Отдельные вопросы взаимодействия следователя и сотрудников оперативных аппаратов ФСИН России при расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств
Е.В. ЧЕРНЫШЕНКО - адъюнкт кафедры уголовного процесса и криминалистики ВИПЭ ФСИН России
В статье рассматриваются понятие, формы и функции взаимодействия следователя и сотрудников оперативных аппаратов ФСИН России при раскрытии и расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств. Обозначаются перспективы развития такого взаимодействия и проблемы, существующие на сегодняшний день в данной области.
Ключевые слова: расследование преступлений; наркотические средства; исправительное учреждение; взаимодействие.
Single questions of interaction of the investigator and officers of operative department of Federal Penal Service of Russia at the drug traffic investigation
E.V. CHERNYSHENKO - a postgraduate student of the Vologda Institute of Law and Economics of Federal Penal Service of Russia
At the article speaks about conception, forms and functions of interaction between investigator and officers of operative department of Federal Penal Service of Russia at the drug traffic investigation. Also in this article designate perspectives of progress this interaction and actual problems.
Key words: criminal investigation; drugs; penal institution; interaction.
Борьба с наркоманией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ по-прежнему остается актуальной и значимой стороной деятельности правоохранительных органов Российской Федерации. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств. Согласно данным статистики в 2005 г. зарегистрировано 175 241 преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, в 2006 г.
- 192 911, 2007 г. - 210 126, 2008 г. - 213 614, 2009 г. - 218 401 и 2010 г. - 205 4661. В том числе речь идет и о преступлениях, совершенных в исправительных учреждениях ФСИН России. Так, в 2006 г. зарегистрировано 184 преступления, 2007 г. - 248, 2008 г. - 291, 2009 г.
- 281 и в 2010 г. - 3112.
К наиболее распространенным обстоятельствам, способствующим совершению преступлений лицами, отбывающими наказание в учреждениях ФСИН России, относятся: низкий уровень профилактической работы, осуществляемой сотрудниками исправительных учреждений, недобросовестное исполне-
ние своих должностных обязанностей представителями отдела безопасности, службы охраны, оперативных отделов, неслужебные связи работников и сотрудников учреждений ФСИН России с осужденными3. Анализ практики расследования уголовных дел о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершаемых в исправительных учреждениях, демонстрирует тенденцию к увеличению числа сотрудников ФСИН России - виновников преступлений рассматриваемой категории.
В связи с изложенным предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, совершаемых в исправительных учреждениях, - одна из важнейших на сегодняшний день задач правоохранительных органов.
Эффективность расследования этих преступлений достигается, помимо всего прочего, за счет организованного и скоординированного взаимодействия сотрудников оперативных аппаратов ФСИН России и следователей органов внутренних дел ФСКН Рос-
ПРЕСТУП^ИЕ • HAКAЗAHИЕ • ИCПРAВЛЕHИЕ
сии. Оно представляет собой согласованную, подчиненную единому замыслу деятельность, осуществляемую под общим руководством следователя путем оптимального использования доступных следователям и оперативным сотрудникам средств и методов.
В научной литературе существует несколько взглядов на толкование понятия взаимодействия. Так, например, Р.С. Белкин определяет взаимодействие субъектов доказывания как одну из форм организации расследования преступлений, заключающуюся в основанном на законе сотрудничестве следователя с органом дознания, согласованном по целям, времени и месту, которое осуществляется в целях полного и быстрого раскрытия преступлений, всестороннего и объективного расследования уголовного дела и розыска скрывшихся преступников, похищенных ценностей и иных объектов, существенных для дела4. В.В. Николайченко под взаимодействием участников расследования и раскрытия преступлений понимает основанную на законе и нормативно-правовых актах согласованную деятельность, направленную на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений5. Мнение о том, что деятельность следственных и оперативно-розыскных подразделений должна быть согласована по целям, месту и времени, поддерживается и некоторыми другими учеными.
Таким образом, согласованность при взаимодействии следователя и сотрудников оперативно-розыскных подразделений предполагает, прежде всего, согласование конкретных задач, которые необходимо решать общими усилиями. Предметом согласования могут быть не только задачи, но и перечень необходимых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, место, время, тактика их производства, пути и способы преодоления возникших трудностей и другие вопросы.
Однако четкого определения цели взаимодействия следователя и оперативно-розыскных подразделений учреждений, исполняющих наказание, ни в литературе, ни в нормативных правовых актах не сформулировано, что зачастую приводит к смешению целей взаимодействия с его задачами6. Так, И.Ф. Герасимов полагает, что взаимодействие направлено на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений7. А, например, Н.А. Бурнашева целью взаимодействия считает успешное раскрытие, расследование и предотвращение преступлений8.
Как мы уже отмечали, умело организованное взаимодействие позволяет повысить эффективность раскрытия и расследования преступлений, в том числе
связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершаемых в исправительных учреждениях ФСИН России. При этом взаимодействие следователя и сотрудников оперативных подразделений исправительных учреждений ФСИн России обладает многообразием форм организации. Существует несколько определений понятия «форма» применительно к теме статьи. Так, например, С.В. Бородин понимает под формой взаимодействия способ, с помощью которого взаимодействующие субъекты контролируют свою деятельность с целью решения стоящих перед ними задач9. А.Н Балашов определяет формы взаимодействия как «способы связи, построения и проявления согласованной деятельности следователей и органов дознания при расследовании преступлений»10.
Исследуя конкретные формы взаимодействия, В.В. Николайченко выделяет следующие из них:
- направление запросов в исправительные учреждения с постановкой конкретных вопросов о предполагаемом преступнике, круге его общения, знакомых;
- истребование для изучения личного дела осужденного, карточки индивидуальной воспитательной работы;
- получение информации о предполагаемом преступнике в ходе бесед с оперативным составом и осужденными при посещении исправительного учреждения, где ранее судимый отбывал наказание11.
Одной из форм взаимодействия оперативных аппаратов ФСИН России и следователей выступает совместное планирование первоначального этапа расследования, заключающегося в сочетании следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Но зачастую рассматриваемый вид взаимодействия сводится лишь к подбору понятых и привлечению специалистов к производству следственных действий. При этом участие следователей при производстве следственных действий в процессе расследования рассматриваемой категории преступлений имеет важное значение, особенно в силу отсутствия достаточного опыта, необходимых умений и навыков у сотрудников оперативных аппаратов ФСИН России. Также значим и вклад сотрудников исправительных учреждений. Например, при производстве допроса подозреваемого, обвиняемого необходимо присутствие сотрудников оперативных аппаратов исправительных учреждений, поскольку они располагают полными данными о личности преступника, особенностях его поведения, круге общения, способности ввести окружающих в заблуждение, а поэтому могут более
грамотно в каждом конкретном случае выработать соответствующую линию поведения, что позволит максимально качественно осуществить следственное действие.
Направления и этапы взаимодействия влияют на изменение его форм, видов, а также инициаторов. Так, например, при реализации дел оперативного учета инициатором взаимодействия выступают сотрудники оперативных аппаратов ФСИН России, но роль следователя остается одной из ведущих, в силу того что выбор момента и способа реализации оказывает существенное влияние на получение доказательств. Следовательно, от этого зависит результативность расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершаемых на территории исправительных учреждений.
Также к формам организации взаимодействия можно отнести: направление
письменных поручений, запросов, заданий; создание следственно-оперативных и следственных групп; оперативное сопровождение процесса расследования; принятие согласованных решений и др.
Создание оперативно-следственных групп в процессе расследования преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях, позволяет решать вопросы сопровождения следственных действий оперативно-розыскными мероприятиями, а тактику расследования строить на их сочетании12. При сборе данных, необходимых для предварительного расследования, оперативные аппараты используют свои специфические методы, приемы и средства. Тем самым эффективность действий следователя и сотрудников оперативных подразделений зависит от их совместных усилий.
На сегодняшний день вопросы взаимодействия оперативных аппаратов ФСИН России и следователя частично урегулированы УПК РФ, а также нормами, регламентирующими оперативно-розыскную деятельность. Однако на ведомственном правотворческом уровне должного отражения рассматриваемая проблема не нашла. Так, например, совместным приказом МВД России № 368, ФСБ России № 185, ФСО России № 164, ФТС России № 481, СВР России № 32, ФСИН России № 184, ФСКН России № 97, Минобороны России № 147 от 17 апреля 2007 г. «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» регламентированы вопросы легализации результатов оперативно-розыскной деятельности. Но при этом
нормативно не урегулированы такие формы взаимодействия следователя и оперативных аппаратов ФСИН России, как создание следственно-оперативных групп, принципы их организации и функционирования. В структуре МВД России организация работы следственно-оперативных групп регламентирована ведомственными документами, но деятельность ФСИН России имеет свою особую специфику и отражение ее на нормативно-правовом уровне необходимо.
Успешность организации процесса взаимодействия, эффективность его результатов во многом зависит от принципов, на которых оно строится. К таковым можно отнести: разграничение функций сторон, оптимальное использование сил и средств взаимодействующих сторон, своевременность, конспирацию, ответственность субъектов взаимодействия за результативность расследования.
В связи с вышесказанным видится необходимым принятие нормативного правового акта, который бы в полной мере отражал вопросы взаимодействия оперативных аппаратов ФСИН России и следователей ФСКН и МВД России при раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях. При этом целесообразно обратить внимание и на такую форму взаимодействия, как проведение координационных совещаний руководителей указанных органов и служб по вопросам совершенствования расследования рассматриваемой категории преступлений. Ввиду того что проблема роста преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств носит национальный характер, мероприятия по борьбе с данным явлением должны разрабатываться системно, в рамках таких координационных совещаний. На данный момент меры по предупреждению, пресечению такого рода преступности носят ситуативный характер. Часто информация, поступающая в оперативные подразделения, отрабатывается по факту, и, следовательно, эффективность принятых мер, как правило, не соответствует складывающейся наркоситуации.
Представляется целесообразным осуществлять взаимодействие ФСИН, МВД и ФСКН России в рамках служебной подготовки. Следователи ФСКН занимаются расследованием преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях, таким образом, возможно их привлечение к проведению занятий по специальной подготовке сотрудников оперативных аппаратов ФСИН России с целью изучения опыта расследования и рассмотрения конкретных следственных ситуаций - это по-
ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ
зволит сотрудникам исправительных учреждений эффективнее планировать работу по предупреждению и пресечению рассматриваемых преступлений. В ходе таких занятий следователи ФСКН России должны акцентировать внимание на необходимом комплексе первоначальных действий при обнаружении признаков преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, совершаемых на территории исправительных учреждений, применительно к конкретным ситуациям, так как это позволит обеспечить необходимую доказательственную базу на последующем этапе расследования.
Возможно проведение занятий в рамках служебной подготовки и с сотрудниками отделов безопасности исправительных учреждений, так как именно они осуществляют досмотр посылок, передач, бандеролей, в которых могут находиться наркотические средства. И чтобы их выявить, инспектор должен обладать знаниями о возможных приемах и ухищрениях, используемых с целью сокрытия наркотиков при их передаче осужденным. В рамках соответствующих занятий возможна демонстрация образцов наркотических средств в целях облегчения обнаружения их сотрудниками при производстве обыска, досмотра.
Одной из форм взаимодействия ФСИН и ФСКН России является применение имеющихся в распоряжении подразделений ФСКН России специальных розыскных собак
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: www.gks.ru
2 См.: Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы: Информац.-аналит. сб. ФГУ НИИИиПТ ФСИН России: Тверь, 2008. С. 18-19; 2009. С. 18; 2011. С. 18.
3 См.: Ирисханов А.З. Совершенствование уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности по противодействию пенитенциарной преступности: Дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008. С. 17.
4 См.: Белкин РС. Курс криминалистики: В 3 т. М., 1997. Т. 3. С. 345.
5 См.: Николайченко В.В. Пенитенциарные и постпенитен-циарные преступления: криминалистическая теория и практика: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2006. С. 211.
6 См.: Кривенко А.Н. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. М., 2006. С. 16.
7 См.: Герасимов И.Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений. Свердловск, 1975. С. 125.
8 См.: Криминалистика: Учеб. / Под ред. А.Г. Филиппова. М., 2004. С. 413.
9 См.: Бородин С.В. Некоторые вопросы взаимодействия оперативного работника и следователя органов охраны общественного порядка. М., 1967. С. 24.
10 Балашов А.Н. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений: Дис. ... канд. юрид. наук. М, 1973. С. 30.
11 См.: Николайченко В.В. Пенитенциарные и постпени-тенциарные преступления: криминалистическая теория и практика. С. 214-215.
12 См.: Теория оперативно-розыскной деятельности: Учеб. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Сини-лова. М., 2007. С. 85.
в целях обнаружения наркотических средств. Необходимость этого обусловлена тем, что осужденные, занимающиеся незаконным приобретением, изготовлением наркотических средств на территории исправительных учреждений, предпринимают попытки сокрытия наркотиков в помещениях колоний.
Таким образом, резюмируя сказанное, отметим: во-первых, на сегодняшний день нет единого взгляда на определение понятия взаимодействия следователя и оперативных подразделений в процессе раскрытия и расследования преступлений, его целей, форм; во-вторых, существующее состояние процесса взаимодействия следователей ФСКН и МВД России с сотрудниками оперативных подразделений ФСИН России при раскрытии и расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершаемых в исправительных учреждениях, нельзя признать удовлетворительным в силу отсутствия должного нормативно-правового регулирования; в-третьих, отмечаются факты недобросовестного отношения к рассматриваемому процессу со стороны взаимодействующих сторон, а также недостаточной профессиональной подготовленности сотрудников правоохранительных органов.
Устранение указанных недостатков призвано способствовать повышению эффективности борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков в учреждениях ФСИН России.
1 Sm.: www.gks.ru
2 Sm.: Osnovnye pokazateli dejatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: Informac.-analit. sb. FGU NIIIiPT FSIN Rossii: Tver', 2008. S. 18-19; 2009. S. 18; 2011. S. 18.
3 Sm.: Irishanov A.Z. Sovershenstvovanie ugolovno-processual'noj i operativno-rozysknoj dejatel'nosti po protivodejstviju penitenciarnoj prestupnosti: Dis. ... kand. jurid. nauk. Vladimir, 2008. S. 17.
4 Sm.: Belkin R.S. Kurs kriminalistiki: V 3 t. M., 1997. T. 3. S. 345.
5 Sm.: Nikolajchenko V.V. Penitenciarnye i postpenitenciarnye prestuplenija: kriminalisticheskaja teorija i praktika: Dis. ... d-ra jurid. nauk. Saratov, 2006. S. 211.
6 Sm.: Krivenko A.N. Vzaimodejstvie sledovatelja i organov, osuwestvljajuwih operativno-rozysknuju dejatel'nost'. M., 2006. S. 16.
7 Sm.: Gerasimov I.F. Nekotorye problemy raskrytija prestuplenij. Sverdlovsk, 1975. S. 125.
8 Sm.: Kriminalistika: Ucheb. / Pod red. A.G. Filippova. M., 2004. S. 413.
9 Sm.: Borodin S.V. Nekotorye voprosy vzaimodejstvija operativnogo rabotnika i sledovatelja organov ohrany obwestvennogo porjadka. M., 1967. S. 24.
10 Balashov A.N. Vzaimodejstvie sledovatelej i organov doznanija pri rassledovanii prestuplenij: Dis. ... kand. jurid. nauk. M, 1973. S. 30.
11 Sm.: Nikolajchenko V.V. Penitenciarnye i postpenitenciarnye prestuplenija: kriminalisticheskaja teorija i praktika. S. 214-215.
12 Sm.: Teorija operativno-rozysknoj dejatel'nosti: Ucheb. /
Pod red. K.K. Gorjainova, V.S. Ovchinskogo, G.K. Sinilova. M., 2007. S. 85. ■