УДК 004.738.5:378 И. В. ЗЮЗЬКО
С. П. ШЛМЕЦ
Омский государственный технический университет
ОТКРЫТЫЕ
МЕЖДУНЛРОДНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИЛДЫ В ОМСКОМ ГОСУДЛРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Изложен опыт проведения Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад в ОмГТУ с 2009 года, показана динамика активности участия студентов разных факультетов по всем дисциплинам, рассмотрено применение современных дистанционных образовательных технологий на разных этапах; Интернет-олимпиады выбраны как один из инструментов оценки качества подготовки обучающихся. Ключевые слова: Открытые международные студенческие Интернет-олимпиады, статистика участников и призеров олимпиад, оценка качества подготовки обучающихся.
Одной из основных задач современного высшего профессионального образования (ВПО) в условиях глобализации и интеграции российского образования в мировое образовательное пространство является выявление талантливой, ярко мыслящей и проявляющей творческие способности молодежи. Проведение таких творческих научно-ориентированных мероприятий, как олимпиады, способствует решению этой задачи. Расширение сфер применения современных инфокоммуникационных технологий в области образования дает возможность массового участия одаренных студентов в олимпиадах и расширяет географию участников. Проведение Интернет-олимпиад позволяет выявить по-настоящему талантливых молодых людей, способных к научным исследованиям, связанным с потребностями рынка в высокотехнологичных отраслях инновационной экономики.
Основной целью Интернет-олимпиад является выявление талантливой, одаренной молодежи, популяризация научной деятельности, позволяющей участникам олимпиад максимально раскрыть свои интеллектуальные способности. Задачи Интернет-олимпиад:
— пропаганда научных знаний и развитие у студентов интереса к научной деятельности, активизация работы спецкурсов, кружков, студенческих научных обществ;
— повышение интереса к решению практико-ориентированных заданий с использованием современных технологий, обеспечение возможности более четкого определения области научных интересов молодежи;
— осуществление взаимодействия отдельных научных школ, профессиональных сообществ и образовательных учреждений;
— создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых студентов, их дальнейшего интеллектуального роста и профессиональной ориентации;
— формирование и развитие имиджа социально успешного и творчески активного молодого исследователя.
Главным организатором Интернет-олимпиад является ООО «Национальный фонд поддержки инноваций в сфере образования» и Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования (г. Йошкар-Ола).
ОмГТУ давно и результативно участвует в этих олимпиадах в большом спектре учебных дисциплин, в первую очередь — технического профиля (рис. 1).
Более 7 % соответствующего контингента студентов ОмГТУ очной формы обучения участвуют в 1-м туре Интернет-олимпиад (рис. 2).
Из них ежегодно порядка 10 % приглашаются к участию во 2-м туре (рис. 3).
При этом за последние 5 лет от 2 до 13 студентов-участников стали победителями и призерами Всероссийского этапа Интернет-олимпиад (рис. 4), а 8—10 — соответственно получили медали и дипломы международного уровня (рис. 5).
Наиболее высоких результатов достигли студенты ОмГТУ в Интернет-олимпиаде по математике, в которой за последние 4 года представители Омского государственного технического университета получают высшие награды как в финале Всероссийского этапа (рис. 6, 7), так и в суперфинале (рис. 8), проходящем ежегодно в Израиле (г. Ариэль).
Здесь следует особо отметить студента ФИТиКС Хворых Павла Юрьевича, который 3-й год подряд выходит в суперфинал Интернет-олимпиады по математике (рис. 9).
Открытые международные студенческие Интернет-олимпиады для образовательных учреждений ВПО включают в себя Интернет-олимпиады по следующим дисциплинам: «Математика», «Информатика», «История России», «Русский язык», «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Физика», «Химия», «Экология» и «Экономика». При этом итоги подводятся по профилям:
— «Гуманитарный и юридический».
— «Сельскохозяйственный и лесохозяйственный».
— «Специализированный» (с углубленным изучением соответствующей дисциплины).
— «Техника и технологии».
— «Экономика и управление».
Рис. 1. Анализ роста количества дисциплин ОМСИО с 2009-го по 2015 г.
Рис. 2. Анализ роста количества студентов-участников 1-го тура с 2009-го по 2015 г.
Рис. 3. Анализ роста количества студентов-участников 2-го тура с 2009-го по 2015 г.
Рис. 4. Анализ роста победителей и призеров всероссийского уровня с 2009-го по 2015 г.
В Открытых международных студенческих Интернет-олимпиадах по дисциплинам «Математика», «Информатика», «История России», «Русский язык», «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Физика» и «Химия» могут принимать участие студенты 1—3 курсов, по дисциплинам «Экология» и «Экономика» — студенты 1—4 курсов. Рабочие языки Интернет-олимпиады — русский, английский (рис. 10).
Открытые международные студенческие Интернет-олимпиады по дисциплинам «Информатика», «История России», «Русский язык», «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Физика», «Химия», «Экология» и «Экономика» проводятся в два тура. Интернет-олимпиада по дисциплине «Математика» проводится в три тура.
Первый (вузовский) тур Интернет-олимпиад является отборочным и проводится в вузах в форме
Рис. 5. Анализ роста победителей и призёров международного уровня с 2009-го по 2015 г.
Рис. 6. Анализ роста количества студентов 3-го тура по математике с 2009-го по 2015 г.
Рис. 7. Анализ роста победителей и призеров 3-го тура по математике с 2009-го по 2015 г.
о
« т и? s ï = i. Я 5- 7 i
С i < 1 soi. ■
Щ П V s î = = 2 w сг ? a. i
1 I
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Год участия в ОМСИО
Рис. 8. Анализ роста победителей и призеров суперфинала по математике с 2009-го по 2015 г.
Рис. 9. Награждение победителя суперфинала Интернет-олимпиады по математике Хворых Павла в Ариэльском университете (Израиль) в 2013 г.
Рис. 10. Структура Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад
компьютерного тестирования (режим on-line). Даты проведения олимпиад по каждой дисциплине образовательное учреждение определяет самостоятельно в рамках графика проведения, утвержденного оргкомитетом. Студенты-участники первого (вузовского) отборочного тура обучаются на разных факультетах, и за последние годы прослеживается динамика, показывающая активность студентов тех или иных факультетов (рис. 11).
Второй (региональный, всероссийский, международный) тур Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад по дисциплинам «Информатика», «История России», «Русский язык», «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Физика», «Химия», «Экология» и «Экономика» является заключительным и проводится в базовых вузах в форме компьютерного тестирования (режим on-line). Второй (региональный) тур Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады ВПО по дисциплине «Математика» является отборочным и проводится в базовых вузах. Для Омского государственного технического университета базовым вузом является Новосибирский государственный технический университет, в который собираются
студенты на 2-й тур со всего Сибирского Федерального округа. В последние годы победителями и призерами ОМСИО становились следующие студенты ОмГТУ: Гордеев Олег (РТФ, РЭН-312), Зыкин Владимир (ФИТиКС, ИТ-319), Куянов Дмитрий (ФИТиКС, ИТ-319), Лаптев Владимир (РТФ, РЗИ-319), Маркелов Дмитрий (ФИТиКС, БД-312), Ремесник Денис (ЭНИ, Эб-310), Секачёв Андрей (ФТНГ, АК-319), Трубин Павел (ФИТиКС, УС-312) и Хворых Павел (ФИТиКС, БД-312).
Третий (всероссийский, международный) тур Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады по дисциплине «Математика» является заключительным и проводится в традиционной форме: студенты-участники представляют на суд жюри полное решение олимпиадных задач с обоснованием. Третий тур Интернет-олимпиады по дисциплине «Математика» проводится на базе Ариэльского университета (Израиль) и Поволжского государственного технологического университета (г. Йошкар-Ола, Россия).
С 2009 года в Омском государственном техническом университете Центром информационных технологий (ЦИТ) проводятся Открытые международ-
Рис. 11. Динамика активности студентов-участников по факультетам в 2009-2015 гг.
ные студенческие Интернет-олимпиады (ОМСИО) [1, 2], и с каждым годом наблюдается рост активности и результативности.
Студенты ОмГТУ являются участниками суперфинального раунда Интернет-олимпиады по математике, проводимого на базе Ариэльского университета (Израиль). С 2013 по 2015 год студент нашего вуза Хворых Павел Юрьевич (ФИТиКС, БД-312, специальность 010500.62 — Математическое обеспечение и администрирование информационных систем) завоевывает золотую медаль и диплом 1-й степени суперфинала ОМСИО. Безусловно, это признание университета на мировом рынке образовательных услуг.
В 2009 году Открытые международные студенческие Интернет-олимпиады начинались с междисциплинарной Интернет-олимпиады инновационного характера по четырём видам сложных систем:
— информационные технологии в сложных технических системах;
— информационные технологии в сложных социально-экономических системах;
— информационные технологии в сложных биосистемах;
— информационные технологии в архитектуре и строительстве.
Участниками этой олимпиады могут быть студенты 1—5 курсов специалитета, бакалавриата и магистратуры. Эта олимпиада всегда проходит в два тура:
— первый (отборочный, вузовский) тур;
— второй (финальный, всероссийский с международным участием) тур.
Первый (отборочный, вузовский) тур олимпиады проводится в форме компьютерного тестирования в режиме on-line в удобное для вузов-участников время на основе полидисциплинарного подхода и содержит задачи по трем дисциплинам циклов ЕН и ОПД, выбранным на основе макроанализа ГОС ВПО для всей совокупности образовательных программ и по видам сложных систем:
— математика, информатика, физика (технические системы);
— математика, информатика, экономика (социально-экономические системы);
— математика, информатика, экология (биосистемы);
— математика, информатика, физика (архитектура и строительство).
Второй (финальный, всероссийский) тур междисциплинарной олимпиады проходит в традиционной форме на базе Поволжского государственного технологического университета — ПГТУ (г. Йошкар-Ола). Участникам второго тура предлагаются олимпиадные задания междисциплинарного характера по направлению олимпиады и видам сложных систем (технических, социально-экономических, биосистем, в архитектуре и строительстве). Участники представляют на суд жюри обоснованные решения заданий. Студенты нашего вуза активно участвуют в первом отборочном вузовском туре и показывают хорошие результаты на втором финальном туре в ПГТУ. Особо отличились следующие студенты ОмГТУ: Прямоносов Олег (ФТНГ, НД-312), Ремесник Денис (ЭНИ, Эб-310), Сидоренко Максим (ФГО, ИТМ-310), Секачёв Андрей (ФТНГ, АК-319) и Хворых Павел (ФИТиКС, БД-312).
Администрация университета уделяет большое внимание олимпиадному движению и заинтересовано в участии студентов ОмГТУ во всех видах олимпиад как одном из инструментов оценки их профессиональной подготовленности.
Библиографический список
1. Интернет-олимпиады в сфере профессионального образования. — Режим доступа : http://www.i-olymp.ru/ (дата обращения: 22.08.2016).
2. Единый портал Интернет-тестирования в сфере образования. — Режим доступа : http://i-exam.ru/ (дата обращения 22.08.2016).
ЗЮЗЬКО Ирина Владимировна, специалист по учебно-методической работе 1-й категории Центра информационных технологий, отдел реализации информационно-образовательных проектов, старший преподаватель кафедры машиностроения и материаловедения, секция «Машины и технология литейного производства».
Адрес для переписки: [email protected] ШАМЕЦ Сергей Парфирьевич, кандидат технических наук, доцент (Россия), начальник Центра информационных технологий, помощник проректора по учебной работе. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.10.2106 г. © И. В. Зюзько, С. П. Шамец