5. Данилова Н. В., Федотова В. В., Шинявская С. И., Пур-това Н. В. Алгоритм и принципы внедрения профессиональных стандартов в систему управления персоналом организации. Екатеринбург : УрФУ, 2016. 76 с.
6. Разработка программ подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода : монография / под ред. Г. А. Бордовского, Н. Ф. Радионовой, А. В. Тряпицына. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 243 с.
7. Зарыгин В. А. Формирование профессиональной компетентности специалиста в системе корпоративного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 22 с.
8. Нечаев Н. Н., Рябков О. А. Управление знаниями в образовательных учреждениях // Вестник Московского госу-
УДК 378
отношение студентов К уЧЕБЕ:
основные причины успеваемости и неуспеваемости
Статья содержит результаты исследования, проведенного среди студентов и посвященного сбору и анализу данных об основных причинах успеваемости и неуспеваемости студентов.
Ключевые слова: отношение к учебе, успех в учебной деятельности, саморазвитие, повышение успеваемости.
Проблема успеваемости сегодня особенно актуальна, так как она напрямую связана с качественной подготовкой будущих специалистов. Между тем не секрет, что в каждом вузе есть некоторое количество студентов, которые отчисляются почти сразу на первом или втором курсах обучения. Бюджетные средства при этом уже потрачены, но эффективной отдачи от их использования не получено. Кроме того, были заняты бюджетные места, которых желающим обучиться данной специальности могло не хватить. Те же из неуспевающих студентов, которые все-таки доучились до старших курсов, могут стать впоследствии плохими специалистами, не обладающими достаточными компетенциями для осуществления своих трудовых обязанностей.
Причины неуспеваемости могут быть разные [1; 2; 3; 4; 5]: нежелание учиться, неспособность учиться, невозможность хорошо учиться, неправильный выбор профессии и, как следствие, потеря интереса к учебе и многие другие. Но результаты плохой учебы могут иметь отрицательные последствия в будущем как для самого человека, так и для экономики и общества в целом. Неквалифицированный специалист неуверен в себе, у него отсутствуют необходимые знания. Вследствие этого он получает более низкую зарплату, у него нет перспектив карьерного роста, а в дальнейшем
дарственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2009. № 562. С. 209-218.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34683/ (дата обращения: 19.02.2017).
10. Коваленко Е. Г. Региональная экономика и управление : учебное пособие. СПб. : Питер, 2005. 288 с.
11. Егоршин А. П. Основы организации труда : учебник. М. : Инфра-М, НИМБ, 2014. 384 с.
12. Ямбург Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога. М. : Просвещение, 2014. 175 с.
© Шипилина Л. А., 2017
E. B. Wyntea, B. M. Wyntea E. V. Shulga, V. I. Shulga
students' attitudes toward
sTuDiEs: MAiN REASoNS oF AcADEMic AcHiEvEMENT AND uNDERAcHIEvEMENT
The article contains the results of the research, carried out among the students and dedicated to collect and analyze the data about the main reasons of the students' academic achievement and underachievement.
Keywords: attitudes to studies, success in learning activity, self-development, improving academic achievement.
появляется неудовлетворенность жизнью и психологические проблемы. Государство затрачивает средства на обучение квалифицированных специалистов, но в результате не получает их.
Тема данного социологического исследования коррелирует с психологическим исследованием на тему «Способность к выбору профессии в возрасте 18-19 лет» [4], проведенным нами ранее. Однако в данном исследовании мы исходили из предположения, что будущая профессия выбрана правильно, нравится студенту и устраивает его.
В университете уже после нескольких месяцев учебы прослеживается четкая дифференциация студентов на тех, кто учится вполне успешно, и тех, чья успеваемость оставляет желать лучшего. Почему некоторые довольно неглупые ребята остаются с тройками, хотя могут демонстрировать лучший результат? Возможно, для этого существуют вполне конкретные причины, одна из которых - определенное отношение к учебной деятельности.
В данном исследовании нас интересовало, какими факторами обусловлен успех в учебной деятельности, можно ли что-то изменить для улучшения ситуации в целом и можно ли что-то сделать, чтобы научиться учиться.
Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского государственного экономического университета и Ом-
ского государственного педагогического университета. В социологическом опросе приняли участие 100 человек. Анкетирование было анонимным.
Анкета
1. Как вы учитесь?
a) Только на «отлично»
b) На «отлично» и «хорошо»
c) Только на «хорошо»
d) На «хорошо» и «удовлетворительно»
e) Только на «удовлетворительно»
2. Сколько задолженностей вы имеете?
a) Ни одной
b) Одну
c) Две
d) Более двух
3) Какова основная причина ваших задолженностей?
a) Плохая подготовка к занятиям
b) Большое количество пропусков занятий
c) Недостаточные для обучения способности ^ Другое:_
4. Как часто вы пропускаете занятия?
a) Регулярно
b) Часто
c) Редко
d) Очень редко
5. Какова основная причина пропусков занятий?
a) Болезнь
b) Проспал
c) Подработки
d) Поездки домой
e) Другое:_
6. Удовлетворены ли вы своей успеваемостью?
a) Да
b) Нет
7. Как часто вы читаете научную литературу?
a) Регулярно
b) Часто
c) Редко
d) Очень редко
8. Активны ли вы на занятиях?
a) Обычно активен
b) Предпочитаю сидеть молча
c) Молюсь, чтобы меня не спросили
Ответ на вопрос о задолженностях показал, что они имеются у 39 % респондентов (11 % - у получающих оценки «хорошо» и «отлично», 28 % - у обладателей в своей зачет-
9. Чем вы занимаетесь на лекциях?
a) Записываю материал
b) Занимаюсь посторонними вещами (Интернет, игры в телефоне и т. д.)
c) Редко хожу на лекции ^ Другое:_
10. Используете ли вы дополнительные источники литературы? (библиотека, Интернет и т. д.)?
a) Регулярно
b) Часто
c) Редко
d) Очень редко
11. Как часто вы переживаете, если полученная оценка не соответствует ожидаемой?
a) Регулярно
b) Часто
c) Редко
d) Очень редко
12. Как часто вы задумываетесь о стратегическом планировании вашей жизни?
a) Регулярно
b) Часто
c) Редко
d) Очень редко
13. Стремитесь ли вы к карьерному росту?
a) Да
b) Нет
14. Занимаетесь ли вы физкультурой и спортом?
a) Да
b) Нет
15. Сколько вы тратите времени на подготовку к занятиям?
a) Меньше часа
b) 1 час
c) 2 часа
d) 3 часа
e) Более 3 часов
Ответ респондента:__________
Среди опрошенных тех, кто учится только на «отлично», оказалось 15 %, на «отлично» и «хорошо» - 45 %, только на «хорошо» - 4 %, на «хорошо» и «удовлетворительно» -32 %, только на «удовлетворительно» - 4 % (табл. 1).
ной книжке оценки «удовлетворительно»), что является ожидаемым результатом (табл. 2).
Таблица 1
Распределение ответов респондентов на вопрос «Как вы учитесь?»
Варианты ответов Только на «отлично» На «отлично» и «хорошо» Только на «хорошо» На «хорошо» и «удовлетворительно» Только на «удовлетворительно» Сумма
Кол-во 15 45 4 32 4 100
Таблица 2
распределение ответов респондентов на вопрос «сколько задолженностей вы имеете?»
Варианты ответов Ни одной 1 2 Более 2
Только на «отлично» 15 0 0 0
На «отлично» и «хорошо» 37 8 0 0
Только на «хорошо» 1 3 0 0
На «хорошо» 8 13 6 5
и «удовлетворительно»
Только на «удовлетворительно» 0 0 1 3
На вопрос об основных причинах задолженностей (таблица 3) респонденты поставили на первое место плохую подготовку к занятиям (43,6 %), затем большое количество пропусков занятий (25,6 %) и лишь на последнее место
недостаточные для обучения способности (20,5 %). Из этого можно сделать вывод о том, что у студентов с недостаточной успеваемостью не хватает волевых усилий для того, чтобы учиться на более высоком уровне.
Таблица 3
распределение ответов респондентов на вопрос «какова основная причина ваших задолженностей?»
Варианты ответов Плохая подготовка Большое количество Недостаточные для Другое
к занятиям пропусков занятий обучения способности
На «отлично» и «хорошо» 5 0 1 2
Только на «хорошо» 0 1 2 0
На «хорошо» 12 6 4 2
и «удовлетворительно»
Только на «удовлетворительно» 0 3 1 0
Этот же вывод подтверждает ответ на вопрос «Как часто вы пропускаете занятия?» (таблица 4). Студенты с более низкой успеваемостью пропускают занятия чаще и регуляр-
нее (77,8 %) по сравнению со своими коллегами-отличниками и хорошистами (22,2 %).
Таблица 4
распределение ответов респондентов на вопрос «как часто вы пропускаете занятия?»
Варианты ответов Регулярно Часто Редко Очень редко
Только на «отлично» 0 0 4 11
На «отлично» и «хорошо» 3 1 18 23
Только на «хорошо» 0 0 1 3
На «хорошо» и «удовлетворительно» 5 5 12 10
Только на «удовлетворительно» 3 1 0 0
Основной причиной пропуска занятий (таблица 5) респонденты указали «проспал» (41 %), что является неуважительной причиной и заставляет задуматься о дополни-
тельной системе контроля посещаемости, а также выявляет проблемы с самоорганизацией студентов.
Таблица 5
распределение ответов респондентов на вопрос «какова основная причина пропусков занятий?»
Варианты ответов Болезнь Проспал Подработки Поездки домой Другое
Только на «отлично» 6 3 1 4 1
На «отлично» и «хорошо» 14 19 1 2 9
Только на «хорошо» 1 1 0 1 1
На «хорошо» 9 15 2 2 4
и «удовлетворительно»
Только на «удовлетворительно» 0 3 1 0 0
Вполне закономерным можно считать результат (таблица 6), что хорошо занимающиеся студенты в большей степени удовлетворены своей успеваемостью (39 %), чем остальные ребята (6 %). Это свидетельствует об адекватной
самооценке студентов и имеющейся возможности использования неудовлетворенности неуспевающих для улучшения их результатов.
Таблица 6
Распределение ответов респондентов на вопрос «Удовлетворены ли вы своей успеваемостью?»
Варианты ответов Да Нет
Только на «отлично» 14 1
На «отлично» и «хорошо» 24 21
Только на «хорошо» 1 3
На «хорошо» и «удовлетворительно» 5 27
Только на «удовлетворительно» 1 3
Довольно неожиданным стал результат (табл. 7), свиде- дентов (82 %) во время лекций записывает материал, хотя тельствующий о том, что абсолютное большинство респон- визуальное наблюдение субъективно доказывает обратное.
Таблица 7
Распределение ответов респондентов на вопрос «Чем вы занимаетесь на лекциях?»
Варианты ответов Записываю Занимаюсь посторонними вещами Редко хожу Другое
материал (Интернет, игры в телефоне и т. д.) на лекции
Только на «отлично» 13 2 0 0
На «отлично» и «хорошо» 38 5 1 1
Только на «хорошо» 4 0 0 0
На «хорошо» 27 3 1 1
и «удовлетворительно»
Только на «удовлетворительно» 0 1 3 0
Вполне предсказуемым стало то, что абсолютное большинство студентов стремится к карьерному росту (90 %), занимается физкультурой и спортом (77 %), примерно с оди-
наковой частотой читает научную литературу (табл. 8). Этот факт обусловлен, вероятнее всего, спецификой студенческой среды.
Таблица 8
Распределение ответов респондентов на вопрос «Как часто вы читаете научную литературу?»
Варианты ответов Регулярно Часто Редко Очень редко
Только на «отлично» 1 6 5 3
На «отлично» и «хорошо» 4 11 23 7
Только на «хорошо» 0 1 1 2
На «хорошо» 3 7 17 5
и «удовлетворительно»
Только на «удовлетворительно» 1 1 1 1
Однако хорошо успевающие студенты в разы активнее (81,4 % против 18,6 %) на занятиях, гораздо чаще используют дополнительную литературу (65,7 % против 34,3 %) и тратят больше времени дома на подготовку к занятиям. Это говорит о том, что в целом они уделяют гораздо больше внимания учебе, чем неуспевающие ребята. Также стоит отметить, что успешные студенты чаще переживают по поводу полученной оценки, если она не соответствует ожидаемой (71,2 % против 28,8 %), что свидетельствует о большом значении учебы для этой категории студентов. Возможно, это объясняется тем, что отличники чаще задумываются
о стратегическом планировании своей жизни (63,8 % против 36,2 %) и лучше понимают роль образования в современном мире.
На открытый вопрос о стремлении к саморазвитию большинство респондентов ответило, что саморазвитие играет ключевую роль в достижении успеха не только в учебе, но и во всех сферах жизни. Многие отмечают, что саморазвитие и самосовершенствование позволяют расширять кругозор и углублять знания, а также получать дополнительные навыки, необходимые для достижения жизненных целей.
Исследование показало, что у успешных студентов особое отношение к учебе. Секрет успеха заключается в их высокой организованности, в большом количестве времени, которое они уделяют занятиям как дома, так и в университете, частом использовании не только основных, но и дополнительных литературных источников. Их выделяют нацеленность на стратегическое планирование своей жизни и понимание важности образования в этой стратегии. Еще одним немаловажным ключом к успеху является постоянное стремление к саморазвитию.
Студентам, которые хотят повысить свою успеваемость, прежде всего необходимо уделить особое внимание повышению собственной дисциплины, сокращению пропусков занятий, подготовке к ним должным образом, а также увеличению времени, которое они тратят на самостоятельную подготовку. Также им стоит пользоваться дополнительными источниками литературы и быть по возможности более активными на занятиях.
Университетам, возможно, стоит ввести дополнительный контроль посещаемости занятий или активнее разрабатывать возможности обучения с помощью удаленного доступа через Интернет. Также одним из условий повышения успеваемости может являться активное поощрение студентов за самостоятельную работу дома. Необходимо уделить внимание пропаганде саморазвития личнос-
ти и разъяснению важности долгосрочного планирования жизни студента.
1. Бибрих Р. Р., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1987. № 2. С. 20-30.
2. Жуков Ю. Ю. Познавательная активность как фактор успеваемости студентов вузов физической культуры // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2013. № 9. С. 44-50.
3. Перцева М. В., Мусина С. В., Хаирова Т. Н., Слепова Л. Н., Дижонова Л. Б. Влияние физических упражнений на успеваемость студентов // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 212-213.
4. Шульга Е. В., Шульга В. И. Способность к выбору профессии в возрасте 18-19 лет // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2016. № 4 (13). С. 91-94.
5. Шхашемишева М. З, Анаев М. А. Взаимосвязь самооценки и успеваемости студентов // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. С. 40-44.
© Шульга Е. В., Шульга В. И., 2017