Научная статья на тему 'Отношение к новациям у студентов, будущих педагогов, на примере внедрения дистанционного обучения'

Отношение к новациям у студентов, будущих педагогов, на примере внедрения дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ПОТОКОВЫЕ ЛЕКЦИИ / STREAM LECTURES / НОВАЦИИ / INNOVATIONS / ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К НОВАЦИЯМ / STUDENTS'' RELATION TO INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симановский Андрей Эдгарович, Тихомирова Лариса Федоровна

Статья посвящена описанию исследования отношения студентов к новой форме обучения дистанционному потоковому семинару, проводящемуся по каналам Интернета. Авторы выявляют связи и зависимости позитивного и негативного отношения студентов к новой форме обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симановский Андрей Эдгарович, Тихомирова Лариса Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relation to Innovations of Students, Future Teachers, on the example of Distance Learning Introduction

The article is devoted to the research description of students’ relation to a new form of education a remote stream seminar which is carried out in the Internet channels. The authors reveal communications and dependences of students’ positive and negative attitude to a new form of education.

Текст научной работы на тему «Отношение к новациям у студентов, будущих педагогов, на примере внедрения дистанционного обучения»

УДК 159.9.07

А. Э. Симановский, Л. Ф. Тихомирова

Отношение к новациям у студентов, будущих педагогов, на примере внедрения дистанционного обучения

Статья посвящена описанию исследования отношения студентов к новой форме обучения - дистанционному потоковому семинару, проводящемуся по каналам Интернета. Авторы выявляют связи и зависимости позитивного и негативного отношения студентов к новой форме обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, потоковые лекции, новации, отношение студентов к новациям.

A. E. Simanovsky, L. F. Tikhomirova

Relation to Innovations of Students, Future Teachers, on the example of Distance Learning Introduction

The article is devoted to the research description of students' relation to a new form of education - a remote stream seminar which is carried out in the Internet channels. The authors reveal communications and dependences of students' positive and negative attitude to a new form of education.

Keywords: distance learning, stream lectures, innovations, students' relation to innovations.

Сегодня всё чаще говорят о необходимости использования педагогических новшеств. Одним из таких новшеств является дистанционное обучение. Причем, если в начале 90-х годов о дистанционном обучении говорили как о совершенно особом виде обучения, то сегодня оно может дополнять дневное или заочное обучение. При этом многие элементы дистанционного обучения могут быть использованы в повседневной практике обычного обучения, дополняя и обогащая его. Например, по электронной почте может проходить консультирование преподавателями студенческих курсовых и выпускных квалификационных работ, на сайте образовательного учреждения выставляться задания для самостоятельной работы студентам-заочникам, там же можно найти ссылки на информационные материалы, необходимые для их выполнения. В режиме он-лайн может проходить дистанционное тестирование по изучаемым предметам, на сайте также же могут быть выставлены результаты учебного рейтинга студентов, и, наконец, появляется возможность в дистанционном режиме прослушать лекции преподавателя, которые могут идти либо в форме потокового семинара (онлайн), либо в записи. Таким образом, появляется всё больше технических возможностей, которые делают образование всё более доступным.

Однако ни для кого не секрет, что внедрение любых новшеств сопровождается появлением новых проблем. Это и проблема создания нового

методического и информационного обеспечения, проблема финансирования новых мультимедийных разработок, проблема нормативно-правового обеспечения дистанционного обучения. Например, можно ли приравнять по трудозатратам лекцию, прочитанную в режиме потокового семинара, к лекции, прочитанной студентам в аудитории? Или каковы должны быть должностные обязанности тьютора, который обеспечивает техническую и организационную поддержку учащимся, находящимся в отдаленном регионе? Мы рассматривали эти проблемы в более ранних наших публикациях [1, 2].

Но главная проблема организации дистанционного обучения - это психологическая неготовность некоторых современных молодых людей учиться дистанционно. Согласно данным Э. Роджерса, в любом коллективе всегда есть люди, которые настороженно относятся к внедрению любого новшества. Только 2,5 % коллектива готовы сразу к использованию новшества. Они «... характеризуются авантюрным духом» (Цит. по А.В. Хуторскому [3]). Вслед за новаторами идут ранние реализаторы, их 13,5 %, далее следует предварительное большинство - 34 %. Они осваивают новшество после ранних реализаторов, но гораздо раньше середнячков, которых также 34 %. Э. Роджерс их называет «средние реализаторы». Последними принимают новшество «колеблющиеся» - их 16 %. Они ориентированы на традиционные ценности и являются главным

© Симановский А. Э., Тихомирова Л. Ф., 2013

Отношение к новациям у студентов, будущих педагогов, на примере внедрения дистанционного обучения

тормозом для распространения новаций. По мнении. А.В. Хуторского, в образовании отношение к новшествам несколько иное, чем в любой другой группе: новаторы составляют 6,6 %, передовики - 44,7 %, умеренные -17,7 %, и оставшиеся 31 % составляют консервативную часть группы

[3].

В нашем исследовании проверялась гипотеза о готовности студентов педагогических колледжей Ярославской области и филиалов ЯГПУ им. К.Д. Ушинского принять новую, дистанционную, форму обучения. Данная гипотеза проверялась в процессе дистанционного семинара по теме «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушениями интеллекта». В семинаре приняли участие 78 человек. После потоковой лекции все участники заполнили анкеты, в которых отметили своё отношение к содержанию и форме дистанционного обучения, а также отметили все его плюсы и минусы. Кроме этого, участники ответили на вопросы теста по теме семинара, который позволил проверить глубину и качество освоения предметного материала. Среднее значение правильных ответов на тест составило 69,4%. При этом 41 человек (более половины) ответил правильно более чем на 75% (2/3 вопросов) теста. Только 5 человек справились менее чем с 50 % вопросов теста (ответили правильно менее, чем на 6 вопросов теста из 12).

Распределение участников семинара по количеству правильных ответов по тесту было следующее:

90-100% правильных ответов - 16 чел.

70-89% правильных ответов - 31 чел.

50-69% правильных ответов - 26 чел.

Менее 50 % правильных ответов - 5 чел.

После обработки анкет выяснилось, что из 78 участников позитивно отнеслись к новации 69 человек, а негативно - 9 человек, что составляет 11,5 %. Отношение к предложенной новации оценивалось по ответу на вопрос о целесообразности подобных семинаров в будущем. Далее мы сравнили все средние показатели ответов в двух подгруппах слушателей семинара: тех, кто позитивно воспринял новую форму обучения - 69 человек, и тех, кто отнёсся к ней негативно - 9 человек, по 1>критерию Стьюдента.

Выяснилось, что отношение к содержанию семинара в этих подгруппах существенно различается. Оценка подгруппы, которая приветствовала дистанционное обучение, - 4,58 (в пятибалльной шкале), а средняя оценка содержания в альтернативной группе составила 3,89 (1 эмп.=

2,57614), что свидетельствует о достоверных различиях между группами на 5%-м уровне значимости.

Сравнение подгрупп по оценке формы проведенного семинара (в пятибалльной шкале) также показало существенные различия между ними. Среднее значение в группах с позитивным отношением составило 4,33 балла, а с негативным отношением - 3,67 балла (1 эмп. = 2,71), что свидетельствует о достоверных различиях на 1%-м уровне значимости.

Сравнение количества аргументов «за» показало, что данный показатель также существенно различается в обеих подгруппах: среднее количество положительных аргументов в группе с позитивным отношением к дистанционному обучению составило 1,38, а в группе с негативным отношением - 0,44 балла. Различия достоверны на 1 %-м уровне значимости.

Сравнение же аргументов «против» не выявило между группами существенной разницы: среднее количество аргументов «против» в группе с позитивным отношением к дистанционному обучению составило 0,96, а в группе с негативным отношением -1,33 (1=0.839).

Сравнение выделенных групп по результатам предметного тестирования показало существенное различие между ними. Средний процент правильных ответов на вопросы теста в группе с позитивным отношением к дистанционным обучением составил 74 %, тогда как такой же показатель в альтернативной группе оказался 56,89 %. (1 эмп.= 2,2), что свидетельствует о достоверных различиях на 5 %-м уровне значимости.

Мы видим, что негативное отношение к новациям сопровождается также более низкими оценками содержания обучения, тогда как положительное отношение к новациям сочетается в высокими оценками содержания. При этом люди, критично воспринявшие новую форму обучения, объективно хуже освоили учебный материал, чем люди с позитивным отношением к новой форме обучения. При этом уровень оценки содержания значимо положительно коррелирует с результативностью теста (г=0,35), а уровень оценки формы работы - с количеством аргументов, высказанных «за» новую форму обучения (г=0,37) (для подсчета корреляции использовался коэффициент корреляции Пирсона).

Полученные результаты наталкивают на мысль, что критично настроенные по отношению к новациям студенты имеют хуже развитые умения к самостоятельному обучению, они в боль-

254

А. Э. Симановский, Л. Ф. Тихомирова

шей степени нуждаются в управлении со стороны преподавателя и не готовы учиться самостоятельно. Данное предположение основывается на более низкой аналитической способности данной группы студентов, а также несформированности субъектных качеств личности. Косвенно об этом свидетельствуют меньшее количество аргументов «за» и сравнительно небольшое количество аргументов «против», а также содержание высказываний «против», которые в группе с негативным отношением к дистанционной форме в большей мере обращены на желание непосредственного контакта с преподавателем: «Лучше видеть человека лично, в живую», так как преподаватель при данной форме обучения не может «... разъяснить и пояснить» учебный материал, а также на необходимость поддерживать дисциплину во время лекции (иначе его «не слушают»). В группе, которая доброжелательно отнеслась к предложенной форме, содержание аргументов «против» в основном касалось качества звука и картинки во время трансляции, а не необходимости дисциплинировать студентов в процессе обучения.

Безусловно, исследование требует продолжения, так как в данной работе не был выяснен уровень самостоятельности (субъектности) студентов в других аспектах учебной деятельности, вне контекста проведенного семинара, а также уровень сформированности субъектных качеств личности. Также остался открытым вопрос о детерминации выявленных зависимостей, так как негативное отношение к предложенной форме обучения могло быть вызвано как более низкими аналитическими способностями и низким уровнем развития субъектных качеств, так и более слабой мотивацией к освоению предложенной темы, и это могло сыграть существенную роль при оценке формы и содержания занятия, а также повлиять на более низкие результаты тестирования.

Библиографический список

1. Симановский, А. Э. Дистанционные технологии при организации курсов повышения квалификации [Текст] / Совершенствование помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: материалы конференции «Чтения Ушинского». - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - С. 3-6.

2. Симановский, А. Э. Использование дистанционных технологий для обучения студентов-инвалидов [Текст] // Ярославский педагогический вестник. -2012. - № 4. - Том II. - С. 15-19.

3. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика -рычаг образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября. - Режим доступа : http://eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm

Bibliograficheskij spisok

1. Simanovskij, A. E. Distanrionny'ye tehnologii pri organizacii kursov povy'sheniya kvalifikacii [Tekst] / Sovershenstvovaniye pomoshchi detyam s ograni-chenny'mi vozmozhnostyami zdorov'ya: materialy' konferencii «Chteniya Ushinskogo». - Yaroslavl' : Izd-vo YaGPU, 2012. - S. 3-6.

2. Simanovskij, A. E. Ispol'zovaniye distancionny'h tekhnologij dlya obucheniya studentov-invalidov [Tekst] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2012. - № 4. -Tom II. - S. 15-19.

3. Hutorskoj, A. V. Pedagogicheskaya innovatika -ry'chag obrazovaniya [Elektronny'j resurs] // Internet-zhurnal «Eydos». - 2005. - 10 sentyabrya. - Rezhim dos-tupa : http://eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm

Отношение к новациям у студентов, будущих педагогов, на примере внедрения дистанционного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.