ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
УДК 330.101.52
АДАПТАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА К ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© Гусаров Юрий Валериевич
доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы, заведующий кафедрой маркетинга и рекламного менеджмента, Саратовский государственный социально-экономический университет.
© Гусарова Любовь Фёдоровна
доктор экономических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры общей экономической теории, Саратовский государственный социально-экономический университет.
В статье рассматриваются особенности адаптации и возможные структурные изменения экономики Саратовской области к институциональным условиям присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО).
Ключевые слова: управленческие структуры, неполнота информации, структура экспорта, рыночная инфраструктура, оптимальная стратегия развития.
П!
' роблематика вступления России в ВТО .и обозначившаяся в связи с этим структурная перестройка экономики регионов страны возникла в настоящее время перед управленческими структурами субъектов Российской Федерации. В частности, это касается промышленной и аграрной экономики Саратовской области, направления развития которой во многом характерны и для других субъектов РФ. Кроме того, интересно рассмотреть возможные социальные последствия данного процесса, выяснить, не повлечёт ли возможная отраслевая перестройка, в свою очередь, к форсированному увеличению структурной безработицы.
Асимметрия информационных потоков и неполнота информации при разработке данной проблемы связана с тем, что содержание переговоров о присоединении к ВТО и возникающих в связи с этим обязательств России перед ВТО не подлежит разглашению. Известно, что под-
писано 30 договоров о доступности российского рынка для услуг и 57 договоров - для товаров. К открытым данным в настоящий момент относятся следующие характеристики начального этапа данного процесса. В соответствии с достигнутыми договоренностями тарифы на импорт сельхозпродукции должны быть снижены с 13,2 до 10,8%, в том числе на молочные продукты - с 19,8 до 14,9%; на зерновые - с 15,1 до 10,0%; на масло, жиры, семена масличных культур - с 9 до 7,3 %.
Таким образом, начальный уровень «связывания» средневзвешенной ставки пошлин устанавливается на отметке 14,8%, конечный
- 11,5% при фактической её величине в 2008 г.
- 12,9% [1].
На наш взгляд, в процессе вхождения России в систему ВТО выдерживался принцип темпоральности, что оценивается позитивно. Только треть национальных тарифов снижена
в момент присоединения к ВТО, уменьшение ещё на 25% прогнозируется через три года, тенденция спада цен на импорт свинины - через 8 лет, на импорт автомобильных двигателей, вертолётов и гражданских самолётов - через 7 лет. Однако не может не вызывать опасения то обстоятельство, что на импорт мяса птицы, свинины и говядины вводятся квоты, в рамках которых тарифы будут ниже, чем вне квоты. Цены на квотированное мясо несомненно окажут влияние на региональные рынки, повышая вероятность разорения и банкротства сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Со всей определённостью можно констатировать, что невозможно абсолютно точно просчитать институциональные изменения и структурную перестройку, связанную с присоединением к ВТО. Реальные последствия и трансформацию региональной экономики можно будет проанализировать только через несколько лет после присоединения страны к этой организации. Считается, что потери от невступления РФ в ВТО составляют 2,5-3,5 млрд дол. США в год, однако, по оценкам Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, от вступления в ВТО Россия будет терять 1% ВВП, или 7,2 млрд дол. США в год [2].
использовать «правила игры», выработанные в ВТО за более чем полувековой срок её существования: отсутствие дискриминации между отечественными и зарубежными товарами; снижение таможенных тарифов и квот; предсказуемость и прозрачность; антидемпинговые меры; длительный срок адаптации для транзитивных экономик; защита окружающей среды. Каждое из этих правил может быть использовано как для развития, так и для защиты экономики Саратовской области и других регионов страны.
Мировой экспорт волатилен: снизившись в 2009 г. на 12,1%, а в экспорте производственных изделий на 15,2%, тем не менее в 2010 г., по данным ВТО, он повысился на 9%. Динамика экспортных операций на территории Саратовской области в 2012 г. демонстрирует повышательную тенденцию. Если в 2011 г. экспорт в стоимостном выражении снизился на 3,7%, по сравнению с 2010 г. (в основном за счёт экспортных операций со странами СНГ), то уже в январе-августе 2012 г. он увеличился на 54,7%, по сравнению с январём-августом 2011 г. Саратовская область имеет устойчивое положительное сальдо торгового баланса, которое увеличилось почти в два раза в соотношении с аналогичным показателем прошлого года. Доля экспорта во
...невозможно абсолютно точно просчитать институциональные изменения и структурную перестройку, связанную с присоединением к ВТО. Реальные последствия и трансформацию региональной экономики можно будет проанализировать только через несколько лет после присоединения страны к этой организации.
Кроме того, основные институциональные связи во внешней торговле сформированы и регулируются двусторонними торговыми соглашениями, позволяющими иметь режим наибольшего благоприятствования с большим количеством стран - членов ВТО. В частности, в Саратовской области в настоящее время торговые соглашения действуют в отношении экономических агентов из 95-ти стран мира, в том числе из 86-ти стран дальнего зарубежья и из 9-ти стран СНГ, что позволяет положительно оценить географическую диверсификацию внешней торговли региона.
Можно определённо сказать, что «экономический выигрыш» ждёт предприятия сталелитейной и химической промышленности как по России в целом, так и базирующиеся на территории Саратовской области, - они перестанут терять свои прибыли из-за высоких протекционистских барьеров [3].
Управленческие структуры Саратовской области в наибольшей мере должны научиться
внешнеторговом обороте за указанный период составила 80,3%, доля импорта - 19,7%.
Основными внешнеторговыми партнёрами области остаются страны дальнего зарубежья (89,3% внешнеторгового оборота), доля стран СНГ - 10,7%, что свидетельствует о том, что приграничная торговля, которая занимает видное место в мировой торговле, в Саратовской области имеет существенные скрытые возможности. Этот потенциал раскрыт не в должной мере.
Товарная номенклатура российского экспорта немногочисленна: сельхозпродукция, топливо, продукция горнодобывающего комплекса, промышленные товары. В Саратовской области структура экспорта в достаточной мере диверсифицирована. Это - продукция химической промышленности, каучук, нефтепродукты, продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье (растительные масла, овощи и корнеплоды). Обнадеживающим выглядит рост экспорта на 40% в 2011 г., относительно 2010 г., механических приспособлений и оборудования,
Информационная безопасность регионов. 2013. № 1(12)
электрических машин и оборудования, средств наземного транспорта, приборов.
Главное направление российского экспорта - Еврозона (52%), основное направление импорта - Еврозона (29%) и Китай (16%). В Саратовской области в 2011 г. превалирующими экспортными направлениями являлись: Европейский Союз (26,9%), страны БРИКС (24,5%), из стран СНГ крупнейшим партнёром была Украина (4,1%). Основными направлениями импорта также были: Евросоюз (31,4%), страны БРИКС (14,4%), Украина (9%). Экспорт и импорт более сбалансированы, чем в целом по России.
Представляется, что уже в настоящее время необходимо начать процесс адаптации региональных органов государственной власти и бизнеса к институциональным нормам ВТО.
Поскольку, присоединившись к ВТО, Россия теряет возможность применения дискриминационных внутренних налогов, таможенных сборов, технических, санитарных и фитосанитарных мер, необходимо расширить информированность населения через наиболее популярные СМИ о качестве ввозимых на территорию Саратовской области импортных товаров, прежде всего, одежды, обуви и продуктов питания.
Необходимо изучить и применить зарубежные формы поддержки региона, если он будет страдать от резко возросшего импорта. Также целесообразна государственная система поощрения промышленного экспорта и маркетинговой деятельности экспортных предприятий.
В этой связи интересен опыт Украины, присоединившейся к ВТО по истечении переговорного процесса, длившегося 15 лет. При этом стратегия развития реального сектора экономики Украины не должным образом учитывалась в ходе интеграционного процесса. В результате за первый год членства во Всемирной торговой организации ВВП Украины уменьшился на 15%, в 1,6 раза увеличилось отрицательное сальдо торгового баланса. В итоге особенно пострадали предприятия и целые отрасли, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью: автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство мебели, лёгкая промышленность; в агропромышленном комплексе наибольший урон понесли: сахарная промышленность (импортный тростниковый сахар практически заместил собственный свекловичный), свиноводство, где за три года после вступления в ВТО работу потеряли 0,5 млн человек.
Многие экспертные оценки изобилуют апокалиптическими прогнозами для экономики Российской Федерации в условиях ВТО: тяжёлые
последствия ожидают лёгкую промышленность, сельское хозяйство, оптовую и розничную торговлю, грузоперевозки. Проанализируем, имеют ли объективную основу подобные опасения исходя из опыта хозяйственных субъектов, имеющих определённый стаж функционирования в рамках этой организации.
Интересен опыт развития лёгкой промышленности в странах - членах ВТО, в частности изготовление и продажа одежды. В развитых европейских странах крупносерийного изготовления одежды практически нет. В то же время развит мелкий бизнес по изготовлению и продаже мелких партий дизайнерской одежды. При этом необходимо выполнение двух условий: скопление таких мастерских-магазинов должно быть значительным - не менее 50-ти на одной улице, арендная плата должна быть предельно низкой. Со временем подобное производство начинает приносить налоговые поступления в бюджет.
Если говорить о поддержке сельского хозяйства, то на местном уровне эту функцию может выполнять организация ярмарок воскресного дня, которые длятся с пятницы по воскресенье в постоянных местах, чаще всего на городских площадях. Здесь должен продаваться продукт с максимально возможной степенью добавленной стоимости, то есть практически готовый к употреблению. В этом отношении для Саратова представляется нецелесообразным предложение по открытию аутлетов (центров по реализации продукции местного производства со скидкой в 30%) из-за отсутствия достаточного количества такой продукции.
Взаимодействие в системе ВТО не сводится только к обеспечению торговых экспортно-импортных операций. В рамках ВТО реализуются соглашения и рекомендации по обеспечению транспортных потоков, логистики товародвижения и других важных элементов рыночной инфраструктуры. Развитие региональной экономики должно учитывать, помимо институциональных норм ВТО, также реалии Таможенного союза и существующие межрегиональные соглашения. Данная работа должна быть синхронизирована на разных управленческих уровнях.
Весомый синергетический эффект от вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию заключается в том, что значительное количество договоров и межрегиональных соглашений заменяются на единую, достаточно стройную систему правил, регулирующих торговый оборот. При этом существует ошибочное мнение о том, что торговые отношения будут полностью либерализованы. Это не так. Например, Россия имеет отрицательное
сальдо в торговле услугами, основными среди которых остаются транспорт и туризм (экспорт в 2010 г. - 43 961 млн дол., импорт - 70 223 млн дол.). По условиям присоединения к ВТО, либерализации подлежат только 30 секторов сферы услуг из 155, в 39 секторов иностранные провайдеры не будут допущены, однако по 116 секторам сферы услуг Российской Федерации надлежит выполнить конкретные обязательства.
В Саратовской области сотрудничество в сфере международных услуг не получило должного развития по ряду причин. Более того, торговля услугами имеет тенденцию к свёртыванию (в 2011 г. - 91,3% от уровня 2010 г.). Структура этой торговли также далека от требуемой для устойчивого и стабильного развития экономики Саратовской области: 63,9% приходились на услуги автомобильного транспорта, остальное - на техническое обслуживание авиационной техники, инжиниринг, сектор технического обслуживания и ремонта машин и оборудования, авиационной техники. Особую озабоченность вызывает то, что в области высшего образования экспорт услуг в страны дальнего зарубежья и СНГ, по сравнению с предыдущем годом, уменьшился на 22,2%. Недостаточно представлены аутсорсинг и консалтинг, хотя университеты Саратовской области готовят высококвалифицированных программистов и других специалистов. Категория услуг обычно более доходна, нежели многие сферы экономики, и если сейчас не принять мер, то в скором времени пустующие рыночные ниши будут заняты иностранными провайдерами. Прежде всего, это касается медицинского, юридического и страхового обслуживания.
По мнению авторов, управленческим структурам Саратовской области необходимо в наивысшей степени использовать сравнительные преимущества, которыми в настоящее время обладает регион. Если опираться на исследования Института экономических стратегий РАН (ИНЭС РАН) по определению рейтингов регионов Российской Федерации, то можно сделать следующие выводы.
Саратовская область обладает прекрасными природно-климатическими условиями, оцененными в 7,2 баллов. Это наивысший балл по Приволжскому федеральному округу, сопоставимый с оценкой Белгородской (5,3), Волгоградской (7,2), Ростовской (7,6) областей, Краснодарского края (7,0). Природно-климатические условия и обеспеченность минеральными ресурсами являются для регионального развития в нашей стране очень важными факторами, так как на их основе проще определять инновационные цели, формировать
институциональные условия, мобилизовать инвестиционный потенциал региона.
Отраслевой прогресс Саратовской области весьма скромен - 5,5 баллов и уступает развитию отраслей в республиках Башкортостан (6,1), Татарстан (6,3), Нижегородской области (6,6), Пермском крае (6,1).
По таким показателям, как развитие инфраструктуры, инновационность, инвестиционная активность, Саратовская область, в 2009 г. отстававшая даже от Пензенской области, в 2012 г. одинакова по этим критериям с республикой Мордовия.
В то же время уровень управления региона, выводимый из экспертных оценок масштаба и сложности задач, решаемых руководством региона и эффективности управленческих решений, зависимой от темпов экономического роста, является в Саратовской области недостаточно высоким (4,3), намного ниже, чем, например, в Татарстане (8,6) и Мордовии (6,3).
Можно с уверенностью сказать, что в сельском хозяйстве и рыболовстве у Саратовской области самый высший балл по Приволжскому Федеральному округу (7,4).
Вместе с тем оценка высоко- и среднетех-нологичного секторов экономики Саратовской области имеет наименьшее значение по округу, что свидетельствует о его глубокой деградации.
Суммируя всё вышеизложенное, можно констатировать, что Саратовская область является достаточно противоречивым регионом, где прекрасные природно-климатические условия, развитый первичный сектор экономики (сельское хозяйство и рыболовство), средний уровень управления сочетаются с недоиспользованием потенциала инновационности, инфраструктуры и инвестиционной активности. Вызывает оптимизм тот факт, что в 2009 г. у Саратовской области в рейтинге регионов было 59-е место из 83-х возможных, а в настоящее время 21-е [4].
Опираясь на эти данные, руководство региона в условиях присоединения России к ВТО должно на основе изучения изменчивой экономической конъюнктуры выбрать из числа имеющихся альтернатив оптимальную стратегию развития Саратовской области.
Для того чтобы успешно адаптироваться к условиям ВТО, необходимо создавать в Саратовской области развитую рыночную инфраструктуру, в которую должны входить дороги и дорожное хозяйство, средства коммуникаций, сервис и обслуживание транспортных компаний, гостиничное хозяйство, аэропорты, крупный выставочный экспозиционный центр.
Должен быть сформирован «электронный рынок» - единая система компьютерного и теле-
Информационная безопасность регионов. 2013. № 1(12)
коммуникационного обеспечения реализации товарных потоков [5].
Региональное руководство должно поставить задачу - повысить региональный доход от эксплуатации транспортно-коммуникационных систем Саратовской области.
Представляется исключительно важным условием адаптации к реалиям ВТО - создание единого аналитического центра с целью постоянного мониторинга последствий новых институциональных и экономических преобразований для народного хозяйства Саратовской области.
Инновационная составляющая для региональной экономики должна иметь особо важное значение. Это обусловлено теми обстоятельствами, что в повышении эффективности деятельности предприятий в рыночной среде, согласно исследованиям, проведённым в рамках программы PIMS, преимущественно весомы такие факторы, как уровень добавленной стоимости, степень роста отрасли, уровень качества продукции и производственных процессов, конкурентоспособность организации относительно ведущих фирм отрасли, инновационность на уровне мировых стандартов.
Комплексное выражение этих факторов в производственном процессе в совокупности с мотивированием работников в перспективе должны привести к росту производительности труда и постепенному поэтапному достижению показателей мировых лидеров в этой сфере деятельности.
Первостепенное значение при этом имеет разработка и реализация прогноза экономического роста, основанного на принципах форсайта,
Библиографический
1. Оболенский В. Россия в Таможенном союзе и ВТО: новое в торговой политике [Текст] // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 12. - ISSN 0131-2227.
2. Козловский Е. ВТО и МСК [Текст] // Экономические стратегии. - 2012. - № 6-7. -ISSN 1680-094Х.
3. Абдуллин Р. Профиль России в мировой экономике в свете её обязательств по вступлению в ВТО [Текст] // Общество и экономка. - 2012.
- № 5. - ISSN 0207-3676.
4. Агеев А. Рейтинг регионов России. Год 2009 [Текст] / А. Агеев, Б. Куроедов, О. Сандаров // Экономические стратегии. - 2009. - № 8. - ISSN 1680-094Х.
5. Гусаров Ю. В. Управление процессом устойчивого и безопасного развития социально-экономической системы [Текст] / Ю. В. Гусаров, Л. Ф. Гусарова / / Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал. - 2012.
- № 2 (11). - ISSN 1995-5731.
а также стратегическое планирование на основе сценарного подхода и выработки новых форм индикативного генетического планирования. Это очень важно, так как этап присоединения России к ВТО совпал с периодом формирования и развития шестой кодратьевской длинной волны, а значит, наступления нового технико-экономического уклада.
При этом уже в настоящее время появляются ядра или точки роста новейшего - седьмого технико-экономического уклада, которые в ближайшее время приобретут более чёткие очертания и формы. По мнению авторов, одной из основных характеристик нарождающегося седьмого уклада станет экологизация промышленного производства, реализуемая на фоне новой информационно-инновационной экономики. Высшие менеджеры компаний, функционирующих в регионе, должны учитывать данные процессы изменения экономической рыночной среды в практике своей хозяйственной деятельности.
Многие проблемы, характерные для Саратовской области, имеют место и в других регионах Российской Федерации. Поэтому должен быть организован постоянный обмен мнениями управленческих структур государственного, муниципального и хозяйственного уровня по содержанию и формам решения важных задач повышения эффективности экономики в новых условиях, которыми являются условия хозяйствования в структуре ВТО.
Материалы поступили в редакцию 12.12.2012 г список (References)
1. Obolenskij V. Rossija v Tamozhennom sojuze i VTO: novoe v torgovoj politike. Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. 2011. № 12. ISSN 0131-2227.
2. Kozlovskij E. VTO i MSK. Jekonomicheskie strategii. 2012. № 6-7. ISSN 1680-094H.
3. Abdullin R. Profil' Rossii v mirovoj jekonomike v svete ejo objazatel'stv po vstupleniju v VTO. Obshhestvo i jekonomka. 2012. № 5. ISSN 02073676.
4. Ageev A., Kuroedov B., Sandarov O. Rejting regionov Rossii. God 2009. Jekonomicheskie strategii. 2009. № 8. ISSN 1680-094X.
5. Gusarov Ju. V., Gusarova L. F. Upravlenie processom ustojchivogo i bezopasnogo razvitija social'no-jekonomicheskoj sistemy. Informacionnaja bezopasnost' regionov : nauchno-prakticheskij zhurnal. 2012. № 2 (11). ISSN 1995-5731.