Сатарова настоящее имя, которое ему было дано во время первой молитвы, было Жайсанбек сын Жээнчоро, потомок тех самых жезтандаев, которые исполняют "Манас", великий сказительский дар был передан ему с кровью отца и молоком матери. К сожалению, Жайсанбек позабыл свое сказительское мастерство в угоду политической идее, став Эл. Сатаровым, он продолжает так жить. Прошлую жизнь героя автор рисует ретроспективным приемом. Несмотря на то, что они в истории обозначены кровавые годы, забравшие тысячи жизней волны репрессий, как раз наоборот можно открыто увидеть, что политический идеолог Элебай Сатаров работая на разных партийных должностях, помогал раскрывать глаза всем инакомыслящим передовым национальным интеллигентам, обходными путями получив степень академика. В произведении недрогнувшие партийные солдаты, такие предатели, как Кулов, Саманчиев, Чынарбаев, Малов, Рахымбаев схватили "врагов народа", как прибывшая с центра "особая группа" несет гибкую службу автор изобразил так, что берет дрожь до самого сердца.

Здесь вспоминаются слова свидетеля тех суровых лет, большого ученого Х. Карасаева: "Если прочитать статьи, вышедшие в газетах, "необходимо полностью избавиться от врагов народа, вырвать их с корнем". Не спрашивай людей, которые сразу же раскрывают душу. После постановления ЦК от 1938 года кыргызских сотрудников истребили группа за группой. Такие дела бывают во сне или же в сказках. Государственная идеология дошла до народных глубин. Наплевали на все традиции. Наступило время сплетников ижалобщиков. Народ с гневом избегает таких горлопанов", - с горечью вспоминает он кровавые годы [2, 414-415]. К. Акматов в произведении изобразил этаких ненастоящих в "проникновении государственной идеологии до народных глубин", горестную правду времени через сложный образ и противоречивую судьбу "нигилиста" академика Эл. Сатарова. А также то, что он теперь не сможет стоять на страже в новое время, растетчисло таких представителей нового поколения, как Адыл, и он не почувствовал наступления новой эпохи. Возможно, трагедия поколения Э. Сатарова состоит именно в этом.

В романе "Годы вокруг солнца" автор вывел на литературную арену представителя нового поколения, думающего иначе, - это образ Аскара. То, что из Адыла выйдет талантливый скульптор, его широкое будущее в возрождении жизни эпоса будет продолжаться, рождает в читателе простую надежду. Художник в целях расширения драматического образа героя передает в символических, аллегорических, метафорических выражениях

деталь с глубоким смыслом. Ученый А. Садыков правильно подметил: "В образе скульптора Адыла есть глубокая тайна. Он смог проникнуться общественной болезнью, длившейся со второй половины тридцатых годов в течение более, чем сорокалетнего времени, издалека незаметно ведет с ней борьбу, проявляя сначала бунтарство, напоминает представителя интеллигенции, вышедшего на открытую борьбу" [3, 303]. В системе событий романа видны облики тех, кто показал новую эпоху, сыгравших большую роль в реальной жизни тех, кто жил в то время и внес в будущее великого наследия, всем известных личностей - Ч. Валиханова, К. Юдахина, К. Тыныстанова и др.

Подытоживая, можно сказать, что в романе "Годы вокруг солнца" Казат Акматов смогтему возникшего в народном гение эпоса "Манас" воплотить в жанре романа кыргызской литературы, поднять на уровень художественного мышления со свойственным ему стилем иголосом, смог историческую реальность превратить в художественную правду, передать яркий художественный мир редко встречаемого дара манасчи.

Использованные источники:

1. Акматтегин Казат. Тандалма: романдар, повесттер, ацгемелер. (Избранное: романы, повести, рассказы). - Бишкек: Адабият, 1992. - на кырг.языке.

2. Карасаев К. Хусеин наама: баштан еткендер (Хусеин-наме: пережитое).-Бишкек: Кыргызстан, 2001. - на кырг.языке.

3. Садыков А. Кыргыз залкарлары: 3 том. Жоомарт Бекенбаев, Насирдин Байтемиров, Байдылда Сарногоев, Телеген Касымбеков, Казат Акматов (Кыргызские герои: 3 том. Джоомарт Боконбаев, Насирдин Байтемиров, Байдылда Сарногоев, Тологон Касымбеков, Казат Акматов) - Бишкек: Бийиктик, 2008. - на кырг.языке.

4. Эркебаев А. Элдик эпостон адабий эпоско. Адабий изилдеелер жана сын макалалар (От народного эпоса к литературному эпосу. Литературные исследования и критические статьи).- Фрунзе: Адабият, 1989. - на кырг.языке.

Темирова Б.Т., кфилол.н.

доцент ОшГУ

Temirova B.T., kand.filol.nauk, associate professor of Osh State

University

ПЕРЕДАЧА ТРИЛОГИИ "МАНАС" В КЫРГЫЗСКОЙ

ДРАМАТУРГИИ TRANSFER TRILOGY "MANAS" IN KYRGYZSTAN DRAMA

В статье дан анализ написанных по материалам трилогш"Манас" драмы К. Тыныстанова "Академические вечера", спектакля Т. Сыдыкбекова, К. Рахматуллина «Манас и Алмамбет», либретто опер Дж. Боконбаева, Ж. Турусбекова, К. Маликова «Айчурек», "Манас", либретто Т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.