Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Протоиерей Владимир Сорокин, А.А. Бовкало, А. К. Галкин
Открытие Петроградского богословского института в 1920 году
Опубликовано: Христианское чтение. 1997. № 14. С. 124-136
© Сканирование и создание электронного варианта:
Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
ОТКРЫТИЕ ПЕТРОГРАДСКОГО БОГОСЛОВСКОГО ИНСТИТУТА
В 1920 ГОДУ
дним из ярких событий в церковной жизни Петрограда первых послереволюционных лет была деятельность Петроградского Богословского института (1920—1923) '>. С инициативой его создания весной 1919 года выступил И. П. Щербов1. В Петрограде в это время особенно чувствовалась необходимость в высшем богословском учебном заведении, поскольку из четырех Духовных академий старой России свою деятельность в 1918 году прекратила лишь Петроградская 2). По благословению митрополита Петроградского Вениамина И. П. Щербов разработал проект Положения о Богословском институте. 13 октября 1919 года была образована Комиссия духовно-учебных заведений, председателем которой стал протоиерей Василий Акимов2. Эта комиссия занялась непосредственной подготовкой открытия института. 23 октября центральный жилишный отдел по учету и распределению помещений предоставил для института третий этаж дома № 44 по набережной реки Фонтанки «с мебелью, которая остается под ответственность вселяемого» 3). Все организационные вопросы были решены в самые сжатые сроки, и на собрании представителей приходов Петрограда 1 декабря деятельность Комиссии была одобрена. Для ускорения открытия института это собрание постановило просить митрополита Вениамина лично ходатайствовать перед Патриархом Тихоном о благословении открыть в ближайшее время Петроградский Богословский институт и утвердить Положение о нем. Для сопровождения митрополита была избрана делегация, в которую вошли А. С. Николаев 3, Ю. П. Новицкий 4 и И. П. Щербов 4).
Поездка митрополита оказалась успешной. 16 декабря вопрос об открытии в Петрограде с начала 1920 года Богословского института обсуждался на соединенном присутствии отделов Высшего Церковного Совета и был разрешен положительно. На этом заседании присутствовали митрополит Вениамин -и члены делегации. С «Положением о Богословском институте в Петрограде» ознакомились Патриарх Тихон и члены Священного Синода. 17 декабря последовал указ Высшего Церковного Управления:
«1) Преосвященному Вениамину, Митрополиту Петроградскому и Гдовскому, Свято-Троицкия Александро-Невския Лавры Священноархи-мандриту. [... ]
Представленное Вашим Преосвященством Положение о Богословском институте в Петрограде утвердить с тем, чтобы по указаниям опыта в нем делаемы были соответствующие условиям и обстоятельства жизни изменения и дополнения, согласно параграфу 40 Положения и разрешить открытие Богословского института с начала 1920 года [...]»5).
Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон, преподавая новому рассаднику духовного просвещения свое первосвятительское
благословение, начертал на Положении о Богословском институте в Петрограде: «4/17 декабря 1919 года. Утверждается. Приветствую учреждение Института и призываю на предстоящую его деятельность Бо-жие споспешествующее благословение. Патриарх Тихон»6). Интересовался Патриарх и составом корпорации. 25 декабря 1919 года К. Я. Здравомыслов писал А. И. Бриллиантову: «Желание патриарха — чтобы А. И. Бриллиантов 5 принял участие в чтении лекций во вновь открываемом Богословском институте. Благоволите ответить» 7).
Для I курса Богословского института Комиссия духовно-учебных заведений избрала 12 наставников: 6 профессоров (Ф. К. Андреев6, А. И. Бриллиантов, Н. Н. Глубоковский 7, Л. П. Карсавин 8, Н. О. Лос-ский9, Б. А. Тураев10) и 6 преподавателей (архимандрит Николай Ярушевич11, П. П. Мироносицкий 12, протоиерей Н. В. Чепурин13, протоиерей Н. К. Чуков 14, В. Б. Шкловский15, И. П. Щербов). Они, как и 6 представителей от приходских общин, 2 января 1920 года были утверждены в своих званиях Митрополитом Вениамином8) и образовали Совет института. В Совет института на собрании 1 декабря были также избраны представители от приходов Петрограда и епархии: протоиерей В. А. Акимов, профессор А. С. Николаев, протоиерей Н. С. Рудинский 16, священник Н. Ф. Платонов17, профессор А. И. Введенский 18 и Ю. П. Новицкий.
24 декабря 1919 года Комиссия разослала в приходские Советы обращение с просьбой «поспешить приходским общинам с представлением [средств — авт.] на оборудование и содержание Института...», а также «озаботиться приисканием в своем приходе лиц, которые по своему церковному настроению, способностям и образованию могли бы быть рекомендованы ими в качестве питомцев Института» 9).
23 января 1920 года митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин совершил в помещении института молебен и открыл под своим председательством первое заседание Совета. Совет избрал ректором Института наместника Александро-Невской лавры архимандрита Николая (Ярушевича), проректором — И. П. Щербова, секретарем и казначеем— протоиерея Н. К. Чукова (ранее 30 ноября 1919 года избранного преподавателем Богословского института по кафедре Христианской педагогики с' дидактикой Закона Божиего) и организовал Правление. Через неделю, 30 января, архимандрит Николай отказался от должности ректора, и на его место 6 февраля был избран протоиерей Н. В. Чуков, проректором И. П. Щербов, секретарем Совета протоиерей Н. В. Чепурин, библиотекарем профессор Ф. К. Андреев, казначеем и заведующим хозяйственной частью иеромонах Макарий (Звез-дов) 19. Согласно представлению митрополита Вениамина ректор и проректор были утверждены в своих должностях на 3 года Святейшим Патриархом, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом 28 марта 1920 года 20.
Очередное собрание уполномоченных приходских общин Петрограда, состоявшееся 13 февраля 1920 года, одобрило действия Комиссии духовно-учебных заведений. После этого Комиссия закрылась, а вместо ^ нее стали действовать Совет и Правление Богословского института.
19 марта 1920 года в Богословский институт была передана библиотека бывшей Духовной семинарии 10).
Через бюро по производству и распространению реклам и объявлений отдела коммунального хозяйства Петроградского Совета институт начал информировать население города о подготовке к своему открытию. «Листок объявлений» выходил по вторникам и пятницам и расклеивался по городу, в трамваях и общественных местах в количестве 2500 экземпляров сроком на 3 дня.
Институт обычно сообщал: «Открыт прием слушателей в Богословский институт в Петрограде (разрешенный Высшей Церковной Властью и зарегистрированный в Комиссариате Народного Просвещения).
Принимаются в студенты лица православного вероисповедания, от 18 лет, мужчины и женщины, получившие законченное среднее образование или обладающие соответствующими познаниями.
Предметы преподавания на I курсе: Свящ. Писание Нового Завета (проф. Н. Н. Глубоковский); История Вселенской Церкви (проф. А. И. Бриллиантов); Богословие догматическое (И. П. Щербов); Богословие пастырское (архим. Николай Ярушевич); Религиозная метафизика (проф. Н. О. Лосский); Христианская апологетика (проф. Ф. К. Андреев); Христианская педагогика с дидактикой Закона Божия (прот. Н. К. Чуков); Литургика (акад. проф. Б. А. Тураев); Церковное проповедничество (прот. Н. В. Чепурин); Чтение греческого новозаветного текста и творений свв. отцов Восточной церкви21 (проф. Л. П. Карсавин); Церковная гимнология (ц.-сл. язык и церковное пение— П. П. Мироносицкий); Чтение латинского новозаветного текста и творений свв. отцов Западной церкви (В. Б. Шкловский). Окончившие Богословский Институт являются ближайшими кандидатами на пастырскую или другую ответственную церковно-просветительскую деятельность в приходах Петрограда и епархии.
Занятия будут проходить в вечерние часы, в помещении Троицкого подворья (Фонтанка, 44). Обучение бесплатное. Запись принимается: 1) у прот. Н. К. Чукова (Невский, 11, кв. 19); 2) у И. П. Щербова (Лавра); 3) у прот. Н. В. Чепурина (Канонерская, 29, кв. 1, с 5 час. вечера и у арх. Софрония 22 '(Фонтанка, 44, вход с Троицкой, 3)».
Одновременно с подготовкой к учебному процессу корпорация Института уделяла внимание широкой церковно-просветительской деятельности. Об этом свидетельствует такое объявление: «Богословский институт в течение Великого поста устраивает общедоступные богословские лекции по вторникам и четвергам в помещении Института (Фонтанка, 44).
1) 2 марта —проф. Л. П. Карсавин: Основы христианства.
2) 4 марта — проф. Н. О. Лосский: Бог в системе органического миропонимания.
3) 9 марта — акад. проф. Б. А. Тураев: Монотеистическая струя в древних религиях.
4) 11 марта — проф. Ф. К. Андреев: Воскресение тел.
5) 16 марта — прот. Н. В. Чепурин: Искупитель и искупление.
6) 18 марта — П. П. Мироносицкий: Крест Христов в церковных песнопениях.
7) 23 марта — архим. Николай: Духовная жизнь христианина и ее законы.
8) 25 марта — проф. А. И. Бриллиантов: Торжество христианина.
9) 30 марта — прот. Н. К. Чуков: С Христом или без Христа (о воспитании детей).
10) 1 апреля — И. П. Щербов: Кончина века.
Начало лекций в 7 час. вечера.
Вход свободный» П).
31 марта состоялось первое зачисление студентов и вольнослушателей, которое продолжалось еще в течение двух месяцев 12).
Официально открытие Петроградского Богословского Института состоялось в пятницу на Пасхальной неделе 16/3 апреля 1920 года. Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин совершил молебен перед началом учения в помещении Института в сослужении Наместника Александро-Невской Лавры архимандрита Николая (Ярушевича), управляющего петроградским Троицким подворьем архимандрита Соф-рония, кафедрального протоиерея Л. К. Богоявленского23, ректора протоиерея Н. К. Чукова и протоиерея Н. В. Чепурина.
После молебна митрополит Вениамин открыл торжественное собрание. С программной речью «О задачах духовного образования в настоящее время» выступил ректор протоиерей Н. К. Чуков:
«Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, досточтимое собрание!
Мы испросили сейчас Божие благословение на начало деятельности нового Богословского Института. Открытие этого духовно-учебного заведения поистине является для нашей местной Петроградской (по крайней мере) церкви — светлым праздником, потому что возрождается— и возрождается в новом виде — духовная школа, потому что нива церковная вновь получает возможность иметь так нужных ей, должным образом подготовленных и соответствующих именно нынешнему времени работников.
После всего пережитого церковию за эти последние годы, появление нового рассадника духовного просвещения естественно должно радовать всех верных чад церкви, как радует глаз, как поднимает дух — вливая надежду — даже и небольшой луч света, пробивающийся сквозь густо застлавшие солнце тучи... И не без воли Божией, не без провиденциального значения, думается, открывается наш Институт — не в январе, как предполагали, не в феврале, как затем намечалось, а именно в дни Светлого Праздника Пасхи, Праздника духовного возрождения, праздника победы света и вечной жизни...
Если верно, что прогресс, или во всяком случае — исторический ход жизни идет путем постоянной периодической смены прилива и отлива, подъема и упадка, то последний период духовной жизни человечества, несмотря на все великие открытия человеческого гения, был именно периодом упадка истинной духовной жизни. И появление отдельных великих двигателей человеческой мысли и жизни в этом направлении,
появление различных религиозных обществ и даже целых направлений этого рода с целью борьбы с общим течением—-только еще более подтверждает справедливость этой мысли.
В настоящий момент мы несомненно стоим у какого-то страшного предела... Хочется думать, что стоим на грани ПЕРЕХОДА к другому— противоположному периоду... Во всяком случае мы достигли уже, по-видимому, крайней точки отлива; и после топ ужасной грозы, которую пережили, должен был начаться ИНОЙ период... Но этот поворот, это будущее зависит от нас. И над этим нам всем надо хорошо подумать... Как гроза очищает воздух, так политические и социальные перевороты встряхивают общество и в конце концов очищают его духовную атмосферу, заставляют осмотреться, критически отнестись и осмыслить создавшуюся идеологию жизни (и, может быть, переоценку прежних «ценностей»).
И вот мы сейчас как раз находимся в этом периоде «чистки». Не будем доискиваться, кто же в частности виноват в происшедшем. Скажем словами Ф. М. Достоевского: «Мы все виноваты» во многом из того, что произошло и в государственной, и в общественной, и особенно в духовной — религиозной области. И все поэтому должны принять участие в работе по этой «чистке», по этому духовному оздоровлению.
В религиозной сфере особенно чувствительны были удары только что пронесшиеся и еще дающие о себе знать отдельными раскатами грома грозы, и теперь именно в этой области идет наибольшее движение.
Вопросы религиозные, вопросы веры и жизни положительно висят в воздухе; всякая беседа, всякая лекция, где только упоминается имя «Бог», привлекает массы... Жажда очевидна, искание несомненно, запросы громадны...
Нужно удовлетворение, нужны ответы, которые дали бы этому исканию разрешение. И это удовлетворение должно быть дано в какой-то иной, новой форме, потому что прежняя не удовлетворяла и не удовлетворила. ..
Это теперь —серьезнейшая задача момента в церковно-религиоз-ной сфере: новый, живой дух должен быть влит в делателей церковных, чтобы ожила жизнь церковная, чтобы после грозы и очищенной атмосферы духовной ярко засияло Солнце Правды — Христос Бог в жизни нашей, чтобы вся наша и внутренняя духовная и вообще церковная жизнь начали дышать свежестью, зеленеть и расти, как природа после грозовой бури...
Богословский Институт и хотел бы хотя в малой степени послужить этой великой задаче.
Он ставит себе целью — служение св. Церкви в осуществлении ею религиозно-просветительных задач через подготовку убежденных, образованных, практически опытных, горящих духом живой веры, молитвенно настроенных деятелей и пастырей и — через разработку и проведение в сознание общества научно-обоснованного решения богословских и церковно-практических вопросов, выдвигаемых современной жизнью.
Богословский Институт предполагает осуществить эту задачу посредством привлечения и объдинения вокруг себя по возможности всех желающих работать в новых условиях церковной жизни, открывая свободный доступ всем желающим послужить Церкви: не только юношам, но и взрослым, не только мужчинам, но и женщинам.
Он намерен проявлять религиозно-просветительную деятельность и вне своих стен — путем лекций, кружков, братств, издательства и т.п. Этого рода деятельность он уже начал в виде публичных общедоступных богословских лекций в течение минувшего Великого поста и здесь, и в некоторых районах Петрограда, лекций, привлекших внимание общества и снова обновляющихся.
. Богословский Институт уже в ближайшее время озабочен созданием религиозно-просветительного общества, которое с одной стороны эбъединяло бы религиозных людей в их стремлении к глубине и полноте их церковной жизни, а с другой стороны ближе подводило бы к Церкви людей, искренно ищущих истину, стремящихся к научной обоснованности основных вопросов веры и жизни.
В своей непосредственной — учебной деятельности Богословский Институт ставит своей задачей прежде всего уяснение положительного содержания учения св. Церкви и уже потом разбор и опровержение возражений, выдвигаемых против истины веры лжеучением неверием, причем эта последняя сторона будет предметом подробной разработки на так называемых практических занятиях, которые вообще предполагается поставить здесь возможно шире.
В своей внутренней жизни Богословский Институт хотел бы установить дух взаимного сердечного единения между преподавателями на почве общей живой веры и горячей любви к Церкви Христовой.
Весь строй Богословского Института создан на строго церковных началах: с одной стороны тесное каноническое единение с Высокопреосвященным Владыкой, как Епархиальным Архиереем, с другой — живая непосредственная связь с православным народом — приходскими общинами Петрограда и епархии.
Эта живая связь с приходами имеет выражаться не только в том, что Институт всецело содержится на средства приходских общин24, но и прежде всего в самом управлении и руководстве деятельностью Института чрез участие в составе Совета Института 6 чел. представителей приходов, имеющих возможность держать Институт в курсе вопросов, потребностей и интересов, которыми живут приходы. С другой стороны эта связь с приходами имеет выражаться в широкой практической работе в приходах слушателей Института и не только по окончании ими курса, но и во все время прохождения его.
Состав слушателей его в течение первого года определился пока в числе 60 человек, из которых 47 чел. зачислены студентами и 13 чел. вольнослушателями. Число мужчин и женщин делится почти поровну: 35 мужчин и 25 женщин. Возраст разнообразный: от 18 до 45 и 50 лет.
' По образовательному цензу почти половина состава (25 человек) с высшим образованием, остальные — 35 человек с разнообразным средним.
В таком виде, с такими стремлениями, с такими надеждами Богословский Институт выступает на предстоящий ему путь.
Сегодня, в день своего крещения, Богословский Институт с особенной отрадой видит здесь представителей тех ученых и учебных учреждений, пришедших порадоваться его радостью, внимание которых ему особенно ценно и в семью которых он вступает сегодня, как младший по возрасту брат.
Глубокую благодарность приносит Богословский Институт и всем своим дорогим гостям, почтившим сегодня его своим посещениемг в этом посещении он позволяет себе видеть выражение сочувствия той идее, служить которой Институт ставит своей задачей; это его особенна ободряет на первых шагах.
К Вашему Высокопреосвященству Богословский Институт считает своим долгом обратиться с особенным словом почтительной сыновней признательности: Вы — вдохновитель всего этого дела, Вашей любовью Институт начал свое бытие, Вашими попечениями он имеет возможность жить и свободно дышать, отдаваясь всецело — ничем не стесняемый— осуществлению своих прямых задач; в Вас он видит и в дальнейшем своего любящего отца, покровителя и руководителя.
Богословский Институт создан для православного верующего народа, для удовлетворения его религиозных потребностей и запросов; он же, этот верующий народ, и хозяин Института, обеспечивающий его существование и направляющий его деятельность.
С любовью была принята представителями верующего народа — уполномоченными от при ход в — мысль о Богословском Институте, одобрен план и характер его деятельности, обеспечено средствами его существование.
И вот Богословский Институт, готовый во всеоружии выступить на предстоящий ему путь, низким поклоном приветствует присутствующих здесь представителей приходских общин — своих устроителей и попечителей; от имени св. Церкви и богословской науки он позволяет себе принести самую живую горячую благодарность за устройство этого высшего рассадника духовного просвещения и ждать в дальнейшем от них благожелательной поддержки и руководящих советов и указаний для наиболее плодотворного служения св. Церкви» 13).
Протоиерей Василий Акимов, председатель Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии, зачитал специальный адрес, в котором напомнил о том, каких по мнению и усердному желанию клира и верующего народа Петроградской епархии, пастырей и служителей св. Церкви желательно было бы видеть выходящими из начинающего свою деятельность рассадника духовного просвещения.
Мы ждем, — говорилось в адресе, — что Господу споспешествующу, Институт будет давать нашей Церкви разного рода служителей, благо-вестников и борцов, твердо стоящих на камне святой отеческой веры, «добре верующих, тепле любящих» и ненарушимо хранящих священные и вечные заветы и предания Церкви, но вместе с тем ясно чувствующих всю назревшую необходимость и умеющих разумно совершать на этой основе живое, органически естественное, творчески развиваю-
щсеся и апостольскою проповедью предреченное «восхождение от веры в веру». Этому мы придаем исключительное значение. С этим тесно связываем всю судьбу Института и успех церковного труда его питомцев. «Восхождение» такое да будет достигаться в области богомыслия, молитвы, подвига личного усовершенствования, пастырской и общественно-политической деятельности. Без него мы не мыслим себе «добрых пастырей» Церкви Бога Живого, доселе делающего», Церкви апостолов, неустанно «простиравшихся вперед» и угонзавших к тому, «да будет Бог всяческая и во всех», Церкви от Первого Пришествия ко Второму, к «новой земле и новому небу». Здесь сердцевина наших надежд и нашей памяти.
Мы ждем, что новое поколение пастырей возлюбит всем сердцем подножие алтаря Господня и первее всего станет подвигом добрым подвизаться, в молитве и служении св. Тайнам, давая всем пример благодатного общения с высшими силами. Далее, что оно и «благовремение и безвременне» будет проповедовать милость истинну и правду Христову в храмах, на всяческих яругах и халугах, проповедовать воодушевленно и безбоязненно, не ведая «страха иудейского», не смущаясь «не лежащей тьми языков», кои оно должно «разгнати». Путеводными столпами да будут ему свв. Илия Пророк, Предтеча Спасов, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и отечественные духоносцы Церкви: святители Филипп, Ермоген, Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, Филарет Московский, Иннокентий Херсонский, Феофан Затворник Вы-шенский, преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский, о. Иоанн Кронштадтский и все, имиже Русь Православная просияла.
Жы ждем, что пастыри, вышедшие из Института, как Пастыри Церкви, которую Господь Иисус стяжал честною Своею Кровию, будут приготовлены ко всем испытаниям «брани духовной» и Христу убо пострадавшу за нас плотию, не станут дивиться своим скорбям многоразличным, яко чему необычному, но даже до уз, темницы и самой смерти рады будут подвизатися за правду вечную. Мы уповаем, что они всегда предпочтут страдать как древний пророк Моисей, вместе с народом своим, нежели обольщаться греховною сластию; что близки они будут к народу, жить с ним единым сердцем и единою волею, идя впереди его и ведя его к тому, что истинно, что свято, что вечно: и никогда не покинут его ни в добрые, ни в злые дни, ни в возрастаниях его святых, ни в падениях и отступлениях, любя блудного не менее верного.
Мы, наконец, надеемся, что все питомцы Института во всеоружии богословской и философской науки, утвержденные в практическом церковном делании, будут благословенными носителями света Христова, озаряющего все области как человеческого ведения и знания, так и быта.
Господь да услышит наши усердные молитвы о процветании Института и благословит его труды и успех» 14).
После протоиерея В. Акимова с приветственными речами выступили епископ Охтенский Симон 25, представитель Римско-католических приходов Петрограда, профессор А. С. Николаев, академик Б. А. Ту-
раев, профессор Л. П. Карсавин, а также студентка Н. А. Никитина 26 1Г,).
В ответ на приветствия ректор о. Николай Чуков сказал: «Совет Богословского Института с полным вниманием выслушал приветствия, благопожелания и пожелания, какие угодно было высказать ему сегодня в этот знаменательный для него день.
Он чрезвычайно тронут тем вниманием, какое встретил сегодня здесь от учреждений и лиц, собравшихся на этот праздник духовной радости. Ему особенно ценно высказанное сочувствие и приветствие от представителей науки, как залог единения веры и знания, — единения так важного, так необходимого, так ожидаемого именно в настоящий момент.
С чувством большой радости и высоких упований Совет Института встретил приветствие от представителя римско-католических приходов Петрограда, усматривая в этом залог того общения и единения, о котором ежедневно св. Церковь молит Господа.
С любовию и готовностью Совет Института постарается при помощи Божией приложить все силы к осуществлению тех пожелании и надежд, какие здесь были оказаны и со стороны Его Преосвященства, Преосвященного Симона, и от приходских общин, и от Комиссии духовно-учебных заведений.
С надеждой на помощь Божию и с уверением в своей полной готовности отдать все силы порученному делу, Совет Института позволяет себе еще раз принести всем почтившим его своим вниманием свою почтительную и глубокую благодарность» ,6).
В Москву за подписью ректора протоиерея Николая Чукова была послана телеграмма Святейшему Патриарху Тихону: «Богословский Институт вчера торжественно открыт. Совет, корпорация и слушатели испрашивают благословения и молитв Вашего Святейшества» 17).
После окончания официальных торжеств в связи с открытием Институт вступил в повседневную трудовую жизнь. 20 апреля начались лекции и продолжались 3 триместра до 1 апреля 1921 года.
Профессор, протоиерей В. Сорокин, А. А. Бовкало, А. К. Галкин
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Щербов Иван Павлович (1873 — 13:1 V. 1925). Окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию (1898), кандидат богословия. С 15.VI.1900 преподаватель основного, догматического и нравственного богословия Санкт-Петербургской Духовной семинарии. 30.IX. 1918—1924 заведуюнщй Богословско-пастьтрским училищем в Петрограде. где преподавал до кончины. 13.X. 1919—13.11.1920 — член Комиссии духовно-учеб>;ых заведений Петроградской епархии, проректор, преподаватель, с 27 июля 1920 — профессор кафедры догматического богословия, с I.IX.1922 года временно и. о. ректора Богословского института. 6.11 — КУП.1920 также его казначей.
2 Акимов Василий Александрович (30.1.1864 — С.У.1942). Окончил СПб ДА (1888), к. б. 25.XII.1888 рукоположен во священника к церкви «Убежища» под покровительством принцессы Ольденбургской в Петербурге, с 31.VIII. 1891 священник Покровско-Коломенской церкви. 15.IX.1898 — 1932 ее настоятель (с 6.У. 1902 — протоиерей). С 12—15.IV.1896 — член Училищного Совета при Св. Синоде. Член Комиссии по выработке положения о Высших Богословских курсах (1915), с 21.IX.1925
член Совета Высших Богословских курсов. В 1935 году выслан в Астрахань, где и скончался.
3 Николаев Александр Сергеевич (19.X.1877 — ?). Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В службе с 15.XI.1990. С 1.VIII.1904 помощник начальника, с 1.ХП.1915— начальник архива министерства народного просвещения. С 1919 член архивной комиссии, профессор Археологического института. 13.Х.1919 —13.11.1920 — член Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии. В 1920-х годах работал также в институтах Внешкольного образования и Педагогическом, управлял отделом Главархива.
I Новицкий Юрий Петрович (10.XI.1882 — 13.VIII.1922). Окончил юридический факультет Киевского университета св. Владимира (1908). С 1.VII. 1914 приват-доцент кафедры истории русского уголовного права Киевского, с 21.IX.1914 — Петроградского университета, с 1918 — профессор. С 1920 — профессор Института Дошкольного образования. Был также ученым секретарем Педагогического института социального воспитания при Психоневрологической академии. 13.Х.1919— 13.11.1920 — член Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии. С 23.1.1920 — член Правления, с 14.IX.1921—член Президиума Правления Богословского института. Председатель правления Общества православных приходов Петрограда и его губернии. Расстрелян вместе с митрополитом Вениамином. 31 октября 1990 реабилитирован. В апреле 1992 года причислен к лику святых.
См.: Колосов Ю. Мертвые учат жить. — Нева, 1992, № 10, с. 256—262.
5 Бриллиантов Александр Иванович (10.VIII.1867 —1 .VIЛ933). С октября 1918 года был преподавателем Петроградского Высшего Государственного Педагогического института Народного Образования, работал также в Главархиве и Публичной библиотеке. 6.XII.1919 был избран членом-корреспондентом Академии Наук по разряду историко-политических наук отделения исторических наук и филологии. С 22ЛМ921 действительный член Православного Палестинского общества.
6 Андреев Феодор Константинович (1.IV.1887— 23.V.1929). Окончил Московскую ДА (1913), к. б. С 16.111.1913 — и. о. доцента кафедры систематической философии и логики Московской Духовной академии. Переехал в Петроград, где стал помощником заведующего Петроградского Богословско-Пастырского училища. 13.X. 1919— 13.11.1920 — член Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии. С 6.II.1920 — библиотекарь Богословского института. С 14.IX.1921—член Президиума Правлении. Входил также от корпорации в состав студенческой коллегии. Был членом правления Общеприходского совещания и просветительной комиссии при нем. Председатель приходского совета Троицкой церкви, член приходского совета церкви Леушинского подворья. Член церковного книжного фонда. С 1921—член Петроградского философского общества. С 1922 — священник Казанского, с 1924 — Сергиевского (б. всей артиллерии) собора. С 1927 — протоиерей. Последние годы служил в храме Воскресе:1ия-на-крови. Был одним из лидеров «иосифлян».
См.: Половинкин С. Андреев Федор Константинович. — Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995, с. 23—24.
7 Глубоковский Николай Никанорович (6.XII.1863 —18.111.1937). Эмигрировал 29.VIII.1921.
8 Карсавин Лев Платонович (1.ХН. 1882 — 12.УП. 1952). 13.Х.1919 — 13.11.1920 — член Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии. С 1921 года преподавал религиозную метафизику (вместе с Н. О. Лосским). 18.VII.1922 избран временно и. о. ректора Богословского института, в августе того же года арестован, а затем выслан из России.
См.: Бовкало А. Новое о Карсавине. — Вильнюс, 1994, № 4, с. 145—146.
9 Лосский Николай Онуфриевич (6.ХН.1870 — 24.1.1965). В 1922 году выслан из России.
10 Тураев Борис Александрович (24.МП. 1868 — 23Л/П. 1920). 13.Х.1919—13.11.1920— член Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии. Памяти Б. А. Ту-раева было посвящено специальное заседание Совета Богословского института в 40-й день по его кончине (31.VIII.1920; см. об этом: Глубоковский Н. Н. Академик профессор Борис Александрович Тураев, как христианский учитель и ученый. — Воскресное чтение. Варшава, 1929, № 11, с. 169—173; № 11-а, с. 185—187; № 13, с. 198—205).
II Николай (Ярушевич Борис Дорофеевич; 31.XII.1891 — 13.XII.1961) оставался преподавателем до 22.VI.1920. С 7 апреля 1922 — епископ Петергофский. В 1926 был приглашен читать каноническое право на Высшие Богословские Курсы, дал согласие, но заетм отказался. Впоследствии — митрополит Крутицкий и Коломенский.
12 Мироносицкий Порфирий Петрович (10.1.1867—1.III.1933). Окончил Казанскую ДА (1891), к. б. С 1891 был учителем начальных школ в Пензенской губ., с 1896 переехал в Петербург. С 1.1.1896 помощник редактора журнала «Народное образование». С 27.XII. 1894 причислен к канцелярии обер-прокурора Св. Синода сверх штата. 29.V.1894 — магистр богословия («Афинагор, христианский апологет II века». Казань, 1894). С 13—25.111.1897 сверхштатный член Училищного Совета при Св. Синоде. Был штатным преподавателем Св.-Владимирской церковно-учительской женской школы. С 14.1.1913 постоянный член Училищного Совета. Редактор газеты «Приходский листок» (1914—1915, вместе с М. А. Остроумовым). Был редактором
«Листка Всероссийской церковно-школьнон выставки» (1909). 14.V.1918 — XI.1919 — служил также в Театральном отделе Наркомпрома. 27.VII.1920 избран профессором Богословского института. С 7.IX. (утвержден 22.Х.) 1925 преподаватель греческого, церковно-славянского языков и церковного пения Высших Богословских курсов. Ок. 1933 был преподавателем русского языка Ленинградского политехникума путей сообщения. Похоронен па Новодевичьем кладбище в Петербурге.
13 Чепурин Николай Викторович (27.IV.1881 — 7.II.1947). Окончил Харьковскую ДС (1902), с 23.11.1903 священник с. Павловки Сумского уезда Харьковской епархии. В 1905—1908 уездный, затем окружной миссионер Харьковской епархии. Окончил юридический факультет Киевского университета, учился также на философском факультете Оксфордского университета. С 23.XII.1910 — 4.1.1911 епархиальный про-тивоеехтантский миссионер-проповедник Новгородской, с 4.1.1914 — Санкт-Петербург-ckcíí спархпи. причислен к Смоленской кладбищенской церкви. Был вольнослушателем Петроградской ДА. С IV.1918 — священник Покровско-Коломенской церкви, с 1.Х.1919 — протоиерей. 13.Х.1919 — 13.11.1920 — член Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии. Секретарь Совета института (6.11 — 1.III.1920), член Правления. 23.XI.1921 был перемещен преподаваателем кафедры русского сектантства и раскола. IV.1920 — председатель правления общеприходских советов Петрограда и епархии. Член Комиссии по выработке Положения о Высших Богословских курсах. 7.XII.1927 защитил магистерскую диссертацию «Анимистическая теория о происхождении религии и ее доанимистические и тотемистические придатки (опыт философ-око-антропологнческого исследования в апологетческом освещении)». Неоднократно подвергался арестам, был выслан в Среднюю Азию. В середине 1940-х годов служил протоиереем в г. Фрунзе. С Х.1946 настоятель Пименовского храма в Москве, Был инспектором, а с 23.Х.1946 ректором Московской Духовной академии.
См.: Ведерников А. А. Профессор-протоиерей Н. В. Чепурин (1881—1947).— МЖП, 1947, Ко 3, с. 17—22.
м Чуков Николай Кириллович (в монашестве Григорий; 1.II.1870 — 5.XI.1955). 27.VII.1920 избран профессором, арестован в июне 1922. Член Комиссии по выработке Положения о Высших Богословских курсах. 24.IX. 1925 избран ректором Высших Богословских Курсов (утвержден 22.X.1925) 25.XI.1926 магистр богословия («Мессианские представления по Таргуму Иоанафана, сына Узиелова»), Впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский.
15 Шкловский Владимир Борисович (12.111.1889 — XI.1937). Окончил Историко-филологический факультет Петербургского университета (1910). С 29.IX. 1910 лектор французского языка Петербургской Духовной академии. 13.X.1919 — 13.11.1920 — член Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии. В 1922 арестован, постановлением ГПУ от 4.1.1923 осужден на 2 года ссылки в Архангельскую губернию. 1926—1928 — преподаватель латинского языка на высших Богословских Курсах. Впоследствии был доцентом Ленинградского университета. Расстрелян. Брат литературоведа Виктора Шкловского (1893—1984).
См.: Антонов В. В. Приходские православные братства в Петрограде (1920-е годы). — Минувшее. Исторический альманах. 15.М. — СПб., 1994, с. 424—445; Мартиролог.— Вечерний Петербург, 1996, № 113, с. 2.
16 Рудинский Николай Семенович (22.VIII.1871 — ?). Настоятель петроградской Борисоглебской церкви. 13.Х.1919 — 13.11.1920 — член Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии.
17 Платонов Николай Федорович (12 XI.1889 — 5.III.1942). Окончил СПб ДА (1914), к. б. С 26.VIII.1914 по 1.VIII.1915 преподаватель гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей Петроградской ДС. С 6.VII.1915 священник Амдреевскогос собора, затем протоиерей, с апреля 1922 — настоятель. Уклонился в обновленчество: 8.XI.1925 рукоположен во епископа Охтенского. С 18.XI.1925 — епископ Гдовский, с 25.1.1926 — архиепископ: впоследствии переведен па Лужскую кафедру. Был профессором кафедры экзегетики Нового Завета обновленческого Ленинградского Богословского института, читал лекции также в Московской Богословской академии. С 1.IX.1934 — митрополит Ленинградский. В 1938 году снял сан (официально освобожден от управления епархией 4.IV.1938, а 12 X.1911 лишен сана). Был научным сотрудником музея атеизма г, Ленинграде.
18 Введенский Александр Иванович (19.III.1856 — 7.III.1925) философ, npocbeccoo Петроградского университета. 13.Х. 1919 — 13.11.1920 — член Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии.
19 Макарий (Звездов Матвей Дмитриевич: 5.VIII.1884 — 23.Х.1937). Окончил Вышневолоцкое высшее начальное училище (1903). Экстерном сдал экзамены за курс гимназии при Мариампольской Виденской гимназии (1907). С 21.111.1911 в Тронцс-Сергиевой пустыни, с 21.XII.1912 послушник в пей. 14.11.1914 — пострижен r мона-нтестго, 14.VI.1915 — рукоположен во п^ро.чнакоча, 6. III. 1916 — во иеромонаха. Был председателем студенческой коллегии и членом Созста (от студентов), с 1.II.1921 казначей Богословского института. В 1923 окончил институт, 11.XII.1923 Патриархом Тихоном был утвержден в степени кандидата богословия (за сочинение «Толкование Евангелия у Л. Н. Толстого пред судом Православного вселенского предания и православной богословской науки»), В 1926 хиротонисан во епископа
Белокопытского (?), с 21.У.1926 епископ Великолукский и Торопецкий, с 15.IX.1927 — Муромский, возведен в сан архиепископа, с 11.1933 архиепископ Ирбитский, с 8.111.1933 — Свердловский, с 16.У.1934— Кировский, с 24.VI.1934 — Свердловский (управлял до З.УП.1935. В 1935 был сослан в Коми-Пермяцкий национальный округ, 14.IX. 1937 — снова арестован и расстрелян.
См.: Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Публ. В. Антонова. — Минувшее. Исторический альманах. 15.М. — СПб., 1994, с. 521—618.
20 Рассмотрение вопроса об утверждении ректора и проректора института назначалось сначала на 4, а затем — на 9 марта (РГИА, ф. 831, оп. 1, ед, хр. 3, л. 163, 165).
21 В соответствии с Инструкцией Народного Комиссариата Юстиции от 24.УШ,1918 по проведению в жизнь декрета от 23.1.1918 об Отделении Церкви от государства, преподавание общеобразовательных предметов в духовно-учебных заведениях не допускалось, поэтому «греческий язык» пришлось заменить на «чтение греческого новозаветного текста и творений свв. отцов Восточной церкви» и т. д. Подробнее см.: Сорокин В., проф.-прот.; Бовкало А. А.; Галкин А. К. Духовное образование в Русской Православной Церкви при Святейшем Патриархе Московском и всея России Тихоне (1917—1925). — Вестник Ленинградской Духовной академии, 1990, № 3, с. 41—63.
22 Софроний. Игумен, эконом Петроградского подворья Троице-Сергиевой лавры, с 6.У.1916 — архимандрит. 6.11 — КУШ.1920 — заведующий хозяйством Богословского института.
23 Богоявленский Леонид Константинович (15.VIII.1872 — ?). Окончил Пензенскую ДС (1892). С 9.11.1892 учитель образцовой начальной школы при Пензенской Духовной семинарии. 9.УП.1895 — хиротонисан во священника к домовой церкви гг. Неро-новых в Линтуле в Финляндии, с 21.IX.1893 — священник Троицкой церкви при Лин-тульской женской общине, с 12.11.1902 — священник церкви СПб одиночной тюрьмы. Окончил СПб ДА (1911), к. б. С 16.VIII.1912 настоятель собора кн. Владимира, с 6.У. 1914 протоиерей, с 8.УП.1919 настоятель Исакиевского кафедрального собора. 13.X.1919 — 13.11.1920 — член Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии. В 1922 арестован по делу митрополита Вениамина, приговорен к расстрелу, но помилован. После освобождения (декабрь 1923) служил на ст. Поповка, 111.1929 — 11.111.1931—настоятель Троице-Измайловского собора. Был выслан из Ленинграда.
24 23 сентября Петроградский Епархиальный Совет рассматривал «представленную в Епархиальный Совет заведующим Пастырско-Богословскими курсами И. П. Щербовым смету содержания предполагаемого к открытию Богословского института в Петрограде, по каковой смете на содержание института исчислено 490000 р.» и постановил: «Имея в виду, что 1) хотя проект Петроградского Богословского института и был напечатан в извлечении в местном Епархиальном органе, однако, в Епархиальный Совет таковой представлен не был и никакому обсуждению не подвергался, что 2) в представленной смете указана такая колоссальная сумма содержания Петроградского Богословского института (490000 р.), на покрытие которой не только не имеется средств в настоящее время, но и в близком будущем не предвидется возможности изыскать таковые; Епархиальный Совет полагает, представленную смету оставить без рассмотрения». Это постановление было утверждено митрополитом Вениамином 1 октября 1919 года (ЦГИА СПб, Ф. 678. оп. 2, ед. хр. 7, л. 37 об. — 38).
23 Симон (Шлеев Симеон Иванович; 1873 — 18.УШ.1921). 16.VI.1918 — рукоположен в первого единоверческого епископа с титулом Охтенский, с 1920 единоверческий епископ Уфимский, затем православный епископ Уфимский.
26 Никитина Нина Александровна (13.VIII.1903 — ?). Окончила советскую трудовую школу 2 ступени (б. гимназия Мушниковой) в Петрограде (1920), параллельно занималась на курсах по дошкольному воспитанию и в институте Физического образования им. П. Ф. Лесгафта. В 1920 поступила на историческое отделение Петроградского университета, после третьего курса перевелась на географический факультет по специальности этнография, который и окончила в 1926 году. Одновременно окончила Богословский институт (1923). Активная участница Вознесенского братства. В 1922—1927 регистратор в отделе этнической антропологии Российской Академии Истории материальной культуры. Впоследствии поступила в аспирантуру, работала в Историко-лингвистическом институте. С ок. 1933 научный сотрудник Государственного музея социалистической реконструкции сельского хозяйства. Опубликовала несколько работ по этнографии.
См.: ЦГИА СПб., Ф. 2279, оп. 1. ед. хр. 30: Центральный Государственный архив Санкт-Петербурга, Ф. 2416, оп. 9, ед. хр. 152; Чуков Н„ прот. Один год моей жизни. Публ. В. Антонова. — Минувшее. Исторический альманах. 13. М. — СПб.. 1994. с. 121—618; Бовкало А. А. Высшее женское образование в России в 1910—1920-х годах. — Духовное просвещение в России. Материалы международной конференции. Смоленск, 1991, с. 28—37.
источники
О Петроградском Богословском институте см.: Хроника. — Дела и дни. Исторический журнал. 1920, кн. 1, с. 533—534, 548; Петроградский богословский институт. — Православный Церковный календарь на 1921 год. Пг., 1921, с. 23—24; Жизнь церкви в советском Петербурге. [Доклад С. С. Безобразова] — Новое время. Белград, 1922, N° 472, 19.XI., с. 5; Востоковедение в Петрограде. 1918—1920. Пг., 1923, с. 50; Усиенский Н. Д. К истории богословского образования в Петрограде.— Журнал Московской патриархии, 1977, № 4, с. 6—13; Бовкало А. Новое о Карсавине.— Вильнюс, 1994, № 4, с. 145—146; Шкаровский М. В. Духовное образование в Петрограде в 1917—1928 гг.—Духовное просвещение в России. Материалы международной конференции. Смоленск, 1995, с. 25—28; Бовкало А. А. Высшее женское образование в России в 1910—1920-х годах. — Духовное просвещение в России. Материалы международной конференции. Смоленск, 1995, с. 28—37: Бовкало А., Галкин А. Был единственный выпуск. К 75-летию Петроградского Богословского института.— Вечерний Петербург, 1995, № 88, с. 3; Васильков Я. В. Только об одном востоковеде. (Гебраист Михаил Николаевич Соколов, 1890—1937). — In memoriam. Исторический сборник памяти Ф. Ф. Перченка. М. — СПб., 1995, с. 233—252 (на с. 236); Бовкало А. А. В. Я. Пропп и Петроградский Богословский институт.— Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 8—9. СПб., 1995, с. 173—175; Бовкало А. А. Прием на I курс Петроградского Богословского института в 1920 г. Российская интеллигенция на историческом переломе. Первая треть XX века. Тезисы докладов и сообщений научной конференции. Санкт-Петербург, 19—20 марта 1996 г. СПб., 1996. с. 134—137; Бовкало А. А., Галкин А. К. Новгородцы и Петроградский богословский институт. — Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Тезисы докладов и сообщений научной конференции 12—14 ноября 1996 года. Новгород, 1996, с. 190—193; Шкаровский М., Бовкало А. Пастор Курт Мусс. — Der Bote. St.-Petersburg, 1996, № 3/4, S. 15.
2) См.: Сорокин В., проф.-ирот.; Бовкало А. А.; Галкин А. К. Духовное образование в Русской Православной Церкви при Святейшем Патриархе Московском и всея России Тихоне (1917—1925). — Вестник Ленинградской Духовной академии, 1990, № 2, с. 36—58.
3) Центральный Государственный Исторический архив Санкт-Петербурга [ЦГИА СПб], Ф. 2279, on. 1, ед. хр. 70, л. 71.
•> ЦГИА СПб., Ф. 2279, он. 1, од. хр. 2, л. 15-20.
51 ЦГИА СПб., Ф. 2279, он. 1, ед. хр. 8, л. 24.
ЦГИА СПб., Ф. 2279, оп. 1, ед. хр. 5, л. 3—6.
7) Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки, Ф. 102, ед. хр. 221, л. 2.
8) Склярова М., сост. Сосуд избранный. История российских духовных школ в ранее не опубликовавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей Советского государства. 1888—1932. СПб., 1994, с. 272.
ЦГИА. СПб., Ф. 2279, on. 1. ед. хр. 1, л. 14.
10) ЦГИА СПб., Ф. 2279, on. 1, ед. хр. 70, л. 47.
") ЦГИА СПб., Ф. 2279, on. 1, ед. хр. 12, л. 1.
12) Подробнее см.: Бовкало А. А. Прием на I курс Петроградского Богословского института в 1920 г. Российская интеллигенция на историческом переломе. Первая треть XX века. Тезисы докладов и сообщений научной конференции. Санкт-Петербург 19-20 марта 1996 г. СПб., 1996, с. 134—137.
,3) Григорий, митрополит Ленинградский и Новгородский. Избранные речи и слова. (1895—1954 г.). Машинопись в библиотеке СПб ДА. Л., 1954, с. 57—59.
ЦГИА СПб., Ф. 2279, on. 1, ед. хр. 13, л. 8—9.
,5> ЦГИА СПб., Ф. 2279, он. 1, ед. хр. 13, л. 1—2.
,в) Григорий, митрополит Ленинградский и Новгородский. Ук. соч., с. 60.
17> ЦГИА СПб., Ф. 2279, on. 1, ед. хр. 13, л. 10.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.