Научная статья на тему 'Отношение школьников к занятиям экстремальными видами спорта'

Отношение школьников к занятиям экстремальными видами спорта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
797
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ОТНОШЕНИЕ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ / ОТНОШЕНИЕ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ ВИДАМ СПОРТА / УСЛОВИЯ ЗАНЯТИЙ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Еремин Игорь Борисович, Грук Дмитрий Владимирович

В статье приведены основные результаты исследования отношения петербургских школьников к физкультурно-спортивной деятельности и к экстремальным видам спорта. Школьники позитивно относятся к урокам физической культуры в школе, активно занимаются спортом в свободное время от уроков. Респонденты информированы об экстремальных видах спорта и проявляют желание заниматься ими. Установлены условия занятий этими видами спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Еремин Игорь Борисович, Грук Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude of pupils to extreme sports practice

The article demonstrates the main results of the research devoted to the attitude of pupils of Saint-Petersburg to the sport activity and to extreme sports. Pupils are positive to PT lessons, they do sport in their spare time. Respondents are well informed about extreme sports and express desire to do them. Conditions of doing extreme sports are identified as well.

Текст научной работы на тему «Отношение школьников к занятиям экстремальными видами спорта»

REFERENCES

4. Gorbacheva V.V. (2013), Technology of differentiated professional and application-oriented physical training of students - sporting managers, dissertation Volgograd

5. Gorbacheva, V.V. (2013), "Model characteristics of levels of formation of professional and application-oriented physical culture at different contingent of students - sporting managers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 29-32.

6. Glushchenko D.V. (2014), Application-oriented physical training of staff of bodies of internal affairs of Russia for execution of the operational and official tasks in force majeure and situations, dissertation, Volgograd.

Контактная информация: gorbacheva_vika@list.ru

Статья поступила в редакцию 20.09.2017

УДК 796.011

ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ

СПОРТА

Игорь Борисович Еремин, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Владимирович Грук, соискатель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье приведены основные результаты исследования отношения петербургских школьников к физкультурно-спортивной деятельности и к экстремальным видам спорта. Школьники позитивно относятся к урокам физической культуры в школе, активно занимаются спортом в свободное время от уроков. Респонденты информированы об экстремальных видах спорта и проявляют желание заниматься ими. Установлены условия занятий этими видами спорта.

Ключевые слова: школьники, отношение к занятиям спортом, отношение к экстремальным видам спорта, условия занятий экстремальными видами спорта.

ATTITUDE OF PUPILS TO EXTREME SPORTS PRACTICE

Igor Borisovich Eremin, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Dmitry Vladimirovich Gruk, the competitor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article demonstrates the main results of the research devoted to the attitude of pupils of Saint-Petersburg to the sport activity and to extreme sports. Pupils are positive to PT lessons, they do sport in their spare time. Respondents are well informed about extreme sports and express desire to do them. Conditions of doing extreme sports are identified as well.

Keywords: pupils, attitude to extreme sports, attitude to sport, conditions of doing extreme sports.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важных характеристик развития международного и отечественного спортивного движения является появление новых видов спорта, которые пользуются популярностью у различных групп населения. Среди этих видов спорта заметное место занимают экстремальные виды спорта (ЭВС). Особенно они популярны у молодежи. Такое развитие ЭВС дает ученым основание говорить о формировании спортивной субкультуры в молодежной среде экстремальной направленности [1, 2].

В нашей стране создаются определенные условия для развития ЭВС. Некоторые из них, имеющие статус олимпийских или неолимпийских видов спорта, имеют отделения в детско-юношеских спортивных школах, соответствующую инфраструктуру [3]. В целом

стратегия развития массовых видов спорта, в том числе и ЭВС, предусматривается в рамках региональных и муниципальных программах развития физической культуры и спорта. Однако одним из определяющих моментов в развитии ЭВС является отношение к ним различных групп населения и в первую очередь молодежи.

Цель исследования. Изучить отношение школьников к занятиям ЭВС.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для исследования отношения школьников к ЭВС была разработана специальная анкета, включающая три блока вопросов: первый - отношение респондентов к физкуль-турно-спортивной деятельности в целом; второй - отношение школьников к занятиям ЭВС; третий - демографические характеристики опрошенных школьников.

Всего было опрошено 170 школьников из Калининского, Петроградского и Приморского районов Санкт-Петербурга, а также из летнего городского лагеря отдыха детей. Опрос проводился в апреле-июне 2017 года. После обработки собранных анкет осталось для анализа 144 бланка.

Демографические характеристики опрошенных школьников приведены в таблице 1. Таблица 1 - Демографические характеристики опрошенных школьников (N=144)_

№ п/п Наименование характеристик %

Возраст респондентов

1. 12 лет 6,3

2. 13 лет 9,7

3. 14 лет 20,1

4. 15 лет 30,5

5. 16 лет 27,1

6. 17 лет 6,3

Пол респондентов

1. Женский 41,0

2. Мужской 59,0

Как следует из содержания таблицы, в опросе приняло участие 59% юношей и 41% девушек. Возраст респондентов распределился от 12 до 17 лет, причем большая часть респондентов находится в возрастной категории 14-16 лет, то есть это период формирования сознательного отношения к занятиям физическими упражнениями, а также потенциальный возрастной период для занятий ЭВС,

Результаты анкетного опроса школьников по первому блоку вопросов показали следующее (таблица 2).

Таблица 2 - Отношение школьников к физкультурно-спортивной деятельности

№ п/п | Наименование характеристик | %

Отношение респондентов к урокам физической культуры в школе

1 Положительно 70,8

2 Затрудняются сказать 11,8

3 Отрицательно 17,4

Занятия респондентов спортом в свободное от учебы время

1 Да, занимаются 78,5

2 Нет, не занимаются 21,5

Цель занятий спортом % Ранг

1 Стать физически сильным 42,4 1

2 Для общения с друзьями 21,5 3

3 Укрепить свое здоровье 30,6 2

4 Нравится выполнять физические упражнения 20,8 4

5 Быть победителем 13,9 5

6 Другая цель (какая) - -

Место, где респонденты занимаются спортом % Ранг

1 В спортивном клубе школы 13,9 4

2 В подростковом клубе 15,3 3

3 Детско-юношеской спортивной школе 30,6 1

№ п/п Наименование характеристик %

Место, где респонденты занимаются спортом % Ранг

4 Самостоятельно 23,6 2

5 В другом месте 7,6 5

6 Не занимаются 21,5 -

Вопросы данного блока, отражающие отношения школьников к физкультурно-спортивной деятельности, необходимы для характеристики включенности респондентов в эту деятельность, насколько занятия спортом могут повлиять на желание заниматься ЭВС.

Поскольку для школьников обязательным является посещение уроков физической культуры в школе, то было интересно узнать их отношение к этим урокам, насколько этот вид физкультурно-спортивной деятельности вызывает у них те или иные эмоции.

Как следует из содержания таблицы 2, большая часть респондентов (70,8%) положительно относятся к урокам физической культуры в школе, 17,4% - отрицательно и 11,8% респондентов затруднились выразить свое отношение.

Информативным показателем положительного отношения школьников к физкуль-турно-спортивной деятельности можно считать занятия спортом в свободное от уроков время. Анализ полученных в результате опроса данных свидетельствует о том, что 78,5% опрошенных школьников занимаются в это время спортом.

На вопрос анкеты о цели занятий респондентами спортом были получены следующие результаты (таблица 2). Наибольшая группа опрошенных школьников занимается спортом для того, чтобы стать физически сильными - 42,4%. С целью укрепить свое здоровье спортом занимается почти треть респондентов - 30,6%. Следующей по значимости причиной занятий спортом у респондентов оказалось «общение с друзьями». Эту цель, занимаясь спортом, преследуют 21,5% опрошенных школьников. И, наконец, каждому пятому респонденту нравится выполнять физические упражнения. Кроме этого, следует заметить, что некоторые опрошенные школьники выбирали несколько целей, которые они преследуют, занимаясь спортом - суммарные показатели полученных ответов респондентов в результате опроса превысил 100%.

Создание условий для занятий спортом предполагает наличие соответствующей спортивной инфраструктуры. На вопрос анкеты о месте занятий спортом были получены следующие данные. Больше всего респондентов занимается в детско-юношеских спортивных школах - 30,6%. Почти каждый четвертый респондент предпочитает заниматься самостоятельно (23,6%). В подростковом клубе и в спортивном клубе школы занимаются соответственно 15,3% и 13,9% респондентов.

Таким образом, рассмотрев результаты опроса школьников по их отношению к физкультурно-спортивной деятельности, можно заключить, что подавляющее большинство респондентов положительно относятся к занятиям физической культурой и спортом, активно в них участвуют, достигая для себя в ходе занятий самые разные цели.

Следующий блок вопросов анкеты, показывающий отношение к ЭВС, включал шесть вопросов. Полученные результаты опроса приведены в таблицах 3 и 4.

В первую очередь нужно отметить, что, отвечая на вопрос анкеты, какие виды ЭВС знают школьники, 72,2% респондентов назвали 17 ЭВС, которые им известны. Некоторые школьники называли по несколько видов ЭВС. В таблице 3 приведены десять наиболее известных ЭВС, получивших наибольшее количество выборов у респондентов.

№ п/п Наименование экстремальных видов спорта, названных респондентами %

1 Парашютный спорт 25,0

2 Паркур 19,4

3 Скалолазание 16,7

4 Альпинизм 13,9

№ п/п Наименование экстремальных видов спорта, названных респондентами %

5 Сноубординг 13,2

6 Дайвинг 12,5

7 Сёрфинг 10,4

8 Скейтбординг 9,7

9 Рафтинг 7,6

10 Мотоциклетный спорт 7,6

В таблице 4 приведены результаты опроса школьников об источниках, из которых они узнали о тех или иных ЭВС. Как следует из содержания таблицы, наибольший процент респондентов получил информацию об ЭВС из сети Internet - 52,8%. Это вполне прогнозируемый результат, поскольку в настоящее время школьники активно пользуются гаджетами и хорошо информированы по многим вопросам современной жизни.

Таблица 4 - Отношение школьников к занятиям экстремальными видами спорта (%)

Источники, из которых респонденты узнали об экстремальных видах спорта % Ранг

1 От друзей 39,6 2

2 От учителя физической культуры 8,3 5

3 От родителей 25,0 4

4 Из передач по телевидению 34,0 3

5 Из Интернета 52,8 1

6 Из другого источника - -

Желание респондентов заниматься экстремальными видами спорта

1 Да 56,9

2 Затрудняюсь ответить 25,7

3 Нет, не хотел бы заниматься 17,4

Желание респондентов, чтобы секция по экстремальному виду спорта была: % Ранг

1 В твоей школе; 28,5 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 В подростковом клубе на территории где ты живешь 36,1 1

3 Самостоятельно заниматься 20,9 3

4 В другом (каком) 14,5 4

Оценка необходимости инструктора для обучения экстремальным видам спорта

1 Да, нужен 68,1

2 Затрудняюсь ответить 13,9

3 Нет, не нужен 25,0

Информированность респондентов о Центре современных молодежных видов спорта «Жесть»

1 Да, знаю 11,8

2 Затрудняюсь ответить 13,2

3 Нет, не знаю 75,0

Также предсказуема высокая значимость источника, из которого респонденты получают сведения об ЭВС - это ближайшее окружение школьников «друзья» - второй ранг - 39,6%.

Третий ранг в выборе источников информации об ЭВС у респондентов получили «передачи по телевидению» - 34%. Четверть респондентов указали, что узнали об ЭВС от родителей.

Незначительная доля - 8,3% - приходится, по мнению респондентов, на получение информации об ЭВС от учителей физической культуры.

В данном исследовании центральным вопросом анкеты является вопрос о желании школьников заниматься ЭВС. В контексте данной статьи понятие «желание» рассматривается как «особая форма активности человека, стремящегося удовлетворить осознанную им потребность с помощью определенного предмета» [4, С. 102].

Важным аспектом развития ЭВС является наличие развитой спортивной инфраструктуры. Выбор респондентами места занятий ЭВС можно рассматривать как конкретное желаемое место занятий, так и потенциальные точки развития инфраструктуры для

данных видов спорта. Результаты опроса, представленные в таблице 4, свидетельствуют о том, что школьники хотели бы в первую очередь заниматься в подростковом клубе по месту жительства. Среди респондентов таких оказалось 36,1%. Заниматься в школе, где учатся опрошенные школьники, изъявили готовность заниматься ЭВС 28,5% респондентов. И, наконец, самостоятельно заниматься ЭВС пожелали 20,9% опрошенных школьников, а в других местах хотели бы заниматься 14,5%. Полученные результаты дают реальные ориентиры для организаций мест занятий ЭВС.

Еще об одном необходимом компоненте для занятий ЭВС следует знать, и поэтому был сформулирован следующий вопрос анкеты. Он касался необходимости, с точки зрения школьников, иметь в наличии инструктора для обучения при занятиях ЭВС. Как показывает анализ полученных результатов, приведенных в таблице 4, о потребности в таком инструкторе заявило подавляющее большинство респондентов - 68,1%. Четверть опрошенных школьников затруднилась ответить на данный вопрос, а 6,9% респондентов не нуждается в помощи инструктора.

В работе [2, С. 75] приведены результаты исследования потребности респондентов в квалифицированных тренерах-преподавателях ЭВС, таких нуждающихся в их помощи оказалось 41,5%.

В этой связи можно сделать заключение о необходимости тренерских кадров для занятий различными видами ЭВС.

Как было уже указано в работе [3], в Санкт-Петербурге несколько лет успешно функционирует крупнейший в городе Центр современных молодежных видов спорта «Жесть», в котором культивируются популярные виды ЭВС. Он является основной площадкой, где собираются как опытные спортсмены-экстремалы, так и новички. В Центре проводятся различные спортивные мероприятия, пропагандирующие ЭВС. Поэтому в анкете был включен вопрос о знании школьниками этого Центра. Результаты анкетного опроса свидетельствуют о том, что только 11,8% респондентов знают об его существовании, 13,2% - затруднились ответить, а остальные - 75% о нем не знают.

ВЫВОДЫ

1. В результате анкетного опроса, проведенного среди школьников Санкт-Петербурга, установлено, что большинство из них положительно относятся к урокам физической культуры в школе, активно занимаются спортом в свободное от уроков время.

2. Школьники хорошо информированы о существующих ЭВС. Исследование показало, что основным источником информации об ЭВС является Интернет.

3. Почти 60% респондентов высказали желание заниматься ЭВС. Для этих занятий они указали несколько условий, основной площадкой выбран подростковый клуб на территории проживания школьников.

4. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости привлекать инструктора для обучения школьников ЭВС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зуев, В.Н. Ценностные ориентации при выборе спортивных субкультур экстремальной направленности / В.Н. Зуев, В.А. Иванов // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 12. - С. 14-16.

2. Иванов, В.А. Об интенсификации экстремальных видов спорта в молодежной среде страны и потребностях в квалифицированных специалистах / В.А. Иванов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 73-77.

3. Еремин, И.Б. Анализ спортивной инфраструктуры для занятий экстремальными видами спорта в мегаполисе / И.Б. Еремин, Д.В. Грук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 70-75.

4. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова [и др.]. - М. : Педагогика, 1983. - 448 с.

REFERENCES

1. Zuev, V.N. and Ivanov, V.A. (2013), "Values of orientation for choosing sport subcultures of extreme direction", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 14-16.

2. Ivanov, V.A. (2016), "About intensification of extreme sports among youngsters of our country and demand of qualified specialist", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 73-77.

3. Eremin, I.B. and Gruk, D.V. (2017), "Analysis of sport infrastructure for doing extreme sports in a megapolis", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 148, No. 6, pp 70-75.

4. Ed. Davydov, V.V., Zaporozhets, A.V., and Lomov, B.F. (1983), Psychological dictionary, Pedagogic, Moscow.

Контактная информация: radugaswimm@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.09.2017

УДК 796.012.1

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ МОДУЛЕЙ

РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ-ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКОВ

Михаил Георгиевич Жалбэ, аспирант, Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент, доцент,

Нижневартовский государственный университет (НВГУ), Нижневартовск

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального апробирования эффективности реализации учебно-тренировочных модулей, направленных на развитие профессионально-значимых двигательных способностей студентов направления подготовки «Электротехника и электроэнергетика» профиль «Электроснабжение» в процессе личностно-ориентированного физического воспитания.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, модуль, двигательные способности, профессионально-прикладная физическая подготовка.

EFFICIENCY OF USING TRAINING MODULES FOR DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT MOTOR ABILITIES AMONG STUDENTS -ELECTRICAL ENERGY INDUSTRY SPECIALISTS

Mikhail Georgiyevich Zhalbe, the post-graduate student, Lena Grigoryevna Pashchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

Annotation

The article presents the results of experimental testing of the effectiveness of the implementation of training modules aimed at developing the professionally significant motor abilities among the students of specialty "power and electrical engineering" of the profile "Electric power supply" in the process of personal-oriented physical education.

Keywords: physical education, students, module, motor abilities, and professionally applied physical training.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день сфера труда предъявляет высокий уровень требований к психофизической подготовленности будущих специалистов. В связи с этим, образовательные стандарты обращены в сторону приоритета профессиональной направленности подготовки студентов высших учебных заведений с целью обеспечения выпускников достаточным уровнем психофизической готовности к будущей трудовой деятельности [3, 4, 5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.