Measurement and estimation of formation of competences is in the system of the competent-focused preparation of doctors
A.V. Balmukhanova, Sh.O. Ryspekova, G. Sh. Toilybaeva, M.T. Sultanova, G.I. Djubanova, Zh. Zh. Kurmangalieva, K.E. Khabdin.
Funds of estimated means should be developed in a higher educational institution, affirm and be applied by educational institution on a uniform methodological basis according to the competencies. Formation process of the competence graduates of medical high schools is realized during theoretical and practical training: educational scientific and research activity of students, including their independent work, and various kinds of certification (flowing, intermediate and total) are intended for acknowledgement generated competence. At each grade level are used certain IDs of competencies and their associated their qualitative scale.
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРАХ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
К.Е. Ердесова, Ш.Г. Исаева, Е.А. Славко, З.Б. Исииа
Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, г. Алматы
В настоящей статье приводятся результаты анализа использования инновационных образовательных технологий и их методической обеспеченности для студентов 4 курса на кафедрах терапевтического профиля на 2010-2011 учебный год. Показаны достижения каждой кафедры, а также пути и необходимые мероприятия по устранению обнаруженных недостатков.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatю», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке <аи», которая переводится с латинского как «в направление», таким образом, если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).
Таким образом, необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения. Инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.
Существует понятие «социальных инноваций» - процесса обновления сфер жизни человека в реорганизации социума, к ним относится и педагогическая инноватика, молодая наука, о ней начали говорить только в конце 80-х гг. прошлого века, т.е. немногим более 15 лет назад. Сегодня педагогическая инноватика находится в стадии становления и эмпирического поиска.
Под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике.
В психологии имеется классификации субъектов инноваций, составленная Э. Роджерсом:
1 группа - новаторы, обычно это 2,5% коллектива, они всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом, интенсивно общаются с локальными группами.
2 группа - ранние реализаторы - 13,5%. Они следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы.
3 группа - предварительное большинство - 34%. В роли лидеров выступают редко, осваивают новшества после "ранних реализаторов", но значительно раньше так называемых "средних". Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам.
4 группа - позднее большинство - 34%. Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давление социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу ("Средние реализаторы").
5 группа - колеблющиеся, обычно - 16%. Основной их характеристикой является ориентация на традиционные ценности. Решение о приятии новшества принимают с большим трудом, последними, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций (1).
Среди возможных моделей реакции человека на "навязывание" ему нововведения, имеется 5 фаз: отрицание, сопротивление, исследование, вовлеченность, традиционализация (К.Ушаков).
Внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс на кафедрах внутренних болезней КазНМУ им С.Д. Асфендиярова ведется планомерно и систематически, в рамках плана стратегического развития университета (2). Если обратиться к истории терапевтических кафедр примером можно привести внедрение системы ОСКЭ, которая сегодня уже воспринимается как привычная и хорошо отработанная методика (3). Совершенствование педагогического мастерства преподавателей идет через обучающие семинары,
которые проводят различные структуры университета. В новейшей истории можно отметить серии семинаров «Инновационные технологии в медицинском образовании» (2008-2009 уч год), «Методы оценки» (2009-2010 уч год) проведенных в рамках работы реорганизованного Центра инновационных технологий в образовании, семинары для молодых преподавателей по педагогике, информационным технологиям, иностранным языкам, доказательной медицине, семинар «Активные методы обучения» (2009-2010, 2010-2011 уч годы) Отдела развития человеческих ресурсов, «Обратная связь» (2010-2011 уч год.) Отдела системы менеджмента качества, семинары «Клинические компетенции в медицинском образовании» Учебно-методического отдела (2010-2011 уч год), участие преподавателей кафедр терапевтического профиля в тренингах ЦМАКОиНСРМО по внедрению кредитной системы обучения, методическому обеспечению учебного процесса в реализации модели медицинского образования КазНМУ. Таким образом, не менее 50% постоянного, основного состава преподавателей прошли обучение по новым педагогическим методикам. На кафедрах терапевтического профиля, преподающих базовые дисциплины Государственного общеобразовательного стандарта 2006 года по специальности «Общая медицина» это показатель еще выше.
Таблица 1. Использование инновационных образовательных технологий на кафедрах УДВБ, преподающих в рамках дисциплины «Внутренние болезни» для студентов 4 курса специальности «Общая медицина»
№ Кафедра фтизио- эндок- амбула- дерма- внут- внут- инфек- неф-
пульмо- рино- торно- тове- ренних ренних ционных роло-
Вид нологии логии поликлинической терапии неро-логии болезней №1 болезней №4 и тропических болезней гии
Лекции
1. Интерактивные Обзор- Проблем- Не Обзор- Обзор- Обзор- Про-
лекции: проблем- + ные, ные преду- ные ные ные, блем
ные, лекции- про- смот- про- ные
симпозиумы, блем- рены блемные
дискуссионные ные
лекции
2. Показ видеофильмов на лекции + + + +
Практические занятия
1. Мультимедийное сопровождение практических занятий + презента-ции, планшеты + + + + + +
2. Показ видеофильмов на занятиях + + + +
3. Работа со стандартизованным пациентом
4. Использование на занятиях индивидуальных мини-лекций + + + +
5. Обучение в малых группах + + + + + + + +
Игровые технологии
1. Деловая игра
2. «Мозговой штурм» + + +
3. Кейс - стадии + + + + + + + +
4. Инновационные игры: виртуальные симуляции, компьютерные модели
Интерактивные компьютерные технологии
1 Электронные обучающие программы
2 Виртуальные тренажеры для отработки практических навыков
3 Интерактивные доски
4 Занятия в компьютерных и симуляци-онных классах + +
5 Возможность использования интернет-порталов
6 Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) + + + + + + + +
СРС - домашние задания
1. Составление графологической структуры темы + +
2. Разработка заданий в тестовой форме + + +
3. Составление ситуационных задач с эталонами ответов + + + +
4. Подготовка мультимедийных презентаций + + + + + +
5. Составление алгоритма диагностики и лечения + + +
6. Составление кроссворда +
7. Составление глоссария +
Согласно четрырех-уровневой модели оценки обучения Д. Киркпатрика (1975), ключевым этапом при определении эффективности обучения является 3 уровень - когда полученные знания переходят в поведение обучающегося (4). Объективным критерием этого уровня оценки обучения преподавателей может стать уровень внедрения инновационных методик преподавания в учебный процесс на кафедрах. С целью оценки данного уровня на кафедрах терапевтического профиля, работающих со студентами 4 курса факультета общей медицины было проведено пилотное исследование. Был разработан алгоритм исследования (проф Касенова С.Л.), опрошены сотрудники 8 кафедр (таблица 1). Результаты опроса показали, что инновационные методики используются почти в 100% лекций (проблемные, дискуссионные лекции, подкрепленные видеоматериалами). Это можно объяснить более высокой квалификацией преподавателей, привлеченных к чтению лекций, менее методологически затратной подготовкой к данному виду занятий, по сравнению, например с подготовкой сценария и проведения деловой игры. Проведение практических занятий по инновационным технологиям присутствует на всех кафедрах, но в разной степени. Практически на всех кафедрах указали на использование таких методов как работа в малых группах, кейс-стади, реже используются «мозговой штурм», мини-лекции, дискуссии. На двух кафедрах при отработке практических навыков по аускультации наряду с реальными пациентами используются муляжи (аускультация пороков сердца, бронхообстуктивного синдрома). Не разработаны сценарии, а поэтому и не внедряются деловые игры. Не используются в обучении стандартизованные пациенты, виртуальные симуляции, тренажеры, электронные обучающие программы. Данные обучающие технологии высокозатратны, требуют в некоторых случаях наличия персональных компьютеров не только у преподавателя, но также у каждого студента, на сегодняшний день такой уровень компьютеризации еще не достигнут.
Результаты этого мини-исследования первого года преподавания базовых клинических дисциплин терапевтического профиля по новому образовательному стандарту показали, что для полноценного внедрения модели медицинского образования необходимы усилия по углублению подготовки преподавателей по отдельным методикам (обучение по разработке сценариев деловых игр, проведению дискуссий), обмену практическим опытом между кафедрами, укреплению материальной оснащенности кафедр техническими средствами обучения, возможностью подключения к сети Интернет на рабочих местах, в учебных комнатах. Для объективной оценки эффективности внедряемых методик обучения необходим научный подход с использованием проверенных, валидных методов исследования. Необходимы педагогические, управленческие решения, позволяющие сократить 4,5 группу субъектов инновации, увеличить число позитивно настроенных на инновации преподавателей.
Литература.
1. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
2. Аканов А.А. Хамзина Н.К., Ахметов В.И., Капанова Г.Ж., Данилович Н.А., Сейдуманов С.Т. Медицинское образование, основанное на компетенциях: проблемы и перспективы. Монография. - Алматы,2010. -177 с.
3. Муминов Т.А., Даулетбакова М.И. Инновационные технологии в образовательном процессе медицинских вузов. Алматы, 2003.
4. Дональд Л. Киркпатрик и Джеймс Д. Киркпатрик. Четыре ступеньки к успешному тренингу.- М.: Эйч Ар Медиа, 2008.
Introduction of innovative technologies of training on chairs of a therapeutic profile
Erdesova K£., S.G.Isaeva, E.A.Slavko, Z.B.Isina
This article presents an analysis of the use of innovative educational technologies and their methodological provision for students of 4 courses in the departments of the therapeutic profile for the 2010-2011 academic year. Shows the achievement of each department, as well as ways and necessary actions to address identified deficiencies.
УДК 616-085:378.14-057.85
ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА КЛИНИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Б.Г.Исаева, З.Б. Исина
Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова, Учебный департамент внутренних болезней, Алматы
В статье на примере дисциплины «Внутренние болезни» представлено внедрение модели медицинского образования в программу обучения студентов на клинических кафедрах. Во время занятий представляется возможность оценить компетенции студентов, такие как знания, навыки, коммуникативные навыки, правовые знания и способность студентов к самосовершенствованию.
Ключевые слова: модель медицинского образования, компетенция, внутренние болезни, объективный структурированный клинический экзамен.
На сегодняшний день назрела необходимость подготовки специалиста, имеющего качественно новую фундаментальную и общепрофессиональную подготовку, ориентированного на достижение высоких конечных результатов в деле охраны здоровья населения, воспитанного в духе лучших достижений отечественной и мировой науки, культуры и здравоохранения [1, 2,3]. Основными задачами в здравоохранении являются совершенствование системы додипломного, последипломного образования, непрерывного профессионального развития кадров здравоохранения и дальнейшее развитие науки, внедрение инновационных технологий [4].
В Казахском национальном медицинском университете имени С.Д. Асфендиярова в целях совершенствования системы образования создана модель медицинского образования, ориентированного на формирование профессиональных компетенций, путем реформирования и совершенствования образовательного процесса на основе компетентностного подхода к обучению [1, 2, 3].
Положения принятой модели соответствуют основным положениям Международного Стандарта Базового Медицинского образования [5,6]:
- изменение понимания качества в системе высшего медицинского образования страны происходит в связи с выходом на мировой образовательный рынок и переориентацией на потребности мирового сообщества;
- видение образования как ресурса социально-экономического развития страны требует реализации концепции «образование через всю жизнь» (lifelong learning) и отношения к образованию как к средству формирования человеческого капитала;
- формирование ключевых компетенций выпускников - будущих врачей должно рассматриваться в качестве результата высшего медицинского образования;
- ответственность государства за качество предоставляемых услуг предусматривает ответственность каждого преподавателя и студента за достижение профессиональной компетентности.
Согласно Государственному стандарту образования (2006) выпускник должен овладеть клиническими знаниями и навыками, необходимыми для решения ключевых задач в своей профессиональной деятельности, эффективного взаимодействия с другими специалистами при оказании медицинской помощи населению, иметь способность к познанию и обучению на протяжении всей жизни и применять новейшие технологии в практике [7].
Реализацией модели медицинского образования является систематизация компетенций по отдельным дисциплинам и уровням обучения, т.е. разработка образовательных программ. В образовательных программах