ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ
Е.Н. Алексеева, старший преподаватель А.М. Вершинина, студент
Крымский инженерно-педагогический университет (Россия, г. Симферополь)
Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы жизни и творчества известного грузинского живописца и скульптора Зураба Константиновича Церетели. Также, проводится анализ влияния исторических событий и деталей биографии мастера на его художественное видение и самовыражение в авторских работах.
Ключевые слова: Зураб Церетели, живопись, скульптура, монументальное искусство, рельеф.
Изложение основного материала. Современное искусство многогранно и является отражением восприятия художниками окружающего мира. Его проявления различны и не всегда понимаемы зрителем. Особого внимания заслуживает монументальное искусство и скульптура, так как они напрямую связанны с архитектурой, которая создаёт новый образ городов России.
Ярким представителем монументального искусства и скульптуры конца XX начала XXI века является Зураб Константинович Церетели. Художник появился на свет в семье грузинского достаточно известного инженера-строителя. Его отец -Константин Иванович, был потомком древнего грузинского рода Церетели. Он смог обучиться профессии горного инженера в Политехническом институте. Старший Церетели также участвовал в Великой Отечественной войне и там, за хорошую службу был удостоен многочисленным медалям, орденам и благодарностям. Константин Иванович Церетели также участвовал в восстановлении уничтоженных в период войны объектов. Нижарадзе Тамара Семеновна - мать будущего художника, имела княжеское происхождение. Как принято по кавказским законам, женщина посвятила всю свою жизнь воспитанию своих детей[5]. Зураб Константинович вырос в творческой обстановке, брат его матери - Георгий Нижарадзе являлся известным художником-живописцем и периодически брал своего племянника в гости. Именно Георгий познакомит юного Зураба с современными деятелями культуры и
известными художниками Грузии: Давидом Какабадзе, Уча Джапаридзе, Серго Кобуладзе, Аполлоном Кутателадзе, Дур-суном Имнашвили и Чико Казбеги. Естественно, бесследным такое общение для Зураба Церетели не осталось, и на школьных уроках юный Зураб рисовал первые свои картины. В большинстве его работ уже в тот момент зародилось чувство принадлежности к жизни страны и к ее истории. Зачастую во время летних каникул Церетели навещал свою бабушку в селе Губи, Западной Грузии. Тут будущий художник смог в полной мере увидеть культуру своего народа, природное разнообразие и красоту в бытовых предметах. Только в селе у бабушки Зураб мог чувствовать себя свободным от суеты города. Его восхищало разнообразие красок, которые нереально увидеть в родном Тбилиси. В комплексе все это и создало фундамент для творчества художника[2].
Зураб Константинович Церетели с детства знал, какую профессию выберет. Он поступил в академию художеств в городе Тбилиси. В период обучения в вузе юный художник много работает. Часто в компании своих однокурсников, известных в будущем художников: Гиви Кешелава, Тенгизом Мирзашвили, Котэ Челидзе и другие, Зураб путешествовал по городам Грузии. В свободное от учебы время Церетели посещает музеи, изучая при этом представленные там экспонаты. Художник много странствует в этот период, познает новое, ездит на лошадях и много ходит пешком. Чтобы лучше познать природу, художник слушает журчание местных
горных рек и запоминает запахи земли. Подобным образом, З. К. Церетели обошел все места, которые когда-либо привлекали художников: Имеретия, Кахетия, Тушетия, Рача, Сванетия, Хевсуретия, Аджария, Абхазия, Гурия. Каждое из этих событий сыграло в становлении Зураба Константиновича, как известного и уважаемого художника, важную роль. К 1958 году художник заканчивает обучение в академии художеств. Его дипломной работой стала картина «Песнь о Тбилиси». Однако, из-за «элементов условности» до защиты полотно не было допущено. Церетели изменил тему своего диплома, и в течении нескольких недель написал другую картину «Портрет спортсмена». Эта работа и получила высокую оценку от комиссии^].
После завершения обучения в институте Зураб Константинович устроился работать в Институт истории и этнографии Академии наук Грузии. В кругу его обязанностей оказывается участие во всевозможных археологических экспедициях, а после подготовка иллюстраций к научным исследованиям для публикации. В первые годы работы Зураб Церетели совершенствует свои профессиональные навыки. Зу-раб Константинович начинает участвовать во всевозможных выставках, представляя свои авторские работы. На выставке «На страже мира», которая проходила в Москве, художник имеет большой успех. Под конец 60-х годов З. К. Церетели окончательно посвящает себя монументальному искусству и начинает работать более активно в данной области. На сегодняшний день его скульптурные произведения кроме России и Грузии, находятся в Великобритании, Бразилии, Испании, Франции, США, Японии, Литве, Беларуси и большинстве других стран. Зураб Церетели с большой скоростью занимает позиции в искусстве советского периода. Однажды, архитектор Шота Каландаришвили дал работу Зурабу Константиновичу - роспись детского кинотеатра в Тбилиси. Художник смог прочувствовать детские фантазии и выдумки, сказочность и нереальность, но росписи не суждено было быть выполненной в натуральном размере[4].
Зурабом Церетели были заинтересованы многие архитекторы, работавшие над созданием в Пицунде большого курортного комплекса. Церетели пригласили в качестве главного художника для создания этого крупного и уникального объекта. В работе над курортным комплексом он предстает как талантливый художник-монументалист. Каждая из работ в Пицунде стала новым рывком в развитии русского монументального искусства. Далее последовали обширные мозаичные работы автора Церетели в многочисленных грузинских районах. Известной работой стало панно из мозаики «Человек, труд - смысл и красота бытия», которое было расположено на фасаде во Дворце культуры профсоюзов. После художник также выполнил декоративное оформление ресторана «Арагви» в Тбилиси. Данная работа отмечена Государственной премией. З. К. Церетели также принимал участие в декоративном оформлении курортного комплекса «Боржоми». В 1970-х годах художник и скульптор участвует в создании в городе Тбилиси парка Победы. Его композиция «Знамена» была вывешена на облицованной стене в парке. Зураб Константинович работал над монументальным комплексом в Адлере. Художник даже применил новые техники в работе по металлу. Он разрабатывал свои приемы, которые позволили бы создавать более крупный рельеф. Церетели сначала вырисовывал на листовой меди рельефы, после чего выколачивал их, а затем каждую фигуру вырезал и выдвигал на некоторое расстояние вперед. Рельеф становился крупным и мог хорошо восприниматься даже с больших расстояний. При помощи новых технологий были сделаны такие работы как: композиция «Колхида», монумент в Абаши, «Человек и солнце» и др. Художник участвовал в реставрациях Храма Христа Спасителя. Согласно словам представителей Русской Православной Церкви, Зураб Константинович Церетели достойно выполнил главные задачи, и в целом внешний вид элементов убранства храма, воссозданных им, полностью соответствует прежним [4].
Скульптор так же широко популярен и за границей. Он лично был знаком с Пабло
Пикассо, Марком Шагалом, Давидом Си-кейросом, Кэндзо Тангэ, Робертом Рау-шенбергом и другими популярными архитекторами и художниками XX века [1]. Деятели культуры и политики, которые приезжают из разных стран мира, посещали и продолжают посещать его мастерские. Церетели также оформил интерьеры здания представительства СССР при ООН в городе Нью-Йорк. Массивное панно «Москва-столица, моя Москва», выполнено из нержавеющей стали и до сих пор украшает в Токио посольский зал. В США также был огромен успех Церетели. Художник некоторое время работал на факультете искусств преподавателем [3].
Мастер всегда трепетно реагировал на происходящие в мире трагедии. В Москве в 2010 году был установлен большой монумент в честь погибших в 2004 году во время захватов школы в Беслане. В высоту бронзовый монумент - 5 метров. Согласно задумке автора, монумент символизирует детские души, погибших, которые уносятся ангелами на небо. Вокруг этого памятника оставленные игрушки: Буратино, трехколесный велосипед, паровозик, небольшой плюшевый мишка. А уже в 2006 году 11 сентября в США открылся памятник «Слеза скорби» - это подарок народу Америки в знак скорби о жертвах 11 сентября. На церемонии посвященной открытию присутствовали президент России Владимир Путин и Билл Клинтон - президент США [4].
Творческая деятельность Церетели совпала с периодом крупных перемен, как в политической, так и в художественной
заявила о себе, как о социокультурном и культурном плане, что во многом способствовало развитию монументальной скульптуры. Его произведения несут острый социальный характер и отражают личные воззрения мастера на исторически значимые события, а так же позволяют зрителю сопереживать мировым трагедиям и радостям. Долгие годы в России развивалось реалистическое направление в искусстве, не позволяющее художникам заявить о себе как о самобытном авторе, способном привнести что то новое в художественную культуру своего времени. Но живописные полотна мастера насыщенны непревзойденным колоритом, красотой человеческой натуры и природы. Он продолжает западноевропейские традиции ХХ-го века, полного творческих экспериментов и необычных веяний и вносит свою лепту в развитие альтернативного направления в искусстве. З. К. Церетели любит писать портреты случайных людей, подсолнухи и неожиданные сюжеты из личной жизни. Однако, вечным вдохновением для творчества Зураба Церетели, без раздумий была и останется его родная Грузия, ее богатая и неповторимая культура. Он вносит ценный вклад в развитие художественного образования в России, донося своё творческое видение до молодого поколения художников. С 1997 г. Церетели избран Президентом Российской академии художеств, так же он является директором в Московском музее современного искусства и директором в Галереи искусств Церетели. Известный художник был удостоен многих званий и наград.
жизни в России. Это время, когда страна
Библиографический список
1. Джанберидзе Н. Зураб Церетели. / Н. Джанберидзе. - Тбилиси.: Хеловнеба. - 1975. - 288 с.
2. Колодный Л. Москва в улицах и лицах. Зураб Церетели. / Л. Колодный. - М.: Голос-Пресс. - 2007. - 576 с.
3. Колодный Л. Сердце на палитре. Художник Зураб Церетели. / Л. Колодный. - М.: Голос-Пресс. - 2002. - 496 с.
4. Церетели Е. Зураб Константинович Церетели. Выставка произведений / Е. Церетели. - М.: Москва. - 2006. - 160 с.
5. Швидковский О. Зураб Церетели / О. Швидковский. - М.: Планета. - 1985. - 320 с.
- HcKyccmeoeedenue -
THE REFLECTION OF REALITY IN THE WORKS OF ZURAB TSERETELI
E.N. Alekseeva, senior lecturer A.M. Vershinin, student Crimean engineer-pedagogical university (Russia, Simferopol)
Abstract. The article considers the main stages of the life and work of the famous Georgian painter and sculptor Zurab Konstantinovich Tsereteli. Also, the analysis of the influence of historical events and details of the master's biography on his artistic vision and self-expression in the author's works.
Keyword: Zurab Tsereteli, painting, sculpture, monumental art, relief.