УДК 378:371.3
ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИАДА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.С. Белянская, С.К. Тусюк
Рассмотрена методика проведения Интернет-олимпиады в сфере профессионального образования в базовом вузе, результаты участия Тульского государственного университета по различным дисциплинам.
Ключевые слова: Интернет-олимпиада в сфере профессионального образования.
Одной из основных задач современного высшего образования в условиях интеграции российского образования в мировое образовательное пространство является выявление талантливой, неординарно мыслящей и проявляющей свои способности молодежи.
Проведение таких творческих научно-ориентированных мероприятий, как Интернет-олимпиады способствует решению этой задачи. Современное развитие информационных и коммуникационных технологий и использование их в области образования дает возможность участвовать большому числу одаренных студентов в Интернет-олимпиадах, постоянно расширяется географию вузов участников.
Интернет-олимпиада дает возможность оценить умение творчески мыслить, способствует саморазвитию молодежи, повышает инфокоммуни-кационную культуру студентов и преподавателей. Участие в олимпиадах побуждает студентов к более глубокому изучению дисциплин и применению полученных знаний на практике [1].
Олимпиадные задания составлены в рамках современных методов обучения с использованием компетентностного подхода, что позволяет определять способность решать практико-ориентированные задачи на основе теоретических знаний, анализа методов решения, интерпретации полученных результатов с учетом поставленной задачи.
В рамках календаря проектов Интернет-олимпиад предусмотрено проведение on-line тестирования по следующим дисциплинам: «Экономика», «Экология», «Статистика», «Сопротивление материалов», «Теоретическая механика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Математика», «История России», «Русский язык», «Философия», «Правоведение», «Социология», «Культурология».
Интернет-олимпиада по отдельным дисциплинам включает, как правило, проведение двух туров (по дисциплине «Математика» предусмотрен третий очный тур) и реализуется для различных профилей подготовки:
- «Биотехнологии и медицина»;
236
- «Гуманитарный и юридический»;
- «Специализированный» (с углубленным изучением дисциплины);
- «Техника и технологии»;
- «Экономика и управление».
Первый (вузовский) тур проводится согласно поданой заявке с участием наиболее способных студентов, отобранных по рекомендациям ведущих преподавателей этих дисциплин, и позволяет получить результаты по каждому профилю в виде:
- диаграмм распределения результатов участников;
- карты коэффициентов решаемости заданий;
- диаграммы ранжирования результатов студентов вузов-участников по проценту набранных баллов,
- диаграммы ранжирования результатов студентов вуза по проценту набранных баллов;
- рейтинг-листов.
Результаты первого тура Открытой международной Интернет-олимпиады по отдельным дисциплинам подводятся для каждого вуза-участника отдельно и недоступны для других образовательных учреждений, принимавших участие в тестировании. Результаты Открытой международной Интернет-олимпиады выкладываются на именных страницах вузов-участников в виде кратких и подробных рейтинг-листов.
Согласно расписанию календаря проектов после окончания установленного срока проведения Интернет-олимпиад по различным дисциплинам подводятся итоги по всем вузам-участникам с использованием специально разработанной методики подсчета баллов.
При подсчете набранных студентом баллов учитывается коэффициент решаемости задания. Балл В у (весовой коэффициент) за верно выполненное у-ое задание зависит от коэффициента решаемости этого задания.
Так, например, весовой коэффициент В у по дисциплине «Русский
язык» для Интернет-олимпиады 2016 года рассчитывался по формуле:
4; если к у £ 0,18
ВУ =
3; если 0,18 < к у £ 0,36 2; если 0,36 < к у £ 0,64 ; 1; если 0,64 < к у
где ку - коэффициент решаемости у-ого задания, равный отношению числа студентов, верно решивших задание, к общему числу студентов, решавших задание.
Таким образом, набранный ¡-м студентом балл составляет
40
т = X Ву -Щу, ]=1
237
где a — 1, если i-й студент верно решил j-е задание, и aj — 0 в противном случае.
Максимально возможный результат
40
M — X Bj .
j=1
Отсюда индивидуальный результат студента в процентах может быть рассчитан по формуле
40
X Bj •aij
mm- j — 1
Di —-L -100% — ^^--100%
i M 40
X BJ j—1
В результате на именной странице вуза выкладывается список студентов, приглашенных во второй тур Интернет-олимпиады. На второй тур приглашаются студенты вуза, показавшие лучшие результаты по профилю (победители и призеры по профилю внутри вуза), но не ниже медианного значения по общему рейтингу всех участников первого тура.
Второй (региональный) тур Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады по отдельным дисциплинам проводится в базовых вузах в формате компьютерного on-line тестирования с обязательным подключением видеотрансляции, которая отображается на сайте базового вуза (ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» является одним из базовых вузов в ЦФО). Обязательным требованием проведения второго тура является обеспечение видимости всех студентов-участников олимпиады и их мониторов. С этой целью во всех аудиториях, где запланированы сеансы тестирования, предусмотрена установка не менее одной камеры высокого разрешения. Студентам участникам Интернет-олимпиады не разрешается пользоваться любой методической и справочной литературой, сотовыми телефонами и другими телекоммуникационными ресурсами. Во время проведения Интернет-олимпиады студентам не разрешается разговаривать, передавать предметы друг другу, пользоваться средствами мобильной или иной другой связи.
Все участники второго регионального тура Интернет-олимпиады получают именные сертификаты, которые могут использовать для заполнения своего портфолио. После подведения итогов второго тура победители получают дипломы первой, второй, третьей степени и медали - золотую, серебряную и бронзовую соответственно. Вузу, студенты которого заняли призовые места на олимпиаде, присуждается почетное звание «Победитель Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад» с возможностью размещения на сайте вуза специального баннера с логотипом Интернет-олимпиад. Успехи студентов-победителей учитываются при процедуре профессионально-общественной аккредитации вузов и в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России».
На момент написания статьи студентами Тульского государственного университета в 2016 году было завоевано в общей сложности 10 медалей: две золотые по дисциплинам «Экономика» и «Экология», три серебряные медали по дисциплинам «Математика» и «Экология», пять бронзовых медалей по дисциплинам «Экология» и «Статистика».
Студенты Тульского государственного университета по результатам третьего очного тура Открытой международной Интернет-олимпиады по математике ежегодно выходят в суперфинал, который традиционно проходит на базе Ариэльского университета (Израиль), где в разные годы добивались побед как в личном, так и в командном первенствах. В 2016 году студент нашего вуза по итогам личного тура был удостоен диплома третьей степени и признан призером суперфинала олимпиады.
Список литературы
1. Пустобаева О.Н. Фактор качественного обучения. Аккредитация в образовании [Электронный журнал] №68, декабрь 2013 г. с.93-94. URL: http://www.akvobr.ru/akkreditatsiya_v_obrazovanii_6 8 .html
Белянская Елена Сергеевна, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Тусюк Сергей Константинович, канд. техн. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE INTERNET-OLYMPIAD IN THE FIELD PROFESSIONAL EDUCATION
E.S. Belyanskaya, S.K. Tusyuk
The method of conducting the Internet-Olympiad in the sphere ofprofessional education in the basic school, the results of the participation of the Tula state University in different disciplines are considered.
Key words: The Internet-Olympiad in the field professional education.
Belyanskaya Elena Sergeevna, candidate of technical sciences, docent, nes2451@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Tusyuk Sergey Konstantinovich, candidate of technical sciences, professor, tsk46@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University