Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2014, N° 3 (35), с. 156-162
Педагогические науки
УДК 372.853
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА: МОТИВАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
© 2014 г. Е.В. Малкина, В.И. Швецов
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 02.05.2014
Рассматриваются проблемы формирования электронной образовательной среды в вузе, и в частности вопросы мотивации преподавателей к созданию оп-1те курсов и использованию их в учебном процессе. На основе опросов преподавателей выявляются рычаги воздействия для активизации их деятельности в этом направлении и предлагаются меры, которые должна предпринять администрация вуза.
Ключевые слова: электронная образовательная среда, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, мотивация преподавателей.
Введение
В 2012 году в закон Российской Федерации об образовании были внесены изменения, определяющие понятие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и была закреплена возможность их применения при реализации образовательных программ [1]. В феврале 2013 года в Екатеринбурге прошло заседание межведомственной рабочей группы по развитию электронного образования, на котором были озвучены планы формирования электронной образовательной среды в Российской Федерации на базе облачных технологий, ориентированной на реализацию мировых стандартов в области электронного обучения [2].
Целью реформ в сфере электронного обучения, проводимых во всем мире, является получение качественного образования для всех, построение экономики, основанной на знаниях, и создание пространства обучения в течение всей жизни, а также возможность обучаться через Интернет с использованием электронных библиотек и мультимедиа-технологий (а не только в классных комнатах и библиотеках). В результате деятельности учебных учреждений многих государств в мире появились специальные платные и бесплатные on-line проекты, позволяющие изучать как отдельные темы, предметы, так и получать завершенное образование.
В рамках этого подхода формирование конкурентоспособной электронной образовательной среды в Нижегородском университете им. Н.И. Лобачевского является актуальной задачей. Работы по созданию такой среды проводятся в университете на базе управления ин-
форматизации. В своей работе мы столкнулись с проблемами, которые у организаторов электронного обучения, например, в Соединенных Штатах [3] возникали еще более 10 лет назад: это проблемы мотивации и стимулирования создателей курсов электронного обучения и преподавателей, ведущих on-line обучение на базе этих курсов.
Ожидания со стороны государства и вуза
Вопросам мотивации трудовой деятельности вообще и деятельности преподавателей высшего учебного заведения в частности посвящено много научных социологических и психологических исследований. Опираясь на некоторые из них, мы рассмотрим в практическом русле динамику мотивации к трудовой деятельности преподавателей вуза в современных условиях. В настоящее время в государственном вузе имеется по крайней мере три категории преподавателей:
- люди, получившие высшее образование и пришедшие преподавать в вуз до и во время перестройки (период 1985-1991 гг.), - назовем их доперестроечные преподаватели; таким людям в настоящее время уже от 50 лет и выше;
- преподаватели периода государственных перемен (период до 2005 года), - сюда входят специалисты, получившие высшее образование c начала перестройки и до 2005 года (возраст 30-50 лет);
- преподаватели периода информационной революции, - молодые люди (до 30 лет), с детства знакомые с мультимедийными и телекоммуникационными технологиями, выросшие с
мобильными телефонами, планшетами и прочими гаджетами в руках.
Такие разные люди работают одновременно в одном месте и должны решать общие задачи в условиях формирования новой модели государства и реформирования системы образования вообще и вузовского образования в частности.
Исследовать мотивацию деятельности преподавателей вуза необходимо, чтобы определить, какими средствами можно стимулировать их деятельность для достижения наиболее эффективного результата для вуза и повышения качества образования.
Люди, руководствуясь собственными разнообразными мотивами и выбрав преподавательскую деятельность в качестве основной работы, подвергаются некоторому давлению со стороны государства и вуза в виде ожидания необходимых им результатов работы. Помимо преподавательской и научной работы (естественной формы существования преподавателей) в условиях снижения бюджетного финансирования от преподавателей потребовалось участие в предпринимательской деятельности вуза. «Поэтому уже с начала 90-х годов наиболее мобильная и активная часть нашего университетского сообщества активно занимается организацией коммерциализации результатов научных исследований. При университетах создаются инновационно-технологические центры, малые наукоемкие предприятия» [4]. Сложившаяся ситуация привела к рождению нового качества университета - предпринимательского университета.
Преподаватели, занимаясь повседневной преподавательской деятельностью на базе классно-урочной методики преподавания, в исследовательском университете могут коммерциализировать не только собственную научную деятельность, но и научно-познавательную деятельность студентов, привлекая курсовиков и дипломников к работам, дающим практический и коммерческий результат. Многим преподавателям это дало возможность увидеть практические результаты своей работы, улучшить материальное оснащение своих рабочих и исследовательских мест, улучшить свое материальное благосостояние и в общем сыграло положительную роль, не создавая особых трудностей.
Новая ситуация в российских вузах появляется в наши дни: «обостряется конкуренция внутри самой системы образования - проблемы классических университетов значительно усложняются появлением новых образовательных организаций, нетрадиционных провайдеров высшего образования (например, виртуальных университетов), активно осваивающих новые
области знаний» [4]. С одной стороны, с повсеместным распространением компьютеров, планшетов, смартфонов и других современных мобильных устройств с круглосуточным выходом в Интернет в университет приходит запрос от обучающихся не только на электронные учебные материалы, которые можно было бы использовать вместо учебников при обычном очном обучении, но и на учебные программы on-line, на дистанционное обучение. С другой стороны, государство и руководство вуза ориентирует преподавателей на создание дистанционных курсов, чтобы сохранить контингент обучающихся в условиях конкуренции с другими, в том числе с иностранными, вузами и виртуальными университетами, где такие курсы уже есть. Однако к переходу от классно-урочной методики преподавания, от очного общения и личного контроля знаний к взаимодействию с обучаемыми через Интернет практически не готова ни одна из указанных выше групп преподавателей.
Мотивация к деятельности
Многие годы при выборе преподавательской деятельности значимыми были следующие мотивы: престижность профессии, престижность научных степеней и званий, педагогические способности, возможность заниматься научной работой, интерес к преподаваемому предмету, возможности самореализации, умственный труд, гибкий режим работы, общение в творческом коллективе, общение со студентами, материальные выгоды [5; 6].
Эти мотивы, конечно, имеют разный вес в разные периоды. Например, мотив престижности профессии преподавателя значительно снизился в послеперестроечные годы, когда перед выпускниками школ открылись новые возможности самореализоваться, занимаясь умственным трудом в творческих коллективах юристов, финансистов, экономистов и др.
В работе О.П. Денисовой рассматриваются «вопросы изучения мотивации и стимулирования труда преподавателей высших учебных заведений как факторов, влияющих на экономику высшего образования, которые в настоящее время характеризуются противоречием между возрастающим значением образования и падением социального статуса преподавателя, заработная плата которого в 1.5-2 раза ниже уровня средней заработной платы работников промышленного комплекса» [7]. «Когда двадцать лет назад говорили: "иду в науку ", это воспринималось как естественный мотив. Сегодня он
звучит менее правдоподобно, поскольку рыночная реальность предполагает денежный успех и конкретную полезность занятий. Во всяком случае, словарь мотивов изменяется» [6].
В данной работе мы будем рассматривать вопрос о мотивации преподавателей к созданию оп-Нпе курсов и участию в дистанционном обучении, т.к. наши более опытные коллеги констатируют: «Дистанционное обучение является столь же эффективным и может быть даже более эффективным, чем традиционное в отношении результатов учащегося» [3].
Использование административных стимулов для преодоления барьеров при внедрении дистанционного обучения
Работы по созданию электронной образовательной среды проводятся в университете на базе управления информатизации. В период 2010-2013 годов на сайте http://www.unn.ru/e-leaming/ размещено 282 курса разной степени завершенности и постоянно создаются новые курсы. Объявлены дистанционные образовательные программы. Например, начиная с 2012 года проходят дистанционные занятия со слушателями - инвалидами по зрению. Курс «Ти-флоинформационные технологии в социальной интеграции инвалидов по зрению» закончили более 40 человек. В рамках образовательной программы «Основы инновационной деятельности» создано 20 учебных модулей и предложены 5 треков обучения. Впервые в ННГУ в 2012 году были сформированы курсы, в которых заложена идея выбора учащимся траектории обучения.
В 2013 году в Нижегородском госуниверситете принято решение разработать электронные учебные материалы для полного дистанционного покрытия первых двух курсов направления подготовки «Прикладная математика и информатика»» на факультете вычислительной математики и кибернетики (всего 19 предметов), а также по направлению «Филология» на филологическом факультете (всего 14 предметов).
Создание электронных учебных ресурсов и проведение дистанционного обучения - это сложная организационная задача, которая требует серьезного внимания от всех заинтересованных сторон в вузе: администрации, преподавателей и студентов. В классическом университете одной из главных проблем, с которой сталкиваются организаторы дистанционного обучения, является низкая заинтересованность преподавателей в создании электронных курсов и
их неготовность к работе в условиях дистанционного обучения. Поиски администрацией способов мотивации преподавателей первоначально приводят к самому простому и, казалось бы, эффективному стимулу - материальному поощрению. Однако материальная мотивация работает не всегда. В.В. Дубицкий в статье «О мотивации деятельности преподавателей» пишет: «получение материальных выгод не является сверхзначимой ценностью, ради достижения которой преподаватели занимаются профессиональной деятельностью» [6].
Исследования мотивации и вознаграждения основываются, в частности, на теории ожиданий В. Врум [8] и теории справедливости С. Адамса [9].
Теория ожиданий утверждает, что мотивация индивида зависит не столько от целей и потребностей человека, сколько от оценки вероятности того, что его усилия в достижении целей приведут к конкретному результату; что результат будет иметь значение и что, как только цель будет достигнута, он получит вознаграждение в виде других нужных и значимых для него результатов (в частности, материальных). Теория справедливости предполагает, что индивид оценивает результат (например, продвижение по службе, оплату по заслугам или другие формы признания) в зависимости от того, что он прикладывает к достижению результата (например, опыт и время) в сравнении с воспринимаемым отношением аналогичных усилий и результатов других людей. Так как становление дистанционного обучения в классическом университете по фундаментальным дисциплинам находится на начальной стадии, то понимание динамики и взаимосвязи стимулов и поощрений, с одной стороны, и мотивации, с другой, в контексте дистанционного обучения является главным условием для создания благоприятной университетской среды.
Участие преподавателей в дистанционном обучении ограничено некоторыми барьерами, которые они видят перед собой. Привлечение преподавателей ННГУ к созданию дистанционных учебных курсов происходит в условиях продолжающихся учебных занятий по обычным, не дистанционным формам обучения и выполнения работ в рамках исследовательского университета. В этих условиях преподаватели ощущают существенное увеличение нагрузки и нехватку времени, тем более что объективная средняя нагрузка на одного преподавателя в ННГУ одна из самых высоких среди всех национально-исследовательских университетов (НИУ). По данным, опубликованным на сайте главного информационного
Рис. Средняя нагрузка на одного преподавателя в НИУ и МГУ (имеющего особый статус и взятого для сравнения), по данным последней аккредитации
вычислительного центра министерства образования в ноябре 2013 года [10], на одного преподавателя ННГУ в среднем приходится 18 студентов. Этот показатель существенно улучшился за последние пять лет: в 2008-2012 годах на одного преподавателя в ННГУ приходилось 30 студентов [11] и мы были на втором месте после ЮжноУральского государственного университета по величине средней нагрузки на одного преподавателя. Но и теперь, когда ННГУ стал шестым среди национально-исследовательских университетов (НИУ) по величине нагрузки на одного преподавателя, нагрузка остается очень высокой.
В Нижегородском госуниверситете открыта Программа повышения квалификации преподавателей по направлению «Дистанционные технологии в образовании». К моменту написания статьи на курсах прошло обучение 215 человек из ННГУ и из других вузов России. Все обучающиеся проходят специальные опросы в начале и в конце курсов. Входной опрос позволяет определить общую подготовленность слушателей к участию в формировании электронной образовательной среды в ННГУ. Выходной опрос позволяет узнать о сложившемся после курсов отношении слушателей к их участию в электронном обучении и использованию дистанционных образовательных технологий.
Большую текущую нагрузку в качестве барьера для создания электронных учебных курсов отмечают в анкетах практически все преподаватели ННГУ, прошедшие курсы повышения квалификации по направлению «Дистанционные технологии в образовании» (КПК).
Другими препятствиями, которые указывают в опросах преподаватели, являются:
- незнание технологий и методик, принятых в дистанционном обучении, чтобы комфортно его использовать;
- отсутствие поддержки со стороны администрации в виде официального разрешения проводить часть занятий по учебному плану дистанционно;
- установки ежемесячной доплаты за участие в дистанционном обучении.
Из числа преподавателей, прошедших КПК ДТО:
- 13.8% - доперестроечные преподаватели; это сложившиеся ученые, люди с исследовательским складом ума, активные пользователи Интернета: среди них 60% докторов наук и 40% кандидатов наук, при этом 80% хотят создать электронный курс и использовать электронное обучение в своей педагогической деятельности и 20% считают, что, возможно, будут использовать эти технологии.
- 60.3% - преподаватели периода государственных перемен; среди них 5% докторов наук, 50% доцентов, 28% старших преподавателей, 17% ассистентов и преподавателей; из них 67% хотели бы создать электронный курс и использовать электронное обучение в своей педагогической деятельности, 22% еще не решили и 21% не хотят создавать электронные курсы;
- 25.9% - преподаватели до 30 лет, сформировавшиеся в период информационной революции; когда они учились в школе, информатика
была уже обязательным школьным предметом, персональные компьютеры уже были не только на работе у родителей, но и дома во многих семьях, информационные технологии уже стали частью повседневной жизни обычных людей и началось массовое использование сотовых телефонов.
Мобильные информационные технологии приучают людей к самообразованию, помогают эффективно использовать поисковые технологии, отличать подлинные знания от сомнительных и ложных, учат общаться в профессиональных сообществах, консультироваться у заслуживающих доверия экспертов. Преподаватели периода технологической революции при опросах редко выбирают незнание технологий в качестве основного препятствия в использовании ДОТ: изучение новых технологий сопровождает их с рождения. Для этой группы преподавателей более важна поддержка администрации вуза: материальное и моральное поощрение, освобождение от части нагрузки. 55% слушателей в этой возрастной группе хотели бы создать электронный курс и использовать электронное обучение в своей педагогической деятельности, 34% еще не решили и 11% не хотят создавать электронные курсы, хотя они не отрицают, что обучение на курсах ДТО способствовало формированию у них новых знаний.
В целом после завершения обучения 65.6% слушателей сразу начали создавать электронные курсы в среде Moodle, 25% еще не решили, 9.4% отказались от создания курсов, что говорит в пользу электронного обучения по сравнению с 2012 годом, когда соответствующие цифры были 64%, 27% и 9% [12].
Основными внутренними стимулами для тех, кто начал создавать электронные курсы, по их собственным словам, являются:
- желание разрабатывать и внедрять новые технологии; мотивация новизны;
- желание усовершенствовать процесс преподавания (рационализация собственной деятельности);
- желание внедрить интерактивные методики, автоматизировать диагностику обучения;
- желание обучать студентов инновационным способом для усвоения сложного материала: использовать видеоматериалы, звуковые файлы, анимированные схемы, трехмерные модели и т.п.
В качестве внешних стимулов, которые поощрили бы слушателей к созданию электронных курсов и использованию ДОТ, слушатели выбрали следующие:
Таблица 1
Официальное разрешение проводить часть занятий по учебному плану дистанционно (в удобное время, необязательно с рабочего места) 58%
Ежемесячная доплата к основной зарплате 50%
Получение для работы компьютерной техники и программного обеспечения 27.6%
Освобождение от части нагрузки 22.4%
Другое 17.2%
Моральное поощрение (грамота и т.п.) 15.5%
В качестве препятствий к использованию электронного обучения и ДОТ слушатели указали следующие: Таблица 2
Большая текущая нагрузка - нет времени 50%
Незнание технологий 27.6%
Мне нравится общаться со студентами вживую 25.9%
Я вложу труд, а преподавать сможет любой 17.2%
За это не платят или платят мало 17.2%
Это разрушит нашу систему образования 3.40%
Нет достаточного количества инструментов и административной установки 3.40%
Мне это не интересно 1.70%
Анализируя приведенные результаты, можно найти способы мотивации преподавателей к участию в электронном обучении и ДОТ, а также выяснить, каким образом поощрять и признавать эту работу. Администрация Нижегородского госуниверситета предпринимает ряд мер - административных стимулов - для преодоления препятствий при внедрении электронного обучения и ДОТ.
1. Административная поддержка. В соответствии с задачами дорожной карты для повышения конкурентоспособности ННГУ им. Н.И. Лобачевского среди ведущих мировых научно-образовательных центров:
- создан Совет по электронному обучению и ДОТ;
- разработано Положение о порядке организации учебного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
2. Адекватная компенсация затрат. Теория ожидания, теория справедливости говорят о том, что люди субъективно оценивают вознаграждение по отношению к затраченным усилиям и ощущение, что кто-то другой отмечен
больше и лучше, чаще всего начинает снижать интенсивность работы. Степень мотивированности человека в трудовой или иной деятельности зависит от справедливости оценки и оплаты его работ:
- объявлен общеуниверситетский конкурс на финансирование создания основных общеобразовательных программ (ООП) на основе электронного обучения;
- объявлен общеуниверситетский конкурс на создание учебных курсов и их фрагментов, допускающих возможность мобильного обучения.
3. Обучение сотрудников соответствующим образовательным технологиям:
- в ННГУ действуют курсы повышения квалификации преподавателей «Дистанционные технологии в образовании».
4. Политика ННГУ в области авторского права:
- создание регионального отделения Объединенного фонда электронных ресурсов науки и образования в ННГУ дает возможность получения авторского свидетельства, связывающего авторское право создателей электронных учебных курсов и ННГУ как организации, заказавшей и оплатившей данную работу (электронные курсы, размещенные на сервере ННГУ, должны сопровождаться знаком охраны авторского права ©ННГУ).
Выводы
Как мы указывали ранее, не все преподаватели выразили готовность преподавать с использованием электронного обучения и ДОТ. 62% слушателей КПК в качестве одного из мотивов выбора профессии преподавателя выбрали пункт «нравится работать со студентами». И в качестве барьера к использованию электронного обучения и ДОТ 25.90% слушателей указали, что живое общение со студентами им интереснее, чем заочное. То есть часть из этих преподавателей готова перевести свои многолетние наработки по своему предмету в электронный вид, а постоянно быть в режиме online - нет. На вопрос «Готовы ли вы преподавать исключительно с применением дистанционных образовательных технологий?» утвердительно ответили 37% слушателей.
Кроме того, есть еще и другие мотивы, отрицательно влияющие на выбор в пользу электронного обучения и ДОТ. Например, некоторые преподаватели считают, что соответствующие методы не могут быть эффективными в их конкретной области. Другие считают, что не смогут освоить методики электронного обуче-
ния и ДОТ до такой степени,что их использование в учебном процессе будет комфортным.
Таким образом, возникает необходимость в подготовке специальных преподавателей ориентированных на электронное обучение и использование ДОТ - преподавателей дистанционного обучения (тьюторов). Общепризнано, что создание и поддержка обучающих курсов для электронного обучения и ДОТ требует значительных затрат времени и сил. В ННГУ целесообразно разработать положение об учете нагрузки преподавателей, совмещающих традиционные методы обучения на базе классно-урочной методики преподавания и дистанционные методы обучения и участвующих в учебном процессе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В целом можно сказать, что преподаватель примет решение использовать технологии дистанционного обучения, если:
- освоит методики электронного обучения и ДОТ настолько, что будет чувствовать себя комфортно в этой среде;
- будет получать соответствующее его ожиданиям вознаграждение;
- сможет на основе технологий дистанционного обучения организовать более качественный образовательный процесс;
- на основе технологий дистанционного обучения будут лучше удовлетворяться потребности студентов.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 31.12.2012. № 5976.
2. Соболев А.Б. Результаты заседания межведомственной рабочей группы по развитию системы электронного образования. - URL: http://www. slideshare.net/PESKOV/2013 - 16394487?UTM_ SOURCE=SLIDESHOW&UTM_MEDIUM=EMAIL& UTM_CAMPAIGN=UPLOAD_DIGEST (дата обращения 31.05.2014).
3. Wolcott L.L. Dynamics of Faculty Participation in Distance Education: Motivations, Incentives, and Rewards / Handbook of distance education. Ed. by Michael Grahame Moore and William G. Anderson. LAWRENCE ERLBAUM ASSOCIATES, PUBLISHERS, 2003 Mahwah, New Jersey London. 897 p.
4. Грудзинский О.А. Университет как предпринимательская организация // Социологическое исследование. 2003. № 4. С. 113-121.
5. Василенко О.Ю., Вельц Е.В. Преподаватель вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности (Обзор социологического исследования) // Вестник Омского университета. 1999. Вып. 4. С. 134-
136. - URL: http://www.omsu.omskreg.ru/vestnik/ articles/y1999-i4/a134/article.html (дата обращения 31.05.2014).
6. Дубицкий В.В. О мотивации деятельности преподавателей вузов // Социологические исследования. 2004. № 1. С. 119-124 .
7. Денисова О.П. Система мотивации профессорско-преподавательского состава как показатель качества образования в высшей школе // Вектор науки ТГУ. 2010. № 2 (12). 2. С. 179-185.
8. Vroom V.H. Work and motivation. New York: Wiley, 1964. 331 p.
9. Adams J.S. Inequity in social exchange // Advances in experimental social psychology. Vol. 2. New York: Academic Press, 1965. Р. 267-299.
10. Информационно-аналитические материалы по результатам анализа показателей эффективности образовательных организаций высшего образования.
- URL: http://miccedu.ru/monitoring/ (дата обращения 31.05.2014).
11. Сайт «Факультет», База данных вузов России.
- URL: http://fak.ru/baza/ (дата обращения
31.05.2013).
12.Малкина Е.В., Швецов В.И., Соколова Е.И. Внедрение технологий дистанционного обучения через программу повышения квалификации преподавателей // Нижегородское образование. 2012. № 3. С. 68-73. - URL: http://www. niro.nnov.ru/?id=15762 (дата обращения
31.05.2014).
ESTABLISHMENT OF EDUCATIONAL ELECTRONIC MEDIA ENVIRONMENT IN UNIVERSITIES AND COLLEGES: MOTIVATION OF TEACHERS
E. V. Malkina, V.I. Shvetsov
We consider some problems of forming the e-learning media environment in universities and colleges and, in particular, issues concerning motivation of teachers for developing on-line courses and using those in the teaching and learning activities. Based on teachers' polling we reveal some 'levers' for activation of their activities in this field and suggest measures for the university administration to take.
Keywords: electronic media environment, e-learning, remote educational technologies, motivating teachers.
References
1. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dek-abrja 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaja gazeta. 31.12.2012. № 5976.
2. Sobolev A.B. Rezul'taty zasedanija mezhve-domstvennoj rabochej gruppy po razvitiju sistemy jel-ektronnogo obrazovanija. - URL: http://www. slideshare.net/PESKOV/2013-16394487?UTM_ SOURCE=SLIDESHOW&UTM_MEDIUM=EMAIL& UTM_CAMPAIGN=UPLOAD_DIGE S T (data obrash-henija 31.05.2014).
3. Wolcott L.L. Dynamics of Faculty Participation in Distance Education: Motivations, Incentives, and Rewards / Handbook of distance education. Ed. by Michael Grahame Moore and William G. Anderson. LAWRENCE ERLBAUM ASSOCIATES, PUBLISHERS, 2003 Mahwah, New Jersey London. 897 p.
4. Grudzinskij O.A. Universitet kak predpri-nimatel'skaja organizacija // Sociologicheskoe issledo-vanie. 2003. № 4. S. 113-121.
5. Vasilenko O.Ju., Vel'c E.V. Prepodavatel' vuza: motivacija i stimulirovanie trudovoj deja-tel'nosti (Obzor sociologicheskogo issledovanija) // Vestnik Omskogo universiteta. 1999. Vyp. 4. S. 134-136. - URL: http://www.omsu.omskreg.ru/
ve stnik/article s/y 1999-i4/a134/article.html (data obrashhenija 31.05.2014).
6. Dubickij V.V. O motivacii dejatel'nosti prepo-davatelej vuzov // Sociologicheskie issledovanija. 2004. № 1. S. 119-124 .
7. Denisova O.P. Sistema motivacii professorsko-prepodavatel'skogo sostava kak pokazatel' kachestva obrazovanija v vysshej shkole // Vektor nauki TGU. 2010. № 2 (12). 2. S. 179-185.
8. Vroom V. H. Work and motivation. New York: Wiley, 1964. 331 p.
9. Adams J.S. Inequity in social exchange // Advances in experimental social psychology. Vol. 2. New York: Academic Press, 1965. P. 267-299.
10. Informacionno-analiticheskie materialy po rezul'tatam analiza pokazatelej jeffektivnosti obra-zovatel'nyh organizacij vysshego obrazovanija. -URL: http://miccedu.ru/monitoring/ (data obrashhenija 31.05.2014).
11. Sajt «Fakul'tet», Baza dannyh vuzov Rossii. -URL: http://fak.ru/baza/ (data obrashhenija 31.05.2013).
12. Malkina E.V., Shvecov V.I., Sokolova E.I. Vnedrenie tehnologij distancionnogo obuchenija cherez programmu povyshenija kvalifikacii prepodavatelej // Nizhegorodskoe obrazovanie. 2012. № 3. S. 68-73. -URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=15762 (data obrashhenija 31.05.2014).