Научная статья на тему 'Политика Франции на китайском направлении в контексте противостояния между Вашингтоном и Пекином'

Политика Франции на китайском направлении в контексте противостояния между Вашингтоном и Пекином Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Франция / Китай / сотрудничество / «сдерживание» / ЕС / Индо-Тихоокеанский регион / конфронтационный курс США / «западная солидарность» / противоречивая политика / France / China / cooperation / «containment» / EU / IndoPacific region / US confrontational course / «Western solidarity» / contradictory pollicy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чернега Владимир Николаевич

С момента установления дипломатических отношений с КНР в 1964 г. президенты Франции рассматривали диалог с Пекином как фактор, расширяющий возможности Пятой республики для маневрирования на международной арене. Реформы Дэн Сяопина сделали КНР привлекательным экономическим партнером. Однако по мере роста экономической мощи Китая и его влияния в мире политика Франции на данном направлении становилась все более противоречивой. С одной стороны, французская дипломатия прилагала усилия для продвижения интересов национального бизнеса на китайском рынке. С другой стороны, давление США, рассматривающих Китай как основного соперника в борьбе за мировое лидерство и стремящихся сплотить европейских союзников в рамках своего конфронтационного курса, а также активность Пекина в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР), в Африке (в частности, в бывших французских колониях), «нелояльная конкуренция» в торговле со стороны китайского бизнеса побуждали Париж участвовать в «сдерживании» Китая под предлогом того, что возвышение КНР представляет опасность для «либерального международного порядка». Э. Макрон, пришедший к власти в 2017 г. и переизбранный на второй срок в 2022 г., также действует в рамках такого противоречивого подхода. Но он привнес в него определенную специфику, связанную с ключевым элементом своей внешнеполитической концепции, – с идеей о превращении ЕС в «державу Европа». Отсюда попытки продвижения «единой европейской политики» в отношении КНР, в том числе в рамках ИТР. Однако данная установка лишь усугубила противоречивый характер политики Франции в отношении Китая. Вдобавок охлаждение отношений во франко-германском тандеме, «моторе» европейской интеграции, уменьшило возможности Парижа влиять на политику ЕС. В целом Франция все больше втягивается в «сдерживание» Китая в рамках «западной солидарности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

French policy towards China in the context of rivalry between Washington and Beijing

Since the establishment of diplomatic relations with the PRC in 1964, French presidents have considered these relations as a factor expanding Paris’s ability to maneuver in the international arena. Deng Xiaoping’s reforms made China an attractive economic partner. However, as China’s economic power and its influence in the world grew, France’s policy in this area became increasingly contradictory. On the one hand, French diplomacy made efforts to promote the interests of national business in the Chinese market. On the other hand, pressure from the United States, which views China as the main rival in the struggle for world leadership and seeks to rally European allies on confrontational course, as well as Beijing’s activity in Indo-Pacific region (IPR), Africa (in particular, in the former French colonies), and alleged «disloyal competition» in trade from Chinese businesses encouraged Paris to participate in the «containment» of China under the pretext that the rise of the PRC posed a danger to the «liberal international order». E. Macron, who came to power in 2017 and was re-elected for a second term in 2022, also operates within this contradictory approach. But he brought into it a certain specificity related to the key element of his foreign policy concept – the idea of transforming the EU into a «European power». Hence the attempts to promote a «common European policy» towards China, including within the framework of the IPR. However, this attitude only aggravated the contradictory nature of France’s policy towards China. In addition, the cooling of relations in the Franco-German tandem, the «engine» of European integration, has reduced Paris’s ability to influence EU policy. Overall, France is increasingly drawn into the «containment» of China within the framework of «Western solidarity».

Текст научной работы на тему «Политика Франции на китайском направлении в контексте противостояния между Вашингтоном и Пекином»

Б01: 10.31249/аре/2023.04.09

Чернега В.Н.1

Политика Франции на китайском направлении в контексте противостояния между Вашингтоном и Пекином

Аннотация. С момента установления дипломатических отношений с КНР в 1964 г. президенты Франции рассматривали диалог с Пекином как фактор, расширяющий возможности Пятой республики для маневрирования на международной арене. Реформы Дэн Сяопина сделали КНР привлекательным экономическим партнером. Однако по мере роста экономической мощи Китая и его влияния в мире политика Франции на данном направлении становилась все более противоречивой. С одной стороны, французская дипломатия прилагала усилия для продвижения интересов национального бизнеса на китайском рынке. С другой стороны, давление США, рассматривающих Китай как основного соперника в борьбе за мировое лидерство и стремящихся сплотить европейских союзников в рамках своего конфрон-тационного курса, а также активность Пекина в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР), в Африке (в частности, в бывших французских колониях), «нелояльная конкуренция» в торговле со стороны китайского бизнеса побуждали Париж участвовать в «сдерживании» Китая под предлогом того, что возвышение КНР представляет опасность для «либерального международного порядка».

1 Чернега Владимир Николаевич - доктор юридических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посланник, главный научный сотрудник, ИНИОН РАН; [email protected] ORCID: 0000-0002-3031-0187

Э. Макрон, пришедший к власти в 2017 г. и переизбранный на второй срок в 2022 г., также действует в рамках такого противоречивого подхода. Но он привнес в него определенную специфику, связанную с ключевым элементом своей внешнеполитической концепции, - с идеей о превращении ЕС в «державу Европа». Отсюда попытки продвижения «единой европейской политики» в отношении КНР, в том числе в рамках ИТР. Однако данная установка лишь усугубила противоречивый характер политики Франции в отношении Китая. Вдобавок охлаждение отношений во франко-германском тандеме, «моторе» европейской интеграции, уменьшило возможности Парижа влиять на политику ЕС. В целом Франция все больше втягивается в «сдерживание» Китая в рамках «западной солидарности».

Ключевые слова: Франция, Китай, сотрудничество, «сдерживание», ЕС, Индо-Тихоокеанский регион, конфронтационный курс США, «западная солидарность», противоречивая политика.

Франко-китайские отношения имеют давнюю и непростую историю. В рамках настоящей статьи стоит отметить только, что Франция была первым западным государством, открывшим посольство в КНР (в 1964 г.)1. Генерал Ш. де Голль, основатель и первый президент Пятой республики (1958-1969), считал этот шаг (который тогда сочли революционным и во Франции, и за ее рубежами) важным элементом своей внешнеполитической стратегии. Он исходил из того, что КНР рано или поздно станет сверхдержавой, что объективно пойдет на пользу французским интересам, так как увеличит возможности Парижа для маневрирования на международной арене [Bozo, 2019, p. 233]. Но, закрыв посольство в Тайбэе, Ш. де Голль продолжал поддерживать Тайвань, представлявший Китай в ООН (в том числе в качестве постоянного члена в Совете Безопасности). Франция признала соответствующие права за КНР лишь в 1971 г., при президенте Ж. Помпиду (1969-1973), после того когда это сделали США.

В целом и после Ш. де Голля французские президенты развивали отношения с КНР и одновременно поддерживали связи с Тайванем. В 1970-е годы в Тайбэе открылось бюро французского

1 Великобритания установила дипломатические отношения с КНР раньше, в 1950 г., но посольство там не открыла. 166

Политика Франции на китайском

- направлении в контексте

противостояния между Вашингтоном и Пекином

Управления внешних экономических отношений, а в 1993 г. -

Французский институт, де-факто являвшийся представительством

Франции, который в 2011 г. был трансформирован во Французское

бюро, существующее до сих пор.

Отношения Франции с КНР получили значительный импульс при президенте Ж. Шираке (1995-2007). К концу ХХ в. в результате реформ Дэн Сяопина КНР начала превращаться во все более привлекательного экономического партнера. Помимо прочего, Париж и Пекин сближала афишируемая обоими государствами приверженность многостороннему подходу при решении международных проблем. В 2004 г. Франция и Китай подписали декларацию о «глобальном стратегическом партнерстве», в которой подчеркивалась императивность такого подхода для коллективной безопасности в мире. Декларация подтверждала «единство» Китая и Тайваня и указывала на неприемлемость попыток продвинуть независимость острова [Déclaration..., 2004].

Однако при президентах Н. Саркози (2007-2012) и Ф. Олланде (2012-2017) франко-китайские отношения стали приобретать все более противоречивый характер. Помимо общей обеспокоенности «коллективного Запада» тем, что быстрое экономическое развитие материкового Китая и его вовлечение в процесс глобализации не приводят к изменению политического режима КНР по западному образцу, Париж был обеспокоен ростом китайской экономической активности в бывших французских колониях в Африке и в Новой Каледонии (заморской территории Франции в южной части Тихого океана). В результате Франция, с одной стороны, продолжала курс на весьма привлекательное для национального бизнеса экономическое сотрудничество с Китаем, с другой - постепенно втягивалась в продвигаемое Соединенными Штатами «сдерживание» КНР, необходимое якобы для того, чтобы защищать «либерально-демократические ценности» перед лицом антидемократического режима [Братерский, 2024].

Данный противоречивый подход унаследовал и Э. Макрон, избранный президентом Франции в 2017 г., на второй срок - в 2022 г. Прежде чем рассмотреть ключевые особенности его внешнеполитического курса, целесообразно вкратце остановиться на том, как «китайский вопрос» трактуется в современной французской научной литературе, поскольку во Франции специалисты-

международники оказывают значительное влияние на формирование дипломатических подходов Пятой республики к основным внешнеполитическим проблемам.

«Китайский вопрос» в работах французских экспертов

Большинство французских авторов описывают сегодняшний Китай одновременно с восхищением и обеспокоенностью. Восхищение вызывает, в первую очередь, впечатляющий рывок в экономическом развитии, который страна совершила в последние десятилетия. К примеру, П. Лоро, президент Института Шуазель (фр. Institut Choiseul), занимающегося вопросами международной политики и геоэкономики, отмечает, что Китай, действуя с опорой на сочетание рыночных механизмов, жесткого государственного планирования и контроля и «невысоких требований к соблюдению прав интеллектуальной собственности», смог не просто фактически догнать США по объему ВВП, но и бросить им вызов в плане развития передовых технологий. С таким вызовом США сталкиваются впервые. Поэтому неудивительно, что они считают Китай «экзистенциональным противником», которого необходимо устранить, используя все доступные средства [Lorot, 2022, p. 49].

В то же время характер политического режима в КНР и ее «усилившаяся геополитическая экспансия в мире» вызывают обеспокоенность Ф. Лоро. Тем не менее он задается вопросом, должны ли Франция и другие государства - члены ЕС следовать за США, которые пытаются втянуть их в «антикитайский крестовый поход» [Ibid., p. 58]. Ф. Лоро не дает однозначного ответа на данный вопрос. С одной стороны, он считает, что у ЕС и США есть общая заинтересованность в «сдерживании» КНР, с другой - высказывает сомнения в правильности конфронтационной стратегии, на которую делает ставку Вашингтон. По мнению Ф. Лоро, с учетом взаимозависимости, существующей между двумя сверхдержавами в торгово-экономической сфере, Соединенные Штаты, втянувшись в конфронтацию, рискуют оказаться в так называемой «ловушке Фукидида»1 [Ibid.].

1 Речь идет о Пелопоннесской войне между Афинами и Спартой в 431434 г. до н.э. Формально Спарта выиграла эту войну, однако война истощила обе стороны до такой степени, что они престали быть значимыми державами. 168

Политика Франции на китайском

- направлении в контексте

противостояния между Вашингтоном и Пекином

О возможной «ловушке Фукидида» для США пишет и Т. Гомар из Французского института международных отношений (фр. Institut français des relations internationales, IFRI). Он тоже отмечает наличие в Китае тоталитарного режима во главе с КПК, однако, по его мнению, Соединенные Штаты борются не столько с этим режимом, сколько за свою гегемонию в мире. «Китай и США исповедуют одну и ту же религию - они поклоняются материальному успеху и сражаются друг с другом за господство над энергетическими потоками и лидерство в цифровых технологиях. Речь идет о том, кто будет боссом мирового капитализма в 2050 году» [Gomart, 2023, p. 13].

Другие авторы предпочитают рассуждать о геополитической и геоэкономической «экспансии» Китая, а также о «хищнических» методах, которые он якобы применяет, чтобы достичь своих целей. К примеру, один из самых известных французских специалистов по геополитике и международным отношениям, профессор Университета Клермон-Оверни (фр. Université Clermont Auvergne, UCA) Ф. Шарийон утверждает, что инвестиционные проекты Китая в развивающихся странах не столько способствуют подъему их экономик, сколько затягивают их в долговую кабалу. По его словам, при строительстве объектов в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) КНР использует преимущественно собственный персонал; соответственно, трансфера компетенций местным кадрам не происходит. В то же время в самом Китае власти настаивают, чтобы иностранные предприятия передавали местным партнерам компетенции и технологии. Помимо прочего, Ф. Шарийон отмечает, что некоторые китайские объекты строятся якобы с прицелом на то, чтобы при необходимости их можно было использовать в военных целях. С особой обеспокоенностью Ф. Шарийон указывает, что в 2017 г. Китай открыл военную базу в Джибути (в районе Африканского Рога) [Charillon, 2022, p. 153]. Стоит напомнить, что Джибути является бывшей колонией Франции, и там находится ее собственная военная база - самая крупная из всех, имеющихся в ее распоряжении (там также расположены военные базы США и Японии).

Общим местом в работах, посвященных Китаю, является утверждение, что он продвигает свои товары на внешних рынках на основе «нелояльной конкуренции», поскольку многие китай-

ские корпорации субсидируются государством. Другие исследователи обвиняют КНР в том, что она проводит империалистическую и неоколониалистскую политику и при этом пытается подспудно продвигать в государствах-клиентах свою политико-социальную модель.

Однако есть и другие точки зрения. Так, научный сотрудник Центра экономических исследований при Сорбоннском университете Р. Эррера считает, что, прежде чем обвинять Китай в подобных «грехах», нужно сравнивать его политику с политикой США и «коллективного Запада» в целом. Р. Эррера указывает, что скрытое субсидирование национальных товаров существует и там. Кроме того, характерной чертой торгово-экономических обменов, которые Соединенные Штаты и другие западные государства навязывает развивающемся миру, является разница («ножницы») между низкими ценами на товары, которые они оттуда импортируют, и высокими ценами на товары, которые они туда экспортируют. Эти «ножницы» обогащают Запад, но обескровливают развивающиеся экономики. В китайском случае разница в ценах невелика, что делает обмены более эквивалентными и выгодными для небогатых стран. Кроме того, Китай строит на их территории инфраструктуру, предоставляя кредиты под невысокий процент и не выдвигая никаких требований по поводу внутренней политики своих партнеров [Herrera, 2023, p. 13].

Приведенное мнение все же является исключением. Большинство французских исследователей видят в Китае опасного соперника «коллективного Запада», хотя, как показано выше, не всегда согласны со стратегией противоборства с КНР, которую предлагают Соединенные Штаты. Более того, некоторые авторы трезво оценивают политику США в отношении европейских союзников, отмечая, что установка «Америка прежде всего» (англ. «Атейса first») в США была и остается руководством к действию, независимо от того, кто находится в Белом доме. США игнорируют интересы европейцев, если они вступают в противоречие с американскими интересами [Gomart, 2019, p. 250; Lorot, 2022, p. 71-72].

Тем не менее почти все французские эксперты, наблюдающие за развитием противоборства между Пекином и Вашингтоном, принимают сторону США. Это объясняется не только общностью «ценностей» США и ЕС, но и тем, как французские исследователи 170

Политика Франции на китайском

- направлении в контексте

противостояния между Вашингтоном и Пекином

оценивают перспективы данного противостояния. Сравнивая возможности двух сверхдержав на международной арене, они исходят из предположения, что, несмотря на экономические успехи Китая, США сохраняют решающее превосходство над ним в «умной силе»1.

В целом французские специалисты признают, что в последнее десятилетие Китай не только существенно увеличил свой военный потенциал, но и усилил материальную компоненту своей «мягкой силы» (инвестиции в экономику, сферу образования, науку различных стран, предоставляемые им кредиты, займы, субсидии), а также нарастил экспорт вооружений, создающий зависимость покупателя от продавца (обучение персонала, запчасти, сервисное обслуживание, модернизация и т.п.). Тем не менее большинство авторов уверены, что более гибкая экономическая и политическая система США позволит им остаться лидером в производстве технологий, в том числе военных, а значит - и в экспорте вооружений. В еще большей степени французские авторы убеждены в преимуществе Соединенных Штатов в областях, соотносящихся с нематериальной составляющей «мягкой силы», - в привлекательности политической, экономической, социальной, культурной модели страны, образа жизни, языка.

Насколько приведенные суждения соответствуют действительности - вопрос, заслуживающий отдельного рассмотрения. В рамках данной статьи достаточно отметить, что вышеописанное восприятие Китая и США, доминирующее в среде французских экспертов, находит свое отражение и во внешнеполитической практике Парижа.

Франко-китайские отношения при Э. Макроне

Важнейшее место среди внешнеполитических приоритетов Э. Макрона занимает идея о превращении ЕС в «державу Европа», способную стать одним из «мировых полюсов» наряду с США и КНР [Сидоров, 2023]. Еще до своего избрания президентом Э. Макрон писал, что ЕС должен приобрести «стратегическую са-

1 Этот термин предложил американский политолог Дж. Най, имея в виду сочетание «жесткой силы» (военная мощь) с «мягкой силой» (способность менять политику других государств без применения насильственных методов) [Най, 2014, с. 59].

мостоятельность», уже только потому, что Соединенные Штаты все более разворачиваются в сторону Азии и концентрируются на соперничестве с Китаем [Macron, 2016, p. 58]. Тем не менее, поначалу, стремясь утвердиться в международной политике, самый молодой в истории Пятой республики глава государства (в момент избрания в 2017 г. ему было 39 лет) взял курс на укрепление двухсторонних отношений с Китаем. Помимо прочего, он надеялся благодаря новым контрактам уменьшить хронический дефицит торгового сальдо (в 2017 г. импорт китайских товаров во Францию составлял 49 млрд евро, а экспорт французских товаров в КНР -19 млрд евро) [Les relations..., 2018].

Выступая на Генеральной ассамблее ООН в сентябре 2017 г., президент подтвердил приверженность Франции многостороннему подходу к решению международных проблем, что вызвало положительный отклик в Пекине [Bari, 2021, p. 178]. В январе 2018 г. Э. Макрон в сопровождении многочисленной группы французских бизнесменов посетил Китай с государственным визитом, в ходе которого одобрительно высказался об инициативе «Один пояс, один путь» и призвал Евросоюз принять участие в соответствующих проектах. Стороны наметили программу обменов визитами, а также контактов в рамках многосторонних мероприятий, в частности на встречах G20 [Visite d'Etate..., 2019].

Но уже в августе того же года, выступая на ежегодной встрече главы государства с французскими послами, Э. Макрон заявил, что, даже если Китай «активно участвует в классической многосторонней игре», он одновременно «продвигает свое видение мира и проявляет склонность к гегемонизму» [Discours du Président..., 2018]. Президент заявил, что не намерен «слепо следовать» конфронтационному курсу Вашингтона в отношении Пекина, но одновременно подчеркнул, что для Франции жизненно важно сохранять взаимодействие с США, несмотря на «изоляционистскую» политику Д. Трампа [Ibid.].

Франция продолжала развивать связи с Тайванем, в том числе по линии военно-технического сотрудничества (ВТС). В 2020 г. французские компании подключились к работам по модернизации фрегатов, поставленных острову еще в 1991 г. Пекин незамедлительно выразил сильнейшее неудовольствие по поводу этой сделки [Armement..., 2020]. 172

Политика Франции на китайском

- направлении в контексте

противостояния между Вашингтоном и Пекином

По существу, Э. Макрон продолжил противоречивый политический курс Н. Саркози и Ф. Олланда, стремившихся сочетать получение выгоды от торгово-экономических обменов с Китаем с участием в «сдерживании» КНР, особенно в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР). Э. Макрон неоднократно подчеркивал, что Франция также является индо-тихоокеанской державой, поскольку на ее заморских территориях в ИТР проживают 1,65 млн французских граждан, а на военных базах в регионе дислоцированы 8 тыс. военнослужащих [Conférence des ambassadrices..., 2023]. Будет нелишним добавить, что наиболее крупные французские контингенты находятся на о. Майотта (1,6 тыс. человек), на о. Новая Каледония (1,45 тыс.), во Французской Полинезии (900) и что принятый в июле 2023 г. Закон о военных программах 2024-2030 гг. предусматривает рост военных расходов Франции в ИТР на 13 млрд евро [LOI N 2023-703 relative à la programmation..., 2023].

По инициативе президента в 2018-2021 гг. французское правительство разработало «Стратегию Франции в ИТР». В документе обосновывалась важность данного региона для Франции: помимо указанных выше факторов, отмечалось, что благодаря своим заморским департаментам и территориям Франция обладает в ИТР экономической зоной площадью 11 млн км2; на ИТР приходится 18% импорта Франции; ее инвестиции в регионе в 2021 г. достигли 108 млрд евро; в ИТР имеется 25 французских посольств, 14 генконсульств, 18 военных миссий и 35 представительств Французского агентства развития [La stratégie..., 2021].

Большое внимание в «Стратегии», естественно, уделяется Китаю. Подчеркивается, что Франция не рассматривает КНР как враждебную державу, но считает его партнером в торгово-экономической области и одновременно конкурентом, не придерживающимся принципов «лояльной конкуренции», а также «системным соперником». В документе указано, что Китай ставит под сомнение «сложившийся международный порядок», а также свободу судоходства и национальный суверенитет в ЮжноКитайском море и Тайваньском проливе (имеется в виду, прежде всего, установление Китаем фактического контроля над Парасель-скими островами и частью островов Спратли, на которые претендует ряд других стран региона), что становится причиной «нагнетания напряженности». Франция, претендующая на роль «уравновеши-

вающей державы», полагает, что необходимо противодействовать этой политике КНР, - в частности, «через поддержание баланса сил, в том числе военных», в данных зонах [La stratégie..., 2021].

В «Стратегии» говорится и о необходимости координации действий в ИТР с США. В отличие от приводившихся выше высказываний Э. Макрона, в данном случае в «Стратегии» нет никакой двусмысленности: Соединенные Штаты именуются в документе «союзником и ключевым актором в регионе» [Ibid.]. В связи с этим представляет интерес оценка Т. Гомара, который считает, что военные ресурсы Франции в ИТР недостаточны и что в случае конфликта с Китаем она не сможет защитить свои индо-тихоокеанские владения без помощи со стороны США [Gomart, 2023, p. 13].

Согласно тексту «Стратегии», Франция должна строить отношения стратегического партнерства в ИТР, прежде всего с Индией и Японией; за ними следуют Южная Корея, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Вьетнам. Обращает на себя внимание, что в этом ряду нет Австралии. После того, как Э. Макрон стал президентом Франции в 2017 г., он попытался создать «антикитайскую ось» с участием Индии, Австралии и Японии, хотя эти страны с 2007 г. уже взаимодействовали с США в рамках формата QUAD - четырехстороннего диалога по вопросам безопасности. В 2018 г. во время визита в Нью-Дели Э. Макрон подписал с Индией ряд контрактов по линии ВТС, а также соглашение о военном сотрудничестве, предусматривающее взаимное использование военных баз в Индийском океане (с французской стороны - в Джибути и на о. Реюньон) [Delfranoux, 2018].

В том же году был окончательно оформлен контракт на поставку Австралии 12 французских подводных лодок (предварительное соглашение было подписано в 2016 г.), что, по мысли Э. Макрона, должно было способствовать укреплению «оси». Однако в 2021 г. Австралия, заключившая оборонное соглашение AUKUS c Соединенными Штатами и Великобританией, разорвала контракт, заявив, что купит вместо французских американские подлодки. Для Франции это означало не только потерю международного престижа и 56 млрд евро, но и крах исходного проекта «оси» (в то время как по инициативе алминистрации Дж. Байдена работа формата QUAD, напротив, активизировалась) [Guisnel, 2021]. Париж 174

Политика Франции на китайском

- направлении в контексте

противостояния между Вашингтоном и Пекином

даже отозвал своих послов из Канберры и Вашингтона. Однако позже, уже после опубликования «Стратегии Франции в ИТР», отношения с Австралией (как и с США) вернулись на «круги своя». Французские военные корабли и самолеты совместно с воинскими подразделениями США и Австралии участвуют в маневрах и патрулировании в тех частях ИТР, где якобы просматривается «угроза» со стороны Китая, в частности в Тайваньском проливе.

Франция придает важное значение координации действий в ИТР с Великобританией, которая тоже стремится играть здесь активную роль. Как отмечает Ш. Каннифф в своей статье в журнале «Национальная оборона», хотя Великобритания участвует в Лики8 и является соперником Франции в ИТР в инвестиционной сфере, в торговле и поставках вооружений, «общая угроза» со стороны Китая побуждает оба государства к расширению сотрудничества [Сипш££, 2022].

Но основным приоритетом для Э. Макрона все же является формирование единой политики ЕС по отношению к КНР. В связи с этим символично, что во время государственного визита Си Цзиньпина в Париж в 2019 г. Э. Макрон принимал его вместе с канцлером ФРГ А. Меркель и председателем Европейской комиссии Ж.-К. Юнкером. Присутствие канцлера ФРГ должно было подчеркнуть важнейшую роль, которую играет в ЕС франко-германский тандем, с 1970-х годов ставший «мотором» европейской интеграции. Э. Макрон активно содействовал выработке «Стратегии ЕС по сотрудничеству в Индо-Тихоокеанском регионе», обнародованной в апреле 2021 г. В ней утверждается, что ЕС нацелен не на конфронтацию с Китаем, а на сотрудничество с ним для продвижения в регионе «стабильности и процветания». Вместе с тем в тексте документа ставится акцент на необходимости развития взаимодействия со странами ИТР для защиты свободы судоходства, а в более широком плане - для создания региональной системы безопасности, «основанной на правилах». Документ призывает государства - члены ЕС способствовать обеспечению безопасности морских коммуникаций, в том числе посредством увеличения своего военно-морского присутствия в ИТР. Хотя в данном случае впрямую ничего не говорится о КНР, легко понять, против кого направлен этот курс. В документе также указывается, что ЕС будет продолжать политику санкций в ответ на нарушения прав

человека: и здесь уже явно имеются в виду антикитайские санкции, введенные Брюсселем под предлогом нарушения прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе [Conclusions du Conseil..., 2021].

Стоит отметить, что еще в 2019 г. Еврокомиссия характеризовала Китай одновременно как «партнера по сотрудничеству», «стратегического конкурента» и «стратегического соперника» [Commission reviews..., 2019]. В мае 2021 г., спустя всего месяц после публикации «Стратегии ЕС по сотрудничеству в Индо-Тихоокеанском регионе», Еврокомиссия приостановила процесс ратификации заключенного с КНР шестью месяцами ранее Всеобъемлющего соглашения по инвестициям (ВСИ), которое заблокировал Европарламент, ссылаясь на недостаточную защиту иностранных инвестиций в китайской экономике и недопустимость контрсанкций Пекина в отношении ряда евроструктур, еврочинов-ников и евродепутатов [L'UE suspend..., 2021].

Таким образом, ставка Э. Макрона на то, что ЕС начнет играть более активную роль в ИТР, не упростила, а усложнила отношения с КНР. Фундаментальное противоречие между желанием вести бизнес с Китаем и стремлением поддерживать поощряемую Соединенными Штатами политику его «сдерживания» только усугубилось. Одновременно - уже при канцлере О. Шольце - отношения внутри франко-германского тандема существенно охладились, что негативно сказалось и на престиже Франции в ЕС. Проблемы назревали давно и постепенно становились более явными. ФРГ - экономический «локомотив» и главный финансовый донор ЕС - была все менее склонна мириться с претензиями Франции на лидерство в тандеме и в европейской интеграции, а германские элиты, все более откровенно афиширующие собственные внешнеполитические и внешнеэкономические интересы (далеко не во всем совпадающие с французскими) постепенно «входили во вкус» державной политики. Эта тенденция проявилась, в частности, в ноябре 2022 г., когда О. Шольц отправился с визитом в Пекин, «забыв» согласовать цели визита с Э. Макроном. Официально основным намерением О. Шольца было побудить Китай оказать давление на Россию в связи со СВО на Украине, но на деле самым важным вопросом на переговорах была активизация экономического сотрудничества ФРГ и КНР. Для Германии, которая 176

Политика Франции на китайском

- направлении в контексте

противостояния между Вашингтоном и Пекином

из-за прекращения поставок российского газа впервые за долгое время столкнулась с экономической рецессией и дефицитом торгового сальдо, это сотрудничество приобретало жизненно важное значение [Allemagne..., 2022]. Можно добавить, что, по мнению российского исследователя Ф.О. Трунова, несмотря на про-атлантический настрой германского истеблишмента, Берлин весьма сдержанно относится к попыткам Вашингтона вовлечь ФРГ и НАТО в конфронтацию с Пекином [Трунов, 2023].

В свою очередь, Э. Макрон в сопровождении председателя Еврокомиссии У. фон дер Ляйен посетил Китай с государственным визитом в апреле 2023 г. В этом случае также официально считалось, что важнейшая цель визита - побудить Пекин оказать содействие в деле прекращения российской СВО [Emmanuel Macron se rendra.., 2023]. В то же время вместе с Э. Макроном в Китай прибыла большая экономическая делегация, и в ходе визита был подписан ряд важных контрактов, в частности контракты на строительство на территории Китая новых сборочных предприятий концерна «Airbus» и на покупку китайскими компаниями самолетов «Airbus», произведенных в Европе. Однако новый импульс, который могло получить франко-китайское прагматическое сотрудничество, значительно ослабили заявления У. фон дер Ляйен, угрожавшей Пекину принятием жестких мер в ответ на его сотрудничество с Россией, а также в связи со всё возрастающим дисбалансом в торговле между ЕС и КНР в пользу последнего из-за практикуемой китайскими компаниями «нелояльной конкуренции» [Visite de Macron..., 2023]. В мае 2024 г. Э. Макрон вместе с У. фон дер Ляйен принял ответный государственный визит Си Цзиньпина. Состоявшиеся переговоры показали, что позиции сторон по указанным вопросам практически не изменились [Lasserre, 2024]. Симтома-тично, что канцлер О. Шольц не счел необходимым принять участие в этих переговорах.

***

Как долго Э. Макрон сможет проводить свою противоречивую политику на китайском направлении, - утверждать, что ЕС не обязан «слепо следовать» курсу США на противостояние с Китаем, и одновременно вместе с Брюсселем все больше встраиваться в продвигаемый Вашингтоном процесс «сдерживания» КНР? По мнению большинства французских специалистов, Франция в

рамках «западной солидарности» медленно, но верно «сползает» в сторону более активного участия в «сдерживании» Китая. Позиции Франции в ИТР стали слабее после волнений на о. Новая Каледония в мае 2024 г. ввиду серьезной сепаратистской угрозы со стороны канаков - коренного населения острова [La crise en Nouvelle-Calédonie..., 2024]. В ближайшее время многое будет зависеть от ситуации вокруг Тайваня, а также от результатов президентских выборов в США в ноябре 2024 г. Если новый президент США, даже несмотря на сохранение нынешнего статус-кво между Тайбэем и Пекином, резко ужесточит противостояние с КНР, Франция, скорее всего, все же постарается уклониться от участия в этом противостоянии.

Литература / References

Братерский М.В. (2024). Фрагментация vs глобализация // Актуальные проблемы Европы / РАН, ИНИОН. - Москва. - № 1. - С. 7-12 [Bratersky M.V. (2024). Fragmentation vs globalization [Fragmentatsiya vs globalizatsiya] // Curent problems of Europe / RAN, INION. - Moscow. - N 1. - P. 7-12]. (In Russian). DOI: 10.31249/ape/2024.01.01.

Най Дж.С. (2014). Будущее власти: как стратегия умной силы меняет XXI век. - Москва: АСТ. - 444 с. [Nye J.S. (2014). The future of power: how smart power is changing the 21 st century [Budushchee vlasti: kak strategiya umnoi sily menyaetXXIvek]. - Moscow: AST. - 444 p.]. (In Russian).

Сидоров А.С. (2023). Военно-политическое измерение европейской интеграции (от де Голля до наших дней) / РАН, ИНИОН. - Москва. - 296 c. [Sidorov A.S. (2023). Military-political dimension of the European integration (from de Gaulle to the present day [Voenno-politicheskoe izmerenie evropeiskoi integratsii (ot de Gollya do nashikh dnei)] / RAS, INION. - Moscow. - 296 p.]. (In Russian).

Трунов Ф.О. (2023). ФРГ и процесс перестраивания США системы военно-политических форматов в ИТР // Мировая экономика и международные отношения / РАН, ИМЭМО. - Москва. - № 6. - С. 61-70 [Trunov Ph.O. (2023). Germany and the process of military-political formats system rebuilding by the US in Indo-Pacific region [FRG i protsess perestraivaniya SShA sistemy voenno-politicheskikh formatov v ITR] // World economy and international relations / RAS, IMEMO. - Moscow. - N 6. - P. 61-70]. (In Russian). DOI: 10.20542/0131-22272023-67-6-61-70.

Allemagne: les relations économiques entre la France et l'Allemagne. (2022) / Direction générale du Trésor. - Paris. - URL: https://www.tresor.economie.gouv.fr/ Pays/DE/les-relations-economiques-entre-la-frrance-et-l-allemagne (date of access: 06.08.2024).

Armement: la Chine demande à la France d'annuler un contrat avec Taïwan. (2020) // Le Point. - Paris. - 12.05. - URL: https://www.lepoint.fr/monde/armement-la-

Политика Франции на китайском

- направлении в контексте

противостояния между Вашингтоном и Пекином

chine-demande-a-la-france-d-annuler-un-contrat-avec-taiwan-12-05-2020-2375161_24.php (date of access: 06.08.2024).

Bari D. (2021). Chine: existe-t-il une «exceptionnalité française»? // La France, une puissance contrariée / B. Badie, D. Vidal (Dirs.). - Paris: La Découverte. - P. 175-181.

Bozo F. (2019). La politique étrangère de la France depuis 1945. - Paris: Flammarion. - 356 p.

Charillon F. (2022). Guerre d'influence: les États à la conquête des esprits. -Paris: Odile Jacob. - 346 p.

Commission reviews relations with China, proposes 10 actions. (2019) / European Commission. - Brussels. - 12.03. - URL: https://ec.europa.eu/commission/ presscorner/detail/en/IP_19_1605 (date of access: 06.08.2024).

Conclusions du Conseil sur la stratégie de l'UE pour la coopération dans la région-indo-pacifique. (2021) / Conseil de l'Union européenne. - Bruxelles. - 16.04. -10 p. - URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-7914-2021-INIT/fr/pdf (date of access: 06.08.2024).

Conférence des ambassadrices et des ambassadeurs: le discours du Président Emmanuel Macron. (2023) / Elysée. - Paris. - 28.08. - URL: https://www.elysee.fr/ emmanuel-macron/2023/08/28/conference-des-ambassadrices-et-des-ambassadeurs-le-discours-du-president-emmanuel-macron (date of access: 06.08.2024).

Cunniff S. (2022). Au-delà d'AUKUS: coordonner les effets stratégiques britanniques et français dans la région indo-pacifique // Revue Défense Nationale / Comité d'études de Défense Nationale. - Paris. - P. 195-209. - URL: https://www.cairn.info/ revue-defense-nationale-2022-HS3-page-195.html (date of access: 06.08.2024).

Déclaration commune franco-chinoise sur la coopération bilatérale entre les deux pays, notamment pour la maitrise des armements, la lutte contre le terrorisme, le respect des droits de l'Homme et sur les plans culturel et industriel, ainsi que sur la question du statut de Taïwan. (2004) // Vie publique. - Paris. - 27.01. - URL: https://www.vie-publique.fr/discours/145796-declaration-commune-franco-chinoise-sur-la-cooperation-bilaterale-entre (date of access: 06.08.2024).

Defranoux L. (2018). Inde: le grand jeu stratégique de Macron // Libération. -Paris. - 11.03. - URL: https://web.archive.org/web/20180312201628/https://www.liberation.^/ planete/2018/03/11/inde-le-grand-je-strategique-de-macron_1635409/ (date of access: 06.08.2024).

Discours du Président de la République à la conférence des ambassadeurs. (2018) / Elysée. - Paris. - 27.08. - URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/ 2018/18/08/discours-du-president-de-la-republique-a-la-conference-des-ambassadeurs (date of access: 06.08.2024).

Emmanuel Macron se rendra en Chine «début avril» pour que Pékin l'aide à «faire pression sur la Russie». (2023) // BFMTV. - Paris. - 25.02. - URL: https://bfmtv.com/politique/elisee/emmanuel-macron-annonce-qu-il-se-rendra-en-chine-debut-avril_AV-202302250147.html (date of access: 06.08.2024).

Gomart Th. (2019). L'affolement du monde. - Paris: Éditions Tallandier. - 318 p.

Gomart Th. (2023). Les ambitions inavouées: ce que préparent les grandes puissances. - Paris: Éditions Tallandier. - 334 p.

Guisnel J. (2021). Trafalgar australien pour les sous-marins français // Le Point. - Paris. - 16.09. - URL: https://www.lepoint.fr/monde/sous-marins-l-australie-rompt-le-contrat-du-siecle-avec-la-france-16-09-2021-2443427_24.php (date of access: 06.08.2024).

Herrera R. (2023). La Chine, est-elle impérialiste? - Paris: Éditions Critiques. - 184 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

La crise en Nouvelle-Calédonie percute la stratégie indo-pacifique de la France. (2024) / IFRI. - Paris. - 03.06. - URL: https://www.ifri.org/fr/espace-media/ifri-medias/crise-nouvelle-caledonie-percute-strategie-indo-pacifique-de-france (date of access: 06.08.2024).

Lasserre I. (2024). La visite de Xi Jinping à Paris révèle l'affrontement entre deux mondes // Le Figaro. - Paris. - 07.05. - URL: https://www.lefigaro.fr/ international/la-visite-de-xi-a-paris-revele-l-affrontement-entre-deux-mondes-20240507 (date of access: 06.08.2024).

La stratégie de la France dans l'Indopacifique. (2021) / Gouvernement. - Paris. -78 p. - URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/fr_a4_indopacifique_022022_ dcp_v1-10-web_cle017d22.pdf (date of access: 06.08.2024).

Les relations commérciales entre la Frannce et la Chine en 2017. (2018) / Direction générale du Trésor. - Paris. - URL: https://www.tresor.economie.gouv.fr/ Articles/2018/05/24/les-relations-commerciales-entre-la-france-et-la-chine-en-2017 (date of access: 06.08.2024).

LOI N 2023-703 relative à la programmation militaire pour les années 2024 à 2030 et portant diverses dispositions intéressant la défense (1). (2023) // J. officiel de la République française / Légifrance. - Paris. - N 0177. - 02.08. - URL: https://wwwlegifrance.gouv.fr/eMoi/2023/8Z1/ARMD2305491L/jo/texte (date of access: 06.08.2024).

Lorot P. (2022). La France dans le grand jeu mondial: pour un nouveau leadership. - Paris: Éditions Hermann. - 140 p.

L'UE suspend un accord commercial avec la Chine. (2021) // La Tribune. -Paris. - 21.05. - URL: https://web.archive.org/web/20210521110855/https://www.latribune.^/ economie/international/l-ue-suspend-un-accord-commercial-avec-la-chine-885110.html (date of access: 06.08.2024).

Macron E. (2016). Révolution: c'est notre combat pour la France. - Paris: XO Editions. - 270 p.

Visite d'Etate en Chine. (2019) / Elysée. - Paris. - 03-06.11. - URL: https://www.elysee.fr/en/emmanuel-macron/visite-detat-en-chine.fr (date of access: 06.08.2024).

Visite de Macron en Chine: Xi Jinping prêt à appeler Zelensky le moment voulu. (2023) // Le Figaro. - Paris. - 06.04. - URL: https://www.lefigaro.fr/ international/emmanuel-macron-accueilli-par-xi-jinping-avant-un-tete-a-tete-a-pekin-20230406 (date of access: 06.08.2024).

Политика Франции на китайском

- направлении в контексте

противостояния между Вашингтоном и Пекином

DOI: 10.31249/ape/2024.04.09

Chernega V.N.1 French policy towards China in the context of rivalry between Washington and Beijing

Abstract. Since the establishment of diplomatic relations with the PRC in 1964, French presidents have considered these relations as a factor expanding Paris's ability to maneuver in the international arena. Deng Xiaoping's reforms made China an attractive economic partner. However, as China's economic power and its influence in the world grew, France's policy in this area became increasingly contradictory. On the one hand, French diplomacy made efforts to promote the interests of national business in the Chinese market. On the other hand, pressure from the United States, which views China as the main rival in the struggle for world leadership and seeks to rally European allies on confrontational course, as well as Beijing's activity in Indo-Pacific region (IPR), Africa (in particular, in the former French colonies), and alleged «disloyal competition» in trade from Chinese businesses encouraged Paris to participate in the «containment» of China under the pretext that the rise of the PRC posed a danger to the «liberal international order».

E. Macron, who came to power in 2017 and was re-elected for a second term in 2022, also operates within this contradictory approach. But he brought into it a certain specificity related to the key element of his foreign policy concept - the idea of transforming the EU into a «European power». Hence the attempts to promote a «common European policy» towards China, including within the framework of the IPR. However, this attitude only aggravated the contradictory nature of France's policy towards China. In addition, the cooling of relations in the Franco-German tandem, the «engine» of European integration, has reduced Paris's ability to influence EU policy. Overall, France is increasingly drawn into the «containment» of China within the framework of «Western solidarity».

1 Chernega Vladimir Nikolaevich - ScD in Law, Extraordinary and Plenipotentiary Envoy, Chief Researcher, INION RAN; [email protected] ORCID: 0000-0002-3031-0187

Keywords: France, China, cooperation, «containment», EU, Indo-Pacific region, US confrontational course, «Western solidarity», contradictory pollicy.

Статья поступила в редакцию (Received) 14.05.2024 Доработана после рецензирования (Revised) 11.06.2024 Принята к публикации (Accepted) 15.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.