Научная статья на тему 'Отечественная промышленность в условиях ВТО'

Отечественная промышленность в условиях ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отечественная промышленность в условиях ВТО»

турные изменения, специфику трансформационных процессов, дихотомию национального производства, степень развитости рынка, мировую конъюнктуру.

Структура неоднородных экономических систем имеет принципиальное значение для ее развития, поэтому особого внимания заслуживают технологическая, субъектная, институциональная структуры.

Развитие содержания способов производства определяется развитием укладов и межукладных взаимодействий; выявлены закономерности смены технологических укладов, трансформации ядра технологического уклада и ядра саморазвития экономики, имеющие значение для понимания проблем экономического роста, изучения инновационных волн и структурных сдвигов в экономике.

Особенностями формирования системы институтов неоднородной экономической системы России являются консерватизм, запаздывание изменений базовых институтов, сохранение старых институциональных форм; спонтанность, преобладание субфедеральных инициатив, высокая значимость неформальных инсти-

тутов; действие «эффекта зависимости траектории от предшествующего развития», что проявляется в централизации государственных функций и фискальных институтов; импорт неадекватных институциональных единиц.

Качественная неоднородность хозяйствующих субъектов предполагает наличие «пучка» стратегий управления отдельными частями экономики, в наибольшей степени адекватных их качественным особенностям, выделение относительно самостоятельных блоков (находящихся в разной степени готовности перехода к «экономике знаний»), разработку комплекса уп -равляющих воздействий.

Практическое значение данного направления исследования заключается в разработке модели развития неоднородной экономической системы России и предложении принципов формирования механизма государственного регулирования неоднородных экономических систем, направленных на оптимизацию соотношения между разнородными элементами и ускорение перехода из одного качества в другое.

УДК 338.45(470)

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В УСЛОВИЯХ ВТО

Ю.Б. Порошин,

доктор экономических наук, профессор, завкафедрой таможенного дела, СГСЭУ

Б.А. Карташов,

кандидат экономических наук, профессор кафедры таможенного дела, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2005. № 11

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), присоединение на взаимосогласованных условиях к торговым соглашениям, достигнутым странами - участницами этой организации за 50 лет, означают формальное снятие преград на пути российских товаров на мировые рынки с одновременным встречным открытием внутреннего рынка для иностранных товаропроизводителей. Прорыв на мировые рынки для российской экономики является насущной необходимостью, шагом, который способен радикально повлиять на выбор пути и возможности ее развития.

Многие российские эксперты предполагают, что присоединение будет способствовать укреплению в российской экономике рыночных механизмов свободной конкуренции товаров и услуг и, как следствие, создаст необходимые условия для интенсивного роста производительности труда. Тем самым будет дан импульс в решении кардинальных проблем реструктуризации промышленности и технологического развития, столь мучительных для российской экономики уже многие десятилетия. В конечном счете предпринимаемые усилия направлены на повышение уровня благосостояния общества.

Вместе с тем, с другой стороны, социально-экономические последствия присоединения России к ВТО не являются одинаково выгодными для субъектов хозяйствования в различных отраслях экономики. Для значительной части российских предприятий, выпускающих неконкурентоспособную продукцию, вступление страны в ВТО означает неизбежность выбора: или модернизация производства, или его свертывание. Если предприятие хочет выжить в рыночных условиях, оно обязано научиться выпускать конкурентную продукцию.

Основных, официально провозглашенных принципов деятельности ВТО, которых все ее члены обязаны неукоснительно придерживаться, всего два: наиболее благоприятствуемой нации и национального режима. Следование этим принципам означает предоставление членам организации равных конкурентных возможностей, а также режима наибольшего благоприятствования в торговле, открытость торговой политики, раз-

решение экономических споров путем консультаций и переговоров и др.

В результате присоединения должны быть достигнуты следующие конкретные цели:

- получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки;

- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного климата для инвестиций в результате приведения законодательства в соответствие с нормами международного права;

- расширение возможностей для российских инвестиций в странах - участницах ВТО, в частности за счет улучшения положения в банковской сфере;

- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на внутренний рынок;

- участие в разработке правил международной торговли с учетом национальных интересов;

- улучшение имиджа России в мире как надежного и полноправного участника международной торговли.

В рамках ВТО можно добиться отмены или смягчения примерно 1/2 действующих сегодня в отношении России ограничений. В итоге потенциальный выигрыш России может составить 1 - 1,5 млрд долл. в год (минус издержки, связанные с ведением судебных споров, для которых, в частности, нужны высококвалифицированные юристы, услуги которых очень дороги). Сумма, конечно, немалая, но и отнюдь «не многократный рост российского экспорта», который сегодня превышает 100 млрд долл. в год.

По количеству примененных антидемпинговых мер Россия входит в первую десятку стран мира. Ограничительные меры в отношении России применяли 24 страны: государства ЕС, США, Индия, страны Центральной и Восточной Европы, Украина, Китай и др. Из товаров российского экспорта защитные меры наиболее часто применялись в отношении продукции черной металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности. В список российских товаров, подпавших под антидемпинговые процедуры в ЕС - крупнейшем торгово-экономическом партнере России, входят феррохром, чугун, мочевина, карбид кремния, хлористый калий, магний, трансформаторная сталь, бесшовные трубы, древесные плиты и ряд других товаров.

Нужно заранее подготовиться к тому, что в результате открытия внутреннего рынка могут быть окончательно утрачены целые ведущие, системообразующие отрасли, определяющие экономическую и оборонную мощь страны, продукция которых окажется недостаточно конкурентоспособной. Сейчас эта конкурентоспособность поддерживается в основном существенно меньшими (в 2 и более раз), чем принято в странах - членах ВТО, энерготарифами и заработной платой (если провести сравнение с США, то российские энерготарифы ниже в 5 - 7 раз, а уровень заработной платы производственного персонала - на порядок меньше). К числу таких отраслей уже сейчас можно отнести автомобильную, авиационную, станкостроительную, радиоэлектронную, сельскохозяйственную, фармацевтическую, ряд других отраслей, главным образом машиностроительных.

Ключевым фактором является то, что российская промышленность готовится к вступлению в ВТО в неблагоприятных для себя условиях. Согласно международному рейтингу страна занимает 45-е место по конкурентоспособности. По данным Минэкономразвития России до 80% российских производственных компаний к вступлению в ВТО не готовы.

Анализируя международный опыт, в том числе некоторых стран СНГ, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что ускоренное вступление в ВТО будет иметь для России следующие последствия:

а) разделение экономики на два неравных сегмента:

- экспортно-ориентированные, в первую очередь сырьевые отрасли, для которых вступление в ВТО станет дополнительным стимулом для развития;

- большую часть машиностроения, легкую промышленность, частично сферу услуг, которые в лучшем случае ожидает долгая стагнация;

б) новое существенное перераспределение собственности российских предприятий в пользу ТНК;

в) резкое падение доходов бюджета вследствие существенного сокращения таможенных поступлений;

г) замедление процесса наметившейся интеграции со странами СНГ и странами - членами Таможенного союза;

д) создание для зарубежных компаний гораздо более выгодных возможностей по продвижению в России готовой продукции, чем для инвестирования.

В этой связи основные усилия отечественных компаний следует направить на расширение не только внутреннего российского рынка, но и рынков стран СНГ, увеличение своей доли на этих рынках за счет производства конкурентоспособных продукции и услуг.

Очень важным вопросом является определение сроков и этапов переходного периода (адаптации) для минимизации возможного ущерба каждой отрасли из разряда неконкурентных. Резкое снижение пошлин может привести к свертыванию этих отраслей, неготовых пока к жесткой конкуренции с иностранными производителями. Должна существовать государственная поддержка системообразующих отраслей на период присоединения к ВТО и адаптации к новым условиям, но она должна постепенно минимизироваться с учетом реалий рыночной экономики.

Большая часть отраслей российской промышленности и через год, и через 2 года еще не будет готова к равной конкуренции с зарубежными производителями. Поэтому сроки вступления в действие договоренностей по различным отраслям должны быть, во-первых, растянутыми как минимум на 3 - 4 года, а для ряда отраслей - и до 12 - 15 лет, во-вторых, поэтапными (постепенными), в-третьих, согласованными между собой.

Столь длительный переходный период необходим для приведения в соответствие развитым экономикам такого базового показателя конкурентоспособности, как производительность труда. Производительность труда в России составила 12% от аналогичного показателя в США, 18% - в Германии, 16% - во Франции, 23% - в Великобритании. Реальное партнерство возможно только при повышении наших показателей.

Во главу угла должно быть поставлено не вступление в ВТО как таковое, а стремление России повысить производительность труда как минимум в 3 - 4 раза.

Российская промышленность должна стать более конкурентоспособной на рынках готовой продукции, для которых, собственно, и имеют смысл все процедуры ВТО. Для этого необходимо, чтобы промышленная политика была направлена на изменение структуры экспорта России, способствовала созданию новых рабочих мест и росту производительности труда, продвижению наших товаров за границей, отражая тем самым национальные интересы России. В настоящее же время структура российского экспорта инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей, их недозагрузки, слишком медленного темпа технического прогресса в стране.

Поспешность с вступлением в ВТО может угрожать даже вполне конкурентным отраслям, относящимся к тому же к топливно-энергетическому комплексу. Согласно Европейской энергетической хартии страны - члены ЕС в своем энергобалансе не могут быть зависимыми от какой-то другой страны более чем на 30%. А такие страны, как Венгрия и Болгария, страны Балтии, вступившие в ЕС, почти целиком живут на российских энергоносителях, в частности газе. В результате России, если в хартии в ее отношении не будет сделана соответствующая оговорка, грозит снижение объемов поставок энергоносителей в такие страны.

Проблемы, связанные с возможным вступлением России в ВТО, характерные для большинства регионов Российской Федерации, свойственны в той или иной степени и для Саратовской области. Как и везде в регионах, в Саратовской области ощущается недостаток информации о правилах и нормах ВТО, руководители многих предприятий и организаций пока не имеют четкого представления о том, что их ожидает.

Промышленные предприятия области на сегодняшний день за редким исключением могут предложить на экспорт несложную (не наукоемкую) продукцию. Вступление России в ВТО практически не отразится на предприятиях, экспортирующих углеводородное сырье (ОАО «Саратовнефтегаз», ОАО «Саратовнефтепродукт», ОАО «Саратовнефтегеофизика», ФГУГП «Нижневолжскгео-логия» и др.).

Иначе обстоит дело с экспортерами готовой продукции. К сожалению, большая часть готовой продукции промышленности области вряд ли сможет выдержать конкуренцию по сравнению с аналогичными иностранными товарами. Это связано и с технологической отсталостью, и с неполной загруженностью основных производственных фондов, их моральным и физическим износом.

В связи с уменьшением импортного тарифа положительно скажется членство в ВТО лишь на некоторых предприятиях области. Это в основном предприятия, которые не могут обойтись без импортной продукции, и снижение ее стоимости в результате уменьшения импортного тарифа будет только плюсом для них, рентабельность их производств станет еще выше. В первую очередь выгоду получат ОАО БАТ-СТФ, ООО «БОШ-Саратов», ООО «Хенкель-Юг», ОАО «Балаковорезинотехника», ООО «Мировая техника». В течение последних лет эти предприятия являлись крупнейшими импортерами Саратовской области, вкладывали средства в модернизацию своих производств и улучшение качества продукции.

Однако снижение импортного тарифа отрицательно скажется на деятельности многих промышленных предприятий области. Со снижением импортного таможенного тарифа возрастет конкурентоспособность импортных товаров благодаря ценовому фактору

В трудном положении окажется ЗАО «Саратовский авиационный завод». Предприятие пока работает, но объемы поступающих заказов очень небольшие. В основном авиазавод проводит ремонт ранее выпущенных и отлетавших свой предремонтный ресурс самолетов. Новые самолеты практически не выпускаются. Саратовский авиационный завод в частности и авиационная промышленность в целом понесут огромные потери от вступления в ВТО.

В Саратовской области существует группа предприятий, которые работают достаточно устойчиво, производят качественную и относительно недорогую продукцию, что востребована в российских регионах и на рынках стран СНГ К ним можно отнести ОАО «Саратовский жировой комбинат», предприятия газовой отрасли промышленности (ОАО «Сигнал», ООО «Завод "Газ-промМаш"», ЗАО «Завод "Слава и Надежда-газ"») и ряд других. Продукция этих предприятий адаптирована к российским условиям и условиям стран СНГ, имеет хорошую репутацию и вполне способна выдержать конкуренцию со стороны западных производителей при открытом рынке в случае присоединения России к ВТО.

Вступление в ВТО, вероятнее всего, не принесет особых дополнительных проблем, особенно в первое время, предприятиям области, выпускающим строительные материалы. Западные производители аналогичной продукции не повезут в Россию свои строительные материалы, поскольку стоимость их будет на порядок выше, чем продукция наших производителей.

В гораздо более сложных условиях придется работать химическим предприятиям области. Открытие рынка приведет к резкому усилению конкуренции на рынке химической продукции, куда западные производители готовы поставлять качественную и относительно недорогую продукцию. Нашим предприятиям в лучшем случае будет отведена роль изготовителя только такой продукции, производство которой на Западе или запрещено, или сильно ограничено по экологическим причинам. Поэтому до вступления в ВТО очень важно сохранить уже существующие рынки сбыта своей продукции и стремиться их расширить, в первую очередь за счет увеличения экспорта в азиатские страны.

Вступление России в ВТО, даже если бы оно произошло в ближайшее время, вряд ли бы сказалось на работе ОАО «Электротехнический завод автоматики и телемеханики» (Саратовский электротехнический завод МПС). Во-первых, предприятие выпускает качественную и необходимую для сети железных дорог продукцию. Во-вторых, исторически сложилось так, что каждая страна самостоятельно производила устройства и приборы, обеспечивающие безопасность движения поездов. Системы автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте, существовавшие на территории бывшего Советского Союза, доказали свою эффективность и надежность. И серьезно менять эффективно работающие системы не намерены даже страны Балтии. Поэтому продукция этого предприятия востребована сейчас и будет востребована в дальнейшем на всей территории

бывшего СССР, тем более что западные страны аналогов нашей продукции не выпускают.

Особое место в экономике Саратовской области занимают предприятия ВПК. Экономические реформы 1990-х гг оказали сильное негативное влияние на хозяйственную деятельность этих предприятий. Сокращение или полное отсутствие государственной поддержки, резкое сокращение оборонных заказов поставили эти предприятия на грань выживаемости. Продукция этих предприятий, наукоемкая и высокотехнологичная, не рассчитана на широкого потребителя, поэтому самостоятельно искать новые рынки сбыта очень сложно. Государство же, объявив о конверсии военных производств, практически не приложило к этому никаких усилий. Каждое предприятие пыталось выжить исходя из собственного опыта и возможностей. Сократилось

или вообще прекратилось производство, высококвалифицированные специалисты стали уходить в другие отрасли промышленности, а чаще всего, к сожалению, торговлю. Предприятия ВПК выживали по-разному. Кому-то, как, например, ОАО «Рефлектор», ФГУП НПП «Контакт», это удалось лучше, а ФГУП ПО « Корпус» попало в очень сложную ситуацию. И это случилось до вступления России в ВТО. При вступлении в ВТО лучше не станет.

Все государства мира всеми силами поддерживают предприятия, работающие на повышение обороноспособности страны. И если правительство России не примет необходимых мер по серьезной государственной поддержке предприятий ВПК (это касается предприятий всей России, а не только Саратовской области), то последствия будут далеко не самыми благоприятными.

УДК 37.014.543

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ФИНАНСИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

Одной из наиболее актуальных проблем современного социально-экономического развития России является модернизация образования. Ее основу составляет формирование нового организационно-экономического механизма в рамках перехода от государственно-патерналистской мо -дели социальной политики к субсидиарному государству. Вместо жесткого определения государством поведения человека в социальной сфере и охвата социальной защитой практически всего населения государство должно обеспечить социальные гарантии в той мере, в какой человек самосто -ятельно не справляется со стоящими перед ним экономическими проблемами. Для сферы образования это означает, что государство берет на себя ответственность по бесплатному предоставлению населению лишь определенного перечня образовательных услуг, а предоставление услуг свыше установленного уровня выводится на принцип платности. Такой подход фактически означает отказ от режима полного бюджетного содержания прежде всего высшего профессионального образования и переход к сис -теме инвестирования в него на основе сопоставления выгод и издержек со стороны потребителей его продукта (образовательных услуг и производимого с их помощью человеческого капитала).

Подобные коренные изменения в содержании и экономическом ме -ханизме образования обусловлены новыми требованиями к рабочей силе (по квалификации, коммуникативным способностям, мобильности), предъявляемыми современным производством, необходимостью сохранения конкурентоспособности российского образования. Возникает потребность в массовой подготовке специалистов высшей квалификации. Для постиндустриального общества, как показывают исследования, необходимо, чтобы не менее 30% взрослого населения имели высшее образование. Важным становится не столько объем производимого чело -веческого капитала, сколько свойства, качество, производительность, гиб -кость и инновационные возможности человека, получившего образование. Образование и обучение в течение всей жизни становятся нормой, а способность к постоянному обучению и приобретению новых умений рассматривается в качестве самого важного параметра рабочей силы.

Как показывает опыт развитых стран, ответ системы образования на современные вызовы новой стадии развития общества оказался связанным с глубокой реформой ее организационно-экономического механизма. По рекомендациям «Всемирного банка» эти реформы все больше переводят об-

Н.М. Романенко,

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры финансов и кредита, Волгоградский государственный университет

ВЕСТНИК. 2005. № 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.