Г.Е. Смирнова
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
В статье рассматривается проблема трансформации учебной мотивации студентов в профессиональную в процессе обучения в вузе. Приводятся результаты исследования состояния профессиональной мотивации студентов первого и второго курсов очного отделения факультета психологии. Прослеживается ее изменение за время обучения
Ключевые слова: мотивы, мотивация, саморазвитие, интерес, информированность, самооценка, саморазвитие, самоактуализация.
Мотивация деятельности является одним из тех направлений в психологии, которое привлекает к себе внимание ученых и практиков всего мира. В управлении и образовании этот вопрос находится в центре внимания. Высокий уровень профессиональной мотивации субъекта - одно из основных условий его эффективной профессиональной деятельности. Высокоразвитая профессиональная мотивация является источником профессионального саморазвития личности. Она направляет в будущее, обеспечивая продуктивное целеполагание, активность и настойчивость в достижении поставленных целей. Следовательно, развитие профессиональной мотивации является равноценной с другими задачей в процессе становления специалиста в вузе.
Детальный и глубокий анализ научных исследований по данному вопросу представлен в учебном пособии Н.А. Бакшае-вой и А.А. Вербицкого «Психология мотивации студентов» [1]. Авторами выделены мотивы учебной, познавательной и профессиональной деятельности субъекта, рассмотрен процесс транс-
формации учебной мотивации в профессиональную в процессе обучения в вузе.
В русле контекстного обучения переход студентов вуза от учения к труду «осуществляется прежде всего по линии трансформации мотивов» [1]. В профессиональную мотивацию включают интерес к профессиональной деятельности и стремление к ее теоретическому осмыслению, стремление к профессиональному самосовершенствованию и развитию профессионально важных качеств, ответственность за результаты профессиональной деятельности, потребность в профессиональном общении и сотрудничестве и другие мотивы.
Известно, что среди абитуриентов, поступающих на факультет психологии, проводится традиционный отбор. В нем не учитываются требования профессии психолога к личности. Не рассматривается интерес к человеку и его развитию, не изучается структура мотивации. Даже в том случае, если бы такой отбор осуществлялся, при переходе абитуриента в статус студента, а студента - в статус специалиста, необходимо внимание преподавателей вуза к состоянию и развитию профессиональной мотивации студентов.
Изучив результаты обучения на очном отделении факультета психологии в течение года (с февраля 2008 по февраль 2009 г.), мы обратили внимание на то, что основной причиной отсева студентов является академическая неуспеваемость. Проследили связь между успеваемостью и посещаемостью студентов и определили, что низкая успеваемость в большинстве случаев у студентов, часто пропускающих занятия. В индивидуальных беседах такие студенты говорят, что учиться в вузе хотят, но работать психологами не будут. Кроме того, общаясь с выпускниками, мы выяснили, что по специальности работают менее 50% из них, в том числе и успешно обучавшихся в вузе. Почему сложилась такая ситуация? Студенты не были мотивированы изначально, при поступлении в вуз? Мотивация снизилась в процессе обучения в
вузе? Как изменяется профессиональная мотивация студентов факультета психологии в процессе обучения?
На первом этапе нашего исследования мы поставили перед собой цель изучить состояние профессиональной мотивации студентов, обучающихся на очном отделении факультета психологии. Исследование проводилось в декабре 2008 - январе 2009 г. Для проведения исследования нами была разработана анкета (под руководством старшего преподавателя кафедры общей и практической психологии В.Н.Сачкова), исследование проводилось при участии студентки 5 курса факультета психологии К.А. Дробя-щенко. Анкета была анонимной, она включала в себя 14 вопросов. Двенадцать из них содержали по пять утверждений о мотивах выбора профессии и влиянии обучения на факультете психологии на развитие профессиональной мотивации. Всего в исследовании приняли участие 130 студентов.
Рассмотрим полученные результаты на примере первого курса. На первом курсе - 54 студента. В исследовании приняли участие 45 человек. Мы изучили результаты зимней сессии на первом курсе. Оказалось, что 13 студентов получили оценки «отлично», 17 студентов - «отлично» и «хорошо», 8 студентов -«удовлетворительно», 16 студентов - смешанные оценки: «удовлетворительно» и «хорошо»/«отлично».
Таблица 1
Успеваемость студентов 1 курса (зимняя экзаменационная сессия)
Всего Отлично Хорошо и отлично Удовлетворительно и хорошо или отлично Удовлетвори- тельно
54 (100%) 13 (25%) 17 (32%) 16 (29%) 8 (14%)
Всего показали стабильно высокие результаты - 30 человек (57%), Средние нестабильные результаты - 16 человек (29%), стабильно низкие результаты - 8 человек (14%).
Мы проанализировали результаты анкетирования (на примере итогов анкетирования студентов первого курса) по каждому вопросу анкеты.
1-й вопрос: «Мое решение поступить на факультет психологии связано с тем, что...»
Таблица 2
Принятие решения поступить на факультет психологии
Утверждение Количество выборов Уровень профессиональной мотивации
Хочу стать специалистом в области психологии и работать психологом после окончания университета 25 высокий
Хочу овладеть профессией психолога, расширить кругозор 13 высокий
Мое решение поступить на факультет психологии связано с тем, что я хочу больше познать себя и окружающих людей 7 средний
При поступлении в вуз большинство абитуриентов имели желание работать по избранной специальности и именно с этой целью поступили учиться на факультет психологии (84%).
2-й вопрос: «Для меня психология - это.»
Таблица 3
Значение психологии в жизни студента
Утверждение Количество выборов Уровень профессиональной мотивации
Для меня психология - это наука, в развитии которой я могу и хочу поучаствовать 17 высокий
Изучение психологии для меня - это способ решить мои личные проблемы и помочь другим людям 11 высокий
Изучение психологии - интересное занятие, но не основное в моей жизни 15 средний
Для меня психология - это хобби, развлечение 1 низкий
Для меня психология - малозначимая область знаний 1 низкий
Часть студентов (62%) ставят психологию как науку и профессиональную деятельность в центр своих интересов. Часть студентов (33%) имеют интерес к психологии, но уже не рассматривают ее как свое основное занятие. Низкую мотивацию с помощью этих утверждений обнаруживаем у 2 человек (4%).
3-й вопрос. По утверждению 43-х студентов (96%), поступление на факультет психологии было их личным решением, двое студентов поступили на факультет под влиянием родителей.
4-й вопрос: «Как много я знал(а) о психологии как науке и о профессии «психолог» до поступления в вуз?»
Таблица 4
Информированность о профессии «психолог» до поступления в вуз
Утверждение Количество выборов Уровень профессиональной мотивации
Еще учась в школе, обладал(а) хорошим багажом знаний по психологии и использовала их на практике 2 высокий
Хорошо осведомлен(а), читал(а) книги по психологии 23 высокий
Имел(а) слабые представления о профессии 10 низкий
Получил(а) общие сведения из справочника «Куда пойти учиться?» 10 низкий
Больше половины студентов (56%) сообщили, что еще до поступления в вуз интересовались психологией. Информированность двадцати студентов первого курса (44%) о науке и о профессии «психолог» оказалась очень низкой. При поступлении на факультет они, согласно предыдущим утверждениям, хотели быть психологами, считали психологию интересной наукой, профессию психолога - полезной себе и другим людям, но знали о ней очень мало.
5-й вопрос: «В процессе обучения мое решение овладеть профессией психолога.»
Таблица 5
Влияние процесса обучения на факультете психологии на решение овладеть профессией психолога
Утверждение Количество выборов Уровень профессиональной мотивации
Укрепилось, это был правильный выбор 29 высокий
Подтвердилось, но частично, не полностью 10 средний
Что-то интересное есть, но кажется -это не мое 1 средний
Я еще не определился(лась) 5 низкий
В процессе обучения на факультете в течение четырех месяцев 29 студентов (64%) убедились, что приняли правильное решение, поступив на факультет психологии, у десяти студентов остаются небольшие сомнения в правильности своего решения (22%), шесть человек не смогли определиться в правильности своего выбора (14%).
6-й вопрос: «Хочу в процессе обучения больше...»
Таблица 6
Потребности студентов в процессе обучения на факультете психологии
Утверждение Количество выборов Уровень профессиональной мотивации
Хочу, чтобы было больше практических занятий, реальной профессиональной деятельности 28 высокий
Экспериментов, научноисследовательской деятельности 7 высокий
Меня все устраивает, ничего другого не хочу 7 средний
Развлечений, отдыха, спортивных мероприятий 3 низкий
Большинство студентов, выбравших первый вариант ответа, выбрали и второй, и, наоборот, многие из них пометили дополнительно утверждение: «Хочу больше лекционных занятий, глубоко изучить психологические теории и концепции», хотя никто из них не выбрал его как первое. Таким образом, по данному показателю 35 студентов (77%) проявили инициативу в более глубоком изучении будущей профессиональной деятельности. Часть студентов удовлетворены процессом обучения - 7 человек (15%). Многие студенты отметили, что хотели бы больше развлечений и спортивных мероприятий, обозначив в анкете это утверждение как свой второй или третий выбор. Если выбор этого утверждения был единственным выбором студента, мы определили уровень мотивации как низкий (8%).
7-й вопрос: «Определяю «меру трудности» обучения в вузе...»
Семь человек считают, что учиться на первом курсе трудно, но с программой обучения они справляются (15%). Большин-
ство, 33 человека, считают, что по разным предметам «мера трудности» разная (73%), пять человек учатся легко (12%).
8-й вопрос: «Моя познавательная активность в университете, на факультете психологии»
Таблица 7
Познавательная активность студента
Утверждение Количество выборов Уровень профессиональной мотивации
Повысилась 9 высокий
Не изменилась, высокая 8 высокий
Как обычно, нормальная 25 средний
Не изменилась, низкая 1 низкий
Снизилась 2 низкий
17 человек оценили уровень своей познавательной мотивации как высокий (38%), 25 - как средний (56%), 1 - как низкий (2%). Двое указали, что в процессе обучения на факультете уровень мотивации у них снизился (4%).
9-й вопрос: «В процессе профессионального становления мне помогают.»
Ведущими факторами профессионального становления 20студентов считают взаимодействие с преподавателями (44%), 12 - общение с однокурсниками (27%), 5 человек (11%) - освоение содержания обучения, 7 человек - свои личностные особенности (16%), 1 человек - овладение методиками, тестами (2%).
10-й вопрос: «Обучение на факультете психологии дает
мне.»:
способность самоактуализироваться, расти и развиваться в личностном и профессиональном плане - 25 человек (56%);
повышение самооценки, уверенности в себе, в своих силах, решение внутренних проблем, противоречий - 13 человек (28%).
положительные эмоции, общение со сверстниками - 1 человек (2%);
багаж дополнительных знаний - 3 человека (7%); документ о высшем образовании - 3 человека (7%).
Можно отметить, что большинство студентов (84%) высоко оценивают возможности профессионального и личностного саморазвития в процессе овладения профессией психолога.
11-й вопрос: «Я оцениваю свою включенность в процесс обучения...»
Таблица 8
Самооценка включенности в процесс обучения
Утверждение Количество выборов Уровень профессиональной мотивации
Я активно обучаюсь, проявляю инициативу, участвую в организации семинаров, провожу исследования и т.д. 2 высокий
Когда намечается какое-либо мероприятие (выставка, семинар, презентация), я всегда стараюсь принять участие 22 высокий
Моя включенность средняя, я хожу на занятия, и мне этого хватает 21 средний
Из таблицы явно видно, как мало студентов проявляют инициативу в обучении. Только двое студентов (4%) отметили свою активную и инициативную позицию в овладении профессией, 22 человека отметили, что откликаются на инициативу преподавателя (49%). Огорчает полная пассивность почти половины первокурсников (47%).
12-й вопрос: «После окончания университета я собираюсь ...»
Таблица 9
Планирование профессиональной деятельности
Утверждение Количество выборов Уровень профессиональной мотивации
Собираюсь работать психологом 29 высокий
Хочу реализовать себя в науке психологии, мои планы выходят за границы деятельности психолога-практика 10 высокий
Получить второе высшее образование, психологического образования мне недостаточно 1 средний
Попробую себя в профессиях, граничащих с профессией «психолог» 3 низкий
Я не знаю, чем буду заниматься, мне все равно 2 низкий
При поступлении 38 человек (84%) выразили желание получить профессию психолога, через четыре месяца обучения на факультете 39 студентов первого курса сообщили о своих планах работать по специальности (85%). Шесть первокурсников не планируют работать психологами по окончании университета (15%).
Таблица 10 Развитие профессиональной мотивации у студентов 1 курса
Всего студентов Приняли участие в анкетировании Мотивация высокая Средняя Низкая
54 45 28 (62%) 12 (27%) 5 (11%)
Оказалось, что на первом курсе из 45 студентов, ответивших на вопросы анкеты, 62% имеют высокий уровень развития профессиональной мотивации, 27% - средний, 11% - низкий. Из 45 человек 39 (86%) собираются работать психологами.
Для сравнения приведем результаты анкетирования студентов второго курса. В анкетировании приняли участие 34 человека. Всего на курсе - 39 человек.
Таблица 11
Результаты анкетирования студентов 2 курса
Мотивация высокая Средняя Низкая
Всего 16 (47%) 13 (38%) 5 (15%)
Поступили в вуз, потому что хотели работать психологами 23 человека (67%) , 10 - хотели познать себя, 1 - принял решение спонтанно. Только 15 человек из них читали книги по психологии и были хорошо осведомлены об этой профессии (44%), 19 человек имели о профессии слабые представления (56%). Желание овладеть профессий психолога за полтора года обучения укрепилось у 12 человек (35%), подтвердилось частично у 16 студентов (47%), 6 человек еще не определились (17%). 9 студентов считают, что в вузе их познавательная активность повысилась (26%), 6 человек считают, что она такая же высокая, как была (16%), 15 человек считают свою активность стабильно нормальной (44%), у двоих она снизилась(7%), у двоих осталась стабильно низкой (7%). Работать по специальности в настоящее время планируют 16 студентов (47%).
Мы проанализировали результаты зимней экзаменационной сессии студентов 2 курса.
Оказалось, что 8 студентов получили оценки «отлично»,
18 студентов - «отлично» и «хорошо», 13 студентов - смешанные оценки: «удовлетворительно» и «хорошо»/«отлично».
Таблица 12
Успеваемость студентов 2 курса (зимняя сессия)
Всего Отлично Хорошо и отлично Удовлетворительно, хорошо или отлично Удовлетвори- тельно
39 8(21%) 18(45%) 13(34%) нет
Стабильно высокие результаты успеваемости оказались у 26 студентов (66%), нестабильные и неровные результаты у 13 студентов (34%).
Таблица 13
Сводные данные по результатам исследования
Мотивация высокая Средняя Низкая
1 курс 28 (62%) 12 (27%) 5 (11%)
2 курс 16 (47%) 13 (38%) 5 (15%)
Анализ результатов анкетирования студентов первого и второго курсов очного отделения позволяет сделать следующие выводы:
1. Большинство из них поступали на факультет с желанием овладеть профессией психолога и работать по избранной специальности.
2. У большинства абитуриентов представления об этой профессии были очень приблизительными.
3. Многие ставили и ставят психологию в центр своих профессиональных интересов.
4. За время обучения у части студентов мотивация снижается, появляются сомнения в сделанном выборе.
5. Большинство студентов первого курса хотели бы быстрее окунуться в профессиональную деятельность.
6. Высокий уровень познавательной мотивации у себя отмечают менее половины студентов.
7. Подавляющее большинство студентов высоко оценивает обучение на факультете психологии в связи с возможностью самоактуализации, повышения самооценки, уверенности в себе.
8. Инициативу в обучении проявляет подавляющее меньшинст во студентов. Многие оценивают свою включенность в процесс обучения как среднюю.
9. На первом курсе планируют работать по специальности больше студентов (85%), чем на втором (47%).
Таким образом, у части студентов уровень профессиональной мотивации надо «подхватить» и развивать дальше, у части - начинать ее развитие с самого начала, опираясь на потребность личностного саморазвития. Необходима работа по созданию системы формирования устойчивой профессиональной мотивации у студентов. Цели этой системы: понимание студентами смысла профессии и своей миссии в этой профессии, теоретическое осмысление профессиональной деятельности, освоение практической деятельности психолога, целенаправленное профессиональное и личностное саморазвитие студентов в творческом взаимодействии с профессионалами-психологами в контексте будущей профессиональной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бакшаева НА., Вербицкий АА. Психология мотивации студентов: Учеб. пособие. М., 2006.