Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ АЛКОГОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ АЛКОГОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административная ответственность / несовершеннолетние / алкогольная продукция / спиртосодержащая продукция / антиалкогольное законодательство / наказание / родители или иные законные представители / administrative responsibility / minors / alcoholic products / alcohol-containing products / anti-alcohol legislation / punishment / parents or other legal representatives.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнаухова Наталья Геннадьевна, Чумаченко Арина Юрьевна

Потребление алкогольной продукции представляет собой существенную угрозу для здоровья граждан. Особую обеспокоенность вызывает алкоголизация детей. В статье рассматриваются проблемы употребления спиртного лицами, не достигшими совершеннолетия. Авторами проведён анализ отдельных правовых норм, которые регулируют правоотношения в сфере антиалкогольного законодательства. Проведённое исследование позволило определить роль родителей или законных представителей несовершеннолетних в процессе доказывания факта опьянения. Сформулирован ряд рекомендаций, направленных на повышение эффективности противодействия алкоголизации несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корнаухова Наталья Геннадьевна, Чумаченко Арина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC PROBLEMS APPLICATION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY MEASURES FOR VIOLATIONS OF ALCOHOL LEGISLATION BY MINORS

Consumption of alcoholic beverages poses a significant threat to the health of citizens. Alcohol abuse in children is of particular concern. The article discusses the problems of drinking alcohol by persons under the age of majority. The authors analyzed individual legal norms that regulate legal relations in the field of alcohol legislation. The study made it possible to determine the role of parents or legal representatives of minors in the process of proving the fact of intoxication. A number of recommendations have been formulated aimed at increasing the effectiveness of combating alcoholism among minors

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ АЛКОГОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

Научная статья УДК 342.922

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ АЛКОГОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1 2

Корнаухова Наталья Геннадьевна , Чумаченко Арина Юрьевна

1 2

, Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия

[email protected]

[email protected]

Аннотация. Потребление алкогольной продукции представляет собой существенную угрозу для здоровья граждан. Особую обеспокоенность вызывает алкоголизация детей. В статье рассматриваются проблемы употребления спиртного лицами, не достигшими совершеннолетия. Авторами проведён анализ отдельных правовых норм, которые регулируют правоотношения в сфере антиалкогольного законодательства. Проведённое исследование позволило определить роль родителей или законных представителей несовершеннолетних в процессе доказывания факта опьянения. Сформулирован ряд рекомендаций, направленных на повышение эффективности противодействия алкоголизации несовершеннолетних.

Ключевые слова: административная ответственность, несовершеннолетние, алкогольная продукция, спиртосодержащая продукция, антиалкогольное законодательство, наказание, родители или иные законные представители.

Для цитирования: Корнаухова Н. Г., Чумаченко А. Ю. Отдельные проблемы применения мер административной ответственности за нарушения несовершеннолетними алкогольного законодательства // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2024. № 3(100). С. 75-84.

SPECIFIC PROBLEMS

APPLICATION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY MEASURES FOR VIOLATIONS OF ALCOHOL LEGISLATION BY MINORS

12

Natalya G. Kornaukhova , Arina Y. Chumachenko

1,2Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgograd,

Russia

[email protected]

2 [email protected]

Annotation. Consumption of alcoholic beverages poses a significant threat to the health of citizens. Alcohol abuse in children is of particular concern. The article discusses the problems of drinking alcohol by persons under the age of majority. The authors analyzed individual legal norms that regulate legal relations in the field of alcohol legislation. The study made it possible to determine the role of parents or legal representatives of minors in the process of proving the fact of intoxication. A number of recommendations have been formulated aimed at increasing the effectiveness of combating alcoholism among minors.

Kewords: administrative responsibility, minors, alcoholic products, alcohol-containing products, anti-alcohol legislation, punishment, parents or other legal representatives.

For citation: Kornaukhova N. G., Chumachenko A. Y. Selected problems of applying administrative liability measures for violations of alcohol legislation by minors // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova. 2024. № 3(100). P. 75-84.

Для полноценного развития любого государства базовым показателем является численность населения и, соответственно, уровень здоровья его граждан. Национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на данный момент определяются комплексом направлений, к числу которых отнесены демография и здравоохранение. Национальные проекты «Демография»1 и «Здравоохранение» ставят целью увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни граждан, обеспечение непрерывного увеличения численности населения и процента граждан, соблюдающих здоровый образ жизни, определяют векторы движения к снижению смертности от болезней кровеносной системы и новообразований. По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы, в Российской Федерации в 2023 году среднее количество потребления чистого спирта на человека составило 8,4 литра3. Цифра внушающая, учитывая, что это средний показатель потребления и включает в себя всё население страны - от младенцев до стариков. На наш взгляд, сфера реализации антиалкогольного законодательства нуждается в детализации и проработке. Отсутствие единого алгоритма действий и законодательной прозрачности административного производства по обсуждаемым составам правонарушений может провоцировать нарушения процедуры исполнения административного законодательства со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Согласно Концепции сокращения потребления алкоголя в Российской Федерации4, одной из основных задач является профилактика и раннее выявление фактов злоупотребления алкогольной продукцией, приоритет защиты несовершеннолетних от пагубного воздействия алкогольной продукции. Важнейшую роль в достижении успеха указанных широкомасштабных задач развития Российской Федерации играют правоохранительные органы, в частности полиция. Достаточно часто при осуществлении своих непосредственных обязанностей сотрудники полиции сталкиваются с фактами нарушений антиалкогольного законодательства в отношении несовершеннолетних. Отсутствие единой алгоритмизации действий, несовершенство правовой базы в этой области приводят к снижению эффективности работы и производительности труда сотрудников органов внутренних дел. Указанные факторы вынуждают разрешать такие ситуации самостоятельно, опираясь только на опыт, который есть далеко не у всех сотрудников. Хотя своевременность проведения всего комплекса профилактических мер позволит направить несовершеннолетнего на социально полезную деятельность, предотвратить его личную деформацию и предупредить совершение правонарушений и преступлений [1, с. 148]. Становится очевидной необходимость «вооружить» сотрудников полиции правовым

1 Национальный проект «Демография», утвержденный президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16 [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demographv (дата обращения 02.07.2024).

2 Национальный проект «Здравоохранение», утвержденный президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 3 сентября 2018 г. № 10 [Электронный ресурс]. URL :https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/zdravookhranenie/ (дата обращения 02.07.2024).

Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL:https://www.fedstat.ru/indicator/62579 (дата обращения: 15.07.2024).

4 Концепция сокращения потребления алкоголя в Рос. Федерации [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 11 декабря 2023 г. № 3547-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

инструментарием для решения нестандартных ситуаций. Игнорирование таких проблемных моментов чревато негативными последствиями как для полноценного развития здорового поколения молодёжи российского общества в целом, так и для эффективной работы органов внутренних дел в частности. За 7 месяцев текущего года на территории Российской Федерации зарегистрировано 14213 преступлений с участием несовершеннолетних. Каждое пятое расследованное преступление (20,3 %) совершено в состоянии алкогольного опьянения, каждое сороковое из них (2,5 %) - в возрасте до 18 лет1. Это обосновывает необходимость выявить способы ограждения подрастающего поколения от отмеченного негативного социального явления. Сделать это представляется возможным за счет создания правовых средств противодействия алкоголизации несовершеннолетнего населения [2, с. 64].

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) закреплён ряд составов административных правонарушений, связанных с фактами потребления алкогольной продукции (далее - АП) несовершеннолетними. Анализ примеров из судебной практики по делам об административных правонарушениях, связанных с употреблением АП и спиртосодержащей продукции (далее - СП) несовершеннолетними, а также комплексное изучение законодательства Российской Федерации, регламентирующего исследуемую нами тему, позволили наметить проблемные ситуации производства по делам о таких административных правонарушениях.

Рассмотрим факты распития АП и нахождения в состоянии алкогольного опьянения (далее - АО) гражданами РФ, не достигшими возраста привлечения к административной ответственности. В соответствии со ст. 20.22. КоАП РФ ответственность за нахождение в состоянии АО или же потребление АП и СП несовершеннолетним до шестнадцатилетнего возраста несут его родители или иные законные представители. Согласимся с мнением И. Д. Мотрович, который считает, что наличие правовой нормы, предусматривающей ответственность за указанные деяния, ещё не означает, что она адекватно учитывает современные реалии, а также изменения в законодательстве, направленные на защиту интересов несовершеннолетних [3, с. 37].

Объективной стороны данного правонарушения является непосредственно нахождение несовершеннолетнего в нетрезвом состоянии или распитие им АП или СП. Процесс доказывания потребления на практике не вызывает сложностей. Затруднительным оказывается подтверждение факта нахождения несовершеннолетнего в состоянии АО, а следовательно, процесс сбора доказательств при привлечении родителей или иных законных представителей к административной ответственности. Подпункт 3 п. 5 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)3 в качестве одного из оснований для направления лица на медицинское освидетельствование (далее - МО) предусмотрено подтверждение либо опровержение факта совершения административного правонарушения. Подпункт 8 того же правового акта предписывает направлять на МО несовершеннолетнего, не достигшего пятнадцатилетия, на основании письменного заявления одного из его родителей или иного законного представителя. То есть при отказе последних определение факта АО фактически невозможно. Наряду с этим в подп. 80.5. Инструкции по организации деятельности подразделений по делам

Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL:https://www.fedstat.ru/indicator/62579 (дата обращения: 15.07.2024).

2 Кодекс Рос. Федерации об административных правонарушениях: Федер. Закон Рос. Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52, ст. 3128.

3 Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) [Электронный ресурс]: приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации1 указано, что при доставлении несовершеннолетнего в дежурную часть и наличии достаточных оснований считать, что несовершеннолетний пребывает в состоянии АО, последний направляется в медицинскую организацию для проведения МО в установленном порядке.

В п. 6 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)2 указаны определённые визуальные критерии оценки, позволяющие при наличии одного или нескольких из них полагать, что лицо пребывает в состоянии АО. Это неустойчивость позы и шаткость походки, запах алкоголя изо рта, нарушение речи, резкое изменение окраса кожных покровов лица. Кроме этого, Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения , обязывают при направлении несовершеннолетних на МО в обязательном порядке уведомлять их родителей или иных законных представителей.

Федеральный закон РФ от

21.11.2011 № 323-ф34 «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» в ст. 20 определяет, что законный представитель несовершеннолетнего даёт добровольное согласие на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетнего до достижения им пятнадцатилетнего возраста. Диагностические медицинские манипуляции, выполняемые медицинским работником в отношении пациента, являются медицинским вмешательством. Следовательно, можно утверждать, что МО несовершеннолетнего на состояние АО является медицинским вмешательством.

Обобщая сказанное, можно констатировать, что до достижения несовершеннолетним лицом пятнадцатилетнего возраста (исключая случаи досрочного приобретения полной гражданской дееспособности) необходимо не только уведомление родителей или иных законных представителей о направлении на МО, но и их добровольное согласие на медицинское вмешательство. При этом законный представитель может счесть подобные процедуры в отношении несовершеннолетнего недопустимым, обосновав это нежеланием психологического давления на ребенка, а может и вовсе, не поясняя причин, сослаться на законодательство РФ. Всё это, несомненно, создаёт сложности в подтверждение факта нахождения несовершеннолетнего до достижения им пятнадцатилетнего возраста в состоянии АО. Считаем возможным согласиться с мнением отдельных учёных, которые считают, что для приведения нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения медицинского освидетельствования в соответствие с требованиями КоАП РФ, в том числе и для восполнения существующих пробелов, необходима разработка единого нормативного правового акта, регулирующего медицинское освидетельствование именно несовершеннолетних лиц [4, с. 111].

Также согласно ст. 51 Конституции РФ родители или иные законные представители несовершеннолетнего не обязаны свидетельствовать ни против себя, ни против своего ребёнка (и наоборот). То есть в материале дела об административном правонарушении может не оказаться не только акта о МО на состояние АО, но и объяснений несовершеннолетнего и его законного представителя, в которых факт потребления АП и, как следствие, нахождения в состоянии АО будет подтверждаться.

1 Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845. Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».

2 Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) [Электронный ресурс]: приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 23 января 2015 г. № 37. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Об основах здоровья граждан в Рос. Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Таким образом, отсутствие в материале дела об административном правонарушении в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего в соответствии со ст. 20.22. КоАП РФ акта МО, подтверждающего нахождение ребенка в состоянии АО, является достаточным основанием для прекращения административного производства в отношении указанных лиц или оспаривания решения о привлечении их к административной ответственности.

Обоснованным кажется нам введение мер административного характера, обязывающих родителей и иных законных представителей несовершеннолетних не препятствовать проведению МО. Несомненно, такое исследование несовершеннолетнего на состояние АО должно проводиться в присутствии близких ему лиц. Однако при отказе родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего (до 15 лет) от МО считаем возможным руководствоваться процедурой, аналогичной алгоритму действий, указанному в 12 главе КоАП РФ. Для этого предлагаем дополнить КоАП РФ ст. 20.22. следующим содержанием: «Невыполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, не достигшего возраста привлечения к административной ответственности, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении несовершеннолетним медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, при наличии внешних признаков такового, влечёт наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот рублей до двух тысяч рублей».

Статья 20.22. КоАП РФ также должна быть внесена в перечень статей, по которым дела об административных правонарушениях рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2. КоАП РФ). Данная мера, на наш взгляд, будет благоприятно сказываться на эффективности профилактического воздействия на молодёжь в сфере борьбы с алкоголизмом; способствовать раннему выявлению лиц, попавших в алкогольную зависимость; исключит случаи ухода от административной ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, а также будет являться основанием для постановки на профилактический учёт несовершеннолетнего и проведения с ним индивидуальной профилактической работы в подразделении по делам несовершеннолетних [5, с. 71].

При этом нельзя забывать о соблюдении процедуры направления на МО. Так, в августе 2022 года в г. Минеральные Воды произошло задержание пятнадцатилетней несовершеннолетней А., которая в компании двух других подростков находилась в общественном месте в состоянии опьянения. Несовершеннолетняя А. была направлена на МО в принудительной форме без согласия ее матери Н. В ходе проведения МО несовершеннолетняя А. от проведения МО отказалась, на основании чего врач нарколог составил соответствующий акт. Сотрудник полиции составил протокол об административном правонарушение в соответствии со ст. 20.20 КоАП РФ, при этом не разъяснив Н. права отказа от МО. Дело об административном правонарушении в отношении Н. в соответствии со ст. 20.22 КоАП РФ было передано в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, рассмотрено и вынесено решение о привлечении Н. к административной ответственности. Постановление комиссии было обжаловано Н. в суде, который вынес решение о прекращении дела об административном правонарушение в связи с отсутствием состава правонарушения. Вывод судьи основывался на несоблюдении сотрудником полиции ч. 2 ст. 27.12.1 КоАП РФ и Постановления Правительства № 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших

административные правонарушения»1. Кроме того суд удовлетворил иск Н. к МВД России, ей были компенсированы моральный вред и расходы на защитников по делу об административном правонарушении по иску в сумме 100 тысяч рублей .

При исследовании данного вопроса нельзя оставить без внимания положения п. 4 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утверждённого приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н3, в котором указывается, что МО (осмотр) должно проводиться врачом-специалистом, а при невозможности фельдшером, прошедшим на базе наркологического отделения медицинской организации подготовку по программе, соответствующей одному из приложений указанного приказа.

Проблематичным видится то, что существуют автономные некоммерческие организации, общества с ограниченной ответственностью, частные учреждения дополнительного профессионального образования, предлагающие курсы повышения квалификации медицинских работников по данному направлению как очно, так и в дистанционном формате. Подобные организации предоставляют образовательные услуги надлежащего качества, программы обучения соответствуют государственным стандартам и имеют аккредитацию на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. По окончании обучения они выдают документы, которые внесены в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении»4, которая является неотъемлемой частью процесса аккредитации и трудоустройства медицинских работников. Однако данные организации не являются ни наркологической больницей, ни наркологическим диспансером, то есть не подходят под определение наркологического отделения медицинской организации, указанное в приказе. Следовательно, согласно ч. 3 ст. 26.2. КоАП РФ акт МО не будет являться доказательством по делу об административном правонарушении, так как оно было получено с нарушением закона.

Так Судьей Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры С. Н. Поплавских 10 января 2020 года (дело № 12-22/2020) было вынесено решение о том, что акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения является недопустимым доказательством вины, поскольку получен с нарушением закона. Компетентность врача, проводившего МО, была подтверждена удостоверением о повышении квалификации врача, что не соответствует нормам законодательства5.

Федеральным законом РФ от

22.11.1995 № 171-ФЗ6 (ч. 2 ст. 16) в нашей стране установлен запрет на розничную реализацию АП несовершеннолетним. При этом законодательно продажа СП этой категории лиц не урегулирована. Согласно ст. 2

Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения [Электронный ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 23 января 2015 г. № 37. Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».

2 Advgazeta.ru, «Адвокатская газета», 2017-2024 [Электронный ресурс]. URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/problemy-osparivaniya-resheniy-o-privlechenii-k-administrativnoy-otvetstvennosti-po-st-20-22-koap-rf/?sphrase_id=1016936 (дата обращения: 15.07.2024).

3 О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) [Электронный ресурс]: приказ Минздрава России от 18.12.2015 № 933н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении [Электронный ресурс]: постановление правительства Рос. Федерации от 31 мая 2021 г. № 825. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Sudact.ru: Решение № 12-142/2019 12-22/2020 от 10 января 2020 г. по делу № 12-142/2019: [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/doc/2J1uLL8SyxJ8/ (дата обращения: 15.07.2024).

6 О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

вышеуказанного ФЗ, «АП является пищевая продукция, произведённая с использованием или без использования этилового спирта, произведённого из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5 % объёма готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации». При этом «СП - это пищевая или непищевая продукция: спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 % объёма готовой продукции». То есть потенциально пригодная для перорального употребления СП, такая как настои лекарственных трав с содержанием этилового спирта 70 %, к примеру «Настойка пиона», «Настойка боярышника», «Настойка пустырника», не запрещена к продаже несовершеннолетним на законодательном уровне. Также антисептические средства с содержанием этилового спирта могут потребляться не по прямому назначению.

Ввиду законодательно предусмотренной ответственности за продажу АП несовершеннолетнему приобрести её сложно, в то время как СП купить не составляет проблемы. Стоимость такого рода продукции гораздо дешевле алкогольной, и прямого законодательного запрета на распитие (потребление) и продажу медицинских препаратов и изделий на основе этилового спирта (СП) несовершеннолетним не предусмотрено. Отсюда вытекают трудности правоприменения в административной деятельности полиции при выявлении подобных фактов.

Напомним, что в тексте ст. 20.22. КоАП РФ прописаны термины «алкогольная продукция» и «спиртосодержащая продукция», что создаёт возможность привлечения к административной ответственности родителей и иных законных представителей несовершеннолетних, потребляющих (распивающих) и АП, и спиртосодержащие лекарственные препараты и средства. Однако ст. 20.20. КоАП РФ предусматривает ответственность за потребление (распитие) в запрещённых местах лишь АП. Данное обстоятельство «разрешает» потребление несовершеннолетними СП, не причисленной к пищевой, то есть употребление АП, например: настоев лекарственных трав с содержанием этилового спирта 70 % на 100 мл готовой продукции, парфюмированной СП с содержанием этилового спирта 50 % на 100 мл готовой продукции - фактически не нарушает законодательство Российской Федерации. На наш взгляд, такая норма является несовершенной, так как до достижения совершеннолетия индивид находится в процессе становления личности, формирования социальной ориентации и морально-этической духовной структуры, что явно указывает на опасность интегрирования вредных привычек в его жизнь.

Мы считаем обоснованной необходимость кодификации составов административных правонарушений в отношении несовершеннолетних, употребляющих АП и СП, а также находящихся в состоянии АО, путём внесения дополнений в статью 20.20. КоАП РФ, включив и в название статьи, и в тексте ч. 1 после слова «алкогольной» слова «и спиртосодержащей». Во избежание привлечения к административной ответственности граждан, принимающих лекарственные средства на основе спирта, видится целесообразным сформировать перечень запрещённой к приёму в общественных местах СП, основываясь на потенциальной пригодности продукции к употреблению в целях достижения АО.

Не менее спорными видятся случаи рассмотрения фактов появления в общественных местах в состоянии АО лиц в возрасте от шестнадцати лет и до наступления совершеннолетия. По данным Федеральной службы государственной статистики, в РФ проживает более трёх миллионов жителей в возрасте 16-17 лет, что составляет 1/49 часть от всего населения страны и 1/9 часть населения моложе

трудоспособного возраста1. Данные статистики делают данную категорию граждан приоритетной в сфере профилактического воздействия.

Необходимо осознавать, что возрастной промежуток от шестнадцати до семнадцати лет является поздним пубертатным кризисом, характеризующимся неполной сформированностью личности и активизацией стремления к независимости и самоутверждению. В этот период несовершеннолетние склонны к экспериментам интеграции во взрослое сообщество и нередко это сопровождается интересом воздействия алкоголя на свой организм. Специалисты и учёные, исследующие проблемы детского алкоголизма, высказывают единое мнение о том, что даже слабоалкогольный напиток в незначительных дозах способен нанести существенный вред детскому организму [6, с. 90]. На почве употребления алкоголя лица в возрасте до 18 лет становятся более конфликтными и склонными к общественно опасному поведению [7, с. 348, 353]. Впоследствии, по мнению А. А. Беженцева, данная категория подростков может стать «своеобразным резервом для зрелой и рецидивной преступности [8, с. 167]. В связи с этим исследуемая категория несовершеннолетних особенно нуждается в корреляции поведения во избежание приобретения пагубных привычек на этапе формирования личности.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21. КоАП РФ, является факт появления в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность своим поведением или внешним видом. Учитывая то, что несовершеннолетний, достигший возраста привлечения к административной ответственности, может появиться в общественном месте в состоянии АО, иметь гиперемию кожных покровов лица и алкогольный запах из ротовой полсти, но не оскорблять при этом своим видом и поведением человеческое достоинство и общественную нравственность, то есть быть прилично и чисто одетым, не иметь серьёзных нарушений координации движений, иметь внятную и разборчивую речь, можно сделать вывод о том, что законных оснований привлечь такого несовершеннолетнего к административной ответственности нет.

Рассмотренный ранее Федеральный закон РФ от 22.11.1995 № 171-ФЗ2 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» чётко указывает на запрет потребления АП несовершеннолетними, следовательно, и на пребывание в состоянии АО. Нельзя находиться в состоянии АО, не употребляя до этого алкогольную или спиртосодержащую продукцию. Однако нормативного закрепления данного запрета лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет в действующем административном законодательстве Российской Федерации не существует. Это обстоятельство негативно сказывается на профилактике недопущения потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции в молодёжной среде, создаёт значительные трудности в реализации норм КоАП РФ сотрудниками полиции при выявлении подобных фактов.

Полагаем, назрела необходимость законодательной регламентации запрета появления в общественных местах в состоянии АО лиц в возрасте от 16 до 18 лет без признаков оскорбления ими человеческого достоинства и общественной нравственности. Для закрепления этой нормы предлагаем статью 20.21 КоАП РФ после слов «общественную нравственность,» дополнить словосочетанием «или до достижения возраста совершеннолетия». Анализ правовых норм государственного

Материалы официального сайта Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284 (дата обращения: 15.07.2024).

2 О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, исследование проблемных аспектов осуществления административной деятельности полиции, связанной с потреблением АП и СП в молодёжной среде и, как следствие, нахождения в состоянии АО несовершеннолетних, указывают на необходимость внесения корректив в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Вариации совершенствования антиалкогольного законодательства в отношении несовершеннолетних множественны и необходимы. Рассмотрение и решение данных проблемных моментов, по нашему мнению, снизит показатель потребления алкогольной продукции в молодёжной среде.

1. Михайлова Е. В., Шмарион П. В. Предупреждение преступлений несовершеннолетних // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2023. № 2(95). С. 144-150.

2. Лихолет Е. Н., Сливко Н. К., Бондаренко Д. М. К вопросу об административной ответственности за приобретение и передачу алкогольной продукции несовершеннолетним // Право и практика. 2022. № 3. С. 64-68.

3. Мотрович И. Д. Некоторые проблемы административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних за совершение антиобщественных действиях // Законность и правопорядок в современном обществе. 2010. № 2-1. С. 36-41.

4. Махина С. Н., Карагодин А. В., Дорофеева Ж. П. Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних за правонарушения, посягающие на общественный порядок в сфере реализации антиалкогольного законодательства // Научный портал МВД России. 2021. № 2 (54). С. 109-115.

5. Строева О. А. Отдельные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые сотрудниками полиции в отношении несовершеннолетних // Криминологический журнал. 2020. № 3. С. 68-71.

6. Андреев Д. В. Административно-правовая защита несовершеннолетних от угроз, исходящих от продажи им алкогольной или иной спиртосодержащей продукции // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2020. № 4(54). С. 89-97.

7. Смирнова А. В. Социальные причины подросткового алкоголизма // Евразия и глобальные социально-экономические изменения: VII Международный конгресс социологов тюркского мира: сборник научных трудов, Казань, 12-13 марта 2020 года. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2020.

8. Беженцев А. А. Деятельность учреждений здравоохранения по профилактике потребления несовершеннолетними алкогольной продукции и наркотических средств: административно-правовой аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 3 (83). С. 165-172.

1. Mixajlova E. V., Shmarion P. V. Preduprezhdenie prestuplenij nesovershennoletnix // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2023. № 2(95). S. 144-150.

2. Lixolet E. N., Slivko N. K., Bondarenko D. M. K voprosu ob administrativnoj otvetstvennosti za priobretenie i peredachu alkogolnoj produkcii nesovershennoletnim // Pravo i praktika. 2022. № 3. S. 64-68.

3. Motrovich I. D. Nekotory'e problemy' administrativnoj otvetstvennosti za vovlechenie nesovershennoletnix za sovershenie antiobshhestvenny'x dejstviyax // Zakonnosf i pravoporyadok v sovremennom obshhestve. 2010. № 2-1. S. 36-41.

4. Maxina S. N., Karagodin A. V., Dorofeeva Zh. P. Osobennosti privlecheniya k administrativnoj otvetstvennosti nesovershennoletnix za pravonarusheniya, posyagayushhie na obshhestvenny'j poryadok v sfere realizacii antialkogolnogo zakonodatelstva // Nauchnyj portal MVD Rossii. 2021. № 2 (54). S. 109-115.

5. Stroeva O. A. Otdel'ny'e mery' obespecheniya proizvodstva po delam ob administrativny'x pravonarusheniyax, primenyaemy'e sotrudnikami policii v otnoshenii nesovershennoletnix // Kriminologicheskij zhurnal. 2020. № 3. S. 68-71.

6. Andreev D. V. Administrativno-pravovaya zashhita nesovershennoletnix ot ugroz, isxodyashhix ot prodazhi im alkogol'noj ili inoj spirtosoderzhashhej produkcii // Yuridicheskaya nauka i pravooxranitel'naya praktika. 2020. № 4(54). S. 89-97.

7. Smirnova A. V. Social'ny'e prichiny' podrostkovogo alkogolizma // Evraziya i global'ny'e social'no-e'konomicheskie izmeneniya: VII Mezhdunarodny'j kongress sociologov tyurkskogo mira: sbornik nauchny'x trudov, Kazan', 12-13 marta 2020 goda. Kazan': Kazanskij (Privolzhskij) federal'ny'j universitet, 2020.

8. Bezhencev A. A. Deyatel'nost' uchrezhdenij zdravooxraneniya po profilaktike potrebleniya nesovershennoletnimi alkogol'noj produkcii i narkoticheskix sredstv: administrativno-pravovoj aspekt // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2019. № 3 (83). S. 165-172.

Информация об авторах

Наталья Геннадьевна Корнаухова. Начальник кафедры конституционного и административного права. Кандидат юридических наук, доцент. Волгоградская академия МВД России. 400075, Россия, г. Волгоград, ул. Историческая, 130.

Арина Юрьевна Чумаченко. Преподаватель кафедры конституционного и административного права.

Волгоградская академия МВД России.

400075, Россия, г. Волгоград, ул. Историческая, 130.

Information about the author

Natalya G. Kornaukhova. Head of the Department of Constitutional and Administrative Law. Candidate of Law, Associate Professor.

Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 400075, Russia, Volgograd, Historical str., 130.

Arina Y. Chumachenko. Lecturer at the Department of Constitutional and Administrative Law.

Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 400075, Russia, Volgograd, Historical str., 130.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicting interests.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторами внесен равный вклад в написание статьи.

The authors made equal contribution to the description of the article.

Статья поступила в редакцию 01.08.2024; одобрена после рецензирования 14.08.2024; принята к публикации 13.09.2024.

The article was submitted August 1, 2024; approved after reviewing August 14, 2024; accepted to the writing of the article for publication September 13, 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.