Абдулгалимова С.А., к. псих.н.
НОУ ВПО «Социально-педагогический институт»
ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОЙ СМЕРТИ И ПЕРЕЖИВАНИЕ СТРАХА СМЕРТИ
Аннотация: В статье рассматривается отношение к смерти, переживание индивидом собственной смерти, описываются основные механизмы формирования страха смерти.
Ключевые слова: личность, страх смерти, фрустрация, экзистенциальный вакуум.
Abstract: This article deals with the death, the experience of the individual's own death, describes the basic mechanisms offear of death.
Keywords: personality, fear of death, frustration, existential vacuum.
Страх смерти естественен для человека. Он знаком практически каждому. Его экзистенциальное присутствие в человеческой жизни блестяще описано Ирвином Яломом: «Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: он преследует нас как ничто другое, постоянно напоминает о себе неким «подземным грохотом», словно дремлющий вулкан. Это - темное, беспокоящее присутствие, притаившееся на краю сознания» [4]. Несмотря на то, что природа каждый год являет нам естественность этого процесса и его постоянную цикличность (из зимы в лето, от смерти к жизни и наоборот), смерть является для людей самым страшным злом и самым отчаянным страхом. Каждый человек проделывает немалую внутреннюю работу, чтобы научиться жить с этим страхом и защищаться от него. Однако чрезмерно жесткие защиты, основанные на отрицании, игнорировании этой данности нашего существования, при определенных обстоятельствах не выдерживают и могут порождать различные формы психической патологии, прежде всего тревожные расстройства, экстремальный рост которых в современной культуре отмечается многими авторами
Этот страх проявляется с момента ощущения себя человеческой личностью — «у зверей и ангелов тревоги нет». У животных существуют инстинктивные страхи. У человека аналогичную функцию выполняет своеобразное сужение сферы сознания. Знанием своей смертности человек отличается от животного. Знание о том, что человек умрет, оттесняется в область бессознательного. Так происходит потому, что включаются механизмы психологической защиты.
Умом человек, конечно, понимает, что когда-нибудь умрет, но в то же время «... хочет не знать». Он убегает от мысли о собственной смерти. Общество вырабатывает определенный стереотип поведения человека. Разговоры о смерти неприличны. Существует стремление скрыть смерть от детей. Прослеживается тенденция изолировать смерть в стенах больниц и моргов, расположить места упокоения усопших подальше от городов. Помимо санитарных норм, играют роль соображения дистанциировать живущих от их умерших близких.
Алексеенко Т.Ф. и др. ,[2] считают, что в некоторых случаях, когда жизненная ситуация непосредственно сталкивает индивида со смертью другого человека, этот факт фрустрирует личность трояко:
^ смерть других, которая в какой-то мере есть наша собственная социальная смерть, вызывает у нас глубокую тревогу, а это эмоциональное состояние является убедительным признаком фрустрированности личности;
^ смерть других приводит к предвидению собственной смерти, вследствие чего у нас возникает страх перед небытием. Это так называемый экзистенциальный страх;
^ фрустрации, вызываемые ожиданием смерти, являются причиной глубоких психосоматических изменений в организме человека. Ускоряется развитие болезней, до этого латентно (скрытно) протекавших. В некоторых случаях фрустрация и связанные с нею шок и стресс, могут быть смертельными [2].
Страх смерти имеет сложную структуру, но ряд авторов (например, Рязанцев [3]) считают, что основными его причинами являются:
^ ужас перед неизвестным и неопределённым;
> сомнения насчёт своего бессмертия;
> нежелание расставаться со всем, что было дорого сердцу и с теми, кого искренне любили или к кому были сильно привязаны;
> отождествление себя со своим физическим телом и ужас перед возможностью потерять его.
Однако, несмотря на описанные выше установки, основные механизмы формирования страха смерти неотъемлемы от образа жизни обычного человека. Можно выделить ряд таких важнейших механизмов, лежащих в основе современной культуры.
Первый из них - экзистенциальный вакуум: отсутствие цели и смысла в жизни. Пустое существование - это уже не жизнь, а что-то промежуточное между жизнью и смертью, нечто приближенное к смерти. Внутреннее чувство человека подсказывает ему, что такая жизнь немногим отличается от смерти, и он острее ощущает ее близость и неизбежность. Можно сказать, что сильный страх смерти -это страх перед бессмысленностью жизни. Человеческая жизнь предстает как совокупность фрагментов времени, наполненных фрагментарными предметами и отношениями, в ней нет целостности, нет проекта жизни, который возникает только при принятии и осознании факта конечности существования. Такой человек не воспринимает конечность своего существования, свою смертность, поскольку череда фрагментов не предполагает завершения. Ломка данного стереотипа при близком столкновении со смертью может приводить к неврозу. Человек не справляется с идеей собственной смерти вне попытки осмыслить свою жизнь, выйти за свои пределы и отыскать смысл своего существования.
Другой источник страха смерти: одиночество, социальная изоляция и разобщенность людей. Ряд исследователей считает, что в смерти многих людей пугает невозможность быть с другими. Потребность в общности с другими людьми рассматривается как врожденная, базисная потребность человека [1]. Блокирование этой потребности ведет к психической патологии. Одиночество и социальная изоляция обостряют страх смерти. Этот страх начинает активнее напоминать о себе, потому что одиночество лишает нас чувства связи с жизнью через других людей, оно также символически приближает нас к смерти. Он выражается в одержимости собой - своими чувствами, проблемами, конфликтами,
в неспособности слушать и понимать другого, проявлять искренний интерес к чужой жизни, внутренне включаться в нее
Следующий источник страха смерти - не переработанный и не интегрированный опыт столкновения со смертью. Жизнь и смерть взаимозависимы; они существуют одновременно, а не последовательно; смерть, непрерывно проникая в пределы жизни, оказывает огромное воздействие на наш опыт и поведение. С точки зрения онтогенеза личности этот источник и этот страх оказываются первыми, с которыми сталкивается формирующаяся личность.
Следующий источник страха смерти лежит в свойственном современной культуре культивировании обсессивно-компульсивных черт личности - таких как перфекционизм, высокие стандарты, порядок, контроль. Миф о возможности и необходимости полного контроля над происходящим несовместим с идеей смерти. Мысль о том, что смерть может наступить в любой момент жизни, кажется современному человеку, привыкшему планировать каждую минуту, совершенно неуместной, разрушающей столь дорогой ему порядок, лишающей его необходимого контроля, чувства того, что все идет по плану.
И ещё одним источником страха смерти у современного человека является сама направленность современной культуры. Смерть на экране, которая массированно обрушивается на современного человека в потоке новостных программ и кинопродукции, не воспринимается как реальность, имеющая прямое отношение к каждому. Типичная реакция защиты: «К каждому - может быть, но не ко мне». Таким образом, ещё одним источником страха смерти является нарциссизм современной культуры, невозможность принять неотвратимые ограничения и мирской удел, свойственный всем. Установка на исключительность пронизывает жизнь современного человека. Если выразить эту установку в предельно грубой форме, она сведется к следующему утверждению: «Я не такой, как другие, общие законы не должны на меня распространяться». С нарциссизмом тесно связана идея всемогущества, омнипотенция - «Смерти и болезней можно избежать». Эти нарциссические установки усиленно подпитываются и обслуживаются современной культурой [9].
Таким образом, важнейшими источниками страха смерти современного человека являются
• неподлинное, лишенное экзистенциального смысла бытие;
• одиночество;
• не осмысленный и не интегрированный опыт общения со смертью;
• нарциссическое стремлением к превосходству;
• обсессивная потребность в контроле.
Человек, разумеется, знает о факте неотвратимой смерти. Уже в раннем возрасте ребенка глубоко поглощает вопрос смерти; преодоление мучительного страха уничтожения — фундаментальная задача его развития . Чтобы справиться с этим страхом, человек воздвигает защиты против сознавания смерти, основанные на отрицании и формирующие наш характер; если эти защиты дезадаптивны, они порождают клинические синдромы. Иными словами, психопатология есть результат неэффективных способов трансценденции смерти
Не осознанный страх смерти порождает несовершенные защитные механизмы, которые наиболее ярко проявляют себя в ситуации столкновения человека с неизбежностью собственной смерти. Человек, обладающий подобной
«экзистенциальной незавершенностью», неизбежно переживает тяжелейший кризис в ситуации, когда осознание близкой смерти становится неизбежным.
Внешние закономерности подобного кризиса описаны впервые Э.Кюблер-Росс. Ряд исследователей считает, что описанные Кюблер-Росс фазы субъективны и их будто бы нельзя считать доказанными [10]. Другие же, напротив, считают, что конечные стадии цикла, предваряющие наступление клинической смерти, одинаковы как при мгновенной, так и при медленной смерти [5]. «Если умирающие больные имеют достаточно времени для того, чтобы справиться со своими страхами и примириться с неизбежностью смерти, или получают соответствующую помощь от окружающих, то они нередко начинают испытывать состояние покоя и умиротворенности». Таким образом, процесс умирания, является самостоятельной фазой развития человека с собственной последовательностью событий, определенными, поддающимися описанию переживаниями и способами поведения. Доказательством того, что эти фазы присутствуют не только у людей, умирающих в результате несчастных случаев или заболеваний, является искусственное вызывание тех же стадий умирания у физически абсолютно здоровых людей. Исследование восемнадцати убийц, ожидающих смертной казни в тюрьме Синг-Синг, показало, что отрицание смерти (при помощи которого сводились на нет многие проблемы) сменялось гневом или страхом и, наконец (у тех, кто имел достаточно времени), спокойной медитативной отрешенностью» [7].
Это весьма совпадает с психологическими закономерностями осознания собственной смерти у терминальных больных и позволяет предположить, что в данном случае мы имеем дело с обобщенным «сценарием» переживания экзистенциального кризиса осознания собственной смерти.
Концепция психологического умирания Э.Кюблер-Росс является первой серьезной попыткой описания переживаний людей ожидающих своей неминуемой смерти [6]. Исследователь считает, что до наступления смерти безнадежно больные люди проходят пять стадий психологических изменений:
• стадия отрицания реальности и изоляции;
• стадия возмущения;
• стадия ведения переговоров и заключения соглашений;
• стадия депрессии;
• стадия принятия смерти (примирения с мыслью о неизбежности смерти).
Охарактеризуем эти стадии более подробно.
Первую стадию «психологической смерти» терминально (безнадежно) больных людей Э. Кюблер-Росс назвала стадией отрицания реальности и изоляции потому, что в психике умирающего в этот момент работают два механизма психологической защиты: механизм отрицания неприятной,
устрашающей реальности и механизм изоляции. Первую реакцию терминально больных людей Э.Кюблер-Росс называет «тревожным отрицанием». Позже в этой стадии большинство больных начинают использовать в основном механизм изоляции: смерть и связанные с ней эмоции в психике больного «изолируются» от остальных психологических содержаний и проблем. Эту защитную реакцию Э. Кюблер-Росс считает весьма полезной, т. к. она смягчает первый «удар истины» и создает условия для включения в работу психики других, более спокойно действующих защитных механизмов.
Вторая стадия — возмущения. В этой стадии человек приходит к пониманию той страшной истины, что конец действительно близок. Возмущение и агрессивность умирающего «иррадиируют» во все стороны, проецируются на окружающих. Причиной такой агрессивности являются многочисленные фрустрации, которые переживаются больным человеком: лишение обычной работы, ритмов труда и отдыха, повседневных приятных занятий, чувство потери всяких перспектив в жизни и т.п. Некоторые больные могут «застрять» на этой стадии, оставаясь гневливым до самого конца: «по-видимому, труднее всего умереть людям с крайне авторитарными чертами характера, у которых в ходе жизни выработаны высокий уровень автономности и склонности к самостоятельным решениям. Их основная реакция на свою последнюю экзистенциальную фрустрацию - агрессия и враждебность к людям».
В третьей стадии - ведения переговоров и заключения соглашений умирающий, в какой-то мере принимая неизбежность смерти, проявляет заботу о
А _ и и
завершении своих земных дел. А если умирающий - человек верующий или в этот момент, обретающий веру - то основную часть «торгов» он ведет с Богом. Переговоры в этой стадии выступают в виде способа откладывания смерти.
Когда же смысл заболевания полностью осознается, умирающий оказывается в состоянии глубокой депрессии. Эта стадия депрессии не имеет аналогов среди переживаний, связанных с внезапной смертью, и, видимо, возникает лишь в тех ситуациях, когда у столкнувшегося со смертью человека есть время для осмысления происходящего. Если больной достаточно долго остается в предсмертном состоянии, он может оказаться в стадии принятия смерти, что будет свидетельствовать о разрешении его самого глубоко экзистенциального кризиса. По мнению некоторых авторов [6], эта фаза желательна, поскольку позволяет человеку умереть достойно»
С этим соглашаются далеко не все - «избавиться от страха перед смертью -все равно, что избавиться от собственного разума». В книге «Человек для себя» [8],
Э. Фромм пишет: «Сознание, разум и воображение нарушили «гармонию» животного существования. Их появление превратило человека в аномалию, в каприз универсума. Человек - часть природы, он подчинен физическим законам и не способен изменить их; и все же он выходит за пределы природы... Брошенный в этот мир в определенное место и время, он таким же случайным образом изгоняется из него. Осознавая себя, он понимает свою беспомощность и ограниченность собственного существования. Он предвидит конец - смерть. Он никогда не освободится от дихотомии своего существования: он не может избавиться от разума, даже если бы захотел; он не может избавиться от тела, пока жив, и тело заставляет его желать жизни». Человек начинает жить подлинной жизнью, лишь осознанно принимая неотвратимость смерти. Свободно и достойно отказавшись от бегства от этой проблемы, он обретает возможность жить в реальном мире. Во всем необходимо обнаружить смысл. Как жить, так и умирать человек должен осмысленно. Эта позиция вплотную подводит нас к вопросу о смысле смерти.
Литература:
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. [текст] - М., Фонд “За экономическую занятость”, 1995.
2. Алексеенко Т.Ф., Рудакова И.А., Щербакова Л.И. Рельефы идентификационного пространства российского студенчества. [текст] - Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005. - 128 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. [текст] - Л.: 1968.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. [текст] - М.: Изд-во МГУ, 1990.
5. Гуревич П.С. О жизни и смерти. Жизнь земная и последующая. Сборник. [текст] - М., 1991
6. Налчаджян А. А. Загадка смерти. Очерки психологической танатологии. СПб.: Питер, 2004 - 224 с.
7. Невярович В.К. Терапия души. Святоотеческая психотерапия. [текст] -Воронеж, НПО "МОДЭК", 1997.
8. Фромм Э. Человек для себя. [текст] - М.: АСТ. 2006 - 352 с.
9. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. [текст] - М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
10. Kastelnbaum R., Death, Society and Human Experience. Saint Louis, 1977