УДК 614.2-056.48-057.875
Г.Д. Жетписбаева, У.Б. Искакова, Т.М. Исмагулова, З.С. Абишева, М.С. Журунова
Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова,
Курс Валеологии
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ
В настоящем сообщении отражены результаты изучения отношения студентов города Алматы к своему здоровью. Ключевые слова: здоровье студентов, образ жизни, отношение к своему здоровью.
Здоровье молодежи, как наиболее социально перспективной части населения является фактором, от которого зависят благополучие и уровень развития жизненно важных общественных структур, информативным критерием уровня образования, здравоохранения и культуры общества [1,2]. Молодежь, как наиболее социально перспективная часть населения в значительной степени отражает характер процессов, происходящих в обществе. В свою очередь общественное здоровье, как комплексный показатель, обладает определенными свойствами в отношении биологических, демографических и социальных процессов, свойственных человеческому обществу, отражающих уровень его экономического и культурного развития, состояние медицинской помощи [3,4,5]. В то же время в образовательных учреждениях практически не поднимаются вопросы оценки состояния молодежи и их отношения к своему здоровью с целью выделения наиболее распространенных и социально значимых для учебных коллективов заболеваний для выбора приоритетов в лечебно-профилактической деятельности.
Цель исследования - изучение отношения студентов города Алматы к своему здоровью. Материал и методы исследования.
Методами сбора первичной информации являлись анкетный опрос и глубинное интервью. Выборочная совокупность анкетного опроса - 422 студента города Алматы.
Из общего числа респондентов, принявших участие в анкетировании, 75,4% составили студенты женского пола и 24,6% - мужского. При этом, в анкетирование приняли участие как студенты младшего (54,8%), так и старшего 45,2% курсов. Установлено, что большинство (48,3%) опрошенных были в возрасте 18-19 лет, в возрасте 20-22 года - 37,2%, от 16 до 18 лет - 12,8%; всего 1,7% респондентов приходилось на возрастную группу старше 22 лет. Результаты исследования.
За годы обучения в высших учебных заведениях (ВУЗ) студенты подвергаются интенсивному воздействию различных специфических
(характерных для ВУЗов) и неспецифических (социально-экономических, биологических и др.) факторов, оказывающих негативное влияние на их состояние здоровья. Студенты последних курсов в отличие от первокурсников оценивают свое здоровье более негативно, что, вероятно, обусловлено накоплением патологии за годы обучения в вузе. Для выяснения отношения студентов к своему здоровью большое значение имеет анализ их медицинской активности. Наблюдаются колебания структуры целей обращения в поликлинику у первокурсников и студентов старших курсов. У студентов первого курса на долю обращения в
медицинские учреждения с профилактической целью (профилактические осмотры и получение профилактических прививок) приходится 52,3%. У студентов старших курсов доля таких обращений заметно меньше (36,7%). Среди первокурсников несколько выше процент лиц, у которых причиной обращения в поликлинику послужило возникновение заболеваний (27,1% против 20,0% у студентов старших курсов). Доля респондентов, не обращавшихся в лечебно-профилактические учреждения, у студентов первого курса составила 20,6%, а среди старшекурсников - 43,3%. Следовательно, медицинская активность студентов с переходом на старшие курсы, снижается, так как в ВУЗах практически не проводят обязательных ежегодных профилактических осмотров среди студентов старших курсов.
Выбор лечебно-профилактического учреждения, в котором они хотели бы получать медицинскую помощь, различен у студентов разных курсов. 38,5% первокурсников выразили желание получать медицинскую помощь в специализированных медицинских учреждениях при учебном заведении. Среди старшекурсников их доля составила 50,0%. И только 31,3% студентов первого курса и 26,7% старшекурсников считают предпочтительным получать медицинскую помощь в поликлиниках по месту жительства.
Также отношение студентов к своему здоровью ярко характеризует их образ жизни, соблюдение или нарушение принципов здорового образа жизни (ЗОЖ).
Нами было установлено, что с повышением курса обучения количество лиц, нарушающих режим питания, увеличивается. Так, на младших курсах питаются 3-4 раза в день - 71,5% и завтракают перед занятиями - 70,8%, а на старших курсах, соответственно -59,1% и 64,5%. Среди студентов женского пола питаются 3-4 раза в день - 88,9% и завтракают перед занятиями - 85,3%, а среди мужского, соответственно - 42,6% и 51,5%. Серьезную угрозу для здоровья студенческой молодежи представляет высокая частота распространения вредных привычек. Так, из общего числа опрошенных студентов, курят 26,8%, в том числе 10,2% опрошенных лиц курят ежедневно. Среди первокурсников курят 22,9%, а к четвертому курсу число курящих увеличивается до 32,1%. Следует отметить, что доля лиц курящих среди лиц мужского пола в 5 раз больше по отношению к женскому (23,3% и 4,5% соответственно). Употребление алкоголя также имеет весьма широкое распространение среди студентов высших учебных заведений. Количество употребляемых крепких алкогольных напитков растет с увеличением срока обучения, что очевидно, во многом связано с абсолютной либерализацией продажи алкогольных
Вестник КазНМУ №2-2017
223
напитков и отсутствием широкой антиалкогольной пропаганды. Среди студентов первого курса 46,2% опрошенных с разной частотой употребляют алкогольсодержащие напитки. А у старшекурсников их доля возрастает до 66,7%. Причем, несмотря на относительно молодой возраст участников анкетирования, каждый пятый (21,7%) студент первого курса указал, что употребляет крепкие алкогольные напитки (водку, коньяк и т.д.), а среди студентов старших курсов уже каждый второй (50,0%) признался в употреблении крепких алкогольных напитков. Среди всех респондентов мужского пола 32,7% употребляют крепкие алкогольные напитки, а среди респондентов женского пола - 8,2%.
Достаточную продолжительность сна (8 и более часов) имеют 25,5%. Каждый пятый затрачивает на сон менее 6 часов (19,3%), при этом с трудом засыпает каждый третий (35,4%), сильно утомляются после занятий 74,5% респондентов. Отмечено снижение физической активности студентов. Студенты старших курсов в основном занимаются физкультурой и спортом от случая к случаю. Оптимальную физическую активность имеет только каждый пятый студент. Студенты практически не используют закаливающие процедуры: ежедневно делают утреннюю гимнастику 8,6%.
Другим важным параметром, характеризующим отношение студентов к своему здоровью, является самооценка состояния здоровья. Так, среди студентов первого курса 19,3% респондентов оценили состояние своего здоровья на «отлично»,
большинство участников анкетирования (60,6%) отметили хорошее состояние здоровья, 19,1% -удовлетворительное и только 1,0% - плохое. Однако с увеличением возраста на старших курсах уже только каждый десятый (10,0%) респондент оценил свое здоровье как отличное, а четвертая часть опрошенных лиц (26,6%) - как удовлетворительное и 3,4% - как плохое.
Таким образом, при анализе данных изучения образа жизни студентов установлено увеличение распространения вредных привычек среди студентов от 1-го курса к последнему, которые свидетельствуют об отсутствии положительных тенденций в среде студенческой молодежи по борьбе с вредными привычками. Из особенностей образа жизни студентов отмечено, что устают после занятий 74,5%; каждый третий - не соблюдает режим питания. При этом прослеживается тенденция снижения физической активности от младших к старшим курсам. Следовательно, опрошенные нами студенты недостаточно серьезно относятся к сохранению и укреплению собственного здоровья, соблюдению принципов ЗОЖ. Заключение.
Итоги социологического исследования образа жизни и здоровья студентов свидетельствуют, что от первого к последнему курсу увеличивается подверженность студентов воздействию факторов риска, сохраняется низкая мотивация среди студентов по соблюдению принципов здорового образа жизни.
Таким образом, нами выявлено недостаточно серьезное отношение студентов к своему здоровью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Аканов А.А., Тулебаев К.А., Слажнева Т.И. Политика формирования ЗОЖ в РК: Становление и развитие. - Алматы: 2010. - 188 с.
2 Казин, Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие. -Кемерово: КРИПКиПРО, 2009. - 243 с.
3 Кисляк О.А. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у подростков с артериальной гипертензией // Педиатрия. - 2013. - № 2. - С. 16-20.
4 Коренев Н.М., Богмат Л.Ф. Артериальная гипертензия подросткового возраста: распространенность, механизмы формирования // Таврический медико-биологический вестник. - 2009. - №2. - С. 83-86.
5 Искакова У.Б., Исмагулова Т.М., Асан Г.К. Здоровье и систематизированное рассматривание оценки образа жизни студентов. Актуальные проблемы физиологии, биофизики и медицины // М-лы Межд научн-практ конф. -Алматы: 2013. - С. 132-138.
Г.Д. Жетписбаева, У.Б. Искакова, Т.М. Исмагулова, З.С. Абишева, М.С. Журунова
С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыц медицина университету Валеология курсы
СТУДЕНТТЕРДЩ 03 ДЕНСАУЛЬ^ЫНА ЦвЗИДРАСЫ
Тушн: Осы ма^алада Алматы ;аласы студенттершщ езшщ денсаулыгына ;езк;арасы туралы зерттеулердщ нэтижелерi керсетшген.
ТYЙiндi сездер: студенттердщ денсаулыгы, емiр суру салты, езшщ денсаулыгына деген кез;арас.
G.D. Zhetpisbayeva, U.B. Iskakova, T.M. Ismagulova, Z.S. Abisheva, M.S. Zhurunova
Asfendiyarov Kazakh National medical university, Course of Valeology
THE ATTITUDE OF STUDENTS TO THEIR HEALTH
Resume: This report shows the results of the study of Almaty students' attitude to their health. Keywords: health of students, lifestyle, attitude to their health.
УДК 546.171+612.014,46:3.98.3
Б.А. Джусипбекова, ¥.С. Артьщбаева, К.Х. Хасенова, М. Амануллаева
Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, кафедра нормальной физиологии
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПОВ СТАРЕНИЯ
В данной работе предложен новый информативный метод оценки функционального возраста и темпа старения организма человека, который отличается доступностью и может использоваться в практической работе врачей медико-санитарных частей предприятий и организаций. Внедрение методики определения функционального возраста и темпа старения организма у профилактико-лечебных учреждений позволяет применять ее для ненозологической оценки состояния здоровья человека.
Ключевые слова: Старение, биологический возраст, функциональный возраст, темп старения, долголетия, долгожитель.
Введение. Старение - объективный процесс снижения жизнедеятельности организма за счет возрастной дезинтеграции адаптационных возможностей человека. Процесс старения человека на индивидуальном уровне проходит различными темпами. Старение может быть классифицировано, як физиологическое и преждевременное.
Соответственно, физиологическое старение характеризуется замедленным темпом старения дезинтеграционных процессов в организме. При этом функциональный (биологический) возраст человека соответствует календарному, или немного ниже его[1]. Преждевременное старение характеризуется ускоренным темпом дезинтеграционных процессов в организме человека.
Темп старения характеризует скорость динамики процессов возрастной инволюции организма человека. Количественная оценка темпа старения организма человека возможна за счет сравнения между значениями функционального и календарного возраста.
Определение функционального возраста и темпа старения человека является очень важным заданием превентивной геронтологии и гериатрии. Функциональный возраст - это санологическая категория, которая отображает уровень здоровья человека. [2].
В повседневной медицинской практике, к сожалению, немного врачей используют новые диагностические методы исследования, в том числе определение темпа старения. Главной причиной этого является отсутствие медицинского оборудования и аппаратуры в простых поликлиниках. [3]. Проблема изучения функционального
(биологического) возраста и темпов старения организма человека является очень важной в медицинской диагностике. (Метод. рекомендации по оценке темпов старения пожилых лиц массовых профессий по материалам периодического осмотра,
1980; Sauer J., Ries W., Muschner J., Schmidt E., Kuglich V., 1990; Токарь А.В., Войтенко В.П., Полюхов А.М., 1990). [4,5,6].
Материалы и методы. Для определения функционального возраста и темпа старения человека регистрировали:
1) Артериальное систолическое (САД) а диастолическое (ДАД) давление в мм.рт.ст.
2) Жизненную емкость легких (ЖЕЛ) с помощью спирометра или спирографа в состоянии относительного покоя в литрах.
3) Длительность задержки дыхания на вдохе (ЗД вд) и на выдохе (ЗД выдох) в секундах.
4) Статическое балансирование (СБ) в секундах во время стояния на левой ноге, глаза закрыты, в секундах.
5) Частота сердечных сокращений в состоянии покоя (ЧСС покоя), минута-1.
6) Частота сердечных сокращений после 20 приседаний (ЧСС нагрузки), минута-1 (после 60 лет облегчение нагрузки приседания на стул 10 - 5, в зависимости артериального давления).
Темп старения организма человека (ТС) рассчитывали по формуле:
ТС = (АСДф / АСДт + АДДф/АДДт + ЧССпокояФ/ЧССпокояТ +
ЧССнагрузкиФ/ЧССнагрузкиТ + ЖЕЛт/ЖЕЛф + ЗДвдохТ/ЗДвдохФ + ЗДвыдохТ/ЗДвыдохФ + СБт/СБф) / N. [7].
где Ф - фактическое значение показателя; т -табличное значение показателя; N - количество показателей, использованных в формуле. Значение темпа старения более 1,1 отображает ускоренный темп старения организма человека, значения темпа старения менее 1 - замедленный темп старения организма, значения 1 - 1,1 -физиологический темп старения. Функциональный возраст организма человека определяется по формуле: ФВ = ТС*КВ (2), где ФВ -