С. ЦАУН,
аспирант Института экономики и предпринимательства
ОТРАСЛЬ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Рассматриваются тенденции развития рынка телекоммуникаций в России в условиях экономической рецессии. Дана оценка перспектив развития отрасли для физических и юридических лиц в качестве одного из приоритетных направлений развертывания в нашей стране сферы высоких технологий.
Ключевые слова: услуги связи, телекоммуникационные компании, рынок телекоммуникации, Интернет.
Мировой финансовый кризис (МФК) затронул все без исключения сферы деятельности в подавляющем большинстве стран мира. Как правило, говоря об экономическом кризисе, подразумевается оценка негативных последствий, неизбежно следующих за ним. Однако на рынке телекоммуникаций мы наблюдаем своего рода масштабную реорганизацию всей отрасли связи в России, а мировой кризис в данной ситуации служит катализатором для этих процессов.
Телекоммуникационный рынок, по сравнению со многими другими, характеризуется существенно большей инерцией и реагирует на кризисные явления с задержкой. Это объясняется тем, что большинство услуг связи жизненно необходимы как для бизнеса, так и в повседневной жизни. Потребители прибегают к реальному сокращению информационного обмена лишь в крайних случаях, при этом, как правило, происходит отказ от новейших предложений рынка, а привычные традиционные услуги связи остаются востребованными максимально долго. В складывающейся ситуации преимущество получают компании, имеющие наибольшее число пользователей ориентированных на традиционные услуги.
Общей тенденцией в настоящее время является массовое объединение крупнейших игроков на рынке телекоммуникаций в обособленные мощнейшие структуры, которые в будущем могут создать своего рода олигополию. При этом роль основного регулятора рынка, по всей видимости, будет выполнять государство. Предпосылок к этому более чем достаточно, и самой важной, безусловно, является присоединение сотовых операторов «Большой Тройки» к государственным структурам, осуществляемое с середины 2008 года.
И если на настоящий момент ещё рано оценивать перспективы и последствия такого объединения во всех подробностях, тем не менее прошедший год оставил нам для анализа чрезвычайно любопытную статистику развития рынка телекоммуникационных услуг.
Анализируя динамику котировок акций телекоммуникационных компаний, можно выделить три основных типа объединений: компании, ориентированные на работу с физическими лицами; компании, ориентированные на работу с юридическими лицами и универсальные компании. Такое разделение фирм, работающих на данном рынке, может показаться несколько банальным, но только на первый взгляд. Ведь по сути речь идёт о предоставлении идентичных друг другу услуг разным потребительским группам.
Критерии привлекательности рынков услуг связи для физических и юридических лиц
К первой группе компаний (ориентированных на работу с физическими лицами) можно отнести, к примеру, Комстар-ОТС, в том числе МГТС, как оператора услуг фиксированной связи, а также МТС, как оператора мобильной связи. Котировки этих
компаний упали в 4 раза, однако восстановились до уровня 50% от максимальной стоимости в кратчайшие сроки.
В случае же с компаниями, ориентированными помимо физических лиц на рынок корпоративных пользователей, ситуация совершенно иная. Если говорить о компаниях МРК, входящих в состав холдинга Связьинвест, то по сравнению с компаниями, ориентированными в основном на массового пользователя, их акции восстанавливаются в цене значительно медленнее. В первую очередь это связано со значительной зависимостью от рынка услуг связи для юридических лиц. Ещё сильнее эта зависимость проявляется на примере ОАО «Вымпелком», акции которой, после приобретения полностью ориентированной на бизнес-пользователей группы компаний «Голден Телеком», значительно потеряли в цене в кризисный период и не спешат восстанавливать свои позиции. Пример компании Ростелеком, начавшей активную экспансию на новые для себя рынки, в частности, рынки передачи данных, помимо предоставления междугородных каналов связи, также наглядно показывает, что ориентация на сегмент корпоративных клиентов в кризисный период не способствует удержанию курса акций на сколько-то стабильном уровне.
Говоря о различии рынков услуг связи для физических и юридических лиц, нельзя не отметить сходство этой проблемы с другими отраслями экономики - например, с банковским сектором. По сути провайдеры представляют физическим и юридическим лицам идентичные услуги, но механизмы ценообразования, а также прибыль в этих сегментах сильно отличаются. Отличается также и распределение услуг в объёме продаж. Так, например, рынок услуг передачи данных для частных лиц, фактически ограничивается лишь организацией доступа в Интернет, тогда как для корпоративных клиентов могут быть одинаково востребованными многие из существующего спектра услуг. Таким образом, мы видим первое явное отличие двух этих сегментов потребителей
- в то время как для обслуживания частных лиц нужно поддерживать крайне ограниченный набор услуг, рынок корпоративных пользователей предполагает куда большую диверсификацию деятельности, и, как следствие, гораздо более высокие затраты на ведение бизнеса.
Помимо затратной части чрезвычайно важным различием между этими сегментами пользователей является проблема удержания существующих клиентов. В случае массового рынка (физических лиц) проблема как таковая сводится к первоначальному набору абонентской базы и её поддержанию и постепенному увеличению посредством обеспечения надлежащего качества сервиса. По сути, именно ненадлежащее качество предоставляемых услуг служит основной причиной смены компании-провайдера услуг связи, поскольку разница в тарифах на рынке услуг связи для физических лиц достаточно мала. Таким образом, однажды сформировав абонентскую базу, компания фактически обеспечивает себе стабильный доход в рамках данного сегмента.
В случае предоставления услуг корпоративным пользователям складывается совершенно иная ситуация. Основным фактором, определяющим нестабильность доходности рынка услуг связи для юридических лиц, является в первую очередь индивидуальный подход к ценообразованию. Поскольку известное правило, говорящее о том, что 20% клиентов компании обеспечивает 80% её прибыли, допустимо применять практически ко всем отраслям, то и отрасль связи не остаётся исключением.
Любая компания, ориентированная на работу с клиентами, имеет некую внутреннюю градацию, отражающую степень важности каждого конкретного клиента для бизнеса компании. Подобная градация, разумеется, носит лишь относительный характер, поскольку любой клиент является источником дохода для компании. Тем не менее эта
система позволяет упростить анализ эффективности коммерческой деятельности компании, а также оперативно реагировать на снижение дохода в определённых сегментах клиентов. Так, возвращаясь к правилу «20 на 80», эти наиболее ценные 20% клиентов, как правило, относятся к так называемым У1Р-клиентам. При ценообразовании на услуги для данных клиентов крайне редко используются цены, близкие к средним рыночным, поскольку изначально клиент подключает определённый набор услуг у разных компаний в результате проведения тендеров и в большинстве случаев, конечно же, выбирает для себя наименее затратный вариант. Таким образом, наличие подобных крупных клиентов, с одной стороны, является гарантом стабильности деятельности компании, но, с другой стороны, является серьезным фактором риска, поскольку эти доходы гарантированы лишь в ограниченный период времени.
Рынок услуг доступа в Интернет
Данный рынок следует рассматривать как минимум в двух основных аспектах: рынок услуг широкополосного доступа в Интернет (ШПД) для населения и рынок доступа в Интернет для юридических лиц.
По оценкам экспертов, рынок ШПД является одним из наиболее динамично развивающихся. Докризисные прогнозы, по данным исследовательского агентства 1&Р, выглядели следующим образом: рост рынка ШПД на 35% в 2009 г. и на 25% в 2010 г. Исходя из рыночных реалий в период кризиса, можно ожидать, что произойдет снижение темпов роста до 9 - 10% в 2009 г. и до 12 - 13% в 2010 г. |&Р пересмотрел в сторону снижения прогнозы объема рынка в 2010 г. с $2,5 млрд. до $2 - 1,6 млрд. (см. рис. 1). На рынке ШПД следует ожидать снижение уровня АИРИ на 15-20% в год вместо прогнозировавшихся ранее 10%. Указанные явления в большей степени будут проявляться в регионах России, которые до кризиса обеспечивали основной рост рынка. Влияние кризиса в Москве окажется наименьшим, в связи с большим насыщением рынка.
Объем рынка домашнего широкополосного доступа,
в млн. долл.
3
2.5 2
1.5 1
0,5
0
2008
2009
2010
О Исходный сценарий
П Умереннопессимистичный сценарий
О Пессимистичный сценарий
Рис. 1
Исследование, проведённое «Директ Инфо» в начале 2009 г., показало, что доступ в Интернет стал неотъемлемой частью жизни достаточно большого числа россиян. Даже в условиях кризиса большинство пользователей не собирается отказываться или как-то ограничивать свои потребности, связанные с доступом в глобальную сеть (см. рис. 2). Около 3/4 опрошенных заявили, что не сокращали и не планируют сокращать свои затраты на Интернет. Лишь 16% опрошенных в регионах и 11% в столичных городах за последние полгода перешли на более дешевые тарифы и уменьшили свои затраты на доступ в глобальную сеть. Около 13% пользователей в регионах и 11% пользователей в Москве планируют перейти в ближайшее время на более дешевые тарифы доступа в Интернет в случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации.
Планы населения по сокращению затрат на доступ в Интернет
120%
Москва Санкт- Другие регионы
Петербург РФ
И Планируют сократить затраты на Интернет в ближайшее время
И Не планируют сокращать затраты на Интернет
И Сократили затраты на Интернет
Рис. 2
В сравнении с апрелем-маем 2008 г., когда компания Директ ИНФО проводила аналогичный опрос, средние затраты на доступ в Интернет жителей столицы сократились всего на 7%, в то время как москвичи за этот же период на 10% сократили затраты на сотовую связь. В регионах затраты на Интернет упали существенно больше
- примерно на 20%. Значительное по сравнению с апрелем 2008 г. снижение затрат на широкополосный доступ в Интернет объясняется не только кризисными тенденциями, но и общим падением тарифов в регионах за счет усиления конкуренции и выхода новых игроков на региональные рынки.
В настоящее время средние ежемесячные затраты на услуги широкополосного доступа в Интернет составляют в Москве 615 рублей, а в регионах России 642 рубля. Средние затраты на мобильную связь у активных пользователей Интернет составляют в Москве около 670 рублей, в регионах - около 380 рублей в месяц.
В то же время кризис оказал критическое влияние на планы развития новых компаний и проектов развития зарождающихся сегментов рынка, например, планирующих масштабное развитие сетей беспроводного ШПД. Трудности с финансированием привели к тому, что большинство проектов отложены до лучших времен.
По-разному переживают кризис компании, находящиеся на различных этапах цикла развития телекоммуникационной инфраструктуры. Операторы, построившие и модернизировавшие свои сети к осени 2008 г., вошли в кризис со свободной монтированной емкостью и с обязательствами по инвестициям в их развитие. Такие компании будут вынуждены продолжать продажи и будут склонны к политике снижения цен. Операторы с более высоким использованием имеющихся мощностей будут
испытывать трудности с финансированием модернизации и развития сетевой инфраструктуры и услуг, однако, они, как правило, находятся в целом в более выгодном финансовом положении.
По данным агентства 1&Р, прогнозируется перераспределение долей рынка в пользу финансово независимых игроков. Можно ожидать, что ухудшение финансового состояния меньших игроков рынка приведет к росту сделок слияния и поглощения, в ходе которых сильные компании смогут приобрести существующие пользовательские базы. Такие сделки, по мнению 1&Р, будут рассматриваться как более перспективные пути развития, по сравнению с органическим развитием компаний. По данным 1&Р, наблюдается падение стоимости компаний с 400-500 долл. за абонента в Москве и 300-400 долл. в регионах (первая половина 2008 г.) до 350 долл. в Москве и 200-250 долл. в регионах (вторая половина 2008 г.). Анализ статистических данных по предоставлению услуг доступа в Интернет для корпоративных клиентов показывает, что, несмотря на постоянный рост клиентской базы в этом сегменте, выручка компаний от оказания услуг по доступу в Интернет все же снижается.
С улучшением общей экономической ситуации и повышением доступности инвестиций начнется восстановление темпов роста рынка телекоммуникаций. Однако, опять же вследствие инерционности отрасли, операторам потребуется дополнительное время на осуществление проектов развития, открывающих дополнительные возможности роста.
Перспективы рынка услуг аренды междугородних каналов связи
Как отмечают многие эксперты, одним из основных драйверов развития рынка магистральных каналов связи является масштабное проникновение услуг доступа в Интернет в регионы. Таким образом, учитывая прогнозируемый рост проникновения ШПД в регионах, вполне логично будет предположить, что на рынке выделенных каналов связи будет наблюдаться схожая ситуация. Фактически посткризисная динамика развития этого сегмента весьма похожа на наблюдавшуюся до кризиса, что можно объяснить нежеланием компаний - ведущих игроков данного рынка отказываться от долгосрочных проектов по расширению территории предоставления услуг за счёт регионов.
По предварительным данным проводимых в последнее время исследований, в ряде регионов наблюдается даже положительная динамика роста выручки компаний. Учитывая значительное снижение цен на рынке, описанное ранее, легко сделать вывод о том, что такая динамика достигается исключительно большим количеством новых включений. Поскольку данная услуга в настоящее время не относится к наиболее востребованным со стороны корпоративных клиентов, уступая свои позиции услугам организации виртуальных частных сетей, можно с достаточной уверенностью говорить, что рост данного рынка поддерживается в основном за счёт межоператорских расчётов, неизбежных в рамках расширения бизнеса компаний в регионах. Именно этот факт обусловливает стабильный уровень доходности сегмента, поскольку для корпоративных клиентов уровень цен на выделенные каналы снизился весьма значительно.
Для операторов связи рынок остаётся гораздо более стабильным с точки зрения ценообразования, поскольку в этом случае динамика падения цен определяется, в основном, темпами роста конкурирующих инфраструктур операторов связи. Но строительство сети, сопоставимой с сетями Ростелекома, Совинтел, Синтерры или
ТТК, требует инвестиций в объеме нескольких сотен миллионов долларов, нескольких лет работы, при том что срок окупаемости подобных проектов рассматривается исключительно в рамках долгосрочных стратегий компании.
И все же в современных условиях отрасль телекоммуникаций по праву характеризуется как «тихая заводь». Мировой кризис не слишком сильно затронул отечественную сферу мобильной связи, и государственное влияние в ней проявляется в относительно малой степени по сравнению с другими ключевыми сферами экономики. Ситуация в телекоммуникационном бизнесе далека от критической, а отдельные проявления влияния кризиса можно наблюдать, в наибольшей степени, в перераспределении приоритетов деятельности участников рынка. Несомненно, отрасль телекоммуникаций, являясь одной из перспективных наукоёмких сфер бизнеса и будучи в минимальной степени затронутой глобальными экономическими потрясениями, может стать одним из приоритетных направлений развития в нашей стране сферы высоких технологий.
S. CTAUN,
Post-graduate student of Institute of Economics and Business
TELECOMMUNICATIONS INDUSTRY IN RUSSIAN IN THE FINANCTIAL CRISIS
It is considered the trends of the telecommunications market in Russia in conditions of economic recession. The estimation of the prospects of industry development is given for individuals and legal persons as a priority for deployment in the country areas of high technology.
Keywords: telecommunication services, telecommunications companies, the market of telecommunications, the Internet.