RELATION OF AGMU STUDENTS TO FORMING A HEALTHY LIFE STYLE. In the study the researchers investigate what students' opinions about healthy lifestyles are. The work identifies those negative factors that disrupt a healthy lifestyle. These factors will allow to organize preventive measures to preserve the health of young people. Serious attention is paid to their attitude towards alcohol, smoking, and drug use. Information on the analysis can be used to organize preventive work with students. The authors used the survey method for analyzing students' opinions by Ye.V. Davlatova and E.O. Dalimaeva (developed at Vitebsk State University named after P.M. Masherov, Belarus, 2016).
Key words: healthy lifestyle, health, youth.
Н.В. Трухачееа, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected] Н.П. Пупырев, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected] Г.В. Грибова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected] П.А. Дьяченко, студент, 1 курс, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected] А.А. Мусаева, студентка, 1 курс, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ АГМУ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В данном исследовании изучалось мнение студентов о здоровом образе жизни. Была сделана попытка выявить те негативные факторы, которые нарушают здоровый образ жизни. Учёт данных факторов позволит организовать профилактические мероприятия по сохранению здоровья молодых людей. Серьёзное внимание уделено их отношению к алкоголю, курению, употреблению наркотиков. Информацию по анализу можно использовать для организации профилактической работы со студентами. Для анализа мнения студентов авторы использовали опросную методику Е.В. Давлатовой и Е.О. Далимаевой (разработана в Витебском государственном университете им. П.М. Машерова, Беларусь, 2016 г).
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, молодёжь.
Введение
Темпы нашей жизни и технологии постоянно ускоряются и развиваются. В этот период становится ещё заметнее и актуальнеепроблемасохранения здоровья личности. Развитие технологий, к сожалению, ухудшает экологию, а вместе с ней страдает наше здоровье, развиваются новые болезни, сокращается средняя продолжительность жизни, растет количествосуицидов при наличии депрессий. Это влияет на социальное благополучие, на экономическую и политическую стабильность. Обще ствх озабочннхаостоянилм здлрннья специалистов, выпускаемых из вузов, ростом заболеваемости в ходе учебы и, как следствие, снижением работтнпособност и. В наши дни люди всех возрастных групп едва ли имеют свободное время для занятий спортом или другими аспектами здорового образа жизни (ЗОЖ), посоольки должнычто-то далать для своего выживания. Если раньше проблема здорового образа жизни обсуждалась лишь при обследовании у врача, тщ в ннсаиящее брета увтлиоалбльнхсао исследователей, которые изучают отношение современной молодёжи к здоровому образу жизни. Это исследования как российских, так и зарубежных учёных [1 - 6], в каждом из которых сдерахыеыводы оеом,чтонособлюдениеп^вил здорового образа жизни оказывает пагубное влияние на здоровье. И если оно (пагубное влияние) не обнаруживадтсл о молодыеголыыто облзлтдльоо проявится в дальнейшем.
Для студентов проблемой ооДлюденияЗОЖ яллялосх п бдлншил пежха-ческие нагрузки во время учёбы. Особенно эти угрозы проявляются во время сессии. Возможности снижения психических нагрузок во время учёбы с помощью современных технологий обучения e-learning и blendet learning посвящены работы авторов данной статьи [7; 8; 9].
В докладе учёных института изучения общественного мнения (The forsa Institute for Social Research and Statistical Analysis, Германия) за 2015 год отмечается, что отчётливо возрастает приём антодджрлссмнаон. Ei Гдрмохио трём ым десяти студенток и 15% студентам-юношам раз в год выставляется психический диагноз. Почти 4% людей с высшиа о^р^хто^^нг^хц^^л^ на 43% больше, чем в 2006 году И это выше, чем у их работающих сверстников. Замечено, что, чем старше студлнт, TrMöoneHBoeapTrneB оо к психхченкнм проблемам. Более половины заинтересованных лиц использовали профессиональную помощь, остальные обратились к плиаллогам иди п»р хотерапевтам. Йенс Бас, представитель университета им. Гумбольта в Берлине заявляет: «Мы знаем, что учёба значит стресс, прежде всего, в проверочные времена. Однако, это очень тревожно, что многие студенты не могут с этим лправитьля лами и нуждаются в медицинлкпй поддержке» [10].
Перечисленные выше проблемы обусловили актуальность исследования.
Цель исследования: определение отношения студентов к формированию здорового образа жизни.
Объект исследования: мнения студентов Алтайского государственного медицинского университета - фармацевтического и медико-профилактического факультетов.
Методы исследования: анкетирование, сравнение, обобщение, статистический анализ.
Данное исследование имеет выборочный характер. В опросе приняли участие 77 студентов. Из них 49 студентов медико-профилакти-
ческого и 28 студентов фармацевтического факультетов. Из них девушек - 56, юношей - 21. Возраст респондентов: 1998 - 2000 годы рождения.
Анкета была разработана с учётом её размещения на образовательном портале вуза в LMS MOODLE, что удобно для студентов, а также позволяет значительно сократить время сбора информации. Статистический анализ про-влдиллял ппмлщью табличнлгл редактлра.Илплльзуемые критерии: Стьюдента, хи-квадрат, критерий Фишера.
Задачи исследования:
1. Определить отношение студентов к здоровому образу жизни.
2. Выяснить, какие возможности имеют студенты для ведения здорового образа жизни.
3. Определить причины, которые мешают студентам вести здоровый образ жизни.
б.Высабптата рекпмнооацои пс снЗлюдсниоДОЖ.
Научный интерес представляет мнение студентов относительно здорового образа жизни, анализ полученных результатов опроса, выявление факта согласованности нли разлогласлявомнднояв на °азличныхфакультвтав. Однако елед дует заметить, что не существует здорового образа жизни, как некой особенной фоклыжнзнедеятельнолти, вге оОраза жинннк .елнм. Ннастносни,Виквпедня дает следующее определение здорового образа жизни: «Здоровый образ жизни- оЛ|вазжпзничлллалюа.запналланлыб насовваыениездоасвзя, паофоллк-тику болезней и укрепление человеческого организма в целом». Там же констатируется, что здоровье человека на 50-55% зависит от его образа жизни [11].
Результаты анкетирования, их анализ и обсуждение
В ходееаоведепия исследнвьнея плльчлныследпющиептмелы на вопросы нашей анкеты:
Вопрос 1. Ваш пол?
В |нлзкльтвтл аакеои%лвания бвло вюяснлво,ытоаа обсик фокдлктатаснбг учается больше девушек, чем юношей, 86% на фармацевтическом факультете (ФФ) а 35% за млдикo-пpофиоактнчллкамДоквлнтаол (МаФ),гфкчлызисвла-ность юношей на медико-профилактическом факультете больше (35%), чем на фaомaцлвтачаакoб)-4%).
Вопрос 2. В каком населенном пункте Вы получили образование?
Жнклаирдганнл паказало, что большая часть респондентов получила образование в городе. Процент таких студентов на медико-профилактическом факультете выше, чем на фармацевтическом, однако учитывая поселки городского типа, можно сказать, что различия практически не наблюдается (рис. 1).
Фармацевтический факультет
■ город и село и поселок городского типа 18%
Меди ко- профилактический факультет
■ город uce.no ипоселокгородского~ипа
4%
22%^^
^^^ 74%
Рис. 1. Схема соотношения количества студентов по месту получения образования
Вопрос 3. Какой балл ЕГЭ у Вас по биологии?
Пзиопро се респо ндертзо полвчил и сладкю щуе дазрвнзпедрее звач е еие на фармацевтическс м факультете равно 59,6, а на медико-профилактическом фаззвьнзте - 62Я В цеяью выьрвбрвя разинчоя успеваемости по факультетам были выдвинуты гипотезы: Н0: средний бал успеваемости студентов одинаков, Н,: средний бал успеваемости студентов разный.
Сущесзее9т ли ртаткрсичетка яга^к^я^^ р^зе^1^. в^песаембсти рр фл культетам, а именно между медико-профилактическим и фармацевтическим фа-кузьоетами, превзрялу у помещзю Яваеазоеивте спра-
ведлива Н0, статистически значимого различия нет, поскольку Мкрит.
Врпрлс 4 . ^ с псеиБбиА
При опросе респондентов получили следующие данные: среднее значение на фаемасеетзееиксм фанеьтепебавбо р1,ика медипр-ьрзфилашеибок уа-культете - 55. С целью выяснения различия успеваемости по факультетам нами были выдвинуты гипотезы: Н0: средний бал успеваемости студентов одинаков, Н,: средний бал успеваемости студентов разный.
Существует ли статистически значимое различие в успеваемости по фа-культетам,аимен5 между медико-профилзктическим з фармацевтическимфа-культетами, проверяли с помощью использовании ^еста. Оказалось, что справедлива Н0, стата вточерри зеачеяугозаолвнп р ет,поскооь кур11рУ
Вопрос 6.1. На Ваш взгляд, здоровый образ жизни - это ...?
На этртвепросстуд ентам было предложено выбрать ответы из предложенного списка (рис. 2).
Респонденты считают, что, если поддерживать здоровый образ жизни, они зоьуябт возмоунссььпибжиАЬ брлнп доегрю уизнь,от котаркй будут получать удовольствие, перестанут чувство вать регулярную усталость, будут правильно распределять свое время, где будут присутствовать не только учёба и развлечения, но и отдых, и занятия спортом, хотя бы зарядка по утрам. Также респонденты указывают на то, что для перехода на здоровый образ жизни необходимо разирвть с МБПого,запрбМ29сткБючаоьнелуфоу чзтань книн.
Вопрос 6. Как Вы оцениваете состояние Вашего здоровья?
В хода анзгизв оевееов ва вопросы.саалк узвзстно, чсо больший процент респондентов считает, что состояние их здоровья - хорошее, чуть меньший про-центонеинвкбт сустоянеебвоего здрравьз гак впоше уррслетворительное, и лишь у малого процента - плохо. С целью выяснения разлисия мнений по факультета. были выдвинуты гипотезы: Н0: мнения студентов одинаковы, Н,: мнения растятся. Тест хи-квадрат показал, что справедлива гипотеза Н0, статистически значимого различия нет (рис. 3).
Вопрос 7. Какие условия для сохранения здоровья наиболее важны?
Подавляющее число проанкетированных считают, что для сохранения здо-ровьзсамое главное - это безукоризненное выполнение правил здорового образа жизни. Другие решили, что зная о том, как заботиться о своем здоровье, мож-норонрауить звозтвое иафОБгре годы, ро зьжьо таое учитывать возможность консультации и лечения у хорошего специалиста, хорошую наследственность и окружающую среду, занятие спортом и соблюдение правильного питания.
Фармацевтический факультет
I рациональное питание
I занятие спортом
полноценный отдых
I отказ отвредных привычек
пол ожительные эмоции
Медико- профилактический факультет
I рациональное питание
I занятие спортом
полноценный отдых
I отказ от вреднных привычек
I положительные эмоции
вл ад ение навыками
безопасного
поведения
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос - Здоровый образжизни-это...?
Фармацевтический факультет
Меди ко-профилактический факультет
в удовл итворител ь ное
I хорошее
и плохое
i '/доелнтбзрительное
■ хорошее
Рир. 3. Самррцерка ррртрярия здрррвья ртудертрв
Здоровым образом жизни респонденты считают, прежде всего, отказ от вредных привычек и занятие спортом, также в это понятие для них входят полноценный отдых, рациональное и сбалансированное питание, получение, безусловно, положительных эмоций и, конечно же, владение навыками безопасного поведения.
Дисперсионный анализ на различие мнений между студентами фармацевтического и медико-профилактического факультетов показал, что справедлива нулевая гипотеза об отсутствии различий во мнениях студентов.
Вопрос 6.2. Если Вы не ответили на предыдущий вопрос, дайте свой вариантответа: ЗОЖ-это наВашвзгляд...
Следующий врпррр затрагивает пррблему физичеркргр рамрвррпита-ния, которое играет большую роль для сохранения здоровья. Известно, что тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками.
Вопрос 8. Можете ли Вы себе позволить посещение различных спор-тивныхсекций,залов,бассейнаи т. д.?
Анализ полученных ответов показывает, что в основном у респондентов не хватает времени на посещение спортивных секций, залов, бассейнов и т. д. (рис. 4). Остальные всё-таки могут их регулярно посещать. Другое дело, что у отдельных студентов нет денежных средств на это, а иные просто не видят в этом
и плохое
Фармацевтический факультет
21% 21%
в Могу, регулярно посещаю
■ Не могу,т.к. нет времени
^ Не могу,т.к. не хватает денег
Медико- профилактический факультет
В Могу, регулярно
посещаю ■ Не могу, т.к. нет
времени u Н е могу, т.к. не хватает денег Нмогу,но не вижу в этом смысла
Рис. 4. Ответы студентов о посещении секций, залов, бассейна
смысла. Хотелось бы отметить, что часто проблемой является не недостающее время, а неправильная организация рабочего времени.
В большинстве случаев люди просто не могут правильно организовать своё время. Главным в правильной организации своего времени является умение установитьдлясебя, ка киеиз задачи дел явля ются более важным и,пер-востепенными, а какие не особо важными, второстепенными. Один из главных принвипов грамотнод вргаевзециивдемеин удачно описывает одна из русских пословиц: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Также следует отказыватьсяот тех дел, в которых нетнеобходимости,ведь большую часть дня мы заняты чем-то, что не имеет особой важности, не осознавая этого. Отказ от таких дел поможет найти время на более полезные вещи, например, на поход в баснейеили спотвзел.
Вопрос 9. Созданы ли в Вашем учебном заведении условия для занят ио физкдльтшрдй и впорттм?
Абсолютное большинство респондентов считает, что в АГМУ есть все условие доя наеятий сторвоо.а зеачити длю вядеиия здоттвмго оОрюза жиьно. В университете возможно посещение большого количества секций, например, легкобятлетини. СХудонеы нтоноето учнтия ипосиин,тни активно участвуют в различных соревнованиях и побеждают не только в вузе, Алтайском крае, но и в России, и за рубежом. Любой желающий также может при-
Фармацевтический факультет
4%
96%
Ида
¡затрудняюсь ответить
При таком отношении к спорту было интересно узнать отношение студентов к вредным привычкам. Привычкой называют ряд повторяющихся систематических действий конкретного человека, ежедневное выполнение которых стало уже для него потребностью и без которых он не может прожить практически ни дня. Привычки, как мызнаем, бывают как полезные, так и вредные. Вредные -это те привычки, которые могут навредить здоровью человека и его окружающим, а также препятствовать осуществлению его личных целей и полной реализации его потенциала.
Согласно результатаммногочисленных исследований, причина наличия вредных привычек у студентов - стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ, неустроенность быта и досуга, отсутствие нормальных механизмов релаксации, крайненеобходиных пи такой иитенсивоойснбсте,кегой является усвоение современных учебных программ. Вопросу снижения нагрузок во время уоеОы понвящены соедрющие рнботы [10;13; 14; 15].
Практически все знают о вреде для здоровья подобных привычек, но осо-рреопосноетыпрндставляен систысатвчесиое ипотреСлеиие алквголя, различных наркотиков, токсических и психотропных веществ в целях развлечения. От еиса погибает не теоько уелв,нв, чсв горазд о ыжавхее ; раирр шнютня душа и личность. Все ценное, что есть в человеке, теряет пьющий человек: его интересы, способности, талант, доброту. Еще более коварный враг - наркомания. Ужас этой
Медико-профилактический факультет
100%
Яда
Рис. 5. Ответы студентов относительно условий для занятий спортом
нять участие во многих спортивных мероприятиях, которые проводит вуз. Университет активно поддерживает желание студентов заниматься спортом и делает всё возможное, чтобы как можно больше учащихся были задействованы в теме спорта и поддержания здорового образа жизни. В ходе опроса было выяснено, что практически все студенты знают обо всех секциях, которые есть в АГМУ, что подтверждает следующая диаграмма (рис.5).
Фармацевтический факультет
i Вредно
i Трудно сказать
i Сонсем не нредно
болезни в том, что человеку кажется, что не произойдет ничего ужасного, если «только разик» он попробует пилюлю, сигарету с «травой», и т. д. А потом становится поздно бороться за жизнь.
Вопрос 10. Считаете ли Вы следующее вредным для вашего здоровья?
Употребление алкоголя:
Медико- профилактический факультет
jвредно Iтрудно сказать
Рис.б.Ответынавопрос о вреде алкоголя
Большинство студентов считает, что употребление алкоголя вредно влияет на здоровье (рис. 6). Дисперсионный анализ на различие мнений между студентами фармацевтичеакого и медико-прсфилсктического факультетов токазал, что справедлива нулевая гипотеза об отсутствии различий во мнениях студентов о вуедв олкеголя.ОыпывФет наатороженнесть, чтолостаточне оысок проиениеех, кто не определился с отношением к употреблению алкоголя.
Воарюс 11. Каь чфсво Вы уаотлебюяете с оиртног илпитк и?
Анкетирование показало, что большинство студентов обоих факультетов лвбо те утот.еаляют ап к^г^^ль ооооще, лиЛо дааают это и^л^е^^а п год.На фармацевтическом факультете процент употребляющих алкоголь несколько раз в меояф - выше.Ттоелажиоаерсасвязь неопаедеанвшинтя с ваедем олкоголя и тех.ето затрудняется ответиньна воррнсо0 упооррбоенни н^г^^т^^с^в
(рис. 7).
Фармацевтический
I Никогда I Пару раз в год I Пару раз месяц
■ Каждую неделю
■ Затрудняюсь ответить
Медико-профилактический
I Никогда I Пару раз в год
Пару раз в месяц I Затрудняюсь ответить
Рис. 7. Ответы на вопрос об употреблении алкоголя
Другой вредной привычкой является табакокурение. Табак в роли стимулятора оказывает вначале лишь небольшой эффект на ЦНС, он также может вызывать лишь небольшие нарушения восприятия,изменения в то ведении курильщика. Под воздействием табака в большом количестве наблюдается эффект одороааиванья, оеобемно е молодом вознисте.
От курения страдает дыхание и кардиосистема: становится сложно ды-шатв,нашинаев явватд кмшиле,тррдно иваяеввтся ходимь. Лдозивде вещусрва в табаке разрушают клетки мозга, кровеносные сосуды и легкие. Курение ведет к ложемым Оолввирм. Рмспинднвтем былб зредложены внироиы нО отниденниу курению.
Вопрос Д2.1.Считаетв ян Вы следуюдие воедиым дня вашего здощо-
вьяб
Курение:
Аншлозаико молувяввые отв^^^рор| тыяснжри.жто подавлнющея -ольщин-ствоопрошенныхстудентовсчитаеткурение вредным для здоровья. На ФФ 96% сестеют киитнве оолдиью, ня М1Н<И coмявобcеиннво - О.Л. Дтннею енвееирова-ния, полученные на обоих факультетах, практически одинаковы.
Вопрм 12.2 .Кор иве ли Вл1?
Фармацевтиче^ский Медико-п рпфилаktmp^ci^i^ií
Не ■ Иногда
Да. регулярно ■ Нет ■ Иногда
В ходе опроса было установлено, что большинство опрошенных не курят. Это утверждение справедливо для обоих факультетов. Однако на медико-профилактическом факультете, согласно данным анкетирования, есть студенты, которые курят регулярно. Также настораживает тот факт, что при 98% признании вредакурения,8%курятпостоянно,а 10%иногда(рис.8).
К вредным привычкам можно отнести и неправильное питание.
Вопрвс 13. Считаетели Вы следующее вредным для вашего здоровья?
Неправильное питание (очень много жирного и сладкого и очень мало овощей и фруктов) / переедание:
Фармацевтический факультет
i вредно
«трудно сказать
Меди ко-профилактический факультет
12%
I вредно
¡трудно сказать
и совсем не вредно
Рис. 9. Ответы на вопрос о неправильном питании
Большинство респондентоа счита ютнеправильноепитание,восновукото-рого входит употребление большого количества жирной и сладкой пищи, мало-гн ьооьчестна онощей н фрункон, употребленне снартиых иапдткон, ннртоткьов н-игорет, нидярнй (Ирапнозан вредныои. Онтальтюе частоьнна^гьшаются н итнм ь л вить вовнем налон нпдло оовсе о счутаит вое гышеипринседнноо эррщннуaжи пвoтивдrюоoжнымпздopoнoму оКназу жизнь. И сдевоотреведлива ньлнвья гипотеза ь аазнкчон мнрнввйУндeптoв, его нее (ьис. 9).
Вопрос 13. Какие темы о здоровье больше всего интересуют Вас?
Теп? хо-звадрат не ¡завшоне ыьнонин можеу аидаектамв фардацевывееекы-го и мeуииoрПтoфиуaьтвчeикoга фврилптeтoп показал, что справедлива нулевая гьпонеьу деотcатстоиирaнличон ео срданьт^^. ^спенденты в теме о
здоровье больше всего интересуются такими проблемами: как правильно соста-онтн дециньл^ои н се^^н^к^ае0^оенвьанне, ьакс^(^ьедэтлу^>^ш сна и какие фпзечиские уааажненвя невбходомы для попджрепния фегтрыы в ппвхош-овпескоке вдо^в-в .р. 1н).
Фармацевтический
I Снижение веса Влияние наркотинов Управление эмоциями Воздержались
4%,
I Питание
■ Физические упражнения Межличностные отношения
А%
1ВЭЙ
21%
21%
25%
7%
Рис. 8. Ответы на вопрос о курении
Рис.10.Темыоздоровье, интересныедля студентов
Медико-проф илактич ее кий
■ Курение
■ Половое воспитание
■ Влияниенаткотивов Управление эмоциями Воздержались
2%
■ Снижение веса
■ Питание
■ Физические упражненив Межличностные отношения
Рис. 10. Темы о здоровье, интересные для студентов
Вопрос 14. Какие чувства Вы испытываете, когда думаете о своем будущем?
Большое количество участников опроса, думая о своем будущем, испытывают уверенност ь в радость. Другое же чнчснв?ют беспокоесвво и груеть влиже безразличие (рис. 11).
К стлодёжнымпроблемам относятся птобьежы вщ|борапрофес?вв всто-бодного времени, дискуссии с родителями и учителями в школе, дома и на улице. У некоторых есть переживания, связанные с влюблённостью. Беспокойство, фуоть в та га кваснмд в^троу м ожевааосе вазьвонрто вз-оа чувст вт оукв, ыб -щей неудовлетворенности жизнью - все это, прежде всего, относится к людям с еавслроо нвз кбй титвдт вебнвеоонттым
в обществе.
Схвнвмеовня мооодёжь уаотлашввм две, еонтооу
испытывает смешанные эмоции, когда думает о своём будущем. Это вызвано мнорвовпеьвоамв в прыцессадв, ррав схндящнмв вмвре . Ввортрьщерввема нет чёткой стабильности в государстве и мире в целом. Нестабильна экономика, а значит, нет и стабильных зарплат, и постоянных рабочих мест (наличие безработицы), что напрямую влияет на жизнь людей. Всё это заставляет молодёжь беспоковться об вх будущем.
Фармацевтический
Радость
Беспокоистно
Не думал
35%
2&%
I Уверенность I Беспокойство
2%
4%
Рис. 11. Ответы студентов на вопрос о чувствах относительно будущего
С целью выяснения различия мнений по факультетам были выдвинуты гипотезы: Н0: мнения студентов одинаковы, Н1: мнения разные. Тест хи-квадрат показал, что справедлива Н0, статистически значимого различия нет.
Из приведённого анкетирования студентов следует, что есть, пусть и небольшая часть студентов, которые не соблюдают здоровый образ жизни, имеют вредные привычки. Необходимо попытаться помочь этим студентам понять, что они возможно не осознают ту опасность, которая скрыта за вредными привычками. Может быть, кто-то не верит, что от вредных привычек можно избавиться. Это совершенно неверно, попытаемся дать некоторые советы, как избавиться от вредных привычек и приобщиться к полезным.
Сошлёмся на те советы, которые изложены на сайтах для студентов Германии [16].
ЖВотсввоак жеоуществуюы порталы, популяризирующие здоровый образ жизни среди населения [17], однако они не имеют чёткой молодёжной направленности. Несмотря на это, на данных порталах можно найти большое количество полезной информации о здоровом образе жизни.
1. Записывай в записную книжку, по меньшей мере, 1 раз в неделю, когда проялнетня вокушеввеследовать вредной провычке, что ты чувствовал в этот момент, проявляется ли привычка в момент стресса или нервного напряжения? В опредитнныа щьстан ввт вс в|ое?а опррделенных действий? Это поможет тебе осознанно размышлять над привычкой.
2. Усщ?аряВ исооше нвя. ПапвхаВня вобечоь вбъекты, места и людей, которые ведут к тому, что ты возвращаешься к вредной привычке.
3. Мобильный телефон в спальне, вечерние игры, общение и чтение в социальных сетях дополнительно нагружает людей. Если ты пытаешься контролировать длительность общения с мобильным телефоном, тогда отключай мобильный тнл еЖантлвве??водв еш в ?ржтмталета.бтлв это не помогает, отключай мобильный телефон и клади его в другое помещение, если ты дома.
4. Заменнй ппрооюврввыч кева хорошую влв нейтральную. Если ты усваиваешь новую, более положительную привычку, новый ритуал и источник удо-врльртввт мобвт гюзрвлвоь срюмань спаруюпрвтыщку быстрее.
5. Привлекай помощь твоих друзей и семьи. Люди, которых любишь ты с котанвРяе теЩя, -втовещecхыВееcеpж птооы ломать привычки. Если ты собираешься вернуться к старой привычке, то сообщи им об этом, чтобы они смогли помочь тебе.
..Ввлх твея пхохая прюнтка вмнев еех.рвяе влияние на твою жизнь, то ищи себе профессиональную помощь. Терапевт или врач может помочь тебе или рькомввдует кого-то, кто предложит специальную терапию.
7. Пиши ясную, точную цель, которой ты добиваешься. Неясные цели как «Я ххну бруь сёаселвтым» ьлв«Я хоча-омрдать» отожно достигать. Твоя цель должна быть специфической, измеримой, реалистичной.
Н.Веша й лртток сплхвонвто своей цбоью там, где ты можешь видеть его, чтобы он был постоянно перед глазами. Это поможет тебе оставаться мотивированным. Приклей их на зеркало, на холодильник, где-нибудь, где ты знаешь, что тве^ршь чнтавь вх рeгyлтpвo.
9. Попроси друга поддержать тебя, чтобы изменить твоё поведение. Это вонут Мытьчлеты спмьс. наххввтух, ком у твшожеш ь доверять, чтобы они поощряли тебя в движении к твоей цели.
1X.Унчмхaрьнвртьc:с удр-ь в (¡нжу.т^е^т. заманчиво думать, что ты начнешь это завтра, но чем дальше ты откладываешь свои планы, тем дольше пао-олжотря ппооутс провлдавщл щ гюpедюктвоей жизни.
11. Окружай себя положительными людьми. Поищи друзей, которые воодушевят тебя и помогут тебе улучшать себя. Расскажи кому-то, кому ты доверяешь, о своих планах привести в порядок свою жизнь. Такие люди могут дать тебе цен-выу орвуты, р кртррых ты рам в ву гтодумал бы.
12. Оцувввай рврв дрртвжуввя. Плав, кртррый ты разрабртал, прд-ркэжут, вдёшь лв ты пр праввльвр-му пути. Нр звай, ввргда пррврхрдят вущв, ва кртррыу ты ву раррчвтывал, в тврв плавы мргут взмуввтьря. Этр ву звачвт, чтр ты ву др6ьушьря урпе-ха. Этр звачвт трлькр тр, чтр вмуутря пруграда, кртррую ты ву прудввдул. Этр ву ртговррка рдаватьря. Заключение
Даввыу пррвудёввргр вррлудр-ваввя указывают ва выррквй уррвувь прввмаввя ртудувтамв АГМУ важвр-ртв здрррвргр Рбраза жвзвв. В цулрм, ву рбваружувр рущуртвувврй разввцы вр мвуввях ртудувтрв р6рвх факульту-трв, вурмртря ва тр, чтр рвв ртлвча-лврь пр гувдурврму првзваку. В мрлр-дёжврй рруду рущуртвуут прввмэвву тргр, чтр здрррвьу чулрвукэ завврвт рт вугр рэмргр. Одвакр рузультаты анализа свидетельствуют, что далеко не все студенты осознают сущность ЗОЖ, понимая под ним только рациональное питание или отказ от вредных привычек, когда на самом деле это понятие гораздо шире и оно охватывает разнообразные стороны жизни. Следует отметить, что знание ЗОЖ в традиционном смысле базируется на представлениях, что благодаря только информации и знаниям, возникает действие. Однако, чтобы достичь положительного результата, необходимо пройти несколько этапов. Каждый человек должен быть мотивирован на соблюдение правил ЗОЖ и иметь собственный конкретный план действий по борьбе с вредными привычками (курением, алкогольной зависимостью, пассивным времяпровождением). План должен отвечать на вопросы «Когда?», «Где?», «Как?». Условия нашей жизни, труда и быта не могут быть одинаковыми, у нас существуют индивидуальные различия. Всё это не позволяет давать одинаковые рекомендации всем студентам. Мы сделали по-
Медико-профилактический
I Радость I Грусть
10%
Безразличие Не думал
18%
37%
29%
пытку дать общие рекомендации на выполнение различных видов деятельности в строго определённое время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание, продолжительный сон. Студенческий возраст наиболее значим в плане профилактических воздействий, так как именно в этом возрасте еще возможен отказ от вредных привычек.
Определённый образ жизни, формирование потребности в его соблюдении, воспитание у молодёжи правильной системы ценностных ориентаций будет способствовать сохранению здоровья.
Библиографический список
Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний помогает снизить уровень заболеваний и воспитывает здоровое поколение, так что забота о собственном здоровье становится неотъемлемой стороной жизни любого человека.
Результаты анализа данного исследования могут быть использованы для совершенствования учебно-воспитательной работы вуза, для корректирования воспитательных мероприятий и кураторских часов, а также специальных программ по сохранению и укреплению здоровья студентов АГМУ.
1. Алмагамбетова Д.Т., Гарипова А.З. Здоровый образ жизни и физкультурно-оздоровительная деятельность в общественной жизни студентов. Психология, социология, педагогика. 2015; 4 (43): 31 - 33.
2. Давлатова Е.В., Далимаева Е.О. Проблемы здорового образа жизни глазами студенческой молодёжи. Педагогика. Available at: https://lib.vsu.by/xmlui/bitstream/ handle/123456789/9501/78-88.pdf?sequence=3&isAllowed=y
3. Морозов М. Основы здорового образа жизни. Москва: ВЕГА, 2014.
4. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы здорового образа жизни. Москва: Академия, 2013.
5. Ориентация студентов на здоровый образ жизни. Available at: http://www.dagdiplom.ru/catalog/5/2892/
6. 3 Easy Steps to Breaking Bad Habits. Available at: http://www.webmd.com/balance/features/3-easy-steps-to-breaking-bad-habits?page=2
7. Пупырев Н.П., Трухачева Н.В., Чернышева С.В. Возможности применения системы дистанционного обучения LMS Moodle в медицинском вузе. Материалы научно-практической конференции, посвященной 35-летию фармацевтического факультета. Барнаул, 2010: 133 - 138.
8. Nina Trukhacheva, Nicola Pupyrev Blended-Learning Strategy in the Altay State Medical University/ Studies in Health Technology and Informatics (Large Scale Projects in eHealth - Partnership in Modernization - Proceedings of the EFMI Special Topic Conference, 18-20 April 2012, Moscow, Russia Edited by Bernd Blobel, Rolf Engelbrecht, Michael A. Shifrin), Volume 174, 2012: 72 - 75.
9. Грибова ГВ., Лескова С.С., Козлов Д.Ю. Возможности реализации технологии e-lerning в медицинском вузе. Педагогическое образование на Алтае. 2016; 1: 102 - 110. Available at: http://journals.altspu.ru/pedagogical-education/article/view/518
10. Ein Viertel der Studenten steht unter Dauerstress. Available at: https://www.sueddeutsche.de/bildung/gesundheitsreport-ein-viertel-der-studenten-steht-unter-dauerstress-1.2544120
11. Здоровый образ жизни. Википедия. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Здоровый_образ_жизни
12. Трухачева Н.В., Пупырев Н.П., Чернышева С.В. Опыт использования системы управления обучением LMS MOODLE. Информационное образовательное пространство детства: материалы научно-практической конференции. Москва: Издательство «Спутник», 2009: 476 - 481.
13. Trukhacheva N., Pupyrev N., Tchernysheva S., Epryntseva L. Kompetenzen und Kompetenzentwicklung von Hochschullehrer/-inne/-n. In: Neue Wege in der Professionalisierung von Lehrer/-inne/-n. Austria: Forschung und Wissenschaft - Erziehungswissenschaft, Bd. 7, 2010: 183 - 190.
14. Грибова Г.В., Ильиных Ю.М. Процессный подход и его применение в сфере оказания образовательных услуг Пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Материалы третьей Всероссийской конференции молодых ученых «Интеллектуальный потенциал ученых России». Барнаул: БЮИ МВД России, 2003: 100 - 104.
15. Грибова Г.В. Применение дистанционных образовательных технологий и интерактивных учебных сред в образовательном процессе студентов очной формы обучения. Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014: 461 - 463.
16. Can't Control Yourself? Monitor Those Bad Habits. Available at: http://psp.sagepub.com/content/36/4/499.short
17. Портал о здоровом образе жизни. Available at: www.takzdorovo.ru/
References
1. Almagambetova D.T., Garipova A.Z. Zdorovyj obraz zhizni i fizkul'turno-ozdorovitel'naya deyatel'nost' v obschestvennoj zhizni studentov. Psihologiya, sociologiya, pedagogika. 2015; 4 (43): 31 - 33.
2. Davlatova E.V., Dalimaeva E.O. Problemy zdorovogo obraza zhizni glazami studencheskoj molodezhi. Pedagogika. Available at: https://lib.vsu.by/xmlui/bitstream/ handle/123456789/9501/78-88.pdf?sequence=3&isAllowed=y
3. Morozov M. Osnovy zdorovogo obraza zhizni. Moskva: VEGA, 2014.
4. Nazarova E.N., Zhilov Yu.D. Osnovy zdorovogo obraza zhizni. Moskva: Akademiya, 2013.
5. Orientaciya studentov na zdorovyj obraz zhizni. Available at: http://www.dagdiplom.ru/catalog/5/2892/
6. 3 Easy Steps to Breaking Bad Habits. Available at: http://www.webmd.com/balance/features/3-easy-steps-to-breaking-bad-habits?page=2
7. Pupyrev N.P., Truhacheva N.V., Chernysheva S.V. Vozmozhnosti primeneniya sistemy distancionnogo obucheniya LMS Moodle v medicinskom vuze. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 35-letiyu farmacevticheskogo fakulteta. Barnaul, 2010: 133 - 138.
8. Nina Trukhacheva, Nicola Pupyrev Blended-Learning Strategy in the Altay State Medical University/ Studies in Health Technology and Informatics (Large Scale Projects in eHealth - Partnership in Modernization - Proceedings of the EFMI Special Topic Conference, 18-20 April 2012, Moscow, Russia Edited by Bernd Blobel, Rolf Engelbrecht, Michael A. Shifrin), Volume 174, 2012: 72 - 75.
9. Gribova G.V., Leskova S.S., Kozlov D.Yu. Vozmozhnosti realizacii tehnologii e-lerning v medicinskom vuze. Pedagogicheskoeobrazovaniena Altae. 2016; 1: 102 - 110. Available at: http://journals.altspu.ru/pedagogical-education/article/view/518
10. Ein Viertel der Studenten steht unter Dauerstress. Available at: https://www.sueddeutsche.de/bildung/gesundheitsreport-ein-viertel-der-studenten-steht-unter-dauerstress-1.2544120
11. Zdorovyj obraz zhizni. Vikipediya. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Zdorovyj_obraz_zhizni
12. Truhacheva N.V., Pupyrev N.P., Chernysheva S.V. Opyt ispol'zovaniya sistemy upravleniya obucheniem LMS MOODLE. Informacionnoe obrazovatel'noe prostranstvo detstva: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Izdatel'stvo «Sputnik», 2009: 476 - 481.
13. Trukhacheva N., Pupyrev N., Tchernysheva S., Epryntseva L. Kompetenzen und Kompetenzentwicklung von Hochschullehrer/-inne/-n. In: Neue Wege in der Professionalisierung von Lehrer/-inne/-n. Austria: Forschung und Wissenschaft - Erziehungswissenschaft, Bd. 7, 2010: 183 - 190.
14. Gribova G.V., Il'inyh Yu.M. Processnyj podhod i ego primenenie v sfere okazaniya obrazovatel'nyh uslug. Puti povysheniya 'effektivnosti uchebno-vospitatel'nogo processa v vysshej shkole. Materialy tret'ej Vserossijskoj konferencii molodyh uchenyh «Intellektual'nyj potencial uchenyh Rossii». Barnaul: BYuI MVD Rossii, 2003: 100 - 104.
15. Gribova G.V. Primenenie distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij i interaktivnyh uchebnyh sred v obrazovatel'nom processe studentov ochnoj formy obucheniya. Rol' obrazovaniya v formirovanii 'ekonomicheskoj, social'noj i pravovoj kultury. Sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i 'ekonomiki, 2014: 461 - 463.
16. Can't Control Yourself? Monitor Those Bad Habits. Available at: http://psp.sagepub.com/content/36/4/499.short
17. Portal o zdorovom obraze zhizni. Available at: www.takzdorovo.ru/
Статья поступила в редакцию 15.05.19
УДК 372
Shurpaeva M.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Deputy Director, A.A. Takho-Godi Dagestan Scientific Research Institute of Pedagogy, State Budgetary Institution of the Republic of Dagestan (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Madieva Z.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Russian Language and Literature Department, A.A. Takho-Godi Dagestan Scientific Research Institute of Pedagogy, State Budgetary Institution of the Republic of Dagestan (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Eldarova N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, A.A. Takho-Godi Dagestan Scientific Research Institute of Pedagogy, State Budgetary Institution of the Republic of Dagestan (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]