DOI 10.14526/02_2018_324 УДК 796.015:004.4
СТУДЕНТЫ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ И ВЫПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО
Фурсов А.В.1, Синявский Н.И.1, Безноско Н.Н.1, Герега Н.Н.1
1 Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Россия, г. Сургут, physical_science@surgpu.ru
Аннотация. ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) представляет государственный стандарт физической подготовленности учащейся молодежи и является одним из мощных механизмов формирования мотивации к ведению здорового образа жизни. Материалы. В данной работе представлены результаты социологического опроса 235 студенток по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, определяющего мотивацию к ведению здорового образа жизни и выполнению государственных требований комплекса ГТО. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, анкетирование, измерение испытаний нормативов комплекса ГТО студентов на основе испытаний комплекса ГТО VI ступени с использованием разработанной онлайн-технологии www.rosinwebc.ru, расчет знаков отличия, сравнительный анализ, методы математической статистики. Результаты. В результате социологического исследования было выявлено желание студентов принять участие в выполнении нормативов комплекса ГТО. Выявлено, что выполнение нормативов комплекса ГТО нужно проводить в форме фестивалей, спортивных праздников, с привлечением студенческой самодеятельности и выступлениями знаменитых спортсменов. Полученные результаты статистических данных 235 студенток свидетельствуют, что готовы справиться с государственными требованиями комплекса ГТО лишь 4,8% - на «золото», 7,3% - на «серебро» ,16,8% - на «бронзу» не готовы - 71,2%. Вместе с тем анализ полученных статистических данных показал, что достаточно большой процент студенток могли бы справиться с государственными требованиями комплекса ГТО, но не могут справиться с одним или двумя испытаниями, что не позволяет им в настоящее время выполнить норматив на искомый знак отличия ГТО. Заключение. В результате проведённого исследования было выявлено, что наиболее выраженный мотив у студенток к занятиям физической культурой - желание улучшить свою фигуру и хорошо выглядеть.
Ключевые слова: студенты, отношения к ВФСК ГТО, формирование здорового образа жизни, государственные требования VI ступени.
Для цитирования: Фурсов А.В., Синявский НИ., Безноско Н.Н., Герега Н.Н. Студенты и их отношение к здоровому образу жизни и выполнению государственных требований комплекса ГТО. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(2): 181-189. DOI 10.14526/02_2018_324
STUDENTS AND THEIR ATTITUDE TO A HEALTHY LIFE STYLE AND STATE DEMANDS OF RLD COMPLEX FULFILLMENT
Fursov A.V.1, Sinyavskiy N.I.1, Beznosko N.N.1, Gerega N. N.1
1Budgetary establishment of higher education of Khanty-Mansiysk Autonomous Region- Yugra
"Surgut State Pedagogical University", Russia, Surgut, physical_science@surgpu.ru
Annotation. All-Russian physical culture-sports complex "Ready for Labor and Defense " (RLD) presents state standard of students' physical readiness and is one of the most powerful mechanisms of motivation formation for a healthy life style. Materials. The work presents the results of sociological survey among 235female students in direction 44.03.01 Pedagogical education, which conditions motivation to lead a healthy life style and fulfill state demands of RLD complex. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, questionnaire survey, normatives tests estimation of RLD complex among students on the basis of RLD complex tests of the VIth stage using created online-technology www.rosinwebc.ru, merit badges calculation, comparative analysis, methods of mathematical statistics. Results. As a result of sociological research, the desire of students to take part in RLD complex normatives fulfillment was revealed. It was stated that RLD complex normatives fulfillment should be held in a form of festivals, sports holidays, involving student's amateur activities and performances offamous sportsmen. Statistical results of235female students showed the following: 4,8% of the respondents are ready to cope with RLD complex normatives receiving "gold", 7,3% respondents receiving "silver", 16,8% -receiving "bronze", 71,2% of respondents are not ready. At the same time, the received statistical data analysis showed that a great percentage of female students are able to cope with state demands of RLD complex, but can't cope with one or two tests, which prevents them from fulfilling the normative in order to get RLD merit badges. Conclusion. As a result of the held research it was revealed that the strongest motive among female students for physical culture lessons was the desire to improve own body shape and look nice.
Keywords: students, attitude to All-Russian physical culture-sports complex "Ready for Labor and Defense " (RLD), healthy life style formation, state demands of the VIth stage. For citations: Fursov A.V., Sinyavskiy N.I., Beznosko N.N., Gerega N. N. Students and their attitude to a healthy life style and state demands of RLD complex fulfillment. The Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Phycological and Medico-Biological Problems of Physical Culture andSports).2018; 13(2): 181-189. DOI 10.14526/02_2018_324
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Российской Федерации принят ряд мер, направленных на совершенствование системы физического воспитания, которые учитывают здоровье населения и развитие человеческого потенциала. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО, прежде всего, направлен на пропаганду регулярных занятий физической культурой и спортом как одного из составляющих здорового образа жизни, а также призван решить проблему недостаточного привлечения участников образовательного процесса к участию в выполнении нормативов.
Занятия физической культурой стали общественно одобряемой формой активности человека в социуме, что позволяет влиять на личную мотивацию и формирование потребностей мотивирующего характера каждого занимающегося, стимулируя и побуждая его к освоению своего многоуровневого потенциала в области физического самосовершенствования [3].
Проведенные исследования подтверждают, что только хорошая физическая форма позволяет выполнить виды испытания (тесты) комплекса ГТО [4,5]. Огромное значение в решении указанного аспекта деятельности возлагается на мотивацию участников комплекса ГТО [1,2,6,7]. Создание должной мотивации на здоровый образ жизни позволяет эффективно управлять опосредованной деятельностью студенческой молодежи, повышает их активность и самостоятельность, ответственность и дисциплинированность в процессе овладения умениями и навыками, направленными на выполнение государственных требований комплекса ГТО и дает положительные предпосылки изменения образовательного процесса в вузе [8,9]. Необходимо отметить, что именно мотивация является началом активного,
серьезного, позитивного отношения к формированию здорового образа жизни и подготовки к сдаче требований комплекса ГТО.
Цель исследования - выявить у студентов мотивацию на здоровый образ жизни и выполнение нормативов комплекса ГТО, а также оценить состояние физической подготовленности студентов по государственным требованиям.
Задачей исследования явилось выявление преобладающих устойчивых положительных внутренних побуждений студентов к ведению здорового образа жизни в целом и сдаче норм ГТО в частности.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Методы и организация исследования. Исследование было проведено на базе Сургутского государственного педагогического университета с целью выявить актуальные мотивы, направленные на формирование здорового образа жизни и участие в сдаче государственных требований комплекса ГТО, среди 235 студенток по направлению 44.03.01 Педагогическое образование. В анкету были включены вопросы, определяющие мотивацию по формированию здорового образа жизни и выполнению государственных требований комплекса ГТО. Полученные данные 235 студенток по нормативам VI ступени ВФСК «Готов к труду и обороне» были обработаны при помощи онлайн-технологии www.rosinwebc.ru [10]. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На вопрос о субъективной оценке своего здоровья были получены следующие суждения студентов: 20,4% респондентов отметили, что здоровье значительно улучшилось, 28,5% ответили, что немного улучшилось, 30,2% считают, что не изменилось, 18,7% отмечают, что немного ухудшилось, 2,1% считают, что значительно ухудшилось.
Рисунок 1 - Субъективная оценка своего здоровья студентами
На вопрос: «Как часто Вы неделю, 35 % - 1-2 раза в неделю, 17% - 1-занимаетесь физической культурой 3 раза в месяц, 18,8% ответили, что не
самостоятельно?» студенты дали занимаются самостоятельно.
следующие ответы: 8,2% отметили, что занимаются каждый день, 21% - 3-4 раза в
Не занимаюсь самостоятельно
18.7%
Каждый день
8.1%
3-4 раза в неделю
20%
Рисунок 2 - Частота самостоятельных занятий студентов физической культурой
На вопрос: «Посещали ли Вы тренажерные залы или фитнес-клубы в последние 6 месяцев и как часто?» получены следующие ответы: 3,8% ответили, что посещали каждый день; 29,8% - 2-3 раза в неделю; 16,2% - 1-2 раза в месяц или реже;
Нет
44.3%
Затрудняюсь ответить
6%
Рисунок 3
На вопрос о вредных привычках «Курите ли Вы и как часто в последние 6 месяцев?» студенты дали следующие ответы: 17% -да, каждый день, 4,7% - да, 2-3 раза в неделю; необходимо отметить, что 77,3% ответили «нет» и 1,3% затруднились ответить.
На вопрос об употреблении спиртных напитков (включая пиво) в последние 6 месяцев получены следующие ответы: 4,3% ответили - 2-3 раза в неделю,49,8% - 1-2 раза в месяц или реже, 45,1% ответили «нет»,0,9% затруднились ответить.
На вопрос «Есть ли у Вас хроническое заболевание?» были получены ответы: 21,7% - да, 73.2% - нет, 5,1 затруднились ответить. На вопрос о соблюдении студентами режима питания были получены следующие ответы: 22,6 % -да, 51,1% -нет,26,4% не уверены.
На вопрос «Как часто в последние 6 месяцев Вы питались в предприятиях быстрого питания» получены следующие ответы студентов»: 19,6% - 2-3 раза в неделю, 70,6% - 1-2 раза в месяц, 8,2% -ни разу.
В результате опроса о ведении здорового образа жизни были получены следующие ответы: 35,7 считают, что они
44,3% ответили «нет»; 6% студентов затруднились ответить.
ведут ЗОЖ, 48,9% - нет, 15,3% затруднялись ответить.
На вопрос о значении понятия «здоровый образ жизни» популярными оказались ответы: 1) позволяет чувствовать себя лучше; 2) делает меня внешне более привлекательным; 3) соблюдение принципов здорового образа жизни делает меня лучше других 4) соблюдение принципов здорового образа жизни делает меня физически сильнее.
Утверждение «Я веду здоровый образ жизни» необходимо было оценить по пятибалльной шкале. Ответы по значимости были следующими: 1) чтобы лучше себя чувствовать и меньше уставать; 2) чтобы быть более привлекательнной; 3) для профилактики заболеваний; 4) чтобы выполнить испытания комплекса ГТО; 5) потому что так делают мои друзья; 6) потому что так делает семья; 7) потому что это модно; потому что так делают звезды и знаменитости; 8) потому что это необходимо для моей работы.
На вопрос: «Известно ли Вам о развитии современного комплекса ГТО?» получены были ответы: 78,7% отметили да, 21,3 % - нет.
Согласно полученным нами результатам, все респонденты
осведомлены о том, что такое комплекс
- Посещение тренажерных залов или фитнес-клубов
ГТО. По нашему мнению, такая высокая осведомленность уже позволяет говорить об актуальности возрождения данного физкультурного комплекса.
Утверждение «Я хотел бы попробовать выполнить испытания ГТО... » требовало оценить фразу по пятибалльной шкале; ответы по значимости были таковы: на первой позиции у студентов утвердилось понимание сущности комплекса ГТО (узнать возможности своего организма); на втором -развлекательное суждение (провести время вместе с друзьями и знакомыми); на третьей и четвёртой позиции - социальное
(получить грамоту), (объявить
благодарность моей семье ); на пятой позиции - развлекательное суждение (поучаствовать в фестивале ГТО и познакомиться с новыми людьми); следующие утверждение носят
материальный характер (льготный абонемент в фитнесс-клуб, тренажерный зал), (за знак получить денежное вознаграждение),( из рук знаменитости получить знак), (оказаться на Доске почета), (мои старшие родственники имеют знаки ГТО).
нет
21.3% 21.3% 1
78.7% J Да
78.7%
Рисунок 4 - Информированность студентов о развитии современного комплекса ГТО
На вопрос «Известны ли Вам нормативы ГТО для Вашей возрастной группы?» были
получены следующие ответы: 80,4% - да и 19,6% - нет.
Рисунок 5 - Информированность студентов о нормативах ГТО для их возрастной
группы
На вопрос: «Хотели бы Вы попробовать выполнить нормативы ГТО?»
43 % ответили «да», 37,4% - «нет» и 19,6% затруднились ответить.
Рисунок 6 - Намерение студентов выполнить нормативы ГТО
В ходе опроса об отношении студентов к ВФСК ГТО и выполнению его нормативов были получены следующие суждения: 34% опрошенных отметили, что положительно относятся к внедрению комплекса ГТО и согласны добровольно оценить свою физическую
подготовленность; 18% отметили, что скорее положительно относятся; 26% респондентов отметили, что имеет нейтральное отношение; 8% опрошенных отметили, что у них скорее отрицательное отношение; 8% респондентов ответили, что у них абсолютно отрицательное отношение и они не готовы сдать нормативы; 6% еще не были осведомлены и не знают, что такое комплекс ГТО.
В результате анкетирования было выявлено, что 97,2% студентов отзываются отрицательно о введении дополнительных видов испытаний в комплекс ГТО, и лишь 2,8% считают, что необходимо введение дополнительных видов испытаний в комплекс ГТО.
Согласно полученным данным о популяризации комплекса ГТО в образовательной организации, 52,7% респондентов отметили, что размещены стенды с тестами и нормативами комплекса ГТО; 68,2% отметили, что проводятся различные физкультурно-массовые мероприятия; 1,8% ответили, что ведется другая работа.
В ходе опроса было выявлено, что вести среди сверстников информационно-пропагандистскую деятельность о внедрении комплекса ГТО в настоящее время готовы лишь 37,3%, и не готовы -62,7% студентов.
Анализ полученных данных о выполнении государственных требований комплекса ГТО VI ступени, представленный на рисунке 7, показал неоднозначный уровень физической подготовленности.
Полученные результаты анализа статистических данных 235 студенток свидетельствуют, что готовы справиться с
государственными требованиями
комплекса ГТО: 4,8% - на золотой значок отличия, 7,3% - на серебряный значок, 16,8% - на бронзовый значок и не готовы -71,2%. Также в ходе анализа данных установлено, что достаточно большой процент студенток могут справиться с государственными требованиями
комплекса ГТО (в том числе на «золотой знак»), но не могут справиться с одним или двумя испытаниями, что не позволяет им в настоящее время выполнить норматив на искомый знак отличия ГТО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате социологического исследования было выявлено желание студентов соревноваться. Выполнение нормативов комплекса ГТО нужно проводить в форме фестивалей, спортивных праздников, с привлечением студенческой самодеятельности и выступлениями спортсменов. Опрос показал, что наиболее выраженный мотив у студенток в занятиях физической культурой - желание улучшить свою фигуру и хорошо выглядеть, направлен на эстетическую составляющую. В результате проведенного анкетирования было выявлено, что большая часть студентов занимаются физической культурой и спортом не регулярно - 1-2 раза в неделю, при этом половина опрошенных не пользуются услугами спортивных сооружений. Наиболее проблемными испытаниями являются нормативы, определяющие уровень развития выносливости, скоростно-силовых и силовых способностей. Полученные данные о выполнении государственных требований комплекса ГТО студенток доказывают необходимость реализации систематических занятий физической культурой и спортом для достижения соответствующего уровня физической подготовленности и получения знака отличия комплекса ГТО.
Рисунок 7 - Результаты мониторинга физической подготовленности студентов VI ступени
комплекса ГТО (18-24 года)
Список литературы
1. Герега Н.Н., Синявский Н.И., Фурсов А.В. Отношение студентов к внедрению Всероссийского физкультурно -спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательной организации. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017; 4 (146): 50-52.
2. Герега Н.Н., Кизаев О.Н., Синявский Н.И., Фурсов А.В. Отношение студентов к ведению здорового образа жизни и выполнению нормативов комплекса ГТО. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017; 6(148): 52-55.
3. Дементьев К.Н Мотивационная обусловленность занятий физической культурой учащейся молодежи. Теория и практика физической культуры. 2017; 11: 33-35.
4. Егорычев А.О., Мещеряков С.П., Кузьмин М.А. Анализ показателей, определяющих готовность студентов к выполнению норм комплекса ГТО. Культура физическая и здоровье. 2016; 4 (59): 61-65.
5. Ковалева О.С., Мудриевская Е.В., Осипов С.В. Характеристика готовности студентов к выполнению нормативов комплекса ГТО. Культура физическая и здоровье. 2017; 2 (62): 7072.
6. Назаренко Л.Д. Формирование культуры здоровья средствами ГТО. Педагогико-
психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015; 1(34):117-124. URL: http://www.journal-
science.org/ru/article/126.html.
7. Пушкарская Ю.А., Алексанянц Г.Д., Имнаев Ш.А. Уровень мотивации у студентов вузов к занятиям физической культурой. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(2): 97-107. URL: http://www.iournal-science.org/ru/article/791 .html. DOI 10.14526/01_2017_210.
8. Ревенко Е.М. Индивидуальные особенности возрастного развития и мотивация к реализации двигательной активности студентов. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017; 2(144): 205-211.
9. Сурнин Д.И., Усачев Т.А., Хорошева Т.А. Информационно-аналитическое сопровождение как фактор самоконтроля и повышения мотивации студентов при подготовке к сдаче нормативов (тестов) ВСФК ГТО. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018; 1: 25-27.
10. Фурсов А.В., Синявский Н.И., Власов В.В. Физическая подготовленность работающей молодежи по результатам выполнения нормативов VI ступени комплекса ГТО. Ученые записки
университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017; 12(154): 296-300.
11. Афтимичук О.Е., Кузнецова З.М. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015; 2(35): 28-38. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/157.html. DOI 10.14526/01_1111_04.
12. Кузнецова З.М., Овчинников Ю.Д., Назаренко Н.А. Биомеханика движений в основных фазах двигательного действия (на примере игры в Дартс). Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(2): 58-67. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/781.html. DOI 10.14526/01_2017_205.
13. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
14. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
References
1. Gerega N.N., Sinyavskiy N.I., Fursov A.V. Students' attitude to All-Russian physical culture-sports complex "Ready for Labor and Defense" introduction at an educational establishment. Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2017; 4(146): 50-52 [In Russ.].
2. Gerega N.N., Kizaev O.N., Sinyavskiy N.I., Fursov A.V. Students' attitude to a healthy life style and RLD complex normatives fulfillment. Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2017; 6(148): 52-55 [In Russ.].
3. Dementev K.N. Motivational conditionally of physical culture lessons among students. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2017; 11: 33-35 [In Russ., In Engl.].
4. Egorychev A.O., Meshcheryakova S.P., Kuzmin M.A. The indices analysis, which condition students' readiness for RLD complex norms fulfillment. Fizicheskaya kul'tura I zdorov'e = Physical culture and health. 2016; 4(59): 61-65 [In Russ., In Engl.].
5. Kovaleva O.S., Mudrievskaya E.V., Osipov S.V. Students' readiness characteristics for RLD complex normatives fulfillment. Fizicheskaya kul'tura I zdorov'e = Physical culture and health. 2017; 2(62): 70-72 [In Russ., In Engl.].
6. Nazarenko L.D. Culture of health formation by means of RLD complex means. abilities Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-
psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. 2015; 1(34): 117-124. URL: http ://www. j ournal-
science.org/ru/article/126.html. [In Russ., In Engl.]
7. Pushkarskaya Y.A., Aleksanyants G.D., Imnaev Sh.A. The level of motivation among students of higher educational establishments for physical culture lessons. abilities Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2017; 12(2): 97-107. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/791.html. DOI 10.14526/01_2017_210 [In Russ., In Engl.].
8. Revenko E.M. Individual peculiarities of age-related development and motivation for students' physical activity realization. Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2017; 2(144): 205211 [In Russ.].
9. Surnin D.I., Usachev N.A., Khorosheva T.A. Information-analytical supervision as the factor of self-control and students' motivation increase during training for the normatives (tests) fulfillment of All-Russian physical culture-sports complex "Ready for Labor and Defense". Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka = Physical culture: upbringing, education, training. 2018; 1: 25-27 [In Russ., In Engl.].
10. Fursov A.V., Sinyavskiy N.I., Vlasov V.V. Physical readiness of working young people according to the results of the VIth stage RLD complex normatives fulfillment. Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2017; 12(154): 296-300 [In Russ.].
11. Aftimichuk O.E., Kuznetsova Z.M. The importance of rhythm in the system of professional pedagogical and sports training. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2015; 2(35): 28-38. URL: http ://www.j ournal-science.org/ru/article/157.html. DOI 10.14526/01_1111_04 [In Russ., In Engl.].
12. Kuznetsova Z.M., Ovchinnikov Yu.D., Nazarenko N.A. Biomechanics of movements in the main phases of a motional action (by the example of Darts). Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2017; 12(2): 58-67. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/781.html. DOI 10.14526/01_2017_205 [In Russ., In Engl.].
13. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
14. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve
Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings Research and Technology support. SCITEPRESS. P.
of the 5th International Congress on Sport Sciences 111-115 (Scopus).
Подано: 20.04.2018
Фурсов Алексей Валерьевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», 628400, Россия, г. Сургут, ул. Артема, дом 9, e-mail: FursovAV@bk.ru Синявский Николай Иванович - доктор педагогических наук, профессор. заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», 628400, Россия, г. Сургут, ул. Артема, дом 9, e-mail:_physical_science@,surgpu.ru
Безноско Николай Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», 628400, Россия, г. Сургут, ул. Артема, дом 9
Герега Николай Николаевич - аспирант кафедры теории и методики физического воспитания, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», 628400, Россия, г. Сургут, ул. Артема, дом 9
Б01 10.14526/02_2018_325 УДК 574+37.01 ББК 20.1+74.200.51
УСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРИРОДЫ КАК ФАКТОР, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ СМЕНУ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СРЕДЕ
ОБИТАНИЯ НА ПРИРОДОСБЕРЕГАЮЩЕЕ
Астраханцева И. В.1
1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»
Россия, г. Ульяновск, тш.astrahantsewa@yandex.т
Аннотация. По мнению ведущих специалистов по экологии, выход из планетарного экологического кризиса возможен только при условии пересмотра отношения людей к внешнему миру, смены потребительского отношения к окружающей среде на природосберегающее. Принципиальное изменение характера взаимодействия со средой обитания связано с повышением уровня нравственности в процессе усвоения ее духовных ценностей. Формирование экологического сознания и экологической культуры представлено декларированием государства о необходимости смены потребительского отношения к