В настоящее время терроризм и экстремизм являются наиболее серьезной угрозой развитию любого государства. Значимость борьбы с ними крайне высока для сегодняшней России. К сожалению, терроризм стал неотъемлемой частью нашей жизни на долгие годы. Это обусловливает необходимость объединения уже имеющихся разработок и опыта противодействия терроризму, создания новых и на основе этого формирования единого универсального комплекса мер борьбы с данным явлением. Следует выделить ключевые позиции такого противодействия, которые, в свою очередь, разделяются на составные элементы. Не претендуя на всесторонность и оставляя вопрос добавления новых элементов или расположения имеющихся в другой последовательности открытым, мы предлагаем нижеследующий вариант комплекса мер противодействия терроризму (не распределяя элементы по степени важности, а размещая их в произвольном порядке).
1. Специальные технические средства:
- средства распознания, идентификации, обнаружения и фиксации (объектов, террористов и ВУ, в том числе радиомониторинг и системы глушения);
- средства перемещения и разминирования;
- заградительные средства (строительство заграждений и интеллектуальные системы защиты объектов);
- системы быстрой передачи данных и отождествления.
2. Помощь общественности:
- население (обучение взаимодействию с правоохранительными органами, ориентирование по фактам совершенных преступлений и розыску преступников; выдача вознаграждений за информацию о террористах; выделение средств из внебюджетных источников - создание различных общественных ассоциаций и т.д.; пропаганда и повсеместное использование телефонов доверия; расширение системы внештатных сотрудников (в частности, с привлечением консьержей, дворников, частной охраны, владельцев пунктов общественного питания, гостиниц, швейцаров и т.д.); наделение их частью полномочий и обеспечение соответствующей правовой защитой;
- СМИ, общественные организации (формирование общественной позитивной идеологии, информационное обеспечение деятельности правоохранников, оказание помощи в налаживании контактов между различными социальными и религиозными группами, информирование населения с целью профилактики по способам совершения преступлений, объектам, лицам, признакам и т.д., осуществление постоянного общественного контроля за деятельностью правоохранников, государственных органов и суда).
3. Оперативные мероприятия:
- работа в террористической среде сотрудников правоохранительных органов (разработка комплекса мер по привлечению проверенных национальных кадров, отвечающих этническому составу террористической организации; на законодательном уровне решение вопроса об устранении ответственности за совершение преступлений при выполнении данных операций; достойное материальное обеспечение проводимых операций и создание действенных институтов государственной защиты лиц, участвовавших в специальных операциях);
- содействие граждан оперативным подразделениям (проведение необходимой работы субъектами ОРД согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», а также материальное подкрепление и формирование, в частности средствами массовой информации, позитивной мотивации такому содействию; обеспечение участников взаимодействия мерами государственной защиты);
- использование различных оперативных игр (должна быть предусмотрена соответствующая законодательная база для отграничения от провокаций и введения оперативных данных в процесс доказывания);
- работа в сети Интернет (мониторинг, установление адресов террористических сайтов и т.д.);
- пресечение незаконного оборота оружия и наркотиков;
- деятельности этнических организованных преступных группировок;
- попыток террористических организаций и ОПТ влиять на работу правоохранительных структур, утечки информации и квалифицированных кадров.
4. Профессионализм сотрудников правоохранительных органов:
- предупреждение (в том числе посредством личного воздействия на субъектов предупреждения), установление по характерным признакам возможности совершения террористического акта и выявление лиц, склонных к их совершению, реагирование на угрозу или совершенный террористический акт (владение ситуацией, знание своих прав; выдача оружия на постоянное ношение всем сотрудникам правоохранительных органов, презумпция правомерности применения оружия и т.д.);
- раскрытие совершенных террористических актов;
- постоянный обмен информацией между различными службами и подразделениями, в том числе взаимодействие с полицией других стран;
- общая готовность (наличие технических средств, автотранспорта и т.д.);
- проведение силовых мероприятий, переговоров, прогнозирование.
5. Законодательные меры:
- ограничения (передвижения, регистрации, возможность высылки и т.д.);
- наказание за пособничество, пропаганду и распространение экстремистской литературы;
- конфискация имущества;
- быстрота реагирования на изменения обстановки и отправления правосудия, неотвратимость и жесткость правосудия, упрощенный порядок документирования;
- вопросы экстрадиции террористов;
- возможность применения «нетрадиционных» методов, в том числе психотропных средств (например, по санкции суда в условиях крайней необходимости - только террорист знает, как разминировать взрывное устройство, от которого может погибнуть много людей), задержания по оперативной информации (вопрос в четких основаниях и сроках), допустимых мер воздействия на родственников террористов, уничтожения имущества террористов, четкого регулирования ввода оперативных данных в процесс доказывания и контролируемого применения «имитации преступного образа жизни» как метода оперативно-разыскной деятельности;
- социальные гарантии участникам контртеррористической деятельности (сотрудникам, содействующим гражданам, их семьям, свидетелям, потерпевшим).
6. Противодействие финансированию терроризма:
- задержание курьеров, осуществляющих перевоз наличных денег (необходима законодательная возможность конфискации и наказания);
- пресечение переводов через финансовые структуры, ложные фонды и т.д. (необходима законодательная возможность ликвидации выявленных финансовых структур и наказания их руководителей);
- раскрытие фальшивомонетничества и финансового мошенничества как преступлений, подрывающих экономические устои государства.
Кроме осуществления различными службами работы по вышеуказанному комплексу мероприятий, считаем целесообразным:
- создание специализированных внетерриториальных (подчиненных центру) подразделений (групп) со структурой, включающей в себя представителей различных служб (например: ФСБ, УР, БЭП, криминалистов, аналитиков, физической защиты и т.д.), а также с выделенными по данной линии работы следователями и судьями;
- проведение контрнаблюдения при возможном репрезентативном выборе жертв или объектов террористами с последующим задержанием;
- выявление и постоянный контроль возможных псевдорелигиозных лидеров, контроль за настроениями отдельных социальных групп;
- жесткие меры пресечения;
- активное привлечение негосударственных организаций (общественных движений, организаций, политических партий и т.д.) пророссийской направленности;
- создание правовой базы ссылок или отказа в регистрации в определенных регионах или при наличии оперативной информации;
- проведение постоянной аналитической работы с научным подходом к проблеме;
- активное взаимодействие правоохранников с Министерством обороны РФ;
- возможное выведение дел экстремистской направленности из гражданской юрисдикции в более жесткую сферу рассмотрения.
Конечно, вышеуказанные меры могут вызвать полемику, но они применялись в России ранее и сегодня используются в других странах мира. Борьба с терроризмом - процесс длительный, комплексный, частично идеологический, частично экономический, но все же это борьба, в которой выиграет тот, кто умеет бороться жестко, а может быть, и жестоко.