И.Б. Ваганова
«ОТНОСИТЬСЯ К УРОКАМ ВНИМАТЕЛЬНО И СЕРЬЕЗНО»: ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ НАТАЛИИ ДУДИНСКОЙ
Н.М. Дудинская - легенда советского балета. О ней написаны книги и статьи. Однако период ее учебы в Петроградском театральном балетном училище практически не изучен. В данной работе на основе документальных материалов анализируется формирование и становление будущей прима-балерины Кировского театра.
Ключевые слова: Дудинская Н.М., Ваганова А.Я., балет, Петроградское театральное балетное училище.
В архиве народных артистов СССР, «звездной пары» Кировского театра Наталии Михайловны Дудинской (1912-2003) и Константина Михайловича Сергеева (1910-1992)1 хранятся материалы, относящиеся к учебе балерины в Петроградском театральном балетном училище.
В Петроград юная Наталия Дудинская приехала из Харькова с матерью, Н.А. Дудинской2 и, сдав экзамены, в 1923 г. была принята в балетное училище сразу в пятый класс по специальности (танцам), и лишь во второй класс по общеобразовательным предметам.
Двадцать пять школьных тетрадей Тали Дудинской за 19231931 гг. по русскому языку и литературе, истории театра, геометрии и алгебре, французскому и немецкому языкам, естествоведению и обществоведению - безмолвные свидетели того времени.
Просматривая эти материалы, мы отметили, что будущая балерина училась неровно. Так, например, тетрадь по музыке испещрена замечаниями педагога И.С. Милейковского: «Вообще очень способная, но страшно неряшливо играет» или «Страшно невнимательна - никакого серьезного отношения»3. 24 марта 1925 г. педагог написал, что на предстоящем 13 апреля экзамене по музыке Таля, «продолжая также неряшливо заниматься», может получить отметку гораздо ниже той, какую могут дать ее способности.
Это, несомненно, повлияло на отношение Дудинской к предмету, что подтверждает выведенное для себя правило: «Стараться чаще играть. ... Относиться к урокам внимательно и серьезно»4. Уже в старших классах, где теорию музыки преподавал Д.Д. Шостакович, а класс рояля вела его сестра Мария Дмитриевна, ученица «Задания обоих учителей <...> выполняла весьма успешно»5.
По русскому языку педагоги оценивали ее успехи «хорошо», «очень хорошо» и «старательно». Правда, Дудинская вспоминала: «<...> в Харькове [я] училась в каком-то детском саду, где все начала наук проходили на французском языке, и во французском я чувствовала себя гораздо увереннее, чем в русском»6. Это опровергает ее сочинение 1925 г. «Моя улица», из которого мы приводим следующие строки. «Один из замечательных домов нашей улицы, находящийся на углу ул. Декабристов и Английского пр[оспекта]. Он в декадентском стиле; этот дом отличается своими наружными украшениями: живописью и лепкой. Местами он выложен изразцами, а окна -все разной величины, удлиненные, круглые, узкие, широкие, частью решетчатые, а наружные двери в подъездах очень массивные и высокие. Они имеют форму ворот у старинных башен. Наверху угла нарисована женская головка в натуральную величину»7. Такое детальное описание Дудинской одного из домов -свидетельство совершенным владением русским языком, внимательном отношении к окружающему миру, и, что немаловажно, ее прилежании.
Школьные тетради дают представление не только об успеваемости будущей прима-балерины Кировского театра. Школьные сочинения одиннадцатилетней Наталии Дудинской - это своего рода дневник, в котором отражены события, происходившие в Театральном училище и за его пределами. Сценическая практика учащихся (участие в оперных и балетных спектаклях) давала им навыки актерского мастерства и помогала преодолеть боязнь сцены. В 1923 году в одном из сочинений ученица пишет: «<...> наши мальчики Сабурдо и Алексеевский были
заняты в опере "Золотой петушок"8. Они там были пыжиками и арапчиками. В опере "Тангейзер"9 Монахов, Зубковский и Дмитриев были сатирами. Сегодня вечером у нас платный спектакль в маленьком театре. В черногорском марше заняты Миша Монахов и Коля Зубковский <...>»10.
В другом сочинении Н. Дудинская описывает торжественный вечер в школьном театре, посвященный 6-й годовщине Октябрьской революции. «<...> Мы собрались в школу к часу дня. Сначала была общая спевка. Потом нас повели в наш маленький театр. Наш инспектор Василий Николаевич Кораблев сказал нам речь, в которой объяснил значение этого праздника. Потом был большой дивертисмент. Танцевали самые разнообразные характерные танцы и несколько классических. Всем понравилась "Бабочка" и "Комическая полька", а мальчикам еще понравился индусский танец. Затем было угощение и танцы в двух залах. Было очень весело и не хотелось уходить»11.
Может показаться странным, что Таля Дудинская присутствовала на этих выступлениях только в качестве зрителя. Действительно, в школьных спектаклях и концертах, где по традиции выступали воспитанники училища, ее не занимали; не было у нее и сценической практики12. Биограф балерины Г.Д. Крем-шевская объясняла это тем, что педагоги вовремя не разглядели и недооценили растанцованность Дудинской. Сама же она вспоминала, что с начала учебы ей, привыкшей к успеху и вниманию зрителей13, пришлось столкнуться в училище с безразличием. «<...> мною не интересовались, до меня просто никому не было дела, и мне было ужасно скучно исполнять сухие упражнения»14.
В 1925 г. семиклассница Дудинская записала «для памяти» правила поведения на уроках. «На "танцевальных" всегда быть чисто одетой. Аккуратной. Немного (чтоб не видно) напудриться. Чтобы пахло духами. И хорошо выглядеть. <...> Очень стараться. Держать себя просто и "хорошо"»15.
На простых уроках: «Не опаздывать. Сидеть тихо. Но весело. Не разговаривать. Быть внимательной. Успевать перед уроком
просматривать заданное. Быть аккуратной, скромной и веселой. Хорошо сидеть, мило разговаривать и стараться»16.
На репетициях: «Хорошо выглядеть. Быть веселой. Т.е. не бесноваться, а улыбаться. <...> Всегда стараться. Хорошо танцевать. Быть внимательной. <...> Прическу на репетициях делать с бантом. Или (лучше) прическу с бантом <Здесь и далее подчеркивания сделаны Н. Дудинской. - И.В.>. Или заворачивать косу и оставлять бант. Быть аккуратной, внимательной»17.
В 1928 году произошло одно из главных событий в жизни Наталии Дудинской - она стала заниматься в классе Агриппины Яковлевны Вагановой. Вспоминая то время, артистка говорила: «Мне кажется, никогда я не работала с таким вниманием, напряжением, самоотдачей, как в тот первый год у Вагановой в классе»18.
В той самой школьной тетради, где ученица записала «правила» поведения на уроках, есть строки, относящиеся к занятиям у А.Я. Вагановой. Они заслуживают особого внимания. Зная за собой привычку опаздывать, Дудинская начинает со слов: «Выходить из дома обязательно четверть девятого, чтобы без четверти девять быть в школе. <...> До прихода Агр[иппины] Як[овлевны] немного размять ноги. Много не танцевать. <...> Все, что говорит Агр[иппина] Як[овлевна], слушать. Исполнять замечания. На уроке ни о чем, кроме танцев, не думать. Запоминать ее замечания, и свои, и чужие. Стараться очень»19.
В 1930-е годы еще продолжались дискуссии о дальнейшем развитии балета, и делались попытки модернизировать классику. К этому времени, по-видимому, относится сочинение Н. Дудинской «Характеристика и критика основных течений в современном балете. Как Вы представляете будущее балета и конкретно советский балет»20.
Анализируя «отанцованную акробатику», гротесковые танцы и другие новые течения в советском балете, ученица писала, что они ничего «не говорят ни уму, ни сердцу». Ловкость и смелость на уроках акробатической поддержки и физтренажа не помешали ей сказать о неприемлемости акробатики на сцене. Вместо «отанцованной акробатики» получается цирковой
танец, который «более подходит для арены, но никак не для академической сцены». Критике подверглись и гротесковые танцы на примере балета Д.Д. Шостаковича - В.И. Вайнонена «Золотой век». Пародия на «развращенный Запад, который должен был вызвать отвращение у зрителя», был так красиво преподнесен, что зритель, по мнению Дудинской, только и мечтает теперь, «как бы поехать туда, в эту красивую, заманчивую, богатую Европу».
Писала она и о том, что рабочему зрителю не нужно и не интересно смотреть «пропагандные советские пьесы» - ведь он проводит «целый день на заводе, пыльном и сером». Зритель должен отдыхать от повседневности, приблизившись «к миру красоты и вымысла. <...> Неужели шпагаты и мосты более понятны рабочему зрителю, чем красивый классический ба-лет?»21. Заканчивается сочинение призывом сохранить классику как основу, перестраиваясь и приближаясь к решению проблем сегодняшнего дня.
Безусловно, отношение Наталии Дудинской к современному балету и ее мнение о дальнейшем его развитии является отражением взглядов и убеждений Агриппины Яковлевны Вагановой.
К тридцатым годам относится еще одна школьная тетрадь (76 листов)22. Первая запись в ней сделана 15 сентября 1930 года и последняя - 20 ноября 1931. Здесь и расписания занятий, и конспекты по естествоведению, социологии и обществоведению, физике и математике. В этой же тетради внушительный список книг по западной литературе, который, вероятно, нужно было прочитать или уже был прочитан Дудинской: произведения Байрона, Гюго, Стендаля, Флобера, Бальзака, Мопассана, Гофмана, Гауптмана, Ибсена и других авторов. Лекции по истории театра, которые читал выдающийся театровед И.И. Соллер-тинский, ученица записывала с особой тщательностью. Большое внимание педагог уделял Московскому Художественному театру и, в частности, системе К.С. Станиславского. «<...> актер должен натренировать себя так, чтобы он мог запоминать свои чувства ... Нужно свое нутро натренировать, нужно
уметь им владеть»23. Эти строки, несомненно, пригодились Дудинской в будущей работе над сценическими образами.
Уроки пантомимы вел известный танцовщик и балетмейстер Л.С. Леонтьев, и старшеклассница Дудинская подробно записала, чем нужно руководствоваться при работе над ролью: «1. Социальное происхождение изображаемого образа (лица); 2. Положение в обществе; 3. Воспитание; 4. Политические убеждения; 5. Биологические признаки; 6. Возраст; 7. Темперамент; 8. Ситуация, т.е. отношение к окружающему; 9. Мимика внешняя и внутренняя, жест, походка; 10. Грим, костюм (его стиль или характер); 11. Источник, чем питается актер при выполнении задания»24.
Впрочем, один из эпизодов на уроках пантомимы свидетельствовал о том, что Н. Дудинской многое из того, что преподавал Леонтьев, было уже известно. Так, например, она одна из всего класса знала, как сыграть сцену сумасшествия Жизели, экспромтом предложенную педагогом. «Это были минуты пробуждения большого дарования, минуты озарения. И педагог, и ученицы - все понимали, что сдан какой-то негласный экзамен, перейден какой-то рубеж, сделано открытие, пусть нигде не зафиксированное, но значительное для всех, кто с ним соприкоснулся» - вспоминала Г.Д. Кремшевская25.
На одной из страниц Дудинская написала: «Разработать [образ] Тао-Хоа»26. Китайская танцовщица Тао-Хоа - героиня первого героико-революционного балета Р.М. Глиэра «Красный мак». Возможно, мечтая исполнить эту роль, будущая балерина очень серьезно к ней готовилась. Это подтверждают многочисленные выписки о вековых традициях китайского театра. Основное внимание здесь уделено женским ролям, которые исполняли актеры-мужчины: «<...> женщины вообще в театре не нужны. Мужчины, играя их, делают это интереснее, проявляя высочайшее искусство перевоплощения и мастерство. Надо видеть эти фантастические существа! (Воздушные походки, точно облако вплывает на сцену. Они никогда не остаются неподвижными, какой-то непрерывный "ход на месте", в по-
качиваниях и мягких подпрыгиваниях. Грация, красота и изящество). Талия осы, лицо, как цветок. За спиной плоский каскад черных волос спадает ниже колен. А руки! <...> Они тонки, гибки и предельно выразительны. <...> Традиция выработала для китайского актера походку, жест, мимику (голос, выражение глаз, речь)»27. О гриме, костюмах и головных уборах китайских артистов она пишет: « <...> это культ красоты и элегантности»28. Любопытно описание и человеческих качеств китайской женщины: «Она всегда покорна. Сила ее проявляется только в коварстве или хитрости»29.
Несомненно, выписки, сделанные Дудинской о китайском театре - красноречивое свидетельство вдумчивого и серьезного отношения к созданию сценического образа. К сожалению, партию Тао Хоа в балете «Красный мак» ей так и не пришлось исполнить30.
Однако вернемся к той самой школьной тетради, где отмечены и некоторые специальные предметы. Так, А.Я. Ваганова иногда просила в качестве домашнего задания письменно зафиксировать ту или иную комбинацию, пройденную на уроке классического танца. И Дудинская подробно записала «Adagio»: «Плие на правой ноге, левую в сторону и тур на левой ноге en dehors, остановиться на экартэ на левой ноге - назад (экартэ), перевести на аттитюд и упасть на правую ногу назад, левая впереди - на полу и потом упасть на препарасьон без остановки, на четвертую, вперед 2 тура на аттитюд en dedans, на левой ноге большое фуэте..» и так далее31.
Уроки акробатической поддержки вел артист балета и педагог П.А. Гусев. Вот некоторые из «поз», записанных Н. Дудинской: «I. На рыбке с плеча на плечо на вытянутых руках, руки обратные, с туром. 2. (Из "Райм[онды]"). Большой кабриоль наверху, перевернуться и за бедра, рыбка на вытянутых руках из "[Красного] мака". Кабриоль тоже на вытянутых. 3. Из "[Красного] мака" рыбка на вытянутых руках, только боком. Моя правая рука переплетена с его левой, а он правой рукой меня за правый бок. <...> 6. Он сидит по-турецки. В его правой
руке мои две ноги, а я двумя руками за его левую руку - на мосту. Сперва мой корпус на его голове, после поднимает на вытянутые руки, я на мосту»32.
В конце тетради Наталия Дудинская с 15 сентября 1930 г. по 22 ноября 1931 вела дневник33, в котором зафиксирован каждый день, проведенный в Ленинградском Хореографическом Техникуме и первые шаги на сцене театра. Но изучение этого документа - предмет отдельного исследования.
В начале июля 1931 г., отдыхая на Кавказе, недавняя выпускница написала в той же тетради: «Неужели я кончила школу? <...> Сейчас сижу в Манглисе, далеко-далеко от Ленинграда. Милый, любимый, далекий город! Как мне безумно хочется домой. Я за это лето столько видела нового, столько красот. Но ничто не сравню с морем. Боженька, неужели есть что-нибудь прекрасней? Это вдохновение? О, да! Я могла бы влить кусочки моря, т.е. чувства, которые оно вызывает во мне, в свои танцы»34.
Школьные тетради Наталии Дудинской 1923-1931 гг. - богатый источник не только для биографов прима-балерины Кировского театра. В этих документах отразились события школьной и театральной жизни тех лет, уроки и репетиции А.Я. Вагановой; наконец, это бесценное свидетельство отношения Дудинской к работе, которой она посвятила всю свою жизнь.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Архив Н.М. Дудинской и K.M. Сергеева (Ф. 1477) находится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Далее - Архив.
2 Дудинская Наталия Александровна (сценический псевдоним Тальори) (1877-1944), танцовщица, балетмейстер, педагог.
3 Дудинская Н.М. «Тетрадь для музыки». 1924-192S гг. // Архив. Оп. 2. Ед.хр. 122. Л. 3 об.
4 Дудинская Н.М. Школьная тетрадь для диктовок и упражнений по русскому языку. 192S г. В конце - Правила поведения в школе. 1928 г. // Архив. Оп. 2. Ед.хр. 116. Л. 31.
5 Кремшевская Г. Путь к театру // Наталия Дудинская: Жизнь в искусстве. Воспоминания, статьи. - СПб., 1999. - С. 114.
6 Наталия Дудинская: Жизнь в искусстве. Воспоминания, статьи. - СПб., 1999. - С. 18. Далее - Наталия Дудинская: Жизнь в искусстве.
7 Дудинская Н.М. «Тетрадь для сочинений». 192S г. // Архив. Оп. 2. Ед.хр. IIS (тетрадь 12). Л. 119.
8 «Золотой петушок» - опера-балет (по А.С. Пушкину). Композитор Н.А. Римский-Корсаков.
9 «Тангейзер» («Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге») - опера Р. Вагнера.
10 Дудинская Н.М. «Тетрадь для русского языка. 1923 г. Ноябрь» // Архив. Оп. 2. Ед.хр. 11S (тетрадь 2). Л. 1S.
11 Дудинская Н.М. «Тетрадь для русского языка». 1923 г. Октябрь-ноябрь // Архив. Оп. 2. Ед.хр. 11S (тетрадь 1). Л. 12-12 об.
12 Исключением было участие в концертах, которые организовывала Н.А. Дудинская за пределами училища. Об этом см.: Ваганова И.Б. «Балетный вечер под управлением Н.А. Дудинской-Тальори»: к истории сценического псевдонима Н.М. Дудинской // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. - СПб., 2006. - № 16. - С. 1S8-164.
13 Н. Дудинская училась в Балетной студии своей матери Н.А. Дудинской с семи лет, а в восемь уже участвовала в ее концертах и спектаклях. В 1923 г. одна из провинциальных газет опубликовала заметку о выступлении юной балерины: Пьеро. Талочка Тальори // Плуг и молот. - 1923. - S июня. - Театр и музыка.
14 Дудинская Н. Из автобиографии // Наталия Дудинская: Жизнь в искусстве. С. 18.
15 Дудинская Н.М. Школьная тетрадь для диктовок и упражнений по русскому языку. 192S г. В конце - Правила поведения в школе. 1928 г. // Архив. Оп. 2. Ед.хр. 116. Л. 31. Далее - Дудинская Н.М. Школьная тетрадь. 192S г.
16 Там же. Л. 31.
17 Дудинская Н.М. Школьная тетрадь. 192S г. Л. 30 об.
18 Наталия Дудинская. Из автобиографии // Наталия Дудинская: Жизнь в искусстве. С. 21.
19 Дудинская Н.М. Школьная тетрадь. 192S г. // Архив. Оп. 2. Ед.хр. 116. Л. 31.
20 Дудинская Н.М. «Характеристика и критика основных течений в современном балете. Как Вы представляете будущее балета и конкретно советский балет». Сочинение. [1930-1931 гг.] // Архив. Оп. 2. Ед.хр. 127. Л. 1-3.
21 Там же. Л. 3.
22 Дудинская Н.М. «Школьная тетрадь с записями уроков, заданий и конспектов по естествоведению, обществоведению, физике, истории театра, французскому языку, западной литературе и пр. предметам». 1S сент. 1930 -22 нояб. 1931 гг. // Архив. Оп. 2. Ед.хр. 124. Далее - Дудинская Н.М. «Школьная тетрадь с записями уроков».
23 Там же. Л. 10 об.
24 Там же. Л. 26-26 об.
25 Кремшевская Г. Наталия Дудинская. Л.;М., 1964. - С. 7.
26 Там же. Л. 26 об.
Имеется в виду балет Р.М. Глиэра «Красный мак». Балетмейстеры Ф.В. Лопухов, В.И. Пономарев, Л.С. Леонтьев. Премьера в Ленинградском государственном театре оперы и балета 20 января 1929 г.
27 Дудинская Н.М. «Школьная тетрадь с записями уроков» // Архив. Оп. 2. Ед.хр. 124. Л. 28 об.-29.
28 Там же. Л. 29 об.
29 Там же. Л. 30.
30 В 1929 году эту партию на сцене Академического театра оперы и балета танцевали Е.М. Люком, а затем Т.М. Вечеслова и О.Г. Иордан.
31 Там же. Л. 32.
32 Там же. Л. 18-18 об.
33 Там же. Л. 62-74.
34 Дудинская Н.М. Школьная тетрадь. 1930-1931 гг. Л. S4 об.-SS // Архив.
Abstract
N. М. Dudinskaya is a legend of Russian ballet. Lots of books and articles have been written so far on her. But the period of her study in the Theatrical ballet school in Petrograd is less researched. In this work, founded on the available documents and materials, the formation and evolution of the future prima-ballerina of the Kirov Theater are thoroughly analyzed.
Keywords
Dudinskaya N.M., Vaganova A.Y., ballet, Petrograd, Theatrical ballet school.