Научная статья на тему 'Отдельные направления (комплекс мер)противодействия органов внутренних Дели гражданского общества терроризму и экстремизму'

Отдельные направления (комплекс мер)противодействия органов внутренних Дели гражданского общества терроризму и экстремизму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УГРОЗЫ ГОСУДАРСТВУ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / THREATS TO THE STATE / TERRORISM / EXTREMISM / COUNTERMEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуров Данил Валерьевич

В статье рассматривается проблема борьбы с терроризмом и экстремизмом, которые несут серьезную угрозу существованию и развитию каждого государства. Применительно к российским условиям автор считает целесообразным использовать соответствующий опыт, объединить все имеющиеся и создать новые разработки для формирования единого универсального комплекса мер эффективного противодействия этим преступлениям и предлагает конкретный его вариант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual lines (a set of measures) of opposition the internal affairs bodies and civil society to terrorism and extremism

In article the problem of fight against terrorism and extremism which bear serious threat to existence and development of each state is considered. With reference to the Russian conditions the author considers expedient to make use of the corresponding experience, to unite everything available and to create new development for formation of a uniform universal package of measures of effective counteraction to these crimes and offers its concrete option.

Текст научной работы на тему «Отдельные направления (комплекс мер)противодействия органов внутренних Дели гражданского общества терроризму и экстремизму»

В настоящее время терроризм и экстремизм являются наиболее серьезной угрозой развитию любого государства. Значимость борьбы с ними крайне высока для сегодняшней России. К сожалению, терроризм стал неотъемлемой частью нашей жизни на долгие годы. Это обусловливает необходимость объединения уже имеющихся разработок и опыта противодействия терроризму, создания новых и на основе этого формирования единого универсального комплекса мер борьбы с данным явлением. Следует выделить ключевые позиции такого противодействия, которые, в свою очередь, разделяются на составные элементы. Не претендуя на всесторонность и оставляя вопрос добавления новых элементов или расположения имеющихся в другой последовательности открытым, мы предлагаем нижеследующий вариант комплекса мер противодействия терроризму (не распределяя элементы по степени важности, а размещая их в произвольном порядке).

1. Специальные технические средства:

- средства распознания, идентификации, обнаружения и фиксации (объектов, террористов и ВУ, в том числе радиомониторинг и системы глушения);

- средства перемещения и разминирования;

- заградительные средства (строительство заграждений и интеллектуальные системы защиты объектов);

- системы быстрой передачи данных и отождествления.

2. Помощь общественности:

- население (обучение взаимодействию с правоохранительными органами, ориентирование по фактам совершенных преступлений и розыску преступников; выдача вознаграждений за информацию о террористах; выделение средств из внебюджетных источников - создание различных общественных ассоциаций и т.д.; пропаганда и повсеместное использование телефонов доверия; расширение системы внештатных сотрудников (в частности, с привлечением консьержей, дворников, частной охраны, владельцев пунктов общественного питания, гостиниц, швейцаров и т.д.); наделение их частью полномочий и обеспечение соответствующей правовой защитой;

- СМИ, общественные организации (формирование общественной позитивной идеологии, информационное обеспечение деятельности правоохранников, оказание помощи в налаживании контактов между различными социальными и религиозными группами, информирование населения с целью профилактики по способам совершения преступлений, объектам, лицам, признакам и т.д., осуществление постоянного общественного контроля за деятельностью правоохранников, государственных органов и суда).

3. Оперативные мероприятия:

- работа в террористической среде сотрудников правоохранительных органов (разработка комплекса мер по привлечению проверенных национальных кадров, отвечающих этническому составу террористической организации; на законодательном уровне решение вопроса об устранении ответственности за совершение преступлений при выполнении данных операций; достойное материальное обеспечение проводимых операций и создание действенных институтов государственной защиты лиц, участвовавших в специальных операциях);

- содействие граждан оперативным подразделениям (проведение необходимой работы субъектами ОРД согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», а также материальное подкрепление и формирование, в частности средствами массовой информации, позитивной мотивации такому содействию; обеспечение участников взаимодействия мерами государственной защиты);

- использование различных оперативных игр (должна быть предусмотрена соответствующая законодательная база для отграничения от провокаций и введения оперативных данных в процесс доказывания);

- работа в сети Интернет (мониторинг, установление адресов террористических сайтов и т.д.);

- пресечение незаконного оборота оружия и наркотиков;

- деятельности этнических организованных преступных группировок;

- попыток террористических организаций и ОПТ влиять на работу правоохранительных структур, утечки информации и квалифицированных кадров.

4. Профессионализм сотрудников правоохранительных органов:

- предупреждение (в том числе посредством личного воздействия на субъектов предупреждения), установление по характерным признакам возможности совершения террористического акта и выявление лиц, склонных к их совершению, реагирование на угрозу или совершенный террористический акт (владение ситуацией, знание своих прав; выдача оружия на постоянное ношение всем сотрудникам правоохранительных органов, презумпция правомерности применения оружия и т.д.);

- раскрытие совершенных террористических актов;

- постоянный обмен информацией между различными службами и подразделениями, в том числе взаимодействие с полицией других стран;

- общая готовность (наличие технических средств, автотранспорта и т.д.);

- проведение силовых мероприятий, переговоров, прогнозирование.

5. Законодательные меры:

- ограничения (передвижения, регистрации, возможность высылки и т.д.);

- наказание за пособничество, пропаганду и распространение экстремистской литературы;

- конфискация имущества;

- быстрота реагирования на изменения обстановки и отправления правосудия, неотвратимость и жесткость правосудия, упрощенный порядок документирования;

- вопросы экстрадиции террористов;

- возможность применения «нетрадиционных» методов, в том числе психотропных средств (например, по санкции суда в условиях крайней необходимости - только террорист знает, как разминировать взрывное устройство, от которого может погибнуть много людей), задержания по оперативной информации (вопрос в четких основаниях и сроках), допустимых мер воздействия на родственников террористов, уничтожения имущества террористов, четкого регулирования ввода оперативных данных в процесс доказывания и контролируемого применения «имитации преступного образа жизни» как метода оперативно-разыскной деятельности;

- социальные гарантии участникам контртеррористической деятельности (сотрудникам, содействующим гражданам, их семьям, свидетелям, потерпевшим).

6. Противодействие финансированию терроризма:

- задержание курьеров, осуществляющих перевоз наличных денег (необходима законодательная возможность конфискации и наказания);

- пресечение переводов через финансовые структуры, ложные фонды и т.д. (необходима законодательная возможность ликвидации выявленных финансовых структур и наказания их руководителей);

- раскрытие фальшивомонетничества и финансового мошенничества как преступлений, подрывающих экономические устои государства.

Кроме осуществления различными службами работы по вышеуказанному комплексу мероприятий, считаем целесообразным:

- создание специализированных внетерриториальных (подчиненных центру) подразделений (групп) со структурой, включающей в себя представителей различных служб (например: ФСБ, УР, БЭП, криминалистов, аналитиков, физической защиты и т.д.), а также с выделенными по данной линии работы следователями и судьями;

- проведение контрнаблюдения при возможном репрезентативном выборе жертв или объектов террористами с последующим задержанием;

- выявление и постоянный контроль возможных псевдорелигиозных лидеров, контроль за настроениями отдельных социальных групп;

- жесткие меры пресечения;

- активное привлечение негосударственных организаций (общественных движений, организаций, политических партий и т.д.) пророссийской направленности;

- создание правовой базы ссылок или отказа в регистрации в определенных регионах или при наличии оперативной информации;

- проведение постоянной аналитической работы с научным подходом к проблеме;

- активное взаимодействие правоохранников с Министерством обороны РФ;

- возможное выведение дел экстремистской направленности из гражданской юрисдикции в более жесткую сферу рассмотрения.

Конечно, вышеуказанные меры могут вызвать полемику, но они применялись в России ранее и сегодня используются в других странах мира. Борьба с терроризмом - процесс длительный, комплексный, частично идеологический, частично экономический, но все же это борьба, в которой выиграет тот, кто умеет бороться жестко, а может быть, и жестоко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.