Научная статья на тему 'Отражение общественно-политических событий в церковно-певческой культуре в начале XX в. по материалам «Русской музыкальной газеты»'

Отражение общественно-политических событий в церковно-певческой культуре в начале XX в. по материалам «Русской музыкальной газеты» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская империя / церковное пение / общественность / хор / духовный концерт / благотворительный концерт / благотворительная польза / музыкальная газета / церковно-певческая культура / церковно-певческое искусство / Russian Empire / church singing / public / choir / ecclesiastical concert / charity concert / charitable benefit / music newspaper / church singing culture / church singing art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анна Петровна Сологуб

С первых номеров «Русской музыкальной газеты» 1904 г. обращают на себя внимание публикации или новостная лента, в содержании которых подчеркивается соотнесенность того или иного события в области церковно-певческого искусства с общественно-политическим контекстом того периода. Посвящения «в пользу Красного креста», для «усиления военного флота», «в пользу раненых на Дальнем Востоке» и пр. свидетельствуют об активной сопричастности общества, в том числе и церковных общин, известным событиям Русско-японской войны 1904 г. Такие инициативы представителей церковных структур на примере церковно-музыкальной культуры лишь свидетельствуют о тесной соотнесенности церковно-общественных интересов дореволюционного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection of Social and Political Events in Early 20th Century Church Singing Culture Based on Materials from the “Russian Musical Newspaper”

Since the first issues of the “Russian Musical Newspaper” in 1904, attention has been drawn to publications or news feeds, the content of which emphasizes the correlation of this or that event in the field of Church singing art with the sociopolitical context of that period. Dedications “in favor of the Red Cross”, for “strengthening the navy”, “in favor of the wounded in the Far East”, etc. testify to active involvement of society, including Church communities, in well-known events of the 1904 RussianJapanese War. Such initiatives of the Church structures representatives, by the example of Church music culture, only testify to close correlation of Church and public interests of the pre-revolutionary period.

Текст научной работы на тему «Отражение общественно-политических событий в церковно-певческой культуре в начале XX в. по материалам «Русской музыкальной газеты»»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 1 (17)

2024

А. П. Сологуб

Отражение общественно-политических событий в церковно-певческой культуре в начале XX в. по материалам «Русской музыкальной газеты»

УДК [94(470)+783:271.2-535]:070.482(091) DOI 10.47132/2587-8425_2024_1_115 EDN QPGGPX

Аннотация: С первых номеров «Русской музыкальной газеты» 1904 г. обращают на себя внимание публикации или новостная лента, в содержании которых подчеркивается соотнесенность того или иного события в области церковно-певческого искусства с общественно-политическим контекстом того периода. Посвящения «в пользу Красного креста», для «усиления военного флота», «в пользу раненых на Дальнем Востоке» и пр. свидетельствуют об активной сопричастности общества, в том числе и церковных общин, известным событиям Русско-японской войны 1904 г. Такие инициативы представителей церковных структур на примере церковно-музыкальной культуры лишь свидетельствуют о тесной соотнесенности церковно-общественных интересов дореволюционного периода.

Ключевые слова: Российская империя, церковное пение, общественность, хор, духовный концерт, благотворительный концерт, благотворительная польза, музыкальная газета, церковно-певческая культура, церковно-певческое искусство.

Об авторе: Анна Петровна Сологуб

Заместитель декана Факультета церковных искусств, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4270-4519

Для цитирования: Сологуб А.П. Отражение общественно-политических событий в церковно-певческой культуре в начале XX в. по материалам «Русской музыкальной газеты» // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. № 1 (17). С. 115-122.

* Фотография предоставлена автором.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (17) 2024

Anna P. Sologub

Reflection of Social and Political Events in Early 20th Century Church Singing Culture Based on Materials from the "Russian Musical Newspaper"

UDC [94(470)+783:271.2-535]:070.482(091) DOI 10.47132/2587-8425_2024_1_115 EDN QPGGPX

Abstract: Since the first issues of the "Russian Musical Newspaper" in 1904, attention has been drawn to publications or news feeds, the content of which emphasizes the correlation of this or that event in the field of Church singing art with the sociopolitical context of that period. Dedications "in favor of the Red Cross", for "strengthening the navy", "in favor of the wounded in the Far East", etc. testify to active involvement of society, including Church communities, in well-known events of the 1904 Russian-Japanese War. Such initiatives of the Church structures representatives, by the example of Church music culture, only testify to close correlation of Church and public interests of the pre-revolutionary period.

Keywords: Russian Empire, church singing, public, choir, ecclesiastical concert, charity concert, charitable benefit, music newspaper, church singing culture, church singing art.

About the author: Anna Petrovna Sologub

Deputy Dean of the Faculty of Church Arts, teacher at the St. Petersburg Theological Academy.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4270-4519

For citation: Sologub A. P. Reflection of Social and Political Events in Early 20th Century Church Singing Culture Based on Materials from the "Russian Musical Newspaper". Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2024, no. 1 (17), pp. 115-122.

* Photo provided by the author. 116

Одним из самых авторитетных светских периодических изданий, посвященных музыке в конце XIX — начале XX вв. являлась «Русская музыкальная газета» (далее — РМГ), под руководством крупнейшего музыковеда Н. Ф. Финдейзена, где на протяжении двадцати четырех лет представлялся самый широкий спектр музыкально-научного обозрения. Сотрудничавшие с изданием известнейшие музыканты и авторитетнейшие критики, а также регулярные корреспонденты и обширная корреспонденция с самых различных населенных пунктов — обеспечивали не только разносторонность новостной ленты и демонстрацию новейшего научно-исследовательского материала, но закрепили за «Русской музыкальной газетой» в своей профессиональной области особый статус компетентного информационного источника, об уровне которого свидетельствует не угасающий исследовательский интерес и сегодня. Особо ценным для нас является отражение на страницах издания вопросов церковно-певческого искусства, хотя для этого существовали регулярные издания специальной направленности, а в контексте фиксации событий общей музыкальной культуры того периода на страницах РМГ просматривается тесная соотнесенность общественно-политических событий и церковно-певческой культуры начала XX столетия. Редактор издания назовет однажды такое явление «отголоском художественных потребностей русского общества»1.

Важно подчеркнуть, что развитие церковно-певческой культуры демонстрировано2 на всех образовательных уровнях, а организация и работа различных объединений, летних церковно-певческих курсов или иных площадок церковно-певческой направленности часто обеспечены активной информационной поддержкой на местах и на одном из отчетов даже приводится резолюция Его Императорского Величества: «Желал бы видеть повсеместное распространение певческих обществ»3. Корреспонденты отмечают действующие в городах и селах уездов народные хоры Попечительства о народной трезвости4, а также определяющую роль церковного пения в дальнейшей судьбе человека. Например, великий русский оперный певец Осип Петров, выходец из Херсонской губернии, через всю жизнь пронес любовь к церковно-певческому искусству5, или другой знаменитый оперный артист — В. М. Самойлов, вспоминал о своем обучении у пономаря, который, со слов самого певца, определил его в церковь на клирос6.

Взаимодействие общественных структур и церковно-певческой культуры хорошо обозначено в информационном поле как освещение практики меценатства. Например,

1 Финдейзен Н.Ф. Музыкальные журналы в России. Исторический очерк (1774-1903) // РМГ. 1903. № 1. С. 8-11.

2 [О содействии обучению церковному пению] // РМГ. 1902. № 13. С. 395.

3 Разные известия [Отчет губернатора за 1901 г. о проведении таковых курсов в Пермской и Екатеринбургской губернии] // РМГ. 1903. № 29-30. С. 676.

4 Народные хоры Попечительства о народной трезвости 1895-99гг. // РМГ. 1902. № 32-33. С. 758-762.

5 Компанейский Н. Великий русский певец Петров-Сусанин // РМГ. 1903. № 9. С. 225-259.

6 В. М. Самойлов // РМГ. 1903. № 25-26. С. 603-605.

в Нижегородской губернии в с. Сормове «благодаря энергии управляющего заводами открыта церковно-приходская школа. Ясно, что в этой школе оказалось возможным <...> праздник обставить так торжественно, как, наверно, ни в одной другой церковно-приходской школе»7. Или, по «инициативе одного из чинов акцизного ведомства организован церковный любительский хор» в Костромской губернии в Галиче, исполнение которого «стройно, выбор пьес — строгий»8. В Тамбове начальник почтово-телеграфного округа организует образцовый хор певчих-служащих местных почтовых учреждений для пения в Архидиаконо-Стефановской церкви и замены существующего там хора, а также подчеркивается, что этот же начальник организовал такой же хор в Твери9. Хор Экспедиции заготовления государственных бумаг, «удививший совершенством пения даже самых изыскательных судей»10, был сформирован служащими организации — мастерами, конторщиками, печатниками, граверами и т.д., а известный ученый, профессор физики, экстраординарный академик и камергер князь Б. Б. Голицын, который известен как один из основоположников сейсмологии и термодинамики излучения, помимо ученой известности, учредил устав этого хора, урегулировал опрос материальной помощи певцам и, будучи большим знатоком и любителем церковного пения, лично посещал спевки, давал указания регенту и певцам, изучал исполняемые партитуры и лично заботился о преуспеянии этого церковного хора11. Отмечается, что народный хор Сампсониевской церкви на Выборгской стороне, учрежденный полковником А. Ф. Путвинским (около 1886 г.), уже около двадцати лет поет в церкви и состоит исключительно из рабочих мужчин, женщин и детей, «поет этот хор стройно, с тонкими нюансами и обладает недурными голосами»12. К 100-летию со дня рождения князя В. Ф. Одоевского упоминаются некоторые события, а также доклад в музыкально-этнографической комиссии о его отношении к русской церковной и светской народной музыке13 и исследование Н. Соловьева «Князь В. Ф. Одоевский и его заслуги в области церковного пения»14. Отмечается утверждение Высочайшей комиссией мер «поднятия религиозно-нравственного воспитания войск», в рамках которых инструкция предполагает организацию церковных хоров при военных церквах, с желательным утверждением штатных регентов или псаломщиков, имеющих музыкально-педагогическое образование15, а в Одессе, например, упоминается практика обучения священниками нижних чинов обиходу церковного пения в военных частях местного округа16.

Новостная лента содержит самые разнообразные точки соприкосновения церковной и общественной жизни, как, например сообщение о каноническом разъяснении, может ли жена диакона быть хористкой театра17 и пр. Или издание информирует о напечатанном в «Новом Времени» трогательном воспоминании бывшей оперной артистки, которая, узнав об отсутствии в школе учителя пения в Бакинской губернии, обучила детей «петь церковные службы в Великом посту»18 и это начинание послужило образованию большого хора рабочих и учеников школы, который впоследствии реализовывал концертные проекты, помимо пения за богослужением на протяжении десяти лет, под руководством указанной артистки. Часто опытные регенты

7 К. Пушкинский праздник: Музыка и пение в наших учебных заведениях // РМГ. 1899. № 36. С. 837-846.

8 Разные известия // РМГ. 1899. № 36. С. 837-846.

9 Разные известия. Тамбов // РМГ. 1899. № 41. С. 1024.

10 Компанейский Н. И. Духовный концерт хора Экспедиции заготовления государственных бумаг // РМГ. 1904. № 11. С. 313-315.

11 Там же. С. 313-314.

12 Хроника Санкт-Петербурга // РМГ. 1904. № 33-34. С. 748.

13 Разные известия // РМГ. 1904. № 16. С. 441.

14 Издания, присланные в редакцию // РМГ. 1904. № 35-36. С. 776.

15 Разные известия // РМГ. 1902. № 12. С. 376-377.

16 Разные известия // РМГ. 1899. № 5. С. 162-163.

17 Разные известия // РМГ. 1903. № 10. С. 286-287.

18 Народный хор в Баку // РМГ. 1904. № 16. С. 435.

церковных хоров, после многолетней деятельности на поприще церковно-певческого исполнительства, занимались активной преподавательской деятельности, как, например, выдающийся церковный регент А. Е. Литинский, выпускник Капеллы, почти 30 лет прослужил регентом в Харькове, затем создал церковные хоры и руководил ими в Ростове-на-Дону, Воронеже и Одессе, после чего, как сообщает харьковский «Южный Край», сохранил за собой до конца дней только преподавание церковного пения в нескольких учебных заведениях Одессы, оставив о себе память не только великолепного педагога, но и замечательного человека19.

Некоторые светские события, которые отражает информационная повестка, могут только вскользь или в контексте упоминать какой-то церковный компонент, как, например, в рамках празднований 100-летия со дня рождения М. И. Глинки и постановки в Большом театре его оперы «Жизнь за Царя», художник К. Коровин командирован в Ипатьевский монастырь г. Костромы для дальнейшего выполнения декораций20. Упоминается совершение панихид по великому композитору в регионах и торжественная литургия в Александро-Невской лавре в исполнении митрополичьего хора, а также нескольких панихид на могиле композитора в присутствии высоких гостей и в музее; хором А. А. Архангельского в здании консерватории21. Силами соединенных церковных хоров г. Перми в городском саду было организовано бесплатное народное певческое собрание (до 250 чел.) в честь М. Глинки22. В г. Вятке под управлением А. Н. Карасева и «большей частью, певцами местных церковных хоров»23 было организовано чествование памяти М. Глинки, в контексте чего упоминается и местное торжество, в связи с чудотворной иконой свт. Николая — архиерейская литургия, крестный ход и панихида по великому композитору в Александро-Невском соборе. В юбилейных материалах отмечается и роль Михаила Ивановича Глинки в его влиянии на русскую музыку в целом, в том числе и на русскую церковную музыку, что потом отразится в наследии церковных композиторов в более позднее время, но именно «Глинка, никто другой, проложил широкий путь для проникновения в церковную музыку русских начал»24.

Рассредоточено на страницах издания освещается деятельность известного русского дирижера и композитора А. А. Архангельского, который вводит женские голоса в своем церковном хоре и позже эта практика широко распространится повсеместно, а также именно он, кроме своего хора, формирует певческое общество соединенных хоров, которые выступают на грандиозных собраниях в составе более 500 исполнителей и по его примеру повсеместно в России25 начинают организовываться подобные певческие общества. Он первый дирижер, кто познакомил публику «с народной певческой симфонией, со своеобразными формами русской песни, <...> затем вводит в свои программы песни славянских и европейских народов, а также церковное пение великих композиторов римской церкви, <...> но главнейшая заслуга концертов Архангельского сосредотачивается на нашей церковной музыке»26.

Как и в предыдущее десятилетие издания, достаточно часто встречаются заметки о деятельности различных обществ, которыми осуществляется реализация тех или иных музыкально-творческих проектов, в том числе церковно-певческих

19 С. П-ов. Некролог // РМГ. 1903. № 23-24. С. 585.

20 Разные известия. Глинкиана // РМГ. 1904. № 10. С. 275.

21 Глинкиана. 100-летие дня рождения М. И. Глинки // РМГ. 1904. № 23-24. С. 581-582.

22 Там же. С. 614.

23 Глинкиана. Чествование в г. Вятка памяти М. И. Глинки // РМГ. 1904. № 31-32. С. 708.

24 Компанейский Н. И. Влияние сочинений Глинки на церковную музыку // РМГ. 1904. № 19-20. С. 501.

25 Компанейский Н. По поводу 9 п. § 44 Устава Церковно-певческого общества в С.-Петербурге // РМГ. 1903. № 17-18. С.469-474; [Церковно-певческое общество]. Музыка в провинции. Ростов-на-Дону // РМГ. 1903. № 38. С. 868-869; [О церковно-певческих обществах]. Компанейский. Н. Современное демество // РМГ. 1903. № 43. С. 1023-1029; № 49. С. 1231-1234.

26 Там же.

событий. Так, например, подчеркивается, что в Екатеринославе по инициативе местного отделения музыкального общества в кафедральном соборе была совершена заупокойная литургия и панихида по П. И. Чайковскому27. По инициативе выпускников Придворной капеллы был учрежден устав и организовано Общество вспомоществования нуждающимся своим товарищам и их семействам, с целью, «что бывшие воспитанники капеллы, не утратившие солидарности с ней, не откажут прийти на помощь своим обездоленным товарищам»28.

Широкое распространение духовных концертов в пользу известных истории событий 1904 г. вполне объяснимо тем настроением общества, которое отмечено редакцией издания в публикациях к 100-летию М. И. Глинки — это «тяжелое время, переживаемое русским народом, когда все помыслы и надежды устремлены на Дальний Восток, где русский народ ценою крови должен доказать свою силу и мощь»29. В рамках деятельности петербургского церковно-певческого благотворительного общества отмечается грандиозный духовный концерт в пользу раненых на Дальнем Востоке, где в числе присутствующей публики находилось много высших иерархов и известный кронштадтский протоиерей Иоанн Сергиев30. Упоминается событие освящения сооруженного по последним технологиям театра31, устроение концертов духовной музыки в рамках работы выставки монастырских работ и церковной утвари в Таврическом дворце32 С.-Петербурга; духовный концерт певчих Крестовоз-движенского храма Иваново-Вознесенска в пользу Красного креста под управлением И. Н. Полтева33. Духовный концерт архиерейского хора под управлением А. Покровского в Новгороде с отпечатанными в программах текстами исполняемых песнопений с некоторыми их пояснениями34, а также и второй концерт под его управлением на усиление флота, за который была получена благодарность от Государя Наследника35. И духовный концерт под управлением Троицкого в Нижнем Новгороде с подробным описанием репертуара36. Платный вечер духовного пения в пользу усиления военного флота по инициативе певчих хора Петропавловской церкви в Пензе, под управлением А. В. Касторского37. Духовный концерт соединенных хоров местных церквей Полтавы под управлением П. А. Шереметинского, кафедрального собора Саратова под управлением Дмитриева. Духовные концерты в Харькове в пользу раненых на Дальнем Востоке кружка любителей церковного пения под управлением З. И. Бибикова и большого сводного хора (более 300 чел.) под управлением самого А. А. Архангельского38. Описывается репертуар духовного концерта в пользу раненых, который был организован хором домовой церкви 4-й одесской гимназии под руководством преподавателя Н. М. Ерошенко под аккомпанемент фисгармонии и пианино, который собрал для пострадавших в войне 400 рублей39 (к примеру, стоимость сапог в то время — 5 руб. 50 коп.40). С той же целью организован духовный концерт с исторической программой, охватывающей крупный период развития церковного пения, в зале женской гимназии в г. Ялте под управлением А. И. Добрынина41.

27 Музыка в провинции // РМГ. 1904. № 1. С. 16-17.

28 Церковно-певческое дело. Хроника // РМГ. 1904. № 27-28. С. 647.

29 100 лет назад в Новоспасском // РМГ. 1904. № 19-20. С. 481.

30 Разные известия // РМГ. 1904. № 9. С. 246.

31 Там же.

32 Разные известия // РМГ. 1904. № 13-14. С. 369.

33 Музыка в провинции // РМГ. 1904. № 13-14. С. 372.

34 Церковно-певческое дело // РМГ. 1904. № 13-14. С. 378.

35 Музыка в провинции // РМГ. 1904. № 29-30. С. 689.

36 Церковно-певческое дело // РМГ. 1904. № 15. С. 401.

37 Там же.

38 Церковно-певческое дело // РМГ. 1904. № 13-14. С. 378-379.

39 Церковно-певческое дело // РМГ. 1904. № 15. С. 401.

40 Сколько «стоил» рубль в Российской империи, СССР и современной России. URL: https://bcs.ru/blog/skolko-stoil-rubl (дата обращения 13.05.2023).

41 Церковно-певческое дело // РМГ. 1904. № 15. С. 401.

Новообразованное в Варшаве Русское музыкальное общество в рамках своей деятельности, в числе благотворительных концертов на различные нужды, в том числе «на помощь сражающимся и их семьям»42, инициировало проведение духовного хорового концерта в пользу флота43. Отмечается благотворительный концерт в общественном собрании Иркутска с участием хора и оркестра Иркутской духовной семинарии, где подчеркивается репертуар оркестра, который «показывает, насколько хорош художественный вкус местной семинарии»44.

Благотворительные концерты часто не лишены и критических комментариев. Так, упоминается духовный концерт 1000 певчих войск гвардии под управлением Н. Михайлова в зале Дворянского собрания в С.- Петербурге45 в пользу Красного Креста на оказание помощи больным и раненым воинам, не лишенный критики репертуара, к которому потерян «интерес на клиросах уже в царствование блаженной памяти императора Александра Благословенного» и исполнительского мастерства дирижера, который выступал «час другой, за то имя свое прославил во век. Согласовать такую массу певцов, труд колоссальный и в тоже время бесполезный для художественной цели»46. Публикуя информацию о состоявшемся духовном концерте хора Петропавловского собора в зале благородного собрания в Перми, корреспондент подчеркивает, что «сбор с концерта поступил на Красный Крест и на усиление флота, следовательно концерт этот вызван в исполнителях патриотическими чувствами, поэтому всякий должен бы содействовать успеху этого концерта, а провинциальной печати следовало б отнестись сочувственно»47. И остро реагирует на освещение этого события «Пермскими ведомостями», на страницах которых предпринят музыкально-теоретический анализ вместо поддержки такого важного дела, что в том числе губительно скажется на мотивации более слабых хоровых коллективов устраивать такого рода концерты в пользу поддержки общественно-патриотических событий.

РМГ на рубеже веков в целом демонстрирует отражение в церковно-певческой деятельности общественно-политических событий Российской империи. Активное участие общественных деятелей и их погруженность в область церковного пения, а также многочисленные письма в редакцию, хроники и новостные ленты — свидетельствуют не только о том живом отклике и неподдельном интересе общества к церковно-музыкальному искусству, но и подчеркивают соотнесенность того или иного события с профессиональной деятельностью на местах, когда проблемные точки, вопросы или события общества решаются активным участием деятелей церковно-певческого искусства и их острым откликом в различных творческих проектах.

Источники и литература

1. 100 лет назад в Новоспасском // РМГ. 1904. № 19-20. С. 481-494.

2. В. М. Самойлов // РМГ. 1903. № 25-26. С. 603-605.

3. Глинкиана. 100-летие дня рождения М.И. Глинки // РМГ. 1904. №23-24. С.581-584, 614-615.

4. Глинкиана. Чествование в г. Вятка памяти М.И. Глинки // РМГ. 1904. №31-32. С. 708-711.

5. Издания, присланные в редакцию // РМГ. 1904. № 35-36. С. 776.

42 Каде. Русской Музыкальное Общество в Варшаве (корреспонденция) // РМГ. 1904. № 21-22. С. 564.

43 Там же. С. 565.

44 Музыка в провинции // РМГ. 1904. № 19-20. С. 529.

45 Разные известия // РМГ. 1904. № 15. С. 406.

46 Крюк Н.И. Духовный концерт хоров войск гвардии // РМГ. 1904. № 17-18. С. 465-467.

47 Церковно-певческое дело // РМГ. 1904. № 16. С 435.

6. К. Пушкинский праздник: Музыка и пение в наших учебных заведениях // РМГ. 1899. № 36. С. 837-846.

7. Каде. Русской Музыкальное Общество в Варшаве (корреспонденция) // РМГ. 1904. №21-22. С. 562-565.

8. Компанейский Н. Великий русский певец Петров-Сусанин // РМГ. 1903. № 9. С. 225-259.

9. Компанейский Н.И. Влияние сочинений Глинки на церковную музыку // РМГ. 1904. № 19-20. С. 494-503.

10. Компанейский Н.И. Духовный концерт хора Экспедиции заготовления государственных бумаг // РМГ. 1904. № 11. С. 313-315.

11. Компанейский Н. По поводу 9 п. § 44 Устава Церковно-певческого общества в С.-Петербурге // РМГ. 1903. № 17-18. С. 469-474.

12. Компанейский Н. Современное демество // РМГ. 1903. №43. С.1023-1029; №49. С. 1231-1234.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Крюк Н.И. Духовный концерт хоров войск гвардии // РМГ. 1904. № 17-18. С. 465-467.

14. Музыка в провинции // РМГ. 1904. № 1. С. 16-22.

15. Музыка в провинции // РМГ. 1904. № 13-14. С. 371-375.

16. Музыка в провинции // РМГ. 1904. № 19-20. С. 526-534.

17. Музыка в провинции // РМГ. 1904. № 29-30. С. 681-689.

18. Народные хоры Попечительства о народной трезвости 1895-99 гг. // РМГ. 1902. № 32-33. С. 758-762.

19. Народный хор в Баку // РМГ. 1904. № 16. С. 435.

20. [О содействии обучению церковному пению] // РМГ. 1902. № 13. С. 393-396.

21. Разные известия // РМГ. 1899. № 5. С. 162-163.

22. Разные известия // РМГ. 1899. № 36. С. 837-846.

23. Разные известия // РМГ. 1902. № 12. С. 376-377.

24. Разные известия // РМГ. 1903. № 10. С. 286-287.

25. Разные известия // РМГ. 1904. № 9. С. 245-248.

26. Разные известия // РМГ. 1904. № 13-14. С. 368-371.

27. Разные известия // РМГ. 1904. № 15. С. 406-407.

28. Разные известия // РМГ. 1904. № 16. С. 441-442.

29. Разные известия [Отчет губернатора за 1901 г. о проведении таковых курсов в Пермской и Екатеринбургской губернии] // РМГ. 1903. № 29-30. С. 676-677.

30. Разные известия. Глинкиана // РМГ. 1904. № 10. С. 275.

31. Разные известия. Тамбов // РМГ. 1899. № 41. С. 1024.

32. С.П-ов. Некролог // РМГ. 1903. № 23-24. С. 585.

33. Сколько «стоил» рубль в Российской империи, СССР и современной России. URL: https://bcs.ru/blog/skolko-stoil-rubl (дата обращения 13.05.2023).

34. Финдейзен Н Ф. Музыкальные журналы в России. Исторический очерк (1774-1903) // РМГ. 1903. №1. С. 8-11.

35. Хроника Санкт-Петербурга // РМГ. 1904. № 33-34. С. 748-752.

36. Церковно-певческое дело // РМГ. 1904. № 13-14. С. 378-379.

37. Церковно-певческое дело // РМГ. 1904. № 15. С. 399-401.

38. Церковно-певческое дело // РМГ. 1904. № 16. С. 435.

39. Церковно-певческое дело. Хроника // РМГ. 1904. № 27-28. С. 644-650.

40. [Церковно-певческое общество]. Музыка в провинции. Ростов-на-Дону // РМГ. 1903. № 38. С. 868-869.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.