Открытые инновации как основа ускорения регионального инновационного процесса
М.И. Дли, Н.И. Гавриленко, Т.В. Какатунова
Обоснована ключевая роль открытых инноваций (доступных на рынке или находящихся в открытом доступе инновационных продуктов) в развитии региональной экономики. Определены основные группы открытых инноваций. Предложено понятие «инновационный планктон» для обозначения разрозненных элементов инновационных разработок, находящихся на различных стадиях реализации, показана их роль и возможности их использования для ускорения инновационного процесса на региональном уровне.
Ключевые слова: инновационный процесс, открытые инновации, региональная инновационная среда, инновационный продукт, инновационный планктон.
В современных условиях, когда российская экономика постепенно преодолевает последствия мирового финансового кризиса, инновации являются одним из главных факторов дальнейшего развития и роста. Негативное влияние кризиса в данной области проявилось прежде всего в сокращении частных инвестиций в исследования и разработки. По оценкам Минобразования и науки РФ, в 2009 г. обязательства по внебюджетному финансированию проектов НИОКР со стороны частных компаний в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» были выполнены лишь на 6070% [2]. Вместе с тем лишь активизация деятельности предприятий в этой сфере может существенно повысить отдачу от внедрения новшеств.
Сейчас важнейшим условием выживания предприятия и его успеха на рынке является ускорение инновационного процесса и, соответственно, получение быстрого эффекта за счет сокращения его отдельных этапов. В общем случае этот процесс представляет собой цепь событий, в ходе которых инновация проходит путь от идеи до успешно реализуемого на практике продукта, технологии или услуги [1]. При этом к наиболее длительным и затратным этапам относятся фундаментальные и прикладные исследования, в рамках которых рождается инновационная идея, и опытно-конструкторские работы с результатом в виде образцов новой техники, материала или технологии. В силу ограниченности материальных и временных ресурсов далеко не все компании, желающие строить свою деятельность на базе инноваций, могут осуществлять их самостоятельно.
В этой связи особую актуальность приобретает возможность заимствования идей, разработок и опытных образцов, представляющих интерес для конкретного предприятия и широко рассеянных во внешнем экономическом пространстве. Такие инновационные продукты, которые могут попадать на рынок в результате действий как самой компании, так и других структур, принято называть открытыми инновациями [3].
Дли М.И., Гавриленко Н.И., Какатунова Т.В. Открытые инновации как основа ускорения регионального инновационного процесса
51
В общем случае открытые инновации можно разделить на следующие группы:
□ бесплатные идеи и разработки, создаваемые в рамках инновационных государственных программ национального или регионального уровня. Эти продукты требуют значительных затрат времени и средств при их адаптации к потребностям конкретного предприятия, в рамках которого предполагается их освоение;
□ бесплатные идеи и разработки отдельных компаний или индивидуальных инноваторов, находящиеся в открытом доступе, которые можно использовать без нарушения авторских прав. В большинстве случаев они также требуют существенной доработки и создания недостающих компонентов за счет собственных усилий инновационно активных предприятий, желающих их использовать;
□ новые технологии и продукты, защищенные патентами и лицензиями, для приобретения которых необходимы соответствующие инвестиции. Как правило, при их внедрении требуется лишь незначительная адаптация с помощью разработчиков или их франчайзинговых центров.
Кроме того, при изучении инновационных процессов на региональном уровне целесообразно различать внутренние открытые инновации, инициируемые и реализуемые в рамках региональной инновационной среды, и внешние открытые инновации (см. рис.).
Открытые инновации в региональном инновационном процессе
Отметим, что открытые инновации могут находиться на разной стадии разработки и, соответственно, требовать различных усилий для их заимствования и реального использования. Поэтому целесообразно отделить инновационные продукты, назначение и способы применения которых более или менее ясны, от других, отличающихся гораздо большей неопределенностью в плане их дальнейших перспектив. Для совокупности таких разнородных идей и знаний, свободно перемещающихся в инновационном пространстве регио-
52
Экономика в отраслях и регионах
на, а также опытных образцов продукции, характеризующихся разным уровнем проработки и не способных к самостоятельной коммерциализации, мы предлагаем ввести понятие «инновационный планктон». Входящие в него элементы сами по себе не способны принести пользователю каких-либо существенных результатов и не представляют рыночной ценности из-за отсутствия у разработчиков возможности довести их до стадии готового инновационного продукта либо из-за неясности, где именно они могут принести коммерческий эффект.
Инновационный планктон можно рассматривать как своеобразную питательную среду для участников регионального инновационного процесса (вузов, НИИ, предприятий и др.), которые, в свою очередь, обогащают его результатами собственной деятельности. Иногда за счет комбинации разных элементов, входящих в состав планктона, их модификации или незначительной доработки можно получить новшества продуктового или процессного характера, вовсе не предполагаемые авторами исходных идей. В общем случае использование планктона осуществляется или за счет поглощения его элементов уже реализуемыми инновационными проектами, или путем запуска новых проектов на их основе.
Очевидно, что на открытые инновации, взаимодействующие с элементами региональной инновационной среды и пополняющими массу инновационного планктона, оказывает влияние большое число положительных и отрицательных факторов, определяющих в конечном счете эффективность использования нововведений на предприятиях региона. Эти факторы и силу их воздействия следует прогнозировать и учитывать при планировании и осуществлении инновационной деятельности. Подразделения региональной администрации должны активно вмешиваться в данный процесс, минимизируя влияние отрицательных факторов и усиливая действие положительных. Тогда можно будет существенно повысить уровень использования инновационного потенциала региона как за счет вовлечения элементов планктона, так и благодаря более интенсивному взаимодействию с компонентами внешней инновационной среды.
Литература
1. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика / Под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - М.: Экономика, 2004.
2. Российская экономика в 2009 году: тенденции и перспективы. Вып. 31. - М.: ИЭПП, 2010.
3. Чесборо Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий. - М.: Поколение, 2007.