Научная статья на тему 'Отношения ФРГ с КНР: непростое триединство партнерства, конкуренции и соперничества'

Отношения ФРГ с КНР: непростое триединство партнерства, конкуренции и соперничества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Германия / Китай / Европейский союз / партнерство / конкуренция / соперничество / трансформация / внешняя торговля / инвестиции / Germany / China / European Union / partnership / competition / rivalry / transformation / foreign trade / investment

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белов Владислав Борисович

С 2019 г. Брюссель и Берлин выстраивают отношения с Пекином в парадигме противоречивой триады партнерства, экономической конкуренции и системно-ценностного соперничества. Нынешнее германское правительство продолжает придерживаться данного подхода, который был закреплен в коалиционном договоре. На его основе в течение 2022 и первой половины 2023 г. велась подготовка первой в истории ФРГ «Стратегии в отношении Китая», отразившей не столько единство, сколько различия коалиционных партий в формировании актуального китайского направления внешней политики немецкого государства. Как и в других стратегических вопросах, социал-демократы, «зеленые» и либералы были вынуждены идти по пути достижения компромиссов, что изначально поставило под вопрос возможность достижения установленных стратегических целей и задач в долгосрочной перспективе. Статья посвящена рассмотрению особенностей подготовки «Стратегии в отношении Китая», ее принятия, а также реализации (со второй половины 2023 г.) сформулированных в ней политических и экономических положений. Особое внимание уделяется исследованию новейших тенденций во внешнеторговой и инвестиционной кооперации ФРГ с КНР в 2023–2024 гг., роли различных правительственных ведомств и Европейской комиссии в развитии двусторонних связей. Автор анализирует значение визитов федерального канцлера О. Шольца и вице-канцлера Р. Хабека в Китай в апреле и июне 2024 г., проходивших на фоне обострения экономических отношений Брюсселя и Пекина. Основным «камнем преткновения» на переговорах стали вопросы, касающиеся государственной поддержки китайского бизнеса, «искажающей», с точки зрения Европейской комиссии, принципы «честной рыночной конкуренции». Автор дает прогноз будущего германско-китайских отношений в среднесрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Germany’s relations with China: an uneasy trinity of partnership, competition and rivalry

Since 2019, Brussels and Berlin have been building relations with Beijing in the paradigm of the contradictory triad of partnership, economic competition and systemic value rivalry. The current German government continues to adhere to this approach, which was enshrined in the coalition agreement. On its basis, during 2022 and the first half of 2023, the first German «Strategy on China» was being prepared, whichreflected not so much the unity as the differences of the coalition parties in shaping the current Chinese vector of the Germany’s foreign policy. As in other strategic issues, the Social Democrats, Greens and Liberals were forced to follow the path of compromise, which called into question the possibility of achieving the strategic goals and objectives in the long term. The article examines the specifics of the preparation of the «Strategy on China», its adoption, as well as the implementation (from the second half of 2023) of the political and economic provisions of this strategic document. Special attention is paid to the study of the latest trends in foreign trade and investment cooperation between Germany and China in 2023–2024, the role of various government departments and the European Commission in the evolution of bilateral relations. The author analyzes the significance of the visits of Federal Chancellor O. Scholz and Vice-Chancellor R. Habeck to China in April and June 2024, which took place against the backdrop of worsening economic relations between Brussels and Beijing. The main «stumbling block» in the negotiations were issues related to state support for Chinese businesses, which, from the point of view of the European Commission, «distorts» the principles of «fair market competition». The author attempts to predict the future of German-Chinese relations in the medium term.

Текст научной работы на тему «Отношения ФРГ с КНР: непростое триединство партнерства, конкуренции и соперничества»

Б01: 10.31249/аре/2024.04.11

© Белов В.Б.1

Отношения ФРГ с КНР: непростое триединство партнерства, конкуренции и соперничества

Аннотация. С 2019 г. Брюссель и Берлин выстраивают отношения с Пекином в парадигме противоречивой триады партнерства, экономической конкуренции и системно-ценностного соперничества. Нынешнее германское правительство продолжает придерживаться данного подхода, который был закреплен в коалиционном договоре. На его основе в течение 2022 и первой половины 2023 г. велась подготовка первой в истории ФРГ «Стратегии в отношении Китая», отразившей не столько единство, сколько различия коалиционных партий в формировании актуального китайского направления внешней политики немецкого государства. Как и в других стратегических вопросах, социал-демократы, «зеленые» и либералы были вынуждены идти по пути достижения компромиссов, что изначально поставило под вопрос возможность достижения установленных стратегических целей и задач в долгосрочной перспективе.

Статья посвящена рассмотрению особенностей подготовки «Стратегии в отношении Китая», ее принятия, а также реализации (со второй половины 2023 г.) сформулированных в ней политических и экономических положений. Особое внимание уделяется исследованию новейших тенденций во внешнеторговой и

1 Белов Владислав Борисович - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель Отдела страновых исследований и Центра германских исследований, член дирекции ИЕ РАН; [email protected] ОЯСГО: 0000-0002-5096-193 X

инвестиционной кооперации ФРГ с КНР в 2023-2024 гг., роли различных правительственных ведомств и Европейской комиссии в развитии двусторонних связей. Автор анализирует значение визитов федерального канцлера О. Шольца и вице-канцлера Р. Хабека в Китай в апреле и июне 2024 г., проходивших на фоне обострения экономических отношений Брюсселя и Пекина. Основным «камнем преткновения» на переговорах стали вопросы, касающиеся государственной поддержки китайского бизнеса, «искажающей», с точки зрения Европейской комиссии, принципы «честной рыночной конкуренции». Автор дает прогноз будущего германско-китайских отношений в среднесрочной перспективе.

Ключевые слова: Германия, Китай, Европейский союз, партнерство, конкуренция, соперничество, трансформация, внешняя торговля, инвестиции.

В 2024 г. ФРГ и КНР отмечают 75-летние юбилеи своей государственности. 23 мая 1949 г. Западная Германия приняла свой Основной закон. 1 октября 1949 г. была создана Китайская Народная Республика. Спустя 23 года, в 1972 г., оба государства установили дипломатические отношения1. 50-летие этого события Берлин и Пекин отметили в 2022 г. 2024 год также стал юбилейным - 28 марта 2014 г. во время государственного визита в ФРГ Председателя КНР Си Цзиньпина стороны заявили об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства [Gemeinsame Erklärung..., 2014].

Германия и Китай являются хозяйственно-политическими лидерами в своих экономических пространствах: ФРГ - в Евросоюзе, КНР - в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Они также занимают ведущие позиции в ряде областей мировой экономики. Оба государства играют важные роли в мировой политике. За почти три с половиной десятилетия с момента объединения Гер-

1 7 октября 1949 г. была образована Германская Демократическая Республика, с которой КНР установила дипломатические отношения уже 25 октября того же года, т.е. 75 лет назад - на 23 года раньше, чем это сделала ФРГ. Двусторонние связи между двумя социалистическими государствами развивались сложно, можно сказать, что они во многом зеркально отражали советско-китайские противоречия. Определенное поступательное развитие сотрудничества между ГДР и Китаем началось примерно с середины 80-х годов - накануне объединения двух немецких государств. Отметим критическое отношение тогдашнего китайского руководства к процессу фактического присоединения ГДР к ФРГ на условиях Бонна. 200

Отношения ФРГ с КНР:

- непростое триединство

партнерства, конкуренции и соперничества

мании существенно возросло переплетение немецкого и китайского экономических штандортов1. С 2016 г. КНР стала внешнеторговым партнером ФРГ номер один. Неслучайно в последние годы возрос интерес российских, немецких и китайских экспертов к теме отношений Германии с КНР. Среди исследований отечественных ученых отметим работы В. Белова, Б. Зарицкого, Ю. Мельниковой, А. Цвыка, Н. Супян, М. Хорольской и др., в которых анализируются отдельные аспекты политической, хозяйственной и гуманитарной кооперации этих стран (см., напр.: [Белов, 2023 а; Белов, 2023 б; Белов, 2024; Зарицкий, 2021; Мельникова, 2022; Супян, 2015; Цвык, 2019; Тимофеев, Харитонова, Хорольская, 2023]. Однако события второй половины 2023 - и первой половины 2024 г. требуют нового авторского анализа, призванного существенно дополнить выводы указанных коллег.

В конце 2021 г. правительство А. Меркель сменила коалиция партий СДПГ, «Союз 90 / Зелёные», СвДП, которую возглавил социал-демократический канцлер О. Шольц. В своем соглашении коалиционеры подтвердили триединый подход к Китаю, утвержденный Брюсселем в 2019 г., - КНР следует рассматривать как партнера, конкурента и соперника. Для «зеленых» приоритетом стало противостояние с КНР по линии системно-ценностного соперничества, в первую очередь в области защиты прав человека (положение меньшинств, женщин, борьба с принудительным трудом и пр.). Для СДПГ и СвДП более важными были вопросы хозяйственного взаимодействия, включая кооперацию в рамках климатической повестки. Все это нашло отражение в ходе подготовки

1 Следуя основным подходам, принятым в немецкоязычной и советско-российской экономгеографической науке, мы определяем экономический штан-дорт как хозяйственно-политическое, социально-экономическое, культурно-историческое пространство, целенаправленно формируемое властью, представителями групп интересов бизнеса, науки, образования, активной части гражданского общества, с целью удержания основных внутренних и привлечения внешних производственных факторов. В случае ФРГ основная роль принадлежит федеральным исполнительным органам - Кабинету министров и подведомственным структурам правительства. По согласованию с региональными субъектами они корректируют параметры рамочных условий деятельности экономических субъектов и поведения домашних хозяйств («мягкие штандортные факторы») в течение очередной легислатуры.

первой в истории ФРГ «Стратегии в отношении Китая», которую правительство первоначально планировало презентовать в конце юбилейного для дипломатических отношений 2022 г.

Взаимные встречи и визиты осени 2022 - первой половины 2023 г. и «Стратегия в отношении Китая»

Подготовка стратегического документа была поручена федеральному Министерству иностранных дел, которое, как и предполагали эксперты, сделало упор на «ценностную» компоненту. Проект в целом был готов к ноябрю 2022 г., когда канцлер О. Шольц посетил КНР. Визит состоялся почти сразу после окончания 20-го съезда Коммунистической партии Китая, на котором были рассмотрены и одобрены коррективы внешнеполитической линии КНР. Это была не первая поездка О. Шольца в Китай - он уже посещал его в качестве министра финансов ФРГ (а до этого принимал китайские делегации как бургомистр Гамбурга) и в первую очередь зарекомендовал себя как надежного партнера в хозяйственно-политической сфере. Накануне визита он подтвердил это реноме. Речь шла об известной сделке по приобретению крупным китайским инвестором логистического терминала в гамбургском речном порту. Благодаря канцлеру и вопреки сопротивлению руководства Министерства экономики, сделка получила предварительное одобрение.

По-видимому, в ходе ноябрьской встречи китайская сторона передала главе германского Кабинета министров свои «опасения» касательно отдельных тезисов проекта Стратегии. При этом в самой Германии как экспертное сообщество, так и различные группы интересов высказывали критические замечания в отношении некоторых положений этого документа, который в итоге был отправлен на доработку.

Определенную роль в данном процессе сыграл первый официальный визит в Китай главы внешнеполитического ведомства ФРГ А. Бербок в середине апреля 2023 г., в рамках которого она приняла участие в шестом раунде китайско-германского стратегического диалога по вопросам дипломатии и безопасности. А. Бербок не преминула выступить с рядом заявлений, имевших целью показать руководству Поднебесной, что каких-либо кардинальных изменений по «ценностному» вектору ожидать не следует.

Отношения ФРГ с КНР:

- непростое триединство

партнерства, конкуренции и соперничества

Жесткость ее высказываний побудила члена Госсовета, министра иностранных дел КНР Цинь Гана на заключительной пресс-конференции заявить, что Китай не нуждается в поучениях Запада. 10 мая 2023 г. в рамках европейской поездки он посетил Берлин с ответным визитом, продолжая отстаивать официальную позицию своей страны. Своеобразным подтверждением «неуступчивости» Пекина в «ценностном» вопросе стал отказ принять в начале мая председателя СвДП, министра финансов ФРГ К. Линднера. Формальной причиной была названа занятость китайских коллег; на самом деле это стало ответом на то, что в марте 2023 г. федеральный министр образования и научных исследований ФРГ, член СвДП Б. Штарк-Ватцингер показательно посетила Тайвань.

На финальной стадии подготовки Стратегии наиболее важным фактором двусторонних взаимоотношений стала организация и проведение в Берлине с 18 по 23 июня 2023 г. седьмых германо-китайских межправительственных консультаций с участием глав ведущих министерств обеих стран. Впервые после пандемии COID-19 такая встреча прошла очно. В ее рамках уже существующие многочисленные диалоговые форматы были дополнены новым согласованным крупным диалогом по вопросам изменения климата и «зеленого» перехода [Memorandum of understanding..., 2023]. Участники консультаций также договорились провести очередные встречи (финансовый диалог, экологический форум, диалог по вопросам здравоохранения), продолжить кооперацию в экономике, в том числе по вопросам торговли, инвестиций, автомобилестроения, цифровой экономики, высоких технологий, возобновляемой энергетики, а также подчеркнули важность общения между гражданами двух стран, активизации обменов на всех уровнях и в различных областях, включая дипломатические консультации. Китайскую делегацию возглавлял премьер Госсовета КНР Ли Цян, который также встретился с президентом ФРГ В.-Ф. Штайн-майером.

В ходе этих консультаций федеральный канцлер О. Шольц, несмотря на противодействие ряда ведущих немецких СМИ, сделал акцент на конструктивном и взаимовыгодном сотрудничестве с Поднебесной, отодвинув вопросы системного противостояния на второй план. Данный подход был учтен при формировании окончательного текста «Стратегии в отношении Китая», анонсирован-

ной в первой в истории страны Стратегии национальной безопасности (СНБ) [Nationale Sicherheitsstrategie..., 2023] (опубликована 14 июня 2023 г.).

А. Бербок и ее партийные коллеги были вынуждены принять во внимание позицию главы Кабинета министров и Ведомства Федерального канцлера. Содержание «Стратегии в отношении Китая» оказалось в целом взвешенным, но при этом согласованным с принципиальным подходом Европейского совета, члены которого, подтвердив свой подход к КНР в конце июня 2023 г., одновременно указали на необходимость усиления роли ценностного соперничества. Пожелания Брюсселя в большей степени были отражены в комментариях и заявлениях А. Бербок во время презентации Стратегии [China-Strategie..., 2023], состоявшейся 13 июля 2023 г. в Берлине в Институте китайских исследований имени Меркатора1.

На наш взгляд, основное внимание в «Стратегии в отношении Китая» уделяется хозяйственно-политическим вопросам. Поставлена задача снизить экономическую зависимость немецкого хозяйства от китайского, в первую очередь - в критически важных отраслях, и соответственно - минимизировать связанные с этим риски (англ. de-risking), например через диверсификацию поставок редкоземельных металлов и заключение соглашений о зонах свободной торговли. Одновременно указано, что необходимо сохранять стратегический курс на «переплетение» германского и китайского экономических пространств, не допускать разрыва связей (англ. de-coupling) и стремиться к предотвращению центробежных тенденций.

Руководству Федерального министерства экономики и защиты климата (нем. Bundesministerium für Wirtschaft und Klimaschutz, BMWK) удалось пролоббировать содержащееся в Стратегии косвенное предупреждение немецкому бизнесу о том, что в будущем ему не стоит рассчитывать на поддержку государства, а следует в основном опираться на собственные силы, самостоятельно контролировать уровень своей зависимости от китайских рынков и при этом обеспечивать не только свою экономическую безопас-

1 Отметим, что несколько лет назад официальный Пекин ввел санкции против Института Меркатора из-за его ярко выраженной критической позиции по отношению к китайскому руководству.

Отношения ФРГ с КНР:

- непростое триединство

партнерства, конкуренции и соперничества

ность, но и нести ответственность за других игроков, вовлеченных в кооперационные связи. Стратегия также предусматривает введение более активного госконтроля за поставками чувствительных технологий и высокотехнологичных товаров в Китай, а также за китайскими прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) в германскую экономику.

Практическая реализация такого подхода не заставила себя ждать. Уже в августе 2023 г. министр экономики и вице-канцлер ФРГ Р. Хабек («Союз 90 / Зелёные») начал прорабатывать вопросы, связанные с усилением защиты отечественного хозяйства от нежелательных инвесторов, в первую очередь - за счет совершенствования инструментария по регулированию ПИИ коммерческих фирм, материнские компании которых зарегистрированы не в странах ЕС. Основная цель - не давать разрешений на сделки, представляющие потенциальную опасность для Германии, особенно в сферах критической инфраструктуры, искусственного интеллекта, производства полупроводников и их использования. В середине сентября 2023 г. Кабинет министров показательно утвердил решение BMWK о запрете поглощения немецкой спутниковой компании «Kleo Connect GmbH» ее китайским мажоритарным акционером «Shanghai Spacecom Satellite Technology». В том же месяце во время обсуждения в Бундестаге «Стратегии в отношении Китая» А. Бербок назвала этот шаг лучшей практикой эффективного контроля за капиталовложениями инвесторов из КНР. Она также неоднократно выступала с предложением «в целях обеспечения справедливой конкуренции» ввести таможенные пошлины и ограничения на определенные китайские товары и услуги. В этом отношении А. Бербок последовательно поддерживала инициативы Европейской комиссии, которая, среди прочего, в июне 2023 г. выступила против использования технологий китайских компаний «Huawei» и ZTE. Добавим, что начале октября 2023 г. Брюссель начал расследование по поводу государственного субсидирования производства китайских электромобилей.

1

Внешнеэкономическая кооперация в 2023-2024 гг.

Объем германо-китайской внешней торговли сократился с

298.1 млрд евро в 2022 г. до 254,2 млрд евро (-15,4%) в 2023 г., что было обусловлено, в основном, падением импорта на 18,1% - с

192.2 млрд евро до 156,8 млрд евро. Экспорт также уменьшился, но не так сильно - с 105,9 млрд евро до 97,4 млрд евро (-7,9%). В итоге величина традиционного отрицательного сальдо снизилась до 59,4 млрд евро (86,3 млрд евро в 2022 г.). Но данный показатель остался весьма высоким - вторым по величине в истории взаимной торговли [У!к1епко, 2024] (см. табл. 1 и рис. 1).

Таблица 1

Показатели внешней торговли товарами ФРГ с Китаем в 2019-2023 гг., млрд евро

2019 2020 2021 2022 2023

Экспорт 96,7 95,1 102,5 105,9 97,4

Импорт 110,4 117,0 141,9 192,2 156,8

Оборот 207,1 212,1 244,4 298,1 254,2

Сальдо -13,7 -21,9 -39,4 -86,3 -59,4

Источник: составлено автором по данным Федерального статистического управления ФРГ.

Источник: [У1к1епко, 2024].

Рис. 1.

Динамика германского экспорта товаров в Китай, импорта из КНР и внешнеторгового сальдо в 2003-2023 гг., млрд евро

1 Подробный анализ структуры взаимной торговли и прямых инвестиций с учетом особенностей германской и китайской статистики см.: [Белов, 2023 а]. 206

Отношения ФРГ с КНР:

- непростое триединство

партнерства, конкуренции и соперничества

В 2023 г. Китай сохранил первое место среди партнеров Германии по импорту, опередив Нидерланды, США и Польшу. Почти по всем важным товарным группам1 было зафиксировано резкое падение стоимостных объемов. Наибольший спад, по сравнению с 2022 г., наблюдался в химической продукции - здесь товарные поставки сократились более чем на две трети. В первую очередь, это касалось промышленных и других химикатов - двух подкатегорий, составляющих основу химического импорта из КНР. Основная причина - снижение цен. Примерно на треть уменьшились поставки мебели, на четверть - текстиля, одежды и обуви. Отметим также падение доли высокотехнологичной продукции в импорте из КНР - с 33,0% до 26,6%. Есть два исключения: во-первых, рост более чем на треть импорта китайских автомобилей и запчастей; во-вторых, увеличение примерно на одну десятую импорта электротехнической продукции [У!к1епко, 2024]. Снижение ввоза китайских товаров, особенно промежуточных, было обусловлено также неблагоприятной ситуацией в промышленности ФРГ (особенно в энергоемких отраслях): сохранение высоких цен на энергоносители отрицательно повлияло на рыночную активность немецких производителей.

По товарному экспорту в 2023 г. Китай, несмотря на снижение стоимостного объема, остался на четвертом месте в германском рейтинге стран-экспортеров. Некоторый прирост был зафиксирован только по поставкам электротехники; экспорт медицинских изделий остался почти на прошлогоднем уровне. Значительное снижение было зафиксировано по экспорту автомобильной и химической продукции (включая фармацевтические препараты). Доля высокотехнологических товаров сократилась с 30,0% до 24,9% [У1к1епко, 2024].

В последнее время китайский внешнеторговый сектор все больше ориентируется на государства Юго-Восточной Азии, особенно на страны, входящие в ассоциацию АСЕАН, с которой Китай заключил соглашение о свободной торговле. С 2013 по 2023 г.

1 Основным товарными группами немецкого импорта из КНР являются (в порядке убывания стоимостных объемов): электроника; электротехника; текстиль, одежда, обувь; машины и оборудование; химическая продукция; автомобили и запчасти.

доля АСЕАН во внешней торговле КНР удвоилась, достигнув 15,2%. Китайский экспорт в АСЕАН за эти 11 лет вырос на 4,4%, импорт - на 4,9%. Аналогичные показатели для США и ЕС, наоборот, сократились - на 1,9% и 1,4% (экспорт) и 0,5% и 0,3% (импорт) соответственно [Abele, 2024]. Роль стран - участниц АСЕАН в качестве важных торговых партнеров КНР несомненно продолжит расти, а Соединенных Штатов и Евросоюза (включая ФРГ) -снижаться.

Первые месяцы 2024 г. подтвердили эту тенденцию в отношении Германии - падение стоимостных показателей как экспорта, так и импорта продолжилось, весной 2024 г. по объему двусторонней внешней торговли КНР уступила первое место США.

В сфере взаимных прямых инвестиций в 2023-2024 гг. более активными были немецкие компании, инвесторы из Китая значительно уступали им. Количество китайских проектов, связанных с инвестициями в новые объекты («гринфилд») и в расширение существующих («браунфилд»)1, с 2016 по 2023 г. постоянно сокра-щалось2. Среди прочего, активность инвесторов из Китая сдерживалась разработанными в Брюсселе и в Берлине мерами по усилению контроля над ПИИ: соответствующие механизмы начали действовать с 2021 г. Наряду с существующими проблемами немецкого хозяйственного штандорта это стало одной из причин минимального притока китайских инвестиций в экономику ФРГ в 2023 г. (см. рис. 2).

Китайские компании проявляют особый интерес к хозяйственным областям, связанным с производством электромобилей. К актуальным китайским проектам-маякам в этой сфере относятся завод по производству аккумуляторов в Арнштадте, построенный концерном CATL и приступивший к выпуску аккумуляторных батарей в декабре 2022 г., а также строительство аналогичного завода в Гёттингене, начатое концерном «Gotion High-Tech» осенью 2023 г. В конце 2023 г. производитель электромобилей концерн «Xpeng» сообщил, что с 2024 г. планирует расширить свое присутствие в

1 «Greenfield» - проект, который стартует «с нуля», «brownfield» - проект, в котором необходимо принять во внимание уже существующие ограничения. - Прим. ред.

2 Без учета приобретения и поглощения существующих компаний.

Отношения ФРГ с КНР: непростое триединство партнерства, конкуренции и соперничества

Великобритании, Франции и Германии. «Great Wall Motors» также изучает возможность открыть свое предприятие в ФРГ.

Квартальные потоки инвестиций Китая (без Гонконга), в том числе ПИИ, в ФРГ в 2020-2023 гг., млн евро

В 2022-2024 гг. Китай оставался одним из главных объектов инвестиционного интереса германских прямых инвесторов (вкладывающихся, в первую очередь, в промышленный сектор). КНР по-прежнему привлекает их своим значительным рыночным и инновационным потенциалом, более низкими эксплуатационными расходами и производственными издержками (особенно затратами на энергоносители), возможностью интегрироваться в развитые транспортно-логистические и производственные цепочки в самом Китае и в граничащих с ним государствах. Эти факторы были определяющими в поведении немецких игроков, полагающих, что нынешние проблемы в экономике Китая - временное явление, и с 2024 г. ситуация начнет улучшаться.

По оценкам сотрудников Кёльнского института немецкой экономики (нем. Institut der deutschen Wirtschaft Köln), в 2023 г. прямые инвестиции компаний ФРГ в Китай (включая Гонконг) достигли 11,9 млрд евро [Matthes, 2024]. Утверждалось, что особенность этих ПИИ в том, что они были профинансированы за

Источник: [Huld, 2024 a].

Рис. 2.

счет реинвестированной прибыли, а доля Поднебесной в совокупных текущих немецких ПИИ выросла до 10,3% - самое высокое значение с 2014 г. Согласно результатам исследования, опубликованным в середине февраля 2024 г., немецкие компании с 2020 по 2023 г. инвестировали в экономику КНР 37,2 млрд евро. Эта информация широко освещалась в немецких СМИ. Однако в апреле 2024 г. Кёльнский институт сообщил, что Немецкий федеральный банк (нем. Deutsche Bundesbank; Бундесбанк) «в необычно большом размере» произвел корректировку своих данных по ПИИ. Согласно новым данным, прибыли не реинвестировались, а переводились материнским компаниям, а инвестиции осуществлялись за счет экспорта капиталов, кредитов и других вложений. Обновленные показатели (только за последние четыре года) уменьшились. Сумма вложений за этот период сократилась примерно в 1,7 раза - до 21,6 млрд евро [Ibid.]. В таблице 2 приведены исправленные данные (прежние - в скобках). Причины пересмотра Бундесбанк не объяснил. СМИ не обратили на это внимания.

Таблица 2

Ежегодные экспортные потоки ПИИ ФРГ в Китай (включая Гонконг) в 2020-2023 гг., млрд евро

2020 2021 2022 2023 2020-2023

Прямые инвестиции, всего 2,3 (2,6) 6,5 (11,3) 6,6 (11,4) 6,2 (11,9) 21,6 (37,2)

в том числе:

- реинвестированная прибыль 2,6 (5,1) 2,0 (13,5) 2,3 (14,0) 4,2 (15,0) 11,1 (47,6)

- прочие компоненты (участие в капитале, кредиты и др. вложения) 4,9 (2,5) 8,6 (2,2) 8,9 (2,6) 10,5 (3,0) 32,9 (10,3)

Источник: составлено автором по: [Matthes, 2024].

Динамика немецких ПИИ в КНР с первого по третий квартал 2023 г. показана на рисунке 3.

На рисунке 4 показана динамика взаимных годовых немецких и китайских ПИИ с 2015 по 2023 г. Даже с учетом корректировок Бундесбанка, которые еще предстоит объяснить, графики свидетельствуют о высокой активности германских и низкой активности китайских инвесторов.

Отношения ФРГ с КНР: непростое триединство партнерства, конкуренции и соперничества

Источник: [Huld, 2024 а].

Рис. 3.

Квартальные потоки ПИИ ФРГ в Китай (без Гонконга) в 2020-2023 гг., млн евро

Источник: [Abele, Herzner, Otte, 2024].

Рис. 4.

Взаимные годовые потоки немецких и китайских (без Гонконга) ПИИ с 2015 по 2013 г., млн евро

Основными инвестиционными приоритетами немецких компаний в 2023 г. оставались производство химической продукции и

автомобильная отрасль Китая. В условиях жесткой конкуренции с китайскими производителями электромобилей ведущие автомобилестроители Германии в рамках стратегии расширения своего присутствия на рынке Поднебесной вновь стали отдавать предпочтение созданию совместных предприятий в КНР. Такой подход традиционно находит поддержку у официального Пекина.

В конце 2023 г. Германская внешнеторговая палата в КНР провела традиционный опрос своих членов. Около половины респондентов заявили, что их материнские компании планируют уделять больше внимания управлению предпринимательскими рисками и намерены добиваться их минимизации. Для этого были предложены следующие меры: создание независимых цепочек поставок для различных рынков (45% опрошенных); запуск дополнительных видов деятельности в других азиатских странах (так называемая стратегия «Китай+» - 40%); увеличение НИОКР в своем дочернем предприятии в КНР (34%); перенос производства из Китая в другие страны (25%); оптимизация размеров активов, снижение капитальных затрат (так называемая «assets-light» бизнес-модель - 15%); «сжатие» цепочек поставок, перемещение производства и бизнеса ближе к основным хабам (так называемая «nearshoring» бизнес-модель - 14%); 13% компаний заявили об отсутствии подхода к управлению рисками на китайских рынках. Об уходе из Китая заявили 9% компаний, 6% - планировали организовать переезд отдела НИОКР, 5% - продажу отдельных частей своего бизнеса в КНР [Ready, set..., 2023, p. 34].

В конце мая 2024 г. филиал Германской внешнеторговой палаты в Восточном Китае провел опрос своих членов относительно перспектив китайской экономики. 38% опрошенных руководителей немецких компаний ожидали улучшения экономической ситуации в ближайшие шесть месяцев, 16% - ухудшения, 46% - полагали, что она останется неизменной. Сократилось число респондентов, прогнозирующих негативное развитие событий в своей отрасли. 39% - считали, что продажи вырастут, при этом только 25% - предполагали одновременное увеличение прибылей. 53% - были готовы в последующие два года осуществлять капиталовложения, 16% - намеревались их сокращать. Основными проблемами, с которыми приходится сталкиваться в КНР, большинство опрошенных считали высокие цены на фоне слабого спроса и избыточных мощностей китайских конкурентов [Blitzumfrage..., 2024]. 212

Отношения ФРГ с КНР:

- непростое триединство

партнерства, конкуренции и соперничества

Визиты канцлера О. Шольца и вице-канцлера Р. Хабека в КНР в первой половине 2024 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13-16 апреля 2024 г. канцлер ФРГ О. Шольц посетил КНР с рабочим визитом. Этот визит стал первым после презентации «Стратегии в отношении Китая» правительства ФРГ в середине июля 2023 г. и самым продолжительным среди других зарубежных поездок главы Кабинета министров. Канцлера сопровождали три министра - Ш. Лемке (окружающая среда), Д. Оздемир (сельское хозяйство) и Ф. Виссинг (транспорт и цифровая инфраструктура), а также представительная делегация предпринимателей, в составе которой были руководители ведущих промышленных концернов, в том числе Р. Буш («Siemens»), М. Штайлеманн («Covestro»), М. Камиет (BASF), М. Лопес («Thyssenkrupp»), К. Лампрехт («Zeiss»), О. Блюм («Volkswagen»), О. Зипсе (BMW) и О. Каллениус («Mercedes»).

Наряду с экологической и аграрной тематикой1 О. Шольц во время визита уделил особое внимание германо-китайскому взаимодействию в автомобильной отрасли. Канцлер призвал китайских партнеров к соблюдению «честных рыночных правил», намекая на солидное государственное субсидирование китайского автомобилестроения, якобы «искажающее» принципы «честной конкуренции». Он указал, что Китай и Германия - одни из ведущих внешнеторговых наций в мире и должны служить примерами выполнения правил ВТО2.

Добавим, что за две недели до поездки О. Шольца КНР посетил премьер-министр Баварии и председатель ХСС М. Зёдер. Глава самой развитой в индустриальном отношении федеральной земли поставил во главу угла экономические интересы баварского бизнеса и во время визита призвал устранить существующие барьеры и не допускать ухудшения взаимодействия предпринимательских сообществ.

1 Канцлер ФРГ и премьер Госсовета КНР Ли Цян приняли участие в круглом столе, организованном германо-китайской консультационной комиссией и посвященном вопросам охраны окружающей среды. Среди прочего, в рамках германо-китайского диалога по вопросам экономики замкнутого цикла и эффективности использования ресурсов был подписан пятилетний план действий.

2 Подробный анализ визита О. Шольца в КНР в апреле 2024 г. см.: [Белов, 2024].

В марте 2024 г. Государственный совет КНР «в целях создания более благоприятных условий для иностранных инвесторов и стимулирования экономического роста» принял документ под названием «План действий по активному содействию открытости и активизации усилий по привлечению и использованию иностранных инвестиций». Его положения во многом отвечали пожеланиям немецкой стороны, касавшимся улучшения рамочных условий для функционирования германского бизнеса в КНР [Huld, 2024 b]1.

В конце июня в свою первую официальную поездку по Юго-Восточной Азии отправился вице-канцлер, глава BMWK Р. Хабек. Он начал свое турне с посещения Южной Кореи (именно так когда-то поступил О. Шольц, впервые посетивший регион в должности федерального министра финансов). Одной из основных задач Р. Хабека во время визита в Сеул было показать перспективы укрепления кооперации ФРГ с Южной Кореей (вторым по значению азиатским партнером Германии) в контексте продвигаемой им концепции проведения осторожных шагов по «de-coupling» и «de-risking» с китайским экономическим штандортом. На первый план Р. Хабек выдвинул третью компоненту триединого подхода ЕС к КНР - геополитическую важность ценностного соперничества с Китаем. Кроме того, вице-канцлер выступил с критикой сотрудничества КНР с РФ и более того - сделал акцент на его недопустимости. Руководство Южной Кореи поддержало такой подход. Соответствующее предупреждение предназначалось для официального Пекина.

Отправившись в КНР, глава BMWK в первый же день своего визита заявил, что китайский подход к взаимодействию с Германией нуждается в обновлении и что КНР не хватает средне- и долгосрочного плана действий, а также большей координации с политикой Евросоюза [Martinez, 2024].

Конструктивным вкладом Р. Хабека в общение с китайскими партнерами можно считать его участие в первом установочном заседании Диалога по трансформации и климату, проведение ко-

1 План состоит из 24 пунктов, включающих в том числе расширение доступа на рынки для иностранных компаний в ключевых отраслях промышленности, обеспечение их равного участия в государственных тендерах и упрощение трансграничного трафика [Huld, 2024 b]. 214

Отношения ФРГ с КНР:

- непростое триединство

партнерства, конкуренции и соперничества

торого было согласовано во время межправительственных консультаций в июне 2023 г.

Примечательно, что немецкие СМИ практически ничего не писали об этом во всех отношениях важном мероприятии, - поскольку их основное внимание в то время было приковано к другому событию. По итогам расследования, начатого осенью 2023 г., Брюссель в середине июня 2024 г. объявил о решении ввести пошлины на китайские электромобили в размере 38,1%. Европейская комиссия сочла, что китайские участники цепочки создания стоимости электрокаров получают «несправедливые» преференции из-за государственного субсидирования, в результате чего их конкуренты в ЕС неминуемо терпят убытки1. Германский автопром изначально выступал против такого подхода, и Р. Хабек был вынужден учитывать это мнение, пообещав обсудить вопрос в Пекине. Но на самом деле он, как и его коллега А. Бербок, поддерживал жесткую позицию Еврокомиссии по отношению к китайским компаниям, которые, по его мнению Брюсселя, получают «незаслуженные» конкурентные преимущества, опираясь на комплексную поддержку своего государства.

Вице-канцлера, в отличие от главы германского Кабинета министров, во время визита в Китай сопровождали не главы ведущих немецких концернов, а представители среднего бизнеса («миттельштанда») - основы немецкой экономики. Возможно, именно под влиянием сопровождавших его предпринимателей Р. Хабек пообещал обсудить с брюссельскими чиновниками перспективы смягчения подхода Еврокомиссии к защите европейского рынка и проведения соответствующих переговоров. Причина достаточно проста - озабоченность немецких автопроизводителей, включая поставщиков комплектующих, по поводу неминуемых потерь, - во-первых, для тех, кто выпускает в КНР электромобили для Германии и других стран ЕС, во-вторых, для поставщиков немецких машин в Китай, который будет вынужден принять ответные меры2.

1 Подробнее о государственной поддержке китайской промышленности см.: [EU concerns..., 2024].

2 Переговоры начались сразу после возвращения Р. Хабека из Китая. Эксперты весьма скептически оценивают вероятность достижения компромисса.

Очевидной неудачей для Р. Хабека стало то, что встреча с премьером Госсовета Китая Ли Цяном, на которую он рассчитывал, так и не состоялась. Это был явный сигнал вице-канцлеру, что в Пекине возмущены его попытками указывать КНР, как следует вести себя со стратегическими партнерами [Коу1ее, 2024], и недовольны тем, что Р. Хабек не принял во внимание критику, которой удостоилась А. Бербок за свои «поучения» в апреле 2023 г. 1 В итоге собеседниками вице-канцлера были председатель Госкомитета КНР по развитию и реформам Чжэн Шаньцзе, министр торговли Ван Вэньтао и министр промышленности Цзинь Чжуанлун.

После вице-канцлера в конце июня 2024 г. Китай посетил министр транспорта и цифровой инфраструктуры ФРГ Ф. Виссинг (СвДП), который без согласования со своими коллегами по правительственной коалиции подписал с заведующим китайской Государственной канцелярией интернет-информации Чжуан Жунвэнем декларацию о дальнейшем диалоге касательно обмена данными в области автомобилестроения между Китаем и ФРГ. Предварительные договоренности были достигнуты в ходе вышеупомянутого апрельского визита О. Шольца, в рамках которого было подписано соглашение о сотрудничестве между двумя государствами в области автономного (беспилотного) вождения. Однако на уровне Кабинета министров ФРГ детали предстоящего диалога не обсуждались. Поэтому ответом на неожиданную инициативу министра транспорта стала крайне жесткая критика не только со стороны федерального канцлера и других министров, но и со стороны депутатов бундестага. Лейтмотив - федеральная «Стратегия в отношении Китая» предполагает, что все государственные ведомства должны действовать в рамках согласованного подхода, чтобы не давать возможности китайской стороне продвигать свои интересы2.

1 18 сентября 2023 г. в интервью «Fox news» А. Бербок, движимая прежним стремлением «наказать» системного соперника, назвала председателя КНР Си Цзиньпина диктатором, что немедленно вызвало резкую критику в Пекине. Официальный представитель китайского МИДа Мао Нин назвала данное высказывание «чрезвычайно абсурдным заявлением» и «открытой политической провокацией». Такие оскорбления в Китае не прощаются и не забываются [China complains..., 2023].

2 Около трех лет назад Пекин ввел строгие правила, жестко ограничивающие трансграничную передачу данных, что создало препятствия для цифровиза-216

Отношения ФРГ с КНР:

- непростое триединство

партнерства, конкуренции и соперничества

***

Согласно принятой в июле 2023 г. «Стратегии в отношении Китая», Германия продолжит следовать триединому подходу Евросоюза к этому государству. В нынешней коалиции канцлеру и его Ведомству удалось достичь определенного компромисса между составными частями данной триады и несколько «приглушить» желание «зеленых» и либералов усилить давление на Пекин по ценностному и тайваньскому вопросам. Но в следующем легисла-турном периоде при вероятной ведущей роли в правительстве ФРГ союза ХДС / ХСС ситуация может измениться, и третий («ценностный») элемент станет ведущим.

На фоне множественных кризисов, оказавших негативное влияние на развитие хозяйственно-политического пространства Германии в 2020-2024 гг., на первый план в отношениях с Китаем вышли вопросы экономического взаимодействия. До осени 2025 г., когда в ФРГ пройдут очередные парламентские выборы, усилия главы Кабинета министров будут направлены на сохранение взаимодействия германского и китайского экономических штандортов или, по крайней мере, на то, чтобы не произошло ухудшения двусторонних отношений. О. Шольц рассчитывает на поддержку предпринимательских групп интересов обоих государств. В среднесрочной перспективе центр тяжести в хозяйственной кооперации будет перенесен из внешнеторговой сферы в инвестиционную. В первую очередь, это коснется немецкого бизнеса, который уже начал активно формировать в Китае своеобразный производственный хаб, участники которого рассчитывают поставлять товары и услуги как на китайские, так и на соседние азиатские рынки. Вследствие этого товарный экспорт из ФРГ в КНР и импорт из КНР в ФРГ еще более сократится, снизятся потоки межстрановых ПИИ. Однако мы полагаем, что нынешний отток ПИИ - временное явление. Не исключе-

нии бизнеса немецких автопроизводителей и поставщиков комплектующих. Инициатива министра транспорта была направлена на обеспечение беспрепятственного обмена данными и лучшее понимание нормативно-правовой базы обеих стран в области обработки данных. Немецкие предпринимательские группы интересов, в отличие от правительственных структур (особенно министерств внутренних дел и экономики) с одобрением встретили эту инициативу [Wissing unterzeichnet..., 2024].

но, что прирост ПИИ в будущем будет обеспечиваться в основном за счет реинвестиций прибылей дочерних компаний.

Особенно важным представляется то, что основные германо-китайские диалоговые площадки продолжают действовать и, кроме того, появляются новые. КНР стремится учитывать основные тенденции в актуальной трансформации западных национальных и региональных хозяйственных пространств и, используя опыт ЕС (и в первую очередь - Германии), успешно осуществляет энергетический и цифровой переход к климатически нейтральной экономике. В рамках этого перехода, благодаря комплексной государственной поддержке и изучению лучших практик других государств, Китай достиг существенных результатов, особенно в областях, связанных с цифровизацией экономики, с возобновляемыми источниками энергии, с производством и внедрением электромобилей, - основами Европейского «зеленого курса».

Конкурентные преимущества китайских компаний, позволяющие им продвигать свои товары и услуги в данных рыночных нишах, вызывают неприятие государств «коллективного Запада», в том числе США и стран - участниц Евросоюза. Основным средством «сдерживания» КНР становятся различные ограничительные меры, которые - наряду с санкционной войной против России -ведут к дальнейшей фрагментации мирового хозяйства. В такой ситуации попытки официального Берлина находить компромиссы вряд ли будут успешными.

Литература / References

Белов В.Б. (2023 a). О новой стратегии Германии по отношению к Китаю // Аналитические записки Института Европы РАН. - Москва. - № 3. - С. 16-24 [Belov V.B. (2023 a). On Germany's new strategy towards China [O novoi strategii Ger-manii po otnosheniyu k Kitayu] // Analytical papers of the Institute of Europe RAS. -Moscow. - N 3. - P. 16-24]. (In Russian). DOI: 10.15211/analytics31620231624.

Белов В.Б. (2023 б). Германо-китайские экономические отношения в условиях актуальных геополитических вызовов // Современная Европа / РАН, ИЕ. -Москва. - № 7. - C. 111-126 [Belov V.B. (2023 b). German-Chinese economic relations in the context of current geopolitical challenges [Germano-kitaiskie ekonomiches-kie otnosheniya v usloviyakh aktual'nykh geopoliticheskikh vyzovov] // Contemporary Europe / RAS, IE. - Moscow. - N 7. - P. 111-126]. (In Russian). DOI: 10.31857/S0201708323070094.

Белов В.Б. (2024). Основные итоги апрельского визита канцлера ФРГ О. Шольца в Китай // Аналитические записки Института Европы РАН. - Моск-218

Отношения ФРГ с КНР:

- непростое триединство

партнерства, конкуренции и соперничества

ва. - № 9. - С. 12-19 [Belov V.B. (2024). The main results of the April visit of German Chancellor O. Scholz to China [Osnovnye itogi aprel'skogo vizita kantslera FRG O. Shol'tsa v Kitai] // Analytical papers of the Institute of Europe RAS. - Moscow. -N 9. - P. 12-19]. (In Russian). DOI: http://doi.org/10.15211/analytics2920241219.

Зарицкий Б. (2021). Германия-Китай: партнеры, конкуренты или системные соперники? // Мировая экономика и международные отношения / РАН, ИМЭМО. - Москва. - № 2. - С. 16-28 [Zaritsky B. (2021). Germany-China: partners, competitors or systemic rivals? [Germaniya-Kitai: partnery, konkurenty ili sis-temnye soperniki?] // World economy and international relations / RAN, IMEMO. -Moscow. - N 2. - P. 16-28]. (In Russian). DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-2-16-28.

Мельникова Ю. (2022). Отношения ЕС и КНР и будущее многополярности: что выберет Германия? / РСМД. - Москва. - 30.09. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/otnosheniya-es-i-knr-i-budushchee-mnogopolyarnosti-chto-vyberet-germaniya/ (дата обращения: 09.08.2024) [Mel'nikova Yu. (2022). EU-China relations and the future of multipolarity: what will Germany choose? [Otnosheniya ES i KNR i budushchee mnogopolyarnosti: chto vyberet Germaniya?] / RCIA. - Moscow. - 30.09. - URL: https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/otnosheniya-es-i-knr-i-budushchee-mnogopolyarnosti-chto-vyberet-germaniya/ (date of access: 09.08.2024)]. (In Russian).

Супян Н. (2015). Германо-китайские экономические отношения: риски и перспективы // Современная Германия: экономика и политика / Под общ. ред.

B.Б. Белова. - Москва: Весь Мир. - С. 370-391 [Supyan N. (2015). German-Chinese economic relations: risks and prospects [Germano-kitaiskie ekonomicheskie otnosheniya: riski i perspektivy] // Contemporary Germany: economics and politics [Sovremennaya Germaniya: ekonomika ipolitika] / V.B. Belov (Ed.). - Moscow: Ves' Mir. - P. 370-391]. (In Russian).

Тимофеев П.П., Харитонова Е.М., Хорольская М.В. (2023). Европа в поисках новых внешнеполитических стратегий: подходы аналитических центров Германии, Франции и Британии // Современная Европа / РАН, ИЕ. - Москва. - № 7 -

C. 35-48 [Timofeev P.P., Haritonova E.M., Horol'skaya M.V. (2023) Europe in search of new foreign policy strategies: German, French and British think tanks' approaches [Evropa v poiskakh novykh vneshnepoliticheskikh strategii: podkhody analiticheskikh tsentrov Germanii, Frantsii i Britanii] // Contemporary Europe / RAS, IE. - Moscow. -N 7. - P. 35-48]. (In Russian). DOI: 10.31857/S0201708323070033.

Цвык А.В. (2019). Стратегическое партнерство Германии и Китая на современном этапе: актуальные проблемы и новые возможности // Актуальные проблемы Европы / РАН, ИНИОН. - Москва. - № 4. - С. 210-228 [Tsvyk A. (2019). Strategic partnership between Germany and China at the present stage: current problems and new opportunities [Strategicheskoe partnerstvo Germanii i Kitaya na sovremennom etape: aktual'nyeproblemy i novye vozmozhnosti] // Current problems of Europe / RAN, INION. - Moscow. - N 4. - P. 210-228]. (In Russian). DOI: 10.31249/ape/2019.04.12.

Abele C. (2024). De-risking von China auch außerhalb Chinas // GTAI. -Shanghai. - 25.03. - URL: https://www.gtai.de/de/trade/china/wirtschaftsumfeld/de-risking-von-china-auch-ausserhalb-chinas-1738330 (date of access: 04.08.2024).

Abele C., Herzner R., Otte Ch. (2024). Nachhaltigkeit verändert deutschchinesische Investitionen // GTAI. - Shanghai; Hong Kong; Bonn. - 28.02. - URL: https://www.gtai.de/de/trade/china/wirtschaftsumfeld/nachhaltigkeit-veraendert-deutsch-chinesische-investitionen-1080526 (date of access: 04.08.2024).

Blitzumfrage der Deutschen Handelskammer in China: Preisdruck und schwache Nachfrage sind die größten Herausforderungen deutscher Unternehmen in China. (2024) / Deutschen Handelskammer in China. - Peking. - 17.06. - 2 S. - URL: https://workdrive.zohopublic.com.cn/external/99de77890e31f0bbe0f479b60928c5fa13f 951783b953a62370195eb06336bb8 (date of access: 04.08.2024).

China complains to Germany after foreign minister calls Xi a «dictator». (2023) // Reuters. - London. - 18.09. - URL: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/china-complains-germany-after-foreign-minister-calls-xi-dictator-2023-09-18/ (date of access: 04.08.2024).

China-Strategie der Bundesregierung. (2023) / Auswärtiges Amt. - Berlin. -64 S. - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/2608578/810fdade376b1467f 20bdb697b2acd58/china-strategie-data.pdf (date of access: 04.08.2024).

EU concerns about Chinese subsidies: what the evidence suggests. (2024) / Bickenbach F., Dohse D., Rolf J. Langhammer R.J., Liu W.-H. // Intereconomics / Deutsche Zentralbibliothek für Wirtschaftswissenschaften (ZBW). - Hamburg. -Vol. 59. Issue 4. - P. 214-221.

Gemeinsame Erklärung zum Besuch von Staatspräsident Xi: Schaffung einer umfassenden strategischen Partnerschaft zwischen Deutschland und China. (2014) / Bundesregierung. - Berlin. - 28.03. - URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/service/archiv/alt-inhalte/gemeinsame-erklaerung-zum-besuch-von-staatspraesident-xi-schaffung-einer-umfassenden-strategischen-partnerschaft-zwischen-deutschland-und-china-411848 (date of access: 09.08.2024).

Huld A. (2024 a). Bilaterale Direktinvestitionen China-Deutschland: Trends und Ausblick // China Briefing / Dezan Shira & Associates. - Hong Kong. - 09.04. -URL: https://www.china-briefing.com/news/bilaterale-direktinvestitionen-china-deutschland-trends-und-ausblick/ (date of access: 09.08.2024).

Huld A. (2024 b). China issues 24 new measures to attract foreign investment // China Briefing / Dezan Shira & Associates. - Hong Kong. - 20.03. - URL: https://www.china-briefing.com/news/foreign-capital-in-china-action-plan-attract-fdi/ (date of access: 09.08.2024).

Kovlce K. (2024). German Vice Chancellor says China's Russia support hurt ties // Bloomberg. - New York. - 22.06. - URL: https://www.bloomberg.com/ news/articles/2024-06-22/german-vice-chancellor-says-china-support-for-russia-hurts-ties (date of access: 09.08.2024).

Martinez M. (2024). Germany's China strategy needs updating, economy minister says // Reuters. - London. - 21.06. - URL: https://www.reuters.com/world/ europe/germanys-china-strategy-needs-be-updated-econ-minister-says-2024-06-21/ (date of access: 09.08.2024).

Matthes J. (2024). Deutsche Direktinvestitionen nach China und Hongkong auf neuem Höchststand: von Diversifizierung kaum eine Spur / Institut der deutschen

Отношения ФРГ с КНР:

- непростое триединство

партнерства, конкуренции и соперничества

Wirtschaft. - Köln. - 16.02. - URL: https://www.iwkoeln.de/studien/juergen-matthes-deutsche-direktinvestitionen-nach-china-und-hongkong-auf-neuem-hoechststand-von-diversifizierung-kaum-eine-spur.html (date of access: 09.08.2024).

Memorandum of understanding between the Government of the Federal Republic of Germany and the Government of the People's Republic of China on the establishment of the Dialogue and cooperation mechanism on climate change and green transition. (2023) / BMWK. - Berlin. - 20.06. - URL: https://www.zim.de/ Redaktion/DE/Downloads/P-R/paper-ger-chn-climate-and-transformation-dialogue.html (date of access: 09.08.2024).

Nationale Sicherheitsstrategie: Wehrhaft. Resilient. Nachhaltig: Integrierte Sicherheit für Deutschland. (2023) / Bundesregierung, Auswärtiges Amt. - Berlin. -76 S. - URL: https://www.nationalesicherheitsstrategie.de/Sicherheitsstrategie-DE.pdf (date of access: 09.08.2024).

Ready, set... compete: business confidence survey 2023/24. (2024) / German Chamber of Commerce in China. - Beijing. - 56 p. - URL: https://workdrive. Zohopublic.com.cn/external/36b3f7f9ef15937fdafd27dba39a8c3c45cf7e5c1674e72dcbd 313b85dabda04 (date of access: 09.08.2024).

Viklenko K. (2024). Ist China bald nicht mehr Deutschlands größter Handelspartner? // GTAI. - Bonn. - 27.01. - URL: https://www.gtai.de/de/ trade/china/wirtschaftsumfeld/ist-china-bald-nicht-mehr-deutschlands-groesster-handelspartner--1072614 (date of access: 09.08.2024).

Wissing unterzeichnet Absichtserklärung zum Datentransfer mit China: im Alleingang. (2024) / Fokuhl J., Heide D., Olk J., Benninghoff M. // Handelsblatt. -Düsseldorf. - 26.06. - URL: https://www.handelsblatt.com/politik/deutschland/china-politik-wissing-schliesst-absichtserklaerung-zum-datentransfer-mit-peking-im-alleingang/ 100047863.html (date of access: 09.08.2024).

DOI: 10.31249/ape/2024.04.11

© Belov V.B.1 Germany's relations with China: an uneasy trinity of partnership, competition and rivalry

Abstract. Since 2019, Brussels and Berlin have been building relations with Beijing in the paradigm of the contradictory triad of partnership, economic competition and systemic value rivalry. The current German

1 Belov Vladislav Borisovich - PhD in Economics, Leading Researcher, Head of the Department of Country Studies and of the Center for German Studies, Member of the Directorate of IE RAS; [email protected] ORCID: 0000-0002-5096-193 X

government continues to adhere to this approach, which was enshrined in the coalition agreement. On its basis, during 2022 and the first half of 2023, the first German «Strategy on China» was being prepared, whichreflected not so much the unity as the differences of the coalition parties in shaping the current Chinese vector of the Germany's foreign policy. As in other strategic issues, the Social Democrats, Greens and Liberals were forced to follow the path of compromise, which called into question the possibility of achieving the strategic goals and objectives in the long term.

The article examines the specifics of the preparation of the «Strategy on China», its adoption, as well as the implementation (from the second half of 2023) of the political and economic provisions of this strategic document. Special attention is paid to the study of the latest trends in foreign trade and investment cooperation between Germany and China in 2023-2024, the role of various government departments and the European Commission in the evolution of bilateral relations. The author analyzes the significance of the visits of Federal Chancellor O. Scholz and Vice-Chancellor R. Habeck to China in April and June 2024, which took place against the backdrop of worsening economic relations between Brussels and Beijing. The main «stumbling block» in the negotiations were issues related to state support for Chinese businesses, which, from the point of view of the European Commission, «distorts» the principles of «fair market competition». The author attempts to predict the future of German-Chinese relations in the medium term.

Keywords: Germany, China, European Union, partnership, competition, rivalry, transformation, foreign trade, investment.

Статья поступила в редакцию (Received) 30.06.2024 Доработана после рецензирования (Revised) 02.07.2024 Принята к публикации (Accepted) 05.07.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.