Научная статья на тему 'Развитие российского телекоммуникационного рынка в условиях экономического кризиса'

Развитие российского телекоммуникационного рынка в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / КОММУНИКАЦИИ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / ИТ-УСЛУГИ / ЩИРОКОПОЛОСНЫЙ ДОСТУП / ECONOMIC CRISIS / COMMUNICATIONS / TELECOMMUNICATIONS / IT-SERVICES / BROADBAND ACCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнеев И. Н.

В данной работе анализируется развитие российского телекоммуникационного рынка в условиях экономического кризиса и исследуются наиболее перспективные направления развития телекоммуникационного рынка в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RUSSIAN TELECOMMUNICATION MARKET UNDER CONDITIONS OF ECONOMIC CRISIS

This article analyzes the development of the Russian telecommunication market under the conditions of the economic crisis and examines the most promising directions of development of this market.

Текст научной работы на тему «Развитие российского телекоммуникационного рынка в условиях экономического кризиса»

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

И. Н. КОРНЕЕВ

В данной работе анализируется развитие российского телекоммуникационного рынка в условиях экономического кризиса и исследуются наиболее перспективные направления развития телекоммуникационного рынка в России.

Ключевые слова: экономический кризис, коммуникации, телекоммуникации, ИТ-услуги, щирокополосный доступ.

Сегодня российские телекоммуникации уже имеют большой потенциал для развития, и, несомненно, это обязательно проявится с улучшением обстановки на финансовых рынках и преодолением кризиса платежей.

Коммуникации - одно из наиболее привлекательных для инвестиций направлений экономики. Огромная потребность государства, компаний и частных потребителей в современных телекоммуникациях, недостаточно реализованная в регионах, является катализатором для скорейшего преодоления ситуации, вызванной проблемами в финансовой сфере.

В то же время, несмотря на внутренний потенциал отрасли, общая ситуация на финансовых рынках оказывает отрицательное влияние на ее развитие. Недоступность и большая стоимость кредитов, необходимых для развития компаний, экономия, а иногда и неплатежеспособность потребителей услуг (прежде всего, корпоративных), недостаток акционерного финансирования, снижение темпов и полная остановка строительства жилья и офисов являются основными факторами, влияющими на компании связи.

Докризисный прогноз предусматривал рост рынка широкополосного доступа в Интернет на 35 % в 2009 г. и на 25 % в 2010 г. Можно ожидать, что произойдет снижение темпов роста до 12 -(-3) % в 2010 г. (т. е. возможно и сокращение объема рынка). Пересмотрены в сторону снижения прогнозы объема рынка в 2010 г. с 2,5 млрд долл. до 2 - 1,6 млрд долл. На рынке широкополосного доступа в Интернет следует ожидать снижение уровня среднего дохода операторов на абонента на 15-20 % в год вместо прогнозировавшихся ранее 10 % [1]. Указанные явления в большей степени будут проявляться в регионах России, кото-

рые до кризиса обеспечивали основной рост рынка. Влияние кризиса в Москве окажется наименьшим, в связи с большим насыщением рынка.

Одновременно кризис укрепит позиции продуктов, дающих быструю экономическую отдачу и незамедлительный положительный экономический эффект. Поэтому развиваться будут, во-первых, решения для оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, и, во-вторых, продукты, направленные на улучшение клиентского сервиса и повышение лояльности покупателей. Второе направление представлено, например, решениями для контакт-центров.

По итогам 2009 г. произошло уменьшение расходов отечественных компаний на 1Т на 22,1 % в долларовом эквиваленте, в частности, наблюдался спад продаж 1Т-продуктов в корпоративном секторе. Также падение спроса на 1Т-услуги составило 28,4 %, на оборудование - на 18,4 %. Наблюдадлось снижение объемов закупок продукции за границей, что может внести положительные изменения в динамику рынка. Это, прежде всего, коснется закупки бизнес-приложений, оборудования по обеспечению информационной безопасности и разработки ПО на заказной основе.

Аналитики считают, что значительного сокращения 1Т-рынка происходить не будет. Российские компании будут сокращать расходы на закупку оборудования и оплату лицензионных договоров с поставщиками оборудования. На 1Т-рынке будут наблюдаться следующие тенденции. Во-первых, уменьшение затрат на персонал, сокращение капзатрат, сокращение издержек. Во-вторых, компании сдвинут акценты на проекты с меньшим сроком реализации и на быстро-окупаемые проекты. Программы, которые требу-

ют решения сложных технических проблем, будут отложены на неопределенный срок.

Кризисные тенденции повлияли также на политику ведущих игроков в области слияний и поглощений на рынке. Так, в частности, «Вымпелком» первым среди крупнейших российских сотовых операторов объявил о том, что замораживает программу слияний и поглощений в связи с мировым кризисом. Оператор готов инвестировать лишь в объявленные ранее проекты во Вьетнаме и Камбодже.

Очевидно, что суммарно ИТ-рынок России в 2009-2010 гг. значительно сократится по сравнению с 2008 г. Согласно прогнозам экспертов еженедельника «Коммерсант», меньше всего инвестиций в сфере ИТ будет направлено в сегмент программного обеспечения, который уменьшится на 30,8 %.

Новые экономические условия изменили приоритет ИТ-задач для компаний: сейчас стратегической задачей является не внедрение инноваций, а поддержание работоспособности существующих процессов и инструментов. Однако есть в сложившейся ситуации и положительные моменты: интересы бизнеса и ИТ сблизятся, ИТ будут существенно оптимизированы, повышена эффективность их использования, возрастет также роль ИТ-аутсорсинга.

Наиболее эффективными инструментами, с точки зрения возврата инвестиций в настоящих условиях в сфере оборудования, становится технология виртуализации, в области ПО - внедрение систем с целью оптимизации операционной деятельности и получения быстрого экономического эффекта, а в сфере ИТ-услуг - аутсорсинг.

В то же время накануне кризиса по данным министерства экономического развития объем рынка информационных технологий в России в 2008 г. вырос на 17,8 % по сравнению с 2007 г. -до 580 млрд руб. В общем объеме рынка информационных технологий рынок аппаратных средств составляет 51,6 %, на рынок программных средств приходится 21,2 %, на рынок ИТ-ус-луг - 27,2 % [1]. В докладе министерства отмечается, что, несмотря на положительную динамику основных показателей сектора ИТ в 2008 г., сохраняется устойчивая угроза дальнейшего снижения темпов роста рынка, сокращения численности ИТ-спе-циалистов, рост неплатежей за предоставленные услуги коммерческими структурами.

В сложившейся экономической ситуации некоторые компании, напротив, планируют увеличить долю на рынке и не рассматривают для себя возможность 30 %-го падения продаж. По словам

экспертов, помимо компаний, полностью заморозивших ИТ-проекты или отложивших их на неопределенный срок, есть и такие, которые приняли кризис как экономическую реальность и готовы меняться. Тем не менее, кризис очень сильно ударил по тем отраслям, которые были основными заказчиками ИТ-услуг в России: среди пострадавших оказался и финансовый сектор, и нефте- и газодобывающие компании, и предприятия тяжелой промышленности. Также аналитики отмечают, что сокращение на 20 и более процентов в долларах может означать рост ИТ-рынка в национальной валюте.

Телекоммуникационный рынок России на современном этапе представлен следующими секторами:

- рынок широкополосного интернет-доступа;

- рынок телефонной связи;

- рынок мобильной связи;

- рынок фиксированной местной связи;

- рынок фиксированной дальней связи;

- рынок платного ТВ.

Рынок широкополосного интернет-доступа. Полугодовая аудитория Рунета осенью 2008 г. составила 34 млн чел. Это 30 % российского населения в возрасте 18 лет и старше (по данным Прайм-ТАСС от 6 апреля 2009 г.).

В последнее время услуги высокоскоростной передачи данных становятся все более востребованным как среди корпоративных клиентов, так и физических лиц. По оценкам Мининформсвязи России, за промежуток времени с 2004 по 2008 г. рынок услуг передачи данных вырос почти вдвое -до 75 млрд руб., что составит 8 % от всего рынка предоставления услуг связи [2].

Объем российского рынка беспроводного доступа в 2008 г. составил примерно 20-28 млн долл. - 2-3 % от мирового рынка [2]. Рынок широкополосного беспроводного доступа в России сохраняет тенденции к росту, хотя предрекаемый ранее бум на деле оказался эволюционным подъемом рынка.

В контексте кризисных тенденций одним из прогнозируемых явлений можно назвать повышение тарифов со стороны провайдеров для сохранения рентабельности - в среднем на 10 %. Сегодня у всех операторов серьезно выросли эксплуатационные расходы на оказание услуг связи.

Кризис сказался и на рынке телефонной связи. Объем первичного рынка розничных продаж сотовых телефонов в России в I квартале 2009 г. составил 819 млн долл. Это в 2,16 раза меньше показателя аналогичного периода 2008 г. (по данным Интерфакса от 7 апреля 2009 г.).

По распространенности сотовых услуг Россия уже догнала Западную Европу. Однако доля трат домашних хозяйств на мобильные услуги в России самая низкая из всех экономически развитых стран.

Количество минут разговора на одного абонента в России меньше, чем в большинстве стран мира. Доход от дополнительных услуг в России до сих пор в два раза ниже, чем в западных странах. В России доля неголосовых услуг в доходах компаний не превышает 12 %. В странах Западной Европы эта доля колеблется на уровне 18 %. Здесь тоже есть потенциал для роста. Операторы запускают все новые неголосовые услуги.

Однако емкостей сотовых сетей едва хватает на обслуживание голосового трафика. Российские операторы постоянно расширяют свои сети, ежегодно добавляя по несколько тысяч новых станций. Российский сотовый рынок стоит на пороге запуска сетей третьего поколения (3G), основное преимущество которых - резкое снижение затрат на передачу данных. На базе 3 G-оборудования, тем более постоянно дешевеющего, расширение емкости будет стоить гораздо меньше.

Как показывают экспертные оценки, спрос на мобильные телефоны может сохраниться, невзирая на кризис. Мобильные телефоны стали базовой необходимостью по всему миру, и спрос на них сохранится, несмотря на экономический спад, уверены эксперты Международного телекоммуникационного союза (ITU).

Сейчас около 50 % мобильных телефонов в России - это бюджетные варианты, и именно этот сегмент рынка будет развиваться эффективнее. Тем не менее, есть версия, что в целом объем рынка мобильных телефонов в штучном выражении сократится примерно на 1/4. Увеличится срок службы телефонов, пользователи будут отказываться от покупки более дорогих и новых моделей, сокращению объемов рынка будут также способствовать сложности с кредитованием физических лиц. Некоторые эксперты более позитивно оценивают ситуацию. Они считают, что рынок телекоммуникаций в меньшей степени пострадает, потому что генерирует услуги, постоянно потребляемые пользователями. К числу таких новых услуг, которые несомненно станут востребованными, можно отнести выпуск SIM-карт с двумя номерами, планируемый операторами «большой тройки» МТС и «Мегафон». Услуга позволит абонентам «разделить» свой телефон на личный и корпоративный. Также есть возможность использования двух тарифных планов одновременно. В связи со скорым внедрением сети

третьего поколения, новая услуга может быть использована для совмещения в одном телефоне 20 и 30 связи.

С фиксированной связью в России дела обстоят хуже, чем с мобильной: проникновение фиксированных линий не превышает 64 % (в Западной Европе в среднем 90 %). В странах Западной Европы доля минут разговора по стационарным телефонам опустилась ниже 40 %, в России она пока превышает 50 %.

Что касается рынка платного ТВ, то в России этот рынок имеет свои особенности. О необходимости перехода на цифровые стандарты Министерство связи и массовых коммуникаций (ранее Министерство информации и связи) заявило еще в 1999 г.: тогда предполагалось, что строительство сетей цифрового вещания начнется в 2006 г. и завершится к 2015 г., но концепцию в окончательном виде не приняли до сих пор. В конце 2005 г. свои проекты цифровизации представили Мининформсвязи и ФГУП РТРС с бюджетами 4 млрд и 1,5 млрд долл. соответственно. Однако оба проекта были отправлены на доработку, в ходе которой их бюджеты возросли до 14,3 млрд и 6,38 млрд долл. В октябре 2007 г. был подготовлен еще один проект цифровизации, написанный Россвязьохран-культурой, с бюджетом почти 10 млрд долл., однако и он не был принят. В конце прошлого года Минкомсвязи представило свой вариант концепции правительственной комиссии по развитию телерадиовещания. Эта концепция Федеральной целевой программы была рекомендована для внесения в правительство, но прежде ее должны были согласовать Минфин и Минэкономразвития.

В прогнозах цифровой должна стать вся общенациональная система эфирного вещания. Переход на вещание в цифровом формате - общемировая тенденция развития телекоммуникаций. Цифровые алгоритмы обработки сигналов позволяют решать прикладные задачи, расширять спектр предоставляемых сервисов и услуг, улучшать качество телевизионного изображения и звука. В большинстве коммерческих структур процесс перехода на вещание в цифровом формате уже успешно завершен. Например, компания Космос-ТВ транслирует 70 телевизионных каналов в цифровом формате.

В последнее время наблюдается интерес к появлению альтернативных форм вещания, таких, как 1Р-телевидение, освоение которого особенно оживленно идет в Европе. Среди областей применения решений 1РТУ - организация платного интерактивного телевидения с предоставлением клиентам услуг широкополосного доступа (по

MetroEthemet, xDSL, FTTH и т. д.); организация платного интерактивного телевидения в гостиничных комплексах с интеграцией со службами гостиничного сервиса; организация корпоративных телевизионных систем с решением задач оповещения, безопасности, образования, информации, связи, развлечений.

В нашей стране IPTV делает только первые шаги. Как считают эксперты, это направление будет развиваться динамично. Если говорить о технологии, то IPTV будет развиваться быстрее: стоимость создания и развития IPTV-сетей ниже, чем кабельных или спутниковых, а с точки зрения возможности предоставления различных услуг IPTV более гибко.

Если говорить о распространении услуг телевидения высокой четкости (НDTV) в нашей стране, то по разным оценкам доступ к ним как в коммерческом, так и в тестовом режиме имеют от 3 до 5 тыс. абонентов, преимущественно это абоненты спутникового ТВ. По прогнозам, в Европе к 2010 г. будет насчитываться 15 % подключенных к HDTV абонентов от общего числа подписчиков платного ТВ. Практически все кабельные сети, вещающие в цифровом стандарте DVB-C, способны без особых технических проблем передавать программы HDTV. IP-сети, обеспечивающие гарантированное подключение абонента со скоростью 100 Мбит/с, могут передавать программы HDTV.

Как считают эксперты рынка, основной тенденцией на ближайшее десятилетие станет конвергенция технологий: ТВ-вещания, мобильной связи и передачи данных.

Одним из наиболее перспективных направлений развития телекоммуникационного рынка в России является передача данных в сетях российских сотовых операторов в стандарте 3G.

В 2008 г. 5,2 млн чел. в России воспользовались услугами 3G (стандарт UMTS) из 187,83 млн действующих sim-карт, таким образом, уровень проникновения 3G составил 2,8 %.

Аналитики «Альфа-банка» прогнозируют рост выручки от передачи данных в сетях российских сотовых операторов в 2010 г. до 2,3 млрд долл., что, по их мнению, превысит выручку от SMS. Прогноз «Альфа-банка» по объему выручки от 3G в 2010 г. довольно оптимистичен. Чтобы более или менее без потерь выйти из кризиса, операторы сокращают расходы на офис, на ИТ, оптимизируют денежные потоки и т. д., а запуск чего-то нового, наоборот, увеличит нагрузку, поэтому операторы сосредоточатся на голосовых услугах, SMS и MMS. Стимулом роста на рынке 3G может

стать мобильный Интернет. На сегодняшний день уровень проникновения Интернета в регионах довольно низкий и потребителям приходится мириться с довольно высокими ценами, которые устанавливают один-два региональных игрока. Мобильный Интернет станет действенной альтернативой проводному Интернету. Кроме того, эксперты банка считают, что денежные поступления от предоставления услуги связи третьего поколения опередят доходы от sms.

Несмотря на кризис, продолжает развиваться рынок спутниковых навигационных систем. Сегодня на смену традиционному поисковику пришел GPS-навигатор. Он предоставляет детальную информацию как обычному пешеходу, так и водителям автомобилей. Сэкономив время, навигатор позволяет пользователю определить точное местонахождение, добраться до пункта назначения, объехать пробки с минимальными затратами. Точность карты становится залогом успешного пути. Крупнейшие мировые поставщики цифровой картографической информации для навигационных систем постоянно совершенствуют качество предоставляемых услуг.

Рынок России в этой связи можно рассматривать как необычайно перспективных для продвижения этого вида услуг. В России очень высокая динамика развития и внедрения новых продуктов и услуг, что имеет для участников рынка большое значение. При этом российский рынок далек от насыщения, что делает его стратегически важным для инвесторов.

Даже в кризисный период наблюдается значительное увеличение спроса населения на навигационные устройства - включая встроенную навигацию, персональные устройства, или мобильную навигацию. Спрос растет с каждым годом, при этом в значительных объемах. В России насчитывается порядка нескольких миллионов пользователей навигационными системами (если мы говорить обо всех типах навигации). В дальнейшем ожидается поступательное увеличение спроса в этом сегменте рынка.

Однако существуют данные, что в работе американской системы GPS с 2010 г. могут начаться серьезные сбои. Такая информация содержится в докладе Главного контрольного управления (GAO) при правительстве США. Усугубление положения GPS, теоретически, может помочь российской системе спутниковой навигации ГЛОНАСС занять более выгодную позицию в сфере услуг спутниковой связи.

Причиной возможных неполадок в работе GPS является нерациональное проведение модер-

низации системы ВВС США: бюджет проекта по замене 31 спутника, составляющих группировку, уже превышен на 870 млн долл., однако в намеченный срок он осуществлен не будет.

В тоже время прогнозы коммерциализации отечественной ГЛОНАСС неутешительны еще и в связи с недостаточностью нормативной базы, громоздкостью и неудобством использования и ограниченным выпуском персональных комплектов, неразвитостью дополнительных услуг и аксессуаров, т. е. фактическим отсутствием готового продукта.

Продолжает также развиваться рынок коммерческих центров обработки данных (ЦОД).

В конце прошлого года спрос на услуги ЦОДов в России заметно опережал предложение. Заинтересованность бизнес-структур в строительстве новых центров хранения и обработки данных увеличивалась прямо пропорционально с расширением территории охвата сети Интернет, увеличением скорости доступа и количества пользователей.

Перспективным является использование услуг дата-центров госструктурами. Еще до начала кризиса Минкомсвязи запланировало осуществление проекта «Электронного правительства», направленного на упрощение обращения граждан в государственные органы, оптимизацию работы с документооборотом. Безусловно, при внедрении широкого использования Интернета в различных ведомствах государству придется рано или поздно прибегнуть к услугам ЦОДов.

В период кризиса увеличивается роль государственного регулирования, являющегося характерной чертой, определяющей развитие российского рынка телекоммуникаций.

По поручению Премьер-министра РФ В. В. Путина Минкомсвязи разработана новая программа «Информационное общество», рассчитанная до 2018 г.

Срок реализации программы «Электронная Россия» истекает уже в 2010 г. В рамках программы не были выполнены поставленные задачи, что и повлекло необходимость создания новой

программы «Информационное общество», которая должна учесть уже совершенные ошибки.

Программа «Информационное общество» направлена на информатизацию более широкого набора отраслей и сфер жизни, включая науку, образование, медицину, сельское хозяйство и т. д.

При условии реализации намеченных планов, государство сможет сэкономить значительные бюджетные средства, которые могут быть направлены на социальнозначимые проекты. А взаимосвязь между государственными органами и населением выйдет на новый уровень эффективности, в котором заинтересованы все стороны. Реализация программы «Информационное общество» - стратегический проект в долгосрочной перспективе, от его реализации будет зависеть эффективность государства по отношению к своему обществу в уже наступившем XXI в.

Литература

1. Интернет. Общество. Личность. Междунар. конф. СПб., 1-5 февраля 2009 г.: тезисы докладов. СПб., 2009.

2. Марков Б. В. Интернет и глобализация // Интернет и современное общество. II Всероссийская научно-методическая конференция. Санкт-Петербург, 29 ноября - 3 декабря 1999 г.: тезисы докладов. СПб., 1999. С. 30-31.

* * *

DEVELOPMENT OF RUSSIAN TELECOMMUNICATION MARKET UNDER

CONDITIONS OF ECONOMIC CRISIS

I. N. Korneyev

This article analyzes the development of the Russian telecommunication market under the conditions of the economic crisis and examines the most promising directions of development of this market.

Key words: economic crisis, communications, telecommunications, IT-services, broadband access.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.