Научная статья на тему 'Адаптированность к обучению в вузе студентов с разными субъективными основаниями выбора профессии'

Адаптированность к обучению в вузе студентов с разными субъективными основаниями выбора профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
551
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ / УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ / ТРУДНОСТИ / СУБЪЕКТ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / АDAPTATION OF STUDENTS / SUBJECT OF PROFESSIONAL CHOICE / LEARNING ACTIVITY / DIFFICULTIES IN STUDY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лабынцева Ирина Сергеевна

Рассматривается проблема взаимосвязи проявления позиции субъекта при выборе профессии и адаптированности студентов к обучению в вузе на первом этапе профессиональной подготовки. Показано, что субъекты выбора профессии обладают более высоким уровнем учебной активности, эмоционального комфорта, они реже сталкиваются в процессе учебы с трудностями и легче их преодолевают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADAPTATION OF STUDENTS WITH DIFFERENT SUBJECTIVE GROUNDS OF PROFESSIONAL CHOICE IN HIGHER SCHOOL

The paper is devoted to the relationship between the position of the subject of professional choice and adaptability of students to higher school at the first stage of training. It is shown that the subjects of professional choice have a higher level of learning activity and emotional comfort. They more rarely have difficulties in study and easier overcome them.

Текст научной работы на тему «Адаптированность к обучению в вузе студентов с разными субъективными основаниями выбора профессии»

Иными словами, целью коррекционно-р^вивающей работы с Образом Я подростков, психологически зависимых от родителей является оказание помощи подростку в изменении тех представлений о себе, которые непосредственно связаны с ситуацией его психологической зависимости от родителей; развитии тех характеристик Образа Я, которые свойственны гармоничной личности, находящейся на стадии обретения автономии от родительской опеки. Тем самым психолог создаёт все условия для изменения личности и избавления её от прежних взглядов на себя, свои возможности, и на систему детско-родительских отношений, что позволяет подростку занять новую позицию в этих отношениях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

2. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр Академия», 1997. - 456 с.

3. Макушина О.П. Причины психологической зависимости подростков от родителей // Вопросы психологии. - 2002. - № 5. - С. 135-143.

4. Бурменекая Г.В., Карабинова (ХА., Лидере АТ. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 136 с.

5. Бодалев A.A. Сталин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 440 .

Куповых Жанна Геннадиевна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

.: 88634312016.

Kupovikh Zhanna Gennadievna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634312016.

УДК 159.9:37.015-057.875

И.С. Лабынцева

АДАПТИРОВАННОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ СУБЪЕКТИВНЫМИ ОСНОВАНИЯМИ ВЫБОРА

ПРОФЕССИИ

Рассматривается проблема взаимосвязи проявления позиции субъекта при выборе профессии и адаптированности студентов к обучению в вузе на первом этапе профессиональной подготовки. Показано, что субъекты выбора профессии обладают более высоким уровнем учебной активности, эмоционального комфорта, они реже сталкиваются в процессе учебы с трудностями и легче их преодолевают.

Адаптация к обучению в вузе; учебная активность; трудности; субъект выбора .

I.S. Labyntseva

THE ADAPTATION OF STUDENTS WITH DIFFERENT SUBJECTIVE GROUNDS OF PROFESSIONAL CHOICE IN HIGHER SCHOOL

The paper is devoted to the relationship between the position of the subject of professional choice and adaptability of students to higher school at the first stage of training. It is shown that the subjects of professional choice have a higher level of learning activity and emotional comfort. They more rarely have difficulties in study and easier overcome them.

daptation of students; subject of professional choice; learning activity; difficulties in study.

Актуальность проблемы эффективного обучения в вузе обусловлена потребностью общества в компетентных специалистах, которые умеют ориентироваться в сложных профессиональных ситуациях, готовы к профессиональному становлению и развитию, отличаются мобильностью и активностью. Результативность обучения во многом зависит от адаптированности студентов к этому процессу на первом этапе обучения в вузе.

Адаптация в общем виде понимается как приспособление человека к изменяющимся условиям внешней среды, это и перестройка всей системы поведения личности под влиянием требований, которые предъявляет среда [1]. Проблема психологической адаптации личности раскрывается в трудах В А. Петровского, К. Роджерса, Л.И. Божович, А.А. Реана, БД. Парыгина, Е.Б. Фанталовой, AM. Новикова, . . . . -недеятельности понимается не только приспособление обучающегося к новой для него среде вуза, но и его познавательная активность в новых условиях [3].

Адаптация студентов к обучению в вузе включает профессиональную адап-, -ного процесса, и социально-психологическую адаптацию - это приспособление личности к вузу, студенческой группе, усвоение принятых норм, традиций, сближение целей и ценностных ориентаций, выработка собственного стиля поведения [1]. - - -ленности к некоторому фактору среды, это такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои

,

.

разделить на объективные (учебная активность и результативность учебной деятельности (успеваемость)) и субъективные (удовлетворенность личности по отношению к различным аспектам деятельности и общения, эмоциональный комфорт, определяющиеся характером и степенью барьерности (непреодолимости)

).

,

подготовки в целом зависят от мотивов обучающегося, отношения к будущей профессии, характера первоначальной установки на деятельность [1], следова-

, , -.

эффективного личностно-профессионального развития, с одной стороны, и недостаточная изученность вопросов влияния характеристик профессионального выбора на результат процесса адаптации к условиям вуза - с другой, обусловили постановку проблемы исследования - какова взаимосвязь субъективных оснований выбора профессии и адаптированности студентов к обучению в вузе на первом этапе профессиональной подготовки.

Цель исследования заключалась в изучении адаптированности к обучению в вузе студентов с разными субъективными основаниями выбора профессии. В процессе решения задач были использованы следующие диагностические методики: опросник социально-психологической адаптированное™ (СПА), разработанный К. Роджерсом и Р. Даймондом, адаптированный АЖ. Осницким, «Вопросник учебной активности студентов», разработанный А.А. Волочковым [2], анкета «Субъективные основания выбора профессии», специально разработанный нами опросник, направленный на изучение трудностей студентов.

Исследование проводилось в 2008-2010 гг. на базе ТТИ ЮФУ под руководством проф. НА. Лызь. В исследовании принимали участие студенты 2 курса

123 (33 90 ).

- 18 20 .

выделены две группы. К первой группе отнесены студенты, проявившие позицию субъекта выбора профессии - 39 % опрошенных, она является наибольшей численности. Данным студентам характерна высокая уверенность в выбранной профессии, выраженные намерения работать по специальности, положительная оценка соответствия профессии способностям, интересам, жизненным целям. Ко второй группе отнесены студенты, не проявившие позицию субъекта выбора профес-- 28 % . обдуманный, ошибочный, им свойственны неопределенность или отсутствие намерений работать по специальности, отрицательная оценка, либо затруднения в оценке соответствия специальности способностям, целям, интересам.

Сравнительный анализ учебной активности и результативности учебной деятельности студентов (рис. 1) показал, что доля лиц с высокой учебной активностью выше в подгруппе субъектов профессионального выбора по всем суммарным шка-: « », « », « -

»,

.

(р<0,001), следовательно, мы можем говорить о том, что субъекты профессионального выбора по сравнению со студентами, не проявившими позицию субъекта выбора профессии, обладают более высоким уровнем проявления активности: у них выше уровень учебной мотивации, более высокая скорость и качество работы на занятиях. Субъекты профессионального выбора характеризуются более высоким уровнем контроля активности при ее реализации (волевой контроль) и неудаче (контроль ). , , динамика учебной деятельности, стремление найти свой способ решения, самостоятельность в учебе. Следовательно, положительное отношение к профессии является важным фактором учебной активности студентов.

УАлтц УАрег УАдин Уарез УА

■ Субъекты профессионального выбора ШНе проявившие позицию субъекта

Рис. 1. Процентное соотношение лиц с высокой учебной активностью в сравниваемых подвыборках

Результативность учебной деятельности у субъектов профессионального выбора и студентов, не проявивших позицию субъекта выбора профессии, примерно :

сессии 3,3 и 3,4, соответственно. Мы предполагаем, что результативность учебной деятельности студентов обуславливается не только отношением к выбранной профессии, но и интеллектуальными и личностными качествами, а также, возможно, невыраженным интересом студентов к изучению дисциплин общегуманитарной направленности, которые преобладают на 1 и 2 курсах.

■ субъекть профессионального вь бора □ не проявившие позиции субъекта выбора профессии

Рис. 2. Процентное соотношение лиц с высокими показателями по шкалам СПА

в сравниваемых подвыборках

Сравнительный анализ социально-психологической адаптированное™ сту-, - -сти по всем шкалам СПА, свойственен в большей степени субъектам профессио-( . 2).

субъектами профессионального выбора и лицами, не проявившими позицию субъекта выбора профессии по 5 шкалам из 6 (р<0,001).

, -ми, не проявившими позицию субъекта выбора профессии, более характерны теплые, дружеские отношения с окружающими, принятие роли студента, эмоцио-, . свидетельствует о том, что наличие целей в жизни, умение брать на себя ответственность за осуществление этих целей, движение по пути их достижения, что характерно позиции субъекта жизни вообще и позиции субъекта профессионального выбора в частности, значительно повышает удовлетворенность жизнью и деятель, .

Сравнительный анализ трудностей студентов (рис. 3) показал, что наибольшую частоту встречаемости имеют мотивационные трудности, эти трудности являются наиболее значимыми для студентов, что свидетельствует об объективной необходимости целенаправленной работы по повышению учебной и профессиональной мотивации студентов.

Достоверные различия обнаружены между подгруппами по частоте встречаемости мотивационных (р=0,002), операциональных (р=0,00) и регулятивных трудностей (р=0,019). Сравнительный анализ преодолимое™ трудностей показал, что степень преодолимое™ операциональных и регулятивнных трудностей выше в подгруппе субъектов выбора профессии, по сравнению с подгруппой лиц, не проявивших позицию субъекта при выборе профессии (рис. 4). Данные различия яв-

( =0,000). , -

, , , -

одолевают операциональные трудности, они легче справляются с учебными задачами, их учебные действия лучше сформированы. Лица, не проявившие позицию субъекта выбора профессии, чаще испытывают трудности мотивационного характера: им не интересно на лекциях и практических занятиях, часто появляется нежелание посещать институт.

Рис. 3. Частота встречаемости трудностей в двух подвыборках

Рис. 4. Относительное количество студентов, оценивающих трудности как

труднопреодолимые

Обобщая результаты проведенного эмпирического исследования можно ска, ( были уверены в совершаемом выборе, намерены работать по специальности, высоко оценивали соответствие профессии собственным способностям, интересам, ) :

, , , им в большей степени свойственны творческий подход и самостоятельность в учебе. То есть субъекты профессионального выбора обладают более сильной внутренней мотивацией и более развитыми способностями к обучению. Субъектам профессионального выбора характерны более гармоничные отношения с окружающими, принятие роли студента, эмоциональный комфорт. Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась: субъекты выбора профессии обладают бо лее высоким, по сравнению с лицами, не проявившими позицию субъекта выбора профессии, уровнем адаптированное™ к обучению в вузе по объективному критерию (более высокая учебная активность) и субъективным крите-

риям (более высокий уровень эмоционального комфорта, удовлетворенности общением, они реже сталкиваются в процессе учебы с различного рода трудностями и легче их преодолевают). Следовательно, положительное отношение к профессии, осмысленное отношение к жизни и деятельности, активная ответственная жизненная позиция, характерные для позиции субъекта профессионального выбора, способствуют более успешной адаптированное™ студентов к образовательной среде вуза.

Результаты исследования могут быть полезны школьным и вузовским психологам для разработки программ поддержки профессионального самоопределения абитуриентов и процесса адаптации студентов. Материалы исследования, позволяющие понять и учесть психологические особенности и трудности современного студента технического вуза, могут использоваться преподавателями вуза для совершенствования профессиональной подготовки специалистов. Полученные результаты дают основание рекомендовать психологическим службам вузов оказывать помощь студентам не только с личными, но и с учебными проблемами, касающимися выработки эффективного стиля учебной деятельности, в связи с высоким уровнем сложности учебно-профессиональной деятельности в техническом вузе и недостаточной мотивационной и операциональной готовностью студентов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: Монография. - М.: НОУ ВПО Московский психологосоциальный институт, 2008. - 320 с.

2. Волочков A.A. Активность субъекта бытия: интегративный подход. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2007. - 376 с.

3. . . :

Автореф. дис... канд. психол. наук. - М., 2005. - 24 с.

Лабынцева Ирина Сергеевна

Технологический институт федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный

федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

.: 88634312016.

Labyntseva Irina Sergeevna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational

Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634312016.

УДК 159.9:37.015-057.875

..

СУБЪЕКТНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТА КАК ОСНОВА САМОУПРАВЛЯЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раскрывается роль рефлексивности, интернального локуса контроля, умений саморегуляции и ориентации студентов на профессионально-личностное развитие в самоуправляемой учебной деятельности. Намечены пути развития субъектных качеств студентов в .

Учебная деятельность студента; субъектные качества; саморегуляция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.