финансы
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ВНУТРИфИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
КОЛЬКЕ Г.И,
Омский институт (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Аннотация: статья посвящена проблемам внутрифирменного планирования на российских предприятиях. Представлены отличительные черты этапов планирования зарубежных стран, а также дана сравнительная характеристика зарубежных систем планирования.
Ключевые слова: внутрифирменное планирование, предприятие, ресурсы.
Российские предприятия в настоящее время испытывают негативное и достаточно существенное влияние быстроменяющейся внешней среды. Для смягчения данного воздействия при управлении предприятием
Динамичное изменение внешней среды функционирования предприятий как организационно-экономических систем требует адекватного, а в отдельных случаях и опережающего изменения системы внутрифирменного планирования. Организационно-управленческим преобразованиям предшествует диагностика систем внутрифирменного планирования и оценка эффективности их функционирования.
Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия, в том числе за счет наилучшего использования всех видов ресурсов в пространстве и во времени и предотвращения ошибочных действий. Целью планирования является повышение эффективности работы предприятия посредством:
1. Целевой ориентации и координации всех видов деятельности предприятия;
2. Прогнозирование рисков и снижения их уровня;
3. Разукрупнения и тем самым упрощения процессов реализации стратегии управления;
4. Повышение гибкости, приспособляемости к изменениям под влиянием внешней среды [2].
При переходероссийской экономики к рыночным отношениямбыла разрушена система народнохозяйственного планирования, а качественного изменения и адаптации системы планирования к рыночным условиям так и не произошло. В связи с этим особое внимание необходимо уделить опыту планирования зарубежных стран, несмотря на то, что различия задач и путей решения в процессе развития планировании в капиталистических условиях зарубежных стран и Россией довольно существенны.
Изучая опыт зарубежных стран:
- отрабатываются формы и методы, системы планирования передовой науки и практики управления и в известной мере независимые от социально-экономической природы экономических отношений, в условиях которой они впервые появились;
- процесс адаптации систем планирования и управления крупных производственно-хозяйствен-
ных комплексов к внешней среде имеет большое значение для выявления закономерностей построения и функционирования систем управления в современных условиях [1].
Экономисты, выделяя ведущие американские, японские и европейские предприятия, отмечают, что на практике предприятия различных стран применяют внутрифирменное планирование на различных уровнях управления. Несмотря на схожесть планирования, существуют существенные отличия. Это связано с тем, что внутрифирменное планирование зарубежных корпораций в своем развитии прошло несколько этапов:
1 этап. Формирование крупнейших корпораций до второй мировой воны (А. Файоль, Л. Урвик, Л. Гью-лик). Характерной чертой является появление штаба (в составе финансовых служб), который занимается текущим планированием, разработкой бюджетов;
2 этап. 1940-1950 гг. - финансовые планы стали составляться по каждой производственно-хозяйственной функции в отдельности (маркетингу, капитальному строительству, по производству и т.д.), а также по отдельным структурным единицам.
В настоящее время планы, разработанные по структурным подразделениям, по производственно-хозяйственным функциям служат основным инструментом распределения внутрифирменных ресурсов, а также внутрифирменного контроля.
Развитие внутрифирменного планирования на зарубежных предприятиях наложил свои отпечатки (характерные отличия) на процесс планирования. Основные отличия процесса планирования, присущие разным странам представлены в табл. 1.
Анализ систем планирования зарубежных стран показал, что особенности моделей менеджмента определяет специфику критериев зарубежный систем планирования (табл. 2).
Многие российские предприятия не обладают навыками эффективного внутрифирменного планирования. Причиной является, прежде всего, постановка заведомо нереалистичных целей предприятия, сформулированных без аналитических предпосылок учета тенденций внешней и внутренне среды.
Кроме этого, наблюдается нехватка методологического обеспечения на предприятиях систем внутрифирменного планирования.
финансы
Таблица 1 - Отличительные черты этапов планирования, характерные для различных стран мира
Группы стран Этапы планирования
Европейские предприятия Разработка общих целей
Определение конкретных задач
Выбор основных путей средств их достижения
Контроль за их выполнением
Американские предприятия Формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития фирмы
Обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить фирма в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации
Планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор и создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему
Определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления
Проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением
Российские предприятия Составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения
Организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия
Контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия
В последнее время предприятия ощущают нехватку квалифицированных, производственно-ориентированных экономистов. Причем нехватка наблюдается на фоне сокращения приема абитуриентов на экономические и юридические специ-
альности. Необдуманная политика в сфере образования также может нанести вред экономике предприятия.
Испытывая трудности, российские предприятия все же пытаются противостоять нестабильности
Критерии Американская система западная система японская система
Схема организации работ по составлению планов 2/3 компании - прогрессивное планирование; 1/3 - комбинированный метод Прогрессивное планирование Прогрессивное и ретроградное планирование
Наиболее важные цели при планировании Темпы роста объемов продаж и прибыли; базовые цели роста и извлечения прибыли Доля на рынке; базовые цели роста; снижение издержек Объем продаж; Размер прибыли; Базовые цели роста
Особенности моделей планирования Оптимизация курса действий; обеспечение приемлемости выбора плановых решений Оптимизация выбора плановых решений аналитиками; решительность руководителей; последовательность в осуществлении плановых мероприятий Обеспечение приемлемости выбора плановых решений; оптимизация курса действий; параллельность мероприятий
Горизонт планирования От 2 до 5 лет 5 лет 5 лет
Приоритетные направления Планирование новых технологий, новых видов продукции для предприятий промышленности; Планирование инвестиций в направлении развития НТП; Разработка планов с учетом достижения высокого уровня потребительского спроса; Выбор стратегии конкурентоспособности на международном рынке.
Принципы планирования Стадийность, непрерывность, системность, перспективность
Таблица 2 - Сравнительная характеристика зарубежных систем планирования [1]
34
СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №2 (20) • 2015
финансы
внешней среды. А в случае осмысленной адаптации существующих теорий и методик и использования зарубежного опыта внутрифирменного планирования для целей российских промышленных предприятий будет эффективным с учетом их национальной отраслевой специфики ведения хозяйственной деятельности.
Литература
1. Абусаламова Н.А. Сравнительная характеристика внутрифирменного планирования в зарубежных компаниях// Интеллект, инновации, инвестиции. 2012. - № 2. - С. 14-17.
2. Акофф Р.Л. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. - М.: Сирин, 2002. - 256 с.
3. Гонтаренко Е.В. К вопросу о сущности стратегического планирования промышленных предприятий
в России и за рубежом // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - № 8(90). С. 74-80.
4. Зайцева Л.А. Сравнительный анализ применения стратегического планирования зарубежными и отечественными предприятиями // Вестник Иркутского государственного технического университета. -2007. - №4. - С. 173-176.
5. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ. / Общ. Ред. и вступ. Ст. В.С. Виханского. - М.: Прогресс, 1987. - 384 с.
6. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга; Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. Турчака А.А., Головача Л.Г., Лукашевича М.Л. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.
7. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. - М.: Прогресс, 1992. - 253 с.
ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ИЗДЕРЖКАМИ
обращения торгового предприятия
КУЧЕРЕНКО О.в.,
Омский институт (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
В последнее время условия деятельности предприятий розничной торговли существенно изменились. Это связано как с изменениями макроэкономического так и микроэкономического характера, такими как резкий рост конкуренции между предприятиями торговли, в особенности в связи с появлением на рынке цепочек крупных торговых супермаркетов, резко повысившими требования к эффективности управления торговыми предприятиями. Немаловажное влияние на результаты деятельности торговых предприятий оказывает организация управления затратами (издержками обращения).
Управление затратами и, в частности, издержками обращения, является важным элементом экономичеекой работы на предприятии и направлено на достижение основной цели - максимизации прибыли. Управление затратами связано и с прошлыми затратами, и с обоснованием их величины на перспективу. Этот процесс делится на следующие стадии: планирование затрат; контроль затрат; управление стоимостью для принятия решений.
В отличие от анализа затрат в управленческом учете используется дополнительная документация (финансовые отчеты, отчеты о движении денежных средств), а также данные в натурально-вещественном выражении.
Организация управленческою учета - внутреннее дело конкретного предприятия. Менеджеры самостоятельно принимают решение, в каких разрезах классифицировать затраты; насколько де-
тализировать места возникновения затрат и как их увязывать с центрами ответственности; вести учет фактических либо частичных (переменных, прямых, организационных) затрат.
Оптимальная величина издержек обращения должна обеспечивать торговому предприятию получение достаточной суммы прибыли, обеспечивающей условия для ею дальнейшею развития, удовлетворения социальных запросов работников. С одной стороны, уменьшение расходов повышает экономическую эффективность работы торгопого предприятия, но с другой стороны, может привести к ухудшению качества предлагаемых услуг и, как следствие, к снижению конкурентноспособности и сокращению обслуживаемого сектора потребительского рынка. Все это вызывает необходимость совершенствования управления затратами на уровне торговго предприятия.
Планирование является одной из ключевых основ управления деятельностью торгового предприятия. Планирование издержек обращения является составной частью финансового управления торговым предприятием. В процессе планирования следует исходить из необходимости определения такой суммы затрат, которая позволяла бы предприятию бесперебойно н на высоком уропно осуществлять хозяйственную деятельность при соблюдении разумной экономии издержек обращения.
При формировании расходов торгового предприятия целесообразно обеспечить выполнение следующих условий: