УДК 332.338.49 ББК 65.43 (5Т)
Амонова Дильбар Субхоновна,
д-р экон. наук, профессор Российско-Таджикского (Славянского) университета (Таджикистан, Душанбе)
Амонова Дилбар Субхоновна,
д. и.и., профессори Донишгоуи Славянии Россияву Тоцикистон (Тоцикистон, Душанбе)
Amonova Dilbar Subhonovna,
Dr. of Economics, Associate Professor of the Russian-Tajik (Slavonic) University (Tajikistan, Dushanbe) E-MAIL: dilbar_amonova@mail.ru Ключевые слова: туризм, туристы, региональные особенности, экономическое развитие, социально-экономические проблемы, предпринимательство, предпринимательская деятельность
Рассматривается развитие сферы туризма в контексте природно-климатических особенностей Республики Таджикистан. Отмечается, что отрасли социальной сферы (куда относится и туризм), в основном имеют собственную специфику развития, которая связана с определенным ограничением в ведении предпринимательской деятельности и, в связи с этим, в них до сих пор в больших масштабах сохраняется финансовое обеспечение, осуществляемое из государственных источников. Обосновывается, что организация и ведение туристской деятельности основывается на нововведениях, т.е. на предпринимательстве. Существовавшие ранее методы, формы и виды организации и управления на данном этапе оказались фактически устаревшими, а новые нуждаются в дальнейшей доработке, так что для последующего ускоренного развития туризма в Республике Таджикистан необходимо создать экономические, социальные и правовые условия.
Калидвожа^о: сайёуи, сайёуон, хусусиятуои минтацави, рушди ицтисоди, масоили ицтисодию ицтимои, соуибкори, фаъолияти соуибкори
Дар мацола рушди сайёуи бо назардошти хусусиятуои табиию ицлимии Чумуурии Тоцикистон барраси гардидааст. Таъкид шудааст, ки риштауои соуаи ицтимои (сайёуи низ ба он ворид мешавад) хусусияти хоси рушд доранд, ки дар роуи цори намудани фаъолияти соуибкори маудудиятуои муайян ба вуцуд меоранд. Бино бар ин дар ин соуа то уол мицёси калони маблаггузорй аз манбаъуои давлати ба назар мерасад. Муаллифон собит кардаанд, ки ташкил ва пешбурди фаъолияти сайёуи ба навгониуо ва навовариуо, яъне ба соуибкори асос меёбад. Дар маруилаи уозира усул, шакл ва намудуои пештараи ташкил ва идораи сайёуи амалан кууна шудаанд, усулуои нав бошанд ба
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
САМТХОИ АСОСИИ РУШДИ САЙЁ^И ДАР ЦАРИНАИ ХУСУСИЯТХОИ МИНТАЦАВИИ ЧУМХ^УРИИ ТОЧИКИСТОН
THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE CONTEXT OF REGIONAL FEATURES OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
коркард эутиёц доранд. Барои рушди босуръати минбаъдаи сайёуи дар Цум^урии Тоцикистон шароитуои ицтисоди, ицтимои ва %уцуци ба вуцуд овардан зарур аст.
Key words: tourism, tourists, regional features, economic development, social-economic problems, entrepreneurship, entrepreneurial activity.
The article dwells on the development of tourism in the context of natural and climatic features of the Republic of Tajikistan. It is noted that the branches of social sphere (which includes tourism), in general, have their own specificities of development which is associated with a certain restriction in the running of entrepreneurial activities and, in this connection, they still enjoy financial support on a large scale carried out from state sources. It is substantiated that organization and effectuation of tourist activity is based on innovations i.e. on entrepreneurship. At this stage the existing methods, forms and types of organization and management turned out to have been virtually obsolete, and the new ones need further additional measures as for further accelerated development of tourism in the Republic of Tajikistan it is necessary to create economic, social and legal conditions.
В современных условиях функционирования рыночных отношений все страны уделяют большое внимание развитию сферы туризма как одной из ведущих отраслей мировой и национальной экономики. Если для многих стран сфера туризма является основным источником валового внутреннего продукта (ВВП) и доходов бюджета, то на внешнем рынке она является одной из ведущих отраслей мировой экономики. Так, по официальным данным, в международном туризме ежегодно участвуют свыше 1 млрд человек, и он приносит доход в размере более 1,3 триллиона долларов в год. Например, в 2013 году выездной туризм охватил 1 млрд 636 млн человек и стоимость его услуг (кроме транспортных) достигла 1 млрд 381 млн долларов, что составляет 1% мирового экспорта товаров и услуг [7].
В связи с политическим, экономическим и социальным прогрессом туризм стал доступен широким слоям населения, и одновременно, с увеличением из года в год количества туристов, ускоренное развитие получает и инфраструктура туризма, что в целом укрепляет экономическую мощь страны.
Развитие сферы туризма, как и других отраслей социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура, искусство, физическая культура и спорт), в зависимости от характера удовлетворения потребностей направлено на удовлетворение социально-культурных, интеллектуальных, духовных потребностей человека и поддержание его нормальной жизнедеятельности. В этом и заключается социальный эффект инвестиций в сферу туризма, который проявляется в качественных показателях уровня благосостояния членов общества, в расширении их физических и духовных способностей. Это, например, укрепление здоровья, формирование мировоззрения, отражающего происходящие в мире тенденции и процессы, рост и укрепление знаний о своей и других странах и государствах.
Повышение уровня затрат на социальную сферу, в частности туризм, автоматически не решает существующие в обществе проблемы, так как выделяемые в любую сферу средства надо тратить с максимальной эффективностью. Вложения в человеческий капитал, куда относятся и определенные затраты сферы туризма, во все времена
считались самыми эффективными, так как они имеют наиболее высокую отдачу.1 Но это не только финансовые затраты, а реализация любых мероприятий и действий, которые прямо или косвенно способствуют всестороннему развитию человека, так как «инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способности, или, другими словами, производительность труда рабочих» [2, с. 171].
Известно, что туризм в переводе с французского языка (tour) означает прогулку, поездку. По определению ООН и МКТ (Международная конференция туризма), термин «туризм» определен как миграция, которая не связана с переменой постоянного места жительства, т.е. это поездка, заканчивающаяся возвращением к месту начала путешествия. В связи с этим, ООН дает определение термина «турист» как человека, прибывшего в другую страну с целью проведения свободного времени ради лечения, развлечения, отдыха и по другим семейным и деловым обстоятельствам.
В экономической литературе к признакам туризма относят организацию специализированной материально-технической базы, существование специфических природных ландшафтов, флоры и фауны, специфичность производимых услуг и технологии обслуживания, которая проявляется в виде формирующейся новой системы управления, т.е. менеджмента туризма. К факторам, прямо или косвенно влияющим на эффективное развитие туризма, относят политическую стабильность, экономический рост, уровень благосостояния населения, который оценивается через повышение реального дохода и его более равномерное распределение.
Таким образом, туризм, экономика и социальная сфера тесно взаимозависимы и взаимодействуют, и их развитие зависит от региональных особенностей посещаемой страны.
В Республике Таджикистан ускоренное развитие туризма для более быстрого решения социально-экономических проблем (спад производства, инфляция, безработица, сокращение прямых инвестиций и т.д.) является одним из приоритетных среди других перспективных направлений. Это обосновывается тем, что наша страна обладает положительными факторами, благоприятствующими развитию туризма, - природными, климатическими, историческими и демографическими особенностями, а также национальными традициями гостеприимства.
Как отмечает в монографии Х.М. Мухаббатов: «Территория Таджикистана, находясь примерно на широтах Греции, южных районов Италии и Испании, во внутренней части громадного материкового массива Азии, в поясе пустынь, на расстоянии тысячи километров от океанов и морей, имеет сложную форму со сложным очертанием границ, отражающих историко-экономико-географические особенности расселения таджикского народа в Центральной Азии» [3, с. 19].
Небольшая страна (с общей территорией в 143 тыс. кв. км), главной отличительной чертой которой является преобладание горной местности (93 %), Таджикистан имеет разнообразные природные и климатические условия. Их учет необходим при дальнейшем развитии туризма, так как климат как один из определяющих и постоянно действующих
1 Проведенные исследования показывают, что туризм как отрасль мирового хозяйства начал развиваться с 1988 года и занимает первое место по обороту услуг и второе место по валютным поступлениям после нефтепереработки.
факторов оказывает прямое влияние на его развитие.
По климатическим условиям и географическим понятиям специалисты разделяют территорию Таджикистана на долинные, предгорные и горные регионы. В свою очередь каждый регион отличается специфическими особенностями, которые предъявляют определенные требования к организации и ведению туристской деятельности. В долинных районах, например, летние помещения для отдыхающих должны ориентироваться на север, с тем чтобы изолировать их от прямых лучей жаркого солнца. А в предгорных районах, где относительно мягкое лето и умеренная зима, они должны строиться с разнообразными полуоткрытыми или открытыми летними помещениями. В горных районах республики по традиции все здания и сооружения возводятся с толстыми стенами и со строгой конфигурацией, т.е. приспособленными к условиям зимы. Эти особенности долинных, предгорных и горных регионов республики учитываются при разработке типовых и специальных проектов различных зданий и сооружений.
Другим преимуществом природно-климатических факторов Таджикистана является его сухой и жаркий климат, где температура воздуха более 150 дней в году составляет выше 20 град. С, а ночи являются сравнительно прохладными. В связи с этим одним из основных требований, предъявляемых к инфраструктуре туризма, является озеленение территорий, создание естественных и искусственных водоемов и других построений, что существенно влияет на увеличение косвенных затрат.
Необходимо также отметить имеющиеся в республике природные богатства и ресурсы, которые непосредственно влияют на развитие туризма. К их числу можно отнести богатые водные ресурсы, в которых сосредоточены более 60 % формируемых в Центральной Азии водных источников. Почти все водные источники республики относятся к двум крупным речным системам - Амударьи и Сырдарьи, которые имеют всемирное значение. Особенности горной местности и имеющиеся ограничения долинных земель в Таджикистане предоставляют большие возможности для организации и ведения туристской деятельности в различных регионах республики.
По количеству имеющихся минеральных источников, которые расположены в основном в предгорной и горной местности, Таджикистан занимает одно из первых мест в Центральной Азии, и они весьма разнообразны по содержанию специфических компонентов.
По существующим официальным данным, из общего количества трудовых ресурсов в 2015 году в республике доля занятого населения составила только 46,7 %, из которых около 19,1 % работают в государственном секторе, а 64,0 % работающих заняты на частных предприятиях. Более того, анализ показывает, что если в реальном секторе экономики количество занятых из года в год снижается, то в сфере услуг этот показатель, наоборот, увеличивается [5, с. 83-86].
Это связано с тем, что уровень оплаты труда в бюджетной сфере в 2-2,5 раза ниже по сравнению с внебюджетными организациями. Так, если за анализируемый период среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по республике составляет 816,27 сомони, то меньше всех получают работники сельского хозяйства, охоты и лесоводства (251,33 сомони), рыбоводства (448,55 сомони), здравоохранения и социальных услуг (675,21 сомони), образования (698,95 сомони). Такое же неравенство доходов наблюдается в территориальном разрезе - если в городе Душанбе этот показатель
за анализируемый период равен 1402,68 сомони, то в Хатлонской области он равен 615,23 сомони [5, с. 120-121].
В связи с этим мы придерживаемся мнения, что благодаря ускоренному развитию сферы туризма посредством увеличения масштабов эффективного использования горячих и холодных минеральных вод (Ходжа-Обигарм, Анзоб, Обигарм, Шаршар, Гармчашма и многих других источников), а также этнокультурного и исторического разнообразия (хребет Петра Первого, Гиссарский, Алайский хребты, реки Кафарниган, Зеравшан, Варзоб и др.), можно решить ряд существующих социально-экономических проблем в республике. Например, сюда относятся: создание новых рабочих мест, обеспечение горячим водоснабжением близлежащих населенных пунктов, организация и развитие теплично-парниковых хозяйств, дальнейшее развитие санаторно-курортных водолечебниц и т. д.
Развитие санаторно-курортных зон, особенно в сельской местности, где проживает более 75 % населения республики, обосновывается тем, что в Таджикистане существуют благоприятные горноклиматические условия в части рекреационных ресурсов, и надо отметить, что развитие туризма в таких регионах будет благоприятствовать развитию сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Горные и предгорные регионы республики располагают минеральными источниками и грязями, которые имеют лечебные и спортивно-оздоровительные свойства. Выявленные в пределах республики ресурсы минеральных вод и грязевых источников могут удовлетворить запросы не только жителей всех регионов страны, но и оказывать помощь нуждающимся в них из других стран ближнего и дальнего зарубежья, способствовать превращению страны в региональную здравницу, что в настоящее время оставляет желать лучшего.
Кроме того, природно-климатические особенности Таджикистана предоставляют большие возможности для ускоренного развития горного туризма и альпинизма, которые привлекают любителей не только из Среднеазиатского региона, но и из других стран СНГ.
Так, изучение существующего опыта показывает, что в 2014 году в большинстве регионов мира 77 % всех поездок осуществлялись в пределах региона происхождения туристов. Например, в Европейском регионе более 88 % туристов являются европейцами, живущими преимущественно в близко расположенных или приграничных странах, а в Американском и Азиатско-Тихоокеанском регионах более половины туристских поездок осуществляются в пределах своего региона [6, с. 98].
Рассмотренные особенности климата и имеющиеся природные ресурсы являются самым дорогим богатством Таджикистана, и этим богатством надо уметь воспользоваться при эффективном менеджменте туризма. Высокий уровень организации туризма и оказания туристических услуг может сыграть определенную роль при решении экономических и социальных проблем республики, так как большинство стран мира осуществляют туристическую деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов и неблагоприятного климата.
Также в непосредственной связи с рассмотренными выше проблемами находятся и такие вопросы, как регулирование занятости, повышение уровня жизни населения через увеличение доходов, совершенствование системы образования и здравоохранения, улучшение условий и охраны труда и т.д.
При этом основное направление связано с привлечением и использованием внутренних и внешних инвестиций. Наличие в Таджикистане богатых природных ресурсов, благоприятных климатических условий и неиспользованных производственных мощностей являются лишь предпосылками для более высоких темпов развития туристской отрасли. Для того чтобы максимально использовать эти предпосылки и возможности, необходимы инвестиции, которые включают в себя не только внутренние инвестиционные ресурсы, но и иностранные вложения, привлекаемые для развития сферы туризма в республике.
Естественно, что основными внутренними источниками инвестиций в сферу туризма являются бюджетные средства, кредиты коммерческих банков, сбережения населения, а также прибыль предприятий и организаций, действующих в туристской отрасли. Но так как в существующих условиях возможности государственного финансирования ограничены, в этом направлении надо больше привлекать иностранные инвестиции путем создания совместных туристических предприятий и организаций.
Необходимо отметить, что отрасли социальной сферы (куда входит и туризм), в основном имеют собственную специфику развития, которая связана с определенным ограничением в ведении предпринимательской деятельности, и в связи с этим в них до сих пор в больших масштабах сохраняется финансовое обеспечение, осуществляемое из государственных источников. Но организация и ведение туристской деятельности основывается на нововведениях, т.е. на предпринимательстве. В связи с тем, что предпринимательство - не только способность, но и прежде всего деятельность, оно является не профессиональным, а социальным свойством экономической деятельности конкретного лица [1, с. 110].
В современном мире предприниматель - это человек, способный понять перспективу развития и потребности рынка, сочетать это понимание со знаниями в области управления и использования ресурсов в расчете на получение дохода. И, естественно, любой предприниматель для организации своей деятельности прежде всего нуждается в существовании определенных условий и эффективных партнерских связей с другими субъектами рынка. Это означает, что если целью предпринимательской деятельности является получение дохода, то ее главной задачей является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который может принести предпринимательскую прибыль.
Естественно, что организация и эффективное развитие предпринимательской деятельности в сфере туризма зависят от существования определенных условий, к которым относятся экономические, социальные и правовые условия. Если рассматривать экономические условия, то к ним прежде всего относятся: предложение товаров и спрос на них, объемы денежных средств, которые покупатели могут потратить на покупки, избыток или недостаточность рабочих мест, уровень квалификации и уровень образования рабочей силы, качество и количество ее образования и т. д.
При существовании рыночных условий меняется и роль государства, которое, управляя экономикой в целом, должно создать условия для продуктивного труда и через имеющиеся у него механизмы воздействия стимулировать более высокую занятость населения. В таких условиях материальное благосостояние любого человека и его семьи зависит от способностей и возможностей найти свое место на рынке труда, продуктивно
работать, используя предприимчивость и изобретательность.
Это исходит из того, что логику поведения любого субъекта рынка диктует стремление к максимизации дохода, так как доход является конечной целью каждого активного участника рыночной экономики [4]. Высокие личные доходы выгодны не только им, они имеют и общественно значимую выгоду, поскольку являются одним из источников удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.
Основную часть доходов трудоспособного населения должна составлять заработная плата, которая должна играть ведущую роль при формировании доходов. Со снижением мотивации к производительному и качественному труду определилось специфическое поведение на рынке труда не только у трудоспособного населения, но и у лиц моложе и старше трудоспособного возраста. Люди вынуждены искать пути получения доходов в виде мелкой торговли на рынке, подрабатывания в сфере услуг, совершения незаконных финансовых сделок и т.д. В настоящее время государственной статистикой не учитывается получение дохода путем подобной самозанятости или она классифицируется как прочие доходы, которые не совпадают с реальными количественными и качественными показателями.
В связи с этим предприятиям, организациям и учреждениям, относящимся к сфере услуг, в данном случае - к отрасли туризма, необходимо при организации и ведении деятельности в рамках существующего правового поля заниматься самыми разными видами предпринимательской деятельности независимо от форм собственности. С другой стороны, на результаты деятельности предприятий и организаций, кроме факторов внутреннего и внешнего воздействия, влияет общество, в котором они функционируют, и, естественно, в обществе, где более высокий уровень благосостояния, существуют благоприятные условия для ведения любого вида бизнеса.
Таким образом, с учетом региональных особенностей республики, для дальнейшего развития сферы туризма необходимо учитывать следующие основные моменты:
- обеспечение гибкой современной системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов для сферы туризма;
- создание новых и совершенствование существующих рабочих мест на региональном уровне с соответствующей оплатой труда по конечным результатам;
- разработка и принятие нормативно-правовых актов, способствующих формированию и ускоренному развитию предприятий и фирм различных форм собственности;
- предоставление работодателям сферы туризма гарантированных возможностей и льготных условий при оптимальном использовании ими местных ресурсов на региональном уровне и т.д.
Таким образом, для дальнейшего ускоренного развития туризма в республике необходимо не только увеличение государственных расходов, но и переход к новым методам управления и формам финансирования. На данном этапе существующие ранее методы, формы и виды организации и управления туризмом оказались фактически устаревшими, а новые нуждаются в дальнейшей доработке с учетом природных, климатических, демографических и исторических особенностей, а также национальных традиций гостеприимства населения республики.
Список использованной литературы:
1. Валигурский Д.И. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы. - М.: ИТК «Дашков и КО», 2002. - 332 с.
2. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. -М.: Республика,
2003. - 972 с.
3. Мухаббатов Х.М. Природно-ресурсный потенциал горных регионов Таджикистана/ Моногр. - М.: Граница, 1999. - 196 с.
4. Савкина Р.В., Мальцева Е.Г. Организация предпринимательской деятельности. -М.: КноРус, 2017. - 211 с.
5. Статистический ежегодник Республики Таджикистан, 2015. - Душанбе, Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. - 446 с.
6. Яковец Ю.В., Кружалин В.И. и др. Цивилизационный туризм. - М.:МИСК, ИНЭС, 2016.
- 332 с.
7. 2015 World Development Indicators. Washington: The World Bank, 2015. Тables 4.6, 6.14.
Reference Literature
1. Valigursky D.I. Entrepreneur ship: Development, State Regulation, Prospects. - M., Innovative-Technological Company "Dashkov and Co " 2002. - 332 pp.
2. McConnell K.R., Bru S.L. Economics: Principles, Problems and Politics. - M.: Republic, 2003. - 972pp.
3. Mukhabbatov Kh.M. Natural Resource Potential of Mountainous Regions of Tajikistan. Monogram. - Moscow: Borderline, 1999. - 196pp.
4. Savkina R.V., Maltseva Ye.G. Organization of Entrepreneurial Activity. - M.: KnoRus, 2017.
- 211 pp.
5. Statistical Annual of the Republic of Tajikistan. 2015 / Statistical Agency under the Auspices of the President of the Republic of Tajikistan. - Dushanbe, 2016. - 446pp.
6. Yakovets Yu.V., Kruzhalin V.I. et alia. Civilizational Tourism. - Moscow: MISK, INES, 2016. - 332 pp.
7. 2015 World Development Indicators. Washington: The World Bank, 2015. Tables 4.6, 6.14..