Научная статья на тему 'Открытые международные студенческие Интернет-олимпиады в Омском государственном техническом университете'

Открытые международные студенческие Интернет-олимпиады в Омском государственном техническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OPEN INTERNATIONAL STUDENT INTERNET CONTEST STATISTICS OF PARTICIPANTS AND WINNERS OF COMPETITIONS / EVALUATION OF THE QUALITY OF TRAINING OF STUDENTS / ОТКРЫТЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИАДЫ / СТАТИСТИКА УЧАСТНИКОВ И ПРИЗЕРОВ ОЛИМПИАД / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зюзько Ирина Владимировна, Шамец Сергей Парфирьевич

Изложен опыт проведения Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад в ОмГТУ с 2009 года, показана динамика активности участия студентов разных факультетов по всем дисциплинам, рассмотрено применение современных дистанционных образовательных технологий на разных этапах; Интернет-олимпиады выбраны как один из инструментов оценки качества подготовки обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зюзько Ирина Владимировна, Шамец Сергей Парфирьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Open international student Internet contest in Omsk State Technical University

The experience of the Open International Student Internet Contest OmSTU since 2009, shows the evolution of active participation of students of different faculties in all disciplines, deals with the application of modern distance learning technologies at different stages of the Olympics and Internet selected as one of the quality assessment tools training students.

Текст научной работы на тему «Открытые международные студенческие Интернет-олимпиады в Омском государственном техническом университете»

УДК 004.738.5:378 И. В. ЗЮЗЬКО

С. П. ШЛМЕЦ

Омский государственный технический университет

ОТКРЫТЫЕ

МЕЖДУНЛРОДНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИЛДЫ В ОМСКОМ ГОСУДЛРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Изложен опыт проведения Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад в ОмГТУ с 2009 года, показана динамика активности участия студентов разных факультетов по всем дисциплинам, рассмотрено применение современных дистанционных образовательных технологий на разных этапах; Интернет-олимпиады выбраны как один из инструментов оценки качества подготовки обучающихся. Ключевые слова: Открытые международные студенческие Интернет-олимпиады, статистика участников и призеров олимпиад, оценка качества подготовки обучающихся.

Одной из основных задач современного высшего профессионального образования (ВПО) в условиях глобализации и интеграции российского образования в мировое образовательное пространство является выявление талантливой, ярко мыслящей и проявляющей творческие способности молодежи. Проведение таких творческих научно-ориентированных мероприятий, как олимпиады, способствует решению этой задачи. Расширение сфер применения современных инфокоммуникационных технологий в области образования дает возможность массового участия одаренных студентов в олимпиадах и расширяет географию участников. Проведение Интернет-олимпиад позволяет выявить по-настоящему талантливых молодых людей, способных к научным исследованиям, связанным с потребностями рынка в высокотехнологичных отраслях инновационной экономики.

Основной целью Интернет-олимпиад является выявление талантливой, одаренной молодежи, популяризация научной деятельности, позволяющей участникам олимпиад максимально раскрыть свои интеллектуальные способности. Задачи Интернет-олимпиад:

— пропаганда научных знаний и развитие у студентов интереса к научной деятельности, активизация работы спецкурсов, кружков, студенческих научных обществ;

— повышение интереса к решению практико-ориентированных заданий с использованием современных технологий, обеспечение возможности более четкого определения области научных интересов молодежи;

— осуществление взаимодействия отдельных научных школ, профессиональных сообществ и образовательных учреждений;

— создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых студентов, их дальнейшего интеллектуального роста и профессиональной ориентации;

— формирование и развитие имиджа социально успешного и творчески активного молодого исследователя.

Главным организатором Интернет-олимпиад является ООО «Национальный фонд поддержки инноваций в сфере образования» и Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования (г. Йошкар-Ола).

ОмГТУ давно и результативно участвует в этих олимпиадах в большом спектре учебных дисциплин, в первую очередь — технического профиля (рис. 1).

Более 7 % соответствующего контингента студентов ОмГТУ очной формы обучения участвуют в 1-м туре Интернет-олимпиад (рис. 2).

Из них ежегодно порядка 10 % приглашаются к участию во 2-м туре (рис. 3).

При этом за последние 5 лет от 2 до 13 студентов-участников стали победителями и призерами Всероссийского этапа Интернет-олимпиад (рис. 4), а 8—10 — соответственно получили медали и дипломы международного уровня (рис. 5).

Наиболее высоких результатов достигли студенты ОмГТУ в Интернет-олимпиаде по математике, в которой за последние 4 года представители Омского государственного технического университета получают высшие награды как в финале Всероссийского этапа (рис. 6, 7), так и в суперфинале (рис. 8), проходящем ежегодно в Израиле (г. Ариэль).

Здесь следует особо отметить студента ФИТиКС Хворых Павла Юрьевича, который 3-й год подряд выходит в суперфинал Интернет-олимпиады по математике (рис. 9).

Открытые международные студенческие Интернет-олимпиады для образовательных учреждений ВПО включают в себя Интернет-олимпиады по следующим дисциплинам: «Математика», «Информатика», «История России», «Русский язык», «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Физика», «Химия», «Экология» и «Экономика». При этом итоги подводятся по профилям:

— «Гуманитарный и юридический».

— «Сельскохозяйственный и лесохозяйственный».

— «Специализированный» (с углубленным изучением соответствующей дисциплины).

— «Техника и технологии».

— «Экономика и управление».

Рис. 1. Анализ роста количества дисциплин ОМСИО с 2009-го по 2015 г.

Рис. 2. Анализ роста количества студентов-участников 1-го тура с 2009-го по 2015 г.

Рис. 3. Анализ роста количества студентов-участников 2-го тура с 2009-го по 2015 г.

Рис. 4. Анализ роста победителей и призеров всероссийского уровня с 2009-го по 2015 г.

В Открытых международных студенческих Интернет-олимпиадах по дисциплинам «Математика», «Информатика», «История России», «Русский язык», «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Физика» и «Химия» могут принимать участие студенты 1—3 курсов, по дисциплинам «Экология» и «Экономика» — студенты 1—4 курсов. Рабочие языки Интернет-олимпиады — русский, английский (рис. 10).

Открытые международные студенческие Интернет-олимпиады по дисциплинам «Информатика», «История России», «Русский язык», «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Физика», «Химия», «Экология» и «Экономика» проводятся в два тура. Интернет-олимпиада по дисциплине «Математика» проводится в три тура.

Первый (вузовский) тур Интернет-олимпиад является отборочным и проводится в вузах в форме

Рис. 5. Анализ роста победителей и призёров международного уровня с 2009-го по 2015 г.

Рис. 6. Анализ роста количества студентов 3-го тура по математике с 2009-го по 2015 г.

Рис. 7. Анализ роста победителей и призеров 3-го тура по математике с 2009-го по 2015 г.

о

« т и? s ï = i. Я 5- 7 i

С i < 1 soi. ■

Щ П V s î = = 2 w сг ? a. i

1 I

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Год участия в ОМСИО

Рис. 8. Анализ роста победителей и призеров суперфинала по математике с 2009-го по 2015 г.

Рис. 9. Награждение победителя суперфинала Интернет-олимпиады по математике Хворых Павла в Ариэльском университете (Израиль) в 2013 г.

Рис. 10. Структура Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад

компьютерного тестирования (режим on-line). Даты проведения олимпиад по каждой дисциплине образовательное учреждение определяет самостоятельно в рамках графика проведения, утвержденного оргкомитетом. Студенты-участники первого (вузовского) отборочного тура обучаются на разных факультетах, и за последние годы прослеживается динамика, показывающая активность студентов тех или иных факультетов (рис. 11).

Второй (региональный, всероссийский, международный) тур Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад по дисциплинам «Информатика», «История России», «Русский язык», «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Физика», «Химия», «Экология» и «Экономика» является заключительным и проводится в базовых вузах в форме компьютерного тестирования (режим on-line). Второй (региональный) тур Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады ВПО по дисциплине «Математика» является отборочным и проводится в базовых вузах. Для Омского государственного технического университета базовым вузом является Новосибирский государственный технический университет, в который собираются

студенты на 2-й тур со всего Сибирского Федерального округа. В последние годы победителями и призерами ОМСИО становились следующие студенты ОмГТУ: Гордеев Олег (РТФ, РЭН-312), Зыкин Владимир (ФИТиКС, ИТ-319), Куянов Дмитрий (ФИТиКС, ИТ-319), Лаптев Владимир (РТФ, РЗИ-319), Маркелов Дмитрий (ФИТиКС, БД-312), Ремесник Денис (ЭНИ, Эб-310), Секачёв Андрей (ФТНГ, АК-319), Трубин Павел (ФИТиКС, УС-312) и Хворых Павел (ФИТиКС, БД-312).

Третий (всероссийский, международный) тур Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады по дисциплине «Математика» является заключительным и проводится в традиционной форме: студенты-участники представляют на суд жюри полное решение олимпиадных задач с обоснованием. Третий тур Интернет-олимпиады по дисциплине «Математика» проводится на базе Ариэльского университета (Израиль) и Поволжского государственного технологического университета (г. Йошкар-Ола, Россия).

С 2009 года в Омском государственном техническом университете Центром информационных технологий (ЦИТ) проводятся Открытые международ-

Рис. 11. Динамика активности студентов-участников по факультетам в 2009-2015 гг.

ные студенческие Интернет-олимпиады (ОМСИО) [1, 2], и с каждым годом наблюдается рост активности и результативности.

Студенты ОмГТУ являются участниками суперфинального раунда Интернет-олимпиады по математике, проводимого на базе Ариэльского университета (Израиль). С 2013 по 2015 год студент нашего вуза Хворых Павел Юрьевич (ФИТиКС, БД-312, специальность 010500.62 — Математическое обеспечение и администрирование информационных систем) завоевывает золотую медаль и диплом 1-й степени суперфинала ОМСИО. Безусловно, это признание университета на мировом рынке образовательных услуг.

В 2009 году Открытые международные студенческие Интернет-олимпиады начинались с междисциплинарной Интернет-олимпиады инновационного характера по четырём видам сложных систем:

— информационные технологии в сложных технических системах;

— информационные технологии в сложных социально-экономических системах;

— информационные технологии в сложных биосистемах;

— информационные технологии в архитектуре и строительстве.

Участниками этой олимпиады могут быть студенты 1—5 курсов специалитета, бакалавриата и магистратуры. Эта олимпиада всегда проходит в два тура:

— первый (отборочный, вузовский) тур;

— второй (финальный, всероссийский с международным участием) тур.

Первый (отборочный, вузовский) тур олимпиады проводится в форме компьютерного тестирования в режиме on-line в удобное для вузов-участников время на основе полидисциплинарного подхода и содержит задачи по трем дисциплинам циклов ЕН и ОПД, выбранным на основе макроанализа ГОС ВПО для всей совокупности образовательных программ и по видам сложных систем:

— математика, информатика, физика (технические системы);

— математика, информатика, экономика (социально-экономические системы);

— математика, информатика, экология (биосистемы);

— математика, информатика, физика (архитектура и строительство).

Второй (финальный, всероссийский) тур междисциплинарной олимпиады проходит в традиционной форме на базе Поволжского государственного технологического университета — ПГТУ (г. Йошкар-Ола). Участникам второго тура предлагаются олимпиадные задания междисциплинарного характера по направлению олимпиады и видам сложных систем (технических, социально-экономических, биосистем, в архитектуре и строительстве). Участники представляют на суд жюри обоснованные решения заданий. Студенты нашего вуза активно участвуют в первом отборочном вузовском туре и показывают хорошие результаты на втором финальном туре в ПГТУ. Особо отличились следующие студенты ОмГТУ: Прямоносов Олег (ФТНГ, НД-312), Ремесник Денис (ЭНИ, Эб-310), Сидоренко Максим (ФГО, ИТМ-310), Секачёв Андрей (ФТНГ, АК-319) и Хворых Павел (ФИТиКС, БД-312).

Администрация университета уделяет большое внимание олимпиадному движению и заинтересовано в участии студентов ОмГТУ во всех видах олимпиад как одном из инструментов оценки их профессиональной подготовленности.

Библиографический список

1. Интернет-олимпиады в сфере профессионального образования. — Режим доступа : http://www.i-olymp.ru/ (дата обращения: 22.08.2016).

2. Единый портал Интернет-тестирования в сфере образования. — Режим доступа : http://i-exam.ru/ (дата обращения 22.08.2016).

ЗЮЗЬКО Ирина Владимировна, специалист по учебно-методической работе 1-й категории Центра информационных технологий, отдел реализации информационно-образовательных проектов, старший преподаватель кафедры машиностроения и материаловедения, секция «Машины и технология литейного производства».

Адрес для переписки: [email protected] ШАМЕЦ Сергей Парфирьевич, кандидат технических наук, доцент (Россия), начальник Центра информационных технологий, помощник проректора по учебной работе. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.10.2106 г. © И. В. Зюзько, С. П. Шамец

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.