Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90/1 «Продажи» - отражена выручка по выдаче 51М-карты;
Дебет 90/3 «Продажи» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» - отражен НДС по оказанным услугам за текущий месяц согласно учетной политике компании в целях налогообложения.
Важным вопросом отражения доходов в учете является предоставление скидок.
Оператором могут предоставляться скидки различной величины, скидки на определенные виды вызовов, скидки на разговоры в зависимости от дней недели, в который осуществляется разговор, времени суток соединения, вида сети вызываемого абонента и т.д. Предоставляемые скидки имеют большое значение для повышения конкурентоспособности компании связи на рынке мобильных услуг.
По существу любая скидка - это уменьшение продавцом при определенных условиях заявленной ранее цены на услугу. В связи с этим возникает вопрос - не получится ли, что из-за скидки часть услуг покупатель получит бесплатно.
Следовательно, особое внимание следует уделить правильному оформлению скидки. Договор нужно оформить так, чтобы после применения скидки договорной ценой товара признавалась именно новая цена с учетом скидки. Тогда никакой безвозмездной передачи товара не будет. Поэтому скидка должна быть отражена непосредственно в договоре или тарифом плане оператора.
Самая распространенная категория скидок -скидки, вызванные маркетинговой политикой организации, в том числе при продвижении на рынки новых услуг, не имеющих аналогов. К ним относятся индивидуальные, накопительные, бонусные, скидки за досрочную оплату услуг и др. такие скидки необходимо закрепить двумя документами: маркетинговой политикой и приказом руководителя. В маркетинговой политике надо перечислить все виды скидок, которые компания планирует применять в течение года. Желательно, чтобы был обоснован размер применяемых цен или скидок (исходя из продолжительности разговора, сроков договора, условий оплаты и иных факторов).
Маркетинговая политика утверждается в начале года. А для придания этому документу большего веса его нужно сделать составной частью учетной политики.
В случае если скидка предоставлена в момент реализации услуги, то выручку, согласно п.6.5 ПБУ 9/99, в бухгалтерском учете следует отразить сразу с учетом суммы скидки. Исчисляя НДС, необходимо учесть все изменения выручки, т.е. в этом случае НДС начисляется исходя из продажной цены товара, уменьшенной на сумму скидки.
Актуальным вопросом является порядок отражения в учете доходов от роуминга.
Роуминг - абонент одного оператора связи пользуется услугами сотовой связи в зоне действия другого оператора той же сети. Главные условия роуминга состоят в том, чтобы в обеих сетях операторов использовался единый стандарт связи и между ними были подписаны соответствующие со-
глашения. Сегодня наибольшим распространением в мире обладает стандарт GSM.
Доходы по роумингу находят отражение в учете операторов следующими проводками:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90/1 «Продажи» - отражена выручка от роуминговых доходов;
Дебет 90/3 «Продажи» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» - начислен НДС с выручки.
Научный интерес может представлять подход к учету налога на прибыль, а также методика анализа финансовых результатов].
На основе проведенного исследования можно предложить новую методику формирования финансового результата, основанную на учете налога на прибыль в составе расходов, что придаст подсистеме учета финансового результата большое единообразие и лаконичность ].
Учет налога на прибыль обособленно от других расходов организации является нарушением принципа приоритета содержания перед формой. В современных условиях налог на прибыль рассчитывается в отдельной от учета финансовых результатов учетной подсистеме организации: налоговом учете. Таким образом, налог на прибыль целесообразно учитывать в составе расходов.
При детальном анализе предложенной методики возникает вопрос: каким образом учитывать ОНА и ОНО? По экономическому содержанию начисление отложенного налогового актива является не чем иным как понесенным в текущем периоде, но относимым в бухгалтерском учете на будущие периоды расходы, а значит, ОНА должны учитываться в составе расходов будущих периодов. Аналогично ОНО являются доходами будущих периодов. Таким образом, отпадает необходимость в отдельных счетах для учета налоговых активов и обязательств ].
Литература
1. О бухгалтерском учете : ФЗ от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ: [сайт]. URL: http://www.glavbukh.ru (дата обращения: 23.02.2014).
2. О саморегулируемых организациях: ФЗ от 01.12.2007 № 315-ФЭ: [сайт]. URL: http://www. glavbukh.ru (дата обращения: 05.04.2014).
3. Бочкарёва, Т. А. Финансовый менеджмент: управление финансовым состоянием: монография. / Т.А. Бочкарёва. - Хабаровск: НОУ ВПО «Дальневосточный институт менеджмента, бизнеса и права», 2010. -248 с.
4. Бочкарёва, Т. А. Бухгалтерский учет и анализ : Учебно-методический комплекс по дисциплине для бакалаврантов по направлению 080100.62 «Экономика» профиль «Банковское дело», «Страхование», «Налоги и налогообложение» всех форм обучения. -Хабаровск: РИЦ, ХГАЭП, 2013. - 80 с.
5. Никитенко H.H. Бухгалтерский (финансовый) учёт : учебник. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2012. -316 с.
6. Баженова (Третьякова) Е. В. Отраслевые особенности отражения в учете доходов операторами сотовой связи // Аудит и финансовый анализ, №5, 2010.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ В ТУРИЗМЕ
ТАРАСОВА Т.Н
ст. преподаватель, Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»
Аннотация: в статье обзорно рассматривается информационное пространство туризма как основа управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в индустрии туризма. Приводится описание внешнего информационного пространства туризма, предлагается структура внутренней информации предпринимательской структуры.
Ключевые слова: туризм, предпринимательская структура, конкурентоспособность, информация, информационное обеспечение.
В основе управления конкурентоспособностью предпринимательской структуры вообще и в туризме в частности, лежит выработка и реализация управленческих решений, последствия которых часто бывают необратимыми. В этой связи особую значимость приобретает информационная основа, на базе которой это решение разрабатывается. Проблема туристической отрасли состоит в усложнённых возможностях получения информации, которая могла стать основой для стратегических решений. Речь идёт об официальной отраслевой статистике.
В процессе управления предпринимательскими структурами, в том числе их малыми формами, регулярно возникает необходимость разработки и принятия управленческих решений. При этом, как показывает практика, динамичность и агрессивность внешней среды с каждым годом только возрастает, и последствия от неудачных решений становятся всё ощутимее. Таким образом, в вопросах управления и принятия рациональных решений мало полагаться только на опыт руководителей и их здравый смысл. Необходимо более масштабное использование современных инструментов сбора и анализа информации, а также информатизации процесса управления. Данное положение очень актуально для микробизнеса туризма.
Сегодня даже эффективные предпринимательские структуры в туризме переживают не самые лучшие времена. Это свидетельствует о важности применения средств анализа конкурентоспособности с целью постоянного поиска путей её укрепления. Другими словами, вопросы управления конкурентоспособностью для выживания и развития предпринимательских структур туризма исключительно актуальны, а через повышение эффективности их деятельности возможно большее удовлетворение потребностей потребителей в качественном туристическом продукте и, как следствие, развитие отрасли в целом.
Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур является одной из первостепенных задач ёе маркетинговой деятельности. В этой связи имеет смысл обратить внимание на си-
стему ёе информационного обеспечения, поскольку принятие управленческих решений в предпринимательстве основывается на информационных процессах. Другими словами, качество управленческого решения находится в прямой зависимости от качества информационного обеспечения.
Можно отметить, что сегодня в России работа по оценке и прогнозированию конкурентоспособности предпринимательских структур ведётся достаточно вяло, поскольку большинство из них либо не владеет техникой маркетинговых исследований, либо просто игнорирует их значимость. Маркетинговые службы предпринимательских структур зачастую имеют нечёткие цели, их функционал ограничивается рекламной деятельностью и РЯ. Задача исследований перед ними либо не ставится, либо на практике оказывается не по силам работающим в таких службах специалистам.
Для малых форм предпринимательства проблема информационного обеспечения стоит ещё более остро, поскольку неверное управленческое решение может лишить и без того уязвимую малую структуру устойчивости. В сфере информационного обеспечения существует ряд объективных недоработок, как со стороны Правительства, так и со стороны самих предпринимателей.
Во-первых, это статистика отрасли. В настоящее время она представлена информацией, размещенной на сетевых ресурсах Ростуризма[1] и Росстата [2].
Автором статьи был проведён анализ названных информационных источников, который позволил сформировать представление об информационном обеспечении малых форм предпринимательства в российском туризме. Вкратце суть сформулированных выводов сводится к следующим положениям:
1. Информация, выложенная на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, имеет небольшую ценность для малых форм предпринимательства в туризме. В разделе «Предпринимательство» туризм как отрасль не фигурирует. В предоставлении данных в разрезе отраслей туризма тоже нет. Вероятно, это является следствием того, что туризм в России сегодня не имеет даже
отраслевого министерства и практически никак не представлен в Правительстве при принятии решений на государственном уровне. В частности, в Омской области туризм является придатком к отрасли культуры и представлен во власти Министерством культуры и туризма Омской области, что предполагает определённую расстановку акцентов в принятии решений.
По большому счёту, предприниматели в туризме могут использовать информацию Росстата только при исследовании уровня жизни населения и его тенденций, однако, эту информацию нельзя считать исчерпывающей для прогнозирования потенциального спроса.
2. Информация, представленная на официальном сайте Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ, содержит данные о динамике численности туристов, выехавших за пределы страны и въехавших в неё, в разрезе стран. Кроме того, о динамике численности зарегистрированных туристических операторов. При этом ни слова о малых формах предпринимательства также нет.
Чтобы судить о достаточности информационного обеспечения туризма в России, следует, прежде всего, определить, какая информация и для каких целей интересует предпринимателя.
Нами было проведено исследование, направленное на выявление информационных потребностей предпринимателей в туризме и решениях, принимаемых ими регулярно.
Исследование проводилось в форме устного опроса. В качестве объекта исследования выступили десять омских предпринимателей, чей бизнес соответствует критериям малого предпринимательства - не более 100 человек штатного состава и не более 400 млн руб. финансового оборота за предшествующий период. Кроме того, выбранные предпринимательские структуры по своим показателям также соответствуют критериям микропредприятий.
Предпринимателям было предложено сформулировать перечень наиболее актуальных управленческих решений, принимаемых ими регулярно. Анализ результатов опроса позволил прийти к следующим выводам:
1. Решения относительно развития предпринимательской структуры:
- выбор партнёров (туроператоров), сотрудничество с которыми перспективно;
- вопросы имущества (размер уставного капитала, наличие основных фондов в собственности и проч.);
- выбор маркетинговых инструментов позиционирования себя во внешней среде и привлечения потенциальных клиентов (реклама, РЯ, личные продажи и проч.);
- кадровые вопросы (подбор кадров, их развитие и мотивационная политика);
- развитие ассортимента услуг (ж/д и авиа билеты, платёжные терминалы, поиск попутчиков и проч.);
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ТУРИЗМА
п
&с О,
О :5Г
Я Н « &
и
8 Рн И
.я «
0>
я я
я о
о о
& &
Проблемные вопросы развития ПС (стратегические решения)
II. Анализ информационных источников и принятие решений
I. Формулирование проблемы и целеполагание
КС - конкурентоспособность
Рисунок 1. Место информационного пространства в достижении многомерной конкурентоспособности предпринимательской структуры
2. Решения относительно текущей деятельности:
-хозяйственные вопросы;
- предоставление скидки за счёт комиссии.
Очевидно, что решения из первой группы прямо направлены на повышение собственной конкурентоспособностью, поэтому именно они станут объектом нашего внимания.
По мнению автора статьи, отраслевая статистика не входит в приоритетный перечень информационных ресурсов, в которых нуждается предпринимательство в туризме, поскольку для решения обозначенных выше вопросов она не может быть использована. В целом, автор считает, что задача статистики в туризме и не только - обслуживать решения государственного уровня. К примеру, Правительством было принято решение о делении малого предпринимательства на малое и сверхмалое (микропредприятия), что нашло отражение в Федеральном законе Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3]. Решение было направлено на оказание адресной поддержки сверхмалым формам предпринимательства, стремление сделать государственную поддержку малого предпринимательства более гибкой. Однако при этом не были предусмотрены механизмы учёта микропредприятий, а значит отследить эффективность принимаемых для их развития и поддержки решений крайне сложно.
Необходимо определить, какое информационное обеспечение позволит эффективно решать обозначенный выше круг вопросов.
Решать вопрос об информационном обеспечении малых форм предпринимательства в туризме предлагается с позиции многомерной конкурентоспособности, рассмотренной автором в предыдущих статьях (рис.1).
В общем виде решения, направленные на развитие предпринимательской структуры и формирующие её многомерную конкурентоспособность начинаются с формулирования проблемы и постановки цели, реализация которой сделает предпринимательскую структуру более конкурентоспособной. Поставленная цель предполагает принятие соответствующих решений по её реализации. Принятие решений требует информационной основы, а значит, предполагает анализ информационных источников. В этой связи имеет смысл определить, что есть информационное пространство туризма.
В общем виде информационным пространством может считаться совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих:
1. информационное взаимодействие организаций и граждан;
2. удовлетворение их информационных потребностей [4].
Таким образом, информационное пространство туризма - это комплекс информационных источников (общих и отраслевых) вне зависимости от формы, обеспечивающих информационные по-
требности предпринимателей, работающих в индустрии туризма.
Информационное пространство туризма состоит из внешних и внутренних источников.
Внешние источники информационного пространства включает в себя специализированные Интернет-сайты и журналы, рассчитанные на категорию профессионалов. Среди них можно особо выделить следующие:
- туристическая библиотека «Всё о туризме» [5] -представлен широкий круг теоретических вопросов о менеджменте, маркетинге, правовых вопросах в туризме и проч.;
- проект информационной службы БАНКО профессиональный туристический портал TourDom.ru [6] - серьёзный информационный ресурс, нацеленный на профессионалов, и предлагающий целый спектр новостных и аналитических данных по туризму и экономике в целом, предоставляющий возможность обмена опытом и обсуждения проблемных полей для профессионалов и проч.;
- официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ [1];
- официальный сайт сети ТБГ [7] - информационное пространство туристических компаний - членов сети ТБГ, предполагает регистрацию и разный уровень доступа к информации - для директоров и для менеджеров по туризму;
- онлайн-журнал о жизни в туризме НоАте^гауе! [8]
-журнал «Туризм и отдых»;
- газета «Туринфо» - деловое издание, предназначенное для профессионалов туристического бизнеса;
- журнал «Турбизнес» - информационно-аналитическое издание для профессионалов.
- и многие другие.
Анализ информационных источников позволил прийти к выводу, что в настоящее время туризм достаточно широко освещается изданиями самого разного уровня, однако, большинство из них нацелены на потребителя и информируют, прежде всего, его. Для принятия управленческих решений имеют ценность информационно-аналитические ресурсы, которых тоже вполне достаточно.
Таким образом, внешнее информационное пространство можно считать доступным и достаточным для принятия управленческих решений относительно развития предпринимательских структур.
Внутренние источники информационного пространства формируются непосредственно самой предпринимательской структурой. Как правило, это исследования, направленные на выявление конкурентоспособности с позиции потребителя.
В части формирования внутреннего информационного пространства предпринимательские структуры сталкиваются с трудностями. Ресурсная и структурная ограниченность малых форм предпринимательства не позволяет им иметь в штате профессиональных маркетологов, а это означает, что их функции либо делят между собой все сотрудники предпринимательской структуры, либо они возложены на её руководителя, которые чаще являются профессионалами в области туризма, чем в области маркетинга. Услуги же профессиональных
УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ИС финансово-экономической подсистемы
Первичная документация
Бухгалтерская отчётность
Экономические показатели
£
н о
'К
а о
М О
ш
-а
Ч
с о и ш
о № О X
к о к
<
£ К
X
§
Рч
X
«
&н
РМ
о е х к
5
я т ч га
а
ш
Н О К и
ИС производственно-технологической подсистемы (процесс формирования услуги и её оказания)
ИС социально-кадровой подсистемы
ИС информационно-
маркетинговой
подсистемы
Качество продукта и услуги
Затратность производства услуги и её оказания
Технологичность оказания услуги
и др.
Показатели текучести кадров
Мотивация и стимулирование
Кадровый резерв
Удовлетворённость персонала
Лояльность персонала
и др.
Удовлетворённость клиента
Динамика клиентской базы
и др.
ИС - информационная система Рисунок 2. Структура системы внутренней информации
маркетинговых агентств часто оказываются не по карману.
Любое исследование имеет цель, которая определяет необходимую информацию. В литературе по менеджменту и маркетингу достаточно хорошо освещены разработанные наукой классификации информации, однако, на практике необходима её конкретизация в соответствии с имеющимися
условиями:наличием финансовых, временных,кадровых, технических ресурсов и т.п. Качественное управление предполагает наличие информации о внутренней и внешней среде объекта управления, о его реакции на воздействие среды. Кроме того, необходимы наличие зависимости между действиями пользователя информации и реакции объекта управления на эти действия, обратная
связь и возможность реализовать управленческое воздействие.
Назначением маркетинговой информационной системы можно считать совокупность процессов формирования первичного массива информации, его преобразование, отбор и передача пользователям разных уровней управления.
Процесс разработки маркетинговой информационной системы (МИС) предлагается разбить на 4 этапа:
1) определение сущности МИС и целей её создания, задач, которые она призвана решать, и пользователей;
Необходимо понимать, что ключевой фигурой МИС является её пользователь и его цели. Крупный международный туроператор, авиакомпания или гостиничная цепь будут нуждаться в несколько иной, более развёрнутой информационной основе, нежели небольшое агентство или региональная турбаза. Таким образом, в первую очередь, необходимо определить, для кого создаётся МИС и для решения каких задач потребителя — прогнозирование и планирование или развитие рынка.
2) разработка методологии сбора информации об интересующем процессе или объекте;
3) формирование информационного массива;
4) преобразование информации в соответствии с целью и программой исследования.
Для того чтобы оценить конкурентоспособность любой предпринимательской структуры вне зависимости от формы собственности и отраслевой принадлежности следует проанализировать достаточно большой объём информации. При этом необходимо помнить, что конкурентоспособность - это оценка, которая даётся предпринимательской структуре или её продукту (услуге) с точки зрения рынка, потребителя. Поэтому первостепенное значение имеет информация, получаемая извне - о динамике рынка, о конкурентах, о потребительских предпочтениях и т.п. Такая информация позволяет оценить конкурентоспособность в статике, на какой-то конкретный момент времени. Для того чтобы управлять конкурентоспособностью, следует сопоставлять её с потенциалом предпринимательской структуры, оценить который позволяет информация изнутри - о ёе сильных и слабых сторонах.
Таким образом, информация для управления конкурентоспособностью имеет 2 источника: внутренний и внешний. Существенной базой для анализа сильных и слабых полей предпринимательской структуры является ёе внутренняя информация. Часть её зафиксирована в документации, другая часть - не менее важная - состоит из информации субъективного характера и не может быть зафиксирована на материальных носителях.
Информационная система предпринимательской структуры призвана обслуживать её систему управления, поэтому должна строиться на основе структуры системы управления, которая видится нам следующим образом:
1) финансово-экономическая подсистема;
2) производственно-технологическая подсистема;
3) социально-кадровая подсистема;
4) информационно-маркетинговая подсистема.
Каждая из подсистем имеет свой информационный массив, анализ и синтез которого может быть основой для оценки своих сильных и слабых сторон. В совокупности с анализом внешней информации это является базой для оценки конкурентоспособности предпринимательской структуры.
Для предпринимательских структур индустрии туризма нами предлагается следующая структура системы внутренней информации (рис.2). При этом необходимо помнить, что все перечисленные ИС находятся в тесной взаимосвязи.
Данная структура будет справедлива, в том числе, и для малых форм предпринимательства в туризме, различие будет заключаться лишь в количестве рассчитываемых показателей.
Внешняя информация содержит совокупность сведений о состоянии рынка, его инфраструктуре, о динамике потребительских предпочтений и факторах спроса, о поведении конкурентов, об изменении государственного регулирования, внешнеполитических и социальных тенденциях и т.п. Источниками такой информации являются специализированные Интернет-сайты, периодические и специальные издания, конъюнктурные обзоры, независимые маркетинговые исследования и проч.
Таким образом, можно сделать вывод о комплексном характере работы по созданию информационного пространства туризма в целом и информационной системы предпринимательской структуры в частности. Кроме того, следует ещё раз подчеркнуть значимость этой работы в управлении конкурентоспособностью предпринимательскими структурами в туризме.
Литература
1. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www. russiatourism.ru/ (дата обращения 11.04.13)
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс].-URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 11.04.13)
3. Российская газета [Электронный ресурс].-URL: http://www.rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.html (дата обращения 13.04.13)
4. Википедия [Электронный ресурс].- URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F4%EE%F0%EC%E0 %F6%E8%EE%ED%ED%EE%E5_%EF%F0%EE%F1 %F2%F0%Е 0%Е D%F1 %F2%Е2%Е Е (дата обращения 13.04.13)
5. Туристическая библиотека Всё о туризме [Электронный ресурс].- URL: http://tourlib.net/ (дата обращения 13.04.13)
6. Профессиональный туристический портал TourDom.ru [Электронный ресурс].- URL: http://www. tourdom.ru/ (дата обращения 13.04.13)
7. Сайт туристических брендов TBG-Brand.ru [Электронный ресурс]. - URL: http://profi.tbg-brand. ru/login.php (дата обращения 13.04.13)
8. Онлайн-журнал о жизни в туризме Hotline, travel [Электронный ресурс].- URL: http://www.hotline, travel/ (дата обращения 13.04.13)