ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОПЕРАТОРОМ СОТОВОЙ СВЯЗИ
БОЧКАРЕВА Т. А.
кандидат экономических наук, доцент, Хабаровская государственная академия экономики и права, г. Хабаровск
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы методологии и организации учета особенностей формирования доходов и расходов от предоставления услуг сотовой связи на примере ОАО «Вымпел - Коммуникации».
Ключевые слова: доходы, расходы, бухгалтерский учет, услуги связи
Сотовая связь в России относится к одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. По прибыльности, капитализации и по объемам налоговых платежей в бюджеты разных уровней крупнейшие отечественные операторы сотовой связи стоят сразу за нефтегазодобывающими компаниями. Развитие российских предприятий сотовой связи на мировом уровне, по мнению Российских и международных аналитиков, являются масштабным и стремительным].
Сотовая связь начала формироваться в России в период экономических реформ, разрушения основ централизованной экономики и начала формирования рыночных отношений. В результате происходивших процессов были отменены действующие отраслевые нормативно-методические указания по порядку учета хозяйственных операций в целом по отрасли связи. В результате предприятия вынуждены действовать, исходя из собственного понимания правильности ведения учета, несистематизированных, в некоторых случаях противоречащих друг другу разъяснений со стороны органов государственной власти, теоретиков и практиков бухгалтерского учета.
Следствием этого является то, что на однотипных предприятиях отрасли и даже в разных филиалах одной компании применяются разные подходы к организации бухгалтерского учета. Это приводит к существенным различиям и несопоставимости информации в сформированной финансовой отчетности компаний сотовой связи, а также к претензиям со стороны контролирующих органов. В этой связи процесс унификации подходов к решению учетных проблем приобретает особую важность. В этом заинтересованы как операторы сотовой связи и инвесторы, так и государство в целом.
В условиях быстрого развития инновационной подотрасли связи большое значение имеет правильность отражения происходящих на предприятии хозяйственных процессов, таких как оказание услуг связи; расходы, связанные с оказанием услуг; расчеты за услуги связи с абонентами; взаиморасчеты с партнерами. Корректная организация учета этих процессов позволит избежать убытков, недополученной прибыли, а также повысит эффективность деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
В ходе исследования работ отечественных и зарубежных авторов выяснилось, что в настоящее время отсутствует опыт комплексного исследования проблемы корректной организации учетных процессов в компаниях телекоммуникационного комплекса]. В настоящее время операторами сотовой связи используется различный порядок отражения доходов от оказания услуг мобильной связи и затрат, возникающих в процессе оказания этих услуг. Выявленная проблема различия является следствием отсутствия в настоящее время утвержденных методических рекомендаций по порядку признания выручки от оказания услуг учета для отрасли сотовой связи, а также по планированию, учету, и калькулирование себестоимости услуг связи.
Данный факт вызывает затруднение в единообразном отражении в бухгалтерском учете операторов мобильной связи доходов и расходов от предоставления услуг связи. Одной из основных задач в современныхэкономическихусловиях является разработка и утверждение на государственном уровне рекомендаций по порядку признания доходов и расходов в учете компаниями мобильной связи для регламентации подходов к отражению как в соответствии с требованиями национальных положений по бухгалтерскому учету, так и в соответствии с положениями международных стандартов.
Важно подчеркнуть, что непосредственным результатом деятельности сотовой связи является полезный результат ее деятельности по передаче телефонных сообщений, данных машинной информации, работы телематических служб. Продукцией оператора связи является полезный результат деятельности данного оператора по обработке сообщений на исходящем, транзитном, входящем участке.
В основе любой системы бухгалтерского учета компаний связи находится учет доходов, расходов, финансовых результатов, учет расчетов за услуги связи. Изучение его постановки у федеральных и региональных операторов сотовой связи привело к выводу о том, что существующая практика этого учета недостаточно отвечает потребностям компаний телекоммуникационного комплекса в условиях рыночной экономики, не способствует возможности формирования сопоставимой финансовой отчетности предприятий связи с учетом отраслевых особенностей в условиях высоких темпов развития
подотрасли. Значит, исследование вопросов методологии и организации учета доходов и расходов актуальным на примере ОАО «Вымпел - Коммуникации», сокращенно ОАО «ВымпелКом».
Основным видом деятельности ОАО «Вымпел-Ком» является предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи, услуг связи по передаче данных, услуг по предоставлению каналов связи, услуг международной и междугородной телефонной связи.
Стратегия интегрированного оператора, которую реализует в настоящее время Компания, предполагает оказание полного спектра услуг связи как на массовом, так и на корпоративном рынках. ОАО «ВымпелКом» предлагает интегрированные услуги мобильной и фиксированной телефонии, международной и междугородной связи, передачи данных, доступа в интернет на базе беспроводных и проводных решений, включая технологии оптоволоконного доступа, WiFi и сети третьего поколения.
Бухгалтерский учет в Компании ведется с использованием - специализированной ERP-системы «ORACLE». Аналитические и синтетические регистры бухгалтерского учета оформляются автоматизировано и распечатываются для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих финансовый контроль, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формирование доходов является одним из важнейших учетных процессов, происходящих на предприятии. Характерной особенностью отрасли связи является невещественный характер продукции связи, и совпадение во времени процесса производства и потребления продукции связи. Эта особенность обуславливает признание доходов в учете в момент оказания мобильной услуги.
Оказание услуг сотовой связи осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Сторонами договора возмездного оказания услуг сотовой связи в качестве исполнителя является оператор связи, в качестве заказчика -пользователь услуг связи, т.е. абонент. Сторонами договора могут выступать как физические, так и юридические лица. Заключив договор, абонент получает персональный лицевой счет, на который зачисляются платежи абонента, внесенные по договору, с последующим их использованием для оплаты услуг связи по мере их потребления. Таким образом, лицевой счет абонента - это аналитический счет в биллинговой системе, служащий для аккумулирования информации по расчетам с каждым абонентом компании.
В учете должно быть сочетание внутренних и внешних признаков. В качестве внутреннего признака выступает вид оказываемой мобильной услуги и ее тариф, внешним признаком является номер лицевого счета абонента. Таким образом, биллин-говая система является важной учетной составляющей, характерной именно для отрасли сотовой связи, через призму которой следует изучать проблемы учета.
На основании сгенерированных в биллинговой системе отчетов о начислениях по оказанным услу-
гам сотовой связи бухгалтерская служба формирует итоговые проводки по начислению доходов на счете 90 «Продажи». Доходы от продажи услуг связи признаются в момент выставления счетов абонентам в биллинговой системе.
Отражение в учет начисления доходов производится следующим образом:
- дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90/1 «Продажи» - отражена выручка по оказанным услугам связи за текущий месяц (выписан акт оказания услуг);
- дебет 90/3 «Продажи» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» - отражен НДС по оказанным услугам за текущий месяц согласно учетной политике компании в целях налогообложения (выписан счет-фактура);
- сопоставлением совокупного дебетового оборота и кредитового оборота по субсчетам счета 90 «Продажи» определен финансовый результат за отчетный месяц.
Дебет 90/9 «Продажи» Кредит 99 «Прибыли и убытки» - финансовый результат от продаж за отчетный месяц - списан на счет «Прибыли и убытки».
Рассмотрим отдельные операции по отражению доходов в бухгалтерском учете компаний сотовой связи.
В целях обеспечения технологического процесса по предоставлению услуг сотовой связи возникает необходимость распространения среди своих абонентов соответствующего оборудования, 51М-карт. Такое распространение ввиду экономической целесообразности осуществляется посредством реализации данного оборудования с обязательным заключением договора на оказание услуг связи.
Поскольку указанное оборудование, ввиду его технических характеристик, пригодно для использования исключительно в целях технологического обеспечения исполнения условий договоров на оказание услуг связи, заключаемых компанией со своими абонентами, реализация оператором 51М-карт через розничную сеть является одним из способов получения доходов от осуществления деятельности в сфере предоставления услуг и является неотделимым элементом деятельности по оказанию услуг сотовой связи.
Доходы от передачи абоненту 51М-карты являются разовыми доходами при подключении абонента к сети связи оператора. Отражение операций по подключению абонентов в бухгалтерском учете зависят от того, является подключение первоначальным или производится замена 51М-карты.
Если подключение является первоначальным, то 51М-карта выдается бесплатно. Выдача 51М-карты сопровождается предоставлением абоненту на период действия договора по оказанию услуг сотовой связи индивидуального телефонного номера с подключением абонента к сети.
Замена 51М-карты производится в случае утери или порчи абонентом первоначально переданной ему 51М-карты. Эта услуга оказывается бесплатно. Бухгалтерские проводки, по мнению автора, при повторной выдаче можно оформить следующие:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90/1 «Продажи» - отражена выручка по выдаче 51М-карты;
Дебет 90/3 «Продажи» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» - отражен НДС по оказанным услугам за текущий месяц согласно учетной политике компании в целях налогообложения.
Важным вопросом отражения доходов в учете является предоставление скидок.
Оператором могут предоставляться скидки различной величины, скидки на определенные виды вызовов, скидки на разговоры в зависимости от дней недели, в который осуществляется разговор, времени суток соединения, вида сети вызываемого абонента и т.д. Предоставляемые скидки имеют большое значение для повышения конкурентоспособности компании связи на рынке мобильных услуг.
По существу любая скидка - это уменьшение продавцом при определенных условиях заявленной ранее цены на услугу. В связи с этим возникает вопрос - не получится ли, что из-за скидки часть услуг покупатель получит бесплатно.
Следовательно, особое внимание следует уделить правильному оформлению скидки. Договор нужно оформить так, чтобы после применения скидки договорной ценой товара признавалась именно новая цена с учетом скидки. Тогда никакой безвозмездной передачи товара не будет. Поэтому скидка должна быть отражена непосредственно в договоре или тарифом плане оператора.
Самая распространенная категория скидок -скидки, вызванные маркетинговой политикой организации, в том числе при продвижении на рынки новых услуг, не имеющих аналогов. К ним относятся индивидуальные, накопительные, бонусные, скидки за досрочную оплату услуг и др. такие скидки необходимо закрепить двумя документами: маркетинговой политикой и приказом руководителя. В маркетинговой политике надо перечислить все виды скидок, которые компания планирует применять в течение года. Желательно, чтобы был обоснован размер применяемых цен или скидок (исходя из продолжительности разговора, сроков договора, условий оплаты и иных факторов).
Маркетинговая политика утверждается в начале года. А для придания этому документу большего веса его нужно сделать составной частью учетной политики.
В случае если скидка предоставлена в момент реализации услуги, то выручку, согласно п.6.5 ПБУ 9/99, в бухгалтерском учете следует отразить сразу с учетом суммы скидки. Исчисляя НДС, необходимо учесть все изменения выручки, т.е. в этом случае НДС начисляется исходя из продажной цены товара, уменьшенной на сумму скидки.
Актуальным вопросом является порядок отражения в учете доходов от роуминга.
Роуминг - абонент одного оператора связи пользуется услугами сотовой связи в зоне действия другого оператора той же сети. Главные условия роуминга состоят в том, чтобы в обеих сетях операторов использовался единый стандарт связи и между ними были подписаны соответствующие со-
глашения. Сегодня наибольшим распространением в мире обладает стандарт GSM.
Доходы по роумингу находят отражение в учете операторов следующими проводками:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90/1 «Продажи» - отражена выручка от роуминговых доходов;
Дебет 90/3 «Продажи» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» - начислен НДС с выручки.
Научный интерес может представлять подход к учету налога на прибыль, а также методика анализа финансовых результатов].
На основе проведенного исследования можно предложить новую методику формирования финансового результата, основанную на учете налога на прибыль в составе расходов, что придаст подсистеме учета финансового результата большое единообразие и лаконичность ].
Учет налога на прибыль обособленно от других расходов организации является нарушением принципа приоритета содержания перед формой. В современных условиях налог на прибыль рассчитывается в отдельной от учета финансовых результатов учетной подсистеме организации: налоговом учете. Таким образом, налог на прибыль целесообразно учитывать в составе расходов.
При детальном анализе предложенной методики возникает вопрос: каким образом учитывать ОНА и ОНО? По экономическому содержанию начисление отложенного налогового актива является не чем иным как понесенным в текущем периоде, но относимым в бухгалтерском учете на будущие периоды расходы, а значит, ОНА должны учитываться в составе расходов будущих периодов. Аналогично ОНО являются доходами будущих периодов. Таким образом, отпадает необходимость в отдельных счетах для учета налоговых активов и обязательств ].
Литература
1. О бухгалтерском учете : ФЗ от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ: [сайт]. URL: http://www.glavbukh.ru (дата обращения: 23.02.2014).
2. О саморегулируемых организациях: ФЗ от 01.12.2007 № 315-ФЭ: [сайт]. URL: http://www. glavbukh.ru (дата обращения: 05.04.2014).
3. Бочкарёва, Т. А. Финансовый менеджмент: управление финансовым состоянием: монография. / Т.А. Бочкарёва. - Хабаровск: НОУ ВПО «Дальневосточный институт менеджмента, бизнеса и права», 2010. -248 с.
4. Бочкарёва, Т. А. Бухгалтерский учет и анализ : Учебно-методический комплекс по дисциплине для бакалаврантов по направлению 080100.62 «Экономика» профиль «Банковское дело», «Страхование», «Налоги и налогообложение» всех форм обучения. -Хабаровск: РИЦ, ХГАЭП, 2013. - 80 с.
5. Никитенко H.H. Бухгалтерский (финансовый) учёт : учебник. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2012. -316 с.
6. Баженова (Третьякова) Е. В. Отраслевые особенности отражения в учете доходов операторами сотовой связи // Аудит и финансовый анализ, №5, 2010.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ В ТУРИЗМЕ
ТАРАСОВА Т.Н
ст. преподаватель, Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»
Аннотация: в статье обзорно рассматривается информационное пространство туризма как основа управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в индустрии туризма. Приводится описание внешнего информационного пространства туризма, предлагается структура внутренней информации предпринимательской структуры.
Ключевые слова: туризм, предпринимательская структура, конкурентоспособность, информация, информационное обеспечение.
В основе управления конкурентоспособностью предпринимательской структуры вообще и в туризме в частности, лежит выработка и реализация управленческих решений, последствия которых часто бывают необратимыми. В этой связи особую значимость приобретает информационная основа, на базе которой это решение разрабатывается. Проблема туристической отрасли состоит в усложнённых возможностях получения информации, которая могла стать основой для стратегических решений. Речь идёт об официальной отраслевой статистике.
В процессе управления предпринимательскими структурами, в том числе их малыми формами, регулярно возникает необходимость разработки и принятия управленческих решений. При этом, как показывает практика, динамичность и агрессивность внешней среды с каждым годом только возрастает, и последствия от неудачных решений становятся всё ощутимее. Таким образом, в вопросах управления и принятия рациональных решений мало полагаться только на опыт руководителей и их здравый смысл. Необходимо более масштабное использование современных инструментов сбора и анализа информации, а также информатизации процесса управления. Данное положение очень актуально для микробизнеса туризма.
Сегодня даже эффективные предпринимательские структуры в туризме переживают не самые лучшие времена. Это свидетельствует о важности применения средств анализа конкурентоспособности с целью постоянного поиска путей её укрепления. Другими словами, вопросы управления конкурентоспособностью для выживания и развития предпринимательских структур туризма исключительно актуальны, а через повышение эффективности их деятельности возможно большее удовлетворение потребностей потребителей в качественном туристическом продукте и, как следствие, развитие отрасли в целом.
Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур является одной из первостепенных задач ёе маркетинговой деятельности. В этой связи имеет смысл обратить внимание на си-
стему ёе информационного обеспечения, поскольку принятие управленческих решений в предпринимательстве основывается на информационных процессах. Другими словами, качество управленческого решения находится в прямой зависимости от качества информационного обеспечения.
Можно отметить, что сегодня в России работа по оценке и прогнозированию конкурентоспособности предпринимательских структур ведётся достаточно вяло, поскольку большинство из них либо не владеет техникой маркетинговых исследований, либо просто игнорирует их значимость. Маркетинговые службы предпринимательских структур зачастую имеют нечёткие цели, их функционал ограничивается рекламной деятельностью и РЯ. Задача исследований перед ними либо не ставится, либо на практике оказывается не по силам работающим в таких службах специалистам.
Для малых форм предпринимательства проблема информационного обеспечения стоит ещё более остро, поскольку неверное управленческое решение может лишить и без того уязвимую малую структуру устойчивости. В сфере информационного обеспечения существует ряд объективных недоработок, как со стороны Правительства, так и со стороны самих предпринимателей.
Во-первых, это статистика отрасли. В настоящее время она представлена информацией, размещенной на сетевых ресурсах Ростуризма[1] и Росстата [2].
Автором статьи был проведён анализ названных информационных источников, который позволил сформировать представление об информационном обеспечении малых форм предпринимательства в российском туризме. Вкратце суть сформулированных выводов сводится к следующим положениям:
1. Информация, выложенная на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, имеет небольшую ценность для малых форм предпринимательства в туризме. В разделе «Предпринимательство» туризм как отрасль не фигурирует. В предоставлении данных в разрезе отраслей туризма тоже нет. Вероятно, это является следствием того, что туризм в России сегодня не имеет даже