Научная статья на тему 'Кредитная политика теплоснабжающих организаций'

Кредитная политика теплоснабжающих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ТЕПЛОСНАБЖАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / CREDIT POLICY / DEBT RECEIVABLE / ACCOUNTS PAYABLE / HEAT SUPPLY ENTERPRISE / EXECUTOR
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредитная политика теплоснабжающих организаций»

©Рябов Е.Ю., 2012

УДК 658.264:336 ББК 65.441.353-93

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ТЕПЛОСНАБЖАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Е.Ю. Рябов

Ключевые слова: кредитная политика, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, теплоснабжающая организация, исполнитель коммунальных услуг.

Стабильное функционирование теплоснабжающих организаций в российских городах является важным фактором безопасной и комфортной жизни населения. Экономическая деятельность таких предприятий становится объектом пристального внимания со стороны различных субъектов рыночных отношений, заинтересованных в бесперебойном функционировании организации: собственников, органов муниципальной власти, потребителей. Несмотря на это, в отрасли существует множество проблем: систематические неплатежи управляющих компаний и населения, возрастающая кредиторская задолженность, неэффективное тарифообразование, моральный и материальный износ основных фондов. Улучшить положение предприятий теплоснабжения могут шаги в рамках грамотно выстроенной кредитной политики.

Кредитная политика представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, направленной на расширение объемов реализации продукции и связанной с оптимизацией размера дебиторской задолженности и обеспечением своевременной ее инкассации. Значение кредитной политики предприятия определяется большой долей дебиторской и кредиторской задолженности в структуре его активов и пассивов, а также тем, что основными составляющими денежных потоков являются поступления от покупателей и платежи поставщикам товаров, сырья, материалов.

Основные факторы, определяющие характер кредитной политики, представлены в таблице.

Проводя анализ деятельности теплоснабжающей организации, следует также учитывать ряд отраслевых особенностей, оказывающих влияние на условия функционирования предприятия. Среди основных факторов следует выделить:

- опосредованное поступление платежей: поступление средств от населения происходит не напрямую, а через исполнителей коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК), часто задерживающих платежи на своих счетах;

- сезонность производства и продаж: ярко выраженный сезонный характер деятельности предприятий теплоснабжения обусловливает возрастание дебиторской задолженности в зимний период;

- этический аспект проблемы платежной дисциплины: оплата коммунальных услуг ставится потребителями в разряд необязательных платежей, а сама услуга часто не воспринимается как коммерческая;

- низкая энергоэффективность: снижение качества предоставляемых услуг, которое выражается в частых «недотопах», случающихся паузах из-за порывов сетей, приводит к еще большему ухудшению платежной дисциплины;

- неэффективное правовое регулирование: порядок расчетов за тепло, частая практика банкротства управляющих компаний, неопределенность статуса тепловых сетей препятствуют эффективной деятельности предприятий;

- диспропорция цен: быстрое, часто трудно прогнозируемое повышение цен на

продукцию естественных монополий (тарифы на природный газ и тепловую энергию) приводит к увеличению размеров дебиторской задолженности;

- неэффективное управление дебиторской задолженностью: ввиду социальной значимости услуг, оказываемых теплоснабжающими организациями, политика сбора платежей здесь осложнена.

Как и в подавляющем большинстве российских городов, в Волгограде преобладает централизованное теплоснабжение, предназначенное для отопления нескольких помещений от единого центра. Муниципальное унитарное предприятие «Волгоградское коммунальное хозяйство» (далее - МУП «ВКХ») является основным поставщиком тепловой

энергии, главным элементом системы теплоснабжения города. Свою деятельность МУП «ВКХ» начало с 1 июня 2009 г., сразу после решения о банкротстве предыдущей теплоснабжающей организации ОАО «Коммунальные технологии Волгограда» (далее -ОАО «КТВ». Среди основных проблем, с которыми столкнулось предприятие, следует выделить:

- растущую кредиторскую задолженность перед поставщиком энергоресурсов ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», включая непогашенный долг ОАО «КТВ».

- необходимость масштабных финансовых вложений в замену выходящих из строя объектов теплосетевой инфраструктуры;

- плохую платежную дисциплину населения и исполнителей коммунальных услуг.

Факторы, формирующие кредитную политику коммерческой организации

№ п/п Факторы Определения

1 Срок предоставления кредита Период времени, в течение которого клиенты должны оплатить купленный товар

2 Величина кредита Сумма в пределах кредитного лимита, на которую предприятие может кредитовать клиентов

3 Скидки, предоставляемые за оплату в более ранние сроки Льготы, включающие в себя сумму скидки, которой можно воспользоваться в течение определенного периода

4 Политика сбора платежей Определяется степенью лояльности по отношению к клиентам, задерживающим выплаты, с точки зрения предоставления кредита вновь

5 Стандарты кредитоспособности Минимальная финансовая устойчивость, которой должны обладать клиенты для получения возможности отсрочки платежа, и размеры допустимых сумм кредита, предоставляемых различным категориям клиентов

Однако особой проблемой, препятствующей нормальной деятельности теплоснабжающей организации, стал законодательно утвержденный порядок расчета пользователей тепла с коммунальным оператором. Ввиду особой значимости сферы теплоснабжения для всех, в том числе социально незащищенных жителей страны, Правительством РФ был введен новый порядок расчета за тепло. В течение всего года горожане равными долями оплачивают услугу, которой пользуются всего 6 месяцев, то есть в течение отопительного сезона. Такая мера призвана облегчить положение граждан, избавив их от необходимости совершать обременительные платежи в зимний период. Однако теплоснабжающие организации рассчитывается с поставщиком

природного газа, необходимого для выработки тепла, по факту его поставки (рис. 1). Отсюда появляющийся кассовый разрыв и, как следствие, снижение финансовой устойчивости предприятия.

Появляющийся кассовый разрыв МУП «ВКХ» вынуждено покрывать за счет средств, привлеченных из банков, плата за предоставление которых не может быть включена в тариф на горячую воду и отопление, так как тариф устанавливает Управление по региональным тарифам Волгограда. Это ведомство руководствуется указаниями федерального центра - Федеральной службой по тарифам, устанавливающей их предельный рост (не более 15 % в 2011 г.). Ценообразование в сфере теплоснабжения в настоящее вре-

мя не относится к категории свободного и регулируется федеральными органами власти. Отсюда снижение основных финансовых показателей МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство».

Первоочередными мероприятиями, призванными улучшить положение теплоснабжающей организации, должны стать:

1) изменение порядка расчетов за газ, расходы на оплату которого составляют около 70 % всех издержек предприятия;

2) повышение качества претензионной работы:

- с исполнителями коммунальных услуг:

совершенствование механизмов взима-

ния дебиторской задолженности, в том числе в судебном порядке;

- с бытовыми абонентами: налаживание сотрудничества с коллекторскими агентствами, традиционно обеспечивающими больший договорный потенциал с неплательщиками;

3) использование овердрафтного кредитования для пополнения оборотных средств на более выгодных условиях;

4) диверсификация источников заемных средств с целью снижения рисков поступлений для оплаты поставок природного газа;

5) оптимизация расходов непроизводственного характера.

отопительный

4 З 67 8 9 10 1112 ^1 2 3

Платежи населения за услуги теплоснабжения

период

отопительного сезона (с 1З окт. по 1З апр.)

отопительный

--►---►----► О—►-----►--►

4 З б w 1 2 3

Платежи теплоснабжающей организации за газ

дата начала

отопительного

сезона

- расчетный период (1 мес.)

календарный год

Рис. 1. Схема поступлений средств от населения и оплаты основных объемов поставки газа

в течение календарного года

Частный бизнес не спешит вкладывать деньги в коммунальное хозяйство, требующее значительных по объему вливаний и отнюдь не гарантирующее возврата вложенных средств. Эффективным решением возникшей проблемы может стать создание общегородского резервного фонда, который будет использован на покрытие возникающей в течение года разницы между поступлениями и расходованием денежных средств. В начале каждого года

целевой фонд будет возобновляться по мере уменьшения дебиторской задолженности. Создание подобного резерва может быть произведено на условиях софинансирования при участии муниципальных и федеральных органов власти, а также крупного бизнеса. Такой шаг может упрочить в сознании инвесторов уверенность в сфере теплоснабжения, благополучное развитие которого на сегодняшний день невозможно без прихода частных денег.

CREDIT POLICY OF THE HEAT SUPPLY ENTERPRISES

Ye. Yu. Ryabov

Key words: credit policy, debt receivable, accounts payable, heat supply enterprise, executor of utilities.

22

Е.Ю. Рябов. Кредитная политика теплоснабжающих организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.