Научная статья на тему 'Отношение молодых студентов к браку и его трудностям в годы обучения (на примере Ширакского государственного университета им. М. Налбандяна)'

Отношение молодых студентов к браку и его трудностям в годы обучения (на примере Ширакского государственного университета им. М. Налбандяна) Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
семья / молодая семья / студенческая семья / социальный институт / молодежь / супружеские отношения / конфликт / семейное воспитание / young family / student family / social institution / youth / marital relations / conflict / familyupbringing

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Маркосян Мариам М.

In the article, the author presented the attitude of young students (married and unmarried) regarding the modern family model, forming a family and, in general, the difficulties of marital and family relations. The work describes the motivational and value components of student marriage, as well as the factors influencing marriage, which imply the domestic, economic and psychological difficulties of the student family. A direct link between the influencing factors and the difficulties arising from them will be presented below. Many works are devoted to the study of the family, marital relations, family functions, while the student family rarely becomes an object of study. In this context, it becomes an overarching problem to study the problems that concern the latter, both among direct student families and unmarried students, on the one hand to solve and on the other hand to prevent the existing problems that may be faced by the students who will get married later. As well as to increase the quality of life, starting from the improvement of the socio-economic condition, up to the organization of free entertainment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Young Students on Getting Married and its Difficulties During Education Years (According to the example of M.Nalbandian Shirak State University)

Հոդվածում հեղինակը ներկայացրել է ուսանող երիտասարդների (ամուսնացած և չամուսնացած) վերաբերմունքը ժամանակակից ընտանիքի մոդելի, ընտանիք կազմելու և, առհասարակ, ամուսնաընտանեկան հարաբերությունների դժվարությունների վերաբերյալ: Աշխատանքում նկարագրված են ուսանողական տարիներին ամուսնության մոտիվացիոն բաղադրիչները, ինչպես նաև ամուսնության վրա ազդող գործոնները, որոնք ենթադրում են ուսանողական ընտանիքի` կենցաղային, տնտեսական և հոգեբանական դժվարությունները: Հայ ընտանիքին, ընտանիքի գործառույթների ուսումնասիրությանը բազմաթիվ աշխատանքներ են նվիրված, մինչդեռ ուսանողական ընտանիքը հազվադեպ է դառնում ուսումնասիրության առարկա: Ստորև կներկայացվի այդ աշխատանքներից մի քանիսը: Այդ պատճառով գերխնդիր է դառնում ուսումանասիրելու վերջիններիս հուզող խնդիրները, ինչպես անմիջական ուսանողական ընտանիքների, այնպես էլ չամուսնացած ուսանողների շրջանում, մի կողմից լուծելու, իսկ մյուս՝ կանխելու առկա հիմնախնդիր-ները, որոնց կարող են բախվել հետագայում ուսանողները ամուսնանալիս: Ինչպես նաև բարձրացնելու կյանքի որակը՝ սկսած սոցիալ-տնտեսական վիճակի բարելավումից, ընդհուպ՝ ազատ ժամանցի կազմակերպումը:

Текст научной работы на тему «Отношение молодых студентов к браку и его трудностям в годы обучения (на примере Ширакского государственного университета им. М. Налбандяна)»

СОЦИОЛОГИЯ_

Отношение молодых студентов к браку и его трудностям в годы обучения (на примере Ширакского государственного университета им. М. Налбандяна)

Маркосян Мариам М.

Соискатель Института философии, социологии и права НАН РА, инспектор отдела организация и контроля учебного процесса, учебно-методического управления образовательного комплекса МВД РА, старший лейтенант полиции (Ереван, РА)

https://orcid.org/0009-0000-6931-809Q [email protected]

УДК: 308; EDN: QHNJTK DOI: 10.58587/18292437-2024.6-151

Ключевые слова и словосочетания: семья, молодая семья, студенческая семья, социальный институт, молодежь, супружеские отношения, конфликт, семейное воспитание

ПшшЬп^ h|i|uniuuiu|iijiih|i|i i|h|iiuph|ii1nLii£Q ш_иш_йЬшппьвдшЬ тшр|ЬЪр|Ь

iiiilnLuiiiiLpjiuii к цш цд^шр^рд^ЬЬЪр! i|h|iiuph|i|iii|

(Gfrpmfyfr U. hmjpmhqjmhfr iiiln[iiili щЬтшЦшй hmrfmiumpmhfr ор^йшЦп^)

ЦшрЦпщшй Цшр^шй U.

^ 0-UU Ф^фипфш)пщ/шЬ, ungfrninqfrmjfr k^рш^тйр^ frhuwfrwnLwfr hm/gnpq, ^ bQb tyрpшhшriш]fiрfa пшпгййшйкрпцшЦшй k дшрдшдйшй ^шр^пщ^шЬ пшпгййшЦшй

дпрдрйршд^. ^шдйш^крщйшй k ^кршШЩшй ршёй^ ткипц, пит^шйпщушЬ ш^шд 1к]ткйшйт (Ьркшй,

Uililiniliuiq|i|i. -<пц4ш&пЫ ЬЬр^шцшдрЬ! t пшшЬпц Ьр^тшишрдЬЬр^ (ш^тиЬшдшй к ^ш^пшЬш-

дш&) ЦЬршрЬр^тЬщ dшtfшЬш^ш^д рЬшшЬ^р^ ^пдЬф, рЬшшЬ^р ^qtfhpL к, ш^шишрш^, ш^пшЬшрЬтш-ЬЬ^шЬ hшpшpЬpnLpJnLЬЬЬpfr qd^mpnipjnibbhp^ ЦЬршрЬр^:

Ь^шршдр^ш& ЬЬ тишЬпцш^шЬ тшр^ЬЬр^Ь шtfпшfrпLpJшЬ ^пш^^шд^пЬ ршдш^р^^ЬЬрр, ^Ь^-щЬи Ьшк шtfпLufrпLpJшЬ ^рш шддпц дпр&пЬЬЬрр, прпЬр ЬЬpщqpпLtf ЬЬ пшшЬпцш^шЬ рЬтшЬ^рк ^ЬЬдш-qmjfrk шЬшЬиш^шЬ к hпqЬpшЬш^шЬ qd4шpпLpJпLЬЬЬpр:

рЬшшЬ^р^Ь, рЬшшЬ^р^ qпp&шnпLJpЬhpfr пluпLtfЬшufrpпLpJшЬр ршд^шр^Ц ш2^штшЬрЬЬр ЬЬ Ьфр^ш&, фЬ^Ьп тишЬпцш^шЬ рЬшшЬ^рр hшq4шqЬщ t дшпЬт^ пLuпLtfЬшufrpпLpJшЬ шпшр^ш: ишпрк ^ЬЬр^шцшдф шЩ ш2^шшшЬрЬЬр^д ф ршЬ^ир:

Ujq щшшбшппЦ q^fafrq^p t qщпfrпLtf тит^шЬши^рЬт. ЦЬр2^ЬЬЬр^и hпLqпq ^Ь^рЬЬрр, ^Ь^щЬи шЬф2ш-^шЬ тишЬпцш^шЬ рЬтшЬ^рЬЬрк шкщЬи tl ^ш^тиЬшдш& тишЬпцЬЬр^ 2р2шЬт^, ф ^пцфд pL^m, ^u^ ^утк ^шЬ^Ьт. шп^ш h^tfЬшfaЬqfrp-ЬЬpр, прпЬд ^шрпц ЬЬ рш^Ь hЬmшqшJпLtf тишЬпцЬЬрр ш^тиЬш-Ьшфи: ЬЬ^щЬи Ьшк ршрйршдЬЬт. ^шЬр^ прш^р" и^иш& ипд^ш^-шЬшЬиш^шЬ фбш^ ршр^ш^т^д, рfrqhпLщ' шдшш dшtfшЬдfr ^шд^ш^Ьрщт^р:

suhqnLgupunhp к ршпш^шщш^дшвдшЬЬЬр' рЬшшЬ^р, Ьр^шшишрд рЬшшЬ^р, тишЬпцш^шЬ рЬшшЬ^р, ипд^ш^ш^шЬ ^Ьит^ттт, Ьp^шшuшpqпLpJпLЬ, ш^тиЬш^шЬ hшpшpЬpпLpJпLЬЬЬp, ^пЬфф^т, рЬшшЬЬ^шЬ qшuш^шpш^пLpJпLЬ

Young Students on Getting Married and its Difficulties During Education Years (According to the example of M.Nalbandian Shirak State University)

Markosyan Mariam M.

The applicant of the institute of Philosophy Sociology and Law of the National Academy of Sciences of RA, inspector of the division of Arrangement and Supervision of educational process of Educational Complex of

MIA of RA, police senior lieutenant (Yerevan, RA)

Abstract. In the article, the author presented the attitude of young students (married and unmarried) regarding the modern family model, forming a family and, in general, the difficulties of marital and family relations. The work describes the motivational and value components of student marriage, as well as the factors influencing marriage, which imply the domestic, economic and psychological difficulties of the student family. A direct link between the influencing factors and the difficulties arising from them will be presented below.

Many works are devoted to the study of the family, marital relations, family functions, while the student family rarely becomes an object of study. In this context, it becomes an overarching problem to study the problems that concern the latter, both among direct student families and unmarried students, on the one hand to solve and on the other hand to

prevent the existing problems that may be faced by the students who will get married later. As well as to increase the quality of life, starting from the improvement of the socio-economic condition, up to the organization of free entertainment.

Keywords & phrases: family, young family, student family, social institution, youth, marital relations, conflict, family-upbringing

Трансформации современного общества требуют понимания значения института семьи с новых позиций. Студенческие семьи действительно представляют собой особую небольшую группу общества, поскольку они связаны одновременно с несколькими другими группами: молодежь, студенты, соответственно молодые семьи [1].

Институт семьи изучают социологи, демографы, психологи, экономисты и другие специалисты, которые выявляют и уточняют влияние различных социальных, эконо-мических, идеологических и культурных процессов в семье на формирование морально-психологической атмосферы, здоровья и репродуктивности. Для социологов особое значение имеют малые социальные группы, поскольку такие группы представляют большой интерес как элементарные частицы социальной структуры. Небольшая социальная группа - это совокупность взаимно знающих, взаимодействующих людей, которые знают о принадлежности друг друга в группе [2, с. 236].

Таким образом, сочетание различных наук, анализов разных ученых в изучении семьи предполагает наличие концептуальных средств, способных зафиксировать комплекс особых функций семьи, супружеских отношений. Изучение семьи достаточно сложное, поскольку оно определяется как связями личностей в семье, так и социально-экономическими и историко-культурными условиями. Очевидно, что однодетной семье, как бы сильно она ни нуждалась в экономической помощи, государство не будет предпринимать единых программ помощи, как, скажем, в случае помощи многодетным семьям. По этой причине крайне важно, чтобы молодые люди понимали, насколько опасны для общества социальные проблемы, такие как снижение рождаемости.

Любая политика должна учитывать общественное мнение. Поэтому первостепенное значение имеет достижение значимости и осознания важности демографических процессов. Прежде всего, необходимо обеспечить универсальное применение различных подходов к проведению семейных расследований.

И все это также подразумевает, что необходимо расширять контакты, особенно с молодежью, чтобы понять их отношение к семье и семейным ценностям.

Как мы уже упоминали, существует множество исследований и работ, посвященных армянским семьям и молодым семьям: Тадевосян Гоар Меружановна, (Армянская семья на современном этапе социальных изменений, социологический анализ. - Ер., 1999 г.), Погосян Г. А., Егиазарян С. Ж. (Актуальные социальные проблемы молодых Армянских семьей, «Вопросы политологии»: Хантингтон и современный политический дискурс) Материалы Четвертой политологической конференции, «Лимуш», Ереван, 2015 г. ст.161-172., Похосян Г. (Социальные проблемы молодой семьи") Материалы конференции факультета педагогики, психологии и социологии Армянского государственного педагогического университета. - Ереван, 2014, ст. 1018). В том числе проведенное автором исследование, результаты которого представлены в статье «Проблемы молодых семей в зоне бедствия») [3].

В начале статьи мы прокомментировали цель выделения особой группы студенческой молодежи. Теперь посмотрим, что что из себя представляет студенческая семья.

В результате анализа литературы мы приходим к следующему определению студенческой семьи. Студенческой семьей считается семья, в которой оба супруга являются студентами дневной формы обучения высшего учебного заведения, где возраст жены не превышает 28 лет, а продолжительность их брака не превышает 3-5 лет. [4, с. 7].

Студенческая семья - это нуклеарная семья, бездетная или с 1 ребенком, независимо от направленности рождения детей. Эта семья более склонна к стабильности, поскольку члены семьи связаны общей целью и интересом к обучению. В глобальном масштабе эти семьи сталкиваются почти с теми же проблемами, что и молодые семьи. Перечислим. ^ Жилье, ^ Трудоустройство, ^ Социально-экономическая ^ Организация свободного времени В совокупности этих проблем важно учитывать подготовку молодежи к семейной жизни, из-за неумения которой возникает большинство проблем, начиная от неправильного исполнения ролей и заканчивая воспитанием детей.

Мотивация подготовки к семейной жизни предполагает любовь как основной мотив создания семьи, ответственность за рождение ре-

бенка. Не забудем упомянуть о психолого-педагогической готовности. Психологическая готовность к созданию семьи предполагает наличие навыков общения, единство взглядов на семейную жизнь, умение создать здоровую морально-психологическую атмосферу.

Что касается педагогической готовности к созданию семьи, то она предполагает педагогическую грамотность, половое воспитание, наличие знаний, соответствующих развитию и возрастным особенностям собственного ребенка. Половое воспитание предполагает знание сексуальной жизни, понимание гендерных отношений [5, с. 101].

В рамках темы автор провел социологический опрос среди студентов (женатых/неженатых), Ширакского государственного университета имени М. Налбандяна) где:

Объект - студенческая семья. (женат/неженат)

Предмет - отношения к браку молодых людей в студенческие годы.

Цель - выяснить отношение студентов (1-4 курсах) и магистратуре Ширакского государственного университета имени М. Налбандяна к формированию семьи и ее трудностям, в том числе выявляются типологические особенности семейных и репродуктивных ориентаций студенческих семей.

В качестве метода исследования был выбран формализованный анкетный опрос.

Исследование проводилось методом случайной выборки.

Молодежь отбиралась по следующим критериям:

1. Факультет

2. Пол

3. Возраст

4. Статус - женат/неженат.

5. Иметь детей/не иметь детей

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи.

^ Определить особенности возрастного фактора формирования студенческих семей и мотивы рождения детей.

> Изучить отношение женатых и неженатых студентов к созданию семьи в студенческие годы и ее проблемы.

В связи с основными проблемами были выдвинуты следующие гипотезы:

^ Студенческая семья характеризуется высокой зависимостью от родителей, поскольку единственным источником дохода является стипендия или какой-то небольшой доход. (частичная занятость).

^ Студенты положительно относятся к созданию семьи в студенческие годы.

В исследование были включены следующие факультеты:

1. Общественные науки

2. Гуманитарные науки

3. Естественно-математические науки

Диаграмма 1. Гендерное распределение респондентов

Пол выражено в %

■ женский ■ мужской

Распределение по возрасту следующее:

1. 17-19 лет - 13,8 %

2. 20-22 лет - 52,3%

3. 23-25 лет - 16,9%

4. 25 и более - 16,9%

Критериями исследования также были выбраны статус женатых/неженатых и статус имеющий ребенок. По результатам 33,7% респондентов состояли в браке, а 66,3% не состояли в браке. Данные, полученные среди женатых студентов, будучи более объективными, позволяют сделать однозначный вывод о реальной картине проблем среди них. А данные, полученные от неженатых студентов, могут дать информацию им, чтобы психологически были готовы к дальнейшим трудностям при последующем вступлении в брак. Основано на убеждении, что лучше предотвратить любые негативные последствия, чем потом страдать от их пагубных последствий. Из 24,6% женатых студентов (из 33,7%) имели одного или двух детей.

Также важно было выяснить, от чего зависит рождения или отсутствия детей. Стало понятно, что основные проблемы связаны с социально-экономическими условиями, жилищным вопросом и ограничениями в организации быта.

Материальная проблема проявляется в том, что молодые люди, еще находясь в студенческом статусе, не имеют собственных средств для обеспечения своих семей. Основной доход помощь родителей и подработка. Родительская помощь связана с уходом за детьми 51,9% и 13,5% в финансовом плане. Другие затруднились ответить. Что касается жилищных вопросов, то 64,5% из них живут вместе с родителями, 22% арендуют и только 13% проживают в отдельной квартире.

После катастрофического землетрясения декабря 1988 года в зоне бедствия в Ширакской области, картина выглядит следующим образом:

количество поврежденного жилого фонда/разрушенных или поврежденных квартир в результате землетрясения составляет 26711 квартир. Число семей, получивших жилищную компенсацию из построенных приобретших квартиру по свидетельству о покупке квартиры и получивших прямую материальную поддержку, составляет 23244, из них 17 110 семей получили квартиру из построенных или усиленно-реабилитированных жилых домов. Зданий, а также 6134 семьи, которые приобрели квартиру по свидетельству о покупке жилья или получили прямую финансовую поддержку [6].

В 1988 году 7 декабря в результате землетрясения в Лорийской области потерявших жилье, признаны 1650 семей, из них 22 семьи в общине Ванадзора, 249 семей в общине Спитака, 47 семей в Степанаване. Число в 33 сельских населенных пунктах Лорийской области соста-

вило 1332 семьи. При этом сообщается, что после завершения программы господдержки, направленной на решение жилищных проблем семей, оставшихся без дома/квартира из-за землетрясения, остаются нерешенными жилищные проблемы граждан, проживающих в зона бедствия [7].

По статистике можно сказать, что остаются нерешенные жилищные проблемы.

Для работы было важно узнать, насколько сегодняшные студенты ценит поддержку государства студенческих семей. Из таблицы 1 видно, что роль и поддержка государства, по мнению респондентов, (63 студент), не имеет ни низкого, ни высокого уровня. А вопрос о том, какие изменения они хотели бы внести в государственную политику, мы представим в этой статье, далее ниже.

Таблица 1. Государственная поддержка студенческих семей (выражено в %)

15

11(17,5%) 11(17,5%)

1 23455789 10

Оказывается также, что, помимо вышеперечисленных факторов, количество детей в определенной степени зависит от того, есть ли у родителей только один или много детей.

Молодые люди, выросшие в одиночестве, также выразили желание иметь только одного ребенка. Молодые люди, имеющие в семье братьев и сестер, выступают за то, чтобы в семье было двое и трое детей. Таким образом, можно

сделать вывод, что действительно «статус» одного ребенка или многодетности в семье влияет на фактор рождения ребенка в будущем и особенно на количество детей.

Другая проблема, связанная с социально-экономическим фактором студенческой молодежи, связана с компенсацией стоимости обучения студентов. Получается, что частичная компенсация за обучение из государственного бюджета РА, как и студенческая стипендия, предусмотрена в случае с детьми до года, двух и более детей. Студент может воспользоваться частичным возвратом платы за обучение в виде студенческой стипендии только в том случае, если параллельно студент показывает высокую успеваемость [8]. Конечно, высокую успеваемость правильно рассматривать, как условие специализации, но мы считаем необходимым внести здесь определенное изменение и рассчитывать не высокие достижения, а достаточными достижениями.

Таблица 2. Прямое влияние однодетного/многодетного статуса родителей на _репродуктивную ориентацию детей._

Количество Сколько детей имеют или

детей в семье хотят иметь молодые люди

родителей 1 2 3 и больше

1 64% 28% 8%

2 35% 52% 13%

3 и больше 23,% 37% 39.5

В своем исследовании автор уделил большое внимание двум важным аспектам.

У Каковы важные мотивы для создания стабильной семьи.

У Каков оптимальный возраст для вступления в брак.

Для 98,2% студенческой молодежи основой создания семьи являются любовь и симпатия. Другие мотивы, включенные в анкету, в том числе брак и социальный статус, респондентами даже не упоминались. Относительно оптимального возраста вступления в брак 58% респондентов указали 19-24 года, (для девушек 19-21 год), (для юношей: 22-23 года), а остальные - 23 года и дальше.

В результате исследования выяснилось, что большинство респондентов считают семью первоочередной ценностью, за которой следуют социально-экономическая, работа и здоровье. Особенно сейчас молодые люди нормально относятся к идее совместной жизни без зарегистрированного брака. На вопрос, каковы положительные стороны, молодые люди ответили следующее. Развестись можно легко, никаких юридических вопросов не возникает. Возможно, в этих ответах содержится эмоциональная и психологическая мотивация, но, по мнению молодых людей, таким образом они также избегают конфликтов. Однако, по мнению молодых людей, чем позже происходит брак после окончания учебы, тем слабее семейные ценности.

А на вопрос, по какой причине молодые люди предпочитают вступать в брак в студенческие годы, ответы распределились следующим образом:

• По судьбе - 40%

• Желание иметь ребенка - 9,4%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Любовь и близость к любимому человеку - 29%

• Страх остаться одному -16,6%

• 5% - другие причины.

Благополучие семейной жизни во многом

зависит от семьи, в которой выросли молодые люди. Социологические исследования показывают, что в семьях с разведенными родителями вероятность того, что их детей постигнет та же участь [9, с. 48]. Интересно также отметить, что большинство студентов не различали роли мальчика и девочки в обеспечении экономической корзины семьи, в отличие от традиционных семей, где основная доля приходилась на мужчину, а женщина была занята работой по дому. На вопрос, как молодые люди относятся к браку с иностранцем, 50,8% респондентов сочли его положительным, только 29,2% сочли отрицательным, а остальные затруднились с ответом. К

факторам, влияющим на репродуктивное поведение семьи, относятся также собственная профессиональная направленность молодого человека, удовлетворение его потребности в отдыхе и культурной жизни.

Об исследовании трудностей организации отдыха вы можете узнать в опубликованной автором статье «Трудности молодой семьи в организации досуга» в регионах РА [10].

Какие проблемы стоят перед сегодняшними молодыми и какие изменения необходимо внести в государственную политику для решения проблем студенческой семьи:

У Трудности получения высшего образования, пересмотр и изменение высокой платы за обучение,

У Зарплата

У Обеспечение правовых гарантий доступа к социальным услугам,

У Обеспечение социальных гарантий студенческим семьям,

У Предоставление жилищных кредитов с более низкой процентной ставкой и пересмотр финансового возраста молодых пар.

У Пересмотр устава труда работодателя/руководителя с учетом обстоятельства рождения ребенка, в частности, заключается в сокращении рабочего и учебного времени. Окончание рабочего дня на час раньше для родителя с ребенком, сейчас рассматривается срок до 2 лет. Окончание рабочего дня на час раньше для родителя с ребенком [11].

У Увеличение времени работы государственных детских садов с учетом того, что рабочее время обычно заканчивается в 18°°.

У Возможности родителям с детьми сдавать полугодовые и годовые экзамены в удобное для них время в процессе обучения.

По результатам опроса, основной проблемой для матери-студентки является сложность совмещения учебы и домашних обязанностей. Поэтому возникает необходимость решать двойные задачи, одновременно развиваться как специалист и заботиться о ребенке/детях. Именно поэтому респонденты отметили следующее:

♦♦♦ Возможность создания детских садов при образовательном учреждении, даже мамы готовы работать нянями/воспитателями. С одной стороны, у них появится возможность быть рядом со своими детьми, с другой - решать экономические проблемы.

♦♦♦ Ввести в образовательном учреждении факультативные курсы, посвященные регулированию семейных отношений и преодолению проблем.

♦ Ввести пособия для младших школьников, у которых есть хотя бы один ребенок. И

таким образом постоянно повышать материальную мотивацию для каждого последующего ребенка, тем самым способствуя рождаемости.

Правильное выполнение всех этих действий будет способствовать успешной жизни студенческих семей и положительно влиять на стабилизации семейных отношений. Также было интересно узнать, может ли все это на начальном этапе брака, когда молодые люди сталкиваются с различными проблемами, стать причиной развода, ответили частично. Студенты возлагают большие надежды на помощь государства.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что сохранение взаимной любви в семье считается одной из субъективных характеристик успешного функционирования семьи. Однако, как бы ни был высок фактор любви, объективные причины, осложняющие семейную жизнь, нарушают гармонию семейных отношений молодых людей, поэтому решение этих проблем в среде молодых студенческих семей становится безнадежным.

Неправильная подготовка молодежи к семейной жизни вызывает множество проблем, начиная от социально-экономических и заканчивая полноценной организацией отдыха. Основной доход обеспечивают родители и большинство живет с родителями - почти 64,6% респондентов. По мнению респондентов, помощь государства молодой студенческой семье находится, вероятно, на среднем уровне. Помимо социально-экономических, важно было также уточнить мотивы рождения ребенка. Как оказалось, это напрямую зависит от семьи, в которой родился и вырос. Он невольно становится носителем системы ценностей своей семьи. Здесь надо констатировать важный факт: какие бы трудности ни вызывали напряжение в супружеских отношениях, все равно семья остается для молодых людей первостепенной ценностью, что позволит решить остальные проблемы на шаг впереди.

Вышеупомянутыми рекомендациями являются открытие общественных рабочих мест и детских садов при образовательных учреждениях, введение новых льгот для студенческих

семей с детьми, организация факультативных курсов, предоставление социальных гарантий, пересмотр процентных ставок по ипотечным кредитам, пересмотр ставок по ипотечным кредитам. В случае правильного решения у нас будут как образцовые семьи в обществе, так и знающие специалисты в различных областях:

Перечень использованной литературы

1. Нечаева Н. Ю. Специфика и проблемы студенческой семьи в современном российском обществе. // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии. Материалы XVII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, Люблянский университет, 2014. ст. 378-384.

2. Социология. Учебное пособие. Под ред. Д.С. Клементьева. - М.: Филол. О-бо «СЛОВО»; Изд-во Эксмо, 2004. - 408 с.

3. Markosyan M. The problems of a young Armenian family in the disaster Zone. Pp. 88-92. // Научно-аналитический журнал «Регион и мир». - Ереван. 2023, № 5. - 148 с.

4. Студенческая семья: состояние, проблемы, перспективы. - Минск: Университетское, 1991.

5. Разумихина П. П. Мир семьи. Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1986. - 208 с.

6. Администрация Ширакской области

7. Администрация Лорийской области

8. Министерство образования, науки, культуры и спорта Республики Армения // https://escs.am/am/news/5026

9. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковс-кого. - М.: Прогресс, 1988. - 144 с.

10. ^шр^пщшЬ «Ьр^тшишрц phmuhfrgfr qd^u-pnLpjmhhhpp uqum dutfuhgfr ^шд^ш^Ьрщ^шЬ qnp&mtf -<-< tfupqhpm_tf» № 1., 2022 рЭД., 84-90 t?:

11. https://www.irtek.am/views/act.aspx?aid= 150003, статья 141.

Сдана/^шЫйф\ f 26.11.2024 Рецензирована/0-рш^пиф1 f 03.12.2024 Принята/^йцтй^Щ f 10.12.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.