© 2006 г. М.М. Набойченко
К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СМЕРТИ
В «ОБЩЕСТВЕ РИСКА»
Есть в жизни каждого общества краеугольные аспекты. Их не легко затрагивать не только из этических, моральных соображений. Если спросить себя: «Что такое смерть? Зачем она существует? Что может дать человеку?» Кто-то скажет: «Смерть - зло, боль и горе, кара за совершенные в жизни прегрешения». Другой: «Такова судьба человека. Все мы когда-то рождаемся и неизбежно умираем». Или: «Смерть есть итог, предел существования на земле...».
Столкновение со смертью является хорошей проверкой как для самого человека, так и для его близких людей. Перед смертью все люди равны. Она «уравнивает» статусность, положение людей в обществе. Является ли смерть мерилом или наказанием для человека? По мнению М.М. Федорова [1], она касается всего, что развивается во времени: общества, культурные системы, предметы, люди. Нынешнее общество У Бек [2] называет «обществом риска», в котором все чаще происходит систематическое взаимодействие с угрозами и опасностями, производимыми процессом модернизации, но по сути дела, самим человеком. Общество своими руками создает «второй мир», который становится не подвластным, бесконтрольным ему самому. Риск может иметь скрытый характер и отдаленный эффект. «Парадигма общества риска» перекрывается и вытесняется «логикой негатива» - «производством, накоплением и распределением рисков» [3].
Смерть человека всегда была загадкой. Поскольку психологические, физиологические, медицинские и философские исследования смерти углубляют понимание жизни и самопонимание человека [4], то, на наш взгляд, следует уделить внимание изучению психологической смерти, которая равно как и социальная предшествует физической смерти.
Следует отдать должное зарубежным исследователям, которые положили начало и «приоткрыли занавес» предсмертных переживаний терминально больных. Клиническими исследованиями хода психологических изменений таких лиц занималась американский психопатолог и танатолог Э. Кюблер-Росс [5], определившая 5 стадий психологической смерти, которые имеют различную протяженность во времени и различаются по силе воздействия: отрицание реальности и изоляция, возмущение, ведение переговоров и заключение соглашений, депрессия, принятие. Это первая попытка описания переживания людей, ожидающих неминуемости смерти. Стадии выделены на основе чисто психологических критериев [6].
В настоящее время можно считать, что смерть (умирание) - не только качественный «скачок» из живого состояния организма к умершему, но и продолжительный биологический процесс. В.А. Неговским [7] выделены следующие медико-биологические фазы: 1) предсмертная или диагоническая фаза (near-death); 2) фаза терминальной остановки; 3) фаза агонии; 4) клиническая и 5) биологическая смерть.
На основе анализа 150 случаев посмертных переживаний Р. Моуди [8] построил полную модель смерти, куда входят общие элементы с определенной последовательностью - неприятный шум, движение по туннелю, нахождение «вне тела», встреча с умершими родственниками, оценка и просмотр панорамы жизни.
Последствия потери близкого человека могут быть условно сведены к основным моментам: 1) нарушение представлений человека о мире (безопасности, справедливости, собственном бессмертии); 2) утрата значимых отношений с умершим (поддержка); 3) переживание утраты части себя, своих качеств (воли, уверенности), идентифицированных с умершим человеком ; 4) нарушение взаимоотношений в системе, участниками которой был умерший и выживший [9, 10].
Следует указать, что одним из практических итогов новейших исследований смерти и умирания является пересмотр медицинских и юридических определений смерти. Если ранее смерть констатировали при отсутствии дыхания и остановке сердца, то на сегодняшний день она наступает при отсутствии реакций на какие-либо раздражители, а ЭЭГ - прямая линия («плоская» ЭЭГ) [4].
В отечественной психологии тема смерти является недостаточно разработанной. Вероятно, это связано с этическими и инструментальными проблемами. Хотя имеются отдельные разработки и исследование отношения к смерти [11], ее страха в подростковом и юношеском возрасте [12].
Смерть - понятие многогранное. Можно выделить не только физическую как распад тела, но и психическую смерть как разрушение психической деятельности, социальную - как утрату связи с другими людьми и уход от активной социальной деятельности, а также психологическую - как потерю значимых отношений, изменения в убеждениях и представлениях, разрыв привязанностей [11].
В процессе своей жизнедеятельности человеку свойственно устанавливать социальные взаимосвязи с другими людьми. «Одни связи могут быть устойчивыми, эмоционально насыщенными и значимыми -психологически наиболее глубокими». Это так называемые «первичные» социальные связи. Дж. Морено [1958] образно называет индивида и тесно связанных с ним на данном отрезке жизни людей социальным атомом. Другие связи носят формальный, чисто официальный и функциональный характер - «сухие» отношения, которые устанавливаются для выполнения официальных социальных ролей [4]. Поскольку социальный атом представляет наиболее устойчивую группу, в рамках которой протекает жизнь человека, устанавливаются, как правило, эмоционально значимые отношения, симпатии, поддерживается определенный уровень контактов. Величина и размеры социального атома обусловлены его психическим качеством - эмоциональной экспансивностью. Она может быть поло-
жительной, конструктивной, если установление контактов направлено на выход гуманных, просоциаль-ных чувств и мотивов. Немало случаев, когда устанавливаются многочисленные социальные связи с целью разрядки накопленной агрессивности, зависти и других враждебных чувств.
Существует идея о социальной смерти человека: в молодом возрасте происходит естественная смена членов социального атома. Вновь прибывшему человеку приписывается роль выбывшего, проводится единичная замена, но не целой группы. С возрастом человеку все труднее заменять утраченных членов своего социального атома. Это социальная смерть извне - в отличие от смерти индивидуальной психики, которая бросает тень на человека задолго до его физической или духовной смерти. Причинами распада социального атома могут быть: потеря любви, замена одного индивида другим, физическая смерть [4].
Факт смерти может присутствовать внутри социального атома, когда мы теряем близких, любимых людей. В этот момент мы понемногу умираем вместе с ними. Заменяющие не полностью восполняют утрату, и случай замены Дж. Морено считает утратой. Отсюда возникает шок социальной смерти, который способствует преждевременному старению, возникновению ряда заболеваний и физической смерти. Социальная смерть человека фактически ускоряет процесс его психологической и биологической смерти [14].
Смерть человека - социальный факт и в качестве такового оказывает влияние на всех людей, их жизнь, представления о смерти, процессы умирания. Люди умирают совместно с другими: физическую смерть ощущает только умирающий, а социальную чувствуют остающиеся в живых члены его первичной группы. С позиции теории фрустрации смерть другого человека фрустрирует нас трояко:
- смерть других есть наша собственная социальная смерть, которая вызывает у нас глубокую тревогу, а это эмоциональное состояние является убедительным признаком фрустрированности личности;
- смерть других приводит к предвидению нашей собственной смерти, вследствие чего у нас возникает страх перед небытием. Это так называемый экзистенциальный страх;
- фрустрации, вызываемые ожиданием смерти, являются причиной глубоких психосоматических изменений в организме человека. Ускоряется развитие болезней, до этого латентно протекавших.
Наряду с социальной выделяют психологическую смерть, под которой понимаются постепенные, иногда ускоренные и скачкообразные изменения, в результате которых жизнеспособность и психологическая сопротивляемость человека стрессорам и фрустраторам уменьшается [4]. Человек, переживающий процессы психологической смерти, ставит под сомнение ценность собственной жизни. В этом случае можно говорить о суицидальном риске, точнее - о «непрямом суициде», предполагая начать лучшую жизнь.
Отчаявшиеся субъекты могут счесть жизнь невыносимой из-за непреодолимых препятствий, и их поведение может быть устремлено к смерти. В 1897 г. французский философ Э. Дюркгейм [15] назвал такое поведение «символическим суицидом». Люди часто
медленно убивают себя, не осознавая своих летальных намерений, и все же их образ жизни является движением в сторону саморазрушения. К. Фредерик из Национального Института психического здоровья приводит семь основных характеристик непрямого суицида:
- частое отсутствие полного осознания последствий своих поступков;
- рационализация, интеллектуализация или негативное отношение к своему поведению;
- постепенное начало деструктивного поведения, которое все же стремительно приближает смерть;
- крайне редкое открытое обсуждение этих тенденций;
- вероятность долготерпеливого мученического поведения;
- извлечение вторичной выгоды из сочувствия или/и проявлений враждебности во время саморазрушения;
- смерть почти всегда кажется случайной.
Хотя непрямое самоубийство является менее очевидным для окружающих, но его результаты также летальны [16].
Поэтому концепция психологической смерти требует своего расширения. Смерти человека может предшествовать глубокое безразличие к людям, к жизни вообще, уход от основных средств самозащиты [4]. Таким образом, возникающая апатия выступает как адаптивная реакция на фрустрирующие обстоятельства, в то время как стадии безразличия предшествует снижение качества жизни как совокупности субъективных и объективных характеристик. Поэтому исследования качества жизни «общества риска» будут весьма актуальными.
Литература
1. Федоров М.М. Образ смерти в западноевропейской культуре // Человек. 1991. № 5.
2. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну: Пер. с нем. М., 2000
3. Нугаев М.А. Социально-экономические факторы в структуре качества жизни // Социологическое исследование. 1998. № 11. С. 108-117.
4. Налчаджян А.А. Загадка смерти. СПб., 2004.
5. Kubler-RossE. On Death and Dying. N. Y., 1969.
6. Пэрриш-Харра Кэрол У. Смерть и умирание: новый взгляд на проблему. М., 2003.
7. Неговский В.А. Клиническая смерть глазами реаниматолога // Человек. 1991. № 2.
8. Моуди Р. Жизнь после жизни. М., 1990.
9. Смирнов А.В. Последствия перенесенного стресса у лиц, потерявших близких: Избр. ст. Издание по психиатрии и проблемам психического здоровья. Лондон, 1997.
10. Janoff-Bulman R. The aftermath of victimization: rebuilding shattered assumptions // Trauma and its wake. The study and treatment of PTSD. N.Y., 1985. P. 15-35.
11. Баканова А.А. и др. Смерть и работа горя // Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пос. для практ. психол. / Под ред. Е.П. Кораблиной. СПб., 2001. С.182-212.
12. Гаврилова Т.А. Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 63-71.
13. Морено Дж. Социометрия. М., 1958.
14. Lynch J.J. The broken heart: The medical consequences of 16. Grollman A. Suicide Prevention, Intervention, Postvention. loneliness. N. Y., 1977. Beacon Hill, 1988.
15. Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1912.
Ростовский государственный университет 6 декабря 2006 г.