Научная статья на тему 'Открытый образовательный ресурс как средство презентации музыкальных субкультур'

Открытый образовательный ресурс как средство презентации музыкальных субкультур Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ОТКРЫТЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬ-НЫЙ РЕСУРС / МУЗЫКАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / CONTINUING EDUCATION / SELF-EDUCATION / OPEN EDUCATIONAL RESOURCE / MUSICAL SUBCULTURE / MU-SICAL SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дементьева Мария Андреевна

В статье автор предлагает идею создания открытого образовательного ресур-са (ООР), посвященного музыкальным субкультурам, как способа получения актуального знания в рамках современных образовательных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Дементьева Мария Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPEN EDUCATIONAL RESOURCES AS A WAY OF PRESENTING MUSIC SUBCULTURES

. The author proposes the idea of creating an open educational resource (OER) dedicated to musical subcultures. OER is a way to get the actual knowledge within the modern educational trends.

Текст научной работы на тему «Открытый образовательный ресурс как средство презентации музыкальных субкультур»

О. Л. Девятова

г. Екатеринбург, Россия

НАУЧНОЕ ПРИНОШЕНИЕ СОЛНЕЧНОМУ ГЕНИЮ

8 октября 2016 года в Челябинском государственном институте культуры состоялись «Прокофьевские чтения», которые явились важным элементом грандиозного фестиваля, посвященного 125-летию великого композитора. Наряду с научно-практической конференцией в программу фестиваля (с 7 по 31 октября 2016 г.) были включены также концерты вокальной, хоровой и инструментальной музыки (к примеру «Все сонаты Прокофьева» или «Ансамблевые сочинения С. С. Прокофьева, «С. С. Прокофьев. Кантата "Александр Невский"» и др.), концерты молодых композиторов-лауреатов конкурса им. С. С. Прокофьева, челябинских композиторов («Посвящение Прокофьеву»), мастер-класс заслуженного деятеля искусств, профессора Е.А. Левитана. В программе фестиваля были включены также - симфоническая сказка «Петя и волк» в исполнении оркестра Челябинской филармонии (дирижер - заслуженный артист РФ Адик Абдурахманов), вечер фортепианной музыки (выступление Дмитрия Маслеева -лауреата 1 премии и обладателя Золотой медали XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского).

7 октября состоялось торжественное открытие фестиваля. В зале ДК железнодорожников выступила прославленная Государственная академическая Хоровая капелла Санкт-Петербурга (художественный руководитель, народный артист СССР Владислав Чернушенко). В первом отделении концерта оркестром капеллы, под руководством Александра Чернушенко, была исполнена Вторая симфония Я. Сибелиуса, а во втором - прозвучала оратория «Иван Грозный», как известно, созданная А. Ста-севичем на основе гениальной музыки С. С. Прокофьева к одноименному фильму

С. М. Эйзенштейна. Исполнение этой оратории оставило яркое впечатление, которому способствовало четкое, слаженное и выразительное пение хора и солистки (меццо-сопрано), по-прокофьевски рельефное и драматическое звучание оркестра, а также прочувствованное и интонационно выпуклое чтение текста и пение солиста Мариинского театра Ю. Лаптева. В программе Закрытия фестиваля - исполнение Симфонии № 1 («Классической») и Концерта для скрипки с оркестром № 2 С. С. Прокофьева (оркестр Челябинской филармонии под управлением А. Абду-рахманова, солист-лауреат Международных конкурсов, солист Московской филармонии Михаил Почекин).

Научно-практической конференции и открытию фестиваля предшествовала торжественная церемония возложения цветов к памятнику С. С. Прокофьева, первому и единственному в России, работы известного скульптора, народного художника России В. А. Авакяна, который был установлен перед зданием Челябинской филармонии в 2000 году. Впоследствии, на заседании был представлен интересный видеосюжет из мастерской В. А. Авакяна, в котором скульптор с большой любовью к композитору рассказал о своей многолетней работе над этим уникальным в своем роде памятником. Особенно ценной в рассказе В. А. Авакяна стала мысль о том, что ему хотелось выразить в памятнике корневую связь Прокофьева с родной землей.

В «Прокофьевских чтениях» приняли участие ученые из Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Магнитогорска, представившие интересные, научно-перспективные доклады и размышления о личности и творчестве великого русского композитора. Приветственным словом

68

конференцию открыл проректор по научно-исследовательской и инновационной работе ЧГИКа доктор культурологии С. Б. Синецкий, пожелавший всем участникам и слушателям успешной работы.

Головной доклад (в 2-х частях) был сделан на «Прокофьевских чтениях» гостьей из Москвы, доктором искусствоведения, заслуженным деятелем искусств РСФСР, профессором Московской консерватории Е. Б. Долинской. В своем первом докладе («Прокофьев в концепции А. Шнитке и С. Слонимского») Л. Б. Долин-ская обратила внимание слушателей на сходство в оценках и взглядах на личность и творчество С. Прокофьева таких разных по духу, музыкальным интересам и стилевым особенностям выдающихся композиторов-современников поколения «шести-дестников» как Альфред Шнитке и Сергей Слонимский. Особое значение в докладе Л. Б. Долинской имел анализ симфоний и оркестрового стиля С. С. Прокофьева, который содержится в научных трудах С. М. Слонимского и А. Г. Шнитке. В них подчеркивается мысль о своеобразии оркестрового, тембрального мышления Прокофьева, опровергающая расхожие суждения о якобы «фортепианности» его оркестровых сочинений. Важной в докладе Е. Б. Долин-ской была мысль о солнечности и оптимизме Прокофьева, в характеристике которых оба композитора также совпали, как и в своем восприятии его музыки, не лишенной драматизма и трагических образов.

Очень интересным и практически ценным был второй доклад Л. Б. Долинской («Визуальные раритеты театра Прокофьева»), посвященный проблемам музыкального театра Прокофьева, которые были раскрыты на примере балетов «Ромео и Джульетта» и «Блудный сын». Доклад сопровождался показом редких видеоматериалов: сцены «Прощание перед разлукой» из фильма «Ромео и Джульетта» (1954) и фрагментов спектакля «Блудный сын» (1971), где в главной роли блистательно выступил М. Барышников.

Трогательную ноту в увлекательный рассказ Е. Б. Долинской внес показ биографического анимационного фильма «Четвертый апельсин» (студия «МИР»), в котором от лица С. Прокофьева (из «Автобиографии») ведется повествование о главных вехах его жизни и творчества, сопровождаемое выразительными музыкальными иллюстрациями.

Представили большой интерес и все последующие доклады, посвященные творчеству С. С. Прокофьева. Среди них: два доклада о музыке к фильму С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный», резонирующие с открытием фестиваля. Первый доклад («Образ Грозного как смысловая доминанта русской культурной идентичности в творчестве Прокофьева и Эйзенштейна: к постановке проблемы») доктора искусствоведения, профессора ЮжноУральского государственного университета Н.В. Парфентьевой заинтересовал культурологической постановкой проблемы идентичности, а также исторической ретроспективой, обращенной к произведениям (в музыке, живописи, литературе), воплотившим образ Ивана Грозного и его эпохи (в творчестве Ж. Бизе,

П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Е. Репина, В. Васнецова и др.). В анализе музыки С. С. Прокофьева Н. В. Парфентьева подчеркнула ее обращенность к древнерусским духовным и фольклорным традициям. Своеобразным содокладчиком Н. В. Парфентьевой выступила ее аспирантка А. В. Самойлова с темой «Музыкальный инструментарий конструирования русской культурной идентичности в музыке С. С. Прокофьева к фильму "Иван Грозный" С. М. Эйзенштейна», которая обратила особое внимание на тематизм Прокофьева и его истоки. Доклад сопровождался звучанием музыкальных и видеофрагментов, в том числе тех, что не вошли в фильм.

Живой интерес слушателей вызвал доклад профессора Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского, доктора ис-

69

кусствоведения Б. Б. Бородина «Фортепиано и Прокофьев», в котором автор выделил две важные в формировании композитора тенденции - воздействие инструментальной культуры прошлого на творчество Прокофьева и воздействие инструментальной музыки композитора на все его последующие сочинения разных жанров. Ценным в докладе Б. Б. Бородина был акцент на влиянии романтических традиций на фортепианный стиль Прокофьева (ученый привел примеры авторов и их сочинений, которые были в репертуаре Прокофьева, в их числе Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, А. Рубинштейн, Н. Римский-Корсаков и др.). Говоря о специфике фортепианного стиля Прокофьева, Бородин подчеркнул также присущую ему оркестровую трактовку фортепиано. Доклад сопровождался примерами в собственном исполнении пианиста и видеокадрами, в том числе известным, но необычайно ценным роликом, где мы видим С. С. Прокофьева на даче «Николина гора», музицирующим за фортепиано (играет вальс из оперы «Война и мир») и рассказывающим затем о замыслах сюиты из вальсов и работе над Шестой симфонией.

Разговор о раннем творчестве С. Прокофьева был продолжен в докладе О. Ф. Ширяевой (кандидат искусствоведения, доцент ЧГИКа), посвященном жанру симфонической картины («Сны», «Осеннее»). Автор убедительно раскрыла закономерность обращения молодого Прокофьева к этим сочинениям, которые создавались под воздействием его увлечения в те годы творчеством А. Н. Скрябина. Доклад содержал глубокий анализ музыки и демонстрацию фрагментов этих произведений.

Представили ценность в «чтениях» и хроникально-документальные доклады-сообщения кандидата педагогических наук, профессора ЧГИКа Т. М. Синецкой : «Музыка С. С. Прокофьева на Южном Урале (1935-2016)» и профессора ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского А. Д. Кривошея: «Конкурс молодых компо-

зиторов им. С. Прокофьева в Челябинске (2002 - 2016)». В докладе Т. М. Синецкой обобщен колоссальный фактологический материал, начиная с концертов самого С. С. Прокофьева в Челябинске, вплоть до современности. Автор внимательно проследил в своем исследовании жизнь музыки великого композитора (разных жанров) на концертной и оперной сценах Челябинска (с точным указанием всех дат, исполнителей и других данных). А. Д. Кривошей в своем сообщении развернул панораму деятельности конкурса им. С. Прокофьева и его участников, назвав многие имена победителей разных лет и подчеркнув значение этого конкурса для молодых композиторов России.

Ярким было на «Прокофьевских чтениях» и «ненаучное», по выражению докладчика, выступление челябинского композитора Е. М. Попляновой (заслуженный работник культуры РФ, преподаватель МБОУ «Гимназия № 10 г. Челябинска») на тему «Мои перекрестки с Прокофьевым». Е. М. Поплянова поделилась своими мыслями о восприятии как личности, так и музыки Прокофьева, рассказала о создании «Русского концерта», посвященного Прокофьеву, в котором автору хотелось подчеркнуть национальную, русскую природу мышления гениального музыканта.

Я счастлива тем, что мне также была оказана честь выступить на «Прокофь-евских чтениях» с докладом на тему «Сергей Прокофьев и Сергей Слонимский: культурно-творческие аналогии и параллели». В своем докладе я акцентировала внимание на культуре Серебряного века, которая сформировала молодого Прокофьева, а для Слонимского стала своего рода генетическим кодом, определившим сущностные черты его личности и творчества. В докладе были кратко прослежены се-мейно-генетические связи Слонимского с Прокофьевым, раскрыты эстетические и философские предпосылки и основания творческих исканий молодого Прокофьева, резонирующих с общехудожественными и

70

собственно музыкальными устремлениями выдающегося современного петербуржца, композитора-шестидесятника.

По итогам этой замечательной научно-практической конференции планируется выпуск сборника, куда войдут не только названные доклады, но и материалы других участников: доцента Волгоградской консерватории А. В. Давыдова: «О флейтовой сонате С. Прокофьева: из исполнительского и педагогического опыта»; кандидата искусствоведения, доцента ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского Н. В. Растворовой: «Прокофьев - Чайковский: аспекты интертекстуальных сближений»; краеведа, историка В. С. Боже, : «Концертный зал им. С. С. Прокофьева в Челябинске: памятные страницы истории здания»; примы-балерины Челябинского оперного театра, народной артистки РФ Т. Б. Пре-деиной «Балеты С. С. Прокофьева в моей творческой жизни». В сборнике будут опубликованы и итоговые материалы, касающиеся концертов прокофьевского фестиваля: кандидата искусствоведения, доцента, зав. кафедрой теории и истории му-

зыки ЧГИКа В. И. Харишиной и кандидата искусствоведения, доцента О. Ф. Ширяевой: «Все сонаты С. Прокофьева на фестивале в Челябинске»; преподавателя ЮУр-ГИИ им. П. И. Чайковского, аспирантки Магнитогорской консерватории им. М. И. Глинки А. Ю. Боровковой: «Концерт камерной музыки Сергея Прокофьева в ЮУрГИИ»; профессора, заслуженного деятеля искусств РФ Синецкой Т. М.: «Посвящение Прокофьеву» (о музыке челябинских композиторов, прозвучавшей в программах фестиваля).

В заключение, хочется горячо поблагодарить Челябинский государственный институт культуры, кафедру истории и теории музыки, Челябинскую филармонию за прекрасную организацию научного форума и поздравить всех челябинцев с таким замечательным Праздником МУЗЫКИ - ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА - НАУКИ, который организовали устроители всероссийского фестиваля им. С. С. Прокофьева на Южном Урале, посвященного 125-летию со дня рождения солнечного гения земли русской.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.