Научная статья на тему 'Организация взаимодействия следователя с должностными лицами органа дознания при раскрытии и расследовании преступлений против собственности, совершаемых осужденными в период отбывания наказания в виде лишения свободы'

Организация взаимодействия следователя с должностными лицами органа дознания при раскрытии и расследовании преступлений против собственности, совершаемых осужденными в период отбывания наказания в виде лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
837
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ / ОРГАН ДОЗНАНИЯ / ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ / СЛЕДСТВЕННАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Первушина Анна Александровна

В статье освещены основные вопросы организации взаимодействия следователя с должностными лицами органа дознания при раскрытии и расследовании преступлений против собственности, совершаемых осужденными в период отбывания наказания в виде лишения свободы, рассматриваются определения взаимодействия, предлагаемые ученымикриминалистами, раскрывается сущность взаимодействия, его правовая основа. Особое внимание уделяется вопросу создания и деятельности следственной группы, к работе которой привлекаются оперативные сотрудники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Первушина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация взаимодействия следователя с должностными лицами органа дознания при раскрытии и расследовании преступлений против собственности, совершаемых осужденными в период отбывания наказания в виде лишения свободы»

Организация взаимодействия следователя с должностными лицами органа дознания при раскрытии и расследовании преступлений против собственности, совершаемых осужденными в период отбывания наказания в виде лишения свободы

■ А.А. ПЕРВУШИНА - адъюнкт кафедры уголовного процесса и криминалистики ВИПЭ ФСИН России

В статье освещены основные вопросы организации взаимодействия следователя с должностными лицами органа дознания при раскрытии и расследовании преступлений против собственности, совершаемых осужденными в период отбывания наказания в виде лишения свободы, рассматриваются определения взаимодействия, предлагаемые учеными-криминалистами, раскрывается сущность взаимодействия, его правовая основа. Особое внимание уделяется вопросу создания и деятельности следственной группы, к работе которой привлекаются оперативные сотрудники.

Ключевые слова: организация взаимодействия; преступления против собственности; орган дознания; оперативно-розыскная деятельность; организация предварительного расследования; следственная группа.

Interaction arrangement between a criminal investigator and officials of agency of inquiry in detecting and investigating a crime against property committed by sentenced criminals

■ A.A. PERVUSHINA - а postgraduate student, the Chair of Criminal Procedure and Criminalistics of the Vologda Institute of Law and Economics of the Russian Federal Penal Service, а lieutenant colonel of internal service

The article deals with the issue the interaction arrangement between a criminal investigator and officials of agency of inquiry in detecting and investigating a crime against property committed by criminals enduring the punishment. The author performs definitions analysis of the interaction suggested by researchers of Criminalistics, describes this interaction on the legal base. It is considered to regard the cooperation as a two-way process including 2 stages. The investigative group's organization and its activity with operations staff getting involved in are focused on in the article.

Key words: cooperation arrangements; crimes against property; an agency of inquiry; operative-detective activity; preliminary investigation arrangement; operations staff.

Реформирование пенитенциарной системы, новые организационные условия деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы требуют дальнейшего совершенствования их работы и прежде всего оперативных аппаратов, которые обеспечивают соблюдение установленного порядка отбывания наказания в виде лишения свободы посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. одной из важнейших задач определяет решение проблемы противодействия кри-

минальной среде. Современное состояние преступности и общая криминогенная обстановка в местах лишения свободы остаются сложными, что вызывает обоснованные опасения в обществе и у специалистов. Так, несмотря на общее снижение численности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, уровень преступности остается достаточно высоким. По официальным статистическим данным, уровень преступности в расчете на 100 тыс. чел., содержащихся в местах лишения свободы, на начало 2010 г. составил 114 преступлений2. Если в 2009 г. в учреждениях уголовно-исполни-

тельной системы зарегистрировано 983 преступления3, то в 2010 г. этот показатель вырос до 1024 преступлений4. Представленные данные свидетельствуют о необходимости совершенствования оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, активизации оперативно-служебной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в целом. Важную роль здесь играет совершенствование организации взаимодействия следователей с оперативными службами и администрацией исправительного учреждения при раскрытии и расследовании преступлений против собственности, совершаемых в условиях исправительных учреждений. Речь идет о получивших в последнее время широкое распространение мошенничествах, совершаемых осужденными в период отбывания наказания в виде лишения свободы с использованием средств сотовой связи, вымогательствах, иных преступлениях против собственности, организуемых и частично исполняемых непосредственно в учреждениях ФСИН России.

Пути решения проблемы взаимодействия органов предварительного расследования с должностными лицами органа дознания в деятельности по выявлению и расследованию преступлений разрабатываются науками уголовно-правового цикла: уголовным процессом, криминалистикой, теорией оперативно-розыскной деятельности.

Криминалистика изучает данное взаимодействие в соответствии со своим предметом исследования - учетом закономерностей следообразования, выявления, закрепления, исследования следов преступления в широком смысле, использования их в процессе доказывания по уголовным делам. В этом случае важно определить, каким образом построить взаимодействие системы правоохранительных органов, чтобы обеспечить наиболее полное выявление и использование в расследовании следов преступления.

Вопросы взаимодействия следователя и оперативно-розыскных органов в раскрытии преступлений рассматриваются в различных разделах криминалистики: в общетеоретическом плане - как проблема, имеющая общее значение для решения тактических и методических задач расследования в целом, и отдельно - в криминалистической тактике и криминалистической методике. Однако наиболее полное и предметное выражение

данная проблема получает в методике расследования преступлений, где на основе общетеоретических положений криминалистики вопросы взаимодействия реализуются в частных методиках расследования. Это характерно для методик расследования преступлений против собственности.

Взаимодействие правоохранительных и иных государственных органов и должностных лиц в процессе раскрытия и расследования преступлений можно рассматривать как согласованную деятельность различных звеньев одной или нескольких организационных систем, направленную на достижение общей цели с наименьшими затратами сил, средств и времени5.

Более широкое понятие взаимодействия следователя с должностными лицами органа дознания - это основанная на законе и подзаконных нормативных актах, совместная, согласованная деятельность независимых друг от друга в административном отношении следователя и должностных лиц (оперативных сотрудников, дознавателей и т.д.), которая выражается в наиболее эффективном сочетании присущих этим органам средств и методов деятельности, направленная на предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений, розыск обвиняемого и возмещение ущерба, причиненного преступлением, предполагающая руководящую роль следователя при самостоятельном выполнении каждым из ее участников намеченных действий.

Правовую основу взаимодействия следователя и органов дознания помимо Конституции Российской Федерации6, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации7, Федеральных законов «Об оперативно-розыскной деятельности»8, «О полиции»9 составляют Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд10, Положение об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений и другие ведомственные нормативные акты.

Основу взаимодействия составляет обязанность соответствующих правоохранительных и контролирующих органов участвовать в раскрытии преступлений с выделением для этого необходимых специфичных для каждого органа источников информации, сил и средств, не нарушая закон.

Взаимодействие здесь не сводится лишь к обмену процессуальной, оперативно-розыскной и иной служебной информацией, предусмотренному соответствующими законодательными актами. Речь идет также о реализации указанной информации путем производства совместных действий, обсуждения полученных результатов, планирования дальнейших мер по выявлению и раскрытию преступлений.

В борьбе с преступностью правоохранительные органы, составляющие единую систему, осуществляют свои функции в соответствии с законами. Однако единство системы как основное условие эффективной деятельности требует оптимальной целенаправленности и согласованности всех ее элементов, то есть входящих в нее структур различной ведомственной принадлежности и подчиненности, нарушение которых вызывает определенную несогласованность и противоречия.

Взаимодействие следователя и оперативных подразделений в процессе раскрытия и расследования преступлений как один из наиболее распространенных и важнейших видов взаимодействия - необходимое условие успеха в раскрытии преступлений против собственности, совершаемых лицами, отбывающими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы за ранее совершенные преступления.

С учетом анализа следственной практики взаимодействие при расследовании преступлений целесообразно рассматривать в двух плоскостях, разделив его на два этапа. К такому же выводу пришел и С.А. Кириченко, изучая проблемы использования оперативно-розыскной информации в доказывании11.

Оперативно-розыскная деятельность играет важную роль в обнаружении и раскрытии преступлений против собственности, совершаемых осужденными в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы за ранее совершенные преступления. Более того, без нее в ряде случаев практически невозможно решить задачи, связанные как с исполнением наказаний, так и с борьбой с преступностью, поскольку речь идет о неочевидных и латентных преступлениях, характерных и для пенитенциарной преступности в целом.

Осуществление оперативно-розыскной деятельности посредством проведения отдельных соответствующих мероприятий в органах и учреждениях ФСИН России яв-

ляется одним из наиболее эффективных способов обеспечения выявления, предупреждения и пресечения противоправных деяний, раскрытия преступлений, как подготавливаемых, так и совершаемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Первоначальный этап взаимодействия совпадает с проведением предварительной оперативной проверки, принятием решения о возбуждении уголовного дела и начальным этапом расследования - раскрытием преступления по горячим следам, задержанием правонарушителей, привлечением их к ответственности.

Предварительную проверку по делам рассматриваемой группы в основном проводят оперативные работники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями. Они истребуют необходимые материалы, берут объяснения, принимают меры по предотвращению или пресечению преступлений, проводят оперативно-розыскные мероприятия, направленные на документирование преступной деятельности граждан, выполняют иные действия по сохранению следов преступлений. Достаточно часто оперативный работник в ходе предварительной оперативной проверки получает консультации от следователя. Взаимодействие, организованное на этом этапе, позволяет наиболее грамотно и полно подготовить материал проверки, собрать и зафиксировать доказательства, решить вопрос о наличии или отсутствии признаков состава преступления в действиях проверяемых лиц.

Начало взаимодействия обусловлено получением первичной информации о совершаемом, совершенном или планируемом преступном деянии. Эта информация поступает в виде заявлений или сообщений граждан, конфиденциальных сообщений оперативным работникам.

На основании полученной информации оперативный работник, как правило, рекомендует следователю использовать те или иные тактические приемы при проверке фактов, изложенных в заявлении (сообщении). Одним из способов такой проверки является осмотр места происшествия. По прибытии на место происшествия следственно-оперативная группа (СОГ) в первую очередь выясняет, что именно произошло и каким образом это место связано с совершенным деянием. Выяснив эти обстоятельства, следователь с учетом конкретных обстоятельств распределяет между членами

СОГ обязанности. Руководство деятельностью следственно-оперативной группы на первоначальном этапе расследования заключается в направлении входящих в СОГ сотрудников на выявление и фиксацию следов преступления, установление потерпевших, очевидцев, свидетелей; определение и сообщение дежурному по органу внутренних дел о необходимых ему специалистах экспертно-криминалистических подразделений; истребование дополнительных сил и средств. Также следователь несет персональную ответственность за качество осмотра.

Роль оперативного работника состоит в осуществлении необходимых оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных федеральным законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступление, установлению очевидцев, мест хранения и сбыта похищенного, для проведения которых организуется взаимодействие с сотрудниками других служб органов и подразделений внутренних дел и иных ведомств; производстве по поручению следователя следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и письменном сообщении следователю о результатах своей работы.

В работе следственно-оперативной группы при выезде на место совершения преступления, в производстве осмотра места происшествия принимают активное участие и другие должностные лица: специалист-криминалист, инспектор-кинолог, участковый уполномоченный.

Таким образом, организационные функции следователя (руководителя СОГ) включают анализ всей информации, централизацию управления, расследование, построение версий и планирование действий, оценку новой поступающей информации. Следователь дает указания и поручения сотрудникам органа дознания, но без указания, какими средствами и методами они должны быть выполнены. В данном случае помимо процессуальных применяются и такие организационно-тактические формы взаимодействия, как совместная разработка версий и планирование расследования, проведение тактических опе-раций12.

В случаях, когда следователь не был привлечен к проведению предварительной проверки, оперативный работник по ее результатам, полагая, что в имеющихся

у него добытых оперативным путем материалах достаточно данных, указывающих на наличие признаков состава преступления, по которому предварительное следствие обязательно, докладывает об этом непосредственному начальнику. Получив согласие на реализацию этих материалов, после выполнения ряда процедур, направленных на рассекречивание оперативных данных, начальник оперативного подразделения заблаговременно предъявляет их для ознакомления руководителю следственного органа и следователю, которые дают им оценку с точки зрения достаточности и от-носимости для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Критерием оценки оперативно-розыскных материалов для возбуждения уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе время, место и способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства, сведения о лицах, причастных к преступлению. В случае если предоставленный материал не позволяет принять решение о возбуждении уголовного дела, то он возвращается органу дознания с письменным изложением причин, препятствующих возбуждению уголовного дела, и обстоятельств, подлежащих установлению. Выполнив указания о доработке материалов, оперативный работник при наличии признаков состава преступления в указанном выше порядке вновь передает материал оперативной проверки через руководителя следственного подразделения, как правило, тому же следователю для принятия решения в соответствии с требованиями УПК РФ. Если после доработки материала признаков состава преступления не усматривается, то решение об отказе в возбуждении уголовного дела орган дознания принимает самостоятельно.

Следователь, принявший дело к своему производству, оперативный работник и, как правило, тот, кто занимался сбором материала, составляют план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который согласовывается с их непосредственными руководителями и утверждается руководителем органа внутренних дел. План включает в себя розыскные и следственные версии, данные, подлежащие установлению для их проверки, перечень следственных действий, обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем,сроки и исполнителей.

Второй этап взаимодействия следователя и органа дознания начинается после производства первоначальных следственных действий и продолжается в ходе всего предварительного расследования, вплоть до его завершения. Оперативный работник может входить в состав СОГ, осуществлять оперативное сопровождение по делу, или же его участие в расследовании носит эпизодический характер.

В условиях предварительного расследования, где взаимодействие носит эпизодический характер, организуется дача отдельных разовых поручений следователем органу дознания. В таких случаях зачастую оперативный работник располагает только той информацией о деле, которая указана в самом поручении. Такое взаимодействие малоэффективно, но не бесполезно. Оно основывается на даче и исполнении технических поручений: установлении местонахождения и привода участника судопроизводства, выемки определенных предметов, имеющих значение для дела, оказании помощи при выполнении отдельных следственных действий, требующих большого количества участников.

Оперативное сопровождение по делу строго не регламентировано. Практика раскрытия и расследования преступлений нередко опирается на личный контакт между следователем и оперативным работником, основанный на деловом сотрудничестве. На существование и признанную эффективность данной формы взаимодействия в своей работе указывает Л.С. Каплан13.

Сотрудник органа дознания, осуществляющий оперативное сопровождение по делу, совместно со следователем разрабатывает следственные версии, участвует в составлении единого плана расследования, выполняет по поручению следователя определенные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, собирая информацию, имеющую отношение к делу, обсуждает ход и перспективы расследования. Такая деятельность носит дискретный характер - контакт следователя и представителя органа (органов) дознания возникает лишь в определенные моменты, когда в этом есть необходимость у любой из сторон взаимодействия. Особое место имеют письменные поручения следователя по конкретному уголовному делу, выполняемому определенным оперативным работником, который в силу этого осведомлен об обстоятельствах расследуемого

преступного деяния. Такая взаимная осведомленность и фактическая непрерывность совместной работы делают ее наиболее эффективной.

По мере необходимости оперативное сопровождение позволяет комбинировать как эпизодическое, так и постоянное взаимодействие в рамках СОГ Оно может плавно переходить в любую форму совместной работы, а по ненадобности прекращается.

Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, изменении ее состава принимает руководитель следственного органа посредством вынесения соответствующего постановления, где должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе следователь - руководитель следственной группы. Также в постановлении указывается о привлечении к работе следственной группы должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому и обвиняемому14.

Создание следственной группы с привлечением должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в том числе оперативных аппаратов УИС, способствует решению следующих задач:

- максимальное сокращение сроков расследования и содержания обвиняемых под стражей;

- консолидация усилий, материально-технических и криминалистических возможностей как нескольких следователей, так и подразделений (органов)правоохранительных ведомств в раскрытии и расследовании преступлений;

- организационная, психологическая оптимизация взаимоотношений следователей и оперативных сотрудников, экспертов и специалистов;

- ускорение обмена следственной и оперативно-розыскной информацией между следователем и субъектом оперативно-розыскной деятельности;

- максимальное обеспечение согласованного планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на стадии принятия решения о возбуждении уголовного дела и реализации оперативных материалов15.

Рассмотренный вид совместной деятельности оперативного работника и следователя является наиболее продуктивным.

Руководитель следственной группы помимо личного участия в производстве следственных действий определяет направление расследования и его планирование, распределяет работу между участниками группы и координирует их действия, осуществляет организационное обеспечение и контроль исполнения, знакомится с относящимися к делу оперативными материалами и совместно с оперативным работником отвечает за надлежащую их легализацию процессуальным путем.

Орган дознания, получивший оперативно-розыскным путем информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проходящих по делу, своевременно знакомит с нею следователя, принимая меры, исключающие разглашение источников и способов ее получения. Следует подчеркнуть, что только при полном изучении таких материалов следователь имеет возможность наиболее качественно расследовать уголовное дело. С целью обеспечения результативности работы по реализации оперативно-розыскных материалов следователь вправе знакомить с материалами уголовного дела оперативного работника, который несет установленную законом ответственность в случае их разглашения.

Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий охватывает оба этапа расследования преступлений. Ответственность за

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь - декабрь 2009 г) // Информационно-аналитический сборник. ФБУ НИИИиПТ ФСИН России. Тверь, 2010.

2 См.: Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, за декабрь 2009 г. (с нарастающим итогом) // Там же.

3 См.: Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, за декабрь 2010 г. (с нарастающим итогом) // Там же.

4 См.: Матусовский Г.А. Экономические преступления: криминалистический анализ. Харьков, 1999. С. 156-158.

5 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. 2009. 21 янв. № 7.

6 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 2001. 22. дек. № 249.

7 См.: Федеральный закон от 12.08.1995 г № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с последующими изм. и доп.) // Российская газета. 1995. 18 авг. № 160.

8 См.: Федеральный закон от 07.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Парламентская газета. 2011. 11-17 февр. № 7.

9 См.: Утв. Приказом МВД РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС РФ, СВР РФ, ФСИН РФ, ФСНК РФ, МО РФ от 17.04.2007 г. № 368 /185/164/481/32/184/97/147 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной

его непрерывность возлагается на руководителя следственной группы. План расследования, как правило, неоднократно изменяется и дополняется. Инициатива по его корректировке принадлежит как следователю, так и оперативному работнику.

Таким образом, независимо от формы взаимодействия определяющая роль в организации предварительного расследования принадлежит следователю. В этом аспекте практика раскрытия и расследования преступлений полностью согласуется с взглядами ученых-криминалистов. Так, в криминалистической литературе организация расследования определяется как «умственная деятельность следователя, направленная на построение мысленной модели всего акта расследования, материальным выражением которой и является письменный или графический план расследования»16. При этом организация предполагает учет и расстановку наличных сил и средств, определение форм и методов взаимодействия с оперативными аппаратами, анализ исходной информации в криминалистическом аспекте, а управление отражает не только способы воздействия на управляемую систему, но и выполнение функций координации и субординации. В процессе расследования следователь создает ту или иную либо использует разработанную в науке структуру организации деятельности по расследованию, адаптируя ее к конкретной категории уголовных дел и условиям деятельности17.

1 Sm.: Osnovnye pokazateli dejatel'nosti идо1о/по-ispolnitel'noj sistemy FSIN Rossii janvar' - dekabr' 2009 д. // Шогтасюппо-апа1ШсЬ^ку sbomik FBU ШНРТ FSIN Rossii. Т/ег', 2010.

2 Sm.: Otchet о sostojanii prestupnosti sredi Не, soderzhawihsja

V uchrezhdenijah и^, za dekabr' 2009 д. ^ narastajuwim ^одот) // Tam zhe.

3 Sm.: ОШЬ^ о sostojanii prestupnosti sredi Не, soderzhawihsja

V uchrezhdenijah и^ za dekabr', 2010 д. ^ narastajuwim itogom) // Tam zhe.

4 Sm.: Matusovskij в.А. Jekonomicheskie prestuplenija: kriminalisticheskij апа^. Наг'ко/, 1999. S. 156-158.

5 Sm.: Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 д.) // Rossijskaja gazeta. 2009. 21 janv. № 7.

6 Sm.: Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii // Rossijskaja gazeta. 2001. 22. dek. № 249.

7 Sm.: Federal'nyj zakon ot 12.08.1995 д. № 144^ «ОЬ operativno-rozysknoj dejatel'nosti» (s posledujuwimi izm. i dop.) // Rossijskaja gazeta. 1995. 18 а/д. № 160.

8 Sm.: Federal'nyj zakon ot 07.02.2011 д. № 3^ «О роИсН» // Parlamentskaja gazeta. 2011. 11-17 fevr. № 7.

9 Sm.: Utv. Prikazom MVD RF, FSB RF, FSO RF, FTS RF, SVR RF, FSIN RF, FSNK RF, МО RF ot 17.04.2007 д. № 368 /185/164/481/32/184/97/147 «ОЬ utverzhdenii Instrukcii о porjadke predstavlenija rezul'tatov operativno-rozysknoj

деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» // Российская газета. 2007 г. 16 мая. № 4364.

10 См.: Кириченко С.А. Особенности использования криминалистически значимой информации, полученной оперативно-розыскными методами, на первоначальном этапе расследования организованной преступности: Дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2002. С. 39-61.

11 См.: Космодемьянская Е.Е. Следственно-оперативная группа как одна из форм организации взаимодействия следственных и оперативно-розыскных органов в процессе раскрытия преступлений, совершенных в условиях неочевидности // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: Сб. материалов науч.-практ. конф. Красноярск, 2001. Ч. 2. С. 143-144.

12 См.: Каплан Л.С. Взаимодействие следователя с органами дознания: Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2000. С. 56-57.

13 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Ст. 163. // Российская газета. 2001. 22 дек. № 249.

14 См.: Цоколов И.А. Процессуальные и криминалистические особенности расследования преступлений следственной и следственно-оперативной группой: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 23.

15 Белкин Р.С. Курс криминалистики. М., 1997. Т. 2. С. 351.

16 См.: Космодемьянская Е.Е. Следственно-оперативная группа как одна из форм организации взаимодействия следственных и оперативно-розыскных органов в процессе раскрытия преступлений, совершенных в условиях неочевидности. С. 141.

dejatel'nosti organu doznanija, sledovatelju, prokuroru ili v sud» // Rossijskaja gazeta. 2007 g. 16 maja. №4364.

10 Sm.: Kirichenko S.A. Osobennosti ispol'zovanija kriminalisticheski znachimoj informacii, poluchennoj operativno-rozysknymi metodami, na pervonachal'nom jetape rassledovanija organizovannoj prestupnosti: Dis. ... kand.jurid. nauk. Kaliningrad, 2002. S. 39-61.

11 Sm.: Kosmodem'janskaja E.E. Sledstvenno-operativnaja gruppa kak odna iz form organizacii vzaimodejstvija sledstvennyh i operativno-rozysknyh organov v processe raskrytija prestuplenij,sovershennyh v uslovijah neochevidnosti // Aktual'nye problemy bor'by s prestupnost'ju v Sibirskom regione: Sb. materialov nauch.-prakt. konf. Krasnojarsk, 2001. Ch. 2. S. 143-144.

12 Sm.: Kaplan L.S. Vzaimodejstvie sledovatelja s organami doznanija: Dis. ... kand. jurid. nauk. Tjumen', 2000. S. 56-57.

13 Sm.: Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii. St. 163. // Rossijskaja gazeta. 2001. 22 dek. № 249.

14 Sm.: Cokolov I.A. Processual'nye i kriminalisticheskie osobennosti rassledovanija prestuplenij sledstvennoj i sledstvenno-operativnoj gruppoj: Dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2001. S. 23.

15 Belkin R.S. Kurs kriminalistiki. M., 1997. T. 2. S. 351.

16 Sm.: Kosmodem'janskaja E.E. Sledstvenno-operativnaja gruppa kak odna iz form organizacii vzaimodejstvija sledstvennyh i operativno-rozysknyh organov v processe raskrytija prestuplenij, sovershennyh v uslovijah neochevidnosti. S. 141. __

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.