УДК 342.951 ББК 67.401.072
отдельные направления трансформации полномочий органов внутренних дел в условиях военного положения
ОЛЕГ ВАЛЕНТИНОВИЧ ЗИБОРОВ,
начальник факультета переподготовки и повышения квалификации Московского университета МВД им. В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.14 — административное право,
административный процесс E-mail: [email protected],
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются отдельные направления трансформации задач, стоящих перед органами внутренних дел в повседневных условиях, применительно к условиям военного времени. Автор анализирует проблемы привлечения сотрудников органов внутренних дел к выполнению мер и ограничений в рассматриваемых условиях.
Ключевые слова: военное положение, административно-правовой режим, комендантский час, военная цензура.
Annotation. This article examines separate areas of transformation tasks facing the internal Affairs bodies on a daily basis in relation to the conditions of wartime. The author analyzes the problems of attracting employees of internal Affairs bodies to implement measures and limitations in these conditions.
Keywords: military law, administrative-legal regime was in place, curfews, military censorship.
Административно-правовой режим военного положения, вводимый в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы такой агрессии, влечет кардинальное изменение задач органов внутренних дел путем возложения на их сотрудников целого комплекса дополнительных обязанностей. В рассматриваемых условиях основные силы и средства органов внутренних дел должны быть сосредоточены на следующих направлениях:
• поддержание особого режима въезда на территорию Российской Федерации и выезда из нее, а также ограничения передвижения по ее территории;
• охрана важных государственных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей природной среды;
• пресечение деятельности незаконных воору-
женных формирований, террористической и диверсионной деятельности;
• охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
• участие в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
• осуществление выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач в условиях военного положения в соответствии с федеральным законодательством;
• организация взаимодействия с воинскими частями, другими воинскими формированиями, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Каждое из указанных направлений предполагает целый комплекс обеспечительных мероприятий, которые могут как дополнять имеющиеся полномочия органов внутренних дел в целом, и полиции в частности, так и вводить принципиально новые задачи, которые с
преобладающей актуальностью нуждаются в должном административно-правовом регулировании. К таким неурегулированным направлениям следует отнести следующие.
Реализация комплекса мероприятий по запрещению нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время (комендантского часа). Данное направление предполагает осуществление мер, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на улицах и в иных общественных местах в городах и других населенных пунктах. На наш взгляд, с использованием средств массовой информации необходимо довести до сведения населения информацию о запрете нахождения граждан на улицах и в общественных местах в ночное время. Учитывая опыт установления административной ответственности в отдельных субъектах Российской Федерации, «ночным временем» признается, как правило, временной отрезок с 23 часов до 7 часов утра. Так, например, ст. 10.1 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения», устанавливающая ответственность за нарушение тишины и спокойствия граждан в ночное время, устанавливает временной отрезок с 23 до 7 часов утра по местному времени [1]. Такой же временной отрезок признается «ночным временем» и Законом г. Москвы от 12 июля 2002 № 42 «О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве» [2]. Таким образом, по аналогии с указанными нормами с 23.00 до 7.00 часов местного времени с учетом дислокации органа внутренних дел возможно участие сотрудников полиции в обеспечении условий комендантского часа. Очевидно, что с учетом складывающейся обстановки время запрещения нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах может быть скорректировано в соответствующем указе Президента Российской Федерации и варьироваться, например, промежутком с 22 часов до 6 часов по местному времени. В рамках реализации данного комплекса мероприятий сотрудники органов внутренних дел должны оказывать помощь военному командованию в контроле за соблюдением населением запрета нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток; обязаны обеспечить (по согласованию с военным командованием) привлечение к патрулированию на улицах и объектах транспорта военнослужащих воинских частей внутренних войск МВД России.
В процессе реализации комендантского часа сотрудники органов внутренних дел должны реализовы-вать (совместно с органами исполнительной власти и военного управления) мероприятия, в том числе принудительного характера, связанные с осуществлени-
ем, при необходимости, проверки документов, удостоверяющих личность граждан, личного досмотра, досмотра их вещей, жилища и транспортных средств. При необходимости на основаниях, установленных законодательством, задерживать граждан и транспортные средства [3, с. 23; 4, с. 104-106; 5, с. 103-105]. По каждому факту административного задержания необходимо производить предварительные проверки, а также принимать меры, предусмотренные законодательством о военном положении.
Участие в реализации комендантского часа влечет значительное расширение задач как всей системы органов внутренних дел, так и ее отдельных служб. В частности, участковые уполномоченные полиции организовывают регулярные проверки обслуживаемого административного участка, в частности подъездов домов, чердачных и подвальных помещений, пустующих строений, для выявления лиц, представляющих оперативный интерес. Комплексные силы органов внутренних дел, задействованные по единой дислокации, обеспечивают контроль за соблюдением режима светомаскировки на территории обслуживания, в том числе в жилом секторе, административных зданиях, зданиях органов внутренних дел.
Реализация комплекса мероприятий по запрещению продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установлению особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков, изъятию у граждан и организаций оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, изъятию у организаций боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ.
Введение военного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является юридическим фактом, который, с одной стороны, служит основанием для возникновения новых групп административных правоотношений, с другой стороны, он прекращает либо видоизменяет другие, ранее действовавшие административные правоотношения [6, с. 115]. Рассматриваемая мера относится как раз ко второй группе последствий введения военного положения, поскольку наглядно демонстрирует трансформацию имевшихся ранее отношений. Реализация данного комплекса мероприятий ставит перед органами внутренних дел ряд принципиально важных задач. В частности, необходимо организовать мероприятия по приему на хранение юридическими лицами и гражданами оружия, в том числе зарегистрированного, в отношении владельцев которого проводятся мероприятия по их эвакуации или призыву по мобилизации, а при издании соответствующих правовых актов принять меры к изъятию всего оружия, зарегистриро-
ванного в органах внутренних дел. Следует провести изъятие из торговой сети служебного и гражданского оружия и патронов к нему, приостановить действие лицензий и разрешений на данный вид деятельности, а также определить совместно с органами исполнительной власти места хранения сданного (изъятого) оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, в том числе организовать охрану этих мест хранения. В процессе реализации военного положения возможно возникновение ситуаций, когда потребуется аннулирование ранее выданных юридическим лицам разрешений на транспортировку и перевозку оружия, патронов к нему, порохов, а также лицензий частных охранных и детективных предприятий, с одновременной организацией изъятия у них оружия и специальных средств. Несомненно, условия военного времени влекут приостановку до особого распоряжения выдачи разрешительных документов (лицензий) юридическим лицам и гражданам на приобретение и хранение оружия и занятие деятельностью, связанной с оборотом оружия. В случае если деятельность объектов хранения оружия, патронов к нему, взрывчатых материалов не была приостановлена на период военного положения, необходимо организовать осуществление проверок таких объектов, складов, хранилищ и контроль за организацией их охраны. Некоторые задачи, решаемые органами внутренних дел и в повседневных условиях, в условиях военного времени приобретают кардинально новое, актуальное значение. Так, по-новому следует подходить к обеспечению контроля за соблюдением населением запрета на хранение оружия, боеприпасов, средств радиосвязи, взрывчатых материалов и другого военного имущества. В числе первоочередных мероприятий данной группы в условиях военного положения следует назвать осуществление мер по пресечению хищений продуктов питания, горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, установлению особого режима оборота спиртных напитков, а также недопущению поступления на потребительский рынок недоброкачественной продукции, которая может вызвать массовые заболевания населения.
Деятельность органов внутренних дел по реализации запрета проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования. Данный комплекс мероприятий должен проводиться органами внутренних дел в тесном взаимодействии с иными правоохранительными органами и органами исполнительной власти в части обеспечения регулярного обмена информацией по каждому факту планирования и проведения несанкционированных массовых мероприятий. В процессе данной деятельности на обслуживаемой территории организуется проведение оперативно-про-
филактических мероприятий по отработке жилого сектора, чердаков, подвалов, нежилых помещений, лесных массивов, теплотрасс, железнодорожных станций и прилегающей территории, отстойников электропоездов и других мест на предмет проведения нелегальных собраний, митингов и иных массовых мероприятий, а также принимаются предусмотренные законодательством меры в отношении организаторов и участников данных акций. В целях профилактики несанкционированных массовых мероприятий в условиях военного положения необходимо проводить беседы с лидерами региональных (местных) отделений различных партий и объединений, не запрещенных на период военного положения, о недопустимости проведения массовых мероприятий, в том числе предупредить их об ответственности за подобные противоправные действия. Совместно со средствами массовой информации следует проводить разъяснительную работу среди населения о запрете проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, а также других массовых мероприятий в период военного положения. Возможно усиление патрулирования на улицах и других общественных местах с целью воспрепятствования проведению населением собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований, а также иных массовых мероприятий, внесение соответствующих корректив и дополнений в схемы постов и маршрутов в системе сил и средств единой дислокации. В случае возникновения массовых беспорядков, вызванных проведением митингов и других массовых мероприятий, необходимо принять меры к их пресечению с использованием сил и средств органов внутренних дел и воинских частей и соединений внутренних войск МВД России, в границах их ответственности, с обязательным документированием противоправных действий участников массовых беспорядков.
Осуществление дополнительных мероприятий в случае введения военной цензуры. Не останавливаясь подробно на содержании понятия «военная цензура», обозначим принципиальный момент, связанный с необходимостью участия сотрудников органов внутренних дел в данном комплексе мероприятий. Прежде всего, должен быть организован контроль за почтово-телеграфной корреспонденцией, направляемой самими сотрудниками подчиненных органов внутренних дел, формирований военного времени, комплектуемых органами внутренних дел и федеральными государственными гражданскими служащими. В этой связи, в том числе, должны быть исключены случаи передачи средствами открытой связи секретной информации. При выявлении фактов обнаружения в почтово-теле-графной корреспонденции сведений, разглашающих военную, государственную тайну, необходимо при-
нять срочные меры к установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной действующим законодательством. Очевидно, что участие сотрудников органов внутренних дел в реализации военной цензуры возможно только в тесном взаимодействии с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также иными правоохранительными органами, в том числе в направлении обеспечения введения военной цензуры на почтово-телеграфную корреспонденцию гражданского населения, включая население, проживающее на территориях режимных объектов, и военнослужащих внутренних войск МВД России. При выявлении фактов обнаружения в почтово-телеграфной корреспонденции сведений, разглашающих военную либо государственную тайну, следует возбуждать уголовные дела и принимать меры к установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной действующим законодательством в условиях военного времени.
Проведенный выше анализ трансформации задач органов внутренних дел в условиях военного положения наглядно демонстрирует необходимость значительной плановой работы как законодательных органов по разработке соответствующего массива нормативных правовых актов, регламентирующих алгоритмы поведения всех задействованных в реализации военного положения служб и подразделений, так и органов исполнительной власти по проведению заблаговременных мероприятий по подготовке к применению законодательства о военном положении. В полной мере этот вывод применим к органам внутренних дел, которые в связи со складывающейся обстановкой приступают к выполнению большого количества за-
дач, требующих специальных практических навыков и умений, а, следовательно, и нуждаются в заблаговременном обучении и подготовке.
Литература
1. Об ответственности за административные правонарушения: закон Орловской области от 06 июня 2013 г. № 1490-ОЗ (в ред. от 05.10.2015 г.): принят Орловским областным Советом народных депутатов 31 мая 2013 г. // Орловская правда. — 2013. — 8 июня.
2. О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве: закон г. Москвы от 12 июля 2002 № 42 // Ведомости Московской городской Думы. — 2002. — № 8.
3. Осокин Р. Б. Правоохранительные органы в системе безопасности в России: лекция. — Тамбов: Тамбовский филиал Московского университета МВД России, 2006. — 56 с.
4. Зуев Б. Р., Пашкова Е. Н. О некоторых вопросах применения мер административного пресечения // Модернизация государства и права России в ХХ-ХХ1 вв.: исторический опыт и современные проблемы: материалы межвузовской заочной научной конференции. — Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2006. — С. 104-106.
5. Осокин Р. Б. Состояние криминогенной обстановки и предупреждение преступлений в Рязанской области: научно-аналитический обзор. — М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2015. — 211 с.
6. Искевич И. С., Осокин Р. Б. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право России». — Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2008. — 155 с.