УДК 796.011.3
ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО
Николай Николаевич Герега, аспирант, Олег Николаевич Кизаев, аспирант, Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
Аннотация
В статье поднимаются проблемы, которые в настоящее время, в связи с введением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, имеют актуальное значение. Проведенное методом анкетирования исследование среди студентов 1-3 курсов по направлению подготовки ФГОС ВО 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) позволило выявить отношение и мотивацию занимающихся к их физическому самосовершенствованию, а так же подготовке и добровольном участии в сдаче нормативов комплекса ГТО. Для популяризации комплекса ГТО среди студентов выявлены меры по моральному и материальному поощрению тех обучающихся, кто выполнил в период учебы нормы ГТО на соответствующий значок.
Ключевые слова: студенты, отношения к здоровому образу жизни, мотивы.
ATTITUDE OF STUDENTS TO STICKING TO A HEALTHY LIFESTYLE AND PASSING THE STANDARDS OF THE "READY FOR LABOR AND DEFENSE"
COMPLEX
Nikolai Nikolaevich Gerega, the post-graduate student, Oleg Nikolaevich Kizaev, the post-graduate student, Nikolai Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogic sciences, professor, Aleksey Valerievich Fursov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Surgut State Pedagogical University, Surgut
Annotation
The article raises the problems, which currently in connection with the introduction all-Russia physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD) are relevant. The study conducted with the method of questioning among the students of the 1-3 courses in the field of FSES HE 44.03.01 Pedagogical education (Bachelor's level) allowed revealing the attitude and motivation of those engaged to their physical self-improvement as well as training and voluntary participation in the delivery of the standards of the RLD. For the popularization of the RLD complex among the students the measures have been outlined relevant to the moral and material encouragement of those students who fulfilled the RLD standards during the study period to the corresponding badge.
Keywords: students, attitude to healthy lifestyle, motives.
ВВЕДЕНИЕ
Ступени комплекса ГТО содержат нормативы, которые выявляют степень развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости). Дополнительно включены и требования, определяющие уровень овладения прикладными навыками (плавание, бег на лыжах, стрельба, метание и т. д.). И только хорошая физическая форма позволяет сдать контрольные тесты и нормативы ГТО [4]. Огромное значение в решении указанного аспекта деятельности возлагается на мотивацию [1, 2, 3]. Именно мотивация является началом активного, серьезного, позитивного отношения к ведению здорового образа жизни и выполнению нормативов Комплекса ГТО.
Целью исследования являлось выявить у студентов мотивацию к ведению здорового образа жизни и выполнению нормативов Комплекса ГТО.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Базой исследования явился Сургутский государственный педагогический университет. В социологическом опросе (анкетирование) участвовала группа респондентов из числа студентов по направлению подготовки ФГОС ВО 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Всего в исследовании приняли участие 235 человек. В предложенной респондентам анкете обозначены вопросы мотивации к ведению здорового образа жизни и выполнению нормативов Комплекса ГТО. Для проведения социологического анализа применялся диагностический инструментарий, представляющий собой автономную версию электронной анкеты, разработанной Министерством спорта Российской Федерации в рамках социологического исследования - опроса населения относительно развития физической культуры и спорта и внедрения комплекса ГТО.
Каждому студенту необходимо было на сайте: https://docs.google.com/ forms/d/e/1FAIpQLSd8IyLTYYMs0eVJ1qGodOmtrlKZND7PYm_1OBODUVFvg6-LQ/ viewform?usp=sf_link ответить на вопросы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На вопрос: «Как Вы считаете, изменилось ли Ваше здоровье за прошедший год?» получены ответы: 20,4% - значительно улучшилось, 28,5% - немного улучшилось; 30,2% - не изменилось; 18,7% - немного ухудшилось,2,1% - считают, что значительно ухудшилось.
На вопрос: «Как часто Вы занимаетесь физической культурой самостоятельно?» студенты дали, следующие ответы: 8,2% - каждый день; 21% - 3-4 раза в неделю; 35% -
1-2 раза в неделю; 17% - 1-3 раза в месяц; 18,8% отметили, что не занимаются самостоятельно.
На вопрос: «Посещали ли Вы тренажерные залы или фитнес-клубы в последние 6 месяцев и как часто?» получены следующие ответы: 3,8% - да, каждый день; 29,8% - да,
2-3 раза в неделю; 16,2% - да, 1-2 раза в месяц или реже; 44,3% -нет; 6% студентов - затруднились ответить.
На вопрос о вредных привычках «Курите ли Вы и как часто в последние 6 месяцев?» студенты дали следующие ответы: 17% - да, каждый день; 4,7% -да, 2-3 раза в неделю; необходимо отметить, что 77,3% ответили - нет и 1,3% затруднились ответить.
На вопрос: «Употребляли ли Вы спиртные напитки (включая пиво) в последние 6 месяцев и как часто?» получены следующие ответы: 4,3% - 2-3 раза в неделю; 49,8% -да, 1-2 раза в месяц или реже; 45,1% - нет; 0,9% затруднились ответить.
На вопрос «Есть ли у Вас хроническое заболевание?» были получены ответы: 21,7% - да; 73,2% - нет; 5,1% - затруднились ответить.
О соблюдении режима питания студентами были получены следующие ответы: 22,6 - да, 51,1% -нет, 26,4% - не уверены.
На вопрос «Как часто в последние 6 месяцев Вы питались в предприятиях быстрого питания» получены следующие ответы студентов»: 19,6% - 2-3 раза в неделю; 70,6% -1-2 раза в месяц; 8,2% - ни разу.
О ведении здорового образа жизни были получены следующие ответы: 35,7% - да; 48,9% - нет; 15,3% - затруднялись ответить.
На вопрос о выявлении утверждения о здоровом образе жизни, в котором необходимо было выбрать следующие ответы: 1) позволяет чувствовать себя лучше; 2) делает меня внешне более привлекательным; 3) соблюдение принципов ЗОЖ делает меня лучше других; 4) соблюдение принципов ЗОЖ делает меня физически сильнее.
В вопросе, где необходимо было оценить фразу по пятибалльной шкале «Я веду здоровый образ жизни» ответы по значимости были таковы: 1) чтобы лучше себя чувствовать и меньше уставать; 2) чтобы быть более привлекательным (-ной); 3) для профилактики заболеваний; 4) чтобы выполнить испытания ГТО; 5) потому что так делают мои
друзья; 6) потому что так делает семья; 7) потому что это модно; 8) потому что так делают звезды и знаменитости; 9) потому что это необходимо для моей работы.
На вопрос: «Известно ли Вам о развитии современного комплекса ГТО?» получены были ответы: 78,7% - да, 21,3% - нет.
На вопрос «Известны ли Вам нормативы ГТО для Вашей возрастной группы» были получены следующие ответы: 80,4%—да и 19,6% - нет.
На вопрос: «Хотели бы Вы попробовать выполнить нормативы ГТО?» 43% ответили да; 37,4% - нет; 19,6% затруднились ответить.
Согласно полученным нами результатам все респонденты осведомлены о том, что такое комплекс ГТО. По нашему мнению, такая высокая осведомленность уже позволяет говорить об актуальности возрождения данного физкультурного комплекса.
На вопрос «Оцените фразу по пятибалльной шкале (1 - абсолютно не согласен, 2 -скорее не согласен, 3 - точно не знаю, 4 - скорее согласен, 5 - абсолютно согласен) «Я хотел бы попробовать выполнить испытания ГТО...»: ответы по значимости были таковы: 1) чтобы узнать возможности своего организма; 2) чтобы провести время вместе с друзьями и знакомыми, 3) чтобы получить почетную грамоту; 4) чтобы моей семье объявили благодарность; 5) чтобы поучаствовать в фестивале ГТО и познакомиться с новыми людьми; 6) чтобы получить льготный абонемент в фитнесс-клуб (тренажерный зал); 7) чтобы получить денежное вознаграждение за знак; 8) чтобы получить знак из рук знаменитости; 9) чтобы оказаться на доске почета своей организации (учебного заведения), 10) потому что мои старшие родственники имеют знаки ГТО.
ВЫВОДЫ
В результате опроса было выявлено желание студентов соревноваться, сдачу норм ГТО нужно проводить в форме фестивалей, спортивных праздников, с привлечением студенческой самодеятельности и выступлениями спортсменов. Необходимо ответить тот факт, что подавляющее большинство студентов отметило эстетическую составляющую, а именно желание улучшить свою фигуру и хорошо выглядеть, как самый сильно выраженный мотив к занятиям физической культурой, в том числе участие в выполнение нормативов комплекса ГТО. Ведущие мотивы студенток по направлению подготовки ФГОС ВО 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) являются эстетическая, оздоровительная и развлекательная.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова, Н.Л. Отношение студентов к внедрению комплекса ГТО в образовательный процесс Тюменского индустриального института / Н.Л. Иванова, Н.И. Синявский, A.B. Фурсов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 85-89.
2. Медведкова, Н.И. Социологический опрос женщин о выявлении отношения к здоровью и выполнению нормативов комплекса ГТО / Н.И. Медведкова, В.Д. Медведков, Т.В. Зотова // Здоровье и образование в XXI веке. - 2017. - Т. 19. - № 3. - С. 43-46.
3. Отношение будущих педагогов к внедрению комплекса ГТО в вузе / H.H. Герега, О.Н. Кизаев, Н.И. Синявский, A.B. Фурсов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 6. - С. 66-68.
4. Ревенко, Е.М. Индивидуальные особенности возрастного развития и мотивация к реализации двигательной активности студентов / Е.М. Ревенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 205-211.
REFERENCES
1. Ivanova, N.L., Sinyavskiy, N.I. and Fursov, A.V. (2017), "Attitude of future oil and gas engineers to the introduction of Ready for labor and defense complex in the educational process of Tyumen Industrial University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp.85-89.
2. Medvedkova, N.I., Medvedkov, V.D. and Zotova, T.V. (2017), "Sociological survey of women with the aim of identification of attitudes towards health and mastering the standards of the RLD",
Electronic scientific and education bulletin Health and education in XXI century, Vol. 19, No. 3. pp. 4346.
3. Gerega, N.N., Kizayev, O.N., Sinyavskiy, N.I. and Fursov, A.V. (2016), "The relation of future teachers to introduction of the GTO complex in higher education institution", Physical culture: education, education, training, No. 6, pp 66-68.
4. Revenko, E.M. (2017), "Individual characteristics of age-specific development of the students and their motivation for doing motor activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 205-211.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.06.2017
УДК 796.011.3
ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Ирина Николаевна Гернет, кандидат медицинских наук, Николай Владимирович Оляшев, кандидат педагогических наук, Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва, Ольга Александровна Голубина, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Петровна Лебедева, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Виестурович Цинис, кандидат педагогических наук,
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (ФГАОУВО «САФУ»), г. Архангельск
Аннотация
В статье представлены результаты сравнительного анализа особенностей принятия решений у студентов, занимающихся только физической культурой в рамках учебного процесса и студентов, занимающихся спортом помимо основных занятий физкультурой. В данном исследовании под спортом понимается физкультурно-оздоровительная деятельность. Выявлено, что после занятий спортом студенты оценивают себя как более деятельных и независимых, в том числе и в процессе принятия решений. Студенты, занимающиеся спортом склонны к более продуктивному принятию решений, в большей степени готовы к условиям неопределенности и гибкости, чем студенты, занимающиеся только физической культурой. Такие неэффективные стратегии в процессе принятия решения как избегание, прокрастинация выражены слабо у студентов, занимающихся спортом.
Ключевые слова: студенты, принятие решений, физическая культура.
FEATURES OF DECISIONS MAKING AMONG STUDENTS ENGAGED IN
RECREATIONAL ACTIVITIES Irina Nikolaevna Gernet, the candidate of medical sciences, Nicolay Vladimirovich Olyashev, the candidate of pedagogical sciences, RUDN University, Moscow, Olga Aleksandrovna Golubina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Petrovna Lebedeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Aleksey Viesturovich Tsinis, the candidate of pedagogical sciences, Northern (Arctic) Federal University, Arkhangelsk
Annotation
The results of comparative analysis of the decision-making peculiarities among the students engaged in doing sport only under compulsory programs in frame of the curriculum are presented in this article. In this research the concept of sport is defined as recreational activities. It was revealed that students doing sport perceive themselves as more active, independent and effective in making decisions, more nimble and ready for uncertain environment. The students doing only the compulsory exercises in frame of the curriculum two times a week are less tend to give positive self-esteem. Such ineffective strategies for mak-