13 (244) - 2012
СТРАТЕГИЯ РАЗБИТИЯ РЕГИОНА
УДК 332.14
отраслевые источники формирования регионального бюджета (на примере черной металлургии кемеровской области)
Б. Л. Лавровский, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента E-mail: boris. Iavrovski@gmail. com новосибирский государственный технический университет
н. И. новиков,
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики E-mail: economica@nkfi. ru Кемеровский государственный университет (филиал в Иовокузнецке)
д. В. подъяпольский,
генеральный директор ООО «Промреквизит», г. новокузнецк. E-mail: boris. Iavrovski@gmail. com
Рассмотрены региональные аспекты развития отрасли. На примере Кемеровской области по данным Федеральной налоговой службы и казначейства исследована зависимость доходной части консолидированного бюджета от развития черной металлургии. Специальное внимание уделено кризисному периоду. Отмечены тревожные свидетельства крайней нестабильности развития черной металлургии в Кемеровской области и чрезвычайной зависимости от внешних угроз.
Ключевые слова: черная металлургия, Кемеровская область, региональный бюджет, нестабильность, внешняя угроза.
При всей важности перевода экономики на инновационный путь развития, необходимости придания
дополнительных импульсов развитию наукоемких видов деятельности современная индустрия все еще в основном базируется на металле. Недаром в древности было сказано: «Железо - фундамент цивилизации». Не говоря уже о том, что, являясь исключительно капиталоемкой, фондоемкой и материалоемкой отраслью промышленности, предъявляя самые серьезные требования к производственной инфраструктуре, черная металлургия является исключительно благодарным объектом для инноваций. Все это, может быть вопреки модным тенденциям, делает необходимым исследование вопросов развития черной металлургии, в том числе в региональном аспекте.
Черная металлургия в системе региональной экономики Кемеровской области. Черная
металлургия, продуцируя ключевые компоненты конструкционных материалов в строительстве и машиностроении, играет важную роль в формировании индустриального фундамента экономики России. Доля вида экономической деятельности в общем объеме промышленного производства до современного кризиса составляла чуть менее 10 %. Отрасль формирует приблизительно 4-5 % ВВП страны, 6-7 % ее экспорта [4, с. 9]. Россия стабильно удерживает 5 %-ную долю на мировом рынке стали, занимая одно из лидирующих мест среди всех стран-производителей.
Современный кризис изначально тяжело отразился на объемах производства черной металлургии (табл. 1).
Уже в конце 2008 г. объемы выпуска повсеместно сократились, достигнув «дна» в 2009 г. Нижние значения масштабов производства отличались от показателей 2007 г. приблизительно на 17-21 %.
Однако падение производства оказалось не более чем рецессией. Уже к концу первого полугодия 2009 г. загрузка производственных мощностей заметно повысилась. Во втором полугодии 2009 г. появились реальные признаки выздоровления, обозначилась ясная тенденция к росту производства, продолжившаяся в 2010 г. и первом полугодии 2011 г. Правда, в сентябре производство стали в России снизилось до минимума с начала 2011 г. Не последнюю роль здесь сыграло, видимо, то обстоятельство, что мировые цены на сталь снижаются с апреля 2011 г. [5].
Таблица 1
Объемы производства важнейших видов
продукции черной металлургии, млн т
Вид продукции Год
2007 2008 2009 2010
Чугун 51,5 48,3 44,0 48,2
Сталь 72,4 68,7 59,4 66,3
Прокат готовый черных металлов 59,6 56,7 50,8 57,8
Трубы стальные 8,7 7,8 6,6 9,1
Структура обрабатывающей
Обычно говорят о трех базах черной металлургии России: уральской, центральной и сибирской. Сибирская база представлена крупнейшими металлургическими предприятиями в Новокузнецке (Новокузнецкий металлургический комбинат и Западно-Сибирский металлургический завод), а также заводами передельной металлургии (Новосибирск, Красноярск, Гурьевск, Петровск-Забайкальский, Комсомольск-на-Амуре).
Металлургический комплекс Кузбасса имеет давнюю историю, восходящую к ХУШ в. Каковы же сегодня промышленная структура Кемеровской области и актуальные доминирующие тенденции?
Кемеровская область - один из самых урбанизированных и индустриальных регионов Российской Федерации. Доля сельского населения на 01.01.2010 составляет 15,1 % (в Российской Федерации - 26,9 %, в Сибирском федеральном округе -29,1 %). В сельском хозяйстве занято около 4 % трудоспособного населения области.
Доля области в ВРП страны в 2000-2002 гг. составляла 1,5 %, в 2003-2009 гг. понизилась до 1,2 %. Что касается Сибирского федерального округа (СФО), то доля области в его ВРП, наоборот, растет.
Значение Кемеровской области в промышленном производстве страны и Сибирского округа несравненно выше, чем по показателю добавленной стоимости. Достаточно сказать, что в добыче полезных ископаемых доля области по отношению к СФО в 2010 г. составила 39,5 % (по отношению к Российской Федерации - 5,8 %), в обрабатывающих производствах - 14,9 % (по отношению к Российской Федерации - 1,7 %). Область продолжает играть весьма заметную роль в округе и стране по разным видам экономической деятельности в промышленности, особенно в сфере добычи полезных ископаемых, но ее доля в последние годы сокращается.
Структура обрабатывающей промышленности области в сопоставлении с аналогичными показателями Российской Федерации и СФО представлена в табл. 2.
Таблица 2
омышленности в 2008 г., % [2]
Страна, регион Металлургия Производство нефтепродуктов и кокса Машиностроение Пищевкусовая промышленность Промышленность стройматериалов Химическая промышленность Прочие отрасли
Российская 19,5 17,7 20,3 15,8 6 10,2 10,5
Федерация
СФО 33,6 17,8 13,6 13,7 5,2 7,3 8,8
Кемеровская область 59,5 9,1 7,8 7,6 6,2 5,7 4,1
Главная структурная особенность Кемеровской области - доминанта металлургического производства. Металлургия до кризиса составляла почти 60 % производства обрабатывающей промышленности.
Динамика производства стали и проката в Кемеровской области за последние 20 лет представлена на рис. 1.
Закономерности развития производства стали и проката и, соответственно, периодизация очень четко видны. В течение 1990-х гг. до 1998 г. включительно - заметное (правда, не всегда монотонное) снижение объемов - примерно в два раза. С 1999 г.
Рис. 1. Динамика производства стали и проката в Кемеровской области в 1990-2010 гг., млн т
Рис. 2. Доля производства стали и проката в Кемеровской области по отношению к соответствующим российским показателям, %
наблюдаются смена тренда и рост производства. Пик объемов выпуска достигнут в 2006 г. и составляет по стали в сравнении с 1990 г. 82,0 %, по готовому прокату - 96,5 %. С 2007 г. происходит снижение объемов выпуска. Важно подчеркнуть, что 2009 г. не выпадает из общей понижательной тенденции этого периода, не образует нового «кризисного» качества.
Очень любопытна динамика производства черной металлургии в Кузбассе по отношению к российским показателям (рис. 2). При пессимистическом взгляде можно ограничиться только указанием на то, что с середины 1990-х гг. наблюдается понижательный тренд, сокращение доли области. Авторам эта картина представляется гораздо более выпуклой.
Видно, что в годы системного кризиса при всех перепадах доля кемеровской продукции черной металлургии (сталь, прокат) в общероссийском производстве выросла с 12-13 % в начале 1990-х до 16 % в начале 2000-х гг. С 2002 г., т. е. на этапе макроэкономического подъема, искомая доля систе-магически сокращается. Очередной всплеск - в кризисные 2008-2009 гг.
Такая динамика региональной черной металлургии с позиций теории, действительно, свидетельствует отнюдь не о лидерской позиции в масштабе страны, а скорее наоборот. Одновременно нельзя не отметить, что для кузнецкой металлургии характерны большая устойчивость к неблагоприятным внешним условиям, более высокий потенциал противодействия кризисным явлениям, чем для других российских баз.
Состояние бюджета Кемеровской области и структура экономики. В России
существует достаточное количество регионов, в которых черная металлургия выступает градообразующим фактором и тем самым берет на себя известную долю «ответственности» за формирование доходной части не только бюджетной системы страны в целом, но и соответствующего регионального бюджета. Кемеровская область - один из таких регионов, причем самых заметных.
Начиная с 2005 г. (за исключением 2008 г.) бюджет области, во-первых, сводится с дефицитом, во-вторых, как правило, его характеристики хуже аналогичных характеристик Российской Федерации и СФО. Достаточно корректно дать оценку состоянию регионального бюджета можно лишь с учетом особенностей его формирования, в частности, сопоставления объема налогов, поступающих с территории в федеральный бюджет (ФБ) и возвращающихся обратно из федерального бюджета в консолидированный региональный бюджет (КРБ). Схема формирования КРБ любой территории представлена на рис. 3.
Вся совокупность налоговых и неналоговых поступлений, формируемых на территории, по определенным законодательно утвержденным правилам распадается на два потока. Один из них, состоящий из федеральных налогов, не обязательно полностью поступает в ФБ. Второй, состоящий из региональных и местных налогов, а также части некоторых федеральных налогов (налога на прибыль организаций, к примеру), также не обязательно полностью поступает в КРБ. На этом первый этап, представляющий собой первичное распределение налоговых и неналоговых поступлений, заканчивается.
ФБ КРБ
к 1 ь
Территория (регион)
Рис. 3. Схема формирования доходной части консолидированного регионального бюджета
На втором (перераспределительном) этапе известная часть финансовых ресурсов по линии межбюджетных отношений в виде безвозмездных перечислений также по определенным законодательно утвержденным правилам из ФБ поступает в КРБ. На этом формирование доходной части КРБ заканчивается.
В рамках этой схемы опишем наиболее существенные актуальные закономерности формирования КРБ Кемеровской области. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к сокращению доли налогов, поступающих с территории в ФБ, и, соответственно, увеличению доли КРБ (табл. 3).
Эта тенденция отнюдь не является специфически кемеровской, она распространяется на СФО полностью. Иначе говоря, по объективным причинам продуцируемые на территории СФО и Кемеровской области налоги во все большей степени на ней и остаются. Обращает на себя внимание резкое сокращение федеральной доли в кризисные годы. При этом особенностью области является то обстоятельство, что федеральная доля здесь систематически ниже, чем в среднем по округу. Правда, к 2010 г. ситуация практически выравнивается.
Ключевой вопрос, который здесь возникает, связан с соотношением прямых потоков налогов с территории в ФБ и обратных - из ФБ в КРБ. Так вот оказывается, что это соотношение в последние годы в некотором политико-экономическом смысле существенно ухудшается. Из каждых 100 руб., поступающих с сибирских территорий в ФБ, обратно в КРБ по линии межбюджетных отношений возвращается все больше и больше. Это является не формой благотворительности Центра по отношению к регионам, а вынужденной мерой и может означать только одно: потенциал территории по формированию своего собственного бюджета, выполнению законодательно установленных обязательств за счет продуцируемых налогов систематически ослабляется, соответственно, ухудшается так или иначе понимаемая мера самообеспеченности КРБ. В последние годы ситуацию можно назвать просто драматической (рис. 4).
Таблица 3
Налоги, поступающие с территории в федеральный бюджет, в процентах к поступлениям в бюджетную систему страны
Федеральный округ, регион Год
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Сибирский ФО 38,9 34,4 34,0 31,3 22,3 23,8
Кемеровская область 36,1 25,4 30,6 29,0 19,8 23,4
Рис. 4. Структурные характеристики налоговых потоков в 2005-2010 гг., %
Еще в 2005 г. из каждых 100 руб., поступающих в ФБ с территории СФО, обратно в КРБ возвращалось около половины, а в Кемеровской области значительно меньше. В последующие годы в СФО соотношение обратных и прямых потоков систематически ухудшалось. К 2008 г. округ оставался донором федерального бюджета формально; Кемеровская область - еще в значительной степени. В кризисном 2009 г. и округ, и область превратились в реципиента федерального бюджета, причем уже не формальным образом.
Все эти факты свидетельствуют о следующем. Если в середине 2000-х гг. доходная часть регионального бюджета формировалась исключительно из налоговых ресурсов, продуцируемых на территории, более того, определенная их часть пополняла ФБ, правда, во все меньшей степени, то к кризисному году территориальных ресурсов оказалось недостаточно. Формирование доходной части КРБ округа в целом и Кемеровской области в частности потребовало привлечения «чужих» налогов.
Иначе говоря, налоговые ресурсы сибирских территорий во все меньшей степени участвовали в решении общегосударственных задач, а в кризисные годы приходилось пополнять региональные бюджеты Сибири за счет других территорий или иных источников.
Описанная ситуация могла бы показаться критичной, катастрофической, если бы не два обстоятельства. Нужно напомнить, что речь идет
о налогах, администрируемых исключительно ФНС России. Иначе говоря, не учитываются налоги, формируемые на территории, но администрируемые другими ведомствами, скажем, ФТС России в форме вывозных таможенных пошлин. Далее, формируемые и собираемые на территории налоги - это часто не одно и то же. Выражаясь прямолинейно, Сибирь обделяют. Только один пример.
В мае 2006г. внеочеред-ное собрание акционеров ОАО «Сибнефть» приняло решение о смене названия компании на «Газпромнефть» и ее перерегистрации из Омска в Санкт-Петербург. До этого времени около 35 % доходной части консолидированного бюджета Омской области формировалось за счет налоговых поступлений от «Сибнефти», соответственно, бюджет региона недополучил в 2006г. более 8 млрд руб. [1].
Тем не менее при всех этих обстоятельствах доминирующая тенденция является очевидной. Если состояние интегрированного КРБ Сибирского округа едва ли можно назвать здоровым, то в сопоставлении с ним структура КРБ Кемеровской области при всех трудностях выглядит несравненно лучше. Уже в 2010 г. область вернула статус донора федерального бюджета.
О роли черной металлургии. Вернемся к роли черной металлургии в наполнении бюджета. В целом по стране, по данным ФНС России, черная металлургия (производство кокса, чугуна, ферросплавов, стали, горячекатаного проката и холоднокатаного листового проката) формировала в структуре основных видов экономической деятельности в предкризисном 2007 г. 1 % платежей в бюджетную систему, в СФО - 2 %; в 2008 г.: в РФ - 1,0 %, в СФО -2,7 %. Между тем в Кемеровской области доля черной металлургии в общем объеме платежей в бюджетную систему страны в 2007 г. составляла 12,6 %, в 2008 г. - 13,4 %.
Виды деятельности промышленного происхождения, а именно «Добыча полезных ископаемых» и «Обрабатывающие производства» формировали к 2008 г. в области более половины налоговых
Таблица 4
Поступление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по виду экономической деятельности «Производство чугуна, ферросплавов, стали, горячекатаного проката и холоднокатаного листового (плоского) проката», млн руб.
Страна, регион 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Платежи в бюджетную систему НДС Платежи в бюджетную систему НДС Платежи в бюджетную систему НДС Платежи в бюджетную систему НДС
Российская Федерация 70 663, 6 -21 439,4 77 939,5 -34 509,5 -29 563,5 -39 587,8 6 878,3 -35 857,6
СФО 9 730,2 -586,5 14 049,9 -1 295,6 -3 664,7 -3 327,9 -1 946,5 -5 732,9
Кемеровская обл. 9 132,7 -731,4 13 246,8 -1 480,1 -3 962,1 -3 458,4 -2 673,9 -5 927,3
поступлений в бюджетную систему страны. При этом источник примерно половины всех налогов от обрабатывающих производств - это черная металлургия.
В 2009-2010 гг. налоги от черной металлургии в соответствии с данными ФНС России представлены в виде отрицательных величин. За этим стоит большая история.
До современного кризиса процедура возврата НДС занимала по Налоговому кодексу РФ 90 дней, но, согласно данным опроса E&Y, даже у крупных компаний растягивалась до полугода. Очень часто для получения НДС приходилось судиться с представителями ФНС России [6]. Еще в октябре 2008г. на совещании в Правительстве РФ по вопросам развития черной металлургии представители металлургии попросили в разы ускорить возврат НДС [3].
Разработать механизм ускоренного возврата НДС премьер-министр В. В. Путин поручил осенью 2009г. в качестве антикризисной меры. Налоговый подкомитет Госдумы в октябре поддержал законопроект о введении ускоренного порядка возмещения НДС. Предполагалось, что с 2010 г. компании смогут возвращать этот налог (более 1 трлн руб. в год) в течение 20-30 дней. Компании
лургии уже в 2009 г привел к новому качеству (табл. 4). Если в 2007-2008 гг. поступления от черной металлургии в бюджетную систему страны измерялись многомиллиардной величиной, то с 2009 г., наоборот, бизнесу в связи с возвратом НДС возмещались весьма значительные суммы из федерального бюджета.
Оценим роль черной металлургии в формировании региональных и местных налогов и сборов по Кемеровской области (рис. 5).
Если региональные налоги и сборы в области от хозяйства (по основным видам экономической деятельности) в последние годы растут в текущих ценах, то этого нельзя сказать о налогах и сборах, порождаемых черной металлургией. Последние в лучшем случае можно назвать стабильными. В результате доля черной металлургии заметно и опасно падает. Это еще одно свидетельство крайней нестабильности ее развития в области и чрезвычайной зависимости от внешних угроз.
смогут получать возмещение авансом, а с ФНС России будут разбираться уже потом [7].
По-видимому, соответствующие законы и правительственные решения позволили более оперативно решить эту проблему. Во всяком случае, возврат НДС в черной метал-
Рис. 5. Роль черной металлургии в региональных и местных налогах и сборах Кемеровской области в 2007-2010 гг.
Список литературы
1. Госдума не возразила против переезда «Сибнефти» из Омска в Петербург. URL: http://www. nevastroyka. ru/1/6679.
2. Куликов Г. Кемеровская область. URL : http : // www. socpol. ru/atlas/portraits/kemerovo. shtml.
3. Металлурги попросили Правительство РФ о поддержке отрасли. URL: http://www. newsland. ru/news/detail/id/310832.
4. Обзор черной металлургии России 19982011 гг. и прогноз до 2020 г. ИнфоМайн исследовательская группа. М., 2011.
5. Производство стали в России упало до минимума с начала года. URL: http://lenta. ru/ news/2011/11/07/steel.
6. Сайт Информационно-аналитического департамента Кузбасской торгово-промышленной палаты. НДС с гарантией. URL: kuztpp. ru/download/ new_ru_act_2707.doc.
7. Ускоренное возмещение НДС поддержано Госдумой. URL: http://www. uneks. ru/content. php?oid=1629&news.