И.А. Пушкина
H.A. АНИСИМОВА: В НАЧАЛЕ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ
Среди имен великолепных танцовщиц 1930-40-х годов имя Нины Анисимовой было широко известно профессионалам и любителям балета Ленинграда. Исполнительница характерных партий на сцене Театра им. С.М. Кирова, она много выступала на эстраде с концертными номерами. На волне всеобщего интереса к народным танцам, и особенно испанским, Анисимова неподражаемо исполняла именно их. Каждое появление ее на сцене вызывало бурю эмоций у зрителей, потому как сама танцовщица всегда танцевала на пределе возможностей и темперамента, в высшей степени профессионально. Но у всего есть свое начало. Хорошую выучку и азы исполнительского мастерства она прошла в стенах Петроградского Театрального училища.
Нина Александровна Анисимова родилась в Санкт-Петербурге 14 января 1909 года в семье военнослужащего. До поступления в Театральное училище она с увлечением занималась танцами в студии Ю.Н. Миклоса1, где преподавали известные артисты и педагоги М.Ф. Романова, Е.П. Снеткова-Вечеслова, И.Н. Кусов, И.Ф. Кшесинский. С некоторыми из них она встретилась чуть позже в училище и на профессиональной сцене.
В 1920 году Нина Анисимова поступила2 в Театральное училище. Семья девочки жила в Старом Петергофе. Маленькой Нине ежедневно приходилось ездить в город и возвращаться домой после трудного напряженного дня учебы. Поэтому через год отец, Александр Иванович Анисимов, попросил принять дочь в интернат при училище3. Отныне величественное здание Росси на Театральной улице4 становится ее родным домом.
В те годы в младших классах уроки классического танца у девочек вела Зинаида Васильевна Фролова5, бывшая солистка Императорских театров. К началу двадцатых годов она представляла собой весьма колоритную фигуру. Одна из ее учениц оставила выразительный портрет первой учительницы. Это
была «крошечная старушка, завернутая в теплую накидку, в игривой меховой шапочке, приколотой к рыжеватому парику. Мелко семеня ножками в туфлях на высоких-высоких каблучках, [она] проявля[ла] живость во всех своих движениях. <...>. У нее было миловидное лицо с мелкими чертами, кукольные ручки, а ноги во время ходьбы она ставила в настоящую выворотную первую позицию»6, - писала о З.В. Фроловой Вера Кост-ровицкая. По воспоминаниям Ольги Иордан, одноклассницы Нины Анисимовой, преподавала Зинаида Васильевна по старинке: охоту к занятиям не отбила, но и дельных, конкретных замечаний ученицы от нее не слышали. Излюбленным выражением преподавательницы была фраза: «Грациозничайте, граци-озничайте, девочки!»7
Как это ни странно, но первый педагог Н. Анисимовой видела ее в будущем классической балериной. Об этом вспоминала О. Иордан: «Фролова считала ее блестящей классической танцовщицей и проделывала с ней такую штуку: перед всем классом ставила Анисимову в IV арабеск и восторгалась изгибом ее спины, ее классическими линиями. Для нас Анисимова была образцом классической танцовщицы»8. Как же ошибалась Зинаида Васильевна в определении амплуа своей ученицы!
Анисимова, как и большинство воспитанников училища, много танцевала и в школьных концертах, и в спектаклях ГАТОБа9 (так после революции стал называться Мариинский театр). Историк балета М.Х. Франгопуло10 считает, что «первое выступление Анисимовой состоялось на сцене Малого оперного театра в спектакле учеников Хореографического училища. Она исполнила партию мальчика в "Па-манто" в балете "Пахита"»11. Однако, сама Анисимова и в воспоминаниях12, и позже, в статье13, посвященной характерному танцу, упоминает другой спектакль.
Из ее записей узнаем, что весной 1922 года ученица второго класса Нина Анисимова впервые вышла на академическую сцену в шотландской «джиге» из дивертисмента первого акта балета «Сильфида». Подвела ли память Анисимову или Франгопуло была не точна? Вопрос остается открытым.
Судя по документам тех лет, воспитанница Анисимова была на хорошем счету. Преподаватели специальных дисциплин характеризовали ее как способную и прилежную ученицу. После З.В. Фроловой класс на некоторое время перешел к М.Ф. Романовой. Она вела средние классы и, оценивая способности, прилежание и успехи, ставила Анисимовой «удовлетворительно» по классическому танцу. Это в то время была не плохая оценка для ученицы. А по общеобразовательным предметам Нину Аниси-мову в одной сохранившейся характеристике за 1923/24 учебный год отмечали как «сообразительную»14.
В те годы семья Анисимовых жила материально трудно, а благодаря успехам Нины ее родители освобождались от оплаты учебы дочери. Но с 1923 года им все же назначили плату в 10 рублей15. Отец девочки, зная таланты и успехи своей дочери, практически сразу ходатайствовал об уменьшении ее до 5 рублей: «Дочь моя Нина находится в 3-ем классе по танцам у преподавательницы Вагановой и участием своим [как] в школьных спектаклях, так и в бывш[ем] Мариинском театре, приносит известную пользу»16. Из этого документа следует, что в том же 1923 году класс, в котором училась Нина, перешел к третьему педагогу по классике А.Я. Вагановой.
И все-таки не классический танец стал главным предметом для воспитанницы Анисимовой. Как вспоминала артистка, приход А.В. Ширяева17 на один из уроков А.Я. Вагановой был началом осознанного обучения характерному танцу и стремления к совершенству в нем. Александр Викторович, внимательно просмотрев урок, сразу определил Нину как способную именно к этому роду сценических танцев. Сам великолепный исполнитель характерных партий в театре, Ширяев с 1918 года разрабатывал и вел класс характерного танца в училище. Он обладал отличной памятью, много знал и помнил интересных детских постановок из старого репертуара и возобновлял их для своих воспитанников, так как руководил производственной практикой учащихся. Александр Викторович внимательно приглядывался к детям и практически не ошибался при выборе для них концер-
тных номеров. Зачастую он сам ставил танцы для своих учеников. Выступления Анисимовой на сцене школьного театра также привлекали его внимание недетским темпераментом и эмоциональностью. Известно, что в одном из школьных концертов особенно удачным был выход ученицы Н. Анисимовой в «Испанском танце» с учеником М. Шпалютиным, «вызвавшем дружное одобрение зрительного зала и педагогов школы»18. Постановщиком «Испанского» был А.В. Ширяев.
Итак, Н. Анисимова, продолжая учиться классическому танцу под руководством А.Я. Вагановой, одновременно начинала постигать науку характерного танца у А.В. Ширяева. Увлечение и способности к одному виду танцевальной пластики не отменяли необходимости обучения классике, и девочка продолжала усердно заниматься ею. Ваганова же, как истинный учитель, «одобрила мои занятия характерным танцем и всячески помогала мне. <...>. Она знала какие-то самые сокровенные тайны, поэтому могла советовать ученикам много полезного. Со мной она занималась специально, дополнительно, после уроков, проходя движения характерного танца. Эти занятия были наиболее интенсивны, когда в училище ставили отрывки из балета «Баядерка», в котором я танцевала индусский танец»19.
В выпускной год Нину занимали во всех школьных спектаклях, и регулярно она удостаивалась похвалы. На её танцевальные успехи откликнулся обозреватель журнала «Рабочий и театр» в январском номере за 1926 год: «В центре второго спектакля [«Коппелия»] была Анисимова - превосходная характерная танцовщица. Испанский танец, поставленный Ширяевым в вихревом темпе - был проведен Анисимовой с большим увлечением и темпераментом. В лице Анисимовой балет приобретает ценную танцовщицу на характерные роли»20. Следующая статья появилась в марте, и выпускницу персонально отметили ещё раз: «В программе вечера - «Привал кавалерии» с воспитанницами Анисимовой и Вечесловой в главных ролях. <...>. Анисимова, кончающая в этом году, лишний раз убедила в том, что наша Академическая сцена приобретает в ней полную
огня, темпераментную, четко-выразительную, не жеманную, чувствующую современность, артистку»21. Она действительно привлекала к себе внимание искренностью танцевальных переживаний и профессионально чутким исполнением. Как видно из отзывов, критики выделяли Н. Анисимову и прочили ей карьеру незаурядной характерной танцовщицы.
Весной 1926 года училище окончили 16 воспитанников. Театральный обозреватель Ю. Бродерсен22 писал, что выпуск того года был «далеко не бесцветен»23. Кроме нашей героини, надо упомянуть ещё пятерых её одноклассников: О. Иордан, А. Ермолаева, Р. Захарова, Л. Якобсона и Н. Сахновскую. Силами учащихся был представлен балет «Талисман».
«Выбор «Талисмана» для программы традиционного экзаменационного спектакля Балетного училища следует, несомненно, одобрить: по обилию сольных и кордебалетных танцев «Талисман» - превосходный материал для демонстрирования качества и успешности обучения»24, - отмечал Ю. Бродерсен.
В спектакле Анисимова исполнила полухарактерную партию ткачихи Нерильи. Критик с явным удовлетворением описывал исполнение ею этой роли. Выпускница танцевала «с большим подъемом и темпераментом. Лицо оживлено огнем увлекательной веселости. Жест широкий и смелый, забирающий воздух с силой и стремительностью»25. Театральный обозреватель был убежден, что юная артистка будет «весьма ценна для академической труппы»26. И.И. Соллертинский, известнейший балетный и музыкальный критик, также не обошел вниманием выпуск 1926 года. В частности, о молодой танцовщице он писал: «В нервном, заостренном танце Анисимовой угадывается созревшая артистическая индивидуальность, более близкая эпо-хе»27. Даже один такой отзыв давал повод надеяться быть принятой в труппу Академического Театра оперы и балета.
Школа была закончена и впереди, как казалось недавним выпускникам, их ждало безоблачное будущее, но жизнь вне стен училища была гораздо сложнее..
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Миклос Юрий Николаевич - барон, балетоман, организовавший в 1917 году частную балетную школу, которая помещалась на ул. Гагаринской, в бывшем особняке княгини Е.М. Юрьевской.
2 Личное дело воспитанницы Нины Анисимовой // СПб Российский Государственный Архив Литературы и Искусства. Ф. 259. Оп. 2. Ед. хр. 130. Л. 1. -Далее: СПб РГАЛИ.
3 Личное дело воспитанницы Нины Анисимовой // СПб РГАЛИ. Ф. 259. Оп. 2. Ед. хр. 130. - Л. 3.
4 Театральная улица в 1923 году была переименована в улицу зодчего Росси.
5 Фролова Зинаида Васильевна (1859-?) - артистка Мариинского театра, педагог.
6 Костровицкая В. Начало советской школы классического танца // Мастера балета - самодеятельности. Вып. 2. - М.: Искусство, 1978. - С. 16.
7 Костровицкая В. Начало советской школы классического танца // Мастера балета - самодеятельности. Вып. 2. - М.: Искусство, 1978. - С. 16.
8 Иордан О. Творческие высказывания и воспоминания молодых мастеров балета // Лен. Отделение Всероссийского Театрального Общества. ? г. - С. 6.- Далее: Санкт-Петербургское Отделение Союза Театральных Деятелей (СПбО СТД).
9 Государственный академический театр оперы и балета.
10 Франгопуло Мария-Мариэтта Харлампиевна (1901-1979) - артистка, педагог, балетовед. Автор литературных портретов мастеров хореографии.
11 Франгопуло М.Х. Н.А. Анисимова. - Л., 1951. - С. 6.
12 Засл. арт. РСФСР Н.А. Анисимова. Биобиблиографические материалы // СПбО СТД. Кабинет театроведения. Инв. № 907-м. Л. 3.
13 Анисимова Н.А. И характерный танец необходим! // Мастера балета -самодеятельности. - Вып. 1. - М., 1973. - С. 40.
14 Характеристики учащихся // СПб РГАЛИ. Ф. 259. Оп. 1. Ед. хр. 102. Л. 1 об.
15 Цитируемое далее ходатайство об уменьшении платы не имеет точной даты. Из текста можно заключить, что это 1922-23 учебный год - время НЭПа. В тексте автор (А.И. Анисимов - отец Н. Анисимовой) не указывает, товарные или золотые эти 10 рублей. Удалось выяснить, что средняя зарплата работников театра в сентябре 1922 г. составляла 30 рублей (Вестник работников искусств за 1923 г., №№ 7-8). А.И. Анисимов заведовал учебной частью командных курсов Красной Армии, т.е. его зарплата не могла быть выше 30-40 руб./ мес., семья находилась в тяжелом материальном положении. Поэтому естественно, что А.И. Анисимов ходатайствует об уменьшении платы.
16 Личное дело воспитанницы Нины Анисимовой // СПб РГАЛИ. Ф. 259. Оп. 2. Ед. хр. 130. Л. 8 об.
17 Ширяев Александр Викторович (1867 - 1941) - артист, педагог, балетмейстер. С 1918 года вел класс характерного танца в училище. Написал совместно с А.В. Лопуховым и А.И. Бочаровым книгу «Основы характерного танца» (1939).
18 Франгопуло М.Х. Н.А. Анисимова. - Л., 1951. - С. 6.
19 Анисимова Н.А. И характерный танец необходим! // Мастера балета -самодеятельности. Вып. 1. - М., 1973. - С. 42.
20 Юрьев Б. «Ручей» и «Коппелия» // Рабочий и театр. 1926, 12 янв. -№ 2. - С. 11.
21 С.К. Талантливая ак-балетная смена // Рабочий и театр. 1926, 2 марта. -№ 9. - С. 13.
22 Бродерсен Ю.Г.(? - 1942) - театральный критик.
23 Бродерсен Ю. Свежие силы в балете // Рабочий и театр. 1926, 11 мая. -№ 19. - С. 12-13.
24 Там же.
25 Там же.
26 Там же.
27 Соллертинский И. «Талисман» (Выпускной спектакль Академического Балетного училища) // СПбО СТД. Кабинет театроведения. Инв. № 907-м. Л. 19.
И.Б. Ваганова
ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР Н.М. ДУДИНСКОЙ НА СЦЕНЕ ЮСУПОВСКОГО ДВОРЦА ЛЕТОМ 1943 ГОДА
Во время Великой отечественной войны Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова был эвакуирован в Молотов (ныне Пермь). Артисты ездили с концертами и спектаклями в Свердловск, Челябинск и другие города. Во время гастролей в Москве летом 1943 года Наталия Дудинская, Фея Балабина и Константин Сергеев выступили с большим успехом в Концертном зале им. П.И. Чайковского и в филиале Большого театра. Тогда же им представилась возможность поехать в родной Ленинград, где они дали два концерта в Большом зале Ленинградской филармонии 9 и 11 августа 1943 года. Открывали вечер Н. Дудинская и К. Сергеев: артисты исполнили адажио из балета «Щелкунчик», продемонстрировав, по словам рецензента, «строгую четкость формы, исключительный по своему благородству рисунок, музыкальность, и вместе с тем поразительную виртуозность»1.
«Приглашение к танцу» К.М. Вебера и па-де-де из балета «Корсар» танцевали Ф. Балабина и К. Сергеев. В статье, посвященной выступлениям артистов, отмечалось, что «мастерство их выросло и шагнуло далеко вперед». Фея Балабина исполнила также танец Нунэ из нового балета «Гаянэ» на музыку А.И. Хачату-ряна2. В испанской «Кордове» И. Альбениса Наталия Дудинская показала «безукоризненный по своей чистоте образец классического танца»3. Завершал программу дуэт Дудинской и Сергеева «Жар-птица и Иван-Царевич» на музыку А.Н. Скрябина.
Много лет спустя Н.М. Дудинская вспоминала: «Когда мы вышли на сцену - а зал был набит битком, - то все зрители, от первых рядов партера до хоров, поднялись в едином порыве и устроили нам овацию. Это так потрясло меня, что я разревелась. Так, со слезами, и танцевала . потом нам долго и восторженно аплодировали, протягивали трогательные букеты
полевых васильков и ромашек. .. .А позднее узнали мы о том, что люди настолько хотели попасть на наше выступление, что билеты выменивали на хлеб»4.
Действительно, желающих попасть на концерт было гораздо больше, чем смог вместить Большой зал Ленинградской Филармонии. Об этом написала, обращаясь к артистам, Директор Областного Дома учителя Надежда Николаевна Локтева. «Глубокоуважаемые Наталия Михайловна, Фея Ивановна и Константин Михайлович! Дайте согласие выступить в Областном Доме учителя (бывш. Юсуповский дворец, Мойка, 94). Ведь не все имели счастье видеть вас в Филармонии. Простите мою дерзость и смелость, но я выполняю наказ нашей интеллигенции, которая жаждет вас видеть. Люди устали от оборонных работ, погрузки дров, торфа, с[ельско]-х[озяйственных] работ, лагерей и трудностей пережитого. Дайте немножко красоты в нашу суровую жизнь. Мы не найдем Вам слов благодарности. Пусть это будет хоть одно отделение, что сможете. Легковая машина будет к вашим услугам. Ждем вашего ответа с замиранием сердца, даже наш главный повар Василий Михайлович Ильин, который жаждет вас видеть и угостить своим мастерством. <...>. Обо всем договориться приедем немедленно при наличии согласия»5.
Состоялось выступление артистов в Областном Доме учителя или нет, до недавнего времени было не известно. Однако найденное в архиве Н.М. Дудинской и К.М. Сергеева письмо той самой Надежды Николаевны Локтевой от 9 августа 1992 года проливает свет на эту историю. Спустя почти шестьдесят лет после описываемых событий она, поздравляя Наталию Михайловну с 80-летием, сообщила, что в 1982 году журнал «Нева» опубликовал ее воспоминания о работе Областного Дома учителя в годы блокады. «Я написала не только о трудностях спасения и восстановления (Юсуповского. - И.В.) дворца, но и о радостных встречах с мастерами искусств. Статью мою, конечно, сократили и не все встречи осветили, но Ваше выступление дано дословно. Мне потом всегда казалось, что мы тогда не
сумели Вас достойно поблагодарить, и я потом думала, если в Ваши руки даже через 10 лет попадет ж[урнал] «Нева» № 3 за 1982 год, то поймете и примете нашу признательную благодарность!»6.
Свои воспоминания Надежда Николаевна Локтева назвала «Увижу сей дворец...». В начале 1943 года молодой учительнице русского языка и литературы Областной Комитет профсоюза работников начальной средней школы поручил принять пост директора законсервированного Областного Дома учителя. Рассказывая о работе по восстановлению дворца, Н.Н. Локтева писала о трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться после того, как из него был эвакуирован госпиталь и людях, возрождавших это уникальное здание. После открытия библиотеки предстояло привести в порядок концертный зал для литературных и музыкальных вечеров. Наконец, и это чудо свершилось. В день открытия Юсуповского дворца выступали артисты Большого драматического театра. Кроме зрителей, купивших билеты, пришли самые почетные гости - «ходячие» раненые из соседнего госпиталя. Концерт прошел блестяще, воздушная тревога, которая могла бы его прервать, началась тогда, когда артисты и зрители уже разошлись по домам..
Вскоре стало известно о приезде в Ленинград Наталии Дудинской и Константина Сергеева7. Побывав «по счастливой случайности» на одном из выступлений артистов в Филармонии, Н.Н. Локтева рискнула попросить их выступить в Доме учителя. K.M. Сергеев, «по весьма уважительной причине», отказался, Н.М. Дудинская согласилась, спросив только: «Как же я буду танцевать без партнера?»8 Тогда решили дать программу из сольных номеров.
«Творческий вечер Н.М. Дудинской», как гласила неброская афиша, состоялся в переполненном Концертном зале. Места были оставлены лишь для выздоравливающих раненых. Наталия Дудинская «танцевала с истинным вдохновением и показала все лучшее из своего сольного репертуара, от классических вариаций из русских балетов до пламенного испанского танца
«Кордова» Альбениса»9. Все присутствовавшие на концерте хотели хоть как-то выразить балерине свою признательность: были машина и цветы, даже раскатали хранившуюся «за семью печатями» розовую ковровую дорожку, которую проложили от машины до артистической комнаты. А тот самый шеф-повар Василий Михайлович Ильин действительно угостил Наталию Дудинскую после концерта, что в то время было крайне трудно.
Этот вечер Надежда Николаевна Локтева назвала значительным событием в жизни Дома учителя. Думается, он стал таковым и для самой Наталии Михайловны Дудинской, вписавшей своим выступлением еще одну страницу в военную историю Ленинграда.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Рудник Л. Концерт Н. Дудинской, Ф. Балабиной и К. Сергеева // Ленинградская правда. - 1943. - 11 авг. - Далее: Концерт Н. Дудинской.
2 Премьера балета «Гаянэ» в постановке Н.А. Анисимовой состоялась 9 декабря 1942 г. в Молотове.
3 Концерт Н. Дудинской // Ленинградская правда. - 1943. - 11 авг.
4 Дудинская Н.М. Блокадное pas de deux / записала Т. Сатыр // Вечерний Петербург. - 2000. - 27 янв.
5 Локтева Н.Н. Письмо Н.М. Дудинской, Ф.И. Балабиной и К.М. Сергееву. -13 авг. 1943 г. // ОР РНБ. Ф. 1477 (Н.М. Дудинская и К.М. Сергеев). - Далее: Архив.
6 Локтева Н.Н. Письмо Н.М. Дудинской. - 9 авг. 1992 г. // Архив.
7 О приехавшей в Ленинград Ф.И. Балабиной в воспоминаниях Н.Н. Локтевой не говорится.
8 Локтева Н. «Увижу сей дворец...» // Нева. - 1982. - № 3. - С. 188.
9 Там же.