БИТ 2018 Том 3 № 1(9) УДК 656.073
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
отечественный и зарубежный опыт применения
информационных систем обеспечения электронного сопровождения грузов
Павлова Я.В., Сакович С.И.
Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии
domestic and foreign experience of the use of information systems for electronic cargo support
Pavlova Y.V., Sakovich S.I.
St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
В данной статье рассмотрены вопросы применения информационных систем обеспечения электронного сопровождения грузов. Описан опыт использования данных систем в России и за рубежом.
Ключевые слова: электронное сопровождение грузов, маркировка, безопасность.
Abstract
This article discusses the use of information systems for electronic cargo tracking. The experience of using these systems in Russia and abroad is described.
Keywords: electronic tracking of goods, labeling, security.
Электронная система отслеживания грузов, как информационная система, впервые была применена в авиационной промышленности. В настоящее время данная система используется для отслеживания грузов, которые перемещаются в том числе и по земле.
Развитие систем электронного сопровождения грузов - одно из центральных направлений в применении информационных технологий во внешнеэкономической деятельности. Применительно к таможенному делу данная технология позволяет выстраивать систему прослеживаемости товаров.
На сегодняшний день в мире применяют различные средства электронного сопровождения грузов. В большей степени данные системы применяются в коммерческом секторе за рубежом, однако, подобного рода механизмы начинают входить и в систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе и в Российской Федерации. Например, в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) выстраивается единая система прослеживаемости товаров, благодаря которой потребители смогут получить возможность доступа к достоверной информации о продукции, бизнес сможет снизить операционные издержки, а государ-
ственные органы смогут эффективнее контролировать уплату налогов, свести к минимуму уровень контрабанды и обеспечить защиту потребителей.
Так, согласно Проекту единой системы прослеживаемости товаров на уровне ЕАЭС, такая система будет поддерживать как минимум два дополняющих друг друга вида прослеживаемости товаров:
- прослеживаемость маркированных товаров (предполагается наличие особого маркера, например, метки RFID или штрихового кода на каждом изделии);
- документарная прослеживаемость товаров (поддерживается загрузкой в систему электронной сопроводительной документации) [1].
В практике таможенных органов Российской Федерации уже используются RFID-технология, она применяется для отслеживания товаров из меха. В данном проекте каждое меховое изделие маркируется контрольным идентификационным знаком с конвертированной в него RFID-меткой. Стандартная RFID-система для маркировки шуб и меховых изделий состоит из трех ключевых элементов: контрольный идентификационный знак с интегрированной RFID-меткой, RFID-считыватель и программное обеспечение.
Пилотный проект по маркировке товаров из меха дал положительные результаты
- официальные розничные продажи этой категории изделий выросли в 7 раз, из теневого сектора вышли 20% предпринимателей, по данным Федеральной таможенной службы России, таможенные платежи выросли на 60% после внедрения маркировки шуб. Всё это произошло за счет внедрения современных методов радиочастотной идентификации и защиты продукции в технические средства таможенного контроля, в рамках разработки Единой системы маркировки товаров в ЕАЭС [2].
Что касается документальной просле-живаемости товаров, то в данном случае физические идентификаторы наносить на товары будет не нужно. Система прослежи-ваемости будет базироваться на электронном документообороте между предприятиями и на уникальных идентификаторах товаров, которые строятся на основе таможенной декларации. Пилотный проект планируется запустить не ранее 1 июля 2019 года. До этого времени предприятиям нужно подготовить бухгалтерские учетные системы, бизнес-процессы и логистику. Первыми под прослеживание подпадут промышленная и бытовая техника, детские коляски и автомобильные кресла [3].
Приведем некоторые перспективные направления развития систем электронного сопровождения грузов:
1. Во-первых, Министерство транспорта Российской Федерации рассматривает возможность объединения системы автоматизированного весогабаритного контроля, электронной пломбы для отслеживания транзита грузовиков и системы «Платон» [4].
2. Во-вторых, использование датчиков GPS/ГЛОНАСС для отслеживания грузового автотранспортного средства на пути следования. Долгое время такие датчики не применялись в российской таможенной практике, что позволяло декларантам совершать правонарушения. Использование запорно-пломбировочных устройств, не интегрированных с датчиками GPS/ГЛОНАСС и недостаточная идентификация контейнеров при таможенном транзите приводили к дублированию или подмене контейнера недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности [5].
В международной практике применяются следующие основные системы обеспечения электронного сопровождения грузов коммерческого типа:
Во-первых, AVANTE End-To-End Supply Chain Visibility and Security - комплексная система управления цепочками поставок может быть интегрирована с пользовательскими параметрами обслуживания [6]. Такая система позволяет круглосуточно отслеживать состояние грузоперевозки, местонахождения товаров, позволяет получать пользователю дополнительную информацию по запросу [7].
Во-вторых, STARCOM TRITON Realtime Container Tracking System - система, сочетающая в себе программные и аппаратные решения для GPS- и спутникового отслеживания и мониторинга в режиме реального времени. Системы GPS-отслежи-вания и мониторинга компании Starcom предоставляют информацию и отслеживание в режиме реального времени, а также отчеты о флоте, товарах и персонале. Мобильные и интернет-приложения помогают участникам ВЭД оперативно и эффективно управлять своими ресурсами, снижая затраты, повышая производительность и улучшая обслуживание клиентов [8].
STARCOM предполагает использование:
1. Мониторинга транспорта.
2. Отслеживания контейнеров.
3. Использование электронного замка.
Необходимость применения подобного
рода систем высока. Количество потерянных контейнерных товаров из-за краж, пиратства, несчастных случаев имеет тенденцию к росту. Отслеживание и мониторинг контейнеров в реальном времени может помочь предотвратить потерю контейнера и товаров, а также получить информацию для определения местонахождения товаров, минимизировав ущерб.
Кроме того, сегодня за рубежом активно проводятся испытания блокчейн-тех-нологии для отслеживания грузов.
Maersk и IBM в начале 2018 года объявили о создании совместного предприятия для развертывания электронной системы доставки, основанной на блокчейне, которая будет оцифровывать цепи поставок и отслеживать международные перевозки в режиме реального времени [9].
Порт Роттердама, нидерландский банк ABN AMRO и Samsung также проводят совместные исследования, начиная с середины 2018 года. В рамках испытаний компании будут отслеживать контейнеры, отправленные одной из фабрик в Азии в Роттердам. В дальнейшем планируется сделать
БИТ 2018 Том 3 № 1(9)
сеть открытой для прочих предприятий, заинтересованных в использовании блок-чейна для оптимизации цепочки поставок. Начало практической части испытаний назначено на начало 2019 года [10].
Еще одна международная тенденция -использование систем обеспечения электронного сопровождения грузов в рамках таможенных союзов. Например, такая система используется в рамках Восточноаф-риканского сообщества уже более года. Электронная пломба прикрепляется к грузовым транспортным средствам и предоставляет таможенным, налоговым и иным заинтересованным органам информацию в режиме реального времени, такую как местоположение и скорость транспортного средства. Электронное отслеживание грузов позволяет сократить объем документации при максимальном использовании технологий. В данном случае одной из наиболее ярких проблем является то, что в настоящее время Уганда, Руанда и Кения используют региональную систему электронного отслеживания грузов и хотят, чтобы Танзания полностью отказалась от своего текущего отслеживания грузов (TANCIS) и присоединилась к надгосударственной системе прослеживания [11].
Таким образом, сегодня зарубежная практика применения информационных систем обеспечения электронного сопровождения грузов связана с использованием
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
комплексных глобальных систем сопровождения грузов, с проведением испытаний блокчейн-технологии для отслеживания грузов, а также с выстраиванием систем отслеживания грузов в рамках таможенных союзов
В свою очередь, отечественная практика применения информационных систем обеспечения электронного сопровождения грузов в большей степени только набирает ход. Однако на государственном уровне уже применяется RFlD-технология, в ближайшем будущем начнется проект по документарной прослеживаемости товаров. Получены и обработаны результаты пилотного проекта по мониторингу транзитных автоперевозок с использованием электронных навигационных пломб на базе технологии ГЛОНАСС.
Но нельзя забывать о том, что любая инновация, какой бы привлекательной она не казалась, должна пройти проверку на практике. В этой связи можно положительно оценить практику проведения ФТС России различных пилотных проектов, инициацию появления новых технологий, с помощью которых государственные органы получат информацию о состоянии международных и внутренних перевозок, тем самым повышая эффективность государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Список литературы
1. ЕЭК представила проект единой системы прослеживаемости товаров в ЕАЭС // Официальный сайт ЕЭК. URL: www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/ 14-03-18-3.aspx (дата обращения: 03.02.2019).
2. Игнаток М.В., Жемухов А.Х., Воргулева Е.В. Особенности верификации отдельных групп товаров стран ЕаЭс с применением RFID-технологии // Лучшая научная статья 2017. Сборник статей XIII Международного научно-практического конкурса: в 2 частях. 2017. С. 108.
3. Евразийская Экономическая Комиссия работает над единым механизмом прослеживаемости товаров, которые произведены за пределами ЕАЭС // Импорт в Россию. URL: t.me/proimport/1510 (дата обращения: 03.02.2019).
4. Минтранс предлагает скрепить все системы отслеживания грузовиков едиными узами // Логист. URL: telegra.ph/Mintrans-predlagaet-skrepit-vse-sistemy-otslezhivaniya-gruzovikov-edinymi-uzami-10-04 (дата обращения: 03.02.2019).
5. Афонин Д.Н. Методическое, техническое и информационное обеспечение мониторинга транспортных средств и товаров при
таможенном транзите // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2017. № 4 (19). С. 36.
6. Milera R. Bujakb A. Electronic cargo tracking systems // Transport System Telematics. 2014. № 7. P. 31-37.
7. AVANTE End-To-End Supply Chain Visibility and Security // AVANTE. URL: www.avantetech.com/products/shipping/endtoend-visibility/ (дата обращения: 03.02.2019).
8. Автоматизированные технологические системы для удаленного отслеживания, мониторинга и контроля // StarCom. URL: www.starcomsystems.com/home-ru/ (дата обращения: 03.02.2019).
9. Maersk, IBM create world's first blockchain-based, electronic shipping platform // ComputerWorls. URL: www.computerworld.com/ article/3247758/emerging-technology/maersk-ibm-create-worlds-first-blockchain-based-electronic-shipping-platform.html (дата обращения: 03.02.2019).
10. Samsung, порт Роттердам и ABN AMRO в 2019 году запустят блокчейн-систему для грузоперевозок // Новости интернета вещей. URL: iot.ru/promyshlennost/samsung-port-rotterdam-i-abn-amro-v-2019-godu-zapustyat-
blokcheyn-sistemu-dlya-gruzoperevozok (дата обращения: 03.02.2019).
11. Tanzania and Burundi's 'delay in adopting electronic cargo tracking affecting business' // The new Times. URL: www.newtimes.co.rw/news/ tanzania- and-burundis-delay-adopting-electronic-
cargo-tracking-affecting-business (дата
обращения: 03.02.2019).
Поступила в редакцию 10.02.2019
Сведения об авторах:
Павлова Яна Валерьевна - кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и информационных таможенных технологий Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, email: kotf.nspu@mail.ru
Сакович Сергей Иванович - кандидат технических наук, заместитель декана по учебной работе факультета таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: ssakovich15@gmail.com
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex. ru