Научная статья на тему 'Особенности реализации заключения под стражу в отношении осужденных (подозреваемых, обвиняемых), совершивших преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы'

Особенности реализации заключения под стражу в отношении осужденных (подозреваемых, обвиняемых), совершивших преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1750
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ / MEASURE / ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ / СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР / DETENTION / ОСУЖДЕННЫЙ / CONVICT / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / IMPRISONMENT / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / SUSPECT / ОБВИНЯЕМЫЙ / ACCUSED / ТЮРЬМА / PRISON / УЧРЕЖДЕНИЕ / ИСПОЛНЯЮЩЕЕ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / THE INSTITUTION EXECUTING THE PENALTY OF DEPRIVATION OF LIBERTY / СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ / SPECIALLY EQUIPPED PREMISES FUNCTIONING IN THE REGIME OF REMAND / ФУНКЦИОНИРУЮЩИЕ В РЕЖИМЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ / DETENTION FACILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шурухнов Николай Григорьевич, Гришин Дмитрий Алексеевич

В статье рассматривается институт заключения под стражу. Анализ указанной меры пресечения проводится по отношению к особенностям ее применения к осужденным (подозреваемым, обвиняемым), совершившим преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы, обосновываются невозможность применения к осужденным (подозреваемым, обвиняемым), совершившим преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы, иных мер пресечения, так как в силу пребывания лица в условиях изоляции ни подписка о невыезде, ни наблюдение командования воинской части, ни присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, ни залог, ни домашний арест безоговорочно применяться не могут. Делается вывод о комплексном характере мер процессуального принуждения применению рассматриваемой меры пресечения предшествует задержание подозреваемого. Исследованию подвергается также правовой статус лиц, уже лишенных свободы и вновь заключенных под стражу ввиду совершения ими нового преступления. Подозреваемые и обвиняемые из числа осужденных, совершившие преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться: в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы; тюрьмах; на территориях учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. При этом независимо от места содержания под стражей должен быть установлен режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию. Проведенное исследование позволило сделать вывод о необходимости неукоснительного соблюдения требований уголовно-процессуального законодательства и недопустимости подмены процессуальных средств уголовно-исполнительными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шурухнов Николай Григорьевич, Гришин Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF DETENTION IN RESPECT OF CONVICTED PERSONS (SUSPECTS, ACCUSED) COMMITTED THE OFFENCE WHILE SERVING A PUNISHMENT OF DEPRIVATION OF LIBERTY

In article the institute of detention is considered. The analysis of the specified measure of restraint is carried out in relation to features of its application to convicts (the suspect, the defendant) who have committed crimes during serving sentence in the form of imprisonment. Authors prove impossibility of application to convicts (the suspect, the defendant) who have committed crimes during serving sentence in the form of imprisonment, other measures of restraint as owing to stay of the person in the conditions of isolation neither recognizance not to leave, nor observation of command of military unit, nor supervision for the minor defendant, nor pledge, nor house arrest can unconditionally be applied. The conclusion is drawn on complex char-acter of measures of procedural coercion application of the considered measure of restraint is preceded by detention of the suspect. Also legal status of the persons who are already imprisoned, and again taken into custody in view of commission of a new crime by them is exposed to a research... In article the institute of detention is considered. The analysis of the specified measure of restraint is carried out in relation to features of its application to convicts (the suspect, the defendant) who have committed crimes during serving sentence in the form of imprisonment. Authors prove impossibility of application to convicts (the suspect, the defendant) who have committed crimes during serving sentence in the form of imprisonment, other measures of restraint as owing to stay of the person in the conditions of isolation neither recognizance not to leave, nor observation of command of military unit, nor supervision for the minor defendant, nor pledge, nor house arrest can unconditionally be applied. The conclusion is drawn on complex char-acter of measures of procedural coercion application of the considered measure of restraint is preceded by detention of the suspect. Also legal status of the persons who are already imprisoned, and again taken into custody in view of commission of a new crime by them is exposed to a research. The suspects and defendants from among convicts who have committed crimes during serving sentence in the form of imprisonment concerning whom as a measure of restraint detention is chosen can contain: in pretrial detention centers of a penal correction system; prisons; in territories of the institutions executing punishment in the form of imprisonment in the rooms which are specially equipped for these purposes functioning in the mode of pretrial detention centers. At the same time irrespective of the place of detention the mode providing respect for the rights of suspects and defendants, execution of the duties by them, their isolation has to be set. The conducted research allowed to draw a conclusion on need of strict observance of requirements of the criminal procedure legislation and inadmissibility of substitution of procedural means criminal and executive. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Особенности реализации заключения под стражу в отношении осужденных (подозреваемых, обвиняемых), совершивших преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы»

УДК 343.8:343.126

НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ШУРУХНОВ, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: matros49@mail.ru;

ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГРИШИН, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: gda187@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ (ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ), СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ПЕРИОД ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Реферат: в статье рассматривается институт заключения под стражу. Анализ указанной меры пресечения проводится по отношению к особенностям ее применения к осужденным (подозреваемым, обвиняемым), совершившим преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы, обосновываются невозможность применения к осужденным (подозреваемым, обвиняемым), совершившим преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы, иных мер пресечения, так как в силу пребывания лица в условиях изоляции ни подписка о невыезде, ни наблюдение командования воинской части, ни присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, ни залог, ни домашний арест безоговорочно применяться не могут. Делается вывод о комплексном характере мер процессуального принуждения - применению рассматриваемой меры пресечения предшествует задержание подозреваемого. Исследованию подвергается также правовой статус лиц, уже лишенных свободы и вновь заключенных под стражу ввиду совершения ими нового преступления. Подозреваемые и обвиняемые из числа осужденных, совершившие преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться: в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы; тюрьмах; на территориях учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. При этом независимо от места содержания под стражей должен быть установлен режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию. Проведенное исследование позволило сделать вывод о необходимости неукоснительного соблюдения требований уголовно-процессуального законодательства и недопустимости подмены процессуальных средств уголовно-исполнительными.

Ключевые слова: меры пресечения, заключение под стражу, осужденный, лишение свободы, подозреваемый, обвиняемый, следственный изолятор, тюрьма, учреждение, исполняющее наказание в виде лишения свободы, специально оборудованные помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов.

NIKOLA Y GRIGORYEVICH SHURUHNOV, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, the Russian Federation, e-mail: matros49@mail.ru;

DMITRY ALEKSEEVICH GRISHIN, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, the Russian Federation, e-mail: gda187@rambler.ru

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF DETENTION IN RESPECT OF CONVICTED PERSONS (SUSPECTS, ACCUSED) COMMITTED THE OFFENCE WHILE SERVING A PUNISHMENT OF DEPRIVATION OF LIBERTY

Abstract: in article the institute of detention is considered. The analysis of the specified measure of restraint is carried out in relation to features of its application to convicts (the suspect, the defendant) who have committed crimes during serving sentence in the form of imprisonment. Authors prove impossibility of application to convicts (the suspect, the defendant) who have committed crimes during serving sentence in the form of imprisonment, other measures of restraint as owing to stay of the person in the conditions of isolation neither recognizance not to leave, nor observation of command of military unit, nor supervision for the minor defendant, nor pledge, nor house arrest can unconditionally be applied. The conclusion is drawn on complex character of measures of procedural coercion - application of the considered measure of restraint is preceded by detention of the suspect. Also legal status of the persons who are already imprisoned, and again taken into custody in view of commission of a new crime by them is exposed to a research. The suspects and defendants from among convicts who have committed crimes during serving sentence in the form of imprisonment concerning whom as a measure of restraint detention is chosen can contain: in pre-trial detention centers of a penal correction system; prisons; in territories of the institutions executing punishment in the form of imprisonment in the rooms which are specially equipped for these purposes functioning in the mode of pre-trial detention centers. At the same time irrespective of the place of detention the mode providing respect for the rights of suspects and

© Шурухнов Н. Г., Гришин Д. А., 2017 © Shuruhnov N. G., Grishin D. A., 2017

defendants, execution of the duties by them, their isolation has to be set. The conducted research allowed to draw a conclusion on need of strict observance of requirements of the criminal procedure legislation and inadmissibility of substitution of procedural means criminal and executive.

Keywords: measure, detention, convict, imprisonment, the suspect, the accused, detention facility, prison, the institution executing the penalty of deprivation of liberty, specially equipped premises functioning in the regime of remand.

М ерами пресечения в уголовном процессе служат предусмотренные законом средства воздействия на подозреваемого или обвиняемого, которые заключаются в лишении или ограничении его свободы, угрозе имущественных потерь или установлении за этими лицами присмотра. Если расценивать приведенное как определение мер пресечения, перечисленных в ст. 98 УПК РФ, то оно будет значительно уже, если вести речь об избрании таковых в отношении осужденных, совершивших преступление в период отбывания наказания в виде лишения свободы.

По отношению к названным субъектам в качестве меры пресечения будет применяться заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ). В силу пребывания осужденного в условиях изоляции ни подписка о невыезде, ни наблюдение командования воинской части, ни присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, ни залог, ни домашний арест безоговорочно применяться не могут.

Допустимо вести рассуждения в отношении такой меры пресечения, как личное поручительство, но при этом возникает вопрос о том, кто будет выступать в качестве поручителя. Можно перечислить значительное количество сотрудников и работников исправительного учреждения (начальник отряда, начальник цеха, мастер производственного обучения), которые наделены полномочиями по различным направлениям перевоспитания конкретного осужденного, но это не решит проблемы поручительства. Даже начальник исправительного учреждения не может быть таковым. В силу своих должностных обязанностей он отвечает за каждого отбывающего наказание в виде лишения свободы (за реализацию им совокупности прав и обязанностей, за состояние исправления и перевоспитания). Однако если начальник колонии допустил совершение преступления во вверенном ему исправительном учреждении, имея в своем подчинении необходимые силы и средства, то какие могут быть гарантии, что его личное поручительство будет способствовать тому, что конкретный осужденный не скроется от дознания, предварительного следствия или суда; не будет продолжать заниматься преступной деятельностью; не будет угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства уничтожать дока-

зательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу (ч. 1 ст. 97 УПК РФ).

Таким образом, из перечисленных в уголовно-процессуальной норме мер пресечения, применяемых по отношению к осужденным, остается заключение под стражу при условии, что за совершенное преступление может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет.

Исходя из того что избранию меры пресечения предшествует задержание, необходимо кратко раскрыть содержание ее реализации, предусмотренной гл. 12 УПК РФ и Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но изолированно от осужденных, отбывающих наказание. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд своим постановлением не продлил срок задержания (ч. 2 ст. 94 УПК РФ).

Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необходимости избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ).

Рассматриваемая категория осужденных должна находиться в условиях, которые приближены к содержанию задержанных и помещенных в изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. Данные условия установлены в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. Иными словами, к задержанным - осужденным применяется режим, соответствующий правовому статусу неосужденных лиц.

Подозреваемые и обвиняемые из числа осужденных, совершившие преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться: в следственных изоляторах (СИЗО); тюрьмах; на территориях учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов.

В указанные места осужденные (подозреваемые, обвиняемые), которые совершили преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы в колониях и в отношении которых избрана мера пресечения - содержание под стражей, могут переводиться исходя из правовых предписаний, экономической целесообразности, обеспечения их безопасности и безопасности других участников уголовного судопроизводства. В тюрьме они должны размещаться в общих камерах изолированно от осужденных, отбывающих наказание. Имеется в виду отдельно от осужденных, отбывающих часть срока наказания в тюрьме, переведенных в тюрьму на срок до трех лет за нарушение установленного порядка отбывания наказания в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов (ст. 130 УИК РФ), а также от осужденных, оставленных в тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК РФ).

Осужденные (подозреваемые, обвиняемые), совершившие преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы в колониях, в отношении которых избрана мера пресечения -содержание под стражей, могут переводиться в учреждения, исполняющие наказания, в которых специально оборудованы помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов. Следует отметить, что временное содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также осужденных, обвинительные приговоры в отношении которых не вступили в законную силу, на территории исправительных учреждений предусматривалось начиная с 1993 г. (в тот период, когда СИЗО были переполнены). Для содержания лиц этих категорий в исправительных учреждениях оборудовались специальные помещения, которые выполняли функции следственных изоляторов.

Перечень исправительных учреждений, на территориях которых созданы помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов, утвержден приказом министра юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ. В него входят те исправительные учреждения, которые расположены в черте

или вблизи достаточно крупных населенных пунктов и могут качественно обеспечить задачи, стоящие перед заключением под стражу.

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ).

Начальникам территориальных органов уголовно-исполнительной системы (УИС) Минюста России предписано организовать содержание подозреваемых и обвиняемых на территориях, указанных в Перечне учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность следственных изоляторов. В частности, речь идет о Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Подозреваемые и обвиняемые содержатся в специально оборудованных помещениях, отдельно от осужденных, отбывающих наказание в данном исправительном учреждении. Кроме того, согласно международным принципам различные категории заключенных содержатся в раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин их заключения и предписанного обращения с ними.

В соответствии с основными требованиями обеспечения изоляции подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах. Размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. Не требуется санкции прокурора на размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в следующих случаях:

- при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения;

- в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого или обвиняемого либо других подозреваемых или обвиняемых;

- при наличии письменного заявления подозреваемого или обвиняемого об одиночном содержании;

- при размещении подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в ночное время, если днем они содержатся в общих камерах.

Не допускаются переговоры, передача каких-либо предметов и переписка подозреваемых и обвиняемых с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в других камерах или иных помещениях мест содержания под стражей.

Переговоры, передача каких-либо предметов и переписка подозреваемых и обвиняемых с лица-

ми, находящимися на свободе, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными в законе.

Основные требования обеспечения изоляции должны соблюдаться при перемещении подозреваемых и обвиняемых за пределами мест их содержания под стражей. Это связано с тем, что подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в местах исполнения анализируемой меры пресечения, могут переводиться в изоляторы временного содержания. Речь идет о случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами мест исполнения меры пресечения, из которых ежедневная доставка в силу определенных обстоятельств невозможна. Перевод в изолятор временного содержания может осуществляться не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда [1, с. 22].

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ [2, с. 12-17].

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации установлены Правила внутреннего распорядка. Они регламентируют:

1) прием и размещение подозреваемых и обвиняемых по камерам;

2) проведение личного обыска, дактилоскопирование, фотографирование, а также досмотр вещей подозреваемых и обвиняемых;

3) изъятие у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;

4) материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых;

5) приобретение подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров;

6) прием и выдачу подозреваемым и обвиняемым посылок, передач;

7) получение и отправление подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, писем, денежных переводов;

8) направление подозреваемыми и обвиняемыми предложений, заявлений и жалоб;

9) отправление подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов;

10) привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду;

11) участие подозреваемых и обвиняемых в се-мейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках;

12) проведение подписки подозреваемых и обвиняемых на газеты и журналы;

13) медико-санитарное обеспечение подозреваемых и обвиняемых;

14) проведение ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых;

15) проведение свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, за исключением свиданий с защитником;

16) обеспечение участия подозреваемых, обвиняемых в следственных действиях и судебных заседаниях;

17) личный прием подозреваемых и обвиняемых начальником места содержания под стражей и уполномоченными им лицами;

18) выдачу тел подозреваемых и обвиняемых, умерших в местах содержания под стражей.

Внутренний распорядок устанавливает правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.

Подозреваемые и обвиняемые обязаны:

1) соблюдать порядок содержания под стражей, установленный законом и Правилами внутреннего распорядка;

2) выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей;

3) соблюдать требования гигиены и санитарии;

4) соблюдать правила пожарной безопасности;

5) бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей;

6) проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;

7) не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;

8) не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;

9) не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц.

Подозреваемым и обвиняемым запрещается иметь при себе (хранить и использовать) предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей.

Подозреваемые и обвиняемые, которым в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут быть в соответствии с УПК РФ направлены на экспертизу. В этом случае, а также при необходимости оказания им медицинской помощи они помещаются в медицинские учреждения. Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях и привлечения к их обслуживанию персонала этих учреждений определяются Минздравсоцразвития России и Минюстом России. Такой порядок позволяет, с одной стороны, профессионально оказать медицинскую помощь, с другой - обеспечить те цели, которые стоят перед содержанием подозреваемых и обвиняемых под стражей.

Подводя итоги отдельных особенностей реализации заключения под стражу в отношении осужденных (подозреваемых, обвиняемых), совершивших преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы, следует отметить, что постановлением Правительства РФ от 14 января 2011 г. № 3 «О медицинском освидетельствовании подоз-

реваемых или обвиняемых в совершении преступлений» утверждены:

- правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;

- перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений. Он включает в себя некоторые инфекционные и паразитарные болезни; новообразования; болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ; болезни нервной системы; болезни глаза и его придаточного аппарата; болезни глаз, сопровождающиеся полной слепотой; болезни системы кровообращения; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни печени с печеночной недостаточностью III степени; болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани; болезни мочеполовой системы; травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин; внешние причины заболеваемости и смертности;

- форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.

Реализация положений постановления является особо актуальной в целях обеспечения прав осужденных (подозреваемых, обвиняемых), совершивших преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы.

Список литературы

1. Шурухнов Н. Г. Уголовно-процессуальный статус органов, оперативных подразделений, должностных лиц в системе Федеральной службы исполнения наказаний // Уголовно-исполнительная система в современном обществе и перспективы ее развития (посвящается 135-летию уголовно-исполнительной системы и 80-летию Академии ФСИН России) : сб. тез. выступ. участников Междунар. науч.-практ. конф. (ноябрь 2014 г.). Рязань, 2014. Т. 2. С. 21-23.

2. Гришин Д. А. Актуальные вопросы законности производства дознания. Рязань, 2010. 128 с.

References

1. Shurukhnov N.G. Ugolovno-protsessual'nyj status organov, operativnykh podrazdelenij, dolzhnostnykh lits v sisteme Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij [Criminal procedure status of the bodies, operational units, officials in the system of Federal service of execution of punishments]. Sbornik tezisov vystuplenij uchastnikov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (Noyabr' 2014 g.) «Ugolovno-ispolnitel'naya sistema v sovremennom obshhestve i perspektivy ee razvitiya» (posvyashhaetsya 135-letiyu ugolovno-ispolnitel'noj sistemy i 80-letiyu Аkademii FSIN Rossii) [Collection of theses of reports of International scientific-practical conference (November 2014) «Penal system in modern society and prospects of its development» (dedicated to the 135th anniversary of penal system and to the 80th anniversary of the Academy of the FPS of Russia). Ryazan, 2014, vol. 2, pp. 21-23.

2. Grishin D. А. Аktual'nye voprosy zakonnosti proizvodstva doznaniya [Topical issues of legality of inquiry]. Ryazan, 2010. 128 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Шурухнов Николай Григорьевич - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: matros49@mail.ru;

Гришин Дмитрий Алексеевич - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: gda187@rambler.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Шурухнов, Н. Г. Особенности реализации заключения под стражу в отношении осужденных (подозреваемых, обвиняемых), совершивших преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы / Н. Г. Шурухнов, Д. А. Гришин // Человек: преступление и наказание. - 2017. - Т. 25. - № 1. -С.118-123.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Shuruhnov Nikolay G. - dsc in law, professor, professor, criminal procedure and criminalistics department, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, the Russian Federation, e-mail: matros49@mail.ru;

Grishin Dmitry A. - phd in law, senior lecturer, criminal procedure and criminalistics department Academy of the FPS of Russia, Ryazan, the Russian Federation, e-mail: gda187@rambler.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Shuruhnov N. G., Grishin D. A. Osobennosti realiza-cii zakljuchenija pod strazhu v otnoshenii osuzhden-nyh (podozrevaemyh, obvinjaemyh), sovershivshih prestuplenija v period otbyvanija nakazanija v vide lishenija svobody [Features of the implementation of detention in respect of convicted persons (suspects, accused) committed the offence while serving a punishment of deprivation of liberty]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2017, vol. 25, no. 1, pp. 118-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.