DOI 10.25712MSTU2518-7767.2018.01.006 УДК 929.526:730-034.35'6:7.071ЦЕРЕТЕЛИ
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО (ДОМ РОМАНОВЫХ)» ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ
Романова Елена Олеговна
Советник Отделения искусствознания
и художественной критики РАХ,
член-корреспондент РАХ.
Россия, г. Москва.
art-rah@mail.ru
Аннотация
Художник и скульптор Зураб Церетели объявил об окончании работы над скульптурным циклом, посвященным истории Российского государства в лице представителей его правящей династии на протяжении 300 лет — Дома Романовых. Эта серия продолжила мотив, который скульптор начал разрабатывать в конце 1980 -х годов при создании сюиты «Правители России».
Ключевые слова: история, Россия, Дом Романовых, правители, скульптурный цикл, Зураб Церетели.
Библиографическое описание для цитирования:
Романова Е. О. «История государства Российского (Дом Романовых)» Зураба Церетели // Искусство Евразии. - 2018. - №1(8). - С. 53-61. DOI: 10.25712MSTU.2518-7767.2018.01.006. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/975779/08-2018-romanova/
Кульминационная точка пристального внимания Зураба Церетели к истории Грузии и России - его двух родных стран - по времени почти совпала с невероятным всплеском интереса к отечественной истории в нашей стране. «Почти», потому что Церетели, верный только собственному мироощущению, не ждал этой волны. С 1980-х годов он постепенно, шаг за шагом, ваяет сначала пластическую сюиту «Правители России» в форме бюстов-герм, представившую 74 бюста правителей IX-XX веков - от Рюриковичей до Романовых, а затем полномасштабные портретные изображения и скульптурные композиции, посвященные представителям Дома Романовых. Нынешний скульптурный цикл, посвященный истории Российского государства в лице представителей его правящей династии на протяжении 300 лет, включает 18 бронзовых портретных статуй представителей Дома Романовых - от царя Михаила Федоровича до императора Николая II - высотой от 3,1 до 8 метров.
Истории России в творчестве художника принадлежит особое место, что обнаруживает принципиально важное значение этой темы и для него лично, и для современного общества. Сам скульптор отзывается об этой работе так: «У меня была потребность высказаться. Я почти тридцать лет делал скульптурную серию "Правители России" и "История Грузии". И сейчас я закончил. Это не так просто. Это есть тот профессиональный крик, который я пережил...»
[3].
Обычно серии или изобразительные сюиты распространены в графике, мелкой пластике, менее свойственны они живописи, а в монументальной скульптуре встречаются совсем не часто. Церетели же присоединился к разработке этой формы монументальной пластики,
№1(8)
обозначив, таким образом, еще одно проявление новаторского духа в экспериментальном пространстве своего творчества.
Насыщенная мощным патриотическим пафосом традиция создавать памятники царственным особам в России берет свое начало в XVIII столетии, начиная с монументов, посвященных императору Петру I, и З.К. Церетели принял эту преемственность. При этом цели установки памятников царям и императорам три века назад и сегодня отличаются: помимо увековечивания памяти о том или ином правителе, его деятельности, что служит общим целеполаганием для разных эпох, в XXI веке в России особую значимость приобретает сам факт напоминания об этом деятеле (правителе).
З.К. Церетели признается, что его захватывает история правителей прошлого, их взлеты и внезапные падения, героические подвиги и легендарные деяния одних, навечно вошедших в национальную память, равно как и поступки других, на столетия оставивших в народе неприязнь к себе. И, конечно, его бесконечно интересует возвращение этих исторических персонажей в современную жизнь, в частности, в форме пластических искусств.
Рис. 1. Церетели З.К. Скульптурная композиция «Царь Алексей Михайлович» (годы правления: 1645—1676). 2000-е гг. Бронза. Высота — 3,4 м.
Рис. 2. Церетели З.К. Скульптурная композиция «Императрица Екатерина I» (годы правления: 1725—1727). 2000-е гг. Бронза. Высота — 3,7 м.
Рис. 3. Церетели З.К. Скульптурная композиция «Император Петр II» (годы правления: 1727—1730). 2000-е гг. Бронза. Высота — 3,1 м.
Рис. 4. Церетели З.К. Скульптурная композиция «Императрица Анна Иоанновна» (годы правления: 1730—1740). 2000-е гг. Бронза. Высота — 3,5 м.
Особый интерес у художника всегда вызывала фигура императора Петра Великого -«основателя славы и благоденствия России», а помимо этого - основателя Академии художеств и наук в Российской империи, о чем З.К. Церетели, как президент Академии художеств, никогда не забывает. Хорошо известны два памятника Петру I его работы, установленные в Москве и Петербурге (в 1997 и 2006 гг. соответственно). В цикле, посвященном Дому Романовых, к образу Петра Великого мастер обращается не единожды. Прежде всего, это прообраз памятника императору, установленному в северной столице. Вторая скульптура посвящена Петру I в детском возрасте и, помимо юного императора, представляет его родителей - царя Алексея Михайловича и царицу Наталью Кирилловну (Нарышкину).
Рис. 5. Церетели З.К. Скульптурная композиция Рис. 6. Церетели З.К. Скульптурная композиция «Детство Петра» . 2000-е гг. Бронза. «Император Петр I, спасающий ребенка во время
наводнения 1717 года в Санкт-Петербурге» (годы правления: 1682—1725). 2000-е гг. Бронза. Высота — 4,5 м.
Скульптурная композиция «Детство Петра» (рис. 5) состоит из трех фигур. По брусчатой мостовой азартно бежит маленький Петр со шпагой в руке, вполоборота оглядывающийся на шествующую позади него царицу-мать. Сын словно настойчиво зовет ее за собой, призывая присоединиться к нему. Император изображен еще мальчуганом, но вся его фигура выражает безудержное стремление к движению вперед. Его энергичный бег передан настолько живо, что, кажется, герой может оступиться с подиума, на котором установлена его фигура. Напор и энергия в движении Петра подчеркивается резким контрастом динамики его фигуры и статикой фигуры его матери. Ее образ скульптор уподобляет образу России конца XVII столетия - огромной неповоротливой страны, возглавить которую будет суждено Петру. Можно сказать, что в образе Натальи Кирилловны скульптор создал аллегорию патриархальной Руси - красивой, богатой, непонятной для соседей, застывшей в дремотной спячке. Пройдет совсем немного времени, и ее разбудит Петр Первый.
Глубокое постижение исторических событий помогло автору достичь высокого художественного обобщения образа. Все детали скульптурной композиции «Детство Петра» тщательно проработаны. Смоделирован выразительный облик будущего императора, мимика
его лица, жесты, детали костюма, а также многозначный образ царицы, олицетворяющий родину будущего реформатора.
Третья скульптура в композиции «Детство Петра» — статуя царя Алексея Михайловича, снискавшего у современников прозвище «Тишайший». Несмотря на это, скульптор изображает его властным и сильным владыкой, что оправданно. По воспоминаниям современников, лицо государя было благодушно-приветливо, но в то же время серьезно и важно, а его полная фигура сохраняла величавую и гордую осанку. Однако царственный вид Алексея Михайловича ни в ком не вызывал страха: все понимали, что не личная гордыня царя создала эту осанку, а сознание важности и святости сана, возложенного на него. Все эти характерные черты Алексея Михайловича и воплотил художник в его скульптурном образе.
Еще раз к образу Петра Великого скульптор обращается в скульптурной композиции, посвященной спасению императором ребенка во время наводнения 1717 года в Санкт-Петербурге (рис. 6). Мастер создал образ стремительного в своем движении царя, стоящего на огромном валуне, за его плечами широко развивается плащ. Весь облик героя свидетельствует о сильнейшем душевном порыве, который помог ему совершить чудо — спасти ребенка от мгновенно нахлынувшей воды. Ребенок в изнеможении приник к широкой груди царя-великана после пережитого страха. Скульптору удалось соединить в единой композиции два разнородных ощущения — динамики и покоя.
Слева направо
Рис. 7. Церетели З.К Скульптурная композиция «Император Петр III» (годы правления: 1761—
1762). 2000-е гг. Бронза. Высота — 3,2 м
Рис. 8. Церетели З.К. Скульптурная композиция «Император Павел I» (годы правления: 1796— 1801). 2000-е гг. Бронза. Высота — 3,2 м.
Рис. 9. Церетели З.К. Скульптурная композиция «Император Александр I» (годы правления: 1801— 1825). 2000-е гг. Бронза. Высота — 8,5 м.
Рис. 10. Церетели З.К. Скульптурная композиция «Император Николай I» (годы правления: 1825— 1855). 2000-е гг. Бронза. Высота — 5,5 м.
Рис. 11. Церетели З.К. Скульптурная композиция «Император Александр II» (годы правления: 1856—1881). 2000-е гг. Бронза. Высота — 7,5 м.
Созданный З.К. Церетели цикл скульптур представителей династии Романовых экспонируется в Галерее искусств на Пречистенке и не остался не замеченным зрителем, что важно. В этих пластических летописях отразился дух нашей эпохи, в них прозвучала тема,
серьезно волнующая общество все эти годы, - возвращение исторической памяти нации, возвращение к своим истокам. В этом цикле мастер обращается к образам непосредственно правителей - помимо названных в него вошли скульптуры царя Михаила Федоровича, основоположника династии, сестры Петра Софьи Алексеевны, императриц Екатерины I и Екатерины II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, императоров от Александра I до Николая II, а также вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Словно в стремлении добиться исторической справедливости и дать возможность современникам вести очный диалог с малоизвестными персонажами российской истории скульптор включает в цикл образы братьев Петра I- царей Ивана V и Федора III Алексеевичей (1676-1682 и 1682-1689 годы правления соответственно), а также Петра II (1727-1730) и Петра III (1761-1762). Все скульптуры выполнены в соответствии с иконографией прижизненных портретов представителей династии.
Одним из самых артистичных образов цикла можно назвать скульптурный портрет Елизаветы Петровны - дочери Петра Великого (рис. 12). Императрица представлена в пышном расшитом платье, выполненном по моде XVIII столетия. В руках она, словно играючи, держит скипетр с двуглавым орлом - символом Российского Государства. Величественная постановка фигуры, выразительность и торжественность образа - Зураб Церетели создал парадный портрет российской императрицы. Фигура и жесты Елизаветы Петровны не лишены изящества, на лице играет легкая улыбка, свидетельствующая о благодушном характере царственной особы. Есть в этом образе и иные нотки -выразительный взгляд, устремленный вдаль, прямая спина - свидетельство твердой воли, упорства в достижении цели, свидетель чему - сама история: Елизавета Петровна совершила дворцовый переворот, заручившись поддержкой Преображенского полка, и отстранила от власти правительницу Анну Леопольдовну.
Рис. 12. Церетели З.К. Скульптурная композиция Рис. 13. Церетели З.К. Скульптурная композиция «Императрица Елизавета Петровна» (годы «Император Александр III» (годы правления —
правления: 1741—1761). 2000-е гг. Бронза. 1881—1894). 2000-е гг. Бронза. Высота — 5,35 м.
Высота —3,5 м.
Елизавета Петровна управляла Российской империей на протяжении двух десятилетий. Историки называют время ее царствования «периодом роскоши и излишеств». Императрица
устраивала грандиозные балы и маскарады, в ее личном гардеробе насчитывалось не менее 15 тысяч платьев, каждому из которых могла бы позавидовать любая европейская королева. Она была законодательницей мод и подлинным образцом для подражания. Красота и стать, изящество и легкость в движении, отраженные в скульптурном портрете, — напоминание о виртуозной манере правления Елизаветы Петровны, которая руководила государством, будто исполняла па популярного в то время менуэта.
Монументальная торжественная скульптура императрицы Екатерины Великой воспевает ее заслуги перед Отечеством и представляет в образе мудрой государыни. Статую отличает благородная простота — императрица предстает в древнеримской тоге, увенчанная лавровым венком. В ее руках — символы монаршей власти — держава и скипетр. Скульптор решает сложный образ, используя язык символов и аллегорий древних римлян, не имевших себе равных в создании парадных образов императоров и прославлении их как мудрых правителей. Язык символов и аллегорий был популярен и во времена Екатерины.
В трактовке Церетели Екатерина Великая предстает победительницей. В ее прямо стоящей фигуре читается спокойное достоинство. Фронтальная торжественная поза и пластичные складки тоги подчеркивают внутреннюю гармонию модели, это образ идеальной служительницы своего народа и Господа Бога. Скипетр в ее руке пластически вторит вертикали фигуры императрицы и воспринимается как символ ее назначения быть связующим звеном между Богом и народом, гарантом мира и справедливости. В лице Екатерины сконцентрирована сила и энергия, характеризующие время ее блистательного правления, отмеченного многочисленными завоеваниями и победами.
В скульптурном образе Екатерина II предстает сильным правителем. Высокая внутренняя напряженность в ее лице передана предельно лаконичными средствами. Голова величественно поднята. Губы плотно сомкнуты, их уголки опущены вниз — признак необыкновенной выдержки. Глаза отстраненно смотрят прямо перед собой, поверх зрителя, будто они обращены в сферы, доступные лишь ей, Императрице, но не простым смертным. Статуя Екатерины Великой работы Церетели создает ощущение общеимперского величия, которым была проникнута екатерининская эпоха. Вступление Екатерины на престол стало для России началом блистательной поры, 34 года ее царствования оставили яркий след в истории страны. Неординарность личности императрицы, ее выдающиеся качества государственного деятеля и величие всего содеянного ею закрепили в сердцах потомков ее титул Великая. Достоинство скульптуры не только в портретном сходстве с Ее Императорским Величеством, хорошо известном по многочисленным парадным портретам. Скульптура передает тот ореол величия, которого удостоилась в памяти потомков императрица благодаря всему содеянному ею для блага страны.
Формат статьи не позволяет описать все фигуры скульптурного цикла Зураба Церетели «История государства Российского (Дом Романовых)». Тем не менее, представим еще две скульптуры — императора Александра III и его супруги императрицы Марии Федоровны.
В скульптурном портрете работы З.К. Церетели Мария Федоровна предстает «императрицей с головы до пят». Основой скульптурного изображения послужила свадебная фотография. Ее Императорское Величество изображена в жемчужном уборе, короне-кокошнике с пышной вуалью в открытом платье с перекинутой через плечо орденской лентой и бриллиантовой звездой к Ордену святой Екатерины на груди. Платье отличает изысканное убранство — императрица слыла любительницей красивых нарядов. Однако гордый взгляд Марии Федоровны устремлен в неизвестное не столь далекое будущее. В ее взгляде сквозит обреченность. В отличие от своего сына, императора Николая II, она
обладала большой политической интуицией и еще в начале Первой мировой войны сделала запись в своем дневнике: «Нас ждут ужасные времена...». Быстрая и энергичная в жизни, в скульптуре Церетели императрица предстает окаменевшей, застывшей, словно ужасаясь собственного прозрения. Веер вот-вот выпадет из ее руки. Чтобы не допустить этого и сохранить самообладание, она поддерживает одну руку другой. В скульптуре императрицы Марии Федоровны художник отразил сочетание свойственных ее натуре блеска, изящества и наряду с этим невероятной силы духа, твердости, а также глубочайшего понимания, что «на все воля Божья».
Судьбе было угодно, чтобы Мария Федоровна стала женой одного из крупнейших государственных деятелей России — императора Александра III. При нем страна достигла политического могущества и экономического расцвета. Император вошел в историю как царь-миротворец. Располагая большими военными силами, Александр войны не желал и не раз предотвращал ее. Все его царствование прошло мирно, при нем внешняя политика России отличалась прагматизмом, стремлением уберечь страну от втягивания в международные конфликты. Хозяйственная жизнь империи в годы правления Александра III характеризовалась экономическим ростом, что во многом было связано с политикой усиленного покровительства отечественной промышленности.
Церетели создал конную статую Александра III — государь любил верховую езду. Александр носил бороду — он первым среди российских императоров XVIII—XIX столетий нарушил традицию европейской внешности при Императорском Дворе, введенную Петром I, и явился примером возвращения к исконно русской традиции. Государь слыл врагом пышности и внешнего блеска и изменил обмундирование военнослужащих, форма стала напоминать русский национальный костюм: мундир свободного покроя в виде двубортной куртки без пуговиц и цветных лацканов, с погонами и стоячим воротником; барашковая шапка с кокардой и гербом; просторные штаны типа шаровар с цветными кантами. Новая форма была, может быть, не столь элегантна, как прежняя, но императора привлекали практичность и национальный стиль. В таком костюме Александр III и изображен в скульптурном портрете работы З.К. Церетели (рис. 13).
Скульптура производит впечатление мощи, крепкой опоры, надежности. Эти черты отличали характер Александра. Внешне император тоже выделялся статью и большой физической силой. Чтобы выдержать такого наездника, конь должен быть особенно крепок и вынослив. Всадник уверенно держит в руках поводья, его образ будто символизирует спокойствие и основательность. Взгляд царя тверд, как тверда поступь богатырского коня, но кроткого и послушного руке царственного всадника. В отличие от конного памятника Александру III работы Паоло Трубецкого, который можно было бы посчитать прообразом скульптуры З.К. Церетели, статуя представляет зрителю императора как сильного правителя, но в его образе отсутствует даже намек на тяжеловесность — конь бодро и весело несет на себе царственного всадника, тогда как в своем памятнике П. Трубецкой создал образ тяжелой давящей силы. По мнению скульптора, «портрет не должен быть копией. В глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нем» [1]. Очевидно, что художники по-разному восприняли личность Александра III.
В начале XXI века, когда Российское государство, во многом отвечая на запросы общества, объявило «Год истории» (в 2012-м), пластическая сюита российских правителей работы З.К. Церетели оказалась востребованной, хоть и частично, на официальном уровне. Отдельные бюсты из цикла «Правители России» экспонировались на разных исторических выставках. В 2014 году авторская копия бюста императора Николая II была торжественно
установлена в столице Республики Сербской (Босния и Герцеговина) — в городе Баня-Лука в рамках мероприятий, посвященных 100-летию начала Первой мировой войны. В 2017 году бюсты правителей России работы З.К. Церетели были установлены во дворике Военно-исторического общества в Москве. Скульптурные портреты российских правителей несут в себе энергию искреннего желания автора познать изображаемых, понять их деяния и одновременно познакомить с ними современников. При этом скульптор обращается не только к ныне живущим, но и к будущим поколениям, раскрывая им образы тех, кто создавал для них страну.
«Очень хочу, чтобы люди полюбили свою историю», — говорит художник. Во всяком случае, благодаря подобным произведениям мы хотя бы вспоминаем историю России. Эти скульптуры выполняют важнейшую функцию — помогают сохранять историческую память, выступая для каждого из нас «безмолвным проповедником», по образному выражению митрополита Филарета (Дроздова) [2].
Охватывая взглядом портретную галерею правителей России, созданную З.К. Церетели, в смысловом аспекте напрашивается параллель с памятником «Тысячелетие России» М.О. Микешина в Великом Новгороде. Монумент Микешина был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России» за прошедшее тысячелетие. В нашем случае скульптор ограничился образами правителей страны, продемонстрировав свое желание познакомить современников с теми, чьи деяния и судьбы в разные исторические эпохи не всегда оценивались объективно, порой замалчивались или искажались, но являются неотъемлемой частью российской истории.
Источник иллюстраций: Российская академия художеств.
1. Паоло Трубецкой. К 150-летию со дня рождения. — СПб.: Русский музей: Palace Editions, 2016. — 83 с. (Русский музей представляет. Вып. 485).
2. Филарет, Митрополит Московский. Сочинения Филарета, Митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. — М.: Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1877. Т. 3. — 480 с.
3. Зураб Церетели. Скульптура. М.: Творческая мастерская, 2011.
Статья поступила в редакцию 03.02.2018 г.
Литература
Received: February 03, 2018
HcKyccxBo EBpa3HH №1(8) . 2018 ISSN 2518-7767
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.01.006
"HISTORY OF THE RUSSIAN STATE (ROMANOV HOUSE)" BY
ZURAB TSERETELI
Romanova Elena
Advisor To the Department of art studies and art criticism of the Russian Academy of Arts, corresponding member of the Russian Academy of Arts.
Russia, Moscow. art-rah@mail.ru
Abstract
The artist and sculptor Zurab Tsereteli announced the completion of the sculptural cycle devoted to the history of the Russian state in the person of its ruling dynasty for 300 years — the Romanov dynasty. This series continued the motive, which the sculptor began to develop in the late 1980s when creating the suite The "Rulers of Russia".
Keywords: history, Russia, the House of Romanov, rulers, sculptural cycle, Zurab Tsereteli.
Bibliographic description for citation:
Romanova E. O. "History of the Russian state (Romanov house)" by Zurab Tsereteli. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2018, no 1(8), pp. 53—61. Available at: https://readymag.com/u50070366/975779/08-2018-romanova/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.01.006. (In Russian).
References
1. Paolo Trubetskoi. K 150-letiyu so dnya rozhdeniya [Paolo Trubetskoy. To the 150th anniversary of his birth]. Saint-Petersburg, Russian Museum: Palace Editions, 2016. - 83 p. (Russian Museum presents. Issue. 485).
2. Filaret, Metropolitan of Moscow. Sochineniya Filareta, Mitropolita Moskovskogo i Kolomenskogo. Slova i rechi [Works by Filaret, Metropolitan of Moscow and Kolomna. Words and speeches]. Moscow, A. I. Mamontov and Co. Publ., 1877. Vol.3. 480 p.
3. Zurab Tsereteli. Skul'ptura [Sculpture]. Moscow, Tvorcheskaya masterskaya, 2011.