Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
госслужащий / правовой статус / закон / civil servant / legal status / law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крылова Д. Т., Дудченко О. С.

В данной статье рассматриваются отдельные вопросы административно-правового статуса государственных гражданских служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL ISSUES ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF STATE CIVIL SERVANTS

This article discusses some issues of the administrative and legal status of government civil servants.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ»

УДК 342.98 Крылова Д.Т., Дудченко О. С.

Крылова Д.Т.

студент магистратуры группы 13 ЮРи7210 Кафедра Государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин Московский финансово-юридический университет (г. Липецк, Россия)

Научный руководитель: Дудченко О.С.

доктор юридических наук, профессор кафедры Государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин Московский финансово-юридический университет (г. Москва, Россия)

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация: в данной статье рассматриваются отдельные вопросы административно-правового статуса государственных гражданских служащих.

Ключевые слова: госслужащий, правовой статус, закон.

В первооснову регламентирования общественных отношений любым государством, независимо от исторического периода, всегда закладываются издаваемые властью государственные предписания, с установленными нормами права. Нормативно-правовая база - это совокупность официальных письменных (изданных) документов, которые принимаются в определенной форме правотворческим органом, регулирующих деятельность в определенном секторе общественной жизни. С помощью таких специальных юридических средств происходит воздействие на социальное пространство, в целях

принуждения к соблюдению существующих в государстве общественного порядка, правил поведения и властных распоряжений. Это называется правовым регулированием, и оно непосредственно влияет на практику государственного управления. Можно говорить о вполне определенной системе, объединяющей действующую совокупность нормативных правовых актов.

На современном этапе существования Российского государства наблюдаются процессы перманентного совершенствования правовой регламентации государственной службы. Основой для нормативно-правового регулирования данной сферы является прежде всего Основной закон страны -Конституция РФ, а также ряд федеральных законов РФ, как например, федеральный закон N 58-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О системе государственной службы Российской Федерации», принятый Государственной Думой 25.04.2003г. и одобренный Советом Федерации 14.05.2003 г. и другие нормативные правовые акты. Конституция РФ юридически закрепила существование института государственной службы в РФ и основные принципы ее организации. Основной закон страны устанавливает фундаментальные правовые основы, такие, как: федеральная государственная служба находится в ведении РФ, ограничения для замещения должностей государственной и муниципальной службы, в том числе связанных с возрастом, наличием гражданства иного государства и с наличием счетов (вкладов), хранением денежных средств и ценностей в банках, расположенных за пределами РФ (пункт «т» статьи 71), депутаты не могут находиться на государственной службе (часть 3 статьи 97), гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом, либо в установленных случаях, возможна замена ее альтернативной гражданской службой (статья 59). Деятельность федеральных служащих связана с реализацией полномочий Российской Федерации (статья 71), совместных полномочий (статья 72) и полномочий, переданных субъектами РФ федеральным органам (статья 78).

Правоотношения государственной службы регулируются различными отраслями российского права.

В Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) вопросам государственной службы посвящена, например, статья 1084, определяющая размер возмещения вреда, причиненного при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и «других соответствующих обязанностей».

Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ) распространяется на государственных служащих с особенностями законодательства о службе (статья 11). Бывшие государственные служащие в течение двух лет после увольнения со службы принимаются на работу в другие организации с обязательным уведомлением представителя нанимателя (статья 64.1). Трудовые договоры, заключенные в нарушение правил приема на работу бывших государственных служащих, расторгаются (статья 84). Особенностям труда работников Вооруженных Сил и федеральных государственных органов посвящена статья 349 ТК РФ.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 29.10.2024) (далее - КоАП РФ) нормами права устанавливаются ответственность должностных лиц (статья 2.4), военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания (статья 2.5), дисквалификация, как вид наказания (статья 3.11), борьба с использованием преимуществ должностных лиц в политических целях (статья 5.45), рассмотрение дел о дисквалификации районными судами (статья 23.1). Глава 19 КоАП РФ посвящена правонарушениям против порядка управления (самоуправство, несоблюдение законодательства о госконтроле и др.).

Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 29.10.2024) (далее - УК РФ) содержит ряд глав, устанавливающих ответственность за «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (глава 30),

«Преступления против правосудия» (глава 31), «Преступления против порядка управления» (глава 32) и «Преступления против военной службы» (глава 33).

Глава 22 Кодекса административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 г. N 21-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (далее - КАС РФ) посвящена производству по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных служащих.

Правовое регулирование государственной службы осуществляется федеральными законами как общего, так и специального характера. Среди них особо выделяется базовый, или рамочный закон федерального от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - Закон № 58-ФЗ), где на основании конституционных норм определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления государственной службой РФ.

В связи с тем, что отечественный законодатель закрепил в нормах статьи 2 Закона № 58-ФЗ системность государственной службы, объединяющую три ее вида (гражданская, военная и служба иных видов), правовое регулирование отдельных видов и уровней государственной службы осуществляется нормами многих специальных федеральных законов.

Государственная гражданская служба, как основной вид службы, осуществляемой во всех органах государственной власти, регулируется нормами профильного системообразующего Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ) прямого действия, легитимирующего в том числе и основы многоаспектного административно-правового статуса государственных гражданских служащих, который включает в своем составе основные права и обязанности, ограничения и запреты на гражданской службе, а также требования к их служебному поведению.

При этом, исходя из конституционного принципа, регулирование государственной гражданской службы осуществляется также на уровне субъектов РФ, в каждом из которых действует свой закон о гражданской

службе, как, например, Законы Липецкой области: от 30.12.2005 г. N 259-ОЗ (27.12.2023) "О государственной гражданской службе Липецкой области" [1], от 05.012000 г. N 61-ОЗ (ред. от 29.05.2024) "О денежном содержании и социальных гарантиях государственных гражданских служащих государственной гражданской службы Липецкой области" [2].

Нормами статьи 14 Закона № 79-ФЗ закрепляются, как дефиницирует законодатель, «основные права» гражданского служащего. Также административисты их относят к правам, именуемым статусными, в том смысле, что ими наделяются все поступающие на гражданскую службу граждане, независимо от должности.

Можно отметить такую особенность рассматриваемой совокупности прав как имплицированность в них основных трудовых прав (закреплены нормами ТК РФ) и прав специфического характера, присущих лишь государственным служащим данного вида. Такое положение обусловлено тем обстоятельством, что гражданский госслужащий выступает в качестве субъекта административно-служебных правоотношений, которые имеют свою специфику в отличие от трудовых, или частноправовых отношений, урегулированных нормами ТК РФ, где презюмируется равенство сторон.

В виду того, что в административно-правовых отношениях один из субъектов обладает властными полномочиями (госорган либо должностное лицо), указанные отношения носят безусловно неравный характер. В трудовых (частноправовых) отношениях субъект (включая и работников госпредприятий и госучреждений (не являются госорганами)) наделяется законодательно закрепленными в ТК РФ конкретно-определенным набором прав и обязанностей, который является основным. Все остальные комбинации, допускаемые в правовом статусе работника, в зависимости от сферы трудовой деятельности, относятся к комплементарным элементам (значит, не обязательным), как правило предусматриваются в тексте заключаемого конкретного трудового договора.

Однако для правового статуса госслужащих, в том числе и гражданских служащих, характерно детальное закрепление его особенностей на уровне законодательства, где устанавливается некоторый набор прав, и при этом очень подробно регламентируются обязанности, ограничения и запреты (связаны исключительно с особенностями осуществления гражданской госслужбы), с презюмированным требованием их неукоснительного соблюдения, составляя в своем синтезе основу правового статуса государственного гражданского служащего [3]. Как правило, при характеристике правового статуса госслужащих туда добавляется еще совокупность, включающая требования к служебному поведению, социальные гарантии и ответственность гражданских госслужащих. Установленные нормами статьи 14 Закона № 79-ФЗ конкретно-определенные права, в том числе, способствуют эффективному исполнению служащим его обязанностей.

С легитимным закреплением в наименовании статьи 14 дефиниции «основные права», в некоторой степени связывают конкуренцию формулировок понимания основных (или общих для всех) субъективных прав, возникающих у любого лица (в том числе и служащего государственной службы), вступающего в трудовые отношения (нормы статьи 21 ТК РФ), с момента заключения служебного контракта и назначения на должность лица, проходящего госслужбу (как наличие юридического факта, установленного законом). Предполагаем, что под дефиницией «основные права» гражданских госслужащих законодатель скорее имел ввиду, что они выступают по смысловому контексту как «общие права» для данной категории служащих, поскольку подразумевается еще и такие права, как «не основные» («дополнительные», «другие» и т.п.). Помимо закрепленных статьей 14 Закона № 79-ФЗ прав, в служебном контракте могут быть установлены более узкие, специальные или конкретизированные права гражданского госслужащего по занимаемой им должности на определенном служебном месте. Всего в статье 14 Закона № 79-ФЗ на сегодня установлен перечень из 18-ти пунктов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Липецкая газета от 01.01.2006 г. N 1, N 2;

2. Липецкая газета от 15.01.2000 г. N 8;

3. Знаменский Д.Ю. Государственная и муниципальная служба: учебник для вузов /Отв. редактор Н. А. Омельченко. 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2024. - С. 157;

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 09.11.2024) //Собрание законодательства РФ, 07.01.2002 г. N 1 (часть I) ст. 3;

5. Федеральный закон от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О системе государственной службы Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, N 22, ст. 2063;

6. Федеральный закон от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215

Krylova D.T., Dudchenko O.S.

Krylova D.T.

Moscow University of Finance and Law (Lipetsk, Russia)

Scientific advisor: Dudchenko O.S.

Moscow University of Finance and Law (Moscow, Russia)

INDIVIDUAL ISSUES ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF STATE CIVIL SERVANTS

Abstract: this article discusses some issues of the administrative and legal status of government civil servants.

Keywords: civil servant, legal status, law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.