УДК 332.14
С.В. Галачиева, Ф.А. Мамбетова
ВЛИЯНИЕ НЕОДНОРОДНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА ДИНАМИКУ РАЗВИТИЯ МАКРОРЕГИОНА
Экономическая неоднородность рыночного пространства регионов России обусловлена комплексом причин, следствием которых являются процесс дальнейшей дифференциации территорий по уровню экономического развития, усиление экономической диспропорциональности, зачастую проявляющиеся в крайних формах регионального сепаратизма, изоляционизма и дезинтеграции экономического пространства России.
Очевидно, что сложившаяся ситуация свидетельствует о неэффективности мер осуществляемой политики выравнивания условий социально-экономического развития регионов страны. Неравномерность эволюционной динамики субъектов федерации в их нынешнем виде определяет перспективы развития на многие годы вперед, что и обусловливает актуальность изучения воздействия неоднородности экономического пространства на параметры регионального развития.
Экономическому пространству свойственна относительная прерывность, проявляющаяся в раздельном существовании материальных объектов и систем, субъектов и факторов, в существовании многообразия структурных уровней взаимодействий, меняющихся в зависимости от изменения плотности социально-экономических отношений.
Общим свойством экономического пространства, обнаруживающимся на всех идентифицированных структурных уровнях (нано-, номо-, микро-, мезо-, макро-, суб-, мега-), является трехмерность, которая органически связана со структурностью экономических систем, а также с экономическими и социальными сетями и их взаимообусловленностью. Все экономические процессы и взаимодействия реализуются лишь в пространстве трех измерений. Экономическое пространство всегда трехмерно и характеризует протяженность и структуру экономических процессов, сосуществование и взаимо-
действие различных субъектов экономических отношений и элементов экономических систем.
Возможно различие метрических (выражающих особенности связи пространственных элементов, порядок и количественные закономерности этих связей) и топологических (связанность, многоуровневость и т. п.) свойств экономического пространства.
Экономическое пространство южнороссийских регионов является составной частью единого экономического пространства России, в связи с чем его развитие определяется вмененными свойствами национального геоэкономического пространства. Неоднородность российского экономического пространства обусловлена, по нашему мнению, следующими особенностями: большая протяженность, глубинность, разреженность, многонациональность, рассредо-точенность, периферийность, контрастность, наличие зон чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий.
Причины дифференциации экономического пространства Юга России можно оценить по следующим признакам: экономическому, конституционному, географическому, демографическому, природно-климатическому и проблемному.
Результаты анализа функционирования экономики субъектов Южного федерального округа России наглядно представлены далее в таблице.
Большинство субъектов Юга России по многим показателям социально-экономического развития существенно отстают от среднероссийского уровня. Наличие негативных явлений в социальной сфере ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала, истощению основных источников духовного и экономического развития. Разрушение единого экономического пространства, его дезинтеграция и социальная дифференциация приводят к усилению напряженности во взаимоотношениях между регионами и центром.
Основные проблемы и перспективные направления развития экономики субъектов Южного федерального округа
Субъект ЮФО Основные социально-экономические и экологические проблемы Перспективные направления развития хозяйства
ЮФО Проблема беженцев, межрегиональные различия в уровне жизни, доходов. Бедность. Повышение уровня Каспийского моря. Загрязнение атмосферы, поверхностных, подземных, грунтовых и минеральных вод. Рост численности заболеваний. Малое количество иностранных инвестиций. Нереализованность большинства целевых программ Снижение социальной напряженности в регионе. Создание условий для социально-экономического развития. Реализация геостратегического потенциала региона. Развитие транспортного, рекреационного, агропромышленного комплексов, инфраструктуры
Республика Адыгея Недостаточная сбалансированность экономики, нарушение производственных пропорций, процессы дезинтеграции экономики, неустойчивость финансово-кредитной сферы, сохранение невысокого уровня внутренних доходов и неконкурентоспособности сырьевых секторов экономики, снижение оборота розничной торговли Развитие промышленности стройматериалов, цветной металлургии, пищевой промышленности. Новые структурные образования - ФПГ, холдинговые компании, корпорации банковских союзов. Формирование производственно -финансовой агрокорпорации. Освоение ресурсов минеральных вод. Развитие производства зерна и винограда. Развитие пищевой промышленности (сыр, молоко, овощи)
Республика Дагестан Низкий уровень социально-экономического развития, перенаселенность, приток беженцев, наличие районов, пострадавших в ходе военных действий. Деградация земель, опустынивание степных территорий, колебание уровня Каспийского моря, низкая обеспеченность аграрного производства, недостаточность финансовых ресурсов Селективная промышленная политика. Поддержание овцеводства, виноградарства и виноделия. Разработка и добыча нефтяных ресурсов Каспия. Реконструкция морского и авиапортов, транзитных нефте- и газопроводов, расширение сети железных дорог
Республика Ингушетия Диспаритет между возрастающим демографическим потенциалом и уровнем экономического развития, что негативно влияет на социальные процессы, ухудшает финансовое положение в республике; недостаточность финансовых ресурсов наращивания собственного хозяйственного потенциала Развитие и расширение нефтегазового комплекса. Развитие АПК. Создание новых рабочих мест в промышленности. Развитие инфраструктурных отраслей. Строительство новой столицы республики (г. Магас)
Чеченская Республика Концентрация экологически грязных производств, загрязнение атмосферного воздуха, последствия боевых действий. Разрушение базовых сфер региональной экономики. Отток населения, безработица, катастрофическое положение сферы здравоохранения и обрабатывающего комплекса, жилищно-коммунальной сферы Улучшение использования природно-ресурсного потенциала и транспортно-географического положения республики. Восстановление нефтегазовой отрасли, активизация развития строительного комплекса, создание предпринимательского сектора, подъем сельского хозяйства
Кабардино-Балкарская Республика Снижение объемов промышленного производства. Низкий уровень социально-экономического развития. Падение уровня жизни и безработица. Малоблагоприятный инвестиционный климат. Деградация земель, загрязнение подземных вод и минеральных источников. Загрязнение атмосферы постоянными выбросами Развитие рекреационно-туристического комплекса в Приэльбрусье. Укрепление ТЭК. Развитие горнорудной промышленности. Использование минеральных источников. Модернизация традиционных высокотехнологических отраслей. Конверсия на предприятиях ВПК
Продолжение таблицы
Субъект ЮФО Основные социально-экономические и экологические проблемы Перспективные направления развития хозяйства
Республика Калмыкия Опустынивание, затопление и подтопление территорий, проблемы охраны и сохранения биоразнообразия, недостаточное обеспечение питьевой водой, медико-экологические проблемы, необходимость мелиорации земель Развитие нефтедобывающей промышленности и электроэнергетики. Организация сети предприятий продовольственного комплекса. Развитие легкой промышленности: кожевенно-ме-хового производства, выпуска готовых швейных изделий. Реорганизация народнохозяйственного комплекса республики, освобождение от дотационной зависимости
Карачаево-Черкесская Республика Утяжеленность, глубокая структурно-отраслевая деформированность, несоответствие природных ресурсов потенциалу, оторванность поставщиков сырья, издержки глубокой технологической специализации, неплатежи, перманентные задолженности предприятий, общий спад производства Поддержка развития малых предприятий. Развитие деловой инфраструктуры. Подготовка и реализация проектов реконструкции, технического перевооружения или перепрофилирование крупных промышленных предприятий. Развитие курортно-рекреационной сферы
Республика Северная Осетия-Алания Снижение объемов промышленного производства, усиление научно-технического отставания, замедление обновления основных фондов, падение производительности и прибыльности отраслей материального производства, проблема размещения беженцев, падение уровня жизни, безработица Стабилизация работы промышленности. Принятие комплексных мер по легализации «теневого» сектора. Оказание поддержки АПК. Модернизация электронной промышленности. Развитие горных территорий
Краснодарский край Исчерпание запасов топливных ресурсов, необходимость разработки и внедрения ландшавтно-адаптативных систем земледелия, снижение естественного плодородия почв. Повышение среднего возраста до 40 лет, преобладание старших возрастных групп в трудоспособном возрасте, рост численности лиц старше трудоспособного возраста Развитие сельскохозяйственного машиностроения. Развитие предприятий пищевой промышленности. Наращивание объемов добычи нефти и газа. Развитие портов: расширение старых и строительство новых. Развитие рекреационных комплексов - Черноморского и Азовского побережья, Горячего ключа, Красной Поляны и др.
Ставропольский край Выбросы загрязняющих веществ, загрязнение атмосферного воздуха, эрозия почв, подтопление, оползни, опустынивание, загрязнение грунтовых вод канализационными утечками, ухудшение минеральных источников. Смертность населения в трудоспособном возрасте. Низкая инвестиционная активность Обеспечение продовольственной безопасности края. Создание собственной базы нефтеперерабатывающей промышленности. Перепрофилирование предприятий ВПК на производство продукции гражданского назначения. Развитие курортно-рекреационного комплекса Кавказских Минеральных Вод
Астраханская область Повышение уровня Каспийского моря, подтопление городов, нарушение природного равновесия, переувлажнение и вторичное засоление почв. Рост заболеваемости населения. Проблема освоения, воспроизводства и переработки рыбных ресурсов Каспийского моря и дельты р. Волги Повышение уровня жизни населения на основе структурной перестройки экономики. Расширение международного сотрудничества области. Развитие финансовых, научно-технических отношений. Развитие курортно-рекреационного комплекса дельты р. Волги, побережья Каспийского моря
Волгоградская область Падение плодородия земель, деградация естественных кормовых угодий, высокое загрязнение окружающей природной среды, опустынивание. Разрыв хозяйственных связей, резкий спад объемов промышленного производства, снижение уровня жизни. Инвестиционный кризис Реанимация крупного промышленного производства, разработка стратегии устойчивого развития региона, научных основ единой экологической политики, структурная перестройка экономики и переход на энерго- и ресурсосберегающие технологии. Развитие курортно-рек-реационного комплекса Волго-Ахтубинской поймы. Реконструкция речного порта
Окончание таблицы
Субъект ЮФО Основные социально-экономические и экологические проблемы Перспективные направления развития хозяйства
Ростовская область Рост атмосферного загрязнения, деградация химических, биотических и др. ресурсов. Ослабление позиций региона на с.-х. рынках, размывание традиционно сложившейся специализации, укрепление сырьевой направленности региональной экономики, сокращение научно-технического потенциала Развитие перерабатывающих отраслей АПК и пищевой промышленности. Развитие строительного комплекса, производство высокотехнологической продукции на базе региональных научных центров. Создание автосборочных предприятий. Модернизация южных портов (Азов, Таганрог). Развитие курортно-оздоровительного комплекса Азовского моря и дельты р. Дона
Система социальных индикаторов включает в себя те компоненты общего уровня благосостояния (характер труда, отношения между людьми, состояние общественного порядка, окружающей среды), которые из-за своей нетоварной природы не находят адекватного отражения в системе рыночных критериев хозяйственной деятельности, но оказывают на нее существенное влияние. Система этих показателей в мировой практике чаще всего служит для характеристики понятия «качество жизни населения». Набор конкретных индикаторов определяется текущими и долгосрочными задачами и целями реализуемых социально-экономических программ.
С позиции рассмотрения субъекта РФ (региона) в двуединстве его статуса - как пространственно-локализованной формы организации мезоуровневых элементов национального хозяйства и как составной части единого экономического пространства России - предлагается использовать систему индикаторов, основанную на группах следующих показателей (см. схему).
Обобщающие показатели результатов воспроизводственного процесса в регионе могут
быть получены в итоге разработки межотраслевого баланса.
ВРП выступает основным экономическим показателем, характеризующим результаты производства товаров и услуг в регионе в соответствии с принципами системы национальных счетов.
В неоднородном экономическом пространстве переход от одной стадии экономической динамики к другой не мог быть одновременным и повсеместным. На фоне общего экономического спада рост начинался с небольшого числа регионов, использовавших конъюнктурные конкурентные преимущества, далее их число увеличивалось, пространственное распространение экономического роста результиро-валось в положительном темпе прироста по федеральным округам и национальной экономике в целом.
Таким образом, на современном этапе качество экономического роста в национальном пространстве характеризуется двумя позитивными свойствами: рост охватывает преобладающую часть пространства и становится преимущественно непрерывным.
Система экономических индикаторов, характеризующих региональную динамику
Показатели комплексного развития региона составляют отдельную группу индикаторов. Хозяйственный комплекс региона предлагается понимать как реально существующую совокупность взаимосвязанных предприятий, производств и инфраструктурных элементов, дислоцированных в границах экономического пространства региона. Комплексность таких региональных формирований предлагается оценивать как степень взаимосвязанности этих явлений, а развитие - как эволюционную динамику целенаправленных изменений элементов комплекса и взаимосвязей между его элементами.
С учетом вышесказанного под комплексным развитием в широком смысле предлагается понимать сбалансированную взаимосвязь важнейших элементов пространственной структуры региона.
Подразумевая под комплексностью связанность, сбалансированность и пропорциональность функционирования региональной экономики, важно выделить следующие основные балансовые соотношения и пропорции, которые должны иметь место в региональном экономическом пространстве: баланс между наличием трудоспособного населения и числом занятых в экономике региона, баланс спроса и предложения на товары массового потребления и услуги населению, баланс расходов и доходов населения, пропорциональность между основным производством и обслуживающей его производственной инфраструктурой, пропорция между численностью населения и объемом услуг непроизводственной сферы, пропорция между ассимилятивными способностями окружающей среды и объемом выбрасываемых в окружающую среду загрязняющих отходов производства, пропорция между объемом перерабатываемых минерально-сырьевых ресурсов и объемом подготовленных к обработке запасов минерального сырья, а также разведанных минерально-сырьевых ресурсов, баланс между необходимым количеством финансовых ресурсов и их наличием, пропорция между уровнем дохода на душу населения и прожиточным минимумом и т. д.
Показатели, характеризующие комплексное развитие региона, описываются различными способами, выбор индикаторов и методов их расчета определяется исследователем, исходя из поставленных задач.
Показатели конкурентоспособности региона, подразделяются на две группы:
- показатели, отражающие способность региона удовлетворять потребности населения (характеризуют общее благосостояние населения и могут быть объединены понятием «качество жизни населения») - более подробно были рассмотрены во второй главе диссертационного исследования;
- показатели, отражающие наличие и реализацию конкурентных преимуществ региона (отражают конкурентоспособность региона в более конкретном понимании и подразумевает конкурентоспособность региональной экономики).
Для оценки конкурентоспособности региональной экономики были использованы следующие десять показателей: ВРП на душу населения региона; ВРП на одного занятого в регионе; отношение ВРП к стоимости основных фондов отраслей экономики региона; отношение инвестиций в основной капитал к ВРП; отношение экспорта региона к ВРП; уровень рентабельности реализованной продукции (работ, услуг) предприятий и организаций промышленности региона; объем платных услуг на душу населения региона; отношение малых предприятий региона к численности экономически активного населения; среднемесячная номинальная заработная плата работающих в экономике; уровень безработицы в регионе.
Сглаживание неоднородности экономического пространства возможно лишь при регулирующем воздействии государства, обеспечивающем снижение региональных различий в уровне социально-экономического развития на фоне тенденции экономического роста страны в целом. Единое экономическое пространство федерального округа, страны формируется только естественным образом при условии ориентации на усиление однородности экономических процессов в регионах.
Основным критерием однородности экономического пространства на микроуровне является экономическая плотность. Под экономической плотностью понимается характеристика дифференциации по уровню качества протекания экономических процессов в малой окрестности экономического пространства. Более плотной называется экономическая среда, имеющая меньшую дифференциацию по уровню качества.
Понятие «экономическая плотность» территории выступает как количественная мера потенциальных экономических и геополитических угроз. Поскольку существует определенная взаимосвязь между уровнем взаимного проникновения и взаимовлияния граничащих территорий, с одной стороны, и степенью их экономического развития и численностью населения -с другой, то именно соотношение экономических плотностей является наиболее точной и выразительной характеристикой взаимного экономического и геополитического давления.
Практическим решением проблемы сглаживания социальной неоднородности экономического пространства субъектов Юга России должна стать реализация системы мер, включающая:
- гарантирование равных для населения всей территории макрорегиона возможностей удовлетворения основных социальных потребностей;
- обеспечение дальнейшего роста благосостояния в зависимости от успехов данного региона в экономическом развитии;
- целевое ускорение социального развития регионов, решающих в данный период задачи народнохозяйственного значения;
- создание макроэкономических условий обеспечения нормального воспроизводственного режима функционирования социохозяйственно-го комплекса региона.
Однако даже предварительная оценка социально-экономических перспектив развития субъектов Юга России свидетельствует, во-первых, о нецелесообразности ориентации на использование единообразных (универсальных) механизмов сглаживания неоднородности экономического пространства и, во-вторых, о востребованности селективного подхода как к исследованию ее природы и формы проявления, так, соответственно, и проводимых мероприятий.
Как показывает анализ зарубежной практики, государства, совершившие качественный
скачок в развитии за последние годы, в большей мере опирались на механизмы институционального переустройства экономики.
Государственная политика должна обеспечивать опережение роста инвестиционной активности в тех регионах, самостоятельное развитие которых затруднено по каким-либо причинам. Необходима трансформация региональной политики из перераспределительной политики текущего сглаживания межрайонных различий в бюджетных расходах в долгосрочную политику обустройства территории и развития инфраструктуры с соответствующим изменением ее организации и применяемых инструментов. Для этих целей предлагается использовать институциональные средства управления мак-рорегиональным хозяйственным комплексом: создание свободных экономических зон; формирование кластеров экономического роста; совершенствование бюджетного федерализма путем формирования действенных стимулов к увеличению доли налоговых сборов, направляемых на непосредственное развитие социума на территориях его проживания; реализацию федеральных целевых программ подъема экономики отстающих регионов; и т. д.
В этом контексте действенной представляется модель взаимодействия экономики с социальной сферой, основанная на принципе социальных гарантий и действенных механизмах мотивации экономической активности населения. Практическим инструментом ее реализации должны стать: система минимальных социальных стандартов, которые должны корректировать региональные прожиточные минимумы (как оценку необходимых индивидуальных потребностей) со средними нормативами расходов на удовлетворение коллективных потребностей - с одной стороны, и система наращивания социальных благ населения в зависимости от результатов функционирования экономики региона - с другой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ломовцева, О.А. Этноэкономические особенности развития хозяйства южного макрорегиона [Текст] / О.А. Ломовцева // Грани интеграции: сб. науч. статей. -Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2005. - С. 115.
2. Гранберг, А.Г. Трансформация экономического
пространства России [Текст] / А.Г. Гранберг, А.И. Та-таркин, З.И. Суслов, Н.Н. Михеева // Путь в XXI век (Стратегические проблемы и перспективы российской экономики) / под ред. Д.С. Львова. - М.: Экономика, 2009.